Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования'

Полномочия органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРАВО / LOCAL GOVERNMENT / AUTHORITY / RIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масякина А.Э., Романюк Н.А., Аветисян Т.В.

Статья посвящена реализации своих полномочий органами местного самоуправления в сфере дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The powers of local self-government in the sphere of preschool education

The article is devoted to the implementation of its powers by local authorities in the sphere of preschool education.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования»

New university

Economics & Law 2016. № 4 (62)

ISSN 2221-7347

УДК 340

А.Э. Масякина , Н.А. Романюк , Т.В. Аветисян

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена реализации своих полномочий органами местного самоуправления в сфере дошкольного образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия, право.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения являются: попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом дошкольного образовательного учреждения.

Финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошкольного образовательного учреждения. Главными направлениями дошкольного образования можно считать: организация общей культуры; развитие эстетических, интеллектуальных, личностных и нравственных качеств; поддержка и укрепление здоровья; формирование предпосылок учебной деятельности. Программы дошкольного образования рассчитаны на разностороннее развитие детей, при этом учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Так же обращают внимание на достижение детьми уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода. При этом промежуточных и итоговых аттестаций на освоение образовательных программ для обучающихся не проводятся.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования можно отнести: обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и

© Масякина А.Э., Романюк Н.А., Аветисян Т.В., 2016.

DOI: 10.15350/2221-7347.2016.4

Масякина Анна Эдуардовна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

Романюк Никита Александрович - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

Аветисян Тигран Варданович - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 4 (62)

ISSN 2221-7347

полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. Система образования Краснодарского края является одной из самых крупных в Российской Федерации. По численности детей возрастом от З до 7 лет и численности школьников Кубань занимает З место в России, а по численности студентов среднего профессионального образования - 2 место.

В Краснодарском крае система дошкольного образования получила активное развитие. Для обеспечения доступного качественного дошкольного образования активно внедряются современные модели. Оказывается услуга по кратковременному пребыванию детей в детском саду [1, с. 50]. Так же увеличилась сеть групп семейного воспитания, их стало больше. Принята краевая долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2013-2020 год. Задачами данной программы являются: развитие сети образовательных организаций, их инфраструктуры и учебно-материальной базы; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации обучающихся; обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами, повышение их социального и профессионального уровня. В данной программе существует и подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей», целью которой являются создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей. Основные задачи данной подпрограммы: формирование сети образовательных организаций, обеспечивающих равную доступность жителей Кубани к качественным услугам до школьного, общего образования и дополни тельного образования детей; разработка и реализация финансово- экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность жителей Кубани к качественным услугам дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизация содержания образования и условий организации образовательного процесса для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике; создание в образовательных организациях условий, обеспечивающих безопасность учащихся, воспитанников и работников, сохранность зданий и оборудования от возможных пожаров и других чрезвычайных ситуаций создание системы обновления педагогических кадров. Помимо данной программы также ведется целенаправленная работа органов власти Краснодарского края по обеспечению доступности дошкольного образования. В 2014 году на создание дополнительных мест направлено 3356,2 миллиона рублей консолидированного бюджета, в том числе 1978,0 миллиона рублей из краевого бюджета. Так же осуществляется большая организационно-методическая работа по координации деятельности органов местного самоуправления в Краснодарском крае в части проведения капитального ремонта и реконструкции дошкольных образовательных организаций, строительства новых зданий и пристроек к зданиям действующих детских садов. Большое внимание уделяется созданию условий для развития вариативных форм получения дошкольного образования. При детских садах функционируют 834 группы семейного воспитания, в которых 2703 ребенка развиваются по программам дошкольного образования в домашней обстановке. В обучении детей по программам дошкольного образования в семье в 34 детских садах работают консультативные пункты, осуществляющие методическое и психолого-педагогическое сопровождение семей. В настоящее время, их услугами пользуются более тысячи человек.

Следует обозначить несколько рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края: создать условия для развития вариативных форм получения дошкольного образования в группах семейного воспитания и группах кратковременного пребывания, совершенствовать деятельность таких групп; депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края оказывать содействие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в решении вопросов обеспечения доступности дошкольного образования на территории избирательных округов; осуществлять контроль за соблюдением графика выполнения и качеством ремонтно-строительных работ, направленных на создание дополнительных мест в образовательных организациях, сроками ввода объектов в эксплуатацию, обеспечить своевременное освоение в полном объеме выделенных на

New university

Economics & Law 2016. № 4 (62)

ISSN 2221-7347

эти цели бюджетных средств; выделять под строительство дошкольных образовательных организаций земельные участки, максимально обеспеченные инженерной инфраструктурой и мощностью, достаточной для технологического подключения коммуникаций.

Библиографический список

[1] Абрамян С.К., Пущенко Д.И. Деятельность органов местного самоуправления по решению проблем МДОУ на примере г. Новороссийска // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. - № 11 (33). - С. 50-51.

***

UDC 340

A.E. Masyakina, N.A. Romanyuk, T. V. Avetisyan

THE POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the implementation of its powers by local authorities in the sphere of preschool education.

Keywords: local government, authority, right.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.