4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)
4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Шепелева Дина Викторовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ. Подразделение: Департамент правового регулирования экономической деятельности. AuthorID: 852174. E-mail: [email protected]
Аннотация: В рамках научной статьи автором рассматриваются организационно-правовые основы государственного финансового контроля. Как отмечается в работе, целью исследования стало встроенное рассмотрение вопросов осуществления государственного финансового контроля, особенностей его правового регулирования. В статье автором анализируются основные нормативные правовые акты, законы и подзаконные акты, которые определяют порядок организации и осуществления государственного контроля в сфере финансов. Автором представленного исследования предлагается разнообразная классификация государственного финансового контроля по различным основания, среди которых: принцип разделения властей, способ создания органов, объем властных полномочий государственных органов, широта компетенции органов контроля, способ решения вопросов. В научной статье анализируется статус, полномочия и особенности функционирования органов государственной власти. На основе проведенного анализа различных подходов, сложившихся как в теории, так и на практике, автор приходит к выводу, что государственный финансовый контроль осуществляется такими субъектами как: федеральными органами законодательной власти (представительной), органами законодательной (представительной) власти субъектов, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, специально уполномоченным субъектом власти, не относящимся Конституцией Российской Федерации ни к одной из ветвей власти. В рамках исследования автор приходит к выводам о том, что система органов государственного финансового контроля, а также акты, регламентирующие его процедуру исполнения, весьма обширны и динамичны и на данный момент существуют различные точки зрения к пониманию того, что формирует его организационно-правовые основы.
Ключевые слова: контроль, надзор, государственный финансовый контроль, субъект государственного финансового контроля.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF STATE FINANCIAL CONTROL
Shepeleva Dina Viktorovna, PhD in law. Position: Associate Professor. Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation. Department: legal regulation of economic activity department. AuthorID: 852174. E-mail: [email protected]
Annotation: In the framework of the scientific article, the author considers the organizational and legal basis of
state financial control. As noted in the paper, the purpose of the study was to provide an integrated review of the implementation of state financial control, the features of its legal regulation. In the article, the author analyzes the main normative legal acts, laws and bylaws that determine the order of organization and implementation of state control in the field of Finance. The author of the presented research offers a variety of classification of state financial control on various grounds, including: the principle of separation of powers, the method of creating bodies, the scope of authority of state bodies, the breadth of competence of control bodies, the way to solve issues. The scientific article analyzes the status, powers and features of the functioning of state authorities. Based on the analysis of various approaches that have developed both in theory and in practice, the author comes to the conclusion that state financial control is carried out by such entities as: Federal legislative authorities (representative), legislative (representative) authorities of subjects, Federal Executive authorities, Executive authorities of subjects of the Russian Federation, local self-government bodies, a specially authorized subject of power that is not related to any of the branches of government by the Constitution of the Russian Federation. As part of the research, the author comes to the conclusion that the system of state financial control bodies, as well as the acts regulating its execution procedure, is very extensive and dynamic, and at the moment there are different points of view to understanding what forms its organizational and legal basis. Keywords: control, supervision, state financial control, subject of state financial control.
Контроль представляет собой относительно широкую правовую категорию, формируемую из цепочки последовательных действий по наблюдению, получению информации, выявлению причин отклонений, принятию мер по устранению нарушений и привлечению правонарушителей к претерпеванию негативных последствий различного правового характера, включая штрафы, лишение свободы и т.д.
В отличие от надзора, характерными чертами которого является осуществление направлений деятельности по отношению к объектам, организационно не подчиненным органам надзора и проверка соблюдения норм права на поднадзорных объектах, контроль осуществляется в отношении организационно подчиненных объектов и допускает даже применение мер дисциплинарного воздействия. Надзор является специфической разновидностью государственного финансового контроля1.
Обеспечение законности, эффективности государственного управления достигается с помощью организационно-правовых основ, по сути целостного механизма способов обеспечения законности и финансовой дисциплины и субъектов (органов власти), деятельность которых связана с этим.
1 Как подчеркивается в литературе: В целом, надзор включает «наблюдение за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах, реализуясь по отношению к органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам» [Белынцева, 2016: С. 94].
Поэтому существенным отличием контроля от надзора является ведомственность, в то время как надзор осуществляется над-ведомственно.
Осуществление государственного (муниципального) финансового контроля также невозможно без полноценных основ, то есть необходимых руководящих положений и установок, регламентирующих процедуру его осуществления четкими правовыми нормами и организующих данную процедуру с точки зрения субъектного, объектного состава их прав и обязанностей, сроков и последующих последствий в случае несоблюдения данных организационно-правовых основ.
Понятие и сущность организационно-правовых основ государственного финансового контроля. В юридической науке отсутствует единая концепция к пониманию «организационно-правовые основы», однако в данной работе мы будем придерживаться следующего формирования организационно-правовых основ:
- это акты нормативного содержания, за нарушение которых следует ответственность;
- это акты, признаваемые источниками права в Российской Федерации;
- это акты, регламентирующие процедуру проведения, права и обязанности субъектов и объектов государственного финансового контроля;
- субъекты - органы власти, принимающие данные акты или реализующие их в процессе своей правоприменительной деятельности.
Поскольку массив таких актов весьма обширен, изучим их с точки зрения методологической и субъектной регламентации.
Государственный финансовый контроль возложен на обширный ряд органов2.
Наше государство развивается динамично и многие государственные приоритеты отражаются в различных документах стратегического характера, например, особая роль в обеспечении законности принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ Его Стратегия национальной безопасности РФ от 31.12.2015 № 683, которая закрепляет меры государственной политики, направленной на укрепление национальной безопасности во всех сферах общественной жизни. А также Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», непосредственной целью которых является обеспечение таких национальных интересов как экономической безопасности государства и граждан.
Государственный финансовый контроль осуществляется следующими субъектами:
- федеральными органами законодательной власти (представительной);
- органами законодательной (представительной) власти субъектов;
2 Данный ряд представлен как органами исполнительной власти, так и законодательной, а также органами подотчетными законодательной власти и специфическим субъектом финансового контроля - Банком России. Ранее данные органы определялись Указом Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который утратил силу 25 октября 2018 года. Данный указ имел целью контроль обеспечения надлежащего формирования государственных доходов и был направлен на координацию деятельности контрольных органов. Он был интересен тем, что определял на кого возлагается государственный финансовый контроль, что определялось в качестве приоритетов, среди которых выделялось полное и своевременное поступление доходов в бюджет, в средства, израсходованные незаконным или нецелевым образом, подлежали возмещению.
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- органами местного самоуправления;
- в том числе специально уполномоченным субъектом власти, не относящимся Конституцией РФ ни к одной из ветвей власти, - Президентом РФ
Классификации органов государственного (муниципального) финансового контроля. В науке нет единого подхода к классификации органов государственного (муниципального) финансового контроля [Комягин, 2014]3.
Для того чтобы дать наиболее информативную классификацию органов государственного финансового контроля мы будем применять следующие критерии к органам:
- принцип разделения властей, то есть деление органов на: законодательные (парламент РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и муниципальных образований), исполнительные (Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектом и местного самоуправления) и судебные;
- способ создания органов на первичные и производные, где первичные формируются непосредственно населением путем прямого волеизъявления (Парламент РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов или муниципальных образований), а производные образуются первичными;
- в зависимости от объема властных полномочий: высшие и местные;
- в зависимости от широты компетенции: органы общей (например, Правительство РФ) и специальной компетенции (например, Министерство финансов РФ);
- по способу решения вопросов: единоличные (Президент РФ, Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе) и коллегиальные (Парламент РФ, Правительство РФ).
Особое значение уделим последней классификации органов государственного финансового контроля на органы общей и специальной компетенции.
Президентский государственный финансовый контроль. Глава государства - особый субъект государственного финансового контроля, так как он не входит ни в одну из трех ветвей власти в РФ, а находится как бы над ними, осуществляя общее руководство внутренней и внешней политикой РФ, представляя ее на международной арене.
Законодательство РФ закрепляет полномочия Президента РФ непосредственно Конституцией РФ4,
Стоит также отметить, что Президент РФ направляет органы государственного финансового контроля через Стратегии, особое значение среди которых имеют та-
3 Принято рассматривать их следующим образом: специализированные органы, созданные с целью осуществления финансового контроля (это - Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы финансового контроля исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований); иные государственные и муниципальные органы, обладающие полномочиями по финансовому контролю (к ним относятся: финансовые органы, Федеральное казначейство, различные администраторы бюджетных средств, органы законодательной власти, контрольное управление администрации Президента РФ).
4 Так, в частности, у Президента РФ имеются возможности по правотворческой деятельности - изданию указов по финансовым вопросам, подписанию федеральных законов; по правореализа-ционной деятельности - назначению и освобождению от должности министра финансов РФ, представлению Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя
Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты РФ.
кие, как: стратегии национальной, экономической и информационной безопасности.
При Президенте РФ действует орган, обеспечивающий его деятельность Президента РФ - Администрация Президента РФ. Данный орган контролирует исполнение указов, постановлений, поручений и решений главы государства. Также, отметим, что в структуре Администрации Президента РФ имеется специальное подразделение - Контрольное управление.
Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» закрепляет задачи данного органа5. В соответствии с этим Указом, оно «вправе направлять правоприменительные акты в виде предписаний об устранении финансовых правонарушений», которые обязательны к исполнению объектами контроля в течение определенного срока, а именно 10 дней.
Данное управление не наделено правом самостоятельно применять наказание к нарушителям, поэтому материалы по факту выявленных правонарушений направляются в правоохранительные органы со специальной компетенцией для дальнейшего реагирования и принятия необходимых процедурных мер.
Что касается полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, то он от имени Президента РФ контролирует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, Постановлений Правительства РФ по реализации государственного финансового контроля.
В круг его компетенций входит возможность запрашивать и получать от органов власти и должностных лиц необходимые материалы, организовывать проверки по контролю за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, при этом, имея беспрепятственный доступ на территории проверяемых объектов.
Контрольно-надзорные функции Банка России. Это субъект, с особым правовым статусом, организующий валютный контроль, надзор за кредитными организациями, осуществляя контрольные мероприятия в виде проверок их деятельности, в случае выявления нарушений - направление обязательных к исполнению предписаний об устранении нарушений, а также приостановление действия выданных им лицензий или их отзыв. Примером применения предписаний может служить статья 76.9-3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по которой в случае неисполнения предписания об устранении нарушений в установленный срок или обращаться в суд с иском о признании недействительности сделок, Банк России вправе выносить определенные требования. Также Банк России наделен правоприменительными функциями, он правомочен рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 23.74 КоАП РФ, имеет право запрашивать и получать информацию, в случае непредоставления Банку России информации имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях.
5 Проверка исполнения посланий Президента РФ и иных программных и стратегических документов, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, востребование от руководителей органов и организаций представлять документы или любую информацию, необходимую для проведения контрольных действий, задействование к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов, внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по результатам проверок.
Контрольные полномочия Счетной платы РФ. Счетная палата РФ как орган постоянный действующий, осуществляет контроль федерального бюджета. Согласно ст. 101 п. 5 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ для применения контроля за исполнением федерального бюджета. Ее деятельность регулируется различными нормативно-правовыми актами, такими как Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты РФ, различными стандартами и стратегиями деятельности, согласно которым миссия данного органа заключается в содействии традициям ответственного и справедливого государственного управления и формировании видения стратегических перспектив развития нашего государства. Во исполнение данной цели Счетная палата РФ осуществляет стратегический аудит. Деятельность данного органа также основывается на определенных руководящих положениях внешнего государственного контроля (аудита) в виде законности, объективности, эффективности, гласности, открытости, независимости. Бюджетные полномочия данного органа также закрепляются Бюджетным кодексом. Счетная палата представляет Российскую Федерацию в Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ.
Контрольные полномочия Федерального казначейства. Статус Федерального казначейства устанавливается как федерального органа исполнительной власти, а именно федеральной службы, применяющей правоприменительные функции по кассовому сопровождению бюджетов бюджетной системы и по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Находясь в ведении Министерства финансов РФ, оно ему подотчетно. Его деятельность определяется Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе». Его направления развития обозначены в Стратегической карте Федерального казначейства на 2016-2020 гг.6:
Контрольные полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг действует в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Указом Президента РФ7. Контрольные полномочия Федеральной налоговой службы РФ. ФНС России реализует надзорно-контрольную деятельность согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе»8. Согласно этому Постановлению
6 Например, обеспечение кассового обслуживания субъектов сектора государственного управления; обеспечение казначейского сопровождения средств; обеспечение содействия эффективному управлению финансовыми ресурсами государства; обеспечение деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций; необходимость формирования единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации.
7 Данный орган осуществляет надзор за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также анализ и аккумуляцию информации об операциях с денежными средствами и имуществом.
8 ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору за соблю-
данный субъект наделен обширным спектром полномочий, включая осуществление контроля и надзора за различными сферами9. Также законодательно закреплено, что ФНС России правомочно проводить налоговые проверки, запрашивать и получать необходимые документы, сведения, показания от налогоплательщиков (их официальных представителей), осуществлять меры реагирования, привлекать виновных лиц к юридической ответственности и соответственно применять к таковым различные санкции, которые предусмотрены действующим законодательством.
Выводы и заключение. Проведенный анализ нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации и регулирующих осуществления государственного финансового контроля, позволил нам выявить следующие тенденции и отметить ряд предложений. По нашему мнению, система органов государственного финансового контроля, а также акты, регламентирующие его процедуру исполнения, весьма обширны и динамичны, они подвержены изменениям с учетом современных тенденций. На данный момент и в теории отраслевых наук, а также среди практиков, существуют различные точки зрения к пониманию того, что формирует организационно-правовые основы государственного финансового контроля, что свидетельствует о сложности и многосторонности данного института. К таковым принято относить субъектов, уполномоченных проводить конкретные процедурные действия по выявлению использования финансовых ресурсов в соответствии с направлениями, на которые они выделены, методики и этапы реализации процедурных действий.
В целом отметим, что государственный финансовый контроль играет важную роль в регулировании общественных отношений в сфере экономики и финансов. Сегодня в условиях динамично развивающихся рыночных отношений как внутри страны, так и на международном уровне особенно важно определить направления развития государственного финансового контроля, выявить проблемы в его реализации и обозначить основные пути повышения его эффективности, в том числе посредством модернизации организационно-правовых основ его осуществления, что в целом будет способствовать развитию нашего государства и укреплению его правового статуса. При этом, многие проблемы в сфере финансового контроля можно решить только совместными усилиями международных организаций и объединений. На наш взгляд, на данный момент для этого существуют все необходимые предпосылки, как правового, так и организационного характера.
дением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.
9 Например, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет; представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлением валютных операций резидентами и не резидентами, не являющимися кредитными организациями; требований к соблюдению контрольно-кассовой техники; полнотой учета выручки денежных средств; за целевым использованием выручки от проведения лотерей; осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.
Список литературы:
1. Белынцева A.B. Административный надзор как способ обеспечения законности // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. № 4 (37). С. 94-96.
2. Казна и бюджет / Отв. ред.: Комягин Д.Л. М.: Наука, 2014. 501 с.
3. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
6. О Счетной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
7. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 07.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.
8. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 24.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
10. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
11. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
12. Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 30.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
13. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 15.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.
14. Регламент Счетной палаты (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК) (ред. от 04.12.2019) // [Электронный ресурс] // Система «ГАРАНТ».
15. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://audit.gov.ru/upload/medialibrary/ news/%D0%A1 %D0%9F-%D1%81%D1%82%D1 %80%-D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%905%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1 %81%D0 %BA%D0%B8%D0%B9.pdf (дата обр.: 20.01.2020).
16. Стратегическая карта Казначейства России на 2016-2020 годы (утв. Федеральным казначейством 14.04.2016) [Электронный ресурс] // Система «ГАРАНТ».
Рецензия
на статью «Организационно-правовые основы государственного финансового контроля» Дины Викторовны Шепелевой, кандидата юридических наук, доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Представленная научная статья Д.В. Шепелевой на тему «Организационно-правовые основы государственного финансового контроля» отличается актуальностью, что обусловлено динамичностью нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру осуществления государственного финансового контроля, а также обширными полномочиями органов с соответствующей компетенцией.
В ходе исследования автор отмечает, что контроль представляет собой относительно широкую правовую категорию, формируемую из цепочки последовательных действий по наблюдению, получению информации, выявлению причин отклонений, принятию мер по устранению нарушений и привлечению правонарушителей к претерпеванию негативных последствий различного правового характера, включая штрафы, лишение свободы и т.д. Автором подчеркиваются различия, которые существуют между государственным контролем и надзором. При этом делается вывод, что надзор является специфической разновидностью государственного финансового контроля.
При изучении поставленной темы, автор приходит к выводу о том, что в юридической науке отсутствует единая концепция понимания организационно-
правовых основ государственного финансового контроля, но вместе с тем к ним, по его мнению, можно отнести: акты нормативного содержания, за нарушение которых следует ответственность; акты, признаваемые источниками права в Российской Федерации; акты, регламентирующие процедуру проведения, права и обязанности субъектов и объектов государственного финансового контроля; субъекты - органы власти, принимающие данные акты или реализующие их в процессе своей правоприменительной деятельности, полномочия которых достаточно подробно рассмотрены в статье.
Заслуживает внимания приведенная в исследовании классификация органов государственного финансового контроля исходя из таких критериев, как: принцип разделения властей, способ создания органов, объем властных полномочий, широта компетенции, способ решения вопросов.
Подчеркнем, что в работе использована широкая ис-точниковая база, статья выполнена на высоком уровне, построена логично и грамотно, отличается новизной, а ее положения могут быть использованы как для дальнейших теоретических исследований, так и в практической деятельности.
Таким образом, статья на тему «Организационно-правовые основы государственного финансового контроля», подготовленная Д.В. Шепелевой, соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации.
Профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории государства и права Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) Корнев A.B.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста- 77,65%