Научная статья на тему 'Полномочия органов исполнительной власти в сфере миграции'

Полномочия органов исполнительной власти в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2725
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ / COMPETENCE / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / STATE AUTHORITIES / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимова Светлана Анатольевна

Приводится характеристика основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции; делаются выводы по оптимизации их деятельности в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competence of bodies of executive power in the field of migration

The article provides a description of the key activities of the federal bodies of executive power in the sphere of migration and conclusions on the optimization of their activities in this field.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов исполнительной власти в сфере миграции»

полномочия органов исполнительной власти

в сфере миграции

СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится характеристика основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции; делаются выводы по оптимизации их деятельности в этой сфере.

Ключевые слова: полномочия, исполнительная власть, государственные органы, миграция.

Annotation. The article provides a description of the key activities of the federal bodies of executive power in the sphere of migration and conclusions on the optimization of their activities in this field.

Keywords: the competence, executive authorities, state authorities, migration.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в конкретный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов решения социальных проблем.

Государство — сложно организованная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и его составляющие. Под управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Исполнительная власть представляет собой подсистему (ветвь) государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права. Однозначного понимания исполнительной власти в практике и законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важная трансформация во взглядах в этом направлении произошла после принятия Конституции 1993 г., которая внесла существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР (1978 г.). Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок

формирования Правительства, подход к определению его полномочий и предусмотрела систему формирования федеральных органов исполнительной власти.

Тем не менее, Конституция 1993 г. оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти перед представительными органами, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области государственного управления.

Правительство РФ осуществляет государственную власть в стране наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами, возглавляя единую систему исполнительной власти. Однако, несмотря на то что Правительство по существу является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе страны, в Конституции РФ указаний на этот счет нет. Своеобразно решен вопрос о статусе Правительства и в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.1 (ст. 1): в названии статьи термин «высший» присутствует, а в тексте ее это определение не употребляется. Очевидно, авторы руководствовались положениями Конституции, которая избегает прямой формулировки для определения статуса Правительства.

Как высший исполнительный орган государственной власти в России Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров и осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органа-

ми исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны.

Провозглашенные Конституцией 1993 г. принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции России, которая определяет, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Таким образом, устанавливается подзаконность действий и решений Правительства. В то же время, подчеркивая место Правительства РФ в системе органов исполнительной власти, Конституция в той же статье определяет обязательность исполнения актов Правительства на всей территории Российской Федерации.

Формулировка «на основании и во исполнение» означает, что Правительство обладает обширным диапазоном распорядительных полномочий, которые гораздо шире исполнительных. Следует также отметить, что статус Правительства предопределен такими конституционными принципами, как верховенство Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Анализ юридической литературы показывает, что под формами осуществления направлений исполнительной власти подразумевается однородная деятельность ее органов, посредством которой реализуется его функция2. Следует согласиться с данным подходом и определить, что формами осуществления направлений деятельности исполнительной власти в сфере миграции являются:

• правовые формы (правотворческие, правоприменительные, правоохранительные);

• организационные формы (регламентирующие, хозяйственные, идеологические).

С точки зрения характера и целевой принадлежности полномочий, возложенных на органы исполнительной власти в сфере миграции, В.В. Масюк классифицирует функции данных органов на три группы: интегрирующая функция (роль взаимодействия уполномоченных органов в миграционной сфере); регулятивная функция (обеспечивающее и координирующее направление); правоохранительная функция (охрана прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение правопорядка в сфере миграции)3.

Как видится, под основными направлениями деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции следует понимать комплексную систему нормативно — организационных, идеологических и функциональных элементов, посредством которых осуществляется реализация миграционной политики уполномоченными органами государственной власти во взаимодействии с законодательными и исполнительными органами

субъектов России и местного самоуправления, институтами гражданского общества, правительственными и неправительственными организациями, а также с международным сообществом, выражающаяся в правовых и организационных формах и определяющая структурные элементы (предмет ведения, властные полномочия и систему координации вопросов по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции) и способы разграничения исключительной и совместной компетенции.

Рассматривая вопрос о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере миграции, следует указать, что существующая классификация способов разграничения компетентности в научной литературе самая разнообразная. Разграничивать полномочия государственных органов по миграционным вопросам следует в соответствии «с исключительной компетенцией (перечень вопросов, которые могут решать либо только федерация, либо только субъекты) и совместной компетенцией (перечень вопросов, в решении которых участвует и федерация, и ее субъекты)»4.

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти по реализации миграционной политики, позволяет обобщить основные направления миграционной деятельности федеральных органов в три основные группы.

Первая группа — направления, определяющие действия исполнительных органов по разрешению вопросов проживания и временного пребывания мигрантов в России и осуществление ими трудовой и иной деятельности: привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с потребностью субъектов Российской Федерации, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан Российской Федерации; осуществление миграционного учета иностранных лиц и лиц без гражданства при въезде, выезде и транзитном пересечении территории Российской Федерации; организация органами со специальной компетенцией ФМС России, МВД России и их территориальными подразделениями работы по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вторая группа — направления деятельности, обеспечивающие реализацию единой государственной политики и международное сотрудничество: определение основных направлений развития государственной миграционной политики, выработка юридических оснований для ее осуществления; осуществление взаимодействия уполномоченных органов в законопроектной деятельности; определение организационных аспектов функционирования органов исполнительной власти в сфере миграции; участие органов государственной власти в деятельности международных организаций по разрешению вопросов, связанных с нелегальной миграцией; совершенствование деятельности миграционных

46

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2014

органов путем применения информационных технологий; проведение комплекса оперативно-профилактических и иных мероприятий в целях выявления нарушений миграционного законодательства; осуществление иммиграционного контроля в пропускных пунктах на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию страны.

Третья группа — направления по созданию условий для интеграции в российское общество мигрантов и беженцев и переселению соотечественников на территорию Российской Федерации5.

В то же время, изучение содержательной части Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации6 показало, что в целях «конструктивного взаимодействия» органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления и институтов гражданского общества вырабатываются конкретные направления миграционной политики, выраженные в семи тематических блоках.

Однако, данная Концепция, по нашему мнению, пока недостаточно используется в сфере управления миграционными процессами и законодательно положения, содержащиеся в ней, в нормативно-правовом акте не определены. По мнению большинства ученых, специалистов и практиков, в данном стратегическом документе мало уделено внимания «вопросам внутри-российской миграции и акцент сделан на стимулирующую иммиграционную политику как в отношении трудовой, так и учебной миграции»7.

Анализ действующего законодательства и практика его применения в данной сфере показал, что в Российской Федерации не закреплена система органов исполнительной власти в сфере миграции, и как следствие, происходит дублирование компетенции на различных уровнях. Разграничение компетенции федеральных органов и органов государственной власти в субъектах зависят, на наш взгляд, только от формирования конкретных целей, задач и функций государственного управления, чего в настоящее время в российском праве не сделано. Так, В.А. Лянной отмечает, что несовершенство миграционного законодательства затрудняет реализацию функций правоохранительных органов, в частности в области иммиграционного контроля, и провоцируют «труднопреодолимые административные барьеры», которые «создают искусственные предпосылки придания иммигрантам статуса незаконных»8.

Анализ юридической литературы показывает, что совершенствование направлений деятельности государственных органов публичной власти, в частности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции, следует проводить: в соответствии с конституционными принципами и на основании ратифицированных международных правовых актов, имплементированных в российское законодательство; путем анализа правоприменительной практики и положительного зарубежного опыта стран — реципиентов; разграничения уровней меха-

низма регулирования миграционных перемещений; унифицирования подходов в рамках межгосударственных интеграционных объединений; уточнения целевой принадлежности полномочий; выявления координирующей и взаимодействующей составляющей; определения характера обеспечивающих мер (превентивного, репрессивного и регулятивного); либерализации миграционного законодательства с учетом обеспечения конституционных гарантий по соблюдению общечеловеческих прав и свобод.

В целях разграничения компетенции между «миграционными» органами и определения конкретных форм реализации основных направлений государственной политики в сфере регуляризации миграционных потоков необходимо разработать нормативный акт (постановление Правительства РФ) о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации государственной политики в сфере миграции, где предусмотреть: предмет регулирования, правовую основу, основные понятия и принципы, уполномоченные органы и круг полномочий со сферой ответственности, основные направления деятельности и т.д.

В заключении необходимо отметить, что в целях эффективной реализации миграционной политики необходима выработка оптимальных путей разрешения проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности исполнительных органов, сочетание согласованных между ведомствами подходов по единому регулированию миграционных процессов позволит выработать комплекс действенных мер, направленных на предупреждение негативных последствий от миграции.

1 См.: СЗ. РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 2009, № 1. Ст. 3

2 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Уч. пос. М.: Проспект. 2007. С. 22.

3 Масюк В.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности ФМС России и ее территориальных органов по противодействию незаконной миграции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 13.

4 Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зару-бежных стран: Уч. пос. М.: Центр МарТ, 2008. С. 44-45.

5 Суюнчалиева О.Т. Миграционная функция Российского государства: субстациональный подход // Альманах современной науки и образования. 2011. № 11. С.34-35.

6 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (Утверждена Президентом РФ от 8 июня 2012 г. №Пр-1490) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/ docs (дата обраще-ния: 4 июля 2014 г.).

7 Например, Коровкин А.Г. Макроэкономический контекст миграционной политики в России // Аналитический вестник Аналитического управления Совета Федерации Феде-рального Собрания Российской Федерации. М., 2013. № 14 (498). С. 49.

8 Лянной В.А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по противодействию нелегальной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.