Научная статья на тему 'Формирование новых подходов к государственному регулированию развития киноиндустрии в России'

Формирование новых подходов к государственному регулированию развития киноиндустрии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / FILM INDUSTRY / STATE REGULATION / CRISIS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Риш Артур Арнольдович

В статье рассматриваются актуальные вопросы о направлениях дальнейшего развития российской киноотрасли, механизмах ее регулирования, возможных сценариях развития нынешней ситуации, способах достижения социальных, экономических и политических выгод. Показано, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с кризисом в сфере кинематографии является государственная поддержка данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of new approaches to state film industry development regulation in Russia

Questions about directions of the Russian film branch further development, mechanisms of its regulation, possible scenarios of development in present situation, ways of achievement social, economic and political benefits are considered in the article. It is shown that one of the most effective methods of struggle against crisis in cinematography sphere is the state support of the given branch.

Текст научной работы на тему «Формирование новых подходов к государственному регулированию развития киноиндустрии в России»

А. А. РИШ

Артур Арнольдович Риш — аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

Закончил СПбГУЭФ в 2006 г. по специальности управление персоналом.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика кинематографии. ^ ^ ^

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ КИНОИНДУСТРИИ В РОССИИ*

В последние десятилетия в условиях глобализации хозяйственных связей между странами в мире происходит интенсивная интернационализация культурных связей. Одним из наиболее мощных интеграторов межкультурных отношений выступает киноискусство. Кинопроизводство и кинопрокат уже давно вышли за национальные рамки отдельных стран: кино и в теоретическом, и в практическом плане сегодня не имеет границ. Россия также вовлечена во всемирный процесс интернационализации кинопроизводства.

Сегодня социально-культурная сфера как сфера экономической деятельности находится в стадии развития. Еще несколько лет назад социально-культурная сфера считалась абсолютно убыточной и должна была поддерживаться государством, так как самостоятельно не имела средств и возможностей к существованию. Вследствие развала прежней экономической системы и перехода к рыночным отношениям социально-культурная сфера была поставлена в жесткие условия конкуренции. Образ будущего отечественной кинематографии сегодня складывается стихийно и подвержен влиянию многих случайных факторов. Тем не менее стадия быстрого количественного роста киноиндустрии постепенно сменяется периодом, когда стратегической целью ее развития становится повышение конкурентоспособности отечественных фильмов и обеспечение на этой основе устойчивого развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Теперь настало время для выбора новых механизмов и новых регуляторов, для чего сегодня, как никогда раньше, требуется содержательный диалог между государством и бизнесом, крупными игроками рынка, кинематографическим сообществом о текущем состоянии отрасли, возможностях и перспективах ее развития.

С начала нынешнего века начался интенсивный рост количества современных кинотеатров и кинозалов: от 180 кинотеатров в 2002 г. до 650 в 2007 г. (290 кинозалов в 2002 г. и 1,5 тысячи в 2007 г.). Число отечественных фильмов, ежегодно выпускаемых на широкий экран, увеличилось с 40 в 2002 г. до 85 в 2007 г. Возросло

не только количество фильмов, но и их качество. Так, в 2007 г. три картины были номинированы на премию «Оскар» [1].

Однако серьезной проблемой остаются вопросы качества отечественной кинопродукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественного уровня, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия пока не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений. Можно выделить три основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка и реклама в фильмах (product placement).

На этапе возрождения киноотрасли России государственная поддержка играла решающую роль в производстве фильмов. Без средств государственной поддержки практически не мог быть снят ни один национальный игровой или документальный фильм. В настоящий момент государственная поддержка

ГРНТИ 06.75.10 © А. А. Риш, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора Г. А. Карповой.

кинематографии проводится в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

В течение нескольких последних лет государственная финансовая поддержка кинематографа была направлена на стимулирование объемов отечественного кинопроизводства. Этот курс нашел свое отражение в распоряжении Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2002 г. № 1299-р. В нем была поставлена задача обеспечения к 2006 г. производства до 100 игровых, 65 анимационных и 330 неигровых национальных фильмов в год, а также увеличения до 25 % доли отечественных кинопроизведений в общем объеме фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах страны. В 2006 г. этапная задача была выполнена. Было создано, в частности, 105 полнометражных игровых, 459 неигровых и 65 анимационных фильмов [2, с. 9].

До настоящего времени декларируемым направлением государственной поддержки производства национальных фильмов является создание картин, способствующих культурному и нравственному воспитанию граждан, выражающих идеалы российской государственности и гуманизма, отражающих важные проблемы современного российского общества.

В качестве нововведений в области государственного регулирования развития киноиндустрии в первую очередь предлагается поддержка пакетов трехлетних программ киностудий — для сохранения устойчивости бизнеса. Поддержка распространяется не на один, а на группу фильмов. Для содействия успешным проектам предлагается также ввести систему выплаты бонусов продюсеру по результатам проката фильма в случае превышения планки в 1 млн зрителей.

По мнению ряда экспертов, государственная поддержка коммерческих кинопроектов «развращает киноотрасль». Снимая часть рисков с продюсеров, прибегающих к государственной поддержке своих коммерчески-ориентированных проектов, государство искусственно снижает воздействие экономических факторов конкуренции и селекции на рынке кинопоказа. По их мнению, снижается и заинтересованность производителей в качестве фильма, в его способности понравиться зрителю и привлечь его в кинотеатры [3, с. 19]. Эксперты считают также, что государственная поддержка кинопроизводства оказывает негативное воздействие на отрасль еще и потому, что никакой ответственности кинопроизводителя за результат его работы не предусматривается.

Важно отметить, что кинематограф — это система взаимосвязанных элементов, таким образом, если государственная поддержка кино будет ограничиваться только производством, она в любом случае будет неэффективной. Поэтому другими важными направлениями и аспектами государственной являются:

— продвижение и прокат российских фильмов на территории Российской Федерации и за рубежом;

— обеспечение качества кинопоказа в России посредством введения лицензирования кинотеатров;

— расширение зрительской аудитории и возможностей просмотра фильмов, особенно в малых городах;

— стимулирование частных инвестиций в кинематограф, в том числе в форме налоговых льгот;

— стимулирование подготовки кадров высокого качества и в необходимом объеме;

— стимулирование исследований киноаудитории и потребностей населения в области кино с обеспечением равного доступа участников рынка к результатам исследований;

— финансирование научных открытий и технических разработок в сфере кинопроизводства и кинопоказа.

Государственная поддержка проката национальных фильмов в других странах должна осуществляться и в экономическом, и организационном аспектах, с привлечением сотрудников посольств и консульств, посредством заключения международных соглашений, договоров и пр. Отдельное внимание необходимо уделить участию российских фильмов в международных фестивалях. Полученные на международных кинофестивалях призы способствуют поднятию престижа страны и успешному прокату российской картины за рубежом.

Прокат российских фильмов на территории своей страны также требует поддержки со стороны государства. Кинематографисты подчеркивают, что существующее количество залов должно вырасти, как минимум, вдвое, чтобы проект имел шанс вернуть вложенные средства. Среди возможных механизмов осуществления данной поддержки кинематографисты называют строительство государственной кинопрокатной сети или государственно-частное партнерство в данной сфере; льготы и преференции кинотеатрам, осуществляющим показ российских фильмов; налоговые льготы инвесторам, вкладывающим средства в строительство сети кинотеатров.

Сегодня особенно остро ощущается нехватка кинематографических кадров разного уровня. Это не только тормозит развитие отрасли, но и увеличивает цены на производство фильмов. В связи с этим активное государственное участие также очень важно. Киноотрасль является совершенно непрозрачной, и это также негативно сказывается на экономических отношениях. Информация о реальном состоянии отрасли будет полезна не только для кинобизнеса, но и для государства — для разработки наиболее эффективных мер государственной политики в области кино. Исследованиями в области кино занимается НИИ киноискусства и различные коммерческие исследовательские компании. Но этого пока недостаточно.

Государственные гранты также должны способствовать новым открытиям и техническим разработкам в данной отрасли, поскольку данные вложения для частного бизнеса на сегодняшний день нерентабельны.

Одним из рецептов развития экономики отрасли часто рассматривается организация возвратного государственного финансирования. Часть кинематографистов выступает за необходимость возвращать государству предоставленное финансирование, поскольку этот шаг будет стимулировать продюсеров к

наиболее эффективному использованию средств, «воспитывать» ответственных продюсеров, а также улучшать качество снимаемых с участием государственных денег фильмов. Эксперты, выступающие против возвратного государственного финансирования, подчеркивают, что роль государства в сфере кино скорее идеологическая, чем экономическая [4, с. 36]. Все это означает, что вопросы создания и внедрения механизмов государственного возвратного финансирования требуют детальной проработки. Возможно, для поиска наиболее эффективных инструментов здесь потребуется рабочее взаимодействие государства и общественных организаций.

Целью государственной политики в сфере кино после достижения определенных количественных показателей должно стать также качество и содержание снимаемых кинофильмов. Проблема, в том числе, состоит в создании механизма финансирования начинающих продюсеров и кинокомпаний. В России не сложилось институционализированной системы вхождения новых специалистов в отрасль. Ее наличие позволило бы, с одной стороны, получать средства на создание дебютных проектов молодым продюсерам; с другой стороны, жесткий конкурсный отбор по деловым и творческим качествам, проведенный независимыми экспертами, давал бы возможность выделить наиболее перспективных и талантливых людей. Предметом отбора на презентации должны стать проекты с четко продуманной схемой финансирования, обоснованием доходной и расходной частей, творческих решений, маркетинговой стратегии. Презентация проектов и отбор талантливых молодых продюсеров сейчас находится в зачаточном состоянии.

Значительную роль в развитии отечественной киноиндустрии в ближайшем будущем будут играть современные технологии и инновации. Образ отечественной кинематографии формируется сегодня под воздействием стремительного развития технологий и трансформации образа жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.movieresearch.ru — Независимая исследовательская компания Movie Research Company.

2. Общественный доклад о состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года. Подготовлен по результатам Конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия 2008: анонс будущего». 25 августа 2008 г., Москва.

3. Жильцов Е., Казаков И. Перспективы выживания сферы кинематографии // Российская кинематография. 2005. № 8.

4. Глазатова М. К. Формирование стратегии государственного регулирования сферы кинематографии // Российская кинематография. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.