Научная статья на тему 'Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников'

Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1786
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОБРАЗЫ / МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ РОЛИ / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SEX AND GENDER BEHAVIORAL PATTERNS / MALE AND FEMALE FUNCTIONS / SEXUAL AND AGE PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева И. А.

Важность изучения процесса гендерной социализации современного молодого поколения, формирования в сознании молодежи полоролевых образов обусловлена многочисленными примерами неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей, проблемами партнерских отношений мужчин и женщин. Количество проблем увеличивается в связи с низкой информированностью родителей, школьных учителей и даже психологов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений « учитель ученик » в системе школьного образования. Данная статья содержит анализ и интерпретацию диагностических данных, полученных в результате исследования полоролевых стереотипов подростков и старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of sex and gender stereotypes of teenagers and senior school students

The importance of study of the younger generation gender socializing, developing their sex and gender behavioral patterns if determined by numerous practical examples of insufficient realization of male and female functions in new families as well as difficulties in developing partners relationship. The situation worsening is conditioned by parents, school teachers and psychologists’ low awareness of sexual and age peculiarities and necessity of appropriate changes in parent-child and teacher-student relations within the framework of education. The article contains the analysis and interpretation of diagnostics data obtained from investigation of sex and gender stereotypes of teenagers and senior school students.

Текст научной работы на тему «Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 159.9:316.363

ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ПОЛОРОЛЕВЫХ СТЕРЕОТИПАХ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© и. а. Медведева

Пензенский государственный педагогический университет им. В.г. Белинского, кафедра прикладной психологии e-mail: medvedeva@inboxl.ru

Медведева И. А. - Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1287-1293. - Важность изучения процесса гендерной социализации современного молодого поколения, формирования в сознании молодежи полоролевых образов обусловлена многочисленными примерами неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей, проблемами партнерских отношений мужчин и женщин. Количество проблем увеличивается в связи с низкой информированностью родителей, школьных учителей и даже психологов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений «учитель-ученик» в системе школьного образования. Данная статья содержит анализ и интерпретацию диагностических данных, полученных в результате исследования полоролевых стереотипов подростков и старшеклассников. ключевые слова: полоролевые образы, мужские и женские роли, половозрастные особенности.

Medvedeva I. A. - Investigation of sex and gender stereotypes of teenagers and senior school students // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1287-1293. - The importance of study of the younger generation gender socializing, developing their sex and gender behavioral patterns if determined by numerous practical examples of insufficient realization of male and female functions in new families as well as difficulties in developing partners relationship. The situation worsening is conditioned by parents, school teachers and psychologists’ low awareness of sexual and age peculiarities and necessity of appropriate changes in parent-child and teacher-student relations within the framework of education. The article contains the analysis and interpretation of diagnostics data obtained from investigation of sex and gender stereotypes of teenagers and senior school students.

Keywords: sex and gender behavioral patterns, male and female functions, sexual and age peculiarities.

Процесс формирования полоролевого образа и гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте вызывает сегодня немалый исследовательский интерес. Вместе с тем, нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данного феномена. В научных теоретических и практических разработках отечественных ученых гендерные проблемы понимаются в основном как психологические различия между представителями мужского и женского пола. Цель исследований сводится главным образом к выявлению и анализу этих различий между полами. изучение состояния исследуемой проблемы указывает на недостаточность интерпретации выявленных психологических различий.

Отметим важность изучения процесса гендерной социализации современного молодого поколения, формирования в сознании молодежи полоролевых образов и гендерной идентичности. Психологическая практика (консультативная, коррекционная) постоян-

но сталкивается с многочисленными примерами неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей, с проблемами партнерских отношений мужчин и женщин прежде всего в молодости.

В возрастном консультировании все чаще возникает проблема решения вопросов, связанных с ошибками в психосексуальном воспитании. количество проблем увеличивается вместе с ростом числа дисфункциональных семей, а также в связи с низкой информированностью родителей, школьных учителей и даже психологов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений «учитель-ученик» в системе школьного образования.

известно, что полоролевые стереотипы формируются основными общественными институтами, которые транслируют подрастающему поколению закрепленные в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими качествами должны обладать представители

мужского или женского пола. Многие из этих представлений не вполне соответствуют реалиям современного периода социальных трансформаций. Зачастую бытующие представления-стереотипы тормозят развитие личности или искажают его направление. На этом фоне возникают проблемы самореализации, что является причиной внутриличностного диссонанса, особенно остро переживаемого в отроческие и юношеские годы.

Полоролевая идентичность - одна из базовых структур самосознания. Она играет важную роль в процессе идентификации, который наиболее интенсивен в период отрочества и юности. Нарушения в этом процессе ведут к дисгармонии и несогласованности в самосознании личности, что отражается в эмоциональных реакциях отвержения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит, как правило, представление о полярных различиях в содержании и проявлении мужественности и женственности. Такие жесткие противопоставления закрепляются в период социализации, прежде всего, в семье и в ходе обучения в школе.

По нашему мнению соответствующие представления об особенностях пола должны быть предметом специального изучения в процессе подготовки педагогов, а также включены в перечень знаний и социальных навыков, подлежащих усвоению в процессе обучения в школе. Несоответствие между необходимостью учета знаний о половозрастных особенностях гендерной идентичности школьников разных возрастов и дефицитом этих знаний стало причиной нашего исследовательского интереса к заявленной проблеме.

На базе кафедры прикладной психологии ПГПУ имени В.Г. Белинского было проведено исследование, целью которого стало изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников.

Рассматриваемый в исследовании подростковый возраст - наиболее динамичный период становления гендерной идентичности личности. В этот период возрастает интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятия других [1]. В отрочестве меняются не только интересы и привязанности, но также и идентификационные образы, значимость различных сфер жизни, включая сферы межличностного и внутрисемейного общения, изменяются представления и предпочтения в отношении социальных ролей. Это период развития, на протяжении которого происходят значительные изменения в психике и личности, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания. Именно в подростковом возрасте формируется гендерная принадлежность, и усваиваются именно те роли, мужские или женские, которые предписывает общество.

В юности главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя с одного жизненного этапа

на другой, обрести позитивную самоидентичность. Юность является периодом завершения физического созревания и формирования первичной социализации личности. Основным содержанием этого возраста является мировоззренческий поиск, который обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частью социальной общности. Это период выбора будущего социального положения и способов его достижения. Такой выбор предполагает формирование и уточнение полоролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях. Данный возраст характеризуется кризисом идентичности. По мнению Эриксона это «поворотный пункт, критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону, используя возможности роста... и дальнейшей дифференциации». [1, с. 25]

В проведенном нами исследовании выборку составили две группы испытуемых. В первую группу вошли подростки в количестве 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), во вторую группу вошли старшеклассники в количестве 17 человек (7 юношей и 10 девушек).

В исследовании были использованы такие методы, как беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.

В тестировании были задействованы такие методики, как:

- Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;

- Методика «семантический дифференциал»;

- Методика определения самооценки С. А. Бу-

дасси.

Основным математическим методом обработки данных явился подсчет достоверности средних различий по t критерию Стьюдента (для двух независимых выборок) и сравнительный анализ средних по факторам.

На первом этапе исследования испытуемым была предложена анкета, направленная на определение спектра их мнений о 1) социальных ролях женщин и мужчин, 2) важности реализации женщинами и мужчинами своих способностей. Часть предложенных ситуаций была взята из опросника «Отношение к социальным ролям женщин» П. Слейда и Ф. Дженнера. [2]

Были предложены для обсуждения следующие вопросы:

1. Различаются ли, по Вашему мнению, степени способностей мужчин и женщин?

2. Одинаковы ли возможности мужчин и женщин в профессиональной карьере?

3. Как Вы оцениваете Ваши собственные возможности? - оценить по 5-ти балльной шкале. (При ответе учитывается пол респондента.)

4. Существует ли, по Вашему мнению, взаимосвязь профессиональной карьеры и других социальных функций в жизни женщин?

5. как Вы понимаете взаимосвязь профессиональной карьеры и других социальных функций в судьбе мужчин?

6. Какова значимость семьи в достижении поставленных целей?

Анализ ответов выявил различия в оценках респондентов профессиональных способностей мужчин и женщин. Больше половины девочек-подростков (70 %) высказались за равные способности у женщин и мужчин. их ответы были направлены на опровержение бытующего мнения превосходства последних. Вместе с тем, остальная часть испытуемых придерживается традиционных стереотипов о мужском превосходстве. При этом мужская часть выборки в своем большинстве (76,5 %) отстаивает превосходство мужского потенциала. Такой результат подтверждает данные других исследований о занижении роли женщин в современном отечественном обществе. На вопрос о том, чем объясняется более высокий потенциал мужчин по сравнению с женщинами, большинство испытуемых высказалось в том смысле, что исторически сложившиеся традиции дают мужчинам больше прав и возможностей реализовать свои способности вне семьи. Остальные (32 % испытуемых - 12 человек из 37) вообще идентифицировали понятие «возможности» со «способностями», тем самым, выводя свои объяснения из природы человека и отвергая влияние социального фактора.

Следует отметить, что часть испытуемых, ставящих под сомнение равенство между возможностями и потенциалом мужчин и женщин, в большей степени представлена юношами.

у девушек также весьма ощутимо проявилась тенденция преувеличивать значение таких соматических характеристик мужчин, как физическая сила, выносливость. Эти качества они относят к наиболее необходимым для выполнения различных социальных функций.

Одним из наиболее распространенных и стабильных стереотипов в нашем обществе, касающихся значимости карьерных устремлений мужчин и женщин, является мнение о том, что «главное предназначение женщины - быть матерью». Анализ высказанных суждений респондентов показывает, что юноши и девушки в разной степени придерживаются традиционных полоролевых стереотипов, но наибольшие различия отмечены в разновозрастных группах. Такой стереотип в большей степени поддерживается девушками-старшеклассницами (60 %), и в меньшей степени - девочками-подростками (40 %). Что касается мужской половины выборки, то она проявила достаточную степень толерантности по отношению к стремлению женщин заниматься карьерой (64,7 % от общего количества мужской части выборки).

На наш взгляд, такое положение вещей объясняется теми тенденциями, которые обозначились в современном обществе. Много работающие женщины-матери, занятые своей карьерой, транслируют своим дочерям желание строить иную модель семейной и профессиональной жизни. Мальчики же воспринимают эту модель менее критично, поскольку не соотносят её со своим собственным будущим.

Рассмотрим результаты по оценке предложенной ситуации, в которой муж получает предложение по работе, способное ускорить его карьеру, но оно может лишить жену возможности её собственного дальнейшего профессионального роста. Вопрос заключался в том, что в этой ситуации должна предпочесть женщина - семью или свою карьеру? Ответы показали доминирующее следование традиционным установкам мальчиков обеих возрастных групп (76,5 %) и несогласие с ними девочек-подростков (только 30 % высказалось за предпочтение семейных ценностей).

из опрошенных девушек старшего школьного возраста большинство высказало мнение, что сохранение семьи важнее для женщины (80 %), а для мужчины - карьерные устремления (70 %). Такие ответы отражают усвоенную старшеклассницами установку культурного архетипа, где семья более значима для женщины, чем для мужчины.

Меньшая доля мужской выборки высказалась за частичное жертвование своей карьерой ради профессиональных устремлений жены (23,5 %). Полученные результаты свидетельствуют о стабильности установки общества на то, что именно мужчина должен содержать семью, отвечать за её материальное благополучие. То, что эта установка является доминантной в исследуемой выборке, отражает её глубокое проникновение в сознание молодого поколения.

итак, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что отношение к социальным ролям школьников обеих возрастных групп, в общем, не отличаются от стандартных, традиционных установок. исключение составляет группа девочек-подростков. Возможно, это проявление свойственных этому возрасту реакций негативизма и оппозиции, которые захватывают эту сферу взаимодействия с обществом девочек подросткового возраста.

Девушки-старшеклассницы же выражают предпочтение семье и, как следствие, допускают отказ от своей профессиональной карьеры. Юноши высказываются за традиционный семейный уклад, где муж делает карьеру и обеспечивает благосостояние семьи, а жена воспитывает детей и обеспечивает порядок и уют в доме.

Далее нами был использован метод семантического дифференциала для изучения гендерных стереотипов. участниками исследования были лица обоего пола обеих возрастных групп. Семантическое пространство было смоделировано на основе русских народных пословиц и поговорок. именно в них латентно фиксируются стереотипы сознания, в том числе гендерные.

Пословицы демонстрируют нам следующие стереотипы.

1) Внешняя привлекательность для мужчины не столь важна, как для женщины. Этому стереотипу соответствуют следующие пословицы: «Волос долог, да ум короток», «ум женщины в ее красоте, красота мужчины в его уме», «Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут».

2) ум - основная характеристика мужчин, для женщин это менее значимая характеристика: «Бабьи умы разоряют домы», «Волос долог, ум короток».

3) Власть - это прерогатива мужчин, мужская сфера деятельности. Основной сферой интересов женщины является семья, воспитание детей, работа по дому: «Женщина - хранительница очага», «Муж глава, а жена - душа».

4) Ответственные решения принимает мужчина, а не женщина: «Дом без хозяина - жена без мужа», «Дом хозяйку ждет, а хозяйка - хозяина», «Муж -голова, а жена - шея», «Послушай женщину, и сделай наоборот».

В соответствии с содержанием пословиц и поговорок было выявлены такие объекты оценивания, как: женственность, мужественность, красота, ум, власть, принятие решений. В качестве полюсов шкал семантического дифференциала были отобраны 10 пар прилагательных:

1) самостоятельный - зависимый; 2) красивый -невзрачный; 3) активный - пассивный; 4) мягкий -жесткий; 5) энергичный - пассивный; 6) отважный -боязливый; 7) сильный - слабый; 8) умный - глупый; 9) выдержанный - нестабильный; 10) решительный -нерешительный.

Полярные семантические шкалы имели значения от -3 до +3. Респондентам необходимо было выбрать ту цифру в каждой паре на каждой шкале, которая, по его мнению, ближе всего к его представлению о перечисленных объектах. Результаты тестового опроса были сопоставлены путем вычисления среднего значения по каждой шкале.

Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних школьников отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов. Как и прежде, считается, что женщина должна быть, прежде всего, красивой, а мужчина - умным.

Такие характеристики, как «женственность» и «красота» наиболее тесно ассоциируются у респондентов обоих полов с женщиной. Ответы испытуемых отражают значимость для них такого объекта как «ум». женская часть выборки проявила тенденцию отождествлять себя с такой характеристикой, как «ум».

Взгляды юношей о предназначении женщин свидетельствуют о переплетении, сочетании у них традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей. Так, например, у юношей «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании ими того факта, что женщина обладает властью, стремится к ней, и справляется с ролями, предполагающими проявление власти.

Результаты исследования показали, что традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, присутствуют в установках молодого поколения. При этом в самосознании юношей и девушек появились новые черты: женщина может (должна) быть с мужчиной на равных; женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать некоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

Что касается образа мужчины, то он также неоднозначен. По мнению большего числа респондентов, сегодня он должен быть умным, властным и красивым. Последнее качество традиционно считалось признаком женственности.

Полученные данные свидетельствуют о существовании в сознании современной молодежи разнонаправленных гендерных стереотипов. Социальные сдвиги, разного рода трансформации, происходящие в обществе, вызывают перемены в гендерных стереотипах, которые сегодня становятся менее отчетливыми и категоричными, более полярными.

Рассмотрим различия в оценках образа мужчины и образа женщины испытуемых двух возрастных групп.

Таблица 1

Средние показатели характеристик, оцениваемых испытуемыми по методике «Семантический дифференциал» (образ мужчины)

Подростки Старшеклассники

мальчики девочки юноши девушки

самостоятельный - зависимый 2 2 2,8 2,2

красивый - невзрачный 1 2,1 0,5 1,2

активный - пассивный 2,5 1,7 2 2

мягкий - жесткий -0,7 -0,3 -0,7 0,6

энергичный - скованный 1,6 1,5 1,7 1,8

отважный - боязливый 2,1 1,7 1,1 1,2

сильный - слабый 2,7 2,4 2,6 2

умный - глупый 2,4 2,2 2,7 2,6

выдержанный - нестабильный 2 1,5 2,3 2,3

решительный - нерешительный 2,1 2 2,1 2,5

Таблица 1а

Средние показатели характеристик, оцениваемых испытуемыми по методике «Семантический дифференциал» (образ женщины)

Подростки Старшеклассники

мальчики девочки юноши девушки

самостоятельный - зависимый 2,1 1,8 1,4 1,8

красивый - невзрачный 2,6 2,7 2,3 2,4

активный - пассивный 1,2 1,6 1,1 1,7

мягкий - жесткий 1,8 1,2 2,6 1,9

энергичный - скованный 2 2,2 1,6 2,1

отважный - боязливый 1,4 1,2 0,4 0,6

сильный - слабый 1 2,2 1,1 1,6

умный - глупый 2,7 2,5 2,2 2,7

выдержанный - нестабильный 1,7 1.5 2,1 2,4

решительный - нерешительный 1 1,6 0,9 1,7

Нами отмечено, что у школьников с возрастом уменьшается значимость такой маскулинной характеристики, как «отважность» и возрастает значимость такого свойства, как «выдержанность». У девочек-подростков значимость внешней привлекательности мужчины выражена сильнее, чем у девушек-стар-шеклассниц. У юношей-старшеклассников по сравнению с мальчиками-подростками ниже значимость внешней привлекательности мужчины. Юноши-старшеклассники оценивают как наиболее значимую такую характеристику мужчин, как «самостоятельность». У мальчиков-подростков эта характеристика не входит в число наиболее значимых. С возрастом у юношей проявляется большая толерантность к такой характеристике применительно к образу мужчины, как «мягкость». Достаточно значимой для обеих возрастных групп является показатель мужского ума. Причем ожидание этого качества в мужчине у девушек с возрастом усиливается.

Полученные диагностические данные указывают на уменьшение у мужской части претензий к самостоятельности женщин. Это свидетельствует о тенденции усиления собственной самостоятельности юношей-старшеклассников по сравнению с представителями младшей возрастной группы. У юношей в их полоролевых стереотипах значительно увеличивается значимость такой фемининной характеристики, как «мягкость». В представлениях подростков, как мальчиков, так и девочек, эта характеристика образа женщины не входит в число доминирующих.

У женской половины выборки прослеживается стремление к способности быть сильной. У девочек-подростков эта характеристика входит в число трех наиболее значимых для женщин. Это, на наш взгляд, проявление общей тенденции к эмансипации, характерное для современного общества. Отражение этой социальной тенденции наиболее отчетливо проявляется у подростков, со свойственным этому возрасту максимализмом. Отметим, что для мужской половины исследуемой выборки эта характеристика по большей

части не совпадает с образом женщины. Мальчики-подростки сами претендуют на силу, доминантность, что также отражает свойства возраста, а мальчики-старшеклассники демонстрируют уже большую согласованность с традиционными стереотипами, которые не включают характеристику «сила» в образ женщины.

Результаты исследования указывают на высокую значимость такой характеристики как «ум» женщины для представителей обеих возрастных групп, что также отражает особенности сегодняшнего этапа развития общества. Усиление тенденций конкурентности, прагматизма, а также необходимость соответствия информационным возможностям современного мира, усваиваются подрастающим поколением достаточно рано. Ниже приведены наиболее часто заявляемые испытуемыми характеристики образа мужчины и образа женщины.

далее в соответствии с поставленной задачей нами были изучены индивидуально-личностные особенности испытуемых по методике Р. Кеттелла. Исследование было проведено по блоку качеств, которые в большей мере соответствуют выбранным испытуемыми качествам. Рассмотрим полученные результаты, которые приведены в таблицах 3 и 4 и на рисунках 1 и 2.

Различия между мальчиками-подростками и юношами старшеклассниками обнаружены по такой характеристике, как эмоциональная неустойчивость. Эмоциональная неустойчивость предполагает высокую чувствительность, переменчивость в настроении, нестабильность ритма деятельности и т. п. Это характеризует группу мальчиков-подростков нашей выборки. Для юношей-старшеклассников в большей степени свойственна эмоциональная устойчивость, стабильность, выдержанность.

Соотношение показателей характеристик личности испытуемых указывает на тенденцию уменьшения с возрастом такой характеристики как «смелость». Эта характеристика в большей мере выражена у мальчиков-подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Иерархия характеристик образа мужчины и образа женщины в ответах испытуемых

Подростки Старшеклассники

девочки мальчики девушки юноши

Женщины 1. красивая 1. умная 1. умная 1. мягкая

2. умная 2. красивая 2. красивая 2. красивая

3. сильная 3. самостоятельная 3. выдержанная 3. умная

Мужчины 1. сильный 1. сильный 1. умный 1. самостоятельный

2. умный 2. активный 2. решительный 2. умный

3. красивый 3. умный 3. выдержанный 3. сильный

Таблица 3

Результаты по методике Р. Кеттела

Мальчики подростки (ср. показатель) Юноши старшеклассники (ср. показатель) t эмп. <V=2-04)

В (высокий /низкий интеллект) 5,1 5,5 0,9726

С (устойчивость/неустойчивость) 8,1 10,7 2,4992

Е (настойчивость, / зависимость) 11 10,8 0,1814

Н(смелость/робость) 11,5 10,2 1,9475

I (мягкосердечнсть/жесткость) 7 7,5 0,6311

М (мечтательность/практичность) 6,1 6 0,2412

12л

Ю. _ _ _

8----------------1= _ _ ---------------------

4- Т Щ— Щ— Щ-

О-U—®-.-!—®-.-!—®-.-!—®. ■, ■ -г

В С Е Н I М

Рис. 1 Соотношение показателей характеристик личности испытуемых по исследуемым факторам

П мальчики-подростки □ юноши-старшеклассники

Полученные по методике Р. кеттела результаты в двух возрастных группах рассматривались с позиции не только их различий, но и соответствия тем взглядам, которые продемонстрировали испытуемые в двух ранее используемых методиках - Анкете и методике семантического дифференциала. Тем самым мы могли сравнить, как заявляемые школьниками установки соотносятся с их собственными личностными качествами.

Отметим, что в ответах мужской части выборки показатель стабильности, «выдержанности» отнесен респондентами к образу мужчины. и если эта полоролевая установка подтверждается собственным поведением испытуемых в юношеской группе, то в подростковой группе эта претензия не находит соответствия с демонстрируемым поведением. Такой результат вполне объясним личностной нестабильностью подростков, которая отчасти объясняется психофизиологической нестабильностью этого возрастного периода.

Рассмотрим данные «женской» части исследуемой выборки.

Статистически значимые различия выявлены по показателям эмоциональной устойчивости/неустойчивости, смелости/робости и мечтательности/практичности. Девочки-подростки отличаются большей эмоциональной неустойчивостью, большей смелостью и мечтательностью. Такое сочетание не соотносится однозначно ни с маскулинными, ни с фемининными характеристиками.

Таким образом, старшеклассники в большей степени обладают качествами, типичными в социальном восприятии для мужчин и женщин. Подростки же чаще обладают личностными характеристиками, которые противоречат не только традиционным полоролевым стереотипам, но и собственным полоролевым установкам. Для них характерны неоднозначные, диффузные полоролевые стереотипы.

Таблица 4

Результаты по методике Р. Кеттела

Девочки подростки (ср. показатель) Девушки старшеклассницы (ср. показатель) t эмп <V=2-04).

В (высокий /низкий интеллект) 5,4 5,2 0,5071

С (устойчивость/неустойчивость) 7,5 11,7 4,9574

Е (настойчивость, /зависимость) 7,4 7,9 0,8220

Н (смелость/робость) 11,5 9,9 2,172

I (мягкосердечнсть/жесткость) 11,6 12,5 1,0941

М (мечтательность/практичность) 7,1 8 2,219

14л

12

10+

8-'

6-'

4-'

2*г

0

п

□ девочки-подростки ■ девушки-старшеклассницы

В С Е Н I М

Рис. 2 Соотношение показателей характеристик личности испытуемых по исследуемым факторам

Несформированность представлений о способах ролевого поведения может быть связана с отсутствием у подростков устойчивого опыта ролевого взаимодействия, характерного для более старшего возраста. Отметим, что в нашем исследовании подтвердились данные о том, что 1) для подростков характерным является различие в образах «Я - реальное» и «Я -идеальное»; 2) большинство подростков сочетают в себе и маскулинные и фемининные стили поведения.

Проведенное нами исследование обнаруживает большую согласованность полоролевых установок и собственных характеристик личности у представителей юношеского возраста. Такой результат подтверждает мнение сторонников когнитивного подхода, которые утверждают, что после достижения гендерного постоянства оно становится механизмом самопод-крепления для полоролевого поведения, одобряемого в данной культуре. Взрослея, человек пытается соответствовать сложившимся в обществе стереотипам, репрезентируя себя в социально приемлемой манере. По существу, старшие школьники действительно начинают сами готовить себя к социальной жизни в

соответствии с содержанием половых ролей, принятых в окружающем социальном пространстве.

Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о межполовых различиях и возрастной динамике по ряду показателей гендерной идентичности на разных возрастных этапах. Эти диагностические данные должны учитываться в консультативной и коррекционной практике психолога в процессе работы со школьниками подросткового и юношеского возраста. Кроме того, соответствующие представления об особенностях пола должны быть включены в обязательный перечень знаний педагогов, работающих со школьниками данных возрастных категорий.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

2. Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gender.univer.kharkov.ua/ russian/text.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.