Научная статья на тему 'К вопросу применения требований профессиональных стандартов для организаций сферы услуг'

К вопросу применения требований профессиональных стандартов для организаций сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / SERVICE TRADE / КИНО / CINEMA / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Светлана Николаевна

Практика применения профессиональных стандартов во всех сферах и отраслях национальной экономики требует от заинтересованных сторон данного процесса определения необходимых профессиональных компетенций, а также навыков и умений при выполнении трудовых функций. Это одно из важнейших условий сегодня для обеспечения стратегической конкурентоспособности страны, определения приоритетов нового технологического уклада. От того, что хочет бизнес, зависит и деятельность образовательных организаций, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, формирующих необходимых национальной экономике профессиональных и компетентных работников. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере услуг на основе анализа требований профессиональных стандартов, задач и перспектив развития национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON APPLICATION OF PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS FOR THE SERVICE TRADE ORGANIZATIONS

Practice of professional standards application in all spheres and industries of national economy demands determination of necessary professional competences as well as skills and abilities in case of accomplishment of labor functions from concerned parties of this process. It is one of the major conditions for providing strateg ic competitiveness of the countr y, determination of priorities of new technological way today. Activities of the educational organizations performing preparation of the professional personnel creating professional and competent workers necessary for national economy also depend on the fact that business wants. The article considers questions of professional competences formation of service trade on the basis of the analysis of professional standards requirements, tasks and the prospects of development of national economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу применения требований профессиональных стандартов для организаций сферы услуг»

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

ON APPLICATION OF PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS FOR THE SERVICE TRADE ORGANIZATIONS

УДК 338.24

КУЗЬМИНА Светлана Николаевна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, доцент, [email protected]

KUZMINA, Svetlana Nikolaevna

Professor at the Management of Economic and Social Processes Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Associate Professor. [email protected]

Аннотация.

Практика применения профессиональных стандартов во всех сферах и отраслях национальной экономики требует от заинтересованных сторон данного процесса определения необходимых профессиональных компетенций, а также навыков и умений при выполнении трудовых функций. Это одно из важнейших условий сегодня для обеспечения стратегической конкурентоспособности страны, определения приоритетов нового технологического уклада. От того, что хочет бизнес, зависит и деятельность образовательных организаций, осуществляющих подготовку профессиональных кадров, формирующих необходимых национальной экономике профессиональных и компетентных работников. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере услуг на основе анализа требований профессиональных стандартов, задач и перспектив развития национальной экономики.

Ключевые слова: сфера услуг, кино, телевидение, профессиональные стандарты, компетенции, навыки, умения.

Abstract.

Practice of professional standards application in all spheres and industries of national economy demands determination of necessary professional competences as well as skills and abilities in case of accomplishment of labor functions from concerned parties of this process. It is one of the major conditions for providing

© Кузьмина С. H., 2016.

strategic competitiveness of the country, determination of priorities of new technological way today. Activities of the educational organizations performing preparation of the professional personnel creating professional and competent workers necessary for national economy also depend on the fact that business wants. The article considers questions of professional competences formation of service trade on the basis of the analysis of professional standards requirements, tasks and the prospects of development of national economy.

Keywords: service trade, cinema, television, professional standards, competences, skills, abilities.

Вопросы развития и управления процессами социально-культурной сферы сегодня актуальны и востребованы сообществом, поскольку это динамично развивающийся рынок услуг, затрагивающий достаточно внушительный перечень видов деятельности. Хорошо известны особенности данной сферы, а именно: многообразие форм и видов услуг, высокая оборачиваемость финансовых ресурсов, а также способность удовлетворять нематериальные, интеллектуальные потребности - все это в целом, определяет стратегии развития, задачи и сложности деятельности сферы культуры. Таким образом, рассматривая сферу услуг в целом, следует отметить, что, несмотря на все многообразие форм и видов деятельности, в ней можно выделить такие составляющие, как художественное творчество, которое представлено литературным, изобразительным, прикладным искусством; сфера развлечений в виде аттракционов, шоу-бизнеса, игровой деятельности; деятельность по накоплению и сохранению культурного наследия, осуществляющаяся в музеях, библиотеках, архивах, сохранение других памятников культуры; различные индустрии творчества, к которым можно отнести индустрию красоты, моды, музыки, дизайна, кино, телевидения, издательскую и рекламную деятельность, средства массовой информации. Как видим, сфера услуг весьма обширна, включает в себя оказание услуг как материального, так и нематериального характера, что требует значительных исследовательских усилий. В связи с этим фактом для более детального анализа вопросов и перспектив развития ограничимся рассмотрением лишь одного из элементов

сферы услуг и ее части в сфере индустрии творчества, а именно деятельности в сфере киноиндустрии.

Сегодня российская киноиндустрия представляет собой многофункциональную отраслевую структуру, основными сегментами которой являются производство кинофильмов и спецэффектов для них, мультипликация и демонстрация этих произведений для зрителей.

Большое значение в жизнедеятельности киноотрасли играют общественные организации, прежде всего, Союз кинематографистов России с его региональными отделениями, способствующий становлению гражданских институтов в профессиональной среде, творческому и профессиональному развитию отрасли. Особенностью кинематографии, существенно отличающей ее от других направлений художественной культуры и обусловившей индустриальный характер ее функционирования, является наличие в ее составе классического производства (промышленности), а также сегментов сбыта аудиовизуального товара и потребительской аудитории. Российская киноиндустрия по-прежнему в значительной степени сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены основные производственные мощности, выпускается большая часть отечественной кинопродукции, однако в последние годы все очевиднее становится тенденция появления и развития региональных центров кинематографии.

Киноиндустрия России становится феноменом общенационального масштаба. В субъектах Российской Федерации, в частности, в

национальных республиках - Саха (Якутия), Татарстан, Удмуртия, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия - за счет местных инициатив создаются документальные, игровые и анимационные фильмы, в том числе на национальных языках, которые пользуются успехом у зрителей этих регионов. Интенсивно развиваются платформы цифровой дистрибьюции. Учитывая интенсивность развития цифровых технологий в аудиовизуальной сфере, в недалеком будущем цифровая дистрибьюция, несомненно, станет одним из приоритетных направлений продвижения кинопродукции.

Сегмент кинопоказа в России представлен 600 компаниями, в том числе сетевыми. На рынке кинозрелищных услуг действуют 105 киносетей: 29 из них являются сетями федерального значения (обеспечивают кинопоказ в нескольких федеральных округах), 19 региональных сетей (осуществляют кинопоказ в нескольких регионах в пределах одного федерального округа) и 57 местных (действуют на территории одного региона), а также 495 независимых кинотеатров (рисунок 1) [1].

По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, в стране зарегистрировано 2058 демонстраторов. Количество коммерческих кинотеатров, обеспечивающих высокое качество показа, по состоянию на 1 января 2016 г. составило 1204 (в 2014 г. - 1176), кинозалов - 4022 (рисунок 2) [1].

Техническое развитие российского кинопоказа осуществляется в русле мировых тенденций. В минувшем году полностью завершен переход к цифровому кинопоказу (исключение - немногочисленные залы, работающие с пленочными копиями старых фильмов).

На начало 2016 г. в России действовали 33 зала с эффектами движения (24 - DBox и 9 - 4DX), 80 залов с премиальными форматами звука (62 - Dolby Atmos и 18 - Barco Auro), кинозалы с аттракционными форматами IMAX (43 зала) и Premium Large Format (13 залов), где гигантский экран сочетается с идеальным изображением (4К) и премиальным форматом звука, продолжают работать кинозалы с трехмерным форматом - 3D (рисунок 3) [1].

В целом в 2015 г.:

• в прокат вышло 123 отечественных фильма (в 2014 г. - 82 картины);

• общее количество фильмов в прокате -497 (в 2014 г. - 521),

• в том числе новых релизов - 378 (в 2014 г. - 414);

• реализовано 173 млн билетов на общую сумму 43,4 млрд руб.;

• доля отечественных фильмов в кинопрокате - 17,9% (в 2014 г. - 18,01%);

• сборы от показа российских фильмов составили 7 млрд 213 млн руб. (16,6% от совокупных кассовых сборов; 17,2% - в 2014 г.) [1].

В отечественной киноиндустрии заметны негативные последствия непростой экономической ситуации, осложненной неблагоприятными социально-политическими факторами. При заметном увеличении выпуска на экраны страны игровых картин российского производства (123 против 82 в 2014 г.) в 2015 г. наблюдалось, хотя и незначительное, снижение посещаемости отечественного кино и сборов от российских фильмов в национальном прокате. При очевидной значимости для развития кинематографа молодых творческих сил, снизилось количество поддержанных государством дебютных проектов. Сократилась финансовая поддержка неигрового кино, в том числе научно-популярного. В то же время принятая Правительством Российской Федерации в 2016 г. Стратегия государственной культурной политики, исходя из ее базового варианта, ставит перед российской кинематографией на ближайшую перспективу и долгосрочный период задачи увеличения:

• доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 г. до 25%, а к 2030 - до 30%;

• количества кинотеатральных экранов к 2030 г. до 5000;

• к 2020 г. среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год до 1,2 по сравнению с 0,35 в 2012 г.) [1].

Все это определяет тот круг вопросов и задач, которые стоят сегодня перед этой сферой деятельности. Так, стратегия определена и задачи сформулированы, что отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин, который в послании Федеральному собранию

сети федерального значения (обеспечивают кинопоказ в нескольких федеральных округах)

■ региональные сети (осуществляют кинопоказ в нескольких регионах в пределах одного федерального округа)

местные (действуют на территории одного региона)

Рисунок 1

Сегментирование рынка кинозрелищных услуг по количеству киносетей

Рисунок 2

Данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы о количестве демонстраторов

■ Premium Large Format гигантский экран сочетается с идеальным изображением (4К) и премиальным форматом звука

Рисунок 3

Иллюстрация технического развития российского кинопоказа, распределение кинозалов по используемым технологиям

отметил: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада» [2]. Нарастающие изменения в условиях глобализации и вызовы, которые сегодня возникают, -это стратегическая задача национальной экономики. Поэтому важно учитывать необходимость изменений во всех сферах национальной экономики, в то же время не забывая постулат о том, что основной ресурс -это кадры. Поскольку от навыков, умений и компетенций будет зависеть возможность реализации выстроенных стратегий, сформированных задач в области создания новых технологий, продуктов, услуг во всех без исключения сферах национальной экономики.

Так, «Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году» [2] включает в себя системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций. Следует отметить, что выбор технологий производится с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя. И многое в России для этого делается: создаются структуры, издаются законы, формируются нормативные требования.

Например, сегодня в рамках деятельности Агентства стратегических инициатив (АСИ) с целью развития и применения компетенций создана так называемая Компетентностная платформа. Это уникальная площадка, объединяющая интересы соискателей, работодателей, образовательных организаций и экспертов в деле развития и применения личностных и профессиональных компетенций, посвящена востребованным надпрофессиональным компетенциям, которые необходимы профессионалам XXI в. Здесь можно узнать о со-

временных подходах к реализации принципов «work-based learning» и «long-life-learning», об актуальных трендах в развитии и применении компетенций в конкурентной среде, научиться формировать карты развития желаемых компетенций, а также изучить основы разработки стратегии и создания среды для «выращивания» компетенций.

Другим документом, определяющим необходимые компетенции работников различных уровней национальной экономики, является такой документ, как Атлас новых профессий (АНП) [2]. Он также является результатом деятельности АСИ. Анализируя практику применения АНП, необходимо отметить, что в нем на сегодняшний день собрано свыше 50 успешных практик применения для профориентации, лучшие практики для применения в школах и детских развивающих центрах, в студенческой образовательной среде. АСИ в том числе занимается подготовкой формирования концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2035 г. на основе своих разработок и координации действий в условиях новых глобальных вызовов, в том числе при разработке стратегии Национальной технологической инициативы (НТИ) - долгосрочной программы по созданию принципиально новых рынков, на которых Россия должна стать глобальным лидером.

Вся деятельность АСИ реализуется в том числе и с помощью лекций, тренингов, практикумов, семинаров и мастер-классов, направленных на получение новых знаний, тренировку навыков личностного и профессионального развития, знакомство с лучшими практиками в сфере технологий, образования, государственного управления, а также определения перспективных рынков, которые будут определять структуру мировой экономики через 15-20 лет, прорывные технологические решения и востребованные компетенции профессионалов завтрашнего дня.

Таким образом, с одной стороны, имеются сформированные стратегии и задачи, а с другой стороны, определены перспективы развития национальной экономики. Важным элементом в реализации этих проектов бу-

дет тот самый профессионал, обладающий определенными навыками, компетенциями, понимающий, что требуется, способный профессионально решать управленческие задачи. С учетом трендов развития новых технологий, новых рынков в условиях конкуренции, стратегий и задач по обеспечению лидерства России к 2035 г., а также вызовов эпохи нового технологического уклада, следует заметить, что для предприятий важно, чтобы на рынке труда были необходимые работники, которые сегодня не только должны обладать требуемым набором компетенций, но и сформированными профессиональными навыками. В соответствии с разработанными стратегиями определены требования в нормативных и законодательных актах, в частности в Трудовом кодексе РФ, где указано, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Все это сегодня внесено в профессиональные стандарты, где представлена характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [3]. При этом профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями при разработке образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов высшего и профессионального образования.

В то же время законодательно определен порядок применения профессиональных стандартов, где установлено, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требова-

ния к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена законодательно, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

В то же время существует точка зрения, согласно которой с 1 июля 2016 г. все работодатели в обязательном порядке должны будут применять профессиональные стандарты. Сторонники этой позиции обосновывают свой вывод следующим: по новым правилам профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями, если Трудовым кодексом, федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлены требования к квалификации.

Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профессиональных стандартов, будут применять характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Иными словами, работодатели будут применять профессиональные стандарты с учетом собственной специфики деятельности, но в то же время они могут принять во внимание отдельные положения профессиональных стандартов.

Также отметим, что законодатель, приняв решение о применении профессиональных стандартов, не определил методику их введения в действие. В этой связи многие вопросы работодателей остаются без ответов. Это вызывает серьезную обеспокоенность у профессионального сообщества. В частности,

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступает с инициативой отсрочить вступление в силу новых положений Трудового кодекса о профессиональных стандартах до тех пор, пока не будет определен механизм действий работодателей по применению профессиональных стандартов.

Сегодня достаточно много произошло изменений в законодательных и нормативных требованиях к формированию необходимых профессиональных компетенций. Например, Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу разъяснения применения профессиональных стандартов, внес следующее уточнение. В соответствии с частью первой статьи 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов размещены на официальном сайте Минтруда России, организованы и регулярно проводятся информационно-консультационные семинары о применении профессиональных стандартов. Также в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.07.2016 г. № 1443-р «О внесении изменений в план реализации государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы» утверждены изменения в план реализации госпрограммы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1420-р [4]. План в новой редакции, размещенный в приложении к этому документу, содержит такие пункты, как создание экспертно-ме-тодических центров, обеспечивающих консультационную и методическую поддержку системы сертификации профессиональных компетенций; развитие государственно-частного партнерства при организации и

осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики; утверждение программ развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ.

Какие же профессиональные стандарты из Реестра профессиональных стандартов (а в нем содержится более 800 наименований стандартов) устанавливают требования к профессиональным компетенциям работников сферы услуг и определяют необходимую их компетентность для выполнения ими трудовых функций? Поскольку сфера услуг весьма обширна, приведем лишь некоторые из них в виде выписки из реестра стандартов, близких к области исследования.

Прежде всего, это те стандарты, которые устанавливают сквозные виды профессиональной деятельности в области профессиональной деятельности (таблица).

Например, продюсер в области кинематографии в рамках обобщенных трудовых функций осуществляет такие виды работ, как организация и обеспечение технологического процесса кинопроизводства, организация кинопроцесса, формирование бюджета кинопроекта, руководство творческой, финансовой, технологической деятельностью кинопроизводства. То есть специалист обеспечивает организацию и технологический процесс кинопроизводства, а трудовая функция предполагает организацию и контроль обеспечения съемочной группы материалами, техническими и постановочными средствами.

Для линейного продюсера установлены требования к образованию и обучению - высшее образование - бакалавриат, требования к опыту практической работы - не менее одного года помощником продюсера и/или участие в производстве не менее двух кинопроектов, особые условия допуска к работе не установлены. Для исполнительного продюсера установлены требования к образованию и обучению -наличие высшего образования - специ-алитет, магистратура, требования к опыту

Выписка из Реестра профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)

Область профессиональной деятельности Вид профессиональной деятельности Наименование профессионального стандарта

Связь, информационные и коммуникационные технологии Организация продвижения и распространения продукции средств массовой информации, включая печатные издания, телевизионные и радиопрограммы, сетевые издания Специалист по продвижению и распространению продукции средств массовой информации

Культура и искусство Организация кинопроизводства Продюсер в области кинематографии

СМИ, издательство и полиграфия Подготовка медиапродуктов средств массовой информации к выпуску Режиссер средств массовой информации

СМИ, издательство и полиграфия Производство кинофильмов, телефильмов, видеофильмов и телевизионных программ, деятельность в области телевизионного вещания Специалист по видеомонтажу

СМИ, издательство и полиграфия Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации Редактор средств массовой информации

практической работы - не менее трех лет помощником продюсера, также отсутствуют особые условия допуска к работе. Для должности «генеральный продюсер/продюсер» установлены требования к образованию и обучению - наличие высшего образования -специалитет, магистратура, установлены требования к опыту практической работы не менее пяти лет помощником продюсера, также отсутствуют особые условия допуска к работе [5]. Важно, чтобы требования, установленные в профессиональных стандартах, учитывались при разработке и реализации образовательных программ.

Таким образом, рассмотрев формирование профессиональных компетенций для организаций сферы услуг, следует отметить, что сегодня в разработке профессиональных стандартов принимают участие прежде всего специалисты-практики, которые и определяют требования к профессиональным компетенциям работников, их навыкам и умениям [6; 7]. Задача государства - регулировать особенности применения требований посредством

установления критериев в нормативных и законодательных актах, а задачи системы образования и, в частности, образовательных организаций - разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом вышеуказанных аспектов деятельности. С одной стороны, необходимо учитывать перспективные направления развития национальной экономики в рассматриваемой сфере деятельности, а с другой - подготовку специалистов и реализацию их функций в практической деятельности организации должна осуществляться с учетом требований профессиональных стандартов [8; 9; 10]. Автор считает, что необходимо соотнести требования профессиональных стандартов в части необходимых компетенций с образовательными программами и перспективами развития сферы культуры, чтобы удостовериться, что векторы направлений развития совпадают. То есть, чему учат в образовательных организациях, действительно будет востребовано предприятиями данной сферы и будет способствовать достижению лидерских позиций России в мировом сообществе.

Несмотря на то, что большинство профессиональных стандартов были разработаны в 2014-2015 гг. и с 01.07.2016 г. работодатели должны использовать профессиональные стандарты, еще необходимы разъяснения в части применения требований профессиональных стандартов в практической деятельности организаций. Более того, для профессий, по которым применение данных стандартов обязательно, необходимо будет провести серьезную работу по актуализации документооборота

организации, уточнив названия должностей, положения о подразделении и трудовые функции работника, что, как показывает практика, выполнили еще немногие организации [11]. По мнению автора, единые требования в части необходимых навыков, умений и компетенций создают предпосылки для упорядочения деятельности, что в целом положительно отразится на конкурентоспособности не только организаций отдельных сфер деятельности, но и национальной экономики в перспективе.

Список литературы

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году. URL: http://mkrf.ru/report/report2015/ (дата обращения: 10.10.2016).

2. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. URL: http:// asi.ru/nti (дата обращения: 10.10.2016).

3. Письмо Минтруда России от 06.07.2016 г. № 14-2/ООГ-6465 «О профессиональных стандартах»// Информационный портал «Информио», URL: http://wuz.informio. ru/?id=20282 (дата обращения: 12.07.2016).

4. Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2016 г. № 1443-p «О внесении изменений в план реализации государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы» Информационный портал «Информио», URL: http://wuz.informio. ru/?id=20282 (дата обращения: 14.07.2016).

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Продюсер в области кинематографии», URL: http://xn--80ajjnidcejma7a3k.xn--p1ai (дата обращения: 14.07.2016).

6. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы инновационного развития сферы культуры // Экономика качества. 2013. № 3. С. 59-63.

7. Евменов А. Д., Чеснова О. А., Сорвина Т. А. Трансформация подходов к управлению объектами сферы культуры в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2013. № 4. С. 61-65.

8. Еникеева Л. А. Механизм управления знаниевыми инновациями наукоемких предприятий // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 70-74.

9. Кузьмина С. Н. Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения // Экономика и управление. 2010. № 5. С. 82-86.

10. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы развития российского кинообразования // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 6-11.

11. Ворона-Сливинская Л. Г., Лобанов М. В. Проблемы выбора индикаторов экономической безопасности государства и определение их пороговых значений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2009. Т. 12. № 4. С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.