Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1624
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РФ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / МВД РОССИИ / ФСБ РОССИИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / CONTROL AND SUPERVISION / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / FSB OF RUSSIA / INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Анатолий Михайлович

Уровень исполнительской дисциплины в правоохранительных органах не всегда находится на высоком уровне. В ряде случаев положения нормативных правовых актов, в том числе изданных Президентом РФ, выполняются несвоевременно и не в полном объеме. В своих выступлениях на заседаниях коллегии МВД России в 2018-2020 гг. глава государства отмечал необходимость увеличения общего уровня раскрываемости преступлений. Выступая на заседании коллегии ФСБ России 20 февраля 2020 г. Президент РФ поставил перед системой ФСБ задачу по обеспечению жесткого контроля за прохождением финансовых потоков, которые выделяются для реализации национальных проектов из госбюджета. При этом следует сказать, что недоработки подконтрольных органов, состояние их исполнительской дисциплины зачастую можно связать не только с состоянием их организационной деятельности, но и с их недостаточным ресурсным обеспечением, в частности, таким, как правовое, финансовое, материально-техническое, кадровое и др. Актуальность, важность и новационность рассмотрения данной темы подтверждается стратегическим конституционным статусом Президента РФ как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Исследование вопросов, связанных с правовым обеспечением осуществляемого Президентом РФ контроля имеет сущностное значение для теории и практики государственного управления. Значимость данной темы вытекает также из места и роли правоохранительных и контролирующих органов, установленной в ст. 45 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, в которой определено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется, в том числе путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора). Востребованность и новизна этой темы подтверждаются и в выступлении Президента РФ 28 февраля 2019 г. на заседании коллегии МВД России, где глава государства подчеркнул важность внедрения специальной цифровой платформы для осуществления контроля за тем, что происходит в правоохранительной сфере. Сделаны выводы о том, что Президент РФ как главный и стратегический субъект системы государственного контроля наделен Конституцией РФ и федеральными, в том числе конституционными законами, полномочиями по осуществлению контроля за всеми направлениями деятельности правоохранительных органов исполнительной власти, в том числе за оперативно-разыскной деятельностью, а также за деятельностью Следственного комитета РФ. С учетом особого места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти, установленных в ст. 129 Конституции РФ, Президент РФ не наделен прямыми полномочиями по осуществлению руководства и контроля за деятельностью прокуратуры РФ. Однако, вопросы формирования кадровой политики, возложения на прокуратуру полномочий по осуществлению координации деятельности по борьбе с преступностью находятся в ведении главы государства. Вместе с тем, следует отметить, что в п. 7 ст. 12 Федерального закона о прокуратуре РФ предусмотрена подотчетность прокуратуры Президенту РФ по вопросам состояния правопорядка и законности, а также о проделанной работы по их укреплению. В отличие от руководства правоохранительных органов исполнительной власти и Следственного комитета РФ, Президент РФ не правомочен давать прямые указания или поручения Генеральному прокурору РФ. Особый статус Президента РФ в отношении руководства и контроля за деятельностью правоохранительных органов позволяет сделать обоснованный вывод о важности включения в проект Федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», разработанного Минэкономразвития России, отдельного раздела, касающегося полномочий главы государства в части регулирования и организации президентского контроля за указанными органами госвласти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO CONTROL THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The level of Executive discipline in law enforcement agencies is not always at a high level. In some cases, the provisions of regulatory legal acts, including those issued by the President of the Russian Federation, are not implemented in time or in full. In his speeches at the meetings of the Board of the Ministry of internal Affairs of Russia in 2018-2020, the head of state noted the need to increase the overall level of crime detection. Speaking at a meeting of the Board of the FSB of Russia on February 20, 2020 The President of the Russian Federation has set the FSB system the task of ensuring strict control over the passage of financial flows that are allocated for the implementation of national projects from the state budget. At the same time, it should be noted that the shortcomings of the controlled bodies, the state of their performance discipline can often be associated not only with the state of their organizational activities, but also with their insufficient resources, in particular, such as legal, financial, material and technical, personnel, etc. The relevance, importance and innovation of this topic is confirmed by the strategic constitutional status of the President of the Russian Federation as the head of state, the guarantor of human and civil rights and freedoms (art. 80 of the Constitution of the Russian Federation). The study of issues related to the legal support of the control exercised by the President of the Russian Federation is essential for the theory and practice of public administration. The significance of this topic also stems from the place and role of law enforcement and regulatory agencies established in art. 45 of the «National security Strategy of the RF», approved by presidential decree No. 683 of December 31, 2015, which defines that state and public security is ensured, including by improving the effectiveness of law enforcement agencies and state control (supervision) bodies. The relevance and novelty of this theme is confirmed in the speech of the President of the Russian Federation February 28, 2019 at the Board meeting of the MIA of Russia, where the head of state stressed the importance of implementing a customized digital platform to monitor what is happening in the field of law enforcement. Conclusions are made that the President of the Russian Federation as the main and strategic subject of the state control system is vested with the Constitution of the Russian Federation and Federal, including constitutional laws, powers to monitor all areas of activity of law enforcement agencies of Executive power, including operational and investigative activities, as well as the activities of the Investigative Committee of the Russian Federation. Given the special place and role of Prosecutor's office of the Russian Federation in system of bodies of state power established in art. 129 of the Constitution, the President of the Russian Federation does not have direct power to exercise direction and control over the activities of the Prosecutor's office. However, the head of state is responsible for the formation of personnel policy and the assignment of powers to the Prosecutor's office to coordinate activities in the fight against crime. However, it should be noted that in p. 7 of art. 12 of the F ederal law on the Prosecutor's office of the Russian F ederation provides for accountability of the Prosecutor's office to the President of the Russian Federation on the state of law and order, as well as on the work done to strengthen them. Unlike the leadership of law enforcement bodies of Executive power and the Investigative Committee of the Russian Federation, the Russian President is not empowered to give direct instructions or orders to the Prosecutor General of the Russian Federation. The special status of the President of the Russian Federation in respect of management and control over activity of law enforcement bodies allows to draw a valid conclusion about the importance of inclusion in the draft Federal law «On the Federal, regional and municipal control in the Russian Federation» developed by the Ministry of economic development , a separate section dealing with the powers of head of state in the regulation and organization of presidential control over those agencies of state power.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УДК 351.741 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10156 © А.М. Тарасов, 2020

Научные специальности: 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Анатолий Михайлович Тарасов, главный научный сотрудник НИЦ, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Заслуженный сотрудник ОВД Российской Федерации Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: Tarasov.tam@yandex.ru

Аннотация. Уровень исполнительской дисциплины в правоохранительных органах не всегда находится на высоком уровне. В ряде случаев положения нормативных правовых актов, в том числе изданных Президентом РФ, выполняются несвоевременно и не в полном объеме. В своих выступлениях на заседаниях коллегии МВД России в 2018-2020 гг. глава государства отмечал необходимость увеличения общего уровня раскрываемости преступлений. Выступая на заседании коллегии ФСБ России 20 февраля 2020 г. Президент РФ поставил перед системой ФСБ задачу по обеспечению жесткого контроля за прохождением финансовых потоков, которые выделяются для реализации национальных проектов из госбюджета.

При этом следует сказать, что недоработки подконтрольных органов, состояние их исполнительской дисциплины зачастую можно связать не только с состоянием их организационной деятельности, но и с их недостаточным ресурсным обеспечением, в частности, таким, как правовое, финансовое, материально-техническое, кадровое и др.

Актуальность, важность и новационность рассмотрения данной темы подтверждается стратегическим конституционным статусом Президента РФ как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Исследование вопросов, связанных с правовым обеспечением осуществляемого Президентом РФ контроля имеет сущностное значение для теории и практики государственного управления.

Значимость данной темы вытекает также из места и роли правоохранительных и контролирующих органов, установленной в ст. 45 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, в которой определено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется, в том числе путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора).

Востребованность и новизна этой темы подтверждаются и в выступлении Президента РФ 28 февраля 2019 г. на заседании коллегии МВД России, где глава государства подчеркнул важность внедрения специальной цифровой платформы для осуществления контроля за тем, что происходит в правоохранительной сфере.

Сделаны выводы о том, что Президент РФ как главный и стратегический субъект системы государственного контроля наделен Конституцией РФ и федеральными, в том числе конституционными законами, полномочиями по осуществлению контроля за всеми направлениями деятельности правоохранительных органов исполнительной власти, в том числе за оперативно-разыскной деятельностью, а также за деятельностью Следственного комитета РФ.

С учетом особого места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти, установленных в ст. 129 Конституции РФ, Президент РФ не наделен прямыми полномочиями по осуществлению руководства и контроля за деятельностью прокуратуры РФ. Однако, вопросы формирования кадровой политики, возложения на прокуратуру полномочий по осуществлению координации деятельности по борьбе с преступностью находятся в ведении главы государства. Вместе с тем, следует отметить, что в п. 7 ст. 12 Федерального закона о прокуратуре РФ предусмотрена подотчетность прокуратуры Президенту РФ — по вопросам состояния правопорядка и законности, а также о проделанной работы по их укреплению. В отличие от руководства правоохранительных органов исполнительной власти и Следственного комитета РФ, Президент РФ не правомочен давать прямые указания или поручения Генеральному прокурору РФ.

Особый статус Президента РФ в отношении руководства и контроля за деятельностью правоохранительных органов позволяет сделать обоснованный вывод о важности включения в проект Федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации», разработанного Минэкономразвития России, отдельного раздела, касающегося полномочий главы государства в части регулирования и организации президентского контроля за указанными органами госвласти.

Ключевые слова: Президент РФ, Конституция РФ, правоохранительные органы, контроль и надзор, МВД России, ФСБ России, Следственный комитет РФ.

POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO CONTROL

Anatoly M. Tarasov, Chief Research Officer of SIC, Doctor of Legal Sciences, Professor,

Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored Officer of the Internal Affairs Department of the Russian Federation Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: Tarasov.tam@yandex.ru

THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Abstract. The level of Executive discipline in law enforcement agencies is not always at a high level. In some cases, the provisions of regulatory legal acts, including those issued by the President of the Russian Federation, are not implemented in time or in full. In his speeches at the meetings of the Board of the Ministry of internal Affairs of Russia in 2018-2020, the head of state noted the need to increase the overall level of crime detection. Speaking at a meeting of the Board of the FSB of Russia on February 20, 2020 The President of the Russian Federation has set the FSB system the task of ensuring strict control over the passage of financial flows that are allocated for the implementation of national projects from the state budget.

At the same time, it should be noted that the shortcomings of the controlled bodies, the state of their performance discipline can often be associated not only with the state of their organizational activities, but also with their insufficient resources, in particular, such as legal, financial, material and technical, personnel, etc.

The relevance, importance and innovation of this topic is confirmed by the strategic constitutional status of the President of the Russian Federation as the head of state, the guarantor of human and civil rights and freedoms (art. 80 of the Constitution of the Russian Federation). The study of issues related to the legal support of the control exercised by the President of the Russian Federation is essential for the theory and practice of public administration.

The significance of this topic also stems from the place and role of law enforcement and regulatory agencies established in art. 45 of the «National security Strategy of the RF», approved by presidential decree No. 683 of December 31, 2015, which defines that state and public security is ensured, including by improving the effectiveness of law enforcement agencies and state control (supervision) bodies.

The relevance and novelty of this theme is confirmed in the speech of the President of the Russian Federation February 28, 2019 at the Board meeting of the MIA of Russia, where the head of state stressed the importance of implementing a customized digital platform to monitor what is happening in the field of law enforcement.

Conclusions are made that the President of the Russian Federation as the main and strategic subject of the state control system is vested with the Constitution of the Russian Federation and Federal, including constitutional laws, powers to monitor all areas of activity of law enforcement agencies of Executive power, including operational and investigative activities, as well as the activities of the Investigative Committee of the Russian Federation.

Given the special place and role of Prosecutor's office of the Russian Federation in system of bodies of state power established in art. 129 of the Constitution, the President of the Russian Federation does not have direct power to exercise direction and control over the activities of the Prosecutor's office. However, the head of state is responsible for the formation of personnel policy and the assignment of powers to the Prosecutor's office to coordinate activities in the fight against crime. However, it should be noted that in p. 7 of art. 12 of the Federal law on the Prosecutor's office of the Russian Federation provides for accountability of the Prosecutor's office to the President of the Russian Federation — on the state of law and order, as well as on the work done to strengthen them. Unlike the leadership of law enforcement bodies of Executive power and the Investigative Committee of the Russian Federation, the Russian President is not empowered to give direct instructions or orders to the Prosecutor General of the Russian Federation.

The special status of the President of the Russian Federation in respect of management and control over activity of law enforcement bodies allows to draw a valid conclusion about the importance of inclusion in the draft Federal law «On the Federal, regional and municipal control in the Russian Federation» developed by the Ministry of economic development , a separate section dealing with the powers of head of state in the regulation and organization of presidential control over those agencies of state power.

Keywords: President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, law enforcement agencies, control and supervision, Ministry of internal Affairs of Russia, FSB of Russia, Investigative Committee of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Тарасов А.М. Полномочия Президента Российской Федерации по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3):141-146.

В теории управления под контролем, как правило, понимается деятельность уполномоченных по осуществлению контроля субъектов управления, направленная на установление отклонений в работе подконтрольных структур в ходе исполнения ими требований нормативных правовых актов, принятых решений. В значении системы контроля понимается совокупность взаимосвязанных элементов или составляющих, в частности: целей и задач контроля, субъектов, объектов и предметов контроля, а также принципов, функций, процедур контроля.

Все перечисленные составляющие понятия контроль (контрольная деятельность) и система контроля в указанных значениях направлены на достижение основных целей контроля, к которым относятся не только своевременное и в полном объеме установление отклонений в работе подконтрольных структур, но и принятие компетентными должностными лицами мер по их устранению и предупреждению в будущем. Это вполне применимо и к контролю,

осуществляемому Президентом РФ за деятельностью правоохранительных органов исполнительной власти (далее — президентский контроль).

Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением президентского контроля с учетом конституционных полномочий Президента РФ и специального статуса правоохранительных органов, связанного с осуществлением ими таких, в частности, специфических видов деятельности, как оперативно-разыскная или предварительное следствие, полагаем, представляет дополнительную актуальность и интерес как в теоретическом, так и в прикладном значении1.

1 Рассматриваются полномочия Президента РФ, без учета контрольных полномочий таких субъектов, образующих систему президентского контроля, как Администрация Президента РФ, а также Контрольное управление Президента РФ, являющегося структурным подразделением Администрации Президента РФ. В соответствии с п. 1 Положения «Об Администрации Президента РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. N° 400, Администрации создана для обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением принятых им решений.

О важности рассматриваемой в данной статье темы свидетельствует и особое место, и роль правоохранительных органов и органов госконтроля, установленные в ст. 45 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, в которой определено, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется, в том числе, путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора).

Учитывая стратегический конституционный статус Президента РФ в качестве главы государства (ст. 80 Конституции РФ), президентский контроль относится к главенствующему и стратегическому виду внешнего государственного контроля [3, с. 8-17]. Поэтому исследование вопросов, связанных с правовым обеспечением осуществляемого Президентом РФ контроля за деятельностью правоохранительных органов, имеет стратегическое значение для теории государственного управления и контроля.

Изучение деятельности субъектов государственного контроля свидетельствует о системном применении ими мер, нацеленных на дальнейшее совершенствование организации планирования и проведения контрольной работы. При подготовке контрольных мероприятий активно используются современные информационные системы и базы данных, а в ходе контрольных мероприятий — мониторинг, дистанционные технологии, риск-ориентированный подход, направленные на повышение эффективности государственного, в том числе президентского, контроля. Следует также отметить, что на основе анализа результатов ранее проведенных контрольных мероприятий — проверок, аудита, инспектирования, надзора— субъектами госконтроля разрабатываются и принимаются решения по своевременному и в полном объеме устранению подконтрольными структурами отклонений, а также недопущению их впредь, т.е. принимаются меры превентивного плана.

Вместе с тем, уровень исполнительской дисциплины в некоторых правоохранительных органах исполнительной власти не всегда находится на высоком уровне. В ряде случаев требования нормативных правовых актов, в том числе по дальнейшему активному оздоровлению криминальной обстановки в стране, выполняются не в полном объеме. При этом, справедливости ради, следует сказать, что сбои связаны зача-

стую не только с организационно-исполнительской деятельностью правоохранительных органов, но и с их недостаточным ресурсным обеспечением, в частности, таким, как правовое, финансовое, материально-техническое, кадровое и др.

Об обоснованности и актуальности рассмотрения темы контроля свидетельствует и позиция В.В. Путина, высказанная на заседаниях коллегий ряда правоохранительных органов. Так, выступая на заседании коллегии ФСБ России 20 февраля 2020 г. Президент поставил задачу по налаживанию жесткого контроля за прохождением финансовых потоков, выделяемых из бюджета для реализации национальных проектов2. В своих выступлениях на заседаниях коллегии МВД России в 2018-2020 гг. глава государства отмечал необходимость увеличения общего уровня раскрываемости преступлений3, повышения эффективности борьбы с коррупцией. В 2019 г. он подчеркнул важность внедрения специальной цифровой платформы для осуществления контроля за тем, что происходит в правоохранительной сфере4. Выступая на заседании коллегии МВД России 26 февраля 2020 г., глава государства среди актуальных задач отметил противодействие экстремизму, обеспечение безопасности в местах проведения масштабных мероприятий, дальнейшую декриминализацию экономики, защиту отечественного бизнеса, активное выявление преступлений в сфере природопользования и др. Перечисленные Президентом задачи (направления деятельности МВД России) являются предметами президентского контроля.

В обоснование наличия полномочий главы государства контролировать деятельность правоохранительных органов исполнительной власти сошлемся на ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в которой установлено, что Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, он же утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как

2 URL://http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-pu-tina-na-zasedanie-kollegii-fsb-20-02-2020.html

3 URL://https://www.rbc.ru/society/28/02/2018/5a9684819a794-70cdf4dc586

4 URL://http ://www.kremlin.ru/events/president/news/59913

Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Поскольку контроль является функцией, элементом, составной частью системы управления, то в понятие руководить (управлять) входит и осуществление контроля.

Полномочия главы государства по осуществлению контроля за деятельностью правоохранительных органов установлены и в федеральных законах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. Например, в ст. 49 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» определено, что госконтроль за деятельностью полиции в пределах своих полномочий осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ. В качестве субъекта госконтроля Президент назван и в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» и др. При этом следует пояснить, что, учитывая стратегический и главенствующий конституционный статус Президента РФ и осуществляемого главой государства контроля, данный вид контроля ведется за основными, наиболее важными, значимыми направлениями работы правоохранительных органов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» к одним из основных направлений ее деятельности или к предметам президентского контроля относятся следующие: осуществление защиты от противоправных посягательств на личность, общество и государство; выявление и раскрытие полицией преступлений и административных правонарушений, а также их предупреждение и пресечение; розыск лиц и производство дознания по уголовным делам; осуществление экспертно-кримина-листической деятельности; обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения и др. В свою очередь, объектом президентского контроля является вся деятельность полиции на стратегически значимых направлениях ее деятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы ФСБ осуществляют следующие основные виды деятельности: контрразведывательную и разведывательную, борьбу с преступностью и терроризмом, пограничную деятельность и обеспечение информационной безопасности, являющиеся предметами президентского контроля. В выступлении на итоговом заседании коллегии ФСБ России 20 февраля 2020 г. Президент РФ к важным направлениям работы орга-

нов безопасности отнес противодействие экстремизму, обеспечение экономической безопасности, включая выявление преступных схем в финансовой и налоговой сферах, а также в топливно-энергетическом и оборонно-промышленном комплексах и др.5.

Кстати, в ст. 1 названного закона установлено, что руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент РФ. В этой связи также важно отметить, что в ст. 12 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» определено, что общее руководство органами внешней разведки, например, СВР России, также осуществляет Президент РФ. Перечисленные выше основные виды деятельности МВД России и ФСБ России, являются предметами президентского контроля, а сама деятельность по основным ее направлениям является объектом президентского контроля.

В целях более широкого исследования темы, указанной в названии данной статьи, важно определиться, хотя бы кратко, с понятием правоохранительные органы и с их перечнем. Термин правоохранительные органы исполнительной власти применяется для обозначения государственных органов, выполняющих схожие задачи, на которые в обязательном порядке возложена функция осуществления правоохранительной деятельности. В свою очередь, под понятием правоохранительная деятельность следует понимать вид деятельности, проводимой специально созданными органами государственной власти, которые называются правоохранительными, осуществляющими правоохранительные функции, например, борьбу с правонарушениями, их предупреждение, оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений, обеспечение общественного порядка, исполнение судебных решений и др.

Анализ указов Президента РФ, которыми были утверждены положения о федеральных органах исполнительной власти, свидетельствует, что к правоохранительным органам исполнительной власти относятся МВД России6, МЧС России7, ФСБ России8, ФСО России9, Фе-

5 URL://http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-pu-tina-na-zasedanie-koИegii-fsb-20-02-2020.html

6 Положение об МВД России утверждено Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699.

7 Положение об МЧС России утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.

8 Положение о ФСБ России утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.

9 Положение о ФСО России утверждено Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.

деральная служба исполнения наказаний (ФСИН)10, Федеральная служба судебных приставов (ФССП)11, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия)12. Изучение постановлений Правительства РФ позволяет сделать вывод, что к правоохранительным органам исполнительной власти относится также Федеральная таможенная служба (ФТС России), в функции которой входит проведение оперативно-разыскной деятельности и дознания13.

Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» к правоохранительным органам исполнительной власти относится Служба внешней разведки (СВР России) и Минобороны России, в структуру которого входят Главное управление полиции, а также Главное управление Генштаба Вооруженных сил РФ — орган внешней разведки Минобороны России, более известный как ГРУ Генштаба ВС РФ14. Отметим, что начальник ГУ Генштаба ВС РФ (ГРУ) подчиняется Министру обороны РФ и начальнику Генштаба Вооруженных сил РФ. Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, как уже указывалось выше, является Президент РФ.

В качестве дополнительного подтверждения наличия у Минобороны России полномочий по осуществлению внешней разведдеятельности сошлемся на подп. 23 п. 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, в котором установлено, что Минобороны России в интересах обеспечения безопасности России уполномочено осуществлять разведывательную деятельность. Кстати, проведение разведдеятельности входит и в функции ФСБ России, но во взаимодействии с органами внешней разведки РФ (ст. 12 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»).

Рассматривая полномочия главы государства за деятельностью правоохранительных органов исполнительной власти, следует подчеркнуть, что одним из основных направлений их работы является оперативно-разыскная деятельность (ОРД). В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» к органам (субъектам), уполномоченным проводить оперативно-разыскную деятельность [1, с. 27-28], относятся оперативные подразделения органов внутренних дел, органов ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, а также орган внешней разведки Минобороны России,

известный как Главное управление Генштаба ВС РФ — орган внешней разведки, осуществляющий ОРД только в целях обеспечения безопасности данного органа.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона об ОРД госконтроль за ОРД в соответствии с полномочиями, определяемыми Конституцией РФ, федеральными, в том числе конституционными законами, осуществляют глава государства, палаты Федерального Собрания РФ и Правительство РФ. Проведение прокурорского надзора за ОРД предусмотрено ст. 21 данного Закона.

Некоторые специалисты в сфере правоохранительной деятельности к правоохранительным органам относят Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации (ГФС России) [4, с. 614-622]. При этом учитывается, что в ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской службе»15 установлено, что лица начальствующего состава органов ГФС России проходят службу в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»16, а также то, что ГФС, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О федеральной фельдъегерской службе», а также Положением «О государственной фельдъегерской службе Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 213, ГФС является федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по осуществлению функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ и является составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ. Кроме того, ст. 6 Федерального закона о ГФС наделяет лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи применять физическую силу, а также хранить, носить и применять специальные средства, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, но только в установленном порядке и при исполнении своих служебных обязанностей.

10 Положение о ФСИН утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

11 Положение о ФССП утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316.

12 Положение о Росгвардии утверждено Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510.

13 Положение о ФТС утверждено постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.

14 Положение о Минобороны России утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082.

15 СПС «КонсультантПлюс».

16 СПС «КонсультантПлюс».

В части, касающейся предмета нашего исследования отметим, что согласно ст. 14 Федерального закона о ГФС полномочиями по осуществлению контроля за федеральной фельдъегерской связью наделены Президент РФ и Правительство РФ (в пределах своих полномочий), а надзор — Генпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Определяя перечень подконтрольных Президенту РФ правоохранительных органов, важно также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» названный Комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, поэтому он также является правоохранительным органом. Вместе с тем, Комитет в соответствии с указанным Законом не относится к органам исполнительной власти, а имеет специальный статус. При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 3 ст. 1 данного Закона руководство деятельностью Следственного комитета, а, следовательно, и контроль за его деятельностью, уполномочен осуществлять Президент РФ.

Отметим также, что востребованность осуществления Президентом контроля за деятельностью следственных органов имманентно связана с конституционными полномочиями главы государства, вытекающими из ст. 80 Конституции РФ, в которой установлено, что Президент РФ — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. При этом поясним, что Президент РФ в связи со своей максимальной загруженностью уполномочен давать поручения по проведению контроля Контрольному управлению Президента РФ.

Как свидетельствует проведенное исследование, а также анализ проекта Федерального закона «О Федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации»17, разработанного Минэкономразвития России, в данном законопроекте не определены полномочия главы государства в части осуществления внешнего государственного, в том числе президентского, контроля за деятельностью правоохранительных органов [2, с. 14-25; 3, с. 8-17]. Вместе с тем, конституционные полномочия Президента РФ в отношении руководства и контроля за деятельностью указанных органов позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости включения в законопроект раздела или отдельных пунктов, касающихся полномочий Президента РФ как главы государства, гаранта Кон-

ституции РФ, прав и свобод человека и гражданина за сферой деятельности правоохранительных органов.

Выводы.

1. Деятельность правоохранительных органов исполнительной власти, а также Следственного комитета РФ, в том числе состояния организации предварительного следствия, подконтрольна главе государства.

2. Особый конституционный статус Президента РФ в отношении руководства и контроля за деятельностью правоохранительных органов исполнительной власти и Следственного комитета РФ позволяет сделать обоснованный вывод о важности включения в проект Федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ» отдельного раздела (пунктов), касающихся полномочий главы государства в части регулирования и организации государственного, в том числе президентского, контроля за указанными органами госвласти.

Литература

1. Павличенко Н.В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности: Моногр. М., 2016.

2. Тарасов А.М. О законодательном обеспечении государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 14-25.

3. Тарасов А.М. Президентский контроль — стратегический вид внешнего государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 4 (52). С. 8-17.

4. Черников В.В. Органы охраны правопорядка: Учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2018.

References

1. Pavlichenko N.V. Pravovye i teoreticheskie pro-blemy obespecheniya neglasnosti v operativno-rozysk-noy deyatel'nosti: Monogr. M., 2016.

2. TarasovA.M. O zakonodatel'nom obespechenii go-sudarstvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov is-polnitel'noy vlasti // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2019. № 1 (49). S. 14-25.

3. Tarasov A.M. Prezidentskiy kontrol' — strategiches-kiy vid vneshnego gosudarstvennogo kontrolya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2019. № 4 (52). S. 8-17.

4. Chernikov V.V. Organy okhrany pravoporyadka: Uchebnik. 4-e izd. M.: Prospekt, 2018.

17 СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.