on November 17, 2008 № 1662-r. Access from the reference and legal system «Consultant».
3. The concept of the housing policy of the Samara region until 2020 [Electronic resource]: approved by the Government of Samara region from November 27, 2013 № 685. Access of reference and legal system «Consultant».
4. Municipal targeted program of Samara City District «move people from emergency housing in the territory of the city of Samara» for 2011-2015 [Electronic resource] : approved by the Decree of the Administration of Samara City District from 01.07.2011 № 741 (ed. By 08.04. 2014). Access from the reference and legal system «Consultant».
5. Municipal city of Samara «Stimulating the development of housing in the city of Samara» 20122017 [Electronic resource]: approved by the Decree of the Administration of Samara City District from 01.07.2011 № 750 (amended on 04.25.2014). Access from reference legal system «Consultant».
6. Action Plan (roadmap) «Improving the investment climate in the construction industry in the Samara region» [Electronic resource]: approved by the Govern-
ment of Samara region of 01.08.2013 № 360. Access of reference and legal system «Consultant».
7. Plan for implementation of the Master Plan of the city of Samara [Electronic resource]: approved by the Decree of the Head of the city of Samara 20.06. 2008 № 423. Access of reference and legal system «Consultant».
8. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 № 600 «On measures to ensure the citizens of the Russian Federation, affordable and comfortable housing and improve the quality of housing and communal conditions» [Electronic resource]: Access of reference and legal system «Consultant».
9. Ivanenko L.V., Fayzrahmanova Ya.I. Creating organizational development management system built-up area // Of the University Bulletin. Theoretical and methodological zhurnal. - M.: Publishing House of SUM. VPO «State University of Management», 2013, Issue 12. -P. 137-147.
10. Ivanenko L.V., Fayzrahmanova Y.I. Problems of Housing and built-up areas // School of the University of Science: Paradigm razvitiya. - №1 (1). - Vol. 2. - Togli-atti: Publishing and printing center Volga Region State University of Service, Togliatti, 2012. - P. 31.
Седаков Д.А.
аспирант,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса» Россия, г. Уфа
УДК 332.8
РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Статья посвящена зарубежному опыту организации управления и регулированию в сфере функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Исследуется иностранный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства и принципы управления жилищным фондом таких стран, как: Германия, Венгрия, Чехия, Польша, Великобритания и Франция. Автором анализируются варианты регулирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством за рубежом; выясняются особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства стран Центральной и Восточной Европы, которые имели схожие с Россией условия развития экономики; изучается опыт проведенных реформ развития стран Западной Европы; определяется возможность использования зарубежного опыта в реформировании отечественной жилищно-коммунальной сферы. На основе проведенного анализа в статье предлагаются конкретные рекомендации относительно повышения роли органов самоорганизации населения в управлении данной сферой, и обеспечения повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, объединение совладельцев многоэтажных домов, монополизм, жилищно-коммунальные услуги, управляющая организация.
DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: INTERNATIONAL EXPERIENCE
The article is devoted to foreign experience of organizing and regulating control in the functioning of the market of housing services. We study the foreign experience in reforming housing and communal services and housing man-
agement principles, in countries such as Germany, Hungary, the Czech Republic, Poland, Great Britain and France. The author analyzes the options for regulation and management of housing and communal services abroad; clarified features of reforming housing and communal services in Central and Eastern Europe, which had similar conditions with Russian economic development; studying the experience of the reforms of the countries of Western Europe; is determined by the ability to use foreign experience in reforming the domestic housing and communal services. Based on the analysis in the paper proposes specific recommendations to enhance the role of community organizations in the management of this area, and ensure better quality of housing and communal services.
Key words: housing and communal services, association of joint owners of multistoried buildings, monopolism, dwelling are public utilities, managing organization.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) -одна из крупнейших отраслей экономики и социальной сферы любой страны, которая существенно влияет на развитие экономических отношений и социальное самочувствие населения государства. Основной социальной миссией ЖКХ является осуществление бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности каждого человека.
Необходимо отметить, что как отрасль экономики жилищно-коммунальное хозяйство поражает своим масштабом. Так, в этой сфере в России функционируют 52 тыс. предприятий и организаций, эксплуатируется почти 30 % основных фондов государства, занято свыше 4,2 млн. трудоспособного населения страны.
Между тем, происходило наращивание проблем: существенно износились фонды, снизилось качество услуг, возросли неплатежи. Предприятия ЖКХ, находящиеся в коммунальной собственности, не имеют ни возможностей, ни желания улучшать качество коммунальных услуг и искать резервы уменьшения расходов [3]. Все это и обусловливает актуальность темы исследования.
Главной целью данной статьи является определение путей реформирования ЖКХ на основе анализа ведущего зарубежного опыта. Для достижения поставленной цели оказалось необходимым решение следующих задач:
- выяснить особенности реформирования жилищно-коммунального хозяйства стран Центральной и Восточной Европы, которые имели схожие с Россией условия развития экономики;
- изучить опыт проведенных реформ в развитых странах Западной Европы;
- определить возможности использования зарубежного опыта в реформировании отечественной жилищно-коммунальной сферы.
Сегодня в России предприятия жилищно-коммунальной сферы часто заставляют людей оплачивать услуги, которые те фактически не получают. Например, при предоставлении услуг по теплоснабжению и снабжению горячей водой должна поддерживаться определенная температура теплоносителя, и плата за эту услугу нередко начисляется по нормативам,
без учета того, поддерживалась такая температура или нет. Завышенными являются нормы потребления холодной воды.
Многие услуги, которые входят в квартирную плату, просто оторваны от реальности. Такая ситуация складывается из-за сохранения в нашей стране монополизированной системы эксплуатации жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищно-коммунальные организации не имеют реальных стимулов повышать качество предоставления услуг снижать их стоимость, а потребитель, лишенный возможности выбора, вынужден платить за услуги, которые он фактически не получал. При этом сама сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется громоздкой и неэффективной системой управления. На предприятиях отрасли, с одной стороны, наблюдаются действия, увеличивающие себестоимость предоставляемых услуг, а с другой - не используются имеющиеся возможности экономии ресурсов.
Между тем в этих проблемах Россия не является уникальной. Такая ситуация наблюдалась в большинстве стран мира, процесс реформирования ЖКХ за последние два десятилетия пережили все развитые страны.
Как показывает анализ зарубежного опыта, в 60-70-х годах прошлого века услуги в жилищно-коммунальной сфере, как правило, предоставлялись организациями, которые принадлежали государству или органам местного самоуправления. Но позже ситуация изменилась. Сбор мусора, ремонт дорог, озеленение, эксплуатация систем уличного освещения и ряд других услуг во многих городах начали осуществляться частными фирмами, отобранными на конкурсной основе. Частный подрядчик, работающий в условиях конкуренции, в отличие от государственной или муниципальной организации, вынужден работать как можно эффективнее, чтобы остаться на этом рынке и получать прибыль. В результате вся сфера перестает быть обузой для государства, а население получает возможность требовать качественных услуг.
Состояние, в котором находится ЖКХ России сегодня, напоминает ситуацию, которая сложилась в странах Центральной и Восточной Европы в конце прошлого века, когда реформирование жилищного сектора тоже оставалось на периферии реформ. Между тем,
либерализация экономики и переход к рыночной форме организации экономических отношений вызвал во всех странах региона необходимость пересмотра жилищной политики. Реформы в ЖКХ стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и направления экономических реформ в конкретной стране [4].
В то же время для всех постсоциалистических стран были характерны следующие изменения: сдвиг в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация квартир; изменения в механизмах содержания жилого фонда и оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Практически все страны Центральной и Восточной Европы прошли путь от советской к рыночной экономике, в ходе реформирования жилищно-коммунального сектора сталкивались с проблемой роста тарифов на коммунальные услуги, которые значительно опережали рост доходов населения.
Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 годы повысились в 14 раз, в Польше - в 18,5 раза. В Чехии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона, но в государстве и сейчас существуют дотации предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать повышение тарифов.
Бесспорно, у определенных категорий граждан возникли трудности с оплатой жилищно-коммунальных услуг, ведь их доля в семейных бюджетах домо-хозяйств значительно увеличивается. Чтобы облегчить положение социально уязвимых слоев населения, в большинстве стран были введены программы, предусматривающие помощь определенным категориям населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, выделялись целевые дотации, они предоставлялись домохозяйствам, имевшим право на льготы на основе конкретных критериев.
Однако каждая страна Восточной Европы прошла свой путь и имеет определенные особенности проведения реформ в ЖКХ.
Так, в Польше большая часть коммунального жилищного фонда является собственностью местных властей (гмины) и эксплуатируется ими, гмины в соответствии с Законом 1994 года «Об оплате жилья и тарифные льготы», имеют значительную свободу выбора в осуществлении политики в этой сфере. Этим Законом, в частности, предполагается, что гмины могут повышать коммунальные тарифы с целью покрытия расходов на содержание жилого фонда, одновременно предоставляя определенные льготы малообеспеченным жителям по специальным программам [2]. Безусловно, без реформирования системы оплаты жилья местные власти могут финансировать реконструкцию жилого фонда, но повышение та-
рифов делает реформу очень непопулярной в территориальной общине. Исходя из этого, каждый из местных правительств Польши пытается реализовывать свою политику в этой сфере. Например, города Гдыня и Щецин проводят в оплате жилья «агрессивную» политику и относятся к тем гминами, которые вводят регулярное повышение тарифов. Чтобы преодолеть политическое и социальное сопротивление повышению тарифов, муниципалитеты Гдыни и Щецина позаботились о привлечении всех заинтересованных участников рынка жилья (членов городских советов, квартиросъемщиков, граждан и чиновников местных органов власти) к обсуждению предложений по повышению квартирной платы до рыночного уровня. Эти же гмины сделали повышение тарифов составной частью своих долгосрочных планов развития жилищного сектора. В то же время Краков начал внедрение дифференцированных тарифов, применив методологию, которая помогает гминам применять рыночную структуру оплаты жилья в той части жилого фонда, которая им принадлежит. Тарифы в этом городе устанавливаются в зависимости от качества и местонахождение жилья. Радомская Ассоциация социального жилищного фонда, управляющая коммунальным жилищным фондом Радома, убедила граждан в необходимости утверждения повышенных тарифов ради увеличения расходов на содержание и текущий ремонт жилья. При этом она регулярно отчитывается о всех потраченных на эти цели средствах перед обществом.
Знаковым для понимания сущности изменений, осуществляемых в этой сфере, является и опыт Восточной Германии, где после объединения с Западной в 1990 году началось реформирование жилищно-коммунального сектора, находящегося в запущенном состоянии. Целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства стало создание конкуренции в различных отраслях жилищно-коммунальной сферы. Для этого, по мнению авторов реформы, было необходимо демонополизировать и акционировать компании, которые предоставляли услуги, модернизировать коммунальную инфраструктуру и жилой фонд, усовершенствовать ценообразование на предоставление услуг ЖКХ. Для совершенствования ценообразования Германия перешла от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от уровня их дохода по принципу: богатые помогают бедным, а не пользуются вместе с ними низкой тарифной сеткой. Освобожденные средства путем предоставления грантов и кредитов под низкие проценты были инвестированы в модернизацию сетей и оборудования. Кредиты, направленные на модернизацию жилого фонда, предоставлялись как Федеральным Правительством Герма-
нии, муниципальными образованиями, поставщиками энергоресурсов, так и Европейским сообществом. Также необходимо отметить значительный рост стоимости услуг и одновременный переход к расчету за предоставленные услуги по их фактическому потреблению. Это привело к экономии ресурсов населением. Необходимо отметить, что во время проведения реформы в Германии вся сфера ЖКХ была фактически приватизирована (земля также перешла в собственность предприятий), но при этом были обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий. Поставщики услуг стали отбираться на конкурсной основе, что было закреплено соответствующими нормами законодательства. Это дало толчок повышению качества услуг, более эффективному хозяйствованию новых владельцев.
Также, несмотря на постоянную конкуренцию, коммунальным компаниям было недостаточно только поставлять ресурсы и взимать оплату за их потребление. Возникла необходимость обеспечивать потребителей рядом дополнительных услуг. Появился новый термин «многосторонние коммунальные услуги». Например, помимо своего основного вида деятельности, коммунальные компании включали в свои пакеты услуги по уборке придомовых территорий, вывоз мусора и утилизацию отходов, обслуживание внутри-домовой инфраструктуры, телекоммуникаций и др. Особое внимание также стало уделяться приватизации муниципального и государственного жилищного фонда, которое осуществлялось путем продажи государственного и муниципального жилья. Приватизация жилищного фонда была направлена на создание индивидуальной частной собственности, мобилизацию частной инициативы и ответственности, привлечение средств для ремонта и модернизации жилья. Жилищные кооперативы превратили в организации совладельцев жилья (объединения совладельцев многоэтажных домов или кондоминиумы), которые стали правоспособными и самостоятельными в принятии решений. Такие организации, помимо прочего, строго отслеживали количество и качество предоставленных услуг, представляя интересы владельцев квартир в разных инстанциях [1, 5].
Кроме того, в Германии особое внимание уделялось повышению эффективности коммунальных предприятий, которое достигалось за счет внедрения современных технологий и автоматизации. Кроме того, были созданы специальные государственные банки, которые были направлены на содействие развитию жилищно-коммунальной сферы. Они предоставляли льготные кредиты под конкретные адресные программы, направленные на повышение эффективности использования и экономию ресурсов.
Не менее интересным для России является опыт в реформировании жилищно-коммунальной сферы
Великобритании, которая почти 15 лет создавала общественно приемлемые и коммерчески привлекательные условия в коммунальном секторе. Например, в 1997 году был введен запрет на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно было принято решение о повышении тарифов для неплательщиков. Качество коммунальных услуг в этой стране определяется рядом измеряемых параметров. В частности, зафиксировано время дозвона в диспетчерскую службу (оно составляет 30 секунд) и время выполнения заявки по устранению неполадок. Еще один важный этап коммунальных реформ - объединение муниципальных водоканалов в стране сначала в собственность десяти региональных государственных компаний, а затем их дальнейшая приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы по приведению имущества в рабочее состояние, осуществило его паспортизацию и постановку на баланс.
Отметим, что в отличие от Великобритании, в большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не передана в частную собственность, а, оставаясь муниципальной, эксплуатируется частными операторами на условиях договора концессии. Например, во Франции коммунальные службы являются преимущественно муниципальными. В то же время достаточно распространен в жилищно-коммунальной сфере и опыт использования концессий, основанных на договоре, согласно которому предприятие коммунальной сферы передается в эксплуатацию частной фирме. Предоставление услуг осуществляется концессионером, при этом он имеет право взыскать с потребителей платежи за предоставление этих услуг. Преимущество концессии заключается в том, что жилищно-коммунальные услуги являются естественными монополиями, в частности, в водоснабжении и водоотведении, не отчуждаются у государства. Имущество предоставляется во временное пользование частным фирмам, которые платят владельцу достойную плату, принимая на себя все коммерческие риски по его эксплуатации. Отбор концессионеров осуществляется на конкурсной основе. При этом договор жестко регламентирует их деятельность, включая условия предоставления услуг и уровень тарифов. С целью обеспечения надлежащего качества услуг органы власти имеют право применять санкции вплоть до лишения прав на концессию. После окончания срока договора объект, включая созданные концессионером производственные мощности, передается владельцу. Таким образом происходит сочетание потенциала двух экономических агентов: государственной (муниципальной) собственности, с одной стороны, частного управления и инвестиций - с другой.
В общем, во Франции действует тройная система предоставления жилищно-коммунальных услуг: вместе с национализированными газовыми сетями и государственной энергетикой существуют частные компании, а также те, которые строят свою деятельность на основе концессии. В то же время, все фирмы во Франции, особенно те, которые занимаются электро-, газо- и водоснабжением, водоотведением, сбором и переработкой мусора и промышленных отходов, работают в тесном контакте с муниципалитетами на основе заключенных контрактов и договоров.
Существует много типов контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, вторые - ответственность за ремонт, третьи - за строительство новой инфраструктуры ЖКХ. При этом муниципалитет возлагает на себя и контроль за качеством предоставления услуг населению, и эксплуатацию жилищно-коммунального хозяйства. Стандарты качества услуг устанавливает правительство страны, а в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы и тарифы на услуги. Интересно, что в последнее время происходит постоянное укрупнение фирм, работающих в жилищно-коммунальной сфере.
Также следует отметить и применение во Франции различных форм управления многоквартирным жильем. В домах создаются объединения владельцев квартир, которые заключают договоры с муниципалитетом на поставку воды, газа и т. п. со специализированной фирмой на обслуживание дома и отдельной специализированной фирмой, которая будет контролировать качество услуг. Фирмы, которые являются обслуживающими компаниями, могут быть и общенациональными, но чаще обслуживание домов, особенно что касается мелкого ремонта, - это сфера малого бизнеса, локальных компаний, которые могут иметь различные формы собственности.
Жилищно-коммунальное хозяйство, которое по своей сути является важным инфраструктурным объектом государства, переживает сегодня в России кризис. Повышение коммунальных платежей на жилищно-коммунальные услуги не гарантирует улучшения качества последних и не решает основных вопросов, стоящих перед ЖКХ. Поэтому его реформирование становится актуальной и назревшей проблемой.
Анализ зарубежного опыта показал, что важными направлениями осуществления реформ в этой сфере являются:
- создание рынка жилищно-коммунальных услуг (где продавец не является монополистом, а покупатель имеет возможности для защиты своих прав и получения качественных услуг);
- содействие работе в этой сфере предприятий различных форм собственности;
- законодательное урегулирование процесса образования тарифов, предоставление льгот и осуществление контроля за этими процессами;
- установление четких стандартов качества коммунальных услуг;
- внедрение предприятиями ЖКХ современных технологий, направленных на уменьшение расходов и экономию ресурсов, создание специальных государственных банков, которые предоставляют кредиты для этих целей;
- становление современных форм самоорганизации населения (прежде всего, объединений совладельцев многоквартирных домов), которые являются юридическими лицами и имеют конкретные права по защите интересов жителей квартир и пользования жилым фондом.
Ничего из указанного в России еще практически не существует. Итак, реформа в ЖКХ крайне необходима. Но она будет успешной только тогда, когда конечные потребители будут уверены, что платят только за те услуги, которые получают, а фирмы, оказывающие услуги, будут знать, что в случае некачественной работы на их место придет кто-то другой.
Список литературы:
1. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/info.aspx? gov_id=112&id=1142862&type=news.
2. Ямпольская И. Организация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства в европейских странах / И. Ямпольская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurenergo.kiev.ua/statti/yampgkh.doc.
3. Иваненко Л.В. Зарубежный опыт эффективного управления многоквартирными домами // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - Выпуск № 1 (7) 2014. - С. 146-150.
4. Лучкина Л. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы / Л. Лучкина // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 3. - С. 89-95.
5. СаламаЮ. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Восточной Германии / Ю. Салама // Реформа ЖКХ. - 2004. - № 2.
List of literature:
1. Official site of State housing inspectorate of the Chuvash Republic [Electronic resource]. - URL: http://gov. cap.ru/info.aspx?gov_id=112&id=1142862&type=news.
2. Yampol'skaya I. Organization and reform of housing and communal services in European countries / I. Yam-polska [Electronic resource]. - URL: http://www.juren-ergo.kiev.ua/statti/yampgkh.doc.
3. Ivanenko L.V. Foreign experience of effective management of apartment buildings // Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. - Issue number 1 (7), 2014. - P. 146-150.
4. Luchkina L. The housing sector in the post-socialist countries of Europe / L. Luchkina // World Economy and International Relations. - 2004. - № 3. - P. 89-95.
5. Salama Yu. Reforming of housing and communal services in East Germany / Yu. Salama // Housing Reform. - 2004. - № 2.
Тимощук Н.А.
магистрант,
НОУ ВО «Поволжский институт бизнеса», Россия, г. Самара
УДК 331.1; 332.025.13
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В СТРОИТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ «УРАН»
В исследовании рассмотрен строительный холдинг «УРАН». Представлены виды деятельности и организационная структура холдинга «УРАН». Выявлены некоторые недостатки его деятельности. В связи с этим обоснована необходимость создания в холдинге «УРАН» современной системы управления персоналом -контроллинга персонала. Система общефирменного или комплексного контроллинга предъявляет к системе контроллинга персонала ряд требований. Контроллинг персонала представляет собой устойчивое системное образование и в то же время входит в системы более высокого порядка, а именно в систему общефирменного контроллинга. Для успешной разработки системы контроллинга персонала необходимо, чтобы все полномочия и функциональные обязанности в организации были разделены и качественно исполнялись. Руководству холдинга «УРАН» необходимо разработать систему целей, чтобы исключить несогласованность действий, а для этого определить цели построения системы контроллинга персонала. Потребовалась новая служба управления персоналом в холдинге «УРАН», организация которой предполагает прохождение нескольких этапов. Кроме того, рекомендуется создать единую систему адаптации для всех сотрудников. Руководство строительного холдинга «УРАН» считает, что необходимо создание эффективного механизма стимулирования каждого сотрудника. Для создания качественной системы контроллинга персонала в группе компаний, входящих в строительный холдинг «УРАН», был предложен ряд мероприятий, на основе которых разработана система показателей контроллинга персонала для строительного холдинга «УРАН».
Ключевые слова: управление персоналом, система управления персоналом, планирование и контроль, контроллер, контроллинг, комплексный контроллинг, контроллинг персонала, требования к контроллингу персонала.
CREATING A SYSTEM oF CoNTRoLLING
a construction holding «uranus»
The study considered building holding «URANUS». Presents the activities and organizational structure of the holding «URANUS». Revealed some shortcomings of its activities. In this regard, the necessity of creating a holding company «URANUS» modern personnel management system - controlling personnel. System or an integrated firmwide controlling the system requirements of controlling a number of personnel requirements. Controlling staff is a sustainable system formation and at the same time part of the system of higher order, namely in firmwide controlling. The successful development of the system of controlling staff is necessary that all the powers and responsibilities in the organization were divided and accurately performed. The holding «URANUS» is necessary to develop a system of goals to avoid lack of coordination, and for this purpose to determine the goal of building a system of controlling staff. Required a new office of personnel management in the holding «URANUS», an organization which involves the passage of several stages. In addition, it is recommended to create a single system to adapt to all employees. Manual construction holding «URANUS» considers it necessary to create an effective mechanism to stimulate each employee. To create a high-quality system of controlling staff in the group companies in the construction holding «URANUS» was proposed by a number of activities on the basis of which has developed a system of indicators for controlling personnel building holding «URANUS».
Key words: human resource management, human resource management system, planning and control, controller, controlling, integrated controlling, controlling personnel requirements to controlling staff.