Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Филипп Николаевич, Баранова Надежда Константиновна

Статья посвящена проблеме определения сущности полномочий органов опеки и попечительства Министерства социального развития Российской Федерации по охране и защите прав и интересов несовершеннолетних.The article is devoted to the problem of determining the essence of the powers of the guardianship and trusteeship bodies of the Ministry of Social Development of the Russian Federation for the safeguarding and protection of the rights and interests of minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.535.1

Юридические науки

Михайлов Филипп Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Государственный университет «Дубна», доцент кафедры юриспруденции факультета социальных и гуманитарных наук Баранова Надежда Константиновна, Государственный университет «Дубна», магистрант кафедры юриспруденции факультета социальных и

гуманитарных наук

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения сущности полномочий органов опеки и попечительства Министерства социального развития Российской Федерации по охране и защите прав и интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: опека, попечительство, органы опеки и попечительства, полномочия органов опеки и попечительства по охране и защите прав и интересов несовершеннолетних, цели и задачи органов опеки и попечительства.

Abstract: The article is devoted to the problem of determining the essence of the powers of the guardianship and trusteeship bodies of the Ministry of Social Development of the Russian Federation for the safeguarding and protection of the rights and interests of minors.

Keywords: guardianship, guardianship and trusteeship authorities, the powers of guardianship and trusteeship bodies for the safeguarding and protection of the rights and interests of minors, goals and objectives of guardianship and trusteeship authorities.

Одной из главной задачей государства, указанной в Конституции РФ, является защита и охрана детства и материнства с помощью различных инструментов [1]. Деятельность органов опеки и попечительства регулируют законы, принятые Государственной Думой РФ. Нормативно-правовые акты имеют пробелы в праве, которые необходимо решить.

На основании вышеуказанного появляется необходимость изучения института правового регулирования защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, находящихся под опекой или попечительством. Регулирование деятельности правовых институтов опеки и попечительства является важным вопросом, так постоянно развивается и самосовершенствуется данное подразделение. Необходимо квалифицировать новые изменения законодательства, которые происходят под влиянием внутренних и внешних факторов, происходящих в обществе.

Квалификация проблем деятельности органов опеки и попечительства:

• Методология изучения института опеки и попечительства, а именно вопросов, затрагивающих охрану и защиту прав и интересов ребенка, имеет ряд проблем, которое необходимо решить;

• Нормативно-правовая база, которая регулирует деятельность опеки и попечительства, в настоящий период времени постоянно изменяется, законодатель не всегда может уследить актуальность той или иной нормы, трактуемой в законе.

• В законодательстве отсутствуют нормы, которые могли бы вести контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в сфере оказания квалифицированной помощи нуждающимся семьям [6].

Нехватка квалифицированных кадров, также затрагивает деятельность опеки и попечительства. Так как обычно на отдел поступает большое количество задач, которые не всегда успевают решить сотрудники [7].

На данный момент одной из важнейших проблем для органов опеки и попечительства является охрана и защита детей-сирот в связи с потерей родительского попечения [9]. В Российской Федерации большое количество

нормативно-правовых актов, регламентирует вышеуказанную деятельность. Законодательство РФ в сфере защиты и охраны прав несовершеннолетних совершенствуется постоянно, так как данный институт является одним из важных в развитии семейных ценностей [8].

Государство трепетно относится к проблемам, возникающим в семье. В семейном праве отсутствует легальное понятие «семья», на основании вышеуказанного возникает большое количество споров, при регулировании данных правоотношений. Вышеуказанный институт развивается посредством изменения совокупности фактов, возникающих в государстве. В результате совершенствуется деятельность отдельных структурных подразделений, которая контролирует и обеспечивает отношения родителей и детей.

Рассмотрим некоторые НПА. Ст. 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве" определяет круг объектов, которые выступают органами опеки и попечительства. Статья 8 вышеупомянутого ФЗ устанавливает полномочия, регламентирующие деятельность органов опеки и попечительства [2]. Настоящая статья постоянно совершенствуется, она имеет много новых поправок, значение которых на мой взгляд раскрыты не в полном объеме, и не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять свои права и обязанности в полной мере.

Рассматривая пункт 13 вышеуказанной статьи, мы не видим достаточно подробно описанных функций, которые должны исполнять органы опеки и попечительства. Пиляева В.В. в своей работе указывает на то, что в нормативных источниках за органами опеки и попечительства на законодательном уровне не закреплено оказание специальной помощи, а именной, медицинской, психологической, социальной, педагогической, реабилитационный и иной помощи [5]. Ее выводы основывались на том, что в связи со своими задачами и полномочиями, органы опеки и попечительства в праве и обязаны брать на себя ответственность за участие в формирование целостности состояния лиц, за которых отвечает вышеуказанный орган.

Ильина О.И. в своих работах указывает на то, что в России не всегда была

благоприятная среда для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и их опекунов или попечителей. Достаточно долгое время возникали трудности с выявлением и учетом детей-сирот, устройством их в семьи, а также оказанием квалифицированной помощи таким лицам. В своих работах она также выдвигала идеи, в которых говорилось, что очень мало расшифровок деятельности опеки и попечительства на законодательном уровне и необходимо предпринять меры, которые бы раскрывали полномочия данных органов [4].

Российская Федерация уделяет большое внимание помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Стали устанавливаться различные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке кадров, а именно, качеству оказываемой педагогической, медицинской и психологической помощи. Благодаря Приказу Минобрнауки России работники органов опеки и попечительства должны проходить повышении квалификации [3]. Данная программа наращивает профессиональные кадры для работы с трудными детьми, родителями и родственниками.

В соответствии с вышеуказанным можно сделать вывод, что законодательная база Российской Федерации не раскрывает в полной мере какую именно помощь органы опеки и попечительства должны оказывать опекунам и попечителям.

Поэтому, на основании вышеизложенных аргументов, было бы целесообразным дополнить ч. 13 ст. 8 ФЗ №48-ФЗ указав в ней конкретные мероприятия, которые обязаны осуществлять органы опеки и попечительства, «..., а именно, оказание медико-социальной, психолого-педагогической, методической и правовой помощи», и изложить статью в следующей редакции: «Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства 13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, а именно, оказание медико-социальной, психолого-педагогической, методической и правовой помощи.»

В результате применения данных норм, деятельность органов опеки и

попечительства будет дополнена социально-реабилитационными функциями, которые основываются на целях и задачах данных органов. В случае, если данные полномочия не будут применятся в их деятельности, то вышеуказанный орган будет обладать только административными функциями, что противоречит целям работы органов опеки и попечительства. Выводом послужит то, что нововведения помогут решить некоторые проблемы, возникающие в деятельности органов опеки и попечительства.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // http://pravo.gov.ru, 4.07.2020.

2. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.

3. Приказ Минобрнауки России от 24.02.2015 N 121 "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2015 N 37361) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 21.

4. Ильина О.И. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. // ОАО «Издательский Дом «Городец», 2018. №14 М., С. 111.

5. Пиляева В.В. Гражданское право с образцами договоров: Учебное пособие // Журнал «Юридическая наука», 2017. №7 М., С. 78.

6. Степанян, А. С. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации. Автореферат по ВАК РФ 12.00.03 / кандидат юридических наук Степанян А. С. - М., 2007. С. 194.

7. Урумова, Т. О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования. Автореферат по ВАК РФ 12.00.03 / кандидат юридических наук Урумова Т. О. - М.,2009. С.145.

8. Официальный Интернет-портал Правительства Московской области [Электронный ресурс] - URL: http://www.mosreg.ru.

9. Усыновление В МО [Электронный ресурс] - URL: http: //usynovite.mo sreg.ru/parents/consult/faq.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.