1. Тарасов, И. Т Очерк науки полицейского права [Текст] / И. Т. Тарасов. - Воронеж, 1999.
2. Чичерин, Б. Н. Избранные труды [Текст] / Б. Н. Чичерин. - СПб., 1998.
3. Шершеневич, Г Ф. Общая теория права [Текст] / Г. Ф. Шершеневич. - М., 1995. - Т. 2.
4. Петров, Г И. Советское административное право [Текст] / Г. И. Петров. - Л., 1960.
5. Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления [Текст] / Б. М. Лазарев. - М., 1972.
6. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации [Текст] / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. - М., 1997.
7. Старилов, Ю. Н. Административное право: История. Наука. Предмет. Нормы [Текст] / Ю. Н. Старилов. - Воронеж, 1998.
8. Юридическая энциклопедия [Текст]. - М., 1999.
9. Лазарев, Б. М. Компетенция органов управления [Текст] / Б. М. Лазарев. - М., 1972.
10. Гунелъ, М. Введение в публичное право [Текст] / М. Гунель; пер. с франц. - М., 1995.
11. Котлевская, И. В. Закон и подзаконный акт [Текст] / И. В. Котлевская // Журнал российского права. - 2000. - № 2. - С. 34.
12. Тихомиров, Ю. А. Действие закона [Текст] / Ю. А. Тихомиров. - М., 1992.
13. Законность в Российской Федерации [Текст]. - М., 1998.
14. Алексеев, С. С. Право и перестройка: Вопросы, раздумья, прогнозы [Текст] / С. С. Алексеев. - М., 1987.
15. Матузов, Н. И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено» [Текст] /
Н. И. Матузов // Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 67.
Д.В. Киреев,
соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА КУЛЬТУРНЫХ БЛАГ
Государственное регулирование рынка культурных благ направлено на обеспечение прав, свобод и обязанностей в сфере культуры, закрепленных в ст. 44 Конституции РФ. Участниками рынка культурных благ являются любые субъекты права, то есть физические, юридические лица и государство.
Физические лица, задействованные в отношениях на рынке культурных благ, делятся на несколько категорий. В первую очередь это творческие работники, создающие культурные ценности и культурные блага. Их правовой статус определен в Основах законодательства Российской Федерации о культуре крайне расплывчато: «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет
трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников» [1].
Однако в данной дефиниции заложены основания для классификации творческих работников в целях определения их правового положения. Во-первых, некоторые творческие работники осуществляют свою деятельность в рамках трудовых отношений, другие являются так называемыми свободными художниками. В соответствии со ст. 59 Т рудового кодекса РФ с представителями творческих профессий, а также с теми, кто иным образом участвует в создании и использовании произведений, может быть заключен срочный трудовой договор, поэтому их положение на рынке труда нельзя считать стабильным [2]. Кроме того, создание некоторых результатов творческой деятельности сегодня требует использования современных технологий, а значит, в период так называемого простоя авторы таких произведений рискуют потерять или не приобрести необходимую квалификацию, что может сказаться на их дальнейшем трудоустройстве.
Во-вторых, считая творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, одни творческие работники осуществляют ее постоянно как основной вид деятельности, другие занимаются созданием культурных ценностей и благ эпизодически, в свободное от основной трудовой деятельности время; при этом такое деление не всегда совпадает с отнесением творческих работников к профессионалам и любителям или участникам самодеятельности. В соответствии со ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре профессиональный и непрофессиональный творческие работники равноправны, с точки зрения авторского права охраняются любые произведения независимо от их достоинства и назначения, а также не устанавливаются квалификационные требования для создателей результатов творческой деятельности. Вместе с тем уровень так называемого профессионализма автора и качества результатов его творческого труда напрямую связан с его положением на рынке культурных благ.
В-третьих, некоторые льготы, установленные еще в советское время, распространяются только на членов творческих союзов; определенными преимуществами обладают авторы, делегировавшие часть своих имущественных полномочий авторско-правовым организациям, что, с одной стороны, является стимулом для участия авторов в деятельности общественных организаций как элементов гражданского общества, а с другой - вступает в противоречие с конституционным принципом равенства граждан независимо от их членства в общественных объединениях.
При установлении правового статуса авторов и иных представителей творческих профессий как участников рынка культурных благ в законодательстве для обеспечения гарантий осуществления закрепленного в ст. 44 Конституции РФ принципа свободы творчества предусмотрено несколько путей. В ст. 27 Основ определены главные направления развития законодательства о правовом положении творческого работника.
В соответствии с положениями Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее ЗоАП) авторы приобретают права на результаты своей творческой деятельности и могут распоряжаться ими по своему усмотрению за некоторыми незначительными исключениями, в том числе в целях извлечения выго-
ды, что считается не предпринимательской деятельностью, а реализацией специальных правомочий [3]. Тот же ЗоАП (ст. 17) устанавливает право доступа авторов произведений изобразительного искусства в некотором смысле в ущерб интересам собственника материального носителя, в котором такой результат выражен.
Другими участниками рынка культурных благ - физическими лицами являются те, кто в соответствии с действующим законодательством не могут считаться авторами или творческими работниками, однако непосредственно участвуют в создании, продвижении и использовании культурных ценностей или оказании культурных услуг. Это продюсеры, импресарио, промоутеры, дистрибьютеры, литературные агенты и иные подобные лица. Их статус не всегда определен специальным законодательством, однако их место на рынке культурных благ очевидно и значительно. Условно их можно разделить на организаторов и посредников. Самым ярким примером в первой категории является продюсер фильма, чье правовое положение в определенной мере описано действующим законодательством. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [4] продюсером фильма является физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. В подавляющем количестве случаев деятельность продюсера является предпринимательской, хотя законодательство не считает это обязательным. Можно привести примеры создания аудиовизуальных произведений без цели извлечения прибыли (социальная реклама, просветительские и учебные фильмы, предвыборные ролики, запись религиозных проповедей и т.п.).
Деятельность продюсера не считается творческой, однако в ч. 2 ст. 13 ЗоАП даны рекомендации по заключению договора между авторами фильма и продюсером, предметом которого должна стать передача последнему практически полного объема прав на использование аудиовизуального произведения на исключительной основе на весь срок действия имущественных прав на фильм. Кроме того, в той же норме Закон придает продюсеру «суррогатное» личное неимущественное право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. В соответствии со ст. 8 Закона о господдержке кинематографии только продюсер может быть получателем средств из бюджета любого уровня в рамках государственного финансирования производства национального фильма. Квалификационные характеристики профессии продюсера фильма действующими актами не определены.
Правовое положение посредников на рынке культурных благ в специальном законодательстве практически не установлено, поэтому их деятельность подчиняется нормам общего законодательства, в первую очередь Гражданского кодекса РФ. Примером могут служить литературные агенты, которые фактически формируют издательский рынок. Их роль состоит в поиске наиболее выгодных условий для своих клиентов (которыми часто являются не только авторы, но и пользователи), в юридическом обеспечении складывающихся при их содействии отношений, представлении интересов клиентов на всех стадиях этих отношений, включая участие при рассмотрении возникающих конфликтных ситуа-
ций. Как правило, агенты предпочитают иметь стабильную клиентуру и действовать только в ее интересах.
Рынок разовых юридических услуг в сфере создания и использования результатов творческой деятельности сегодня практически не существует. В отличие от организаторов посредники по сложившейся практике всегда преследуют цель извлечения прибыли, а значит, чаще всего действуют на рынке в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Так же как и организаторы, посредники часто выступают не в индивидуальном качестве, а от имени юридического лица, хотя в их работе на первом месте выступают личное влияние, связи и т.п.
Самостоятельными участниками рынка культурных благ являются потребители. Правовой основой их статуса можно считать конституционный принцип доступа каждого к культурным ценностям. Законодательство устанавливает особые условия для потребителей культурных благ, хотя культурные услуги и не входят в традиционную «потребительскую» корзину. В основном нормы касаются отдельных категорий потребителей, хотя можно найти и «универсальные» положения. В аудиовизуальной сфере, например, уже упомянутое положение о выдаче прокатных удостоверений можно рассматривать как меру защиты прав потребителей. Главными же разработками в этой области можно считать установление ежемесячного бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет, и обязанность учреждений культуры при организации платных мероприятий устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст. 12 Основ), а также требования Градостроительного кодекса РФ о создании доступа к местам отдыха, центрам социально-культурного обслуживания для всех категорий населения независимо от места их проживания с учетом при проектировании объектов строительства возможности доступа к культурно-зрелищным и иным подобным объектам инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-проводников. Защитой интересов потребителей также следует считать установленный в ст. 17 Закона о господдержке кинематографии запрет на приватизацию организаций кинематографии, специализирующихся на показе фильмов для детей, организации кинематографии, осуществляющей показ фильмов и являющейся единственной такой организацией в населенном пункте.
Особое внимание интересам потребителей уделяет Федеральный закон «О библиотечном деле» [5]. Во-первых, в нем установлено, что в общедоступных библиотеках пользователь вправе рассчитывать на получение целого ряда бесплатных услуг. Во-вторых, довольно подробно прописаны права особых категорий пользователей (ст. 8), а именно: национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке; слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках; пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания; дети и пользователи юношес-
кого возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений.
Организации культуры, оказывающие услуги населению, обязаны обеспечить безопасность потребителей. Это, например, является лицензионным требованием для организаций, осуществляющих публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале (постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале» [6] и «Об утверждении Правил по кинообслуживанию населения» [7]).
Многие организации культуры обеспечивают права потребителя в добровольном или договорном порядке в условиях отсутствия законодательного регулирования. Так, при создании Центра российской кинематографии было утверждено, что кинотеатр берет на себя выполнение определенных социальных обязательств, например льготного обслуживания пенсионеров на утренних сеансах, организации специальных детских показов и т.п. Учреждения культуры вправе самостоятельно устанавливать дополнительные льготы для определенных категорий потребителей их услуг.
Реальная защита прав потребителей на рынке культурных благ в настоящее время практически не касается их качества. Сегодня делаются попытки на законодательном уровне ввести дополнительные меры по защите прав потребителей, например в связи с участившимися случаями использования фонограмм при организации концертно-зрелищных мероприятий (что осуждается профессиональным исполнительским сообществом).
До сих пор в российской практике защита прав потребителя не стала сколько-нибудь серьезным рычагом влияния на рынок культурных благ, тогда как за рубежом при помощи этого инструмента удалось достичь таких результатов, к которым не привел бы никакой другой правовой механизм. Например, во Франции зрители добились того, что во время показа фильма по телевидению с экрана убирается логотип канала. Попытки использовать в качестве аргумента не оказание услуги надлежащего качества, а право автора препятствовать внесению изменений и искажений в его произведение (в данном случае в видеоряд) оказались менее успешными.
Принципиальной особенностью положения потребителей на рынке культурных услуг является то, что государство проводит политику вовлечения граждан в культурную деятельность, создание условий для ее осуществления наиболее широким кругом лиц, а значит, грань между собственно потребителями культурных благ и их создателями становится расплывчатой. Тем не менее это не должно отражаться на защите прав и иных законных интересах потребителей культурных услуг в различных их формах.
Библиографический список
1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - №9 46. - Ст. 2615.
2. Трудовой кодекс РФ [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 1120.
3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 1517.
4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 3016.
5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» [Текст] // СЗ РФ. -1994. - № 47. - Ст. 3051.
6. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2002 г. № 308 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 20. - Ст. 1863.
7. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении Правил по кинообслуживанию населения» [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 41. - Ст. 2027.
И.С. Кочубей,
соискатель Саратовского государственного социально-экономического университета
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
тратегическая цель таможенных органов, выражающаяся во всемерном содействии развитию внешней торговли, обусловливает возможность получения субъектами международных экономических отношений определенных льгот. Законодательство в области таможенного дела не содержит норм, имеющих указание на основания классификации предоставляемых льгот. Этому вопросу не уделяется должного внимания и в специальных исследованиях, что вносит серьезные трудности в нормотворческий процесс, не способствует упорядочению системы льгот.
Для более полного уяснения сущности правовых льгот в области таможенного дела требуется провести их классификацию по различным критериям.
В соответствии с институтами таможенного законодательства льготы в данной области могут предоставляться по трем направлениям: при осуществлении таможенного оформления; при уплате таможенных платежей; в процессе производства таможенного контроля. Естественно, в первом и последнем случаях субъект заинтересован прежде всего в сокращении временных затрат, тогда как послабления в таможенном обложении отражаются непосредственно на его финансовых ресурсах.
Ярким примером предоставления льгот в процессе таможенного оформления являются специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, предусмотренные ст. 68 Таможенного кодекса РФ [1]. Они выражаются в возможности лиц, зарекомендовавших себя как законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, производить подачу периодической таможенной декларации, осуществлять выпуск товаров при представлении сведе-