Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ'

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
финансовый контроль / органы финансового контроля / преступление / Счетная палата / финансы / Федеральное казначейство / financial control / financial control bodies / crime / Accounts Chamber / finance / Federal Treasury

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Незнамова Юлия Николаевна

в статье рассматривается финансовый контроль, как деятельность уполномоченных органов, а также проблемные вопросы возникающие при осуществлении государственного финансового контроля уполномоченными на то органами, такими как Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Предлагаются пути решения проблемных вопросов во взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов при выявлении признаков преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWERS OF BODIES EXERCISING STATE FINANCIAL CONTROL

the article considers financial control as the activity of authorised bodies, as well as problematic issues arising in the implementation of state financial control by authorised bodies, such as the Accounts Chamber of the Russian Federation, the Federal Treasury of the Russian Federation, the Central Bank of the Russian Federation, the Federal Financial Monitoring Service. the article suggests ways of solving problematic issues in the interaction of controlling and law enforcement agencies in the detection of signs of crime.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ»

вопросы российской юстиции УДК 347.73

Незнамова Юлия Николаевна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Neznamova Yuliya Ural State Law University named After V.F. Yakovlev

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Аннотация: в статье рассматривается финансовый контроль, как деятельность уполномоченных органов, а также проблемные вопросы возникающие при осуществлении государственного финансового контроля уполномоченными на то органами, такими как Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Предлагаются пути решения проблемных вопросов во взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов при выявлении признаков преступлений.

Ключевые слова: финансовый контроль, органы финансового контроля, преступление, Счетная палата, финансы, Федеральное казначейство.

POWERS OF BODIES EXERCISING STATE FINANCIAL CONTROL Annotation: the article considers financial control as the activity of authorised bodies, as well as problematic issues arising in the implementation of state financial control by authorised bodies, such as the Accounts Chamber of the Russian

вопросы российской юстиции выпуск №32

Federation, the Federal Treasury of the Russian Federation, the Central Bank of the Russian Federation, the Federal Financial Monitoring Service. the article suggests ways of solving problematic issues in the interaction of controlling and law enforcement agencies in the detection of signs of crime.

Key words: financial control, financial control bodies, crime, Accounts Chamber, finance, Federal Treasury.

В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства [2, с. 3]. Также, он выступает формой реализации одной из основных функций финансов - контрольной, подразумевающей, что финансы - это средство контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода [4].

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам, исходя из этого все участники финансово-контрольных правоотношений подразделяются на контролирующих и подконтрольных субъектов.

Основные направления проведения финансового контроля в РФ:

- проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов;

- проверка выполнения подконтрольными субъектами своих финансовых операций;

- проверка соблюдения подконтрольными субъектами установленных правил совершения финансовых операций, осуществления и хранения денежных средств;

- выявление внутренних резервов производства;

вопросы российской юстиции выпуск №32

- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины (точного и неукоснительного соблюдения действующего законодательства).

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки, обследование, санкционирование операций, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Все они могут проводиться как в плановом, так и во внеплановом порядке [4, с. 134].

С учетом правового статуса субъекта проведения, финансовый контроль подразделяется на:

- государственный;

- муниципальный;

- общественный;

- аудиторский.

Финансовый контроль реализуется посредством контрольной деятельности специально уполномоченных органов финансового контроля, финансовая и административная автономия которых является ключом к обеспечению независимости и беспристрастности этих органов, и как следствие - залог успешного осуществления контрольных полномочий [15, с. 22].

На современном этапе развития отечественного финансового контроля существует ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на его действенность. В число таких факторов входят [17, с. 83-84]:

1) недостаточно разработанная нормативно-правовая база реализации финансового контроля, что подтверждается дублированием полномочий ряда контрольных органов;

2) низкая степень взаимодействия контролирующих органов между собой и с иными органами государственного аппарата, как следствие, разобщённость в приоритетах деятельности;

вопросы российской юстиции выпуск №32

3) отсутствие чёткого разграничения сфер деятельности контролирующих органов.

Все эти факторы во взаимосвязи имеют непосредственное влияние на выявление и пресечение преступлений в экономической сфере. Так, из-за отсутствия нормативного закрепления обязанности взаимодействия с иными государственными органами и четкого разграничения полномочий между контролирующими органами «беловоротничковая» преступность и экономическая преступность могут носить по сути своей латентный характер.

Рассмотрим данные проблемы на основе конкретных органов государственного финансового контроля. Так, их можно разделить на основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. К ним относится Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти, такие как: Министерство финансов, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Полномочия Счетной палаты по осуществлению финансово-контрольных

полномочий закреплены в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [5]. С учетом положений ст. 14, 17 ФЗ «О Счетной палате РФ» при обнаружении признаков составов преступлений по результатам проведения контрольных мероприятий информация об этом передается в правоохранительные органы. Также в соответствии со ст. 36 ФЗ инспекторы, при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений, а также при необходимости пресечения этих противоправных действий вправе изымать необходимые документы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в

вопросы российской юстиции выпуск №32

соответствующих делах, а в случае обнаружения данных, указывающих на признаки составов преступлений, опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы [5].

П.12 Регламента Счетной палаты Российской Федерации в свою очередь конкретизирует порядок обращения в правоохранительные органы и указывает случаи направления, субъектов, уполномоченных на подготовку проектов обращений, а также субъектов, за чьей подписью оно направляется [9].

Федеральное казначейство, в свою очередь, осуществляет свои контрольные полномочия на основании нормативных актов Правительства РФ и министерства Финансов РФ, в ведении которого оно находится [6, 7]. Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе РФ» (п. 5.43), в свою очередь, не определяет порядок оформления материалов по выявленным признакам преступлений [8]. Как алгоритм действий по результатам проверки можно использовать Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики», устанавливающий обязанность информировать органы прокуратуры Российской Федерации о выявленных правонарушениях в сфере экономики [11, с. 261; 10], но помимо того, что данный акт является явно устаревшим, он носит также довольно абстрактный характер, не устанавливая конкретной обязанности для проверяющих лиц.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»[13] определяет основные полномочия данного органа, в том числе и в сфере финансового контроля, а также ст.9 НК РФ

вопросы российской юстиции выпуск №32

устанавливает, что в систему налоговых органов входит ФНС и территориальные органы, следовательно обязанность по уведомлению правоохранительных органов в порядке ч. 3 ст. 32 НК РФ распространяется и на Федеральную налоговую службу [12, с. 142].

Конституцией РФ установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка. Также его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. К примеру, ст. 75.1 указанного ФЗ устанавливает обязанность в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить заявления и материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 172.1 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае обоснованного предположения о наличии в действиях должностных лиц кредитной организации признаков данного преступления.

Также следует отметить такой орган финансового контроля, как Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее -Росфинмониторинг). Стоит сказать, что данная служба занимается контролем, надзором за исполнением законодательства в сфере противодействия легализации доходов, и финансированию терроризма. С учетом положений пп.17 п.5 в редакции от 13.11.2023 г. «Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу», Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные или налоговые органы е только при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, но и с иным уголовно наказуемым деянием, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных или налоговых [16].

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

Таким образом, работа органов государственного финансового контроля способствует повышению эффективности деятельности государственных учреждений. Это связано с тем, что данные органы имеют доступ ко всей информации учреждений и могут внимательно следить за их работой и предотвращать злоупотребления государственными должностными лицами. Они вносят свой вклад, реализуя подходы сдерживания и выявления правонарушений, а также следуя принципам сотрудничества с другими государственными учреждениями и правоохранительными органами.

Предлагается в качестве решения проблемы с отсутствием закрепленной конкретизировать некоторые акты, устанавливающие полномочия органов государственного финансового контроля, к примеру, Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» либо же издать собственные Правила информирования правоохранительных органов по результатам проведения контрольных мероприятий Федеральным казначейством РФ.

Это необходимо в первую очередь для того, что финансовый контроль должен быть направлен не только на предотвращение финансовых рисков, но и на поддержание высокой степени прозрачности и открытости в системе управления. Это позволяет обеспечить доверие властей, бизнеса и граждан к экономической системе страны.

Список литературы:

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

2. Султанова, Х. Р. Финансовый контроль как метод анализа финансового состояния РФ / Х. Р. Султанова, С. Ш. Султанов // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2016. - № 2. - С. 675-683. - EDN WYKFJT.

вопросы российской юстиции выпуск №32

3. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. -800 с.

4. Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 2002. С.

47.

5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Счетной палате Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1649.

6. Законодательство Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере // [Эл. ресурс] URL: https://roskazna.gov.ru/kontrol/vnutrenniy-gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol/zakonodatelstvo-rossiyskoy-federatsii-normativnye-pravovye-akty-reglamentiruyushchie-osushchestvleni/

7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 09.11.2023) «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3258.

8. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от

03.08.2023) «О Федеральном казначействе» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, N 49, ст. 4908.

9. «Регламент Счетной палаты Российской Федерации» (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 26.09.2023 N 12ПК) (ред. от

29.05.2024) // Доступ СПС «КонсультантПлюс».

10. Указ Президента РФ от 03.03.1998 N 224 (ред. от 25.07.2000) «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» // «Собрание законодательства РФ», N 10, 09.03.1998, ст. 1159.

вопросы российской юстиции выпуск №32

11. Ерахтина, Е. А. Особенности выявления нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / Е. А. Ерахтина // Теоретические основы правовой политики в современной России. Участие общественности : Материалы II Национальной (всероссийской) научно-практической конференции, Красноярск, 27 октября 2023 года. -Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2024. - С. 259-263.

12. Сологуб, Н. Н. Правовые основы деятельности органов финансового контроля / Н. Н. Сологуб // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики : Сборник статей XI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 19-20 марта 2024 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2024. - С. 140-144. - EDN YDEFRD.

13. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

14. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.04.2024) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

15. Ефремова, Е. И. Роль органов государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией / Е. И. Ефремова, С. Н. Саргсян // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2024. - Т. 8, № 4(145). - С. 20-27.

16. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 13.11.2023) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // «Собрание законодательства РФ», 18.06.2012, N 25, ст. 3314.

вопросы российской юстиции

17. Симонян, В. М. Проблемы и современные тенденции развития внутреннего государственного финансового контроля Российской Федерации / В. М. Симонян, И. В. Григоренко // Форум молодых ученых. - 2022. - № 9(73). - С. 80-85. - БЭК ТУТУК!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.