Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Е.Н.

Аннотации: жилищно-коммунальное хозяйство, играет большое социальное значение для жизни граждан и обеспечивает главнейшие вопросы благополучного жизнеобеспечения людей Статья посвящена: органам местного самоуправления и правовому регулированию жилищно-коммунальных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHORITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL RELATIONS

Annotations: housing and communal services plays a great social importance for the life of citizens and provides the most important issues for the people's well-being of life The article is devoted to: local authorities and legal regulation of housing and communal relations

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 332.871.3

Журавлева Е.Н. студент 1 курса

факультет «Государственного и муниципального управления»

Уральский институт управления научный руководитель: Васильева Е.И.

Россия, г. Екатеринбург ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Аннотации: жилищно-коммунальное хозяйство, играет большое социальное значение для жизни граждан и обеспечивает главнейшие вопросы благополучного жизнеобеспечения людей

Статья посвящена: органам местного самоуправления и правовому регулированию жилищно-коммунальных отношений

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, Жилищный кодекс, социальная сфера, тарифы

Zhuravleva E.N.

Student

1 year, Faculty of "State and Municipal Management" URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT

Russia, Ekaterinburg Scientific adviser: Vasilyeva E.I.

AUTHORITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AND LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL

RELATIONS

Annotations: housing and communal services plays a great social importance for the life of citizens and provides the most important issues for the people's well-being of life

The article is devoted to: local authorities and legal regulation of housing and communal relations

Keywords: housing and communal services, utilities, Housing code, social sphere, tariffs

В Российской Федерации местное самоуправление составляет одну из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, соответственно оно признается и гарантируется, а также осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях,

установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1, ст. 1].

Одной из важнейших сфер на муниципальном уровне выступает жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку оно играет большое социальное значение для жизни граждан и обеспечивает главнейшие вопросы благополучного жизнеобеспечения людей. Однако на настоящий момент комплекс жилищно-коммунального хозяйства в России пребывает в кризисном состоянии и требует существенных изменений, которые бы повлияли на качество предоставляемых услуг. Среди факторов, которые препятствуют дальнейшему положительному развитию отмечаются следующие:

1) Износ коммунальной инфраструктуры

2) Значительный объем ветхого и аварийного жилищного фонда

3) Высокий уровень необходимых ресурсов для развития комплекса жилищного-коммунального хозяйства [2, с. 19].

В период СССР в сфере ЖКХ граждане оплачивали лишь незначительную долю от общей суммы, поскольку данные услуги почти полностью были возложены на государство и датировались им. Плата за квартиру, включая коммунальные статьи расходов, составляла всего лишь 2,5 % среднего дохода семьи, что было огромной заслугой и победой государства.

Однако в 1990-х годах экономика России встала на «рыночные рельсы» и ситуация поменялась кардиальным образом, вследствие чего тарифы на коммунальные услуги стали только пропорционально расти, что продолжается и по сей день. В данной неоднозначной ситуации, на мой взгляд, возникает необходимость выработки перспективных решений, способных ликвидировать данную проблему и в качестве возможного пути важнейшее место должно быть отведено полномочиям органам местного самоуправления.

На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг [3, с. 24].

Данная социальная сфера напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина муниципального образования и нуждается в формировании эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организаций с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую

материально-техническую базу. Итак, рассмотрим полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

М. Н. Кондратьева подразделяет ЖКХ на две подсистемы: 1) жилой фонд и 2) коммунальная инфраструктура (водоканал, тепло-, энергосети, подстанции и т. д.), при этом первая является главной, основной, вторая -обслуживающей [4, с. 50].

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и, в том числе, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями [5, ст. 1].

Согласно статье 14 Жилищного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в жилищной сфере относятся следующие:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

5) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

6) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

7) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

8) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального

жилищного фонда;

9) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

10) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

11) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

12) осуществление муниципального жилищного контроля;

13) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

14) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как видно из перечисленных полномочий, органы местного самоуправления обладают достаточно большим кругом полномочий, которые имеют наибольшую практическую направленность на удовлетворение потребностей граждан, поскольку органы власти федерального и субъектного уровней имеют более организационные и контрольные полномочия. Таким образом, важнейшим вопросом далее встает о качестве и полноте осуществления данных полномочий.

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также выделяет круг полномочий органов местного самоуправления относительно коммунальной сферы, к которым относятся следующие согласно статье 17 данного закона:

1) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

3) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

4) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

5) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

6) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют как разработку комплексных программ по совершенствованию жилищно-коммунальной сферы, так непосредственно их и реализуют. Более детально те или иные полномочия раскрываются в отдельных федеральных законах, например, существует Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые расписывает область властвования представительных органов местного самоуправления.

Подводя итоги, следует сказать, что сфере ЖКХ присущи следующие особенности: отсутствие кодификации НПА данной отрасли в один правовой акт; сложный, дифференцированный характер жилищно-коммунальных услуг, имеющих социальную значимость; региональные особенности (климатические, национальные, демографические и др.); коммунальной сфере в малой степени присущ конкурентный характер; ЖКХ является элементом инфраструктуры муниципального образования, поэтому все жилищно-коммунальные услуги нуждаются в надлежащем контроле, обеспеченным государственным принуждением за их ненадлежащее качество.

Органы местного самоуправления - это первая и важнейшая ступень по обеспечению потребностей граждан в удовлетворении потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Контроль за осуществлениями данных полномочий возложен на органы государственной власти федерации и субъектов федерации. Формирование эффективной правовой модели управления ЖКХ - это весьма сложный и многоэтапный процесс. Безусловно, колоссальный опыт в рассматриваемой сфере уже накоплен и применен, однако он требует системного осмысления как учеными из различных отраслей науки, так и правоприменителями.

Использованные источники:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 40-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Шишкина Евгения Владимировна Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейший фактор обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и его правовое регулирование // Вестник КРУ МВД России. 2010. № 3

3. Стукалов А.В. Правовые аспекты полномочий органов местного

самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и особенности их реализации // NB: Административное право и практика администрирования. — 2012. - № 1. - С. 24-83.

4. Кондратьева М.Н. Методологические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформы местного самоуправления: Дис. д.э.н.- Нижний Новгород., 2009.- 407 с.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 января 2015 г. № 188-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 331.5.024.54

Заболотская К.Р. студент 3 курса Шиндряева И.В., к.социол.н. старший преподаватель ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Россия, г. Волгоград ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Аннотация:

Статья знакомит с исследованием, проведенным на результатах опроса «Ожидания студентов медико-профилактического факультета после выпуска». Анкета содержала в себе 4 вопроса, позволяющих: определить жизненные планы после выпуска, установить то количество студентов, которое планирует работать по специальности, понять, где именно будущие выпускники планируют работать и что же они ждут от их будущей профессии.

Ключевые слова: медицина, ожидание студентов, медико-профилактический факультет.

Zabolotskaia K.R., 3rd year student Volgograd State Medical University Russia, Volgograd Shindryaeva I.W., candidate of sociological sciences

senior lecturer Volgograd State Medical University Russia, Volgograd THE PROBLEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND CAREER EXPECTATIONS OF MEDICAL STUDENTS (RESULTS OF

THE SOCIOLOGICAL SURVEY)

Annotation:

The article presents the study conducted on the results of the survey

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.