Список литературы:
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2014 г. - Минск: Минстат, 2013. - 640 с.
2. Анализ структуры услуг ЖКХ и системы их оплаты населением Республики Беларусь: отчет о НИР (промежуточный). - Минск: ГНУ НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2012. - 97 с.
3. Корнаи Я. Дефицит / Я. Корнаи: пер. с англ. - М.: Наука, 1990. - 608 с.
4. Герасимов Н.В. Совершенствование соцобеспече-ния семьи, здравоохранения, распределения и оплаты жилья / Н.В. Герасимов. - М.: Наука и техника, 1981. - 136 с.
5. Корнаи Я. Путь к свободной экономике / Я. Корнаи. - М.: Экономика, 1990. - 152 с.
List of literature:
1. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2014.
- Minsk: Ministry of Statistics, 2013. - 640 p.
2. Analysis of the structure of housing services and the system of payment by the population of the Republic of Belarus: research report (interim). - Minsk: SSI SREI Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 2012.
- 97 p.
3. Kornai J. Deficit // J. Kornai: Per. from English. - M.: Science, 1990. - 608 p.
4. Gerasimov N.V. Improving the welfare of the family, health, distribution and payment of housing / N.V. Gerasimov. - M.: Science and Technology, 1981. - 136 p.
5. Kornai J. Path to a free economy / J. Kornai - M.: Economics, 1990. - 152 p.
Блинов А.О.
доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
Угрюмова Н.В.
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Челябинского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Челябинск
УДК 338.46:332.83
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖКХ
В связи с возникшей необходимостью совершенствования системы управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры рассматриваемая в настоящей статье тема является весьма актуальной. Необходимость разработки комплексного подхода к созданию экономического механизма управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства также обуславливает новые управленческие подходы к развитию социально-экономических систем ЖКХ.
Одной из важнейших отраслей народного хозяйства, является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, поскольку она отвечает за обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения человека. На сегодняшний день уделяется много внимания процессу реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в котором основной акцент в управлении сделан на собственника жилья. Тенденции развития отрасли определяют все новые проблемы в осуществлении реформы: неготовность собственников к самостоятельному управлению жилым фондом, нежелание бизнеса вкладывать средства в развитие жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Важными направлениями совершенствования управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства должны выступать мероприятия по устранению указанных проблем.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, жилищно-коммунальная услуга, коммунальные системы жизнеобеспечения, система долгосрочного планирования, эффективность управления жилищно-коммунальной сферой.
ADMINISTRATIVE ASPECTS DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS UTILITIES
Due to the perceived need to improve the system of housing management and communal infrastructure considered in this article is very relevant topic. The need to develop an integrated approach to the creation of the economic mechanism of management of public utility services, also presents new management approaches to the development of socio-economic systems of public utilities.
One of the most important sectors of the economy, is a branch of housing and communal services, as it is responsible for the normal conditions of human life support. To date, much attention is paid to the process of reforming the sector of housing and communal services, in which the emphasis is placed on the management of homeowners. Industry trends define all the new challenges in the implementation of the reform: lack of readiness for independent owners of housing management, the reluctance of businesses to invest in the development of housing and communal services, etc. Important areas of improving management of the sector of housing and communal services should advocate measures to eliminate these problems.
Key words: housing and communal services, housing reform, housing and communal services, public life support system, the system of long-term planning, management efficiency housing and communal services.
Реализация российских социально-экономических преобразований имеет важнейшее направление, создающее необходимые условия для жизнедеятельности человека - реформирование и развитие жилищно-коммунальной сферы. К основным отраслям данной сферы относятся: строительство жилья, жилищное и коммунальное обслуживание, обеспечивающие воспроизводство и содержание жилого фонда, доведение жилищно-коммунальных услуг до потребителей. По причине несоответствия российского уровня развития жилищной сферы установленным требованиям проблемы жилищно-коммунального хозяйства обуславливают острые социальные проблемы в стране. Реформирование отрасли является достаточно продолжительным процессом. Однако величина физического износа инженерной инфраструктуры отрасли достигает 80 %, а качественные показатели оказываемых населению услуг и их своевременность низкого для цивилизованного общества уровня. Кроме этого, увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно опережает рост доходов населения [4].
Правительством РФ законодательно определено, что в целях бездотационного финансирования ЖКХ федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги равен 100 % от затрат на предоставление всех видов услуг.
Наблюдается рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги при переходе на новую систему оплаты жилья. К примеру, за 2012 год увеличение тарифов произошло на 20,3 %, а в 2013 году рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги по России достиг 19 % [5].
К сожалению, сложившаяся ситуация является крайне напряженной, при учете активного принятия государственных мер по социальной защите населения на фоне роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, российские законодательно-организационные инициативы приводят к необходимости полного анализа факторов, которые складываются в данной сфере экономических отношений и социально-экономических факторов. Для анализа полученных результатов необходима оценка результативности внедрения методов экономического управления на таких уровнях, как государственный, муниципальный и предпринимательский.
Нужно также выделить проблему, связанную с низкой эффективностью взаимодействия основных компонентов жилищно-коммунального хозяйства: эксплуатация жилья, водопроводно-канализационное хозяйство, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарно-гигиеническое состояние жилья, энергоснабжение, теплоснабжение и др.
Развитие совместных действий муниципалитета, предприятий жилищно-коммунального хозяйства по структурному изменению деятельности, решение организационных вопросов, развитие предпринимательства в ЖКХ, активизация инвестиционной деятельности приводят к необходимости решения перечисленных задач в городах.
Создание условий для соответствия жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры стандартам качества, которые могли бы обеспечить комфортные условия проживания гражданам, является целью совершенствования управления жилищно-коммунального хозяйства [3].
Среди мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы, выделим следующие:
• разработка проектов нормативно-правовых актов и иных документов, направленных на реализацию Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) в части управления многоквартирными домами (МКД), установления требований к содержанию общего имущества, требований к жилым помещениям;
• создание нормативно-правовой базы, необходимой для решения вопросов, связанных с ответственностью собственников помещений МКД за содержание их общего имущества;
• формирование нормативно-правовой и методической базы по финансированию капитального ремонта МКД, организации учета потребления и оплате коммунальных ресурсов в МКД при наличии коллективных/индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, организации эффективного тарифного регулирования и пр.
Изменения произошли в жилищном законодательстве. Так, государство увеличивает свое присутствие в ЖКХ, тем самым возвращает себе отдельные рычаги управления. Такая мера со стороны государства необходима, так как в жилищно-коммунальном
хозяйстве за последние годы не смогли показать свою дееспособность такие сферы, как правопорядок, управление, рынок, социальная защита и другие институты в данной сфере.
Реализация организационных мероприятий должна быть направлена на реформирование экономических отношений с тем, чтобы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов, а также привлечь частные инвестиции.
Для обеспечения коммунальной инфраструктурой новых и модернизируемых жилищных объектов, повышения качества предоставляемых коммунальных услуг необходима разработка мероприятий, связанных с реализацией полномочий субъекта РФ и органов местного самоуправления, обеспечением финансовой поддержки мероприятий по модернизации объектов ЖКХ, а также привлечением инвестиций.
Для реализации мероприятий в указанном направлении необходимы местные целевые программы муниципальных образований, в результате осуществления которых должны решаться задачи по переселению граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, или из жилищного фонда с уровнем износа более 70 %.
В то же время необходимо выделить задачи муниципалитетов в области оптимизации функционирования жилищно-коммунального хозяйства, связанные с:
• формированием эффективного собственника жилищного фонда;
• повышением заинтересованности граждан в самостоятельном управлении своим имуществом;
• созданием эффективной системы управления в ЖКХ, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации МКД и инженерной инфраструктуры;
• совершенствованием системы социальной защиты населения при оплате коммунальных услуг;
• обеспечением эффективной и бесперебойной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Условие реализации масштабной модернизации и сбалансированного развития коммунальных систем жизнеобеспечения городов и муниципальных образований, да и в целом проведения реформы российского жилищно-коммунального хозяйства в ближайшие годы является необходимым и основным при переходе от малоэффективной распределительной системы хозяйствования с краткосрочным годовым периодом планирования к эффективной системе долгосрочного комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, включающей долгосрочное комплексное планирование модернизации и развития систем жизнеобеспечения и объектов жилищно-коммунального хозяйства в границах интегрирующей
инвестиционные проекты модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, сроки планирования которых составляют 10-12 лет. Принятие всех значимых долгосрочных решений, прежде всего инвестиционных, только на основе их надлежащего экономического обоснования и обеспеченности всеми необходимыми ресурсами обуславливает переход отрасли жилищно-коммунального хозяйства к современной системе долгосрочного планирования.
Определить основные параметры и сроки реализации необходимой поэтапной модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения в зоне своей бюджетной ответственности на долгосрочную перспективу, в том числе сбалансирование планируемых инвестиционных проектов модернизации и развития КСЖ способна новая система долгосрочного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований.
Способность обоснованно прогнозировать и эффективно стимулировать сбалансированное экономическое развитие территорий и на его основе обеспечить создание и наполнение собственной финансовой базы, необходимой для возмещения средств, привлекаемых из частных источников для осуществления территориальных инфраструктурных проектов, является важным преимуществом современной системы долгосрочного планирования. За счет чего может осуществляться усиление указанной финансовой базы? В основном при росте платежеспособности потребителей услуг КСЖ, увеличении объемов поступлений и расширения финансовых возможностей местных бюджетов как очевидного результата территориального экономического развития, а также при существенном снижении эксплуатационных издержек КСЖ в результате их комплексной модернизации.
Формирование собственной финансовой базы для осуществления территориальных инфраструктурных проектов на основе стимулирования экономического развития городов и муниципальных образований является важнейшим условием успешной модернизации и развития инфраструктуры их жизнеобеспечения, учитывая ограниченные возможности внешней финансовой поддержки указанных проектов бюджетами более высоких уровней и внебюджетными фондами при осуществлении программы массовой модернизации и развития КСЖ в национальном масштабе [5].
Стратегическое планирование, используемое уже более тридцати лет в странах с развитой рыночной экономикой для планирования долгосрочного развития частных компаний, муниципалитетов и регионов, а в последние годы - для повышения эффективности работы крупных некоммерческих организаций, является основой современной системы долгосрочного планирования комплексного
социально-экономического развития городов и муниципальных образований.
Способность определения, оценки и реализации возможностей и конкурентных преимуществ муниципального образования, города или региона, привлечения доступных им ресурсов и с максимально возможной эффективностью использования ресурсов для достижения планируемых целей и решения задач по долгосрочному социально-экономическому развитию, способен формат стратегического планирования.
Применение системы долгосрочного стратегического планирования даст возможность решения важнейшей проблемы российского жилищно-коммунального хозяйства, являющейся в настоящее время главным барьером для начала его широкомасштабного реформирования, а именно - компенсирования объективной неспособности используемой в отрасли распределительной системы хозяйствования профинансировать в необходимом объеме для эффективного осуществления модернизации основных фондов ЖКХ на территории большинства муниципальных образований, малых и средних городов России. Современная эффективная система стратегического планирования и управления при переходе от распределительной системы хозяйствования обеспечит городам и муниципальным образованиям необходимый набор условий и новых возможностей для формирования достаточной собственной финансовой базы для привлечения и последующего возмещения значительных объемов частных инвестиций и кредитов, которые требуются для финансирования инвестиционных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения, прежде всего за счет реализации возможностей развития местного потенциала долгосрочного экономического роста при ограниченном участии в финансировании указанных проектов бюджетов более высоких уровней. Реалистичность долгосрочных планов по реализации указанного потенциала, где за основу берется использование возможности эффективной современной системы комплексного планирования социально-экономического развития городов и муниципальных образований, резко повысит инвестиционную привлекательность проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения для частных инвесторов и кредиторов, а следовательно, обеспечит привлечение значимых объемов финансовых ресурсов из частных источников, необходимых для финансирования широкомасштабной реформы ЖКХ, и прежде всего - для осуществления очень многих потенциально уже существующих, но до сих пор неподготовленных и нереализованных инвестиционных проектов модернизации изношенных основных фондов отрасли, накопленных за последние двадцать лет явно недостаточной активности, а во многих случаях
- фактического бездействия государства в этой важной сфере отечественной экономики. Стратегическое планирование социально-экономического развития городов и муниципальных образований может успешно объединять многие действующие нормы и процедуры имеющейся системы хозяйствования с учетом градостроительного планирования, и эффективно использовать их в целях реализации принятой стратегии и проектов долгосрочного социально-экономического развития территории, в том числе комплексных проектов модернизации и развития коммунальных систем жизнеобеспечения.
Повысить требования к проектам модернизации и развития КСЖ возможно при реализации стратегического планирования и создании городами и муниципальными образованиями собственной долгосрочной финансовой базы, которая необходима для привлечения значимых объемов частных инвестиций. Преимущественно это относится к обслуживанию и возврату основных сумм кредитов, которые привлекаются для финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов. Важность указанной позиции обусловлена тем, что указанные долгосрочные инвестиционные проекты в ближайшие годы должны стать главной составной частью системы стратегического планирования комплексного социально-экономического развития российских городов и муниципальных образований.
Таким образом, одной из важнейших отраслей народного хозяйства является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, так как она отвечает за обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения человека. На сегодняшний день уделяется достаточно много времени процессу реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в котором основной упор в управлении сделан на собственника жилья путем создания товариществ собственников жилья и управляющих компаний. Тенденции развития отрасли определяют все новые проблемы в осуществлении реформы: неготовность собственников к самостоятельному управлению жилым фондом, нежелание бизнеса вкладывать средства в развитие жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Следовательно, важными направлениями совершенствования управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства должны выступать мероприятия по устранению указанных проблем [6].
Следует отметить, что создание новых организационно-правовых форм управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является достаточно сложным процессом. Недостаток в опыте и определенный психологический настрой руководителей, администрации и населения ведут к недоверию к любым новым предложениям в данной области. Считается, что они содержат в себе определенный риск
распада сложившийся системы обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами. Однако практика работы существующих многопрофильных муниципальных предприятий доказывает их консервативную сущность. Несовершенная форма управления этими предприятиями и подразделениями, входящими в состав и не обладающими юридической самостоятельностью, не дают возможность обеспечить надежность работы предприятий, материальную заинтересованность специалистов и в целом высокую эффективность системы.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 г. № 541 «О Федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Правовая система «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Правовая система «КонсультантПлюс».
3. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Современные модели управления компанией: процессный подход // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1 (ч. 3).
4. Васильева Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. - СПб: СИбГИЭУ, 2002.
5. Сиваев С.Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
6. Состояние экономики Хабаровского края: Аналитическая записка / Хабаровскстат. - Хабаровск, 2010.
7. Цыренжапов Ч.Д. Новое в Жилищном кодексе РФ // Управление многоквартирным домом. - 2011. - № 8. - С. 8-12.
List of literature:
1. Government Decree of 29.08.2005 № 541 «About the federal standard of payment for housing and communal services» // Legal System Consultant.
2. Government Decree of 06.05.2011 № 354 «Rules of public services to owners and users in apartment buildings and houses» // Legal System Consultant.
3. Blinov A.O., Ugryumova N.V. Current models of the company's management: a process approach // Economics and Business. - 2014. - № 1 (Part 3).
4. Vasilyeva N. V. The housing sector of a large city: problems of management and strategy development. - St. Petersburg: SIbGIEU, 2002.
5. Sivaev S.B. How to effectively manage the housing stock. - M.: Fund «Institute of Urban Economics», 2002.
6. The economy of the Khabarovsk Territory: Analytical Report / Habarovskstat. - Khabarovsk, 2010.
7. Tsyrenzhapov B.H. New in the Housing Code // Office of the apartment building. - 2011. - № 8. - P. 8-12.
Рахимбеков Т.С.
доктор экономических наук, академик Академии естественных наук Республики Казахстан, председатель Правления ОЮЛ «Национальная палата жилищно-коммунального хозяйства и строительства Республики Казахстан», Республит Казахстан, г. Астана
УДК 330.59:316.344.27
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА
В статье всесторонне рассмотрены и проанализированы основные моменты Программной статьи Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в аспекте продвижения процесса модернизации ЖКХ и жилищных отношений, которая должна сопровождаться усилением активности граждан и раскрытием их творческого потенциала.
В рамках принятой и реализуемой «Программы развития регионов Республики Казахстан до 2020 года», главная задача которой - обеспечение комфортных условий проживания населения, в том числе через модернизацию и реформирование ЖКХ на основе принципов ЭВОЛЮЦИОННОСТИ, ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПАРТНЕРСКОГО УЧАСТИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЯ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, которые становятся ключевыми. Таким образом, задача повышения степени самоорганизации общества в развитии вопроса энергосбережения становится весьма актуальным.
Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, модернизация.