Научная статья на тему 'Полномочия суда по предоставлению лицам сведений о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий'

Полномочия суда по предоставлению лицам сведений о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
632
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАЦИЯ / ФОРМАЛИЗМ / DETECTIVE ACTIVITIES / NORMATIVE LEGAL ACTS / COURT / INFORMATION / FORMALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луговик В. Ф.

Наличие в настоящее время большого количества нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления судом сведений гражданам о фактах проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, не в полной мере отвечает потребностям практики. В статье автор раскрывает полномочия суда (судьи) по предоставлению гражданам по их запросам сведений о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authorities of the court concerning informing the persons about detective activities conducted in relation of them

A great number of normative legal acts regulating the questions concerning informing the persons about detective activities conducted in relation of them don't meet the needs of practice nowadays. In this article the author touches upon the authorities of the court (the judge) to present the proper information to the persons concerned.

Текст научной работы на тему «Полномочия суда по предоставлению лицам сведений о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий»

ПОЛНОМОЧИЯ СУДА ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЛИЦАМ СВЕДЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ

МЕРОПРИЯТИИ

В.Ф. Луговик

(профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Омской академии МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор; 8 (3812) 75-14-27)

Наличие в настоящее время большого количества нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления судом сведений гражданам о фактах проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, не в полной мере отвечает потребностям практики. В статье автор раскрывает полномочия суда (судьи) по предоставлению гражданам по их запросам сведений о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, нормативные правовые акты, судебные органы, информация, формализм.

Вопрос предоставления судом сведений гражданам о фактах проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, не получил должной правовой регламентации. Отдельные аспекты вопроса регулируются УПК России, законами «О государственной тайне», «Об жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др. Однако наличие большого количества нормативных правовых актов, регулирующих лишь отдельные аспекты правоотношений, возникающих в этой сфере, не снимает остроты проблемы. Создается впечатление, что законодатель не знает способов ее решения и стыдливо не замечает существование проблемы.

Можно констатировать и недостаточное внимание к проблеме со стороны научного сообщества. Между тем ее актуальность возрастает пропорционально увеличению количества запросов в суды о предоставлении таких сведений лицам, вовлеченным в орбиту оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Результаты изучения оперативно-розыскной и судебной практики свидетельствуют о потребности нормативного решения проблемы и необходимости законодательного ответа, по крайней мере, на два вопроса:

1. Должно ли иметь гриф секретности постановление судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища? Если да, то какой (секретно, совершенно секретно, особой важности)?

2. Имеет ли право суд (судья) предоставлять гражданам по их запросам сведения о фактах проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий? Если да, то в каких случаях и какова процедура?

Данные вопросы взаимосвязаны и ответы на них не носят очевидный характер. Оппоненты могут возразить, что вопросы судебного рассмотрения материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий и предоставления соответствующей информации гражданам в той или иной степени уже нашли законодательное решение. Однако фрагментарность правового регулирования, противоречивость правовых положений, отсутствие специальных норм, однозначно регламентирую-

Юридическая наука и правоохранительная практика щих правоотношения в указанной области, не дают повода для оптимизма и не позволяют говорить о четкости законодательных установлений. Действительно, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, правоприменителю необходимо проанализировать десятки законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, а также толкования Конституции Российской Федерации и разъяснения по вопросам судебной практики, которые в соответствии со ст.ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации дают высшие органы судебной власти.

Обращаясь к первому из обозначенных вопросов, нужно заметить, что для сотрудников оперативных подразделений ответ на этот вопрос носит вполне очевидный характер: абсолютное большинство опрошенных с удивлением воспринимают информацию о том, что в некоторых судах гриф секретности постановлениям о проведении оперативно-розыскных мероприятий не присваивается.

Формулируя позицию по данному вопросу, мы исходим из необходимости учета содержательной и формально-правовой стороны при принятии решения о засекречивании постановлений. Что касается содержательной стороны документа, то в соответствии со ст. 5 Закона «О государственной тайне» и ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Постановление судьи

0 проведении оперативно-розыскных мероприятий лишь санкционирует и юридически фиксирует проведение планируемого оперативно-розыскного мероприятия, а план, как известно, является элементом организации. Оценивая с этих позиций содержательный аспект, нужно заметить, что постановление как документ, раскрывающий планы оперативных подразделений, должен иметь соответствующий гриф секретности.

Обращаясь к формально-правовой стороне проблемы, следует обратить внимание на нормативные правовые акты,

регламентирующие делопроизводство в судах. Так, в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 июня 2007 г. № 70 «Об утверждении перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» журнал учета постановлений о выдаче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий должен иметь гриф «секретно» и храниться 5 лет. Таким образом, мы приходим к выводу, что постановление судьи о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, даже по формальным требованиям должно иметь гриф секретности.

Требует ответа и вопрос о возможности вынесения секретного судебного постановления о проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий на основании гласных сведений. По нашему мнению, на этот вопрос следует ответить утвердительно. Наша аргументация сводится к следующему. В ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. В качестве таковых предусмотрены: возбужденное уголовное дел; сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; а также поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дозна-

86

ния или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.

Анализ нормы показывает, что законодатель не связывает основания проведения оперативно-розыскных мероприятий только с негласно полученной информацией; отсутствуют также запреты на проведение негласных мероприятий на основании гласно полученных сведений. Таким образом, вынесение судьей секретного постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия на основании несекретной информации вполне законно. Что же касается судебных решений о проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, например обследования жилых помещений, то в этом случае гриф секретности постановлению не присваивается, и соответственно нет потребности в регламентации какого-либо особого порядка предоставления судом сведений гражданам о факте проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.

Получение лицом сведений о факте проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий связано с определенными ограничениями. Так, согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» лицу могут быть предоставлены сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Законность такого подхода подтверждена решениями Конституционного Суда Российской Федерации и сформулирована как правовая позиция в постановлении от 23 марта 1999 г. № 5-П, а также в определениях от 14 июля 1998 г. № 86-О, от 14 января 2003 г. № 43-О и от 4 ноября 2004 г. № 430-О, от 21 декабря 2006 г. № 590-О. Это предполагает предоставление такому лицу доступа - в форме и порядке, исключающих возможность раз-

глашения государственной или иной охраняемой законом тайны, - к соответствующей информации для незамедлительного обращения в суд. В связи с этим процедура представления сведений о проведении оперативно-розыскных мероприятий не может носить традиционный характер.

Вопрос о полномочиях суда (судьи) по предоставлению гражданам по их запросам сведений о фактах проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий не исчерпывается обеспечением требований конспирации и охраны государственной тайны. В определении от 24 ноября 2005 г. № 448-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что предусмотренные статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правила судебного рассмотрения и соответствующая процессуальная мера (санкция судьи) связаны с решением задач уголовно-правового характера, хотя сама по себе данная процедура не является ни судебным разбирательством, ни даже подготовительными действиями к судебному заседанию. Открытости, гласности и состязательности сторон в этом процессе быть не может, ибо в противном случае негласные по своему характеру оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл. Именно поэтому судебное решение выдается только органу - инициатору проведения оперативно-розыскных мероприятий и не выдается проверяемому лицу.

Что касается запросов граждан о выдаче им сведений о проводимых в отношении их оперативно-розыскных мероприятий и соответствующих судебных постановлений, то здесь важно учитывать ряд других решений Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в определении от 24 июня 2008 г. № 356-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"» констатируется, что в силу правовой позиции, изложенной Кон-

Юридическая наука и правоохранительная практика ституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года № 86-О, часть третья статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит запрета на выдачу копии обжалуемого судебного решения; право обвиняемого на получение такой копии, предусмотренное пунктом 18 части четвертой статьи 47 УПК Российской Федерации, может быть реализовано путем направления запроса в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, где в соответствии с законом такой документ хранится. Такая правовая позиция корреспондирует и с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой даже в случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья не имеет права ознакомить его с какими-либо документами, а может лишь обязать указанный орган предоставить заявителю сведения о полученной о нем информации.

Подобный подход законодателя представляется вполне обоснованным. Дело в том, что «обладателем секретов» в данном случае является орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, и именно он наделен полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Постановление суда на право проведения оперативно-розыскных мероприятий - это вторичный, производный документ и его рассекречивание допустимо лишь по согласованию с обладателем первичных документов, содержащих государственную тайну. В соответствии с пунктом 30 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, степень секретности сведений, содержащихся в документе, определяется исполнителем документа и должностным лицом, подписывающим или утверждающим этот документ. Учитывая, что инициатором (исполнителем) проведения оперативно-розыскного мероприятия выступает

оперативное подразделение, а секретное судебное постановление на право проведения оперативно-розыскных мероприятий хранится только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, то предоставление сведений о содержащейся в нем информации, в том числе и о самом факте существования подобного постановления (а значит, о факте обращения в суд за судебным решением) может осуществляться только органом - инициатором проведения оперативно-розыскного мероприятия.

Суд не может самостоятельно изменить гриф секретности постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», определяя перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит список государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. Суда в этом списке нет. Кроме того, согласно пункту 46 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации решение об изменении грифа секретности носителя сведений, составляющих государственную тайну, находящегося в организации, где он разрабатывался, принимает должностное лицо, ранее принявшее решение о засекречивании этого носителя, или его правопреемник. А пункт 47 гласит, что в случае, если носитель сведений, составляющих государственную тайну, полученный от другой организации, подлежит засекречиванию или гриф секретности ему присвоен неверно, получатель сообщает об этом отправителю с обоснованием необходимости засекречивания или изменения грифа секретности указанного носителя сведений. Отправитель обязан незамедлительно рассмотреть вопрос о степени секретности сведений, содержащихся в носителе, принять соответствующее решение и в случае изменения грифа секретности уведомить об этом организации, которым носитель сведений был разослан.

88

Нельзя не обойти вниманием еще один вопрос. Он касается предоставления лицам сведений о проведении в отношении их гласных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Полагаем, что в этом случае сведения о вынесении судьей постановления о проведении мероприятия предоставляются лицу в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальном законодательством. Вместе с тем на практике зафиксированы ситуации, когда суды присваивали гриф «секретно» постановлениям о проведении гласного обследования жилых помещений. Но это, скорее всего, можно отнести к разряду правовой казуистики и такие ситуации вряд ли нуждаются в комментарии.

Подводя итог изложенному, полагаем возможным сделать следующие выводы.

1. Постановление судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права

человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища должно иметь гриф секретности.

2. Судья (суд) не имеет полномочий сообщать гражданам сведения о проведении в отношении их оперативно-розыскных мероприятий и вынесении соответствующих постановлений.

3. Информацию о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища имеют право предоставлять гражданам только органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.