Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
813
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / ЛИМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / LIMA DECLARATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / PRINCIPLES OF fiNANCIAL CONTROL / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NORMATIVE ADJUSTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черевиченко Т. С.

В статье рассматривается проблеме отсутствия в правовой системе Российской Федерации единого нормативного правового акта, регулирующего институт финансового контроля. Посредством анализа действующих международных деклараций, национальных нормативных актов, затрагивающих правоотношения в области финансовой деятельности государства автор формирует представление о роли финансового контроля. Безусловно, последний является неотъемлемым институтом в системе государственного управления, а создание единой системы финансового контроля служит главной организационно-правовой задачей в финансовой деятельности государства. В российском законодательстве имеется большое количество нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной области. В связи с этим отсутствует должное правовое регулирование, что препятствует эффективному построению системы государственного финансового контроля. Основываясь на анализе международных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, действующей в Российской Федерации системы финансового контроля, автор считает необходимым разработать и принять федеральный закон о государственном финансовом контроле. Это поможет полностью исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов в области финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVELY-LEGAL ADJUSTING ORGANIZATIONS OF FINANCIAL CONTROL

The article deals with the lack of the legal system of the Russian Federation of a single legal act regulating the institution of financial control. The author, by means of analysis of existing international declarations and national regulations affecting relations in the field of financial activity of the state, forms the idea of the role of financial control. Of course, financial control is an essential institution in the system of governance and the creation of a unified system of financial control is the main organization - a legal challenge in the financial activity of the state. In the Russia there a large number of normative acts regulating relations in this field. In this regard, there is no proper legal regulation, which prevents the effective construction of the system of state financial control. Based on the analysis of international acts, legal acts of the Russian Federation, the Russian statutory financial controls, the author considers it necessary to develop and adopt a federal law on state financial control. Having the federal law can completely eliminate the duplication of functions and powers of the federal authorities in the area of financial control.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

Т.С. Черевиченко,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра международного права и политологии Самарского государственного экономического университета

T.S. Cherevichenko,

Candidate of Law, Associate professor, department of international law and political science

Samara State University of Economics [email protected]

Нормативно-правовое регулирование организации финансового контроля

Аннотация: в статье рассматривается проблеме отсутствия в правовой системе Российской Федерации единого нормативного правового акта, регулирующего институт финансового контроля. Посредством анализа действующих международных деклараций, национальных нормативных актов, затрагивающих правоотношения в области финансовой деятельности государства автор формирует представление о роли финансового контроля. Безусловно, последний является неотъемлемым институтом в системе государственного управления, а создание единой системы финансового контроля служит главной организационно-правовой задачей в финансовой деятельности государства.

В российском законодательстве имеется большое количество нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной области. В связи с этим отсутствует должное правовое регулирование, что препятствует эффективному построению системы государственного финансового контроля.

Основываясь на анализе международных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, действующей в Российской Федерации системы финансового контроля, автор считает необходимым разработать и принять федеральный закон о государственном финансовом контроле. Это поможет полностью исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов в области финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, государственный контроль, Лимская декларация, государственный финансовый контроль, принципы финансового контроля, нормативное регулирование.

Normatively-legal adjusting organizations of financial control

Abstract: the article deals with the lack of the legal system of the Russian Federation of a single legal act regulating the institution of financial control. The author, by means of analysis of existing international declarations and national regulations affecting relations in the field of financial activity of the state, forms the idea of the role of financial control. Of course, financial control is an essential institution in the system of governance and the creation of a unified system of financial control is the main organization — a legal challenge in the financial activity of the state.

In the Russia there a large number of normative acts regulating relations in this field. In this regard, there is no proper legal regulation, which prevents the effective construction of the system of state financial control.

Based on the analysis of international acts, legal acts of the Russian Federation, the Russian statutory financial controls, the author considers it necessary to develop and adopt a federal law on state financial control. Having the federal law can completely eliminate the duplication of functions and powers of the federal authorities in the area of financial control.

Keywords: financial control, state control, Lima Declaration, state financial control, principles of financial control, normative adjusting.

Правовые нормы, регулирующие отношения в области финансовой деятельности государства, юридических лиц и имущественных отношений граждан, в том числе в деле осуществления финансового контроля, важны для любого государства. Основополагающим международным нормативным правовым актом в данной сфере является Лимская декларация руководящих

принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля в 1977 г. [1]. Декларация содержит положение, согласно которому организация контроля выступает обязательным элементом управления общественными финансами, т. к. такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, цель которой состоит в выявлении отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Указанная цель дает возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях — привлечь виновных к ответственности — получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

При этом Лимская декларация определяет цель контроля, выделяет предварительный контроль и контроль по факту, внутренний и внешний контроль, формальный контроль и контроль исполнения, устанавливает независимость высших контрольных органов, а также их членов и сотрудников, определяет место контрольных органов по отношению к парламенту, правительству и администрации, права высшего контрольного органа и механизм отчетности. ^ Мексиканская декларация независимости высших ревизионных учреждений ^ (XIX Конгресс INTOSAI, ноябрь 2007 г., г. Мехико, Мексиканские Соединенные к Штаты) содержит практические положения для иллюстрации принципов, закрепленных в Лимской декларации. Принципы считаются идеальными для ш независимого высшего органа финансового контроля (далее — ВОФК), в частое ности: существование соответствующих и эффективных конституциональных/ ^ уставных/юридических рамок и положения по применению этих рамок де-факто; <5 независимость глав и членов ВОФК (коллегиальных институтов), включая безопасность пребывания в должности и юридические иммунитеты при нор-^ мальном выполнении их обязанностей; достаточно широкий мандат и полное ^ право принимать решения, при выполнении функций ВОФК; неограниченный к доступ к информации; право и обязанность отчитываться о своей работе; свобода т принимать решения относительно содержания и временных рамок аудиторских ш отчетов, публиковать и распространять их; существование эффективных меха-с низмов последующих мероприятий по рекомендациям ВОФК; финансовая и управленческая административная автономия и доступность соответствующих 68 человеческих, материальных и денежных ресурсов.

— Исследователи отмечают, что в настоящее время в России действует большое количество (более двухсот) нормативных правовых актов федерального ?? и регионального уровня, а также актов органов местного самоуправления, ° регулирующих отношения в области финансового контроля [2].

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Структурно система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть представлена в виде президентского контроля, парламентского контроля и финансового контроля органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» определены задачи, функции и права Контрольного управления (далее — Управление), порядок взаимодействия Управления с законодательными и исполнительными органами власти в центре и на местах.

Парламентский контроль осуществляется представительными (законодательными) органами Российской Федерации и субъектов Федерации в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ и конституциями и уставами субъектов Федерации. Организация парламентского контроля регулируется регламентами указанных органов власти. §

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные бюджет- 1 ные комитеты и комиссии, в функции которых входят проверка правильности и и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов § и расходов, его рассмотрение и утверждение, а также контроль над рацио- р нальным нецелевым использованием государственных средств. §

В Бюджетном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ имеются главы о §

Ф

финансовом контроле, также действуют Указ Президента РФ «О мерах °

по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» [3], Указ «л

Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнитель- 0

ной власти» [4] и др. 1

В связи с проведением административной реформы постановлениями |

Правительства РФ утверждены положения о министерствах, функции по 0

осуществлению контроля возложены на федеральные службы и агентства. а Отдельные нормы, регулирующие отношения в области финансового контроля, содержатся в различных актах федеральных органов исполнительной

власти. В субъектах Российской Федерации приняты многочисленные акты, 5

регулирующие отношения в области финансового контроля. По содержанию и |

объему акты специфичны, но их можно сформировать в однородные группы. С

К первой группе относят основные акты субъектов Российской Федерации. §

Во всех конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся 3

общие нормы об органах, осуществляющих финансовый контроль. Ко второй Н

группе относятся законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. -3

Законы приняты в большинстве субъектов Российской Федерации и содержат я статьи или главы о финансовом контроле. К третьей группе актов относят

законы о счетных палатах законодательных (представительных) органов го- бд

сударственной власти субъектов Российской Федерации. К четвертой группе -

относятся специальные акты о финансовом контроле, принятые лишь в отдельных субъектах Российской Федерации. К пятой группе относятся акты ^ исполнительных органов государственной власти субъектов Российской ^ Федерации. Необходимо отметить, что органы местного самоуправления так- "8 же принимают многочисленные нормативные акты, в том числе о финансовом § контроле. Эти акты должны соответствовать федеральному законодательству « и законодательству соответствующих субъектов Российской Федерации. §

Анализ действующих нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что финансовый контроль — это контроль над законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования

в с

денежных фондов государства, субъектов и органов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства и одним из важнейших звеньев финансовой системы. Он обеспечивает правильность, своевременность и полноту формирования доходов; обоснованность и точность осуществления расходов. Эффективность финансового контроля — обязательное условие успешного проведения экономической и социальной политики, четкого функционирования управленческого аппарата.

Таким образом, следует признать, что действенный государственный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрывать и обнаруживать, но и устранять различного рода негативные явления и их тенденции в управлении экономикой и финансами. С помощью институтов финансового контроля можно объяснить глубинные причины негативных явлений и факторов, их порождающих, подспудные (скрытые, неявные) тенденции; вырабатывать меры, их предотвращающие, что в конечном итоге и определяет ход экономического и социального развития общества и государства. Однако размытость действующего законодательства, не дающего четкого понятия i «государственный финансовый контроль», а также целостного перечня его ^ объектов, форм, видов и методов реализации, препятствует построению к эффективной системы государственного финансового контроля. ^ С учетом изложенного видится необходимым разработка и принятие § федерального закона о государственном финансовом контроле, который □l основывался бы на положениях Лимской декларации об основных принципах s финансового контроля.

<5 В предлагаемом к разработке законе в целях исключения дублирования s функций необходимо закрепить систему органов государственного финан-g сового контроля, механизм их взаимодействия, разграничение полномочий ° и ответственности между ними. Данная система должна быть единой и к централизованной, с подчинением нижестоящих органов вышестоящим, при m этом видится целесообразным определение единых стандартов контроля.

gt Список литературы:

с 1. Лимская декларация руководящих принципов контроля : принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля 70 (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 г. Документ официально опубли-- кован не был). Доступ из СПС «Гарант».

2. Толмачев, О.М. Проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы местного самоуправления. — 2012. — № 53.

о URL: http://www.samoupravlenie.ru/53-07.php (дата обращения: 08.02.2015).

3. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской ^ Федерации : Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 // Собр. законодательства

Рос. Федерации. — 1996. — № 31, ст. 3696.

4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — № 11, ст. 945.

<0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.