Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖКХ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕНИ ТАРИФОВ / СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО УСЛУГ ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Е.С.

В статье автором предложен системный подход для формирования альтернатив развития жилищно-коммунального хозяйства Псковской области. Дана сравнительная характеристика стоимости отдельных видов на коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований и городских поселений за 2014-2015 гг. В ходе мониторинга «О качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг в городском поселении» автором получены результаты по влиянию обновления нормативно-правовой базы в рамках развития сектора жилищно-коммунального хозяйства Псковской области. Предложены рекомендации по формированию социально ориентированной региональной политики в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

Формирование социально-ориентированной региональной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Псковской области)

Formation of socially-oriented regional policy in the sphere of housing and communal

services (on the example of Pskov region)

УДК 332.1

Е. С. Иванов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (филиал в г. Пскове) (Псков, Россия)

E. S. Ivanov, Federal STATE budgetary educational institution IN St. Petersburg state economic University (branch in Pskov) (Pskov, Russia)

В статье автором предложен системный подход для формирования альтернатив развития жилищно-коммунального хозяйства Псковской области. Дана сравнительная характеристика стоимости отдельных видов на коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований и городских поселений за 2014—2015 гг. В ходе мониторинга «О качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг в городском поселении» автором получены результаты по влиянию обновления нормативно-правовой базы в рамках развития сектора жилищно-коммунального хозяйства Псковской области. Предложены рекомендации по формированию социально ориентированной региональной политики в исследуемой сфере.

Ключевые слова: социально ориентированная тарифная политика в сфере ЖКХ, жилищно-коммунальная реформа, дифференциация цен и тарифов, субсидии на оплату жилищно-комму-нальныхуслуг, качество услуг ЖКХ.

In the article the author proposed a systematic approach for generating alternatives for the development of housing and communal economy of the Pskov region. Comparative characterization of the costs of some utilities in the context of municipalities and urban settlements for 2014—2015 the monitoring of «the quality Of rendering housing and utility services in the city settlement» the author obtained the results on the effect of updating the regulatory framework as part of the development of housing sector of the Pskov region. Recommendations on formation of socially-oriented regional policy in the study area.

Keywords: socially oriented tariff policy in housing and communal services, housing-municipal reform, the differentiation of prices and tariffs subsidies for payment of housing and communal services, the quality of housing services.

© Иванов Е. С., 2016

Введение

Анализируя проблемы коммунальной реформы в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., В. В. Путин отметил, что реформирование ЖКХ остается важнейшей задачей социально-экономического развития отрасли и страны в целом. Тем самым руководство страны признает необходимость разработки направлений совершенствования государственной политики, в том числе на региональном уровне, в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ), которая обусловлена совокупностью социально-экономических, организационных и институциональных проблем в данной сфере.

Во-первых, будучи многоотраслевым комплексом, включающим в себя производственную, коммерческую, финансовую, расчетную, социальную, информационную и экологическую сферы, ЖКХ генерирует специфические факторы, которые, с одной стороны, могут быть условием регионального роста, а с другой — усугублять кризисные явления в региональной социально-экономической системе [2]. Во-вторых, повсеместно реализуемая реформа системы ЖКХ не достигла запланированных показателей. Сфера ЖКХ превратилась в самостоятельный экономический институт, однако проведенная приватизация жилищного фонда за два десятилетия не сформировала эффективного собственника, способного нести бремя владения данным имуществом [7]. В-третьих, непрозрачность и сложность организационно-экономических механизмов в сфере ЖКХ формируют отрицательное восприятие населением практически всех мероприятий в сфере ЖКХ на территориях регионов России [10].

Следовательно, в региональной практике управления существует объективная не-

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

обходимость совершенствования организационно-экономического инструментария реализации региональной политики в сфере ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство Псковской области в настоящее время также характеризуется наличием острых комплексных проблем финансово-экономического характера, связанных с развитием данного сектора рынка, а также множеством социально-психологических конфликтов потребителей и организаторов ЖКХ. Это прежде всего обусловлено неэффективной системой управления на всех уровнях, показателями развития экономики производства, а также устаревшими технологиями данной сферы деятельности. Необходимо отметить, что на протяжении весьма длительного времени совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляется разработка отраслевых комплексных программ по таким приоритетным направлениям, как энергоэффективность и энергосбережение, энергетическое оборудование и технологическое оборудование для отрасли ЖКХ.

Вместе с тем следует отметить, что обоснование экономической целесообразности, целью которой декларируется повышение уровня и качества обслуживания, улучшение бытовых условий жизни населения на данной территории, превращение отрасли в одну из эффективных сфер рыночной экономики, предопределяет актуальность научной проблемы поиска и разработки направлений совершенствования региональной политики. Одновременно с этим нужно отметить, что центр реформирования экономики сместился в муниципальные образования сельских поселений и их жизнедеятельность определяется содержанием политических, экономических и социальных аспектов [8].

Проблемы и перспективы развития ЖКх Псковской области

По результатам многолетних исследований автора исходная идея реформы жилищно-коммунального хозяйства положительных результатов не принесла. Наоборот, появляются непредвиденные проблемы, особенно из-за роста тарифов, а оплата услуг становится все более обременительной для потребителей услуг, и прежде всего для малоимущих и бедных слоев населения. Поэтому одной из главных задач

преобразования жилищно-коммунального хозяйства в эффективную сферу деятельности является формирование института эффективного собственника. Можно утверждать, что сфера жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования — это сложный круг вопросов, начиная от строительства и заканчивая вопросами тепла и энергоснабжения. Основной функцией данной сферы является обеспечение высокого уровня социальных услуг населению, проживающему на данной территории.

В конце 1980-х годов население России оплачивало всего 4,4 % эксплуатационных расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета. Сегодня пользователи услуг ЖКХ оплачивают полностью все затраты предприятий, причем этот расход составляет не менее 34 % семейного бюджета (по данным опросов жителей Псковской области]. Таким образом, это накладывает особую ответственность на государственные органы власти, ведь они оказались наименее готовыми к появившемуся и все расширяющемуся социальному неравенству, вызванному в том числе ростом тарифов ЖКХ.

В Псковской области жилищно-коммунальный сектор представлен 285 организациями и предприятиями, причем согласно статистическим данным (Псковкомстат 2015 г.], более 66 % из них, несмотря на финансовую поддержку из бюджетов всех уровней, являются на протяжении многих лет хронически убыточными. В результате возбуждаются дела о банкротстве (в Псковской области за исследуемый период с 2010 по 2015 гг. признаны банкротами около 27 % предприятий]. Задолженность предприятий ЖКХ на 1 сентября 2016 года за потребленные ресурсы составила более 800 млн руб., что на 300 млн руб. больше, чем в 2015 году. Непрозрачность роста уровня доходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКУ] населению, при неизменном качестве оказываемых услуг, провоцирует социальную напряженность в данной сфере [14].

Проводимая реформа в сфере ЖКХ, основой которой является Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010—2020 годы»

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

(далее — Концепция] предусматривает, что в ходе реформирования отрасли будут созданы новые экономические механизмы, обеспечивающие предприятиям жилищно-коммунального хозяйства стабильные финансовые условия хозяйствования, формирование целостной системы нормативных актов, регламентирующих деятельность структур управления, формирование системы методов управления, анализа и прогнозирования развития, оценки эффективности и результативности [5].

Вместе с тем применяемые инструменты государственного регулирования данного сектора экономики в Псковской области можно расценить как недостаточно эффективные. К числу причин, обусловливающих низкую эффективность проводимой политики органами власти в отношении ЖКХ, относятся недостаточные четкость и полнота научного методологического обоснования ее формирования. На это указывают также отсутствие инфраструктуры и институтов, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности данного сектора экономики отрасли. В соответствии с задачами, поставленными в основных направлениях Концепции реформы, необходимо пересмотреть разработанные и принятые нормативные документы и муниципальные программы реформирования ЖКХ.

Сущностью реформирования жилищно-коммунального хозяйства Псковской области в условиях рыночной экономики становится создание более эффективной системы управления ЖКХ, чем просто финансирование инвестиционных потребностей его инфраструктуры. Кроме того, к самостоятельному хозяйствованию органы муниципальных образований оказались не готовы. В результате образовался нормативно-правовой вакуум. Вместо утвержденных нормативных документов используются рекомендации, к которым надо «привязывать» местные условия: техническое состояние отрасли и экономическое положение муниципалитета. Таким образом, главная линия развития практики муниципального управления сегодня заключается в создании устойчивой, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждении и поддержании авторитета местной власти. Поэтому центральное место в системе реформирования занимает формирование комплекса целей и задач, которые определяются научно обоснованными перспек-

тивами областной целевой Программы, которая включает детально проработанный механизм реформирования и регулирования ЖКХ с указанием конкретных источников финансирования соответствующих мероприятий, в том числе способ разделения полномочий между муниципальными сельскими поселениями. Следует отметить, что в связи с вступлением в силу 27 мая 2014 года изменений в Федеральный закон № 131-Ф3 с 1 января 2015 года в ведении сельских поселений оставлено только тринадцать вопросов местного значения, касающихся жилищно-коммунального комплекса, дорог сельских населенных пунктов, сбора и вывоза бытовых отходов, содержания муниципального жилищного фонда и др. Это приведет к тому, что нагрузка на органы местного самоуправления значительно возрастет,.

Это повлечет за собой серьезные изменения в Бюджетный кодекс и доходные источники районов и поселений. Кроме того, неизбежно дальнейшее перераспределение имущества. В сельских поселениях имущество, например объекты ЖКХ, инфраструктуры, жилищного фонда, должно быть передано в органы местного самоуправления с обязательным внесением изменений в договоры аренды. На современном этапе в регионе продолжает свое становление институт концессии в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства. Суть концессионного соглашения, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 года № 180-ФЗ] (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ], состоит в том, что по концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет:

— во-первых, создать и (или] реконструировать определенное имущество, право собственности на которое принадлежит другой стороне;

— во-вторых, осуществлять деятельность по эксплуатации этого имущества. На время действия соглашения права владения и пользования имуществом переходят к стороне, осуществляющей его эксплуатацию (статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ].

Кроме того, в случае перехода ЖКХ на концессионные соглашения формируется совершенно иной правовой комплекс отношений между населением и теми, кто его обслуживает.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

Одной из главных задач региональной политики дальнейшего реформирования ЖКХ должен стать утвержденный распоряжением Администрации области от 24.12 2014 г. № 619-р комплекс мер («дорожная карта») по развитию ЖКХ, где разработано более 65 мероприятий по развитию отрасли. Здесь сосредоточен основной потенциал снижения издержек жилищно-коммунального хозяйства и наиболее актуальная проблема энергосбережения в современных условиях. Оптимальным решением проблемы рационального ресурсопотребления в жилищном фонде было бы обеспечение каждому потребителю ЖКУ технической возможности регулировать объем потребляемого ресурса в каждом жилом помещении (например, с помощью термостата на отопительной батарее), измерять его реально использованное количество и платить по показаниям приборов. Однако традиционная однотрубная вертикальная система разводки тепловой энергии в наших многоквартирных домах делает ситуацию с поквартирным регулированием и учетом тепловой энергии не только экономически, но и технически нереализуемой.

Задача формирования экономической заинтересованности органами государственной власти принципиально важна для эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

Ее решение обеспечит:

— повышение качества проживания;

— снижение стоимости ЖКУ;

— инициирование процесса ресурсосбережения у поставщиков данных ресурсов;

— переориентацию расходов в жилищно-коммунальном секторе с текущих на капитальные.

Органы местного самоуправления, являясь собственником имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление и целевую эксплуатацию имущества с привлечением инвесторов.

При этом о ресурсосбережении можно говорить только в том случае, когда меньший расход тепловой энергии не будет ухудшать условия проживания горожан (например, температура в жилых помещениях не понизится по сравнению с нормативной) и будет приводить к росту доходов жилищной организации.

Таким образом, целью реформы на местном уровне является реструктуризация предприятий, способствующая росту эффективности производства услуг (выполнения работ) и в целом повышению финансово-экономических результатов в секторе ЖКХ.

Если исходить из комплексной оценки, то жилищно-коммунальный комплекс России — это огромный рынок с оборотом 4,3 трлн руб. в год. Оборот рынка составляет около 7 % ВВП страны, население платит за услуги в год более 1 трлн 350 млрд рублей и в рамках исполнения обязательств предприятиями ЖКХ насчитывается более 45 видов различных услуг [6].

Трансформационные процессы, происходящие в отрасли ЖКХ, в последнее десятилетие сформировали новые направления и особенности функционирования социальной политики. Существенной особенностью является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительных качестве, надежности, экологической безопасности и сроках предоставления. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия в условиях собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В этом контексте важнейшей проблемой является задолженность потребителей (населения) за услуги по Северо-Западному федеральному округу, где по оценкам Национальной службы взыскания долги за ЖКХ составили более 129 млрд руб., ежемесячно данный показатель увеличивается на 9—12 %. Задолженность населения по СЗФО составляет 21 млрд руб., а в среднем на домохозяйство по 3,8 тыс. руб. В жилищно-коммунальном хозяйстве Псковской области общий долг превысил за 1 млрд руб. и высоки неоплаченные потери ресурсов: воды — 20 %, электроэнергии — 27 %, тепла — 40 % [5]. По исследованиям автора, рейтинг регионов по росту стоимости услуг ЖКХ (декабрь 2013 г. по сравнению с декабрем 2014 г.) среди субъектов Российской Федерации в условиях хозяйствования показал, что наименее готовой к оплате долгов ЖКХ оказалась Псковская область (занимает 54 место). В целом необходимо отметить, что органы местного самоуправления не особо проявляют стремление в вопросах урегулирования задолженности в отрасли,

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

чаще пытаются решать частные долговые случаи, избегая системного подхода к решению проблем. Данный показатель наглядно демонстрирует картину с задолженностью в расчете на домохозяйство.

Самые незащищенные в настоящее время в социальном отношении — это пенсионеры, которые получают пенсию в размере (минимум] от 6,3 до 9,8 тыс. рублей. При проживании в 2-комнатной квартире со всеми удобствами сумма коммунальных платежей составляет от 2,9 до 3,7 тыс. рублей в месяц, а по отдельным муниципальным образованиям данный показатель намного превышает установленный норматив и остается самой проблемной и затратной сферой экономики.

Очевидно, что состояние жилищно-коммунального хозяйства, с одной стороны, характеризуется непрерывной концентрацией в себе огромных финансовых ресурсов, с другой сто-

роны, система управления не способна рационально их использовать. Правительством РФ планируется до 2018 года завершить переход на полную оплату населением коммунальных услуг [12]. Так как установленный рост тарифов (см. таблицу] не предполагает привязку к росту доходов населения, то увеличение расходов на жилищно-коммунальное услуги в структуре домохозяйства расходов ведет к сокращению реальных доходов населения и росту социальной незащищенности.

Используя данные таблицы, выделим наиболее значимые уровни динамики, определяющие неэффективность реализации региональной политики в сфере ЖКХ. Высокий рост тарифов на коммунальные услуги зафиксирован в г. Великие Луки (21,15 %], в Дновском (17,47 %], Опочецком (17,27] и Пыталовском (15,12 %] районах. Менее всего услуги ЖКХ подорожали в Куньинском районе (1,73 %]. В основе увели-

№ п/п Муниципальные образования (районы] Холодная вода, руб./ куб. м % Водоотве-деиие, руб./ куб. м % Горячая вода, руб./ куб. м % Содержание и ремонт жилых помещений, руб./кв. м % Тепловая энергия, руб./ Гкал % Утилизация твердых бытовых отходов, % Средний рост тарифов, %

1 Великие Луки 24.б4 18,15 14,б3 14,98 14,94 39,54 21,15

2 Псков 17,05 15,91 14,55 10,03 13,70 12,81 14,1

3 Бежаницкое 8,39 10,40 7,24 31,97 14,б8 0,00 12,11

4 Великолук. р-н 15,б7 17,52 0,10 0,00 2,37 0,00 7,13

5 Гдовское 7,58 7,54 0,00 0,00 13,43 0,00 5,71

б Дедовичское 9,33 9,34 14,00 0,00 14,01 11,01 11,53

7 Дновское 11,11 11,08 12,79 5б,44 13,40 0.00 17,47

8 Красногород. 10,5б 10,б3 0,00 0.00 8,49 0,00 5,93

9 Куньинское 0,00 0,00 0,00 0.00 8.б8 0,00 1,73

10 Локнянское 2,1б 9,2б 0,00 14,83 14,30 0,00 7,б7

11 Невельское 12.14 12,5б 22,84 15,2б 13,49 10.01 14.39

12 Новоржевское 9,37 5,8б 0,00 15,03 10,03 0,00 10,07

13 Новосокольнич. 9,б2 9,б1 12,21 11,18 12,95 б,71 10,38

14 Опочецкое 5,б8 9,83 0,00 42,91 10,б7 0,00 17.27

15 Островское 10,5б 9,41 11,45 13,4б 11,52 8,00 10,73

1б Палкинское 12,8б 12,87 0,00 13,4б 7,50 0,00 9,34

17 Печорское 0,00 б,71 0,00 0,00 3б,б5 0,00 8,5

18 Плюсское 12,39 12,50 14,13 0,00 12,01 0,00 4,35

19 Порховское 14,89 14,91 5,б4 0,00 11,39 0,00 11,7

20 Псковское р-н. 10,44 14,39 9,03 15,11 8,73 0,00 11,54

21 Пустошкинское 11.11 11,34 0,00 0,00 13,05 0,00 б,09

22 Пушкиногорское 10,40 10,43 17,54 0,00 0,00 0,00 б,39

23 Пыталовское 7,39 7,59 7,83 59,71 8,22 0,00 15,12

24 Себежское 7,59 5,1б 14,88 0,00 12,93 0,00 10,14

25 Стругокраснен. 3,74 3,74 10,80 0,00 13,52 0,00 7,95

2б Усвятское. 10,00 9,99 0,00 0,00 7,03 12,02 9,7б

ИТОГО 8,88 10,28 10,45 14,87 11,3б 5,57 10,84

Динамика стоимости отдельных видов на коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований и городских поселений в 2014—2015 гг.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

чения стоимости услуг ЖКХ лежит рост цен на газ, потому что все остальные ресурсы (подача электричества, водоснабжение) так или иначе привязаны к нему. Однако последние годы тарифы росли намного быстрее, чем стоимость «голубого топлива». В результате цена жилищно-коммунальных услуг за период с 2000 по

2013 гг. выросла в 15,7 раз, в то время как инфляция составила около 200 %. Таким образом, ставка государства на «эффективного» частного собственника не привела к конкуренции, стабилизации цен и повышению качества услуг. Почти 55 % населения Псковской области постоянно жалуются на состояние жилищно-коммунального хозяйства, причем количество жалоб из года в год увеличивается.

Так, по статистике областной прокуратуры Псковской области за 2014 год выявлено более 13000 претензий граждан к сфере ЖКХ, только в органы прокуратуры обратилось более 12,7 тыс. граждан, проживающих на территории Псковской области (основные результаты прокурорской деятельности за 9 мес.

2014 г.) [14].

Правительство РФ поставило задачу к 2016 году перейти на долгосрочное тарифное регулирование, это будет обозначать, что для населения пересмотр размера оплаты за услуги будет происходить в текущем году один раз, а с 2016 года этот пересмотр должен происходить один раз в три, а может, в пять лет. Для выработки эффективной социально-экономической политики в реализации задач ЖКХ вступило в силу Постановление администрации Псковской области «О мониторинге качества предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Псковской области» [9]. Разработан порядок и перечень мер учета его результатов при предоставлении государственных услуг и мерах по их снижению. В соответствии с принятым механизмом реализации тарифной политики в настоящее время происходит переход на долгосрочное тарифное регулирование: разработка комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий; повышение общественного (народного) контроля в осуществлении функций государственного регулирования. Принятая в 2014 году в Псковской области Инвестиционная стратегия призвана способствовать организационному оформлению институтов развития. Первым шагом в этом направлении мож-

но назвать создание Корпорации развития Псковской области. Она осуществляется по принципу «одного окна»: сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Псковской области с оказанием консультационной, информационной, юридической, административной и организационной помощи инвестору в регионе. Дальнейшее развитие институтов инвестиционной деятельности позволит создать комплексный механизм поддержки инвесторов, увеличить объем привлекаемых инвестиций, обеспечив при этом новое качество экономического роста.

В рамках развития инфраструктуры ЖКХ в Псковской области принят закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса» [10]. В соответствии с областным законом органы местного самоуправления самостоятельно могут устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливать систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, согласовывать производственные программы предприятий жилищно-коммунального комплекса и пр.

Появление большого количества управляющих компаний ЖКХ, допускающих рост тарифов на услуги (иногда сверх нормативов), свидетельствуют о рыночной привлекательности этой сферы и вхождения в нее (или закрепления на рынке) множества недобросовестных предпринимателей. В связи с этим Госдума приняла федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в котором уточняется процедура лицензирования деятельности в сфере ЖКХ, согласно которой управляющие компании должны будут подтвердить свое соответствие требованиям зако-

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

на и получить лицензию. Новые правила вступили в силу с 1 мая 2015 г. [7].

В ходе исследования был осуществлен мониторинг «О качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг в городском поселении» с целью анализа результатов обновления нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ применительно к деятельности муниципального образования «Г. Опочка». В рамках исследования изучался характер спроса на различные виды услуг ЖКХ МО «Опочка». Для характеристики спроса была сформирована система индикаторов, значение которых необходимо для выявления оценки соответствия роста тарифов качеству предоставляемых услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Таким образом, было обследовано сто пятьдесят домашних хозяйств, в том числе:

— 40 — получателей мер социальной поддержки семье и детям;

— 56 — собственников жилья;

— 34 — арендаторов жилых помещений;

— 20 — нанимателей жилого помещения.

Опрос показал, что 83,3 % респондентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(домашние хозяйства всех форм собственности и хозяйствования) высказались категорически против повышения тарифов за услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве; 79 % высказались отрицательно по результатам проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства Псковской области; 42 % имеют проблему неплатежей за коммунальные услуги в установленные сроки.

Проблемы качества отмечены по следующим услугам ЖКХ: отопление — 73,6 % (не соответствует нормам и не предоставляется в установленные сроки); горячая вода — 44,2 % (не соответствует нормам по температуре и качеству воды); холодная вода — 37,4 % (претензии к качеству воды); вывоз мусора (несвоевременно оказываются услуги) — 17 %.

Проведенное исследование показало, что на уровне муниципальных образований выявлена система факторов, сдерживающих эффективную реализацию региональной политики в сфере ЖКХ: неразвитость института общественной гласности в сфере; пассивная роль собственников жилого фонда в жилищно-коммунальном хозяйстве; неразвитость конкурентной среды; низкая эффективность механизмов управления развитием сферы с учетом местных особенностей.

Выводы

Таким образом, в рамках направления совершенствования региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основанного на системе выявленных факторов, снижающих эффективность реализации региональной политики, с целью недопущения бесконтрольного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, с ростом требований к качеству жизни населения, снятия социальной напряжённости, необходимо:

— сформировать систему строгого отбора экономических агентов при допуске к хозяйственной деятельности в (ЖКХ) (то есть обеспечить ужесточение со стороны органов власти механизма лицензирования и контроля управляющих организаций);

— создать механизм по привлечению негосударственных инвестиций в сферу ЖКХ;

— содействовать развитию государствен-но-муниципально-частного партнерства через совершенствование договорных отношений;

— предложить рассмотрение тарифной политики и утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в условиях активного участия представителей органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, объединений работодателей и региональных отделений общественных движений и организаций;

— разработать модель взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленной на повышение эффективности реализации региональной политики на основе развития института общественного контроля;

— упростить на региональном уровне процедуру получения малообеспеченными гражданами субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;

— создать систему стимулирования инноваций в сфере ЖКХ, направленных на экономию, сотрудничество с биржей инновационных технологий, запущенной Минрегионраз-вития.

Научная и практическая значимость материала статьи с изложением рекомендаций могут быть использованы в сфере жилищно-коммунальных услуг, чтобы определить приоритетные направления развития и обеспечить конкурентные преимущества.

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2

Список литературы

1. Атаманенко С. А. Коммунальные услуги, их качество и правила их предоставления: учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2010. 264 с.

2. Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие. М.: ЮРАЙТ, 2001. 271 с .

3. Дронов С. Е., Астахов К. В. Модель повышения эффективности реализации региональной политики в сфере ЖКХ посредством развития института народного контроля // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 3. С. 19—25.

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р: Концепция федеральной целевой программы [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

6. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015): федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ (ред. от 29.06.2015) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

8. О дальнейшем реформировании жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставлении гражданам компенсаций (субсидий): постановление администрации Псковской области от 02.07.1997 № 157 (ред. от 31.05.1999) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

9. О мониторинге качества предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Псковской области: постановление Администрации Псковской области № 511 от 16.12.2011 [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

10. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса: Областной закон от 07.05. 2014 г. № 1381-ОЗ [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

11. О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998—1999 годы: Постановление Правительства РФ от 20.12.1997 № 1613 [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

13. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Псковская область в цифрах. 2014: крат. стат. сб. (к 70-летию образования Псковской области) / Псковстат. Псков, 2014. 149 с.

References

1. Atamanenko S. A., Kommunal'ny'e uslugi, ix kachestvo i pravila ixpredostavleniya [Atamanenko S. A. Utilities, their quality and the rules of their provision: proc. allowance]. Rostov n/d : Phoenix, 2010. 264 p.

2. Buzy'rev V. V., Chekalin V. S. E'konomika zhilishhnoj sfery' : ucheb. posobie [Busarev V. V., Chekalin S. V. Economics of housing : proc. allowance.] Moscow: YURAIT, 2001. With 271 .

3. Dronov S. E., Astaxov K. V., Model'povy'sheniya effektivnosti realizacii regional'nojpolitiki vsfere ZhKXposred-stvom razvitiya instituta narodnogo kontrolya [Model of increase of efficiency of implementation of regional policy in the housing sector through the development of the Institute of national control] Socio-economic phenomena and processes, 2015, no. 3. pp. 19-25

4. Zhilishhnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 N 188-FZ (red. ot 29.12.2014) [«Housing code of the Russian Federation»] Access from system «Consultant Plus», 2014.

Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2

5. Koncepciya federal'noj celevoj programmy' «Kompleksnaya programma modernizacii i reformirovaniya zhil-ishhno-kommunal'nogo xozyajstva na 2010-2020 gody'«: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 02.02.2010 № 102-r [The concept of the Federal target program «Complex program of modernization and reforming of housing and communal services for 2010-2020»: approved. the decree of the RF Government dated 02.02.2010 № 102-R] Access from system «Consultant Plus», 2010.

6. Federal'ny'j zakon ot 29.12.2004 N 189-FZ (red. ot 21.07.2014) «O vvedenii v dejstvie Zhilishhnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2015) [The Federal law from 29.12.2004 N 189-FZ (edition of 21.07.2014) «About introduction in action of the Housing code of the Russian Federation» (as amended. and EXT., Preface. effect from 01.03.2015)] Access from system «Consultant Plus», 2014.

7. Federal'ny'j zakon ot 21.07.2014 N 255-FZ (red. ot 29.06.2015) «O vnesenii izmenenij v Zhilishhny'j kodeks Rossijskoj Federacii, otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'ny'x polozhenij zakonodatel'ny'x aktov Rossijskoj Federacii» [Federal law of 21.07.2014 N 255-FZ (ed. from on 29.06.2015) «On amendments to the Housing code of the Russian Federation and separate legislative acts of the Russian Federation and invalidating certain provisions of legislative acts of the Russian Federation»] Access from system «Consultant Plus», 2015.

8. Postanovlenie administracii Pskovskoj oblasti ot 02.07.1997 № 157 (red. ot 31.05.1999) «O dal'nejshem re-formirovanii zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva, oplaty'zhil'ya i kommunal'ny'x uslug i predostavleniigrazhdanam kompensacij (subsidij)» [Decree of the administration of the Pskov region from 02.07.1997 No. 157 (as amended on 31.05.1999) «On further reforming of housing and communal services, payment of housing and utility services and provide the citizens of compensations (subsidies)»] Access from system «Consultant Plus», 1999.

9. Postanovlenie Administracii Pskovskoj oblasti № 511 ot 16.12.2011 «O monitoringe kachestva predostavleni-ya gosudarstvenny'x uslug organami ispolnitel'noj vlasti Pskovskoj oblasti» [Decree of the Administration of Pskov region № 511 dated 16.12.2011 «On the monitoring of quality of rendering state services by the Executive bodies of the Pskov region»] Access from system «Consultant Plus», 2011.

10. Oblastnoj zakon ot 07.05. 2014 g. № 1381-OZ «O nadelenii organov mestnogo samoupravleniya otdel'ny'mi gosudarstvenny'mi polnomochiyami v oblasti regulirovaniya tarifov na tovary' i uslugi kommunal'nogo kompleksa» [Regional law from 07.05. 2014 № 1381-OZ «ON allotment of local governments separate state powers in sphere of regulation of tariffs for the goods and services of municipal complex»] Access from system «Consultant Plus», 2014.

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.12.1997 N 1613 «O Programme demonopolizacii i razvitiya konkuren-cii na ry'nke zhilishhno-kommunal'ny'x uslug na 1998—1999 gody'« [The decree of the Government of the Russian Federation dated 20.12.1997 N 1613 «About demonopolization and development of competition in the market of housing and communal services in 1998—1999»] Access from system «Consultant Plus», 1997.

12. Prikaz Gosstroya RF ot 11.12.1997 N 17-132 «Ob utverzhdenii normativno — metodicheskix materialov po realizacii Koncepcii reformy' zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva v Rossijskoj Federacii» [Order of Gosstroy of the Russian Federation dated 11.12.1997 17-132 N «On approval of normative — methodological materials on implementation of the Concept of reform of housing and communal services in the Russian Federation»] Access from system «Consultant Plus», 1997.

13. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.2014 [Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 04.12.2014] Access from system «Consultant Plus», 2014.

14. Pskovskaya oblast' v cifrax. 2014: Krat. stat. sb. (k 70-letiyu obrazovaniya Pskovskoj oblasti) [Pskov region in numbers. 2014: Times. stat. sat. (to the 70 anniversary of formation of Pskov oblast)] Psicostat -P., 2014. 149 p.

Для цитирования: Иванов Е. С. Формирование социально-ориентированной региональной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Псковской области) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2. C. 77—85.

For citation: Ivanov E. S. Formation of socially-oriented regional policy in the sphere of housing and communal services (on the example of Pskov region) // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2. Р. 77—85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.