Научная статья на тему 'Проблемы реформирования отрасли ЖКХ в Республике Бурятия'

Проблемы реформирования отрасли ЖКХ в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ОТРАСЛЬ ЖКХ / РЕФОРМЫ ЖКХ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ ТАРИФ / МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыремпилов Д.А., Жаркая Г.Ф., Алексеева Т.Н.

Авторами в статье были рассмотрены сформировавшиеся проблемы в результате реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Бурятия, состояние коммунальной инфраструктуры в Республике Бурятия. Проанализированы такие категории как: основные цели реформ жилищно-коммунального комплекса, федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», создание фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Также был проведен анализ результатов проведенной реформы жилищно-коммунального хозяйства, условия и критерии по финансирования программ капитального ремонта в Республике Бурятия, условия формирования экономически обоснованных тарифов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства после реформ. Рассмотрен предельный индекс роста тарифов в регионе, процедуры удерживания роста тарифов на региональном уровне. Представлена деятельность Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства по финансированию проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, отражены последствия реформы коммунальной отрасли, предложены пути решения проблем отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цыремпилов Д.А., Жаркая Г.Ф., Алексеева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования отрасли ЖКХ в Республике Бурятия»

Проблемы реформирования отрасли ЖКХ в Республике Бурятия

Цыремпилов Даши Анатольевич,

к.э.н., доцент кафедры «Управление инвестициями и недвижимостью» ФГБОУ ВО ВСГУТУ, uin_07@mail.ru.

Жаркая Галина Федоровна,

к.э.н., доцент кафедры «Управление инвестициями и недвижимостью», ФГБОУ ВО ВСГУТУ, uin_07@mail.ru.

Алексеева Татьяна Николаевна,

к.э.н., доцент кафедры «Управление инвестициями и недвижимостью» ФГБОУ ВО ВСГУТУ, uin_07@mail.ru.

Авторами в статье были рассмотрены сформировавшиеся проблемы в результате реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Бурятия, состояние коммунальной инфраструктуры в Республике Бурятия. Проанализированы такие категории как: основные цели реформ жилищно-коммунального комплекса, федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», создание фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Также был проведен анализ результатов проведенной реформы жилищно-коммунального хозяйства, условия и критерии по финансирования программ капитального ремонта в Республике Бурятия, условия формирования экономически обоснованных тарифов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства после реформ. Рассмотрен предельный индекс роста тарифов в регионе, процедуры удерживания роста тарифов на региональном уровне. Представлена деятельность Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства по финансированию проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, отражены последствия реформы коммунальной отрасли, предложены пути решения проблем отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, экономика региона, отрасль ЖКХ, реформы ЖКХ, Республика Бурятия, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, экономически обоснованный тариф, модернизация коммунальной инфраструктуры.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) имеет высокий социальный приоритет развития как в целом по Российской Федерации, так и контексте каждого отдельно взятого региона. Состояние отрасли ЖКХ является индикатором развития субъекта РФ. Создание условий для устойчивого функционирования отрасли ЖКХ приведет субъект РФ к социальной безопасности населения. Жилищно-коммунальное хозяйство в целом по стране является важнейшим элементом хозяйственного механизма каждого муниципального поселения. ЖКХ в большей части городов и поселений в Российской Федерации формировалось как сложная система в течение десятилетий, при этом основа инженерных систем была спроектирована и построена в совершенно иных социальных и экономических условиях советского периода. Хозяйственный механизм ЖКХ того периода был ориентирован на административно-командные методы управления, затратные подходы к планированию, дешевые ресурсы и энергию, отсутствие конкуренции. [1]

Рассмотрим сформировавшиеся проблемы в результате реформирования отрасли ЖКХ на примере Республики Бурятия. Система коммунальной инфраструктуры в Республике Бурятия крайне изношена, согласно официальным данным Минстроя РБ износ сетей составляет в 65-70 %, при этом существенного сокращения износа за последние годы не наблюдается.

Происходящие крупные аварий в г.Улан-Удэ, которые произошли зимой 2016 года, зимой 2017 года продолжаются и сегодня, сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не выдерживают нагрузок, т.к. были спроектированы на меньшие объемы и сроки эксплуатации. Происходящие коммунальные аварии безусловно не случайность, а результат современной реформы ЖКХ, проводимой федеральными органами власти РФ за последние 10 лет.

Основные цели реформ ЖКХ, а именно коммунальной отрасли (согласно Жилищному Кодексу, коммунальными услугами являются: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, электроснабжение, утилизация твердых бытовых отходов и газоснабжение) заключались в следующем:

1. Передача коммунальных комплексов муниципальных образований в частные руки посредством концессионных соглашений (сначала аренда);

2.Переход на экономически обоснованные тарифы;

3.Управление многоквартирными домами частными организациями и ТСЖ;

4.Разработка и утверждение программ комплексного развития муниципальных образований;

5.Разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и т.д. муниципальных образований;

6.Оформление муниципалитетами прав собственности на коммунальное имущество;

7.Разработка и реализация инвестиционных программ по модернизации, реконструкции коммунального имущества;

8.Отсутствие прямого субсидирования предприятий ЖКХ.

Для стимулирования реформы ЖКХ в 2007 году был принят федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и в результате мы должны были иметь модернизированную, эффективную коммунальную инфраструктуру как в западных странах.

Создание фонда содействия реформирования ЖКХ с целью стимулирования реформы ЖКХ в субъектах РФ привело к тому что в управляющую компанию Фонда было перечислено порядка 300 млрд руб. для софинансирования 3 направлений:

1 .Капитальный ремонт многоквартирных домов;

2.Переселение из ветхого и аварийного жилья;

3.Компенсация процентов по кредитам на модернизацию инфраструктуры (не работала).

Деньги субъектам перечислялись на реализацию этих направлений, только в случае принятия обязательств и последующем исполнении следующих критериев:

О £

ю

5

со

2 е

8

сч

СП £

Б

а

2 о

- к 01.01.2010 г. управлять 80% многоквартирных домов должны были частные организации.

- к 01.01.2011 г 20% многоквартирного жилья должно управляться ТСЖ;

- к 01.01.2011 г. все субъекты РФ должны отказаться от перекрестного субсидирования;

- к 01.01.2010г. отказ от дотирования и прямого субсидирования предприятий коммунального комплекса на возмещение убытков, то есть переход на экономически обоснованный тариф;

- к 01.01.2010 г. Разработка инвестиционных программ и ПКР, установление инвестиционных надбавок.

Республика Бурятия одна из первых выполняла все требования Министерства регионального развития РФ и Фонда. Заявки республики успешно подавались, брались обязательства по исполнению критериев. И они фактически исполнялись. Но многие субъекты не спешили ломать устоявшуюся систему - сохранили перекрестное субсидирование, дотирование предприятий ЖКХ, оставались в прямом управление коммунальной отрасли посредством МУПов и ГУПов.

В этих субъектах ситуация в коммунальной отрасли в целом лучше и степень износа ниже, чем в Бурятии. (в среднем по стране около 50%, Кемеровская область. Иркутская обл., Новосибирская обл.)

До 2007 года ежегодно Правительство Республики Бурятия субсидировало муниципальные образования на подготовку к осенне-зимнему периоду до 150 млн. руб., с 2008 года до 2017 года эта практика прекратилась, и только в 2017 году опять возобновилась.

Фонд ЖКХ со своими программами успешно работал, со своими плюсами и минусами. Но в целом задача переселения решалась. По капитальному ремонту ситуация оказалась гораздо сложнее, огромные деньги, выделенные на капитальный ремонт кончились за 5 лет, а задача капитального ремонта всего жилого многоквартирного фонда страны была не решена. В итоге был приняты изменения в жилищный кодекс, в соответствии с которыми были созданы региональные фонды капитального ремонта в субъектах РФ, все субъекты утвердили тарифы на капитальный ремонт, и система капитального ремонта многоквартирных домов заработала по всей стране. И в очередной раз Правительство РФ переложило бремя проведения капитального ремонта на население.

По мнению реформаторов коммунальная отрасль должна была полнос-

тью модернизироваться за счет инвестиционных программ и тарифа, опять же ложившегося на плечи потребителей. В принципе нового ничего не придумывалось, хотели пойти по пути реформы коммунальной инфраструктуры Восточной Европы и стран Прибалтики. [2]

Но в 2010 году натолкнулись на существенное противоречие. Чтобы перейти на экономически обоснованный тариф, рост тарифов должен был составить 50 - 100 %, так как тариф годами искусственно сдерживался, субсидировался из местных, региональных бюджетов, перекрестного субсидирования. В итоге люди стали получать в платежках счета в 20082009 гг. на 30-50% выше чем в прошлом году, и стали повсеместно жаловаться, на что Правительство РФ оперативно среагировало и определило, что должны утверждаться на федеральном уровне предельные индексы роста тарифов на коммунальные услуги для населения, и они не должны превышать инфляцию.

Федеральная служба тарифов (далее ФСТ) Российской Федерации стала в реальном времени отслеживать рост тарифов во всех поселениях России. Предельный индекс роста тарифов доводился до регионов и был значительно ниже инфляции. Например, в республике Бурятия в 2012 году предельный рост на услуги теплоснабжения был утвержден 4,8 %, когда инфляция составила 6,58 %, а фактически стоимость угля выросла на 10%, стоимость электрической энергии на 15%. В 2015 год предельный индекс роста тарифов был утвержден ФСТ РФ для Бурятии 6%, а рост инфляции фактически составил 12,9 %.

В итоге, что мы получили, недоре-формированнную отрасль, отсутствие инвестиционных программ и убыточную сферу ЖКХ. Парадокс ситуации заключается в том, что тариф конечный ограничили, а составляющие тарифа ограничивать не стали. А это топливо (уголь, мазут и т.д.), заработная плата, в соответствии с отраслевыми соглашениями должна расти в соответствии темпами инфляции, электроэнергия полностью уходили в нерегулируемую часть и те параметры которые закладывались в тариф по факту были значительно ниже. В итоге, что будет делать предприятие - уголь нужен, заработную плату платить надо и то с задержками или вообще в конвертах, электроэнергия по остаточному принципу и на налоги уже не хватает не говоря о проведении ремонтов. Те крохи, которые закладывались в тарифе на текущие ремонты в первую очередь и шли

под оптимизацию, так как фактически денег с учетом собираемости уже не было.

Видя, что реформа в данном направлении не удалась Правительство РФ разрешило в 2015 году Фонду содействия реформирования ЖКХ финансировать проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры напрямую. При этом на протяжении последних 10 лет все федеральные и республиканские программы по модернизации коммунальной инфраструктуры были свернуты и не финансировались. [3]

Все субъекты и особенно муниципалитеты только приветствовали данное решение, что за счет одного тарифа инфраструктуру не обновишь. Но радость была не долгой в 2017 году деньги в Фонде закончились, а дополнительное финансирование для Правительства РФ оказалось не целесообразным. И было принято решение о ликвидации Фонда, единственного на сегодняшний день массового инвестора в сфере ЖКХ. К сожалению Республика Бурятия так и не успела поучаствовать в этой программе финансирования, так как просто не успела подать заявку.

Для Федеральных органов власти главное было создать условия и законодательную базу, но даже она не успевала за происходившими в отрасли изменениями. Закон о концессионных оглашениях №115-ФЗ массово и не заработал.

Идея законодателей заключалась в том, что в коммунальную отрасль зайдут богатые частные концессионеры, которые возьмут в долгосрочную концессию коммунальное имущество у «нищих» муниципалитетов и проведут комплексную модернизацию муниципального имущества. Как предполагалось - концессионеры закупят новое энергоэффективное оборудование, заменят и утеплят аварийные сети, и жители страны на себе почувствуют улучшение качества коммунальных услуг, муниципальные власти получат новое оборудование, региональные власти - снижение аварийности, а федеральные власти - решение огромной проблемы, требующей огромные финансовые расходы из государственного бюджета.

Те критерии, которые Фонд содействия реформирования ЖКХ выставлял для субъектов РФ оказались в большей степени не актуальными к моменту наступления сроков исполнения, сроки переносились, а потом и вообще убирались. Изменения на законодательном уровне и общая политическая обстановка в стране сейчас привела к тому что многие субъек-

ты вынуждены опять субсидировать предприятия коммунального комплекса в силу их убыточности, отсутствия экономически обоснованного тарифа и готовых инвестиционных программ. В ряде поселений и городов муниципалитеты вынуждены сами заниматься коммунальными услугами в силу экономической непривлекательности для частного бизнеса.

Исходя из краткого анализа по сути реформирования отрасли ЖКХ, можно сделать основной вывод, что реформа коммунальной отрасли оказалась не до конца реализованной, что привело к таким последствиям как:

- средств в тарифах на ремонты коммунального имущества недостаточно для снижения уровня износа;

- отрасль ЖКХ является убыточной и дотационной в большинстве муниципальных образований Республики Бурятия

- тарифах отсутствуют инвестиционные возможности. Инвестиционные программы действуют только в крупных предприятиях и практически нет в районах Республики;

- закон о концессиях не меняет текущей ситуации в отрасли.

Проведенный анализ ситуации в отрасли ЖКХ в Республике Бурятия не дает возможности говорить о качественных или количественных изменениях после проведения реформы ЖКХ. Недорефор-мированная отрасль на региональном уровне и несбалансированность решений на местах приводит к уменьшению доходности в отрасли. Мобилизация имеющихся возможностей и ресурсов должна стать ориентиром в сложных кризисных условиях Республики Бурятия, а также привлечение инвестиций из частного сектора экономики.

Авторами были изучены аналитические отчеты по инвестиционной деятельности региона и состояние республикан-

ской экономики в целом, в том числе отрасли ЖКХ, что дало возможность разработать следующие предложения для решения заявленной проблематики:

- требуется государственные прямые инвестиции в модернизацию отрасли;

- продление сроков функционирования Фонда реформирования ЖКХ и наполнение его федеральными средствами для реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры;

- совершенствование законодательства в сфере концессионных соглашений;

- включение инвестиционной надбавки в тариф с автоматическим ростом предельного индекса роста для граждан;

- субсидирование именно из федерального бюджета превышения фактического роста тарифа над предельным уровнем роста тарифов, установленным федеральным ведомством - ФАС РФ (ФСТ).

Повышение эффективности и комплексное решение проблем реформирования отрасли ЖКХ не только прерогатива органов местного самоуправления и управляющих компаний, но и частного бизнеса, общественных организаций и других представителей гражданского общества, их объединение будет способствовать успешному развитию, реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства России в ближайшие годы и поможет обеспечит его стабильное функционирование в будущем.

Литература

1.Ващишин Д.С. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. 50-55.

2.Николаева Е.А. Проблемы реформирования ЖКХ и пути их решения // Со-

временные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4.;

З.Ясин Е.Г. Политическая экономия реформы ЖКХ // Экономическая политика. - 2006. - № 2. - С. 95-119.

Problems of reforming of the industry of housing and communal services in the Republic of Buryatia Tsyrempilov D.A, Zharkaia G.F.,

Alekseeva T.N. ESSUTM

The authors of the article considered the problems formed as a result of the reform of housing and communal services in the Republic of Buryatia, the state of municipal infrastructure in the Republic of Buryatia. Such categories as: the main objectives of reforms of housing and communal complex, the Federal law №185-FZ «On the Fund for assistance to reform of housing and communal services», the creation of the Fund for assistance to reform of housing and communal services are analyzed. Also, the analysis of the results of the reform of housing and communal services, the conditions and criteria for the financing of capital repair programs in the Republic of Buryatia, the conditions for the formation of economically justified tariffs in the housing and communal services sector after the reforms. The limiting index of growth of tariffs in the region, procedures of keeping of growth of tariffs at the regional level are considered. The activity of the Fund for assistance to the reform of housing and communal services on financing projects for the modernization of municipal infrastructure is presented, the consequences of the reform of the municipal sector are reflected, and the ways of solving the problems of the housing and communal services sector are proposed. Key words: housing and communal services, municipal infrastructure, regional economy, housing and communal services industry, housing and communal services reforms, Republic of Buryatia, housing and communal services reform Fund, economically justified tariff, modernization of municipal infrastructure. References

1.Vashchishin D. S. Reforming of housing and communal services: current status, problems and prospects // Herald of Omsk University. Economy Series. 2009. No. 3. P. 50-55.

2.Nikolaeva E. A. Problems of reforming of housing and communal services and ways of their decision. Modern problems of science and education. - 2012. - № 4.;

3.Yasin E. G. Political economy of housing reform / / Economic policy. - 2006. - № 2. - P. 95-119.

О

Ю

5

*

cs

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.