Научная статья на тему 'Обеспечение и защита прав ребенка в России'

Обеспечение и защита прав ребенка в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
860
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ПРАВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CHILD / RIGHTS / PROVIDING / REALIZATION / STATE / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыгина Е.А., Дагдаляниди Е.Л.

В статье рассматриваются особенности обеспечения прав ребенка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing and protection of the rights of the child in Russia

In article features of ensuring the rights of the child in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Обеспечение и защита прав ребенка в России»

New university

Economics & Law 2015. № 11 (57)

ISSN 2221-7347

УДК 340

Е.А. Малыгина , Е.Л. Дагдаляниди ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ

В статье рассматриваются особенности обеспечения прав ребенка в России.

Ключевые слова: ребенок, права, обеспечение, реализация, государство, законодательство.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью оперировать ими в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети практически не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.

Согласно данным официальной статистики последних лет, российские дети находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье ежегодно подвергаются около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают; 60% сирот, достигших трехлетнего возраста, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а кроме них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими [1, с. 55].

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права и обязанности, которые закреплены за ними в действующих законодательных актах. Одним из первых документов, в котором описывались права ребенка, была Женевская Декларация прав ребенка, утвержденная в 1924 году и состоящая из 7 основных положений [2, с. 302]. Она была принята в связи с тем, что права детей в начале ХХ века рассматривались в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В настоящее время права детей в России регулируются многочисленными нормативными актами, как международными, так и внутренними. Среди них: Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. Большая проблема современной России - низкий уровень рождаемости. В среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на700 тыс. Демография обозначена в стране как своего рода национальный мега - проект, основной приоритет социально-экономической политики. Предложен целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышение их рождаемости. Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем связанных с положением детей, с реальным обеспечением их прав, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования. Однако условия в стране меняются, что в свою очередь влечет

© Малыгина Е.А. Дагдаляниди Е.Л., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.11

Малыгина Екатерина Андреевна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

Дагдаляниди Елена Львовна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

85

Новый университет

Экономика и право 2015. № 11 (57)

ISSN 2221-7347

за собой изменения законодательства в данной области, что, безусловно, требует его осмысления и комплексного анализа [3, с. 164].

У каждого ребенка есть определенный перечень прав, которыми он обладает с рождения. Ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, на общение с родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, выражать свое мнение, на имя, отчество и фамилию, на изменение имени и фамилии, на имущественные права. Ребенок имеет право на защиту своих законных интересов и гарантированных законом прав. Кто может и должен защищать права ребенка? (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Во-первых, это родители. Как известно, родители выступают в качестве законных представителей ребенка в отношениях со всеми лицами: физическими, юридическими, органами государственной власти, муниципальными органами, а также правоохранительными органами и судом. Это означает, что отец или мать действуют от имени несовершеннолетнего без каких-либо специальных полномочий, то есть по уже факту самого родства. Им не нужна доверенность или какой-либо иной документ, достаточно лишь подтверждения происхождения ребенка, коим выступает свидетельство о рождении. Во-вторых, права ребенка при отсутствии родителей защищают опекуны, попечители, усыновители, приемные родители. В-третьих, интересы и права ребенка призваны защищать органы опеки и попечительства. Их функции в настоящее время выполняют органы исполнительной власти субъектов РФ. В-четвертых, права несовершеннолетних защищает прокурор. Наконец, суды Российской Федерации также призваны защищать интересы ребенка [4, с. 272].

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, что предусмотрено Декларацией прав ребенка (1995г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.), Конвенцией ООН о правах ребенка (1989г.). Право на имя, отчество и фамилию является личным неимущественным правом ребенка, индивидуализирующим его в обществе. Имя гражданина состоит из трех основных элементов: Собственно имени (имени в узком смысле); Отчества, образованного от имени отца; Фамилии (родового имени), переходящей к потомкам. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Право ребенка на имя реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законном порядке. Как правило, имя ребенку выбирают оба родителя. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем. Самый громкий случай с необычным именем - история мальчика с именем «БОЧ рВФ 260602» («Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года»), которая не разрешается вот уже на протяжении 10 лет. Маленький БОЧ (так его называют) до сих пор живет без документов, так как суд встал на сторону органов ЗАГС Москвы, отказавшихся регистрировать ребенка с таким именем в защиту его интересов.

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику.

В случаях приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждения за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра и другие льготы, установленные законами РФ.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по

86

New university

Economics & Law 2015. № 11 (57)

ISSN 2221-7347

обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством РФ, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Одно из важнейших прав детей - его право жить и воспитываться в семье. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Имеется в виду, прежде всего собственная семья, которую образуют родители.

Обеспечение права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью невозможно, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Ребенок имеет право в пределах возможности знать своих родителей. Это право ограничено прежде всего тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.

Защита детей от насилия, эксплуатации и злоупотреблений является составной частью защиты их права на жизнь, здоровый рост и развитие, и, следовательно, способствует достижению нескольких Целей тысячелетия в области развития. Однако обеспечение такой защиты представляет собой сложный и зачастую болезненный процесс. За уязвимостью детей скрываются самые разнообразные причины, и действия в области их защиты часто бросают вызов укоренившимся верованиям и практикам, что вызывает в обществе неприятие и сопротивление переменам [5, с. 74].

Необходимо отметить, что огромное количество детей погибает от рук преступников. В 2014 году количество пострадавших от преступлений детей в возрасте до 10 лет составило более 3600. По фактам убийств детей возбуждено 677 уголовных дел. С января по март 2015 года расследовано более четырех тысяч преступлений против несовершеннолетних (88 убийств, 344 изнасилования, 1101 факт насильственных действий сексуального характера), по ним были признаны потерпевшими 4185 детей. При этом большинство преступлений совершено против половой свободы и неприкосновенности. Только в первом квартале 2015 года расследовано 2679 преступлений данной категории.

Дети страдают от насилия в семье и как жертвы, и как свидетели. Согласно мировой статистике, в 30-50% случаев насилия между супругами жестокому обращению подвергаются и дети. О масштабе проблемы свидетельствует и российская статистика. Ежегодно в России погибает около 15 тысяч несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, из них 50% умирает от неестественных причин и более 2 000 становятся жертвами убийства или тяжких телесных повреждений. Нередко причиной смерти детей оказывается ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и надзору над детьми. Насилие в семье и другие формы жестокого обращения с детьми приводят к тяжелым последствиям, в числе которых формирование чрезмерных страхов, отсутствие самоуважения, а иногда и убеждение детей в том, что они заслуживают подобного обращения. Дети рано утрачивают веру в добро и испытывают отчуждение от родителей. Более того, если в семье господствует насилие, о полноценной родительской заботе и защите говорить не приходится. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка он вправе (п.2 ст.56 СК РФ): самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. В целях обеспечения и под-

87

Новый университет

Экономика и право 2015. № 11 (57)

ISSN 2221-7347

держания защиты прав детей, их достойного развития и образования проводится Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». Она направлена на изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни; успешную социализацию детей; формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации; проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии. Можно отметить, что в Краснодарском крае проводилась долгосрочная краевая целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае на 2012-2014 годы». Она была направлена на повышение уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов исполнительной власти Краснодарского края, детских и молодежных общественных организаций, социализации детей и подростков и т.д. Надо сказать, что семья - это самое близкое и «дорогое» окружение для ребенка. Сегодня в Краснодарском крае большинство детей, чьи родители не могут или не хотят исполнять свои родительские обязанности, передается на воспитание в замещающие семьи. При этом число кубанцев, желающих помочь обездоленным детям, только возрастает. За 9 месяцев текущего года выявлено 1034 ребенка, оставшегося без родительской заботы, из них лишь 26 или 2,5% направлено в детские дома. Остальные дети переданы в замещающие кубанские семьи. Активно устраиваются в семьи граждан и воспитанники учреждений для детей-сирот. В текущем году 247 воспитанников домов-интернатов обрели семью. В целом в настоящее время на Кубани 96,4% детей, оставшихся без попечения родителей, а это 17 775 из 18 425, воспитывается в замещающих семьях. Также в данном регионе будет действовать программа «Дети Кубани», рассчитанная на 2016-2021 годы.

На наш взгляд, необходимо принимать определенные меры для того, чтобы каждый ребенок знал, какими правами и обязанностями он обладает и мог применять их на деле. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение в школьную программу такого предмета, как «Права человека» или «Права ребенка в современном обществе». Благодаря этому дети будут знать свои права и обязанности, смогут применять эти знания на практике.

Библиографический список

[1] Абрамян С.К., Коперчак К.О., Рязанцева А.А. Правовой статус ребенка в России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 4. - С. 55-57.

[2] Голубкина К.В. Права ребенка как правовая категория: проблемы определения / В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2013. С. 302-306.

[3] Голубкина К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 6. - С. 164-166.

[4] Голубкина К.В. К вопросу о создании ювенальной юстиции в России (историко-правовой аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 270273.

[5] Голубкина К.В., Кудрявцева В.Ю. Вопросы обеспечения и защиты прав ребенка в России // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (58). - С. 73-74.

***

UDC 340

E.A. Malygina, E.L. Dagdalyanidi

PROVIDING AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD IN RUSSIA

In article features of ensuring the rights of the child in Russia are considered.

Keywords: child, rights, providing, realization, state, legislation.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.