УДК 338.46 (06.71.51)
С. В. Савотина
НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассматривается жилищно-коммунальное хозяйство как сфера экономики, в которой необходимо государственное регулирование экономических отношений между потребителями услуг в лице населения и поставщиками в лице организаций коммунального комплекса. Рассмотрены нормативные документы, разработанные в процессе реформирования ЖКХ. Проанализирована ситуация, сложившаяся в этой сфере на сегодняшний день. Обоснована необходимость государственного регулирования тарифов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, государственное регулирование, реформирование ЖКХ.
За несколько лет экономических реформ государственная и муниципальная собственность, по существу, перестала быть объектом отраслевого управления. В ЖКХ особенно интенсивно эти процессы начали происходить а рамках реализации постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную, государственную, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
Целенаправленная и последовательная политика Правительства РФ в 1992-1999 гг. по реформированию ЖКХ развеяла иллюзии отдельных политиков, руководителей городов и регионов, связанные со сворачиванием в ближайшее время проводимых в этом секторе экономики преобразований. Более того, как показывает практика, основные направления реформы ЖКХ, одобренные указом Президента РФ, положительно восприняты обществом и большей частью населения [1].
Регулирование отношений в этом секторе экономики, основанное на оперативном управлении с использованием распорядительных документов федерального, субфедерального и муниципального уровней, является сегодня преобладающим и сохранится на ближайшее обозримое будущее. Возможность их оперативного изменения в условиях кризиса экономики становится мощнейшим инструментом организации и контроля, а в конечном итоге - инструментом государственного воздействия на регионы. Таким образом, изменения нормативной базы усиливают роль и место нормативнотехнологического и методического воздействия федеральных и региональных органов управления в соответствующих видах экономической деятельности (теплоснабжение, водоотведение, строительство, эксплуатация и т. д.). На местах формируются иные правоотношения в сфере управления и финансирования жилья и объектов городской инфраструктуры, появляются частные компании по содержанию и управлению муниципальным жилищным фондом, развивается процесс самоуправления
занимаемыми жилыми помещениями, приватизируется производственно-эксплуатационная часть основных фондов коммунального хозяйства [2, 3].
В целях финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса Министерством регионального развития был подготовлен федеральный закон о фонде содействия реформированию ЖКХ. Федеральный закон от
21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в качестве приоритетных направлений развития отрасли рассматривает:
- акционирование муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса, оказывающих услуги по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, преобразование их в коммерческие организации с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более 25 %;
- акционирование муниципальных унитарных предприятий, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, создание компаний по управлению многоквартирными домами с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем 25 % [4, 5].
В соответствии с указом Президента РФ от
28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» удельный вес организаций жилищно-коммунального комплекса, доля муниципалитета в уставном капитале которых составляет не более 25 %, является одним из основных показателей эффективности деятельности органа местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ.
Из всего вышесказанного следует, что государственные органы не оставляют без внимания столь значимый и жизненно важный сектор экономики,
как жилищно-коммунальное хозяйство. Несмотря на то, что на сегодняшний день активно ведется акционирование предприятий ЖКХ с целью улучшения показателей их деятельности, государственные органы продолжают отслеживать и регулировать отношения между предприятиями ЖКХ, как поставщиками услуг, и населением, как непосредственным потребителем данных услуг [6, 7].
В условиях рыночных отношений, безусловно, такой значимый сектор экономики, как жилищнокоммунальное хозяйство, просто невозможно оставить без контроля и регулирования со стороны государственных органов. Чтобы более детально обрисовать необходимость данного регулирования, следует представить, что может произойти при его отсутствии. Несмотря на то, что большинство предприятий ЖКХ сменили форму собственности и стали акционерными обществами, во многих муниципальных образованиях, особенно с немногочисленным населением, сама суть данного преобразования может быть утеряна. Дело в том, что изначально данная мера была предпринята для создания рыночной конкуренции в сфере предоставления коммунальных услуг населению. Вполне естественно, что фирмы, являющиеся акционерными обществами, имеют больше возможностей распоряжения своим капиталом и финансами, и что частный инвестор, скорее, будет вкладывать свои денежные средства в организации, не обремененные долгами и рамками, установленными ему государством в виде регулирования тарифов на коммунальные услуги. Однако при отсутствии данного регулирования каждое предприятие сферы ЖКХ будет наделено достаточными полномочиями для установления настолько большой величины тарифов, насколько им это будет выгодно с финансовой точки зрения [8, 9].
Если брать небольшие по населенности муниципальные образования, то механизм рыночной конкуренции здесь может не сработать: население (потребитель) немногочисленное, обороты невели-
ки, соответственно, скорее всего, на этом секторе рынка в данном муниципальном образовании останутся те же организации, что и были до акционирования, просто с другой формой собственности. Никто не придет на этот рынок и не составит им конкуренции. Следовательно, они по сути будут являться монополистами в сфере оказания населению коммунальных услуг и при отсутствии государственного регулирования тарифов будут вправе устанавливать их сами [1, 10].
Такая же ситуация складывается и в больших городах и регионах - предприятия ЖКХ, годами работавшие в данной сфере, имеющие определенные каналы поставок воды, электричества, газа и т. д., при отсутствии государственного регулирования могут стать монополистами в своем муниципальном образовании и будут вправе устанавливать настолько высокие тарифы, насколько им это будет выгодно [11].
Поэтому, на взгляд автора, регулирование тарифов в данном жизненно важном секторе экономики на сложившемся на сегодняшний день этапе экономического развития нашей страны является необходимым. Государство является механизмом поддержания баланса интересов производителя (предприятий ЖКХ) и потребителя (населения), и пока что этот механизм ни в коем случае не может быть убран из данной схемы экономических отношений.
Проанализировав ситуацию, необходимо сделать вывод, что в нынешних экономических условиях особое значение следует придавать обеспечению баланса интересов предприятий-поставщиков коммунальных услуг и потребителей данных услуг, т. е. населения. Предприятия вынуждены экономически обосновывать собственные затраты, а соответственно, и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Роль контролера данных экономических отношений в свою очередь выполняют государственные органы, выполняющие функцию достижения этого самого баланса интересов двух сторон: жилищно-коммунальных организаций и населения страны в целом.
Список литературы
1. Чернышов Л. Н. Экономика городского хозяйства. М.: Люберецкая газета, 1999.
2. Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Веселовский М. Я. Совершенствование господдержки отечественных корпораций // Вопросы региональной экономики. 2012. № 2.
4. Федеральный закон № 185 от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
5. Федеральный закон № 41 от 14.04.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
6. Шеремет А. Д., Сайфулин П. С. Методика финансового состояния. М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Микин Е. В., Бобылева А. З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: учеб. пос. М.: Дело, 2003.
8. Киперман Г. Я. Экономика предприятия. М.: Юристъ, 2010.
9. http://www.comhoz.ru/
10. http://www.gkh-reforma.ru/
11. Шушарин А. Л. Регулирование воспроизводства ЖКХ города в системе местного самоуправления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2000. Вып. 5 (21).
Савотина С. В., аспирант.
Финансово-технологическая академия.
Ул. Гагарина, 42, Королёв, Московская область, Россия, 141070.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 28.02.2013.
S. V. Savotina
THE NECESSITY OF STATE REGULATION OF TARIFFS FOR HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
IN A MARKET ECONOMY
The essence of public relations, which is a permanent participant of man’s life and his requirements in a comfortable house leads to the need of the state supervision over the process of sustainability of housing and
communal services of municipal services. In fact, at all times, as now, there was a need in accommodation, supply of
urban water and fuel, cleaning and street lighting, organization of transport, household and other services. The current situation is not an exception, and it is developing in the formation of the new economic and political structure of the Russian society.
Key words: housing and communal services, rates, government regulation, public utilities reform
References
1. Chernyshev L. N. Economics of Municipal Economy. Moscow, Lyuberetskaya newspaper Publ., 1999 (in Russian).
2. Bogatko A. N. Foundations of Economic Analysis of Economic Entity. Moscow, Finance and Statistics Publ., 2002 (in Russian).
3. Veselovskiy M. Ya. Improvement of state support of domestic corporations. Questions of Regional Economy, no. 2, 2012 (in Russian).
4. Federal Law no. 185, 21.07.2007 About Fund of Assistance in Reforming of Housing and Communal Services (in Russian).
5. Federal Law no. 41, 14.04.1995 On State Regulation of Tariffs for Electric and Thermal energy in Russian Federation (in Russian).
6. Sheremet A. D., Sayfulin P. S. Methods of Financial Condition. Moscow, INFRA-M Publ., 2000 (in Russian).
7. Mikin E. V., Bobyleva A. Z. Financial Recovery of Firms: Theory and Practice: textbook. Moscow, Delo Publ., 2003 (in Russian).
8. Kiperman G. Y. Enterprise Economy. Moscow, Yurist Publ., 2010 (in Russian).
9. http://www.comhoz.ru/
10. http://www.gkh-reforma.ru/
11. Shusharin A. L. The regulation of the city housing and communal services reproduction in the system of local self-government. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2000, no. 5 (21) (in Russian).
Financial Technological Academy.
Ul. Gagarina, 42, Korolyov, Moscow region, Russia, 141070.
E-mail: [email protected]