ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Степашкина Е. Н.*
К.э.н., доцент [email protected]
Макарова Е. В.*
студент
*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
Статья посвящена вопросам организации финансового контроля в Российской Федерации. Дана характеристика основных функций федеральных органов исполнительной власти в области финансового контроля. Проведен анализ результатов контрольной деятельности финансовых органов за 2019 год.
Ключевые слова:
государственный финансовый контроль, федеральная служба, бюджет, финансы, орган власти, функции, полномочия, законодательство
УДК 342.51
DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10005
Для цитирования: Степашкина Е.Н., Макарова Е.В. Финансовый контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти / Е.Н. Степашкина, Е.В. Макарова // Контентус. - 2020. -№ 11. - С. 34 - 42.
Значение финансового контроля трудно переоценить. Являясь частью финансовой системы государства он охватывает как производственную так и непроизводственную сферы, ориентирован на рациональное и бережное использование ресурсов, пресечение безхозяй-ственности и расточительства. Создание системы государственных органов, с четко разграниченными полномочиями в области финансового контроля, способной не только своевременно выявлять нарушителей
финансовой дисциплины, но и предотвращать финансовые правонарушений - первостепенная задача любого государства.
Финансовый контроль присущ каждому экономическому субъекту. Контроль за соблюдением правовых норм регулирующих процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов могут осуществлять как субъекты хозяйствования, так и уполномоченные государством (муниципальным образованием) органы.
Финансовый контроль, осуществляемый органами публичной власти, называют государственным и муниципальным финансовым контролем.
Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 устанавливал следующие основные направления государственного финансового контроля: исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ [6]. Отметим, что с 25 октября 2018 года данный указ утратил силу (на основании Указа Президента РФ № 610 от 25.10.2018 г.) и в настоящее время ни один нормативный акт не содержит полный перечень направлений, относящихся к государственному финансовому контролю.
Согласно действующему российскому законодательству представительные (законодательные) и исполнительные (исполнительно -распорядительные) органы власти разных уровней (федеральные, региональные, местные) наделены контрольными полномочиями в финансовой сфере.
Особо значимое место среди всех контролирующих органов занимают органы исполнительной власти федерального уровня, основной сферой деятельности которых являются финансы. В систему данных органов входят: Министерство финансов Российской Федерации (далее -Минфин РФ) и находящиеся в его ведении три федеральные службы, наделенные финансово-контрольными полномочиями (Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба), а также Федеральная служба по финансовому мониторингу (находящаяся в ведении Президента Российской Федерации) [7].
За последние 10 лет система органов финансового контроля подлежала изменению. За данный промежуток времени были упразднены три федеральных службы, которые обладали контрольными полномочиями в области финансов. В 2011 году Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль за деятельностью страховых органи-
заций, была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с полной передачей ей всех полномочий. Федеральная служба по финансовым рынкам до 2013 года была наделена контрольными функциями в области рынка ценных бумаг, имела право проводить контрольные мероприятия в отношении любого участника фондового рынка. В 2013 данная служба была упразднена и ее функции были переданы Центральному банку Российской Федерации. Контроль за исполнением бюджета до 2016 года осуществляли две федеральные службы (Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Схожесть и дублирование функций данных служб (в области государственных финансов) была устранена путем упразднения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с передачей ее полномочий Федеральному казначейству.
Минфин РФ является федеральным министерством Российской Федерации, которое призвано обеспечить проведение единой финансовой политики и претворять в действительность общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации [9].
В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий: составляет проект федерального бюджета (на очередной финансовый год и плановый период - два последующих года); организует исполнение федерального бюджета (в рамках текущего года); представляет в Правительство РФ бюджетную отчетность (например, отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, отчет об исполнении консолидированного бюджета страны) и другие отчеты; управляет государственным внутренним и внешним долгом страны [8].
Федеральное казначейство (федеральная служба) являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет следующие правоприменительные функции: кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечение исполнения федерального бюджета; предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета отдельными участниками бюджетного процесса контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; внешний контроль качества работы аудиторских организаций [11].
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) - федеральный фискальный орган исполнительной власти или налоговый орган. Законодательно она наделена полномочиями налогового администрирования. ФНС России отвечает за своевременное поступление в бюджет
государства установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, организует и осуществляет налоговый учет субъектов предпринимательства и контроль используемой в организациях кассовой техники [1]. Основные задачи, решаемые Федеральной налоговой службой: контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах; контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью перечисления и уплаты в бюджетную систему установленных государством налогов и других обязательных платежей; валютный контроль, проводимый в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле [4].
Федеральная таможенная служба (ФТС России) - федеральный орган исполнительной власти России, созданный для осуществления контрольно-надзорных функций в области таможенного дела. ФТС России имеет широкие полномочия в сферах валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора. Согласно положению «О Федеральной таможенной службе», таможенные органы уполномочены: 1) проводить таможенный контроль; 2) взимать таможенные пошлины, налоги; 3) обеспечивать соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров; 4) выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления; 5) проводить контроль за валютными операциями; 6) противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [10].
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам [5].
Основные задачи Росфинмониторинга заключаются в следующем:
1) собрать, обработать и провести анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих под действие контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) создать единую информационную систему и вести (пополнять) федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
3) направлять соответствующую информацию в правоохранительные органы в согласно их компетенции при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем.
В настоящее время не имеет однозначного толкования вопрос о месте Центрального банка в структуре органов государственной власти.
Ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ РФ) определяет следующие функции Банка России [3]:
- организация системы рефинансирования, кредитор последней инстанции (в отношении кредитных организаций);
- установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы и контроль их соблюдения;
- надзор за деятельностью кредитных организаций;
- валютное регулирование (включая операции по купле-продаже иностранной валюты);
- организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с российским законодательством;
- проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам (денежно-кредитных, ва-лютно-финансовых, ценовых отношений) и другие.
Функции и полномочия, закрепленные ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 1 и 2 Закона о ЦБ РФ, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Чтобы оценить, как на деле выполняются все предписания, не занимаются ли банковские учреждения самодеятельностью, честно ли ведут бизнес и не отмывают ли через свои счета денежные средства, Центральный Банк проводит проверки как планово (в установленный срок), так и внепланово (в любой момент, когда заподозрит кредитную организацию в незаконных действиях).
Ежегодно федеральными органами исполнительной власти в рамках своих полномочий проводятся контрольные мероприятия. Сведения о результатах контрольной деятельности в финансовой сфере органы
исполнительной власти размещают на своих официальных сайтах либо на едином портале бюджетной системы [13].
В 2019 общее количество коммерческих банков составляло 442 единицы (на 01.01.2020 г. - 434). Банком России в 146 (каждом третьем банке) были проведены проверки, в рамках которых выявлены нарушения финансового законодательства. В ходе контрольной деятельности Банком России была проверена деятельность 171 кредитной организации, выявлены более 1100 нарушений. Общий объем штрафных санкций за данный год составил более 1,9 миллиардов рублей. Только за этот год у 50 «проблемных» коммерческих банков были отозваны лицензии на осуществление банковских операций [14].
ФТС за прошлый год возбуждено 2014 уголовных дел, из них 803 (то есть 40 %) - за валютные преступления. В федеральный бюджет было перечислено 759, 6 миллионов рублей на возмещение причиненного ущерба в ходе расследования преступлений (до возбуждения уголовных дел). В рамках проведения контрольных мероприятий, осуществляемых Федеральной таможенной службой, нарушителями валютного законодательства в бюджет было возвращено более 249,5 миллиардов рублей [15].
ФНС по результатам налоговых проверок за выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах за прошлый 2019 год было доначислено в бюджет более 402,8 миллиардов рублей [16]. Отметим, что из общей суммы доначисленных фискальных платежей 73,83 % произведено по результатам выездных проверок, за нарушения банками налогового законодательства приходится 16,80% и 9, 37% - в рамках контроля представленных деклараций.
Самым результативным федеральным органом исполнительной власти, наделённого контрольными полномочиями в области финансов, по праву можно считать Федеральное казначейство. Его «вклад» в бюджетную систему в рамках проведенных контрольных мероприятий сложно переоценить. Несмотря на то, что общие данные по казначейству в целом не публикуются, можно основываться на информации, размещаемой каждым территориальным управлением. УФК по Республике Мордовия выявило нарушений на сумму более 3,5 миллиардов рублей, что в 2,5 раза выше показателя прошлого года. Количество проверок уменьшилось на 40 %. В среднем, на каждую проверку инспекторы выявили нарушений на сумму более 63, 2 миллионов рублей, что в 4 раза больше, чем в 2018 году [17].
Росфинмониторингом в 2019 году было проведено 379 проверок, выявлено и заблокировано активов на сумму около 140 миллионов долларов, передано для ареста и возврата более 50 миллионов рублей. В
рамках финансового расследования, в результате взаимодействия с коллегами европейских стран, арестованы денежные средства на счетах фигурантов на общую сумму: 9,4 миллиарда рублей; 6,3 миллиона долларов и 24 миллиона евро [18]. Это стало возможным при успешной работе данной федеральной службы по имплементации в российское законодательство стандартов ФАТФ. Сотрудничество Федеральной службы по финансовому мониторингу с различными контрольными органами осуществляется очень эффективно в различных сферах и направлениях. В результате взаимодействия при проведении контрольных мероприятий между Росфинмониторинг и ФНС сократилось количество «фирм-однодневок» до 120 тысяч организаций. Совместная деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу с правоохранительными органами привело к сокращению более чем на 40% объема сомнительных операций и к снижению обналичивания на 45%. За участие в схемах «ландромат», при взаимодействии с Банком России, у 31 коммерческого банка отозваны лицензии.
Для успешного решения задач, стоящих перед государственным финансовым контролем, необходима его четкая классификация и систематизация, определение сфер и пределов взаимодействия субъектов контроля [12]. Классификация государственного финансового контроля важна при правовом закреплении системы контролирующих органов, их структуры и состава. Она является важной составляющей при наделении каждого органа финансового контроля конкретными задачами и функциями. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и распределения объектов контроля между субъектами.
Решению данной проблемы мог бы способствовать принятый закон, устанавливающий общие принципы государственного (муниципального) финансового контроля, его виды, полномочия органов, а также методы и способы используемые при проведения контрольных мероприятий, определив, четкие основания для осуществления внеплановых надзорных действий в отношении подконтрольного субъекта. Законодатель для регулирования государственного контроля основные вопросы, касаемые организации и осуществления государственного (муниципального) контроля, закрепил в федеральном законе, который вступит в действие с 1 июля 2021 года [2]. В соответствии с п. 4 и п. 5 ст. 2 данного закона его нормы на государственный финансовый контроль не распространяются. Интересным является и тот факт, что Правительству РФ ещё в 1996 году было дано указание подготовить и представить для внесения в законодательный орган проект федерального закона «О государствен-
ном финансовом контроле в Российской Федерации», согласно п.5 Указа Президента РФ № 1095 (утратил силу с октября 2018 года).
Несмотря на многие нерешенные вопросы, действующая система органов финансового контроля ежегодно обеспечивает дополнительное поступление денежных средств в доходную часть государственного бюджета. Внедрение автоматизированных систем в различные сферы деятельности, формирование больших баз данных, стремительное развитие техники и технологий, с одной стороны - облегчают работу контрольным органам, с другой стороны - порождают более изощренные схемы и новые правонарушения. Несомненно, что в подобных условиях, проводимые совместные контрольные мероприятия будут всегда более резул ьтати вными.
Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы государства является наличие развитой системы контроля. Органам государственной власти Российской Федерации, следовало бы больше внимания уделять вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля. Правовое закрепление единых общих положений будет способствовать результативности деятельности органов государственного финансового контроля, эффективности контрольных мероприятий, улучшению экономической ситуации, снижению общей социальной напряженности, уменьшению количества правонарушений в сфере финансовой деятельности государства.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3824.
2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 03.11.2020 г.).
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002. №28. Ст. 2790.
4. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 [Электронный ресурс]. // Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49/ (дата обращения: 02.11.2020 г.).
5. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 [Электронный ресурс]: (в ред. от 01.10.2020 г.) // Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131097/ (дата обращения: 02.11.2020 г.).
6. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 (Утратил силу) [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - Режим доступа: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1001996031000&docid=161 (дата обращения: 01.12.2020).
7. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343385/ (дата обращения: 02.11.2020 г.).
8. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 07 апреля 2004 г. № 185 // Собрание законодательства РФ, 2004. № 15. Ст. 1478.
9. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 // Собрание законодательства РФ, 2004. № 31. Ст. 3258.
10. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 [Электронный ресурс]: (в ред. от 03.06.2019 г.) // Консультант-Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152009/19b5b39126f6b256887abbe1be715fc ae1d869fc/ (дата обращения: 02.11.2020 г.).
11. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 703 [Электронный ресурс]: (в ред. от 15.03.2017 г.) // Консультант-Плюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50565/db291c5e47ac2c8c220c6f7b070797 4f32dcb201/ (дата обращения: 05.11.2020 г.).
12. Степашкина Е.Н. Некоторые проблемы финансового контроля / Е.Н. Степашкина // Юридическая наука в Республике Мордовия: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. Саранск, 2009. С. 66-69.
13. Степашкина Е.Н., Долгинина Д.О. О реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственного финансового контроля / Е.Н. Степашкина, Д.О. Долгинина // Контентус. 2018. №2 (67). С. 46-55. Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2018/02/Степашкина_Долгинина_.pdf
14. Банк России. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 05.11.2020).
15. Федеральная таможенная служба. Официальный сайт Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2020 г.).
16. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 05.11.2020 г.).
17. Федеральное казначейство. Официальный сайт. Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2020 г.).
18. Федеральная служба по финансовому мониторингу. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 05.11.2020 г.).
FINANCIAL CONTROL EXERCISED BY FEDERAL EXECUTIVE BODIES
Stepashkina E. N.**
Candidate of economic Sciences, Associate Professor [email protected]
Makarova E. V.**
Student
** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
The article is devoted to the organization of financial control in the Russian Federation. The main functions of the federal executive branch in the area of financial control are given. An analysis of the results of the financial authorities' audit activities for 2019 has been carried out.
Keywords:
state financial control, federal service, budget, finance, authority, functions, powers, legislation.