Д.Ильчук, В.Мисенг (Польша)
ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЕВРОПЕ В КОНЦЕ ХХ СТОЛЕТИЯ
Проявляющиеся в современной Европе тенденции в финансировании культуры можно охарактеризовать в следующих семи тезисах.
- Государственное финансирование сферы культуры доминирует над частным.
- Возрастает роль местного самоуправления и неправительственных некоммерческих (non-profit) организаций.
- Большее значение приобретает деятельность фирм-посредников в сфере финансирования культуры вместо прямых дотаций из общественных фондов.
- Государство вводит механизмы, стимулирующие участие частных капиталов в финансировании культуры.
- Ведется поиск новых источников финансирования.
- Государство поддерживает не только учреждения, осуществляющие проекты и мероприятия в сфере культуры, но и индивидуальную творческую деятельность.
- Культурная политика государства охватывает наряду с традиционными учреждениями культуры и коммерчески ориентированные отрасли.
Доминирование государственного финансирования над частным. Несмотря на то, что европейские страны ориентированы на рынок, инвестиции из госбюджета и муниципальных бюджетов имеют основополагающее значение для развития культуры. Среди европейских стран больше всего средств на культуру отводится во Франции. В 1996 г. государственные вложения в сферу культуры составили более 10 млрд. евро. В других странах ЕС бюджет не превышал 2 млрд. Расходы на душу населения были самыми высокими в Дании, в 1999 г. они составили 216 евро. Расходы на душу населения в Швеции и Франции достигли 200 евро, а в Испании и Италии они были в три раза меньше (около 60 евро на человека).
В новых демократических государствах Европы государственные ассигнования на культуру колебались на уровне 20-30 евро на душу населения (Венгрия, Польша). Относительно высокий уровень расходов per capita показала Эстония (53 евро) в результате того, как финансировалось общественное телевидение (бюджетные поступления, а не абонементная плата).
Новые методы управления общественными финансами. В последние годы в Европе сформировался новый метод управления общественными денежными средствами, предназначенными для финансирования культуры.
Во-первых, все большим количеством таких средств распоряжаются органы местного самоуправления. В большинстве стран муниципальные средства составляли минимум половину всех средств, предназначенных для культуры. Самый высокий уровень децентрализации наблюдается в странах с федеральной структурой; например, в Германии ответственность за финансирование лежит, прежде всего, на землях и органах местного самоуправления, тогда как доля государства составляет всего несколько процентов от общей суммы ассигнований. Высокая децентрализация финансирования наблюдается также в Голландии, где доля затрат местных властей достигает уровня общественных расходов для культуры. Прямо противоположная ситуация складывается в таких странах, как Франция и Италия, где 50% средств распределяется центром.
Во-вторых, в процесс распределения общественных средств были включены неправительственные организации. Уже не только в Великобритании ответственность за финансирование культуры несут неправительственные организации-посредники, иерархически расположенные между министерствами и учреждениями культуры. Разного рода общественные советы и институты стали неотъемлемым элементом европейской модели финансирования культуры. Таким образом, были получены гарантии общественного контроля над использованием государственных средств и одновременно был достигнут более высокий уровень компетентности при принятии решений.
В-третьих, финансирование культуры стало восприниматься как долговременные инвестиции социального и экономического характера. Для их реализации использовались не только чисто бюджетные средства, но и квазибюджетные и внебюджетные (поступления от доходных отраслей культуры, государственных лотерей, доходы от культурного туризма, специальные целевые налоги и т.п.).
В-четвертых, большое значение приобрел принцип смешанного финансирования культурных мероприятий из общественных и частных фондов. Больше, чем прежде, стала доля собственных доходов творческих деятелей и учреждений культуры в общих доходах (более высокие премии в результате борьбы с пиратством, улучшение работы учреждений культуры по привлечению финансовых средств, рост цен на товары и услуги).
Развитие косвенного финансирования. Наряду с изменениями в методах управления общественными средствами, наблюдается развитие так называемого косвенного финансирования. Оно реализуется путем создания системы решений, прежде всего фискального характера, которые либо призваны стимулировать финансирование культуры из внебюджетных источников, либо смягчают жесткие правила игры (как на внутреннем, так и на внешнем рынке) в отношении учреждений, организаций, творческих деятелей и изготовителей. Оно же создает лучшие условия для развития национального творчества или наоборот - ликвидирует международные барьеры и ограничения, способствуя свободному обмену мнениями и
идеями. Правительство, решаясь на применение механизмов косвенного финансирования, отказывается от части доходов и рассчитывает на дополнительные средства, получаемые благодаря активности граждан и организаций.
Налоговые льготы касаются, прежде всего, подоходного и косвенного налогов и распространяются на три привилегированные группы их плательщиков.
- Льготой для творческих деятелей является фиксированная процентная ставка подоходного налога (во Франции - 25% для оперных певцов и музыкантов, 20% для кинооператоров). Творческие деятели также имеют право на рассрочку платежей на период, превышающий налоговый год (эта льгота важна, учитывая нерегулярность доходов творческих работников). Кроме того, они могут освобождаться от двойного налогообложения во время зарубежных гастролей.
- Уровень налога на добавленную стоимость культурных ценностей и услуг отличается в разных странах и разных областях культуры. Например, в отношении зрелищных мероприятий приняты следующие ставки НДС: в Великобритании -17,5%, во Франции - 20,6, в Испании и Германии - 7, в Италии - 10%. Ставка НДС на книги достигает в Швеции 25%, в Италии и Греции она невысока - 4%, а в Великобритании принята нулевая ставка.
- Льготы и освобождение от налогов для меценатов уже стали нормой в странах континентальной Европы. На этом фоне иначе выглядит ситуация в скандинавских странах, где весьма неохотно вводятся льготы для меценатов культуры.
Стимулы частного финансирования культуры. На современном этапе введение государством метода косвенного финансирования культуры способствует возрождению ее частного финансирования. Этот ренессанс особенно заметен, когда ограничены возможности государственного сектора.
Различия в мотивах, методах деятельности субъектов госсектора и меценатов приводят к тому, что последние охватывают те сферы культуры, в которых государство не очень заинтересовано. Например, из общественных фондов нельзя финансировать крупные и дорогостоящие проекты, рассчитанные на массового реципиента. Прежде всего, это касается фестивалей и другого рода массовых мероприятий, которые, как правило, проводятся благодаря частным инвестициям. Размеры такой помощи еще не слишком велики, но постоянно возрастают. Наиболее высока доля частных средств в финансировании культуры в Швейцарии (13%), Греции (20) и Португалии (26%). Однако это исключения: в среднем, в странах Европы эта доля достигает уровня 0,5-2,0%. В новых демократических государствах Европы, где общая сумма вложений в культуру меньше, доля частных средств составляет около 6,0%. Основными источниками частного финансирования являются:
- частные фирмы, которые передают денежные средства, прежде всего, путем спонсирования;
- фонды и другие некоммерческие организации (non-profit);
- индивидуальные дарители, не только крупные меценаты, но и обычные граждане.
Возрастающее значение частного финансирования - это результат развития спонсорства и бескорыстной благотворительности, увеличения поступлений из фондов, кроме того, результат восприятия культуры частными инвесторами как сферы, куда стоит вкладывать деньги. Это совершенно новая тенденция в финансировании культуры: инвестиции вместо спонсорства, в процессе которого культура трактовалась только как пассивное звено, дающее прибыль от рекламы. На развитие подобного явления указывают, прежде всего, эксперты из Финляндии и Великобритании. В Финляндии спонсорские контракты все чаще приобретают характер долговременных инвестиций. В Великобритании, где спонсорство всегда имело особое значение, наблюдается даже уменьшение его доли в доходах учреждений культуры.
Другие источники финансирования. Все большую популярность приобретает использование на культурные цели поступлений от лотерей: либо путем передачи определенной части прибыли от государственной лотереи в пользу культуры, либо путем проведения специальных, посвященных культуре, лотерей. Использование лотерей означает увеличение ассигнований на культуру без необходимости в дополнительных бюджетных затратах. Поэтому Великобритания, Дания, Финляндия, Греция, Ирландия, Голландия и Италия направляют часть поступлений от государственных лотерей на финансирование проектов в сфере культуры и инвестирование в нее. Доля средств, полученных от лотерей, может быть столь велика, что становится основой государственного субсидирования культуры. Так обстоит дело, например, в Финляндии, где в 1999 г. поступления от лотерей составили 70% государственных вложений в культуру.
Бюджетные средства Европейского союза становятся важным источником финансирования культуры в странах - членах ЕС. Парадоксально, но большая их часть поступает из структурных фондов, предназначенных на нивелирование различий в уровне развития регионов, а не на культурные программы.
В странах Центрально-Восточной Европы, где происходит реформирование экономики, довольно широко применяются определенные методы дополнительного финансирования культуры, с целью обезопасить ее в трудный период экономических реформ. Эти методы состоят в передаче непосредственно в общественные фонды поддержки и развития культуры части прибылей от налогообложения доходных отраслей культуры, игорного бизнеса и акцизов на алкоголь. Например, Венгерский Национальный Культурный Фонд получает определенный процент поступлений от налогообложения отраслей культуры, а Эстонский Фонд Культуры (КиЫииг1карка1) - 3% от акцизов на алкоголь и табак, а также 30% поступлений от игорного бизнеса. Тем же путем идет и Латвия. Источником финансирования латвийского Фонда культуры является, в частности, акциз на алкоголь, а также налог на прибыль от лотерей и игорного бизнеса. Фонд должен обслуживать творческие и исследовательские проекты, осуществляемые отдельными деятелями культуры или их группами.
Прямое общественное содействие творчеству. Должно ли государство напрямую поддерживать творческих деятелей? Не лучше ли передать эти функции фондам (как в Португалии), частным жертвователям и спонсорам (как в некоторых странах Центрально-Восточной Европы)? Или эта задача вообще не существенна? Такая постановка вопроса связана с дилеммой, стоящей перед культурной политикой: что должно иметь приоритет: забота о культурном наследии или содействие творчеству на современном этапе? Косвенно ответом на этот вопрос может служить тот факт, что в странах Европы в последние десятилетия осуществляются мероприятия по прямой поддержке творчества в условиях свободного рынка, что доказывает эволюцию культурной политики от исключительного внимания к прошлому до интереса к проблемам современности. Независимо от разнообразия форм и объема, который имеет прямая поддержка творчества, расходы, связанные с ней, невелики. Можно констатировать, что прямое содействие творчеству не является дорогостоящим методом финансирования культуры и имеет большое социальное значение (в частности, дает чувство защищенности творческим работникам).
Мероприятия по прямой поддержке творчества можно разделить на четыре группы: индивидуальное содействие творческим работникам (премии, дотации, доплаты по соцобеспечению и др.); содействие творческим работникам в условиях рыночных отношений; поддержка популяризации культуры; системы правовой и социальной защиты.
Общественное содействие творческим работникам. Присуждение разнообразных премий является общеизвестным способом оказания помощи творческим деятелям. Это денежные вознаграждения и стипендии, а, кроме того, чисто престижные награды. Система конкурсов сильнее развита в более децентрализованных странах, например, в Германии, где ежегодно конкурсным путем присуждается до 2500 премий. Проведение конкурсов не является существенным элементом системы поддержки творчества, хотя вносит как материальный, так и моральный вклад в эту систему.
Другая форма помощи, более тесно связанная с конкретными политическими шагами государства, это - присуждение грантов на зарубежные поездки. Чаще всего это гранты на поездки в рамках культурного обмена, на передвижные выставки и чтение лекций. Такая форма поддержки имеет особое значение для европейской интеграции. Во многих странах наряду с дотациями на поездки, творческие работники могут рассчитывать на получение статуса резидента. Это означает возможность выезда за рубеж, обычно в государственное учреждение, связанное с культурой данного региона, чтобы несколько месяцев заниматься творчеством в другой среде и делиться опытом.
Наиболее распространенным методом поддержки творчества являются дотации на проекты в области искусства. Это стипендии, доплаты к гонорарам, дебютные субсидии. Эти средства должны обеспечить творческим работникам возмож-
ность трудиться в достойных финансовых условиях (в странах ЕС - минимум 15 000 евро на 6 месяцев). В большинстве государств это только теория, так как суммы, выделяемые на реализацию данного принципа, недостаточно велики. Также творческие работники могут получить так называемые work-grants. В этом случае их привлекают к сотрудничеству с современными художественными школами и учреждениями, чтобы, с одной стороны, создать достойные условия для творчества, а с другой - повысить уровень их образования. Создание сети культурных контактов способствует творческой работе, а также делает возможным разноплановое общение и обмен опытом.
Следующий метод финансовой поддержки - это помощь, которую оказывает государство на определенных, трудных этапах творческого пути. Чаще всего это программы помощи молодым (или пока неизвестным) работникам искусства в начале их карьеры. Они осуществляются путем дополнительного финансирования, а также обучения предпринимательству в области культуры на специальных курсах. Отдельным представителям творческих кругов, в основном в скандинавских странах и Голландии, государство выплачивает ежемесячный гонорар с целью обеспечения им минимального дохода. Часто возможность пользоваться такой формой помощи имеют дебютанты, которым особенно трудно обеспечить себе достойный уровень жизни своим творчеством. Например, в Голландии такие гонорары даются на четырехлетний период, до момента, когда творческий работник начинает получать прибыль от своего труда. В некоторых странах существуют также почетные пенсии. Они даются за личные достижения, например, в Венгрии критерием является получение определенных наград.
Общественное содействие творчеству в условиях рынка. Чтобы сделать работников искусства конкурентоспособными, в Великобритании и Франции введены выгодные займы, а также организованы специальные фонды для закупки необходимых материалов. Кроме того, осуществляются программы, призванные разъяснять деятелям культуры и искусства рыночные механизмы. В рамках этих программ ведутся дебаты и организуются семинары под эгидой неправительственных учреждений и международных контактных групп.
Частный сектор все больше вовлекается в сферу культуры не только путем финансирования, но и посредством ведения самостоятельной деятельности (частные издательства или галереи). Чтобы уменьшить риск частных предпринимателей, государство вводит механизмы, регулирующие этот специфический рынок: ограничения импорта, твердые цены, государственные закупки произведений искусства.
Общественное содействие популяризации культуры. Прежде всего, это программы, призванные сделать доступным участие в культурной сфере тех, кто по болезни или какой-либо другой причине лишен такой возможности. Пример -голландский опыт. Там введен целый ряд документов (билетов), дающих право на
льготную оплату или освобождающих от оплаты при посещении галерей, музеев, выставок и других культурных мероприятий. Такие билеты распространяются бесплатно, часто как дополнение к другим льготным услугам (например, месячному проездному билету). Расходы на них покрываются государством. В скандинавских странах и в Италии организуются спектакли и концерты в небольших населенных пунктах, удаленных от крупных культурных центров.
В Великобритании, Франции и Голландии осуществляются программы, инициирующие сотрудничество местных властей с представителями творческих кругов. В рамках такого сотрудничества деятели культуры включаются в общественную жизнь регионов, посещают школы, дома престарелых и др. Кроме того, органы местного самоуправления трудоустраивают творческих работников как инициаторов создания сети культурных контактов. Бизнесмены также начинают осознавать важность творчества и культуры для своей деятельности. На фирмах появляются подразделения, отвечающие за организацию культурного досуга сотрудников.
Системы правовой и социальной защиты. В последние годы законодательство, касающееся авторских и смежных прав, претерпело ряд изменений. Наряду с традиционными отчислениями и компенсациями творческим работникам за широкое использование их произведений, появились новые формы: налог на чистые аудио-и видео кассеты, а также специальное оборудование. Введены разного рода льготы при оплате НДС некоторых продуктов культуры, при оплате творческими работниками подоходного налога, а также при расчетах с налоговыми органами. Помимо этого в европейских странах для улучшения социального положения независимых деятелей культуры (свободных художников) принимаются следующие меры:
- в рамках общей системы социального обеспечения не ограничиваются льготы по причине «свободной профессии»;
- в дополнение к основным выплатам производятся выплаты, которыми традиционно пользуются только творческие работники, имеющие особые заслуги;
- выплаты производятся творческими объединениями или профсоюзами (применяется очень редко).
Производственный сектор культуры и культурная политика государства. Интервенция государства в коммерческую культурную деятельность проявляется прежде всего в производственном секторе, к которому принято относить: кинематографию, книги и прессу, фонографию, радио, телевидение и новые, современные медиа. Это вмешательство может приобретать разные формы, например, протекции, когда целью является облегчить определенного рода деятельность, или рестрикции, когда нужно ограничить или приостановить данную деятельность.
Государство располагает целым комплексом интервенционных мер. Чаще всего используется такая классификация:
- прямое вмешательство в виде разнородной финансовой поддержки;
- косвенное вмешательство фискального и квазифискального характера.
Вмешательство может осуществляться:
- субъектно (в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов);
- предметно (в отношении определенного рода деятельности или определенного типа проекта).
Вмешательство государства может иметь избирательный характер, т.е. помощь оказывается некоторым предприятиям или субъектам на основе конкретных критериев, а может осуществляться автоматически, с опорой на экономические критерии.
Государственная политика распространяется на производственный сектор культуры во всех странах Евросоюза. Интервенция государства в этой сфере, как правило, частной, реализуется косвенным образом, посредством антимонопольного законодательства, предоставления частотных концессий, определения квот экранного и рекламного времени и т.п. В области авторских прав упор делается на улучшение их защиты в новых условиях информационного общества и развития Интернета.
Особую заботу государство проявляет в двух сферах: книгоиздании и кинематографии. Поддержка кинематографии оказывается в форме грантов и льготных кредитов на кинопроизводство, премий для авторов, а также совместного финансирования проката и рекламы фильмов. Этим занимаются непосредственно министерства культуры, но чаще независимые институты и центры кинематографии (Австрия, Дания, Финляндия, Франция, Испания, Голландия, Швеция и Великобритания). Поддержкой книгопечатания такие автономные агентства, как правило, не занимаются. Исключение составляют голландские и французские. Проблемы опеки над книжным бизнесом остаются в ведении министерств культуры. В странах Северной Европы популярным инструментом обеспечения субсидий на социальную помощь авторам являются public lending rights (поощрения за абонирование книги в библиотеках). В ряде стран вмешательство государства сводится в основном к сохранению низкой ставки НДС.
Финансирование книжного сектора. В европейских странах книгоиздание считается приоритетным направлением культурной политики, поэтому вмешательство государства здесь особенно заметно. В основном это мероприятия правового или экономического характера. Финансовая политика государства в отношении книжного сектора проводится министерствами культуры. Иногда партнерами центральной администрации становятся объединения, фонды, агентства или советы. В качестве примера можно назвать голландский Fund forLiterary Production and Translation (государственное финансирование), посредством которого оказывается содействие книжному сектору, а также Industry Press Fund (финансируется государственными и частными рекламодателями), который поддерживает сектор прессы.
Прямая интервенция государства проявляется в книжном секторе как финансовая помощь в форме дотаций на издание произведений, отвечающих определен-
ным критериям, или по заказу. По всеобщему убеждению, необходимо содействовать изданию книг, относящихся к следующим категориям: классика; поэзия; школьные и университетские учебники; научные труды. Такого рода публикации субсидируются в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции, Голландии, Норвегии, Испании. Дотации также выделяются на книги, предназначенные для особой категории читателей, например, для слепых, на книги, связанные с региональным культурным наследием, а также на произведения иностранной литературы, требующие больших затрат на перевод. Помощь оказывают издателю (например, в Дании) или непосредственно переводчику (например, во Франции, в тех особых случаях, когда трудный перевод выполнялся по специальному заказу издателя).
В большинстве стран используются сложные механизмы выбора книг и системы мер, способствующих принятию объективного, беспристрастного решения. Выделяемые средства являются, как правило, заранее установленной квотой или рассчитываются, исходя из затрат на издание произведения. В некоторых странах помощь оказывается expost facto, т.е. после публикации произведения. Выбор книг часто делегируется коллегиям вне центральной администрации. Ведь только при условии консультаций с внешними экспертами эта система может эффективно работать.
Прямая финансовая помощь издательствам оказывается редко: в Западной Европе только во Франции, Испании и Швеции, но и там от такого метода постепенно отказываются. В Европе во всей культурной сфере субъектному финансированию предпочитают финансирование проектов. В странах, где по-прежнему применяют субъектное финансирование, оно относится как к государственным, так и частным издательским домам. Исключением является Россия, где содействие оказывается только государственным издательствам. Значительно в большей степени, чем прямые дотации, распространены другие формы содействия со стороны государства издательствам и книжным магазинам. Например, кредитные гарантии или выплата по процентам на взятые кредиты. Во Франции намерены заменить субсидии издателям беспроцентными ссудами. Подобные меры принимаются в Испании и Италии.
Прямое финансовое содействие писателям оказывается в виде грантов и премий. В Голландии государство финансирует присуждение премий по трем категориям: проза, поэзия и эссе. С премии, составляющей около 56,7 тысяч евро, 34 тысячи получает лауреат, а 22,7 тысяч евро идет на оплату публикаций его произведений.
Важной стороной деятельности государства в книжном секторе является помощь в продвижении товара на рынок. Примечательно, что в большинстве стран этим занимаются негосударственные организации, частично финансируемые из бюджета, как например: National Centre for Advance Reading в Финляндии, Literary Fund Foundation в Голландии, или профессиональные объединения издателей и кни-
готорговцев. Эта помощь включает не только продвижение на зарубежные рынки, но и возмещение затрат на издание книг, предназначенных на экспорт, а также содействие публикациям библиографических каталогов.
В книготорговле государственная поддержка проявляется в предоставлении дешевых кредитов, покрытии залоговой стоимости (Франция), предоставлении гарантий (Швеция) или скидок (Италия). Во Франции выделяются дотации на покрытие расходов по эксплуатации книжных магазинов. Финансовая помощь оказывается также конкретным предприятиям, нацеленным на модернизацию дистри-бьютерской сети. Например, финансовая помощь книжным магазинам, которые стремятся осуществлять продажу книг через Интернет. В Швеции в 1999 г. выделено 1,5 млн. крон в качестве государственной помощи в компьютеризации небольших книжных магазинов.
Косвенная помощь охватывает весь процесс производства и продажи книжной продукции и имеет много различных форм. От использования нулевой или сниженной ставки НДС до так называемых фиксированных цен. Сниженную ставку НДС используют во Франции (5%), Голландии (6%), в Великобритании принята нулевая ставка (табл. 4). Среди европейских стран только Болгария, Дания, Исландия, Швеция и Украина решились на введение высокой или полной ставки НДС на книги. В странах, где ставка НДС снижена, ее уровень колеблется от 0 до 12%. Важно подчеркнуть, что в Центральной и Восточной Европе разные ставки НДС действуют для разных типов книг (например, на научные книги ставки ниже).
Еще одной формой содействия является применение льготных или нулевых ставок при оплате почтовых операций с книгами, отвечающими определенным критериям. В Голландии снята плата за пересылку по почте книг на языке Брелля и кассет.
В книжном секторе распространенным методом государственного вмешательства является также применение fixed price. Механизм заключается в том, что книга предлагается по одной, установленной издателем цене, для продажи во всех торговых точках. Одним из основных аргументов в пользу введения такого механизма является возможность так называемого внутреннего субсидирования, что позволяет издателям финансировать публикацию литературы более высокого качества, но меньшей популярности, за счет прибыли от продажи бестселлеров (автомеценатство). Это позволяет также поддерживать сеть малых торговых точек, защищая их от вытеснения с рынка крупными книжными магазинами. Такой механизм применяется в большинстве стран Западной Европы (во всех странах ЕС кроме Швеции, Финляндии, Великобритании, Ирландии и Бельгии).
Значительную роль в формировании спроса на книги играют библиотеки, становясь тем самым важным партнером государства. В большинстве стран, в частности Великобритании, Голландии, Швеции, введены так называемые public lending rights - обязанность выплачивать авторам и издателям поощрительные премии (тан-
тьемы) за использование книги в библиотеках. В Швеции в 2000 г. эти расходы составили 112 млн. крон (1 крона за абонирование). В Голландии первоначально данную квоту выплачивало государство, а с 1996 это стало обязанностью библиотек, местных властей, а также читателей. Однако такой компенсации становится недостаточно из-за растущей роли «новых медиа» (Интернет) в обеспечении доступа к печатному слову. В Швеции и Норвегии тиражи большинства издаваемых книг закупаются госфондами, а затем рассылаются во все публичные библиотеки.
Финансирование кинематографии. Кинопроизводство в Европе находится в руках государственных институтов, связанных с общественным ТВ, а также в руках частных продюсеров. Это не означает, что частные киностудии не используют общественные средства. Наоборот, европейская система предусматривает совместное финансирование из различных национальных и наднациональных фондов, а также экспертных органов. В европейских странах кинематография финансируется институтами разного уровня. Во Франции, это - Национальный Центр Кинематографии (CNC), общественная организация при министерстве, в Германии и Голландии - независимые фонды Film Forderungsansalt (FFA) и Dutch Film Fund (DFF) соответственно, в Швеции - частный фонд Svenska Film Institut (SFI), в Германии -Kuratoriumjunger Deutscher Film (KJDF).
В странах ЕС поддержка кинематографа из общественных средств основана на получении дотаций из разных источников, например, из бюджета посредством внесения платы телестанциями, владельцами кинозалов, а также дистрибьюторами видеофильмов. В Германии средства главного фонда, занимающегося финансированием кинопроизводства (FFA), складываются из бюджетных субсидий, а также, в основном, из вложений посетителей проекционных залов и видеодистрибьюторов. Это добровольные отчисления, которые учитываются в годовом торговом обороте. Во Франции основная часть бюджета CNC складывается из налоговых платежей телестанций (около 40% идет на производство фильмов), налога, скрытого в цене билетов, налога с продаж и проката видеокассет (в размере 2% от прибыли). Вышеупомянутый налог на доход с продаж билетов составляет 11% их цены. Среди прочих источников финансирования CNC следует назвать дистрибьюторский налог в размере 5,5% с оборота. В Швеции дотация государства составляет 40% бюджета SFI, остальное поступает из радиовещательных платежей и налогов (в частности 25% поступлений из видеосектора, 6% - от посетителей проекционных залов).
Субсидируются три этапа создания фильма: подготовка к производству, производство и прокат. Дополнительное финансирование связано, прежде всего, с дотациями сценаристам. В разных странах оно осуществляется в соответствии с разными критериями, например в Швеции оно предусмотрено для молодых, во Франции на него могут рассчитывать создатели всех национальных полнометражных фильмов. Такое дополнительное финансирование является здесь своего рода авансом в счет прибыли.
Различны и принципы субсидирования производства фильмов. В Италии существуют прямые и косвенные дотации. Прямые автоматически получают все итальянские фильмы и картины совместного производства. Косвенные чаще всего имеют форму преференционных кредитов для фильмов, популяризирующих национальную культуру (квота может достигать 90% всей стоимости производства). Во Франции дополнительное финансирование может носить автоматический или избирательный характер. Автоматически дотации получают продюсеры, чьи фильмы ранее пользовались успехом (который измеряется, в частности, количеством проданных билетов). Сильная сторона этого механизма состоит в том, что продюсера обязуют пустить полученные средства на создание нового фильма, что стимулирует кинопроизводство. Избирательные дотации имеют характер аванса в счет поступлений и состоят в передаче CNC задатка в размере 5-25% стоимости амортизации фильма. Эти средства выделяются до начала работы над фильмом, по ее окончании, а также в случае переработки сценария, или на предварительные расходы.
В странах Западной Европы помимо прямых дотаций осуществляется ряд других мероприятий по оказанию содействия продюсерам. Одной из таких мер являются налоговые льготы для кинопромышленности, которые функционируют в Великобритании и Ирландии. В частности, в Великобритании действуют три налоговые льготы. Основная предусматривает 100%-ное покрытие расходов на кинопроизводство, если фильм отвечает установленным Министерством критериям и его бюджет не превышает 15 млн. фунтов стерлингов, (эта льгота называется s48 relief). Вторая льгота (s42 relief) заключается в возмещении расходов на производство фильма в течение трех лет по его окончании, в случае, если этот фильм отвечает критериям Министерства и его бюджет превышает 15 млн. фунтов стерлингов. Продюсер фильма имеет право отчислить за данный налоговый год как предварительные расходы сумму в пределах 20% от всех предусмотренных бюджетом фильма расходов. Чтобы эти средства считались предварительными расходами, они должны быть потрачены до начала основных съемок, и никакие льготы при их отчислении не предусмотрены.
Во всех странах ЕС существуют также меры содействия прокату. Финансовая помощь (дотация) чаще всего должна пойти на тиражирование очередного фильма. В Великобритании функционирует система так называемого обратного лизинга, когда продюсер продает негатив, например, банку, который снова отдает его в аренду продюсеру для дальнейшего использования. Необходимо подчеркнуть тесную связь между телевидением и кинематографией. Во всех странах Европы (кроме Италии) подписаны соглашения между этими секторами. Это позволяет применять общие правила при закупке полнометражных фильмов, их совместном производстве, а также финансировании из фондов, предназначенных для кино, или - наоборот. Например, французский CNC распоряжается фондом содействия как кинематографическому сектору, так и аудиовизуальному (в 1996 г. 62% потра-
чено на него, а 38% - на кинематографию). Власти имеют разные возможности регулировать финансовые потоки между общественными и частными субъектами в вышеназванных секторах. Это прежде всего определение квот, а также распределение средств, являющихся главным источником финансирования государственного радиовещания (например, в Голландии - 75% затрат), установление правил пользования поступлениями от рекламы, организация финансирования производства через субъекты проката.
Всеобщей формой содействия кинопроизводству является соблюдение определенного срока между выходом фильма на экраны и показом его по телевидению. Этот принцип действует в частности, в Бельгии, Голландии, Германии, Норвегии и Швеции. Этот срок составляет от 18 месяцев до двух лет.