Научная статья на тему 'Повышение роли органов местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ в регионах РФ'

Повышение роли органов местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ в регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ТАРИФЫ / АКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савотина Светлана Владимировна, Веселовский Михаил Яковлевич

В современных условиях в ходе реформирования ЖКХ следует обозначить необходимость контроля за данным процессом. Проводится приватизация объектов ЖКХ, формируются договорные и конкурсные отношения в сфере производства работ, услуг, реализуется новая ценовая и тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги, меняется форма собственности на жилье и коммунальные объекты, в отрасли осуществляются мероприятия по энергои ресурсосбережению. При этом следует отметить важность роли органов местного самоуправления в процессе реформы ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли органов местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ в регионах РФ»

Повышение роли органов местного самоуправления в сфере реформирования ЖКХ в регионах РФ

Аннотация: В современных условиях в ходе реформирования ЖКХ следует обозначить необходимость контроля за данным процессом. Проводится приватизация объектов ЖКХ, формируются договорные и конкурсные отношения в сфере производства работ, услуг, реализуется новая ценовая и тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги, меняется форма собственности на жилье и коммунальные объекты, в отрасли осуществляются мероприятия по энерго- и ресурсосбережению. При этом следует отметить важность роли органов местного самоуправления в процессе реформы ЖКХ.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, органы местного самоуправления, тарифы, акционирование

Savotina SV, Veselovskii MJ. Enhancing the role of local government reform in HCS in Russian regions Abstract: According to current conditions in the housing reform it is necessary to identify the need of monitoring the process. Privatization of public utilities has been carried out, contractual and competitive relations in sphere of work and services has been formed, new pricing and tariff policy on housing and utilities is implemented, the changing ownership of housing and communal facilities in the industry are taking steps to energy- and resource conservation. The importance of the role of local authorities in the process of housing reform should be noted. Key words: Housing and communal services, local government, tariffs, corporatization

Сущность общественных взаимоотношений, неизменным участником которых является человек с его потребностями в благоустроенном жилище, порождает необходимость осуществления государственного надзора за процессом устойчивого функционирования жилищно-коммунальной сферы городского хозяйства. Во все времена требовались жилье, снабжение населения городов водой и топливом, очистка и освещение улиц, организация транспортного, бытового и других видов обслуживания. Не является исключением и нынешняя ситуация, характеризующаяся формированием нового экономико-политического устройства российского общества и перехода к инновационной экономике[3,4,5].

За несколько лет экономических реформ государственная и муниципальная собственность на средства производства, по существу, перестала быть объектом отраслевого управления. В ЖКХ особенно интенсивно эти процессы начали происходить а рамках реализации постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную, государственную, субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».

До недавнего времени основой деятельности органов местного самоуправления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг являлись муниципальные унитарные предприятия, создаваемые для решения вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:

•организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом

•обеспечение содержания муниципального жилищного фонда

•организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов [1]. Федеральным законом от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие определено как созданная с целью оказания услуг населению и получения прибыли коммерческая организация, собственником имущества которой является муниципальное образование.

Однако практика последних лет со все большей очевидностью свидетельствовала о неэффективности деятельности муниципальных предприятий, отсутствии у предприятий стимулов к

Савотина Светлана Владимировна

Аспирантка ГБОУ ВПО Финансово-технологическая академия г. Королев

Веселовский Михаил Яковлевич

Д.э.н., проф., зав. кафедрой ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия, г. Королев

снижению затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг. По данным статистики, за последние два года предприятиями ЖКХ в Северо-Кавказском федеральном округе в общей сложности получены убытки от основной деятельности в размере нескольких миллиардов рублей. Фактические затраты предприятий существенно превышали экономически обоснованные тарифы, что свидетельствует не только об отсутствии необходимых средств для развития предприятия, но и о невозможности предоставления услуг потребителю в полном объеме и надлежащего качества.

Существует много факторов, влияющих на убыточность деятельности предприятий ЖКХ. К одним из них следует отнести большие задолженности населения по уплате за коммунальные услуги [3]. Задолженность граждан перед поставщиками коммунальных услуг на 1 июня 2013 года достигла 145 миллиардов рублей, и с начала года этот показатель возрос на 10%. Объем долга за услуги ЖКХ в среднем на одно домохозяйство в Северо-Кавказском федеральном округе составляет свыше 5,5 тыс. рублей. Эта цифра более чем вдвое превышает средний уровень по России (2,6 тыс. рублей).

Как считают эксперты, основной причиной "лидерства" Северного Кавказа является высокий уровень безработицы, составивший 13,1% в 2012 году, что также более чем вдвое превышает средний уровень по России. Ситуация обостряется и тем обстоятельством, что в Северо-Кавказском федеральном округе наиболее низкий уровень среднедушевых денежных доходов населения. Тенденция роста задолженности также обусловлена существенным ростом размера платежей, что становится все более серьезной нагрузкой на потребителя, и сегодня уже практически исчерпан запас прочности у платежеспособных граждан. Другими словами, доходы населения просто не успевают за ростом тарифов, поэтому граждане вынуждены выходить на просрочку платежей, расходуя деньги на другие более важные и необходимые жизненные потребности.

В целях финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса Министерством регионального развития подготовлен федеральный Закон о фонде содействия реформированию ЖКХ. Федеральный закон от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в качестве приоритетных направлений развития отрасли рассматривает:

•акционирование муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса, оказывающих услуги по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, преобразование их в коммерческие организации с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов

•акционирование муниципальных унитарных предприятий, оказывающих услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, создание компаний по управлению многоквартирными домами с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов [2].

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» удельный вес организаций жилищно-коммунального комплекса, доля муниципалитета в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, является одним из основных показателей эффективности деятельности органа местного самоуправления в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Другими словами, следуя пути реформирования, на предприятиях ЖКХ должна смениться форма собственности с муниципальных унитарных предприятий на акционерные общества, но определенная доля акций в данном случае должна принадлежать городу. Эта цифра не должна превышать 25%. Суть вышеуказанных преобразований состоит в создании конкурентной среды среди предприятий ЖКХ, что, в свою очередь, должно привести к повышению качества предоставляемых населению услуг и финансовому оздоровлению самих предприятий данной отрасли. К сожалению, непродолжительный период функционирования предприятий в статусе акционерных обществ не позволяет провести сравнительный анализ финансовых показателей их деятельности. Однако уже сейчас наблюдается активность предприятий в части разработки инвестиционных программ, целью которых является расширение деятельности предприятий, повышение эффективности их функционирования.

Роль органов местного самоуправления должна стать ключевой в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства. При рассмотрении и утверждении тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг они должны учитывать, с одной стороны, платежеспособность населения, а с

другой - необходимость предприятий жилищно-коммунального комплекса в модернизации, на что необходимы финансовые средства. В современных условиях именно органы местного самоуправления призваны обеспечивать баланс интересов населения и предприятий жилищно-коммунального комплекса, потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

Литература

1.Федеральный Закон №131 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2.Федеральный Закон №185 от 21.07.2007г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

3.Киперман Г.Я. «Экономика предприятия» - Москва: Юристъ, 2000

4.Веселовский М.Я., Никонорова А.В. «Инновационная деятельность и стратегии ее развития в современных условиях», Материалы IX международной конференции. -М.: «Новые печатные технологии», 2013

5.Веселовский М.Я., «Международные тенденции и проблемы инновационного развития экономики России», Ж. Сервис плюс, №4, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.