Научная статья на тему 'Полковые оркестры 1-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса в период русской кампании 1812 г'

Полковые оркестры 1-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса в период русской кампании 1812 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЕ ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ / 1-Я ПЕХОТНАЯ ДИВИЗИЯ / РУССКАЯ КАМПАНИЯ 1812 Г / ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ 1804-1815 ГГ / ВЕЛИКАЯ АРМИЯ / FRENCH MILITARY BANDS / 1ST INFANTRY DIVISION / RUSSIAN CAMPAIGN OF 1812 / FRENCH ARMY (1804-1815) / GRANDE ARMéE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горшков Дмитрий Игоревич

Статья посвящена комплектованию и численности полковых оркестров 1-й пехотной дивизии Ш.-А.-Л.-А. Морана в период русской кампании 1812 г. На основании анализа данных инспекционных документов и матрикулярных регистров, выявленных в период работы в фондах Исторической службы Министерства обороны Франции, представлена динамика развития полковых оркестров 1-й пехотной дивизии в 1805-1812 гг. В научный оборот впервые вводятся новые источники о составе, численности оркестров. Предпринята попытка реконструкции биографий музыкантов и их обобщенного историко-социального портрета. Всё это позволило существенным образом скорректировать традиционные представления об оркестрах периода 1-й Империи, заложить основу для будущих более масштабных исследований и критически посмотреть на информационный потенциал отдельных источников, традиционно использовавшихся авторами при обращении к рассматриваемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regimental bands of the 1st infantry division of the 1st army corps of Grande Armée during the Russian campaign of 1812

This article examines the creation and the strength of regimental orchestras in the 1st Infantry Division under General Morand in Russian campaign 1812. On the base of analysis of inspection documents and named registers the author discovers the development of regimental orchestras of the 1st Infantry Division in 1805-1812. These documents were discovered during research in Service historique de la Défense (S.H.D. château de Vincennes). For the first time the author revealed new sources about the numbers and structure of the orchestras. The article presents an attempt to reconstruct the bios of musicians and their historical and social portrait. All this helped a lot to correct traditional views on the First Empire orchestras, to put basis for future large-scale researches and make critical analysis of some sources, which were traditionally used while studying this theme.

Текст научной работы на тему «Полковые оркестры 1-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса в период русской кампании 1812 г»

УДК 94(47).072.5 94(430).06 94(450).081

Д. И. Горшков

Полковые оркестры 1-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса в период русской кампании 1812 г.

Задачей данного исследования является установление реальной или максимально приближенной к реальности численности оркестров 1-й пехотной дивизии в период русской кампании 1812 г., времени наивысшего развития французской военной машины. Важность этой задачи обусловлена значением как самой кампании, так и новых вызовов для 1-й Империи, требующих при анализе учитывать микро- и макропроцессы. Определение численности полковых оркестров позволит, с одной стороны, отталкиваясь от верифицированных ^ данных, ставить новые вопросы и проблемы, возможно, выходящие ^ за рамки военной истории, учитывая специфику поднимаемой здесь ^ темы, а с другой — заложит основу для более детального историко- ъ социального исследования данных структур. В конце XVIII — начале я XIX в. значение военной музыки и военных оркестров для армии было § огромным1, оказывая, как писал командующий 1-й драгунской диви- -а зией дивизионный генерал Доминик-Луи-Антуан Кляйн (1761-1845) 2 нивоза XII г. Республики (24 декабря 1803 г.)2 военному министру, .гз дивизионному генералу Луи-Александру Бертье (1753-1815), «самое £)0

благоприятное воздействие как на тело, так и на дух»3. £

^

си

Выбор для исследования именно 1-й пехотной дивизии и оркестров ее полков не случаен. Прежде всего, данное соединение во многом было уникальным .д

Л

для 1-й Империи, если учесть, что ее состав с 1805 по начало 1813 г. был практически неизменным4. К тому же с 14 февраля 1806 по 29 января 1813 г.5 она находилась под неизменным командованием дивизионного генерала, графа Империи Шарля-Антуана-Луи-Алексиса Морана (1771-1835)6 и с 1805 г. под общим началом маршала Луи-Николя Даву (1770-1833)7. 13-й полк легкой пехоты, 17-й и 30-й линейные полки составляли ядро дивизии в обозначенный период, а в 1812 г.8, после их усиления шестыми батальонами (4 июля 1811 г.)9, оказались единственными в ее составе10. Эти обстоятельства выгодно выделяют как само это соединение, так его полки на фоне других военных образований французской армии той эпохи с их бесконечными переформированиями, реорганизациями и пр.

Для пехоты времен 1-й Империи и 1-й Реставрации основными базовыми документами, определявшими организацию, состав и численность полков, включая и полковые оркестры, были постановления и декреты от XII г. Республики (1 вандемьера или от 24 сентября 1803 г.)11, 1808 г. (18 февраля)12, 1814 г. (12 мая = 8 июня)13 и 1815 г. (13 апреля)14. Они предписывали иметь при штабах каждого линейного и легкого полков: 1 тамбур-мажора, 1 тамбур-мэтра и 8 музыкантов15, в состав которых был включен один капельмейстер16. При этом барабанщики, горнисты (полковые сигнальщики) и флейтисты в состав оркестра не входили, и в дальнейшем по этой причине они не будут рассматриваться и нами. Но несмотря на все эти официальные предписания, часто число музыкантов превышало указанную цифру, что нашло отражение не только в воспоминаниях современников17, но и в официальных документах18, например в известном циркуляре № 72 от 2 ноября 1807 г. (Париж) Жана-Жерара Лякюэ (1752-1841), главного директора смотров и военной конскрипции19. Нельзя не отметить и большие оркестры различных линейных и легких полков в 14, 20 и 26 человек, представленных страсбургскими бумажными солдатиками20, этим ^ специфическим и нетрадиционным источником. Именно 26 фигур, без учета G тамбур-мажора и тамбур-мэтра, насчитывает набор музыкантов 30-го линейно-^ го полка из коллекции Вюрца21 (Музей армии, Париж, Франция)22. « Неудивительно, что во французской историографии довольно прочно укрепились две позиции. Первая традиционно приводит лишь тексты обозна-% ченных выше официальных документов23, а вторая сводится к следующему s положению, сформулированному и последовательно продвигаемому докто-& ром истории, профессором, президентом французской ассоциации «Souvenir s napoléonien» Алэном Пижаром: «Музыканты входили в состав штаба, и их £ число было установлено в восемь человек, включая капельмейстера; в действи-s тельности и часто [музыкантов] было больше, но в данном случае инспекторы § смотров учитывали лишь восемь человек; при этом общеофицерская казна или ^ черная полковая касса служила для их содержания»24.

юр Обе заявленные позиции нуждаются в подкреплении источниками и не мо-н гут восприниматься как окончательные. Отбрасывая первую как самую С

наивную, хочется остановиться на второй точке зрения, сформированной под влиянием не только описанных выше отклонений, но и, по всей видимости, больших оркестров Императорской Гвардии25. Опуская утверждение автора о замалчивании реальной численности оркестров лицами, проводившими инспекции, так как последнее нуждается в подтверждении, сегодня необходимо привлечение самих материалов, поскольку именно эти документы фиксировали все отклонения от правил и на их основе выносились те или иные решения. Нельзя не отметить, что, начиная с 7 плювиоза II г. Республики (26 января 1794 г.), официально на оркестр в 8 человек (по штату от 12 августа 1793 г.) каждой полубригаде выделялась солидная сумма в 1500 ливров для покупки инструментов и нот 26. Более того, подчеркнем, что сами инспекции являются в подавляющем большинстве тем источником, в котором отражена вся сложная иерархическая полковая система, в отличие от расписаний корпусов, перекличек и пр., не выделявших, например, из общей массы унтер-офицеров и солдат ни барабанщиков, ни музыкантов27.

Все эти проблемы вынудили нас обратиться к инспекционным документам за период 1804-1815 гг., ведь данные материалы являются основным источником по поднимаемому здесь вопросу. Более широкие временные рамки в данном случае также были выбраны не случайно, поскольку для нас было крайне важно посмотреть, каким образом численность оркестров эволюционировала в период 1-й Империи и является ли 1812 г. чем-то исключительным для наших полков по сравнению с предшествующими и последующими периодами.

Исходя из всех выше поставленных задач, разнообразия самого эмпирического материала и простоты восприятия данных, нами было принято решение представить итоги наших архивных поисков в виде блоков, озаглавленных следующим образом: 13-й легкий, 17-й линейный и 30-й линейный полки соответственно. Всё это позволило также более четко систематизировать материал и сопоставить его с другими источниками, например с крайне интересными и важными воспоминаниями офицера (с 1809 г.) 13-го легкого полка Этьена Бенитона, прозванного Жервэ (1779-1858)28.

с^

•г,

13-й полк легкой пехоты ^

я

3

Основываясь на данных трех инспекций, от 11 вандемьера XIII г. Республики Д (3 октября 1804 г.), 9 термидора XIII г. Республики (28 июня 1805 г.) и от 5 де- 8 кабря 1807 г., в 13-м полку легкой пехоты находилось 8 музыкантов, 1 тамбур- ° мажор и 1 тамбур-мэтр29. Необходимо отметить, что в своих воспоминаниях Жер- д вэ подчеркивает, что при Аустерлице полковые оркестры 1-й пехотной дивизии ^ 3-го армейского корпуса были выстроены не позади, а впереди своих полков30. Н« Из-за чего значительная часть музыкантов была убита или ранена в этом сраже- -ц нии31. Однако эти слова современника не находят подтверждения в полной мере ^

в других материалах, прежде всего матрикулярных регистрах. В 13-м легком, не беря в расчет офицеров и унтер-офицеров, среди безвозвратных потерь в основном фигурируют полковые егеря, тогда как о музыкантах нет никаких упоминаний, то же самое относится и к 17-му и 30-му линейным полкам (другие полки, по обозначенным выше положениям, мы здесь не рассматриваем). Но, несмотря на всё это, часто ранение не фиксировалось в матрикулярных регистрах, в отличие от безвозвратных потерь32. В качестве примера последнего можно привести случай Жана-Пьера Жаке, тамбур-мажора 17-го полка. Так, в его личном регистре нет данных о ранении, полученном Жаке во время сражения при Красном 17 ноября 1812 г. Но уже в его офицерском списке оно, вопреки отсутствию записи в матрикуляре, было зафиксировано. Подчеркнем, что Жаке 25 марта 1813 г. был произведен в чин су-лейтенанта33. Всё это не исключает того обстоятельства, что некоторое число музыкантов, возможно, все-таки получило какие-то ранения 2 декабря 1805 г.34 К сожалению, других официальных материалов или косвенных свидетельств по полковому оркестру в период 1-й половины существования Империи мы не смогли обнаружить, только в акте о формировании 2-го батальона 13-го легкого полка от 18 марта 1813 г. фигурирует один тамбур-мэтр35. Уже упоминавшийся нами Жервэ в своих воспоминаниях пишет о создании нового оркестра в 1813 г. на территории Гамбурга, вероятно, в марте месяце 36. 1 сентября 1814 г. в рядах нового 13-го полка легкой пехоты, образованного из старых (имперских) 13-го, 27-го и 28-го легких полков, уже насчитывалось 8 музыкантов и 3 тамбур-мэтра (все трое были помещены в госпиталь г. Эра); тамбур-мажор отсутствовал. Что же касается численности тамбур-мэтров, то оно превышало штатный состав на 2 человека, что и было отмечено в инспекции. В тот период, помимо выше обозначенных тамбур-мэтров, один тамбур-мэтр был освобожден от воинской повинности с выплатой разового пособия, а другой был просто уволен безо всякого содержания37. Следующие документы частично проливают свет на поло-^ жение вещей во время «Ста дней» и в начале 2-й Реставрации. В акте о расформировании боевых (действующих) батальонов (bataillons de guerre) 13-го полка ^ легкой пехоты «образца» периода «Ста дней» от 19 сентября 1815 г. указан лишь ti один тамбур-мэтр38. Спустя месяц 10 октября 1815 г. был подписан акт о расфор-

Л

мировании полкового депо, в котором фигурировало также его расписание. В нем % значились 6 музыкантов, двое из которых находились в полугодичном отпуске39. s Эти данные позволяют нам говорить, что вопреки декрету от 1811 г. полковой у оркестр не принимал участия в военных действиях 1815 г., в отличие от тамбур-s мэтра40. Подчеркнем и то, что рассматриваемый источник проливает свет на уни-£ форму указанных 4-х музыкантов 13-го легкого полка. Кроме киверов, шинелей s и двух типов панталон (из холстины и трико) никаких иных вещей у музыкантов § не было на тот момент, хотя в полковом цейхгаузе и хранились 45 метров ливрей-^ ного галуна. Информация о холодном оружии, к сожалению, отсутствует, но, как юр отмечено в подлиннике, в арсенале полка не было ни шпаг, ни полусабель41. Иных н источников, проливших бы свет на внешний облик оркестра 13-го легкого, нами С

не обнаружено. Известно только, что в 1809 г. военной администрацией была отклонена закупка (приказ за № 42) 40 локтей42 серебряного галуна для 24 мундиров музыкантов по цене 312 франков43.

17-й полк линейной пехоты

Состав полкового оркестра с 1 брюмера XII г. Республики (24 октября 1803 г.) по 9 термидора XIII г. Республики (28 июня 1805 г.) был, на первый взгляд, стабильным: 8 музыкантов, 1 тамбур-мажор и 1 тамбур-мэтр44. Тем не менее, основываясь на инспекционных документах от 26 вандемьера XIII г. Республики (18 октября 1804 г.), ситуация все-таки в этот промежуток несколько раз изменилась. В рядах 17-го по-прежнему находилось 8 музыкантов, но только 6 из них были в действующих батальонах, тогда как 2 других были направлены в госпиталь. Также к этому моменту в полку имелось 2 тамбур-мажора (один — в действующих батальонах, а другой был прикреплен к депо) и 1 тамбур-мэтр45. Кардинально и резко состав поменялся к 1 января 1808 г.: инспекция смогла учесть только одного 1 тамбур-мэтра46. К сожалению, документы периода 1808-1814 гг. отсутствуют в полковом фонде. Отдельные материалы, связанные с полковым оркестром, относятся уже к эпохе 1-й и 2-й Реставрации Бурбонов. Так, 7 июля 1814 г. была проведена инспекция нового 17-й линейного полка, сформированного из бывшего имперского 17-го линейного, 1-го батальона 123-го линейного, 6-го и 7-го батальонов 131-го линейного и 2-го батальона 2-го тиральерского (Молодая Гвардия) полков. Она показала, что в полку находятся 4 музыканта и 1 тамбур-мэтр, поскольку один тамбур-мэтр из бывшего 123-го полка был уволен без содержания, а тамбур-мажор из того же полка вышел в отставку с пен-сионом47. При реорганизации армии после «Ста дней» проведенная инспекция 22 сентября 1815 г. выявила, что в действующих (боевых) батальонах находится лишь один тамбур-мажор48. После 27 сентября 1815 г. было инспектировано полковое депо. По отчету инспекции, в нем находилось только три музыканта. Было ^ указано и количество вещей, находившихся у этих троих музыкантов наравне § с 8 барабанщиками и одним аджюданом старшим унтер-офицером: 12 мунди- <ч ров, 5 курток, 12 панталон из трико, 2 шинели, 12 киверов и 1 фуражная шапка49. ^ Лишь в инспекции от 1 брюмера XII г. Республики (24 октября 1803 г.) дается | незначительная информация об униформе музыкантов: подчеркивается, что Д в полковом магазине золотой музыкантский галун отсутствует 50. 8

о

СЛ

30-й полк линейный пехоты ^

з Не

С 1 вандемьера XIII г. Республики (23 сентября 1804 г.) по 8

термидора й

XIII г. Республики (27 июля 1805 г.) оркестр 30-го полка насчитывал в своих рядах 6 музыкантов, 1 тамбур-мажора и 1 тамбур-мэтра51. К 26 ноября 1807 г. «

Л

число музыкантов было доведено до штатной численности: 8 музыкантов, 1 тамбур-мажор и 1 тамбур-мэтр52. Как и в случае с другими полками, о которых шла речь выше, связанные с ними документы уже относятся к периоду 1-й и 2-й Реставрации Бурбонов. Только из приказа на день от 10 марта 1814 г. можно понять, что оркестр находился в данное время с полком в Гамбурге 53. 21 июня 1814 г. из 30-го имперского, 2-го батальона 13-го полка тиральеров Молодой Гвардии, 1-го батальона 156-го линейного и отряда 139-го линейного был образован новый 30-й полк. В этот период в составе полка находилось: 1 тамбурмажор, 2 тамбур-мэтра и 8 музыкантов. Стоит заметить, что 8 человек указано лишь в инспекционном резюме, тогда как в самой инспекционной книжке приведена иная цифра: 15 человек. В книжку были включены 7 музыкантов из реорганизованных полков54. Судя по всему, эти 7 человек впоследствии были преобразованы и исключены из штатного состава. Среди же материалов 1815 г.

лишь в 5-м батальоне (депо) указан на 21 сентября 1815 г. один тамбур-мажор55.

***

Проверка полноты приведенной выше информации с учетом того, что за интересующий нас период не сохранилось других материалов учета всех элементов иерархической полковой системы, потребовало поиска новых источников. В этой связи нам пришлось обратиться к матрикулярным регистрам полков 1-й пехотной дивизии (1803-1815)56, учитывая не только их высокую репрезентативность и широкий потенциал, но и то, что при отсутствии иных материалов этот массовый источник является фактически единственным способным дополнить и расширить приведенные данные. Их привлечение и анализ, основанный на принципах и подходах просопографического метода, позволил ^ частично реконструировать состав полковых оркестров 1-й дивизии в 1808— о 1812 гг. и заполнить имеющиеся пробелы, воссоздав событийный ряд эпохи через судьбы конкретных людей, как и «коллективный портрет» музыкантов % рассматриваемых полков. Необходимо сделать небольшое уточнение: работа д с матрикулярными регистрами с целью выявления именно музыкантов имеет ^ определенные особенности и сложности, в отличие от других полковых чинов. ^ Как хорошо известно благодаря различным публикациям на рассматриваемую | тему и основному корпусу источников, костяк военных оркестров составляли вольнонаемные музыканты, которые прикреплялись к полкам на короткий

8 т/-

^ срок и получали при этом солдатское жалование и довольствие. К тому же, судя У по воспоминаниям современников, их боевой дух был крайне низким, и часто « они самовольно оставляли ряды своих полков57. Все эти причины, включая до-Й полнительные траты, о чем писал Лякюэ в 1807 г.58, вынуждали полковую администрацию либо не включать последних в матрикулярные регистры, либо ¡^ указывать их как простых солдат 59.

н <и

С

По этой причине удалось полностью воссоздать состав только оркестра 13-го легкого полка на период 1812 г. (1 тамбур-мажор, 2 тамбур-мэтра и 7 музыкантов). Тогда как информация по оркестрам 17-го и 30-го полков — более разрозненная, что хорошо видно при сопоставлении с данными из инспекционных документов. Все эти объективные трудности и особенности каждого источника вынудили нас определенным образом подойти к каждому полку. Исходя из интересующего периода и обозначенных задач, музыканты 13-го полка, покинувшие по тем или иным причинам оркестр до начала Второй польской кампании, здесь не рассматриваются. К тому же, данные по ним с 1803 по 1811 и с 1813 по 1815 г. также являются неполными. Что касается состава 17-го и 30-го линейных полков, то, исходя из фрагментарности материала, он учитывается полностью с 1 вандемьера XII г. Республики (24 сентября 1803 г.), т.е. с момента официального преобразования полубригад в полки, по июнь-июль 1815 г.

Данные временные рамки позволили установить, что с конца 1811 и особенно с 1813 г. к штабам полков и их депо прикреплялись барабанщики, которые, по всей видимости, служили заменой музыкантов. Учитывались барабанщики, а не ученики капрал-мэтра (или ученики барабанщика), направляемые в полковое депо для прохождения обучения и распределяемые впоследствии по полковым ротам в качестве уже состоявшихся барабанщиков. Выявленная информация сведена в табличные формы, что позволило оптимизировать данные. В них отражены только верифицированные сведения, сомнительные случаи, как, например, Франсуа Меттон, здесь не учитывались60. Мы не приводим данные по ранениям, поскольку часто эти сведения не фиксировались, либо не относятся к обозначенной нами теме. Награжденных орденом Почетного легиона мы также не стали выделять в отдельную группу, так как круг этих лиц ограничен. В период службы в рядах полкового оркестра крест легионера (с 1 марта 1808 г. — кавалера) имели: Жак Мори, тамбур-мажор 17-го линейного61, и Жан-Шарль Лёгилье, тамбур-мэтр 17-го линейного62. Кавалерский крест получил впоследствии в 1814 г. и Жан-Пьер Жаке, бывший тамбур-мажор того же 17-го полка63. В условиях начала XIX столетия и пика развития портретного жанра, особенно во Франции, нам представляется нецелесообразным рассчитывать усредненный социально-антропологический портрет, в отличие от других более архаических военных систем Европы64.

Таблица 1

Год рождения

Год рождения Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1763 1 - - - - 1

1768 - - - 1 - 1

1770 - - - 1 - 1

1772 - - - 2 - 2

X &о

л

Окончание табл. 1

Год рождения Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1773 - - 1 1 - 2

1775 - 2 - - - 2

1776 - - - 2 - 2

1777 1 1 - 3 - 5

1778 1 2 - 1 - 4

1779 2 - - 3 - 5

1780 2 1 - 2 - 5

1781 - 1 - 1 - 2

1782 - 1 - - - 1

1783 - - - 1 - 1

1784 1 - - 1 - 2

1786 - - - 1 - 1

1787 - - - 1 - 1

1790 - 2 - - - 2

1791 - 1 - 3 3 7

1792 - 1 - - 2 3

1794 - - - 1 4 5

1795 - - - - 1 1

1797 - - - 2 - 2

Нет данных 1 - - 1 3 5

Итого 63

Место происхождения

Таблица 2

Департаменты и иностранные государства Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

Буш де л'Эльб - - - 1 - 1

Буш-дю-Рон - - - 1 - 1

Вогезы 1 1 - - - 2

Вьенна - 1 - - - 1

Гар 1 - - - - 1

Ду - - - 1 - 1

Изер 1 - - - - 1

н С

Окончание табл. 2

Департаменты и иностранные государства Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

Крёз - 1 - - - 1

Лис - - 1 - 2 3

Манш 1 - - - - 1

Маренго - 1 - 1 - 2

Марна - 1 - - 3 4

Мёрт 1 1 - - - 2

Мозель - - - - 1 1

Мон-Тоннер - - - 1 1 2

Нижний Рейн - - - 4 4 8

Нижняя Сена 1 1 - 1 - 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нор - - - 1 1 2

Па-де-Кале 1 - - - - 1

Пюй-де-Дом - - - 1 - 1

Рейна-и-Мозеля - - - - 1 1

Рур - - - 1 - 1

Сена - 1 - 3 - 4

Сена и Марна - - - 2 - 2

Сена-и-Уаза - 3 - - - 3

Тарн 1 - - - - 1

Эна - - - 2 - 2

Эндр и Луара - 1 - 2 - 3

Нет данных 1 - - - - 1

Иностранные земли и государства

Австрия - - - 1 - 1

Германия - - - 1 - 1

Земли князя-епископа - - - 1 - 1

Польша - - - 2 - 2

Саксония - - - 1 - 1

Итого 63

&о з

л

¡3

Таблица 3

Рост

и «

к л

«

а «

о V

а л

о н о

а «

а «

о ^

^

\о л

Рост Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1 м 45 см* - - - 1 - 1

1 м 51 - - - 1 1 2

1 м 52 - 1 - - - 1

1 м 52,5 - - - - 1 1

1 м 53 - 1 - - - 1

1 м 54 - - - 1 4 5

1 м 55 - - - 1 1 2

1 м 56 - - - 1 - 1

1 м 57 - 1 - - - 1

1 м 58 - - - - 1 1

1 м 59 - - - 1 1 2

1 м 60 - - - 1 1 2

1 м 60,2 - - - 1 - 1

1 м 62 - - - 2 - 2

1 м 63 - - - - 1 1

1 м 63,3 - 1 - - - 1

1 м 64 - 2 - - - 2

1 м 65 - - - 1 1 2

1 м 66 - 1 - 1 1 3

1 м 67 1 3 - 5 - 9

1 м 70 1 - 1 6 - 8

1 м 71 - 2 - - - 2

1 м 72 - - - 1 - 1

1 м 75 1 - - 2 - 3

1 м 77 - - - 1 - 1

1 м 78 - - - 1 - 1

1 м 79 1 - - - - 1

1 м 82 1 - - - - 1

1 м 84 1 - - - - 1

1 м 85 1 - - - - 1

Окончание табл. 3

Рост Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1 м 86 1 - - - - 1

Нет 1 1

данных

Итого 63

*Для унификации рост указан только в сантиметрах

Таблица 4

Социальное положение перед поступлением на службу

Профессия до поступления на службу Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

Музыкант - 1 - - - 1

Прядильщик - - - 1 - 1

Практикующий врач - - - 1 - 1

Ремесленник - - - - 1 1

Пахарь - - - - 2 2

Винодел - 1 - - 1 2

Батрак - - - - 2 2

Ткач - - - - 1 1

Цирюльник - - - - 1 1

Мельник - - - - 1 1

Поденщик - - - - 1 1

Кровельщик - - - - 1 1

Не указано 9 10 1 26 2 48

Итого 63

о

ел

Данные табл. 1-4 подтверждают индуктивное умозаключение, что при всту- д плении в полковой оркестр самым важным были музыкальные способности. Даже рост (табл. 3), всегда отличавший тамбур-мажоров, не всегда играл определяющую роль.

Рч

Таблица 5

Период начала службы в армейских рядах

Год поступления на службу* Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1778 1 - - - - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1792 1 - - 1 - 2

1793 1 2 - 1 - 4

1794 - 1 - 2 - 3

1796 - - - 2 - 2

1797 - - - 1 - 1

1799 - 1 - 1 - 2

1800 2 2 - - - 4

1802 1 1 - 4 - 6

1803 1 1 - - - 2

1804 - - 1 1 - 2

1805 1 - - 4 - 5

1806 - 1 - - - 1

1807 - 1 - 1 - 2

1808 - - - 1 - 1

1809 - - - 1 - 1

1810 - - - 1 - 1

1811 - 1 - 1 4 6

1812 - 1 - 3 1 5

1813 - - - 2 8 10

1815 1 - - 1 - 2

Итого 63

оа

и «

к

Л

«

а «

о V

а ^

о н о

а «

а «

о ^

СР

^

\о Л

н С

*В случае отсутствия даты начала службы указывается дата зачисления в ряды рассматриваемых полков.

Таблица 6

Распределение выявленных в матрикулярных регистрах музыкантов по хронологическим периодам службы

№ полка Период службы в полковом оркестре Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1803(?)-1812 - - - 1 - 1

к и ^ V 1807(?)-1812 - - - 1 - 1

1809-1812 1 - - 1 -

ч 1810-1812 - - - 1 - 1

СО 1812 - 2 - -

1812-1813 - - - 1 - 1

1792(?)-1811 - - - 1 - 1

1794(?)-1810 - - - -

1796-1803 - - - 1 - 1

1796-1810 (?) - - - 1 - 1

1797-1804 - - - 1 - 1

1802-1803(?) - - - 1 - 1

1803-1808 - 1 - - - 1

Л к <и к 1803-1810 1 - - - - 1

1804-1805 1 - - - - 1

к ч 1807-1809 - 1 - - - 1

1 1808-1812 - - - 1 - 1

1809-1811(?) - 1 - - - 1

1811-1812 1 1 - - -

1812 - - - 1 - 1

1813 - - - - 3

1813-1814 1 - - - - 1

1814-1815 1 - - - - 1

1815 1 - - 1 -

1802(?)-1804 - - - 1 - 1

1802(?)-1815 - - - 1 - 1

Л к <и к 1803-1804 - 1 - - - 1

1803-1809 1 - - - - 1

к ч 1804-1805 - - - 1 - 1

1 1804-1806 - 1 - - - 1

СО 1804-1811 - - 1 1 - 2

1805 - - - 1 - 1

X

ад ^

з

Л

¡3

Окончание табл. 6

№ полка Период службы в полковом оркестре Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

1805-1811 - - - 3 - 3

1807(1809)-1815 1 - - - - 1

1809-1812 - 1 - - - 1

1811-1812 - 1 - - 1 2

1811-1814 - - - - 2 2

1811-1815 - 1 - - 1 2

1812-1814 - 1 - - - 1

1813 - - - - 5 5

1813-1814 - - - 2 1 3

Итого 63

Важно детализировать вышеприведенные данные (табл. 5, 6) и вычленить из приведенных цифр музыкантов 17-го и 30-го линейных полков, принимавших участие в походе 1812 г.

17-й полк линейной пехоты Тамбур-мажор

^ Жаке или Жакке (Жан, Пьер) (№ 1391), родился 25 февраля 1784 г. в Гиблэне ^ (кантон Шато-Сален, департамент Мёрт), сын Жака Жаке, поденщика, и Марге-^ рит (или Мари-Анн) Жак, урожденной Конван или Конвенц, Конфенц (Convens ou lis Conventz). Рост: 1 м 70 см; лицо: овальное; лоб: обычный; глаза: карие; нос: малень-Цр кий; рот: маленький; подбородок: круглый; волосы & брови: каштановые. Прибыл Я в часть 1-го вандемьера XI г. Республики, 23 сентября 1802 г. в 5-ю роту 3-го бата-s льона; капрал 1 ноября 1806 г.; прикреплен к роте гренадеров 2-го батальона 1 мая & 1810 г.; сержант 21 сентября 1810 г.; тамбур-мажор 7 октября 1811 г.; аджюдан, Ц, старший унтер-офицер, 17-го линейного 12 октября 1812 г.; су-лейтенант 25 марта g 1813 г.; лейтенант 6 января 1814 г. Направлен в 17-й линейный (новая организация) в качестве знаменосца 7 июля 1814 г.; кавалер ордена Почетного легиона под | № 16455, 5 августа 1814 г., подтверждено декретом от 17 марта 1815 г. (патент под-si писан в Париже 29 июня 1819 г.); в 1816 г. временно без должности; франкмасон. ^ Принял участие в кампаниях XIII, XIV, 1806, 1807, 1808, 1809 и 1813 гг., а также £ в 1814 г. в Северной армии. Получил огнестрельное ранение в правую голень во вре-

мя сражения при Эсслинге 22 мая 1809 г. Получил огнестрельное ранение в правый бок во время сражения при Красном 17 ноября 1812 г. Дважды был ранен в правое плечо в бою под Кульмом 30 августа 1813 г. В деле при Кутрэ, или Кутрейке 31 марта 1814 г. получил контузию левой кисти руки. Скончался 8 августа 1845 г.65

Тамбур-мэтр

Бенуа (Пьер) (№ 2213), родился 7 ноября 1780 г. в Нанси (департамент Мёрт), сын Клода Бенуа и Аньэс (Агнес) Бенуа, урожденной Анзель. Рост: 1 м 63,3 см (в оригинале рост указан в миллиметрах. — Д. Г.); лицо: овальное; лоб: маленький; глаза: серые; нос: вздернутый; рот: маленький; подбородок: круглый; волосы & брови: блондин. Прибыл в часть 25 вантоза XI г. Республики (16 марта 1803 г.) конскриптом X г. Республики; барабанщик в 5-й роте 4-го батальона; переведен во 2-ю роту 4-го батальона; капрал 6 июня 1809 г.; прикреплен к 4-й роте 5-го батальона; тамбур-мэтр 21 августа 1811 г. Ранен пулей в левую голень и левый бок 6 июля 1809 г. при Ваграме. Исключен из полковых списков 1 апреля 1815 г. как предположительно скончавшийся в России, был взят в плен в 1812 г.66

Музыканты

Гарб (Жорж (в оригинале его второе имя не читается. — Д. Г.)), (№ 1390), родился 4 октября 1779 г. в Нувьоне (в оригинале — Моиуюпв. — Д. Г.) (департамент Эн), сын Жана-Батиста Гарба и Комери Гарб, урожденной Котар. Рост: 1 м 72 см; лицо: овальное; лоб: обычный; глаза: голубые; нос: круглый; рот: средний; подбородок: круглый; волосы & брови: блондин. Прибыл 14 термидора X г. Республики (2 августа 1802 г.) в часть в 1-ю роту 1-го батальона; музыкант (штаб полка). Принял участие в кампании XIII г. Республики (5 месяцев). Исключен из списков по причине долгого отсутствия 1 апреля 1815 г. (нет дан-ных)67. Из первоисточника, тем не менее, не совсем ясно: продолжил ли службу Гарб после 1803 г. или нет. ^

Кихнель, или Кишнель (Карл, Франц, или Шарль, Франсуа) (№ 7026), ро- Ц дился 2 марта 1778 г. в Дрездене (Саксония), сын Франсуа (Франца) Кихнеля, ™ или Кишнеля и Барби Кихнель, или Кишнель. Рост: 1 м 67 см; лицо: овальное; лоб: низкий; глаза: карие; нос: обычный; рот: средний; подбородок: круглый; ¡з волосы & брови: черные. Его дом в период поступления на службу находил- ^ ся в Варшаве в Польше. Добровольно вступил в часть в качестве музыканта .У 1 сентября 1808 г.; переведен фузилером во 2-ю роту 4-го батальона 17-го полка -2 линейной пехоты; впоследствии определен в 3-й батальон (3-я рота) 17-го ли- Й нейного. В 1812 г. в качестве музыканта прикреплен к штабу 17-го линейного ^ полка. Умер в России (исключен из полковых списков)68. 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эд (Жан, Луи) (№ 9268), родился в 1791 г. в Маси (Нёшатель, Нижняя ^ Сена), сын Пьера Эда и Мари-Анн Эд, урожденной Лямотт. Рост: 1 м 70 см;

лицо: овальное; лоб: высокий; глаза: черные; нос: средний; рот: средний; подбородок: маленький; волосы & брови: каштановые. Профессия: практикующий врач (praticien). Его дом в период поступления на службу находился в Маси (Нижняя Сена). Прибыл 7 мая 1811 г. в качестве конскрипта 1811 г. в 3-ю роту 4-го батальона 17-го полка линейной пехоты; капрал 8 мая 1811 г.; фурьер 21 мая 1811 г., вновь определен фузилером 1 сентября 1811 г.; перешел в 1812 г. в 1-й батальон (2-я рота) 17-го линейного; музыкант. Принял участие в кампании 1812 г. в России. Исключен из полковых списков 1 апреля 1815 г. как предположительно умерший69.

30-й полк линейный пехоты

Тамбур-мажор

Гарон (Пьер) (№ 2732), родился 4 января 1780 г. в Тольвоне (кантон Сент-Этьен-де-Кросе, департамент Изер), сын Этьенна Гарона и Терезы Гарон, урожденной Брига. Рост: 1 м 85 см (в оригинале рост указан в миллиметрах. — Д. Г.); лицо: длинное; лоб: открытый; глаза: голубые; нос: орлиный; рот: большой; подбородок: круглый; волосы & брови: черные. Прибыл 27 плювиоза XI г. Республики (16 февраля 1803 г.) в качестве конскрипта департамента Изер в 3-й батальон (гренадерская рота) 30-й полубригады; гренадер 1-го батальона 30-го; капрал 1 сентября 1807 г.; тамбур-мажор. Ранен 24 декабря 1806 г. при Чарново. Ранен 8 февраля 1807 г. при Эйлау. Уволен с военной службы 16 сентября 1815 г.70

Тамбур-мэтр

5 Мюнье (Андре) (№ 304), родился 15 декабря 1775 г. в Сэн-Дьэ (департамент Вогезы), сын Жозефа Мюнье и Сесиль Мюнье, урожденной Годель. Рост: 1 м I; 64 см; лицо: овальное; лоб: обычный; глаза: серые; нос: средний; рот: большой; | подборок: круглый; волосы & брови: каштановые. Прибыл в 11-й батальон департамента Вогезы (впоследствии преобразован в 175-ю и потом в 30-ю полубрига* ду) 25 февраля 1793 г., заключив контракт о добровольном вступлении на воен-§ ную службу сроком на 5 лет, заместив таким образом Жака Клемана, по расчету ££ от 30 нивоза XI г. Республики (20 января 1803 г.); барабанщик в гренадерской со роте 3-го батальона; впоследствии в гренадерской роте 2-го батальона; тамбур-Й мэтр (штаб полка) 19 июня 1809 г. Принял участие в кампаниях: в 1793 г. в со-« ставе Рейнской армии, во II, III и IV гг. в Самбро-и-Мёзской армии; в V-IX гг. g в армии Италии, а также Римской и Неаполитанской. Участвовал в осадах Ланд-реси и Кенуа, а также в блокаде Валансьена во II г. Ранен при Эйлау 8 февраля 1807 г. Убит во время сражения при Москве-реке 7 сентября 1812 г.71

н <и

с

Музыканты

Марешаль (Луи, Франсуа) (№ 1902), родился 11 апреля 1784 г. в Селесте (департамент Нижний Рейн), сын Франсуа-Луи Марешаля и Франсуаз Ма-решаль, урожденной Гудрэ. Рост: 1 м 70 см; лицо: полное; лоб: обычный; глаза: серые; нос: крупный; рот: средний; подбородок: круглый; волосы & брови: каштановые. Прибыл в качестве волонтера во 2-й роте 1-го батальона 30-й полубригады 17 брюмера XI г Республики (8 ноября 1802 г.); в 4-й роте 1-го батальона 30-го линейного; фузилер 4-й роты 4-го батальона 30-го линейного; музыкант. Уволен с военной службы 16 сентября 1815 г.72

Таблица 7

Дальнейшее прохождение службы и причины оставления оркестра

Дальнейшее прохождение службы Тамбурмажоры Тамбур-мэтры Капельмейстеры Музыканты Прикрепленные к штабам полков барабанщики Всего

Переведен в другой полк 2 - - - 2 4

Дезертировал - 1 - - 4 5

Взят в плен - 2 - 5 - 7

Уволен с военной службы 2 2 1 13 2 20

Умер в госпитале 1 - - 1 1 3

Получил офицерский чин 2 - - - - 2

Исключен из полковых списков как предположительно умерший, оставшийся в плену и т.д. 1 3 - 3 - 7

Задержан жандармерией 1 - - - - 1

Убит на поле боя - 2 - - - 2

Переведен из музыкантов в ту или иную полковую роту своего полка - 2 - 6 4 12

Итого 63

X &о

¡3

Подводя итог данной работе, необходимо особо подчеркнуть, что совокупность всех приведенных выше материалов показывает, что значительное число музыкантов, особенно в начале существования 1-й Империи, не было включено в состав оркестров (см. табл. 6). Последнее хорошо видно на примере 1803— 1808 гг., когда у нас есть возможность сравнить регистры с инспекционными документами. Также можно говорить о высокой мобильности музыкантов в первые годы существования Империи, из-за их неопределенного статуса в военной иерархии и низкого «боевого духа» (см. табл. 7). Но к 1811 г. имеет место иное массовое явление: трансформация бывших музыкантов в фузилеров, егерей, гренадеров, карабинеров и вольтижеров. Видимо, как и в случае с Филиппом-Рене Жиро (1775-1851) из 93-го линейного полка, музыканты практиковались не только в технике исполнения, но и изучали параллельно основы солдатской школы, что и приводило к данным изменениям на фоне более жесткого контроля над полковой казной73. После катастрофы 1812 г. в 1813-1815 гг. оркестры этих полков (за исключением 30-го в 1814 г.) не принимали более участия в кампаниях, оставаясь при полковом депо. Это их отличало от тамбур-мэтров, которые, несмотря на запретительный декрет министра, часто прикомандировывались к полковым штабам в этот период. Вопреки многочисленным утверждениям, сложившимся в историографии, число музыкантов не превышало восьми человек в полках 1-й дивизии, заявленных в декретах об организации пехоты 1803 и 1808 гг. Наравне с этим приведенные данные окончательно ставят под сомнение достоверность страсбургских бумажных солдатиков, считавшихся всегда во французской историографии74 чуть ли не единственным, исключительным и «непоколебимым» источником по униформе и составу французской армии75. Что же касается участия оркестров в русской кампании, то уверенно можно говорить лишь об оркестре 13-го легкого полка. Тогда как, по всей видимости, в 17-м и 30-м полках они к июню 1812 г. фактически пре-^ кратили свое существование, а остававшиеся в их рядах музыканты лишь дополняли полковых барабанщиков и горнистов76. Отчасти данное положение ^ подтверждает информация по барабанщикам, открепленным к штабам полков. « Тем не менее, исходя из разрозненной, неполной информации и нестыковок

Л

данных в инспекционных рапортах и матрикулярных регистрах, а также с уче-^ том отсутствия дополнительных источников, нельзя полностью исключать

а версию, что в период 1812 г. костяк оркестров 17-го и 30-го полков был прак-

& тически полностью сформирован из вольнонаемных музыкантов, не включен-^ ных в матрикулярные регистры. Это было вызвано, возможно, объективными

£ причинами: из-за исключительного положения самих музыкантов, нежелания

® полковников отчитываться за выплату жалования им, а также в целом не сов-

§ сем вразумительного контроля и отсутствия норм со стороны министерства, ^ которое только с 1807 г. стало предпринимать попытки изменить положение ^ дел 77. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что, несмотря на широкие

н возможности, которые дает для исследователя тот или иной матрикулярный С

регистр, этот источник, как мы могли убедиться, не лишен в свою очередь ошибок, повторов и даже некоторых пробелов. Однако, несмотря на указанные трудности, нами на основании данных инспекций 1804-1808 гг. и периода Реставрации было установлено, что число музыкантов в рассматриваемых полках не превышало 8 человек, утвержденных штатами, а подчас было даже меньше. В целом же отсутствие на данный момент иных дополнительных материалов не позволяет нам отбросить одну из имеющихся версий.

Таким образом, выявленная информация существенным образом корректирует устоявшиеся представления о военных оркестрах линии, позволяя в отношении 13-го, 17-го и 30-го полков выдвинуть следующее положение: все основные нормы, определявшие полковую структуру в рассматриваемый период, выполнялись и не были чем-то экстраординарным в данных полках. С другой стороны, на основании данного исследования впоследствии возможна более широкая разработка темы по всем полкам французской армии и ее союзников с привлечением иных источников. Речь идет об актах о рождении и крещении и о смерти, которые позволят скорректировать информацию матрикулярных регистров и более четко воссоздать, например, сословное происхождение. Не менее важно, что проведенный анализ заставляет нас исключительно с критической стороны смотреть на другие источники, прежде всего страсбургские коллекции, вынуждая ставить вопрос: насколько высок и, главное, достоверен информационный потенциал страсбургских бумажных солдатиков? И, наконец, имея в своем распоряжении данные о составе и структуре оркестров, последующие исследователи располагают возможностью выйти на более высокий уровень постановки и решения проблем: чем была военная музыка в эпоху 1-й Империи (в мирное и военное время) как для самих военных, так и для гражданских лиц? как звучал сам оркестр? и что в музыкальном отношении отличало французскую армию или, напротив, делало ее схожей с другими европейскими армиями?

Ведь в августе 1812 г. Пьер-Александр шевалье д'Антиб, прозванный Блон-делем (1755-1829), писал: «Военный оркестр, как известно, — в некотором S роде побудитель для воина: он воодушевляет его, поддерживает и приободряет ö на поле славы; и без него победа ускользала бы от нас многократно, а не толь- ^ ко в день генеральной баталии. Лишь он один часто сплачивал беглецов и за- "g ставлял биться сердца многих воинов, а страх, который казалось бы овладевал g всеми, исчезал»78. ^

' то

О

о

сл

Список сокращений ®

d

C.A.R.A.N. — Centre d'Accueil et de Recherche des Archives Nationales, -S

7 ^

Archives Nationales [Центр допуска и поиска Национального архива Франции, -g Национальный архив]. 5

S.H.D. — Service Historique de la Défense [Историческая служба Министерства обороны, Военный архив Франции — Венсенский замок].

1 Роль военных оркестров и военной музыки в целом в рассматриваемый период несводима к трем положениям, сформулированным П.-А. Баланом: для движения в ногу, передачи приказов и для сообщения населению о приближении войск. Baland P.-A. Musique militaire // Dictionnaire Napoléon / Sous la dir. de J. Tulard. Vol. 2 (I-Z). [Paris], 1999. P. 367. В стороне остается следующий вопрос: репрезентация Империи и власти императора французов через музыку, военный оркестр, во время различных церемоний и праздников. См., напр., приказ на день по Гамбургскому гарнизону от 17 марта 1814 г., уточняющего проведение и организацию похорон бригадного генерала Пьера-Жака Остэна (Osten) (1759-1814), а также участие в этом траурном действии оркестра 33-го легкого полка: S.H.D./GR, Sous-série C2 317. 1813-1814. Registre d'ordres du jour du commandement de la 32e Division militaire et de la place de Hambourg sous les ordres du Maréchal Prince d'Eckmuhl du 17 juin 1813 au 22 avril 1814: ordre du jour de la place, le 17 mars 1814; Bardin É.-A. Dictionnaire de l'armée de terre, ou Recherches historiques sur l'art et les usages militaires des anciens et des modernes. Part. 12. Paris, 1849. P. 3756-3762. Важно учитывать роль оркестра и музыкантов, которую они играли не только для своих полков, но для жителей самой Империи, ее союзников и противников. Интерес в этом плане представляет работа профессора Льежской королевской консерватории Жозе Китэна, посвященная музыкальной жизни Льежа в 1789-1830 гг. Автор исследует взаимоотношения и взаимопроникновение гражданского и военного на примере музыки, показывая, как эволюционировал этот диалог в рамках определенной городской среды, особенно в последние годы существования 1-й Империи — 1812-1815 гг. QuitinJ. La musique à Liège entre deux révolutions: 1789-1830 // Sprimont. 1997. P. 161-182.

2 Даты даны по новому стилю. При цитировании источников, датированных по республиканскому календарю, сначала дается дата, указанная в подлиннике. Все чины, звания и титулы приведены на тот период, о котором идет речь в тексте.

3 S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Extrait de la lettre écrite au Ministre de la guerre, datée d'Amiens le 2 nivôse an 12 par le Gén.al Klein.

4 S.H.D./GR, Sous-série C2 605. Grande armée. Tableaux de situations du 1er Brumaire an XIII au 15 brumaire an XIV; Ibid. C2 606. Grande armée. Frimaire an 14 — janvier 1806; Ibid. C2 618.

^ Grande armée. Situations au mois de février 1807; Ibid. C2 637. Grande armée. Situations au ^ 15 janvier 1808; Ibid. Armée d'Allemagne. Situations au 1er juin 1809 и др.

5 Ibid. Xp 23. Etat des officiers généraux et d'Etat-major qui ne sont pas nécessaire à la composition oa actuelle du 1er corps.

S 6 Ibid. 7 Yd 428. (MORAND, Charles, Antoine, Louis, Alexis).

g 7 Ibid. 6 Yd 13 (DAVOUT, Louis, Nicolas).

R 8 Не касаясь вопроса организации 1-й пехотной дивизии в 1810-1812 гг., необходимо отме-

^ тить, что данный привычный состав дивизии, исходя из структуры Великой армии на пери-sS од русской кампании 1812 г., был фактически определен 24 мая 1811 г. Correspondance de § Napoléon Ier / Publ. par ordre de l'empereur Napoléon III. Vol. XXII. Paris, 2006. P. 178 (17747). <u 9 Margueron L. J. Campagne de Russie. 1re partie. T. 3. Paris, s.a. P. 23-26.

10 См., напр., расписание 1-й дивизии на 20 июня 1812 г.: S.H.D./GR, Sous-série C2 525. о Grande Armée. 1er corps. Situation sommaire à l'époque du 20 juin 1812. В начале кампании g в состав дивизии входил 2-батальонный 2-й линейный пехотный баденский полк, но 1-й sS его батальон был прикомандирован 29 июня 1812 г. к Главной квартире, а 2-й до этого § был оставлен в Пиллау. По этим причинам мы не учитываем его. Correspondance du ^ maréchal Davout, prince d'Eckmuhl: ses commandements, son ministère, 1801-1815/ Avec ^ introd. et notes, par Ch. de Mazade. T. 3. Paris, 1885. P. 361.

^ 11 S.H.D./GR, Sous-série Xs 6. Arrêté des Consuls du 1er vendémiaire an XII; Journal militaire. Й Part. II. Paris: Bureau du Journal militaire, VII. P. 741.

12 Ibid. Xs 271. Extrait des minutes de la Secrétairerie d'Etat, le 18 février 1808 (au Palais de Tuileries).

13 Collection complète des lois, décrets, ordonnances, règlements et avis du Conseil d'Etat (de 1788 à 1824 inclusivement, par ordre chronologique) / Publiée sur les éditions officielles... par J. B. Duvergier. T. 19. Paris, 1827, p. 33.

14 S.H.D./GR, Sous-série X2 139. Extrait des minutes de la Secrétairerie d'Etat, le 13 avril 1815 (au Palais de Tuileries).

15 8 музыкантов было зафиксировано и в постановлении от 8 нивоза XII г. Республики (30 декабрь 1803 г.) об организации оркестров в драгунских полках. S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Arrêté du 8 Nivôse an XII.

16 Только императорский декрет от 13 апреля 1815 г., реорганизовавший королевскую пехоту, увеличил число музыкантов до 12 человек; в их число также был включен и капельмейстер.

17 GiraultP.-R. Mes Campagnes sous la République et l'Empire, 1791-1810. La Rochelle, 1884. P. 84.

18 Alombert P.-C. Le corps du maréchal Mortier en 1805. III — Formation de la division Dupont // Carnet de la Sabretache: revue militaire rétropective. 1896. N 44 (août). P. 416.

19 S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Ministère de la guerre. Direction générale des revues et de la conscription militaire. Circulaire N 72. Paris, le 2 novembre 1807.

20 См.: Wurtz-Pées (familles). 17e régiment d'infanterie légère, premier Empire. Figurines de carte réalisées à Strasbourg par les familles Wurtz et Pées entre 1825 et 1855. Aquarelle; bois (matière); carton; papier (matière) // Paris, musée de l'Armée. Fonds: Militaria. № d'inventaire: 2747.

21 См.: [Darbou]. Musée historique de la ville de Strasbourg. Les petits soldats d'Alsace. Fichier de la collection Carl. Strasbourg. Part. II (Expose). [Manuscrit]. S. a. P. III; Haussadis J.-M. La gloire des petits soldats au Musée de l'Armée (XVIIIe-XIXe siècles) // Soldats napoléoniens. 2007 (Décembre). N 16. P. 63-70.

22 Wurtz-Pées (familles). 30e régiment d'infanterie de ligne, premier Empire. Figurines de carte réalisées à Strasbourg par les familles Wurtz et Pées entre 1825 et 1855. Aquarelle; bois (matière); carton; papier (matière) // Paris, musée de l'Armée. Fonds: Militaria. № d'inventaire: 2747.

23 См.: Caries P. Les musiques de l'Infanterie (2e partie) // Infanterie. Bulletin de l'association des amis du Musée de l'Infanterie. 1994 (1er Semestre). N 26. P. 3-4.

24 PigeardA. L'armée napoléonienne / Préface de J. Tulard. [Entremont-le-Vieux], 1993. P. 375; Du même. L'infanterie napoléonienne // Tradition magazine. 2001. N 19 (Hors Série). P. 14, 74 (note № 28); Du même. Dictionnaire de la Grande Armée / Préface de Jacques-Olivier Boudon. Paris, 2004. P. 422. R

25 См.: S.H.D./GR, Sous-série K1 1. (6/1) — Décret d'organisation de la Garde Impériale en о 1804, sans date [le 10 thermidor an XII (29 juillet 1804)]. ^

26 Как показывают материалы от 3 флореаля II г. Республики (22 апреля 1794 г.) об от- z; правке роты музыкантов, созданной под руководством капельмейстера (commandant 13 de la musique) оркестра Национальной Гвардии Парижа 30 вандемьера II г. Республики | (11 октября 1793 г.) из Западной армии в главную квартиру Северной армии, необходи- Д мо было постоянно выделять суммы на транспортировку не только самих музыкантов, 13 но и их вещей. Это также увеличивало расходы, к тому же они были прикреплены к армии -д всего лишь на 6 месяцев. S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. 2e Division. Masses. Le second -2 Adjoint au Ministre de la Guerre pour la seconde Division [Villain d'Aubigny], le 7 pluviôse щ an II (Paris); Ibid. Extrait des registres du Comité du Salut Public de la Convention Nationale,

le 3 floréal an II. Но при всем этом музыкантам в период кампаний довольно часто вообще не выплачивали жалования. См.: C.A.R.A.N. 31 AP/2-1. Murat au Ministre de la guerre, £ le 22 fructidor an VIII. tj

27 S.H.D./GR, Sous-série. C2 527. Relevé des feuilles d'appel des différents corps d'armée au ^ 3 septembre 1812; Ibid. Relevé des feuilles d'appel des différents corps d'armée au 2 septembre -S

1812; Ibid. Kmi11. Grande armée. Le 1er septembre 1812. Situation. Récapitulation de la Grande armée au 1er septembre 1812 и др.

28 [Béniton E.] A la conquête de l'Europe ou les souvenirs d'Etienne Béniton dit le capitaine Gervais. Paris, 2002. К сожалению, в других источниках наш сюжет никак не отражен. См.: François C. Journal du capitaine François dit le dromadaire d'Egypte / Présenté par jacques Jourquin. Paris, 2003. P. 636-769; Neste R., van den. Journal de campagne du colonel J. B. Plaige // La Figurine. 1960. 4e trimestre. P. 126-129; 1961. 1er trimestre. P. 10-13; 1961. 3me trimestre. P. 85-90; 1961. 4me trimestre. P. 135-144; 1962. 1er trimestre. P. 8-14; 1962. 2me trimestre. P. 63-69; 1962. 3me trimestre. P. 105-116; 1962. 4me trimestre. P. 163-175; 1963. 1er trimestre. P. 3-6; 1963. 3me trimestre. P. 83-88 и др.

29 S.H.D./GR, Sous-série Xb 589. Inspection par le général de brigade Martillière. Infanterie. 13e régiment d'infanterie légére composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 11 vendémiaire an XIII (Gand); Ibid. Inspection par le général Lamartillière. Infanterie. 13e régiment d'infanterie légére composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 9 thermidor an XIII (Gand); Ibid. Inspection par le général de division Müller, inspecteur général d'infantrie. Troupes à pied. 13e régiment d'infanterie légére. Livret pour la revue d'inspection, le 5 décembre 1807 (Ostende).

30 На тот момент в дивизию входили, без учета артиллерии и вспомогательных войск: 13-й легкий, 17-й, 30-й, 51-й и 61-й линейные полки. Подробнее см. примеч. 4. 1 декабря 1805 г. 1-я дивизия дивизионного генерала Мари-Франсуа-Огюста Каффарелли дю Фальга (Caffarelli du Falga) (1766-1849) временно была прикреплена к 5-му армейскому корпусу маршала Жана Ланна (Lannes) (1769-1809). См.: Correspondance de Napoléon Ier... Vol. XI. Paris, 2006. P. 441-442 (9534, 9535); Alombert P.-C., Colin J. La campagne de 1805 en Allemagne. Nouvelle édition sous la direction de Jacques Garnier. T. V. Paris, 2002. P. 129; Quintin D. et B. 2 décembre 1805. Austerlitz. Dictionnaire biographique des officiers, sous-officiers et soldats tués ou mortellement blessés à Austerlitz. Paris, 2004. P. 13-14.

31 [Béniton E.] A la conquête de l'Europe ou les souvenirs. Paris, 2002. P. 155.

32 Случай Луи Мёнье скорее являлся исключением из правил; о нем см.: S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803-5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 196.

33 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803-5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 232; Ibid.

^ 2 Yb 163. Registre des services de MM. les officiers. 17e régiment d'infanterie de ligne. Vol. 2. ^ An XII-1813. P. 341.

34 При Аустерлице, по данным супругов Д. и Б. Кинтэнов, 13-й полк потерял: 3-х офицеров г^ (2 убиты и 1 смертельно ранен) и 42 унтер-офицера и солдата (33 убитых и 9 смертель-fk но раненых). Речь идет о 2 вольтижерах, 1 барабанщике, 33 егерях, 3 капралах, 1 фурье-£ ре, 1 сержанте и 1 старшем сержанте. Потери 17-го линейного составили: 5 гренадеров, R 3 вольтижера, 2 барабанщика, 21 фузилер, 3 капрала, 1 фурьер и 1 капитан (смертельно ^ ранен). При этом 24 унтер-офицера и солдата были убиты, а 11 получили смертельные sS ранения. Тогда как 30-й потерял: 2 гренадеров, 2 вольтижеров, 27 фузилеров, 4 капралов, § 8 сержантов и 2 капитанов (убиты). В целом 28 унтер-офицеров и солдат 30-го были уби-& ты и 15 смертельно ранены. Quintin D. et B. 2 décembre 1805. Austerlitz. P. 48, 51-52, 57, s 60-62, 66-69, 76, 78, 81, 87-90, 99-100, 105, 110, 112-113, 116, 120-121, 124, 126, 129-131, g 133-136, 139, 141-143, 145-146, 148, 150-151, 156, 160-162, 164, 168-169, 171, 173-175, g 180-182, 184-185, 187-188, 190, 195, 198, 200-201, 205-207, 209-211, 217, 221, 223, 227, =s 229-231, 239-246, 249, 260, 262-263.

§ 35 S.H.D./GR, Sous-série Xb 590. Grande armée. 13e régiment d'infanterie légére. 2me bataillon. ^ Procès verbal d'organisation du 2e bataillon du 13e régiment d'infanterie légére, le 18 mars 1813. ^ 36 [Béniton E.] A la conquête de l'Europe ou les souvenirs. Paris, 2002. P. 281. ^ 37 S.H.D./GR, Sous-série Xb 590. Procès verbal d'organisation du 13e régiment d'infanterie Й légére, le 1er septembre 1814 (Aire).

38 Ibid. Procès verbal de licenciement du 13e régiment d'infanterie légére (bataillons de guerre), le 19 septembre 1815.

39 Ibid. Procès verbal de licenciement du 13e régiment d'infanterie légére (dépôt), le 10 octobre 1815.

40 Ibid. X2 129. Extrait des minutes de la Secrétairerie d'Etat, le 3 juillet 1811 (au Palais de Saint-Cloud).

41 Ibid. Xb 590. Procès verbal de licenciement du 13e régiment d'infanterie légére (dépôt), le 10 octobre 1815.

42 Старая мера длины во Франции; около 119-120 см.

43 S.H.D./GR, Sous-série Xb 590. 13e régiment d'infanterie légère (ancienne formation). Rapport au ministre sur l'arrêté général de la comptabilité dudit corps, le 13 mars 1821.

44 Ibid. Xb 380. 17e de ligne. Procès verbal dresse par le citoyen Porte... le 1er Brumaire an XII (Utrecht); Ibid. Inspection par le général de division Belliard. Infanterie. 17e régiment d'infanterie de ligne composé de 4 bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 9 thermidor an XIII (Bruxelles).

45 S.H.D./GR, Sous-série Xb 380. Inspection par le général de brigade Sionville. Infanterie. 17e régiment d'infanterie de ligne composé de 4 bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 26 vendémiaire an XIII (Bruxelles).

46 Ibid. Xb 381. Inspection par le général de division Müller. Troupes à pied. 17e régiment d'infanterie de ligne. Livret pour la revue d'inspection, le 1er janvier 1808 (camp d'Ambleteuse).

47 Ibid. Xb 382. Procès verbal d'organisation du 17e régiment d'infanterie de ligne, le 7 juillet 1814 (Lille).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Ibid. Procès verbal de licenciement du 17e régiment d'infanterie de ligne (bataillons de guerre), le 22 septembre 1815.

49 Ibid. Procès verbal de licenciement du 17e régiment d'infanterie de ligne (dépôt), le 27 septembre 1815.

50 S.H.D./GR, Sous-série Xb 380. 17e de ligne. Procès verbal dresse par le citoyen Porte. le 1er Brumaire an XII (Utrecht).

51 Ibid. Xb 409. Inspection par le général de brigade Franceschi. Infanterie. 30e régiment d'infanterie de ligne composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le

20 vendémiaire an XIII (Aix-La-Chapelle); Ibid. Inspection par le général de brigade Trigny. Infanterie. 30e régiment d'infanterie de ligne composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 8 thermidor an XIII (Aix-La-Chapelle).

52 Ibid. Inspection par le général de division Schauenburg. Troupes à pied. 30e régiment d'infanterie de ligne. Livret pour la revue d'inspection, le 26 novembre 1807 (Mayence).

53 Ibid. C2 317. 1813-1814. Registre d'ordres du jour du commandement de la 32e Division R militaire et de la place de Hambourg sous les ordres du Maréchal Prince d'Eckmühl du 17 juin о 1813 au 22 avril 1814: ordre du jour de la place, le 10 mars 1814. ^

54 Ibid. Xb 410. Résumé de la revue d'organisation du 30e régiment d'infanterie de ligne, le z;

21 juillet 1814 (Thionville); Ibid. Procès verbal d'organisation du 30e régiment d'infanterie de 13 ligne, le 21 juillet 1814 (Thionville). S

55 S.H.D./GR, Sous-série Xb 410. 30e régiment d'infanterie de ligne. 5e bataillon (dépôt), le Д 21 septembre 1815. 13

56 Ibid. 21 Yc 150 à 158; Ibid. 21 Yc 273 à 280; 22 Yc 107 à 116.

57 SabonJ.-L. Mémoires du Petit-Louis ou l'apprenti horloger de Genève devenu musicien et chef -2 de musique dans le 69e régiment d'infanterie de ligne de la Grande Armée de Napoléon 1er // щ Soldats suisses au service étranger. T. 3. Genève, 1910. P. 58-60.

58 S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Ministère de la guerre. Direction générale des revues et de la conscription militaire. Circulaire N 72. Paris, le 2 novembre 1807. £

59 Схожая ситуация и с полковыми саперами. По ним в регистрах линейной и легкой пехо- tj ты информация отсутствует. В полковой структуре они являлись лишь частью гренадер- ^ ских рот и в период 1-й Империи были только символами престижа во время парадов; -5

оо

основная же роль саперов на поле боя была связана с обозначением края батальонов при выравнивании рядов. Bardin É.-A. Dictionnaire de l'armée de terre. Part. 15. Paris, 1850. P. 4778.

60 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 16; Ibid. 21 Yc 158. 17e régiment d'infanterie de ligne, octobre 1814 — 22 juin 1815 (matricules 1 à 2 593). P. 2; C.A.R.A.N. LH18484 2 (METON, François).

61 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 134; Annales nécrologiques de la Légion d'honneur... rédigées d'après des mémoires authentiques / Par Jos. Lavallée, chef de division à la grande chancellerie de la Légion d'honneur. Paris, 1807. P. 251; État général de la Légion d'honneur depuis son origine. T. 2. Paris, 1814. P. 135.

62 S.H.D./GR, Sous-série Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 75; C.A.R.A.N. LH156561 (LEGUILLIER, Jean, Charles); État général de la Légion d'honneur. T. 2. Paris, 1814. P. 247.

63 См. ниже.

64 См.: Целорунго Д. Г. База данных «Солдаты и офицеры российской армии — участники Бородинского сражения»: социальные портреты, поведение в бою, боевые отличия // «Сей день пребудет вечным памятником.» Бородино 1812-2012: Материалы Международной научной конференции, 3-7 сентября 2012 г. / Сост. А. В. Горбунов. Можайск, 2013. С. 35. При обращении к графам регистров с описанием внешности необходимо учитывать и некоторые существовавшие в ту эпоху особенности. Прежде всего см.: S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2040. Calepin signalétique, pour servir à prendre le signalement d'un homme; correctement & uniformément dans l'armée par Comte Auguste, capitaine de voltigeurs au 7e de ligne. Strasbourg, 1841.

65 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 232; Ibid. 2 Yb 163. Registre des services de MM. les officiers. 17e régiment d'infanterie de ligne. Vol. 2. An XII-1813. P. 341; C.A.R.A.N. LH1344 1 8 (JACQUET, Jean, Pierre).

66 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 369.

^ 67 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 150. 17e régiment d'infanterie de ligne, 24 vendémiaire an XII — ^ 16 messidor an XIII [17 octobre 1803 — 5 juillet 1805] (matricules 1 à 3 000). P. 232. Ц 68 Ibid. 21 Yc 152. 17e régiment d'infanterie de ligne, 20 mai 1807 — 2 mai 1811 (matricules 6 001 ^ à 9 000). P. 171.

S 69 S.H.D./GR, Sous-série. 21 Yc 153. 17e régiment d'infanterie de ligne, 2 mai 1811-20 décembre g 1811 (matricules 9 001 à 10 800). P. 45.

R 70 Ibid. 21 Yc 274. 30e demi-brigade d'infanterie de ligne, 19 thermidor an XI — 8 messidor an ^ XIII [7 août 1803 — 27 juin 1805] (matricules 1 801 à 3 600). P. 156.

sS 71 S.H.D./GR, Sous-série 21 Yc 273. 30e demi-brigade d'infanterie de ligne, 4 brumaire an XI § [26 octobre 1802] (matricules 1 à 1 800). P. 51.

eu 72 Ibid. 21 Yc 274. 30e demi-brigade d'infanterie de ligne, 19 thermidor an XI — 8 messidor an ^ XIII [7 août 1803 — 27 juin 1805] (matricules 1 801 à 3 600). P. 17. о 73 GiraultP.-R. Mes Campagnes sous la République et l'Empire, 1791-1810. P. 4. g 74 См.: HaussadisJ.-M. Les figurines de carte, source pour l'uniformologie: l'exemple des sS collections alsaciennes // CERMA — Cahiers d'études et de recherches du musée de l'Armée. § Les ombres de l'Empire. Approches anthropologiques, archéologiques et historiques de la ^ Grande Armée. 2009. N 5 (Hors-série). P. 297-314.

^ 75 В качестве дополнительного примера можно привести меховые медвежьи шапки саперов ^ и кольбаки вольтижеров, включая и тамбур-мэтра, в которых показаны страсбургские сол-Й датики 30-го полка. Wurtz-Pées (familles). 30e régiment d'infanterie de ligne, premier Empire.

Figurines de carte réalisées à Strasbourg par les familles Wurtz et Pées entre 1825 et 1855. Aquarelle; bois (matière); carton; papier (matière) // Paris, musée de l'Armée. Fonds: Militaria. № d'inventaire: 2747; Bucquoy E.-L. Les uniformes du Premier Empire. T. 4 (Infanterie). Paris: Jacques Grancher, 1979. P. 188-195. Тем не менее ни в инспекциях периода начала Империи (1803-1808 гг.), ни Реставрации мы не находим ни одного упоминания о закупках данных головных уборов. S.H.D./GR, Sous-série Xb 409. Inspection par le général de brigade Franceschi. Infanterie. 30e régiment d'infanterie de ligne composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 20 vendémiaire an XIII (Aix-La-Chapelle); Ibid. Inspection par le général de brigade Trigny. Infanterie. 30e régiment d'infanterie de ligne composé de trois bataillons. Livret général pour la revue d'inspection, le 8 thermidor an XIII (Aix-La-Chapelle); Ibid. 30e régiment d'infanterie de ligne. Etat des prix des fournitures en tout genre... le 26 novembre 1807; Ibid. Inspection par le général de division Schauenburg. Troupes à pied. 30e régiment d'infanterie de ligne. Livret pour la revue d'inspection, le 26 novembre 1807 (Mayence); Ibid. Xb 410. Résumé de la revue d'organisation du 30e régiment d'infanterie de ligne, le 21 juillet 1814 (Thionville); Ibid. Procès verbal d'organisation du 30e régiment d'infanterie de ligne, le 21 juillet 1814 (Thionville); Ibid. 30e régiment d'infanterie de ligne. 5e bataillon (dépôt), le 21 septembre 1815. Инспекционные документы фиксировали наличие или отсутствие подобных вещей, как и различные отклонения, просьбы, пожелания и пр. Интересен следующий случай: 13 марта 1815 г., в период 1-й Реставрации генерал-лейтенант, инспектор 1-й военной дивизии, барон Франсуа-Николя Фрирьон (Fririon) (1766-1840) известил военного министра, что после проведенной инспекции полковник 14-го линейного полка Тома-Робер Бюжо де ля Пиконри (Bugeaud de la Piconnerie) (1784-1849) выразил ему свое сожаление о замене в силу экономии меховых медвежьих шапок киверами в армейских гренадерских ротах. Бюжо подчеркнул, что гренадеры — первые солдаты в линии, которых отличал и украшал прежде всего данный головной убор, и в случае его сохранения у солдат было бы больше рвения попасть в элитную роту, а это уже является «делом чести». Однако, несмотря на все приведенные выше доводы, полковнику со стороны инспектора было указано, что шапка, в отличие от киверов, на расстоянии в 700-800 шагов — прекрасный отличительный знак для противника, который стремится опрокинуть именно гренадеров и тем самым деморализовать остальные роты полка, поэтому-то меховая шапка и была заменена. К тому же, «меховая шапка — хороша для мирного времени, но в период войны она — неудобна и чрезвычайно стесняет». S.H.D./GR, Sous-série Xs 271. 1re division. Bureau de l'inspection infanterie. Ministère de la guerre. Rapport fait au Ministre, le 3 mars 1815.

В период работы мы не смогли выявить ротных флейтистов в регистрах и инспекциях всех трех полков за 1803-1812 гг., что свидетельствует об их отсутствии в 13-м легком, 17-м и 30-м линейных полках. Во время Империи они были лишь в Консульской, впоследствии Императорской Гвардии, а также в швейцарских полках. Во французской линейной и легкой пехоте они могли появиться лишь случайно, например, по прихоти какого-нибудь отдельно взятого полковника. Bardin É.-A. Dictionnaire de l'armée de terre. Part. 8. Paris, 1849. P. 2317. S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Ministère de la guerre. Direction générale des revues et de la conscription militaire. Circulaire N 72. Paris, le 2 novembre 1807. 13

S.H.D./GR, Sous-série 1 M 2173. Quelques idées sur la Musique militaire. Orléans, le 3 août "G 1812. %

к &0

3 -O

СЛ ^

eu eu Рч

g

3

76

77

78

References

Celorungo D. G. Baza dannyh "Soldaty i oficery rossijskoj armii — uchastniki Borodinskogo srazheniya": social'nye portrety, povedenie v boyu, boevye otlichiya // "Sej den' prebudet vechnym pamyatnikom." Borodino 1812-2012: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 3-7 sentyabrya 2012 g. / Sost. A. V. Gorbunov. Mozhajsk, 2013. S. 31-40.

AlombertP.-C. Le corps du maréchal Mortier en 1805. III — Formation de la division Dupont // Carnet de la Sabretache: revue militaire rétropective. 1896. N 44 (août). P. 403-418.

Alombert P.-C., Colin J. La campagne de 1805 en Allemagne. Nouvelle édition sous la direction de Jacques Garnier. Paris, 2002. T. I-V.

Annales nécrologiques de la Légion d'honneur, rédigées d'après des mémoires authentiques / Par J. Lavallée, chef de division à la grande chancellerie de la Légion d'honneur. Paris, 1807.

Bardin É.-A. Dictionnaire de l'armée de terre, ou Recherches historiques sur l'art et les usages militaires des anciens et des modernes. Paris, 1841-1851. Part. 1-12.

[Béniton E.] A la conquête de l'Europe ou les souvenirs d'Etienne Béniton dit le capitaine Gervais. Paris, 2002.

Bucquoy E.-L. Les uniformes du Premier Empire. Paris, 1979-1985. T. 1-10.

Carles P. Les musiques de l'Infanterie (2e partie) // Infanterie. Bulletin de l'association des amis du Musée de l'Infanterie. 1994 (1er Semestre). № 26. P. 3-15.

Collection complète des lois, décrets, ordonnances, règlements et avis du Conseil d'Etat (de 1788 à 1824 inclusivement, par ordre chronologique) / Publiée sur les éditions officielles. par J. B. Duvergier. Paris, 18251828. Vol. 1-24.

Correspondance de Napoléon Ier / Publ. par ordre de l'empereur Napoléon III. Paris, 2006. Vol. I-XXXII. Correspondance du maréchal Davout, prince d'Eckmühl: ses commandements, son ministère, 1801-1815 / Avec introd. et notes, par Ch. de Mazade. Paris, 1885. T. 1-4.

[Darbou]. Musée historique de la ville de Strasbourg. Les petits soldats d'Alsace. Fichier de la collection Carl. Strasbourg. [Manuscrit]. S. a. Part. I-II.

Dictionnaire Napoléon / Sous la dir. de J. Tulard. Vol. 1-2 (I-Z). [Paris], 1999. État général de la Légion d'honneur depuis son origine. Paris, 1814. T. 1-2.

François C. Journal du capitaine François dit le dromadaire d'Egypte / Présenté par jacques Jourquin. Paris, 2003.

Girault P.-R. Mes Campagnes sous la République et l'Empire, 1791-1810. La Rochelle, 1884. HaussadisJ.-M. La gloire des petits soldats au Musée de l'Armée (XVIIIe-XIXe siècles) // Soldats napoléoniens. 2007 (Décembre). N 16. P. 59-71.

Haussadis J.-M. Les figurines de carte, source pour l'uniformologie: l'exemple des collections alsaciennes // CERMA — Cahiers d'études et de recherches du musée de l'Armée. Les ombres de l'Empire. Approches anthropologiques, archéologiques et historiques de la Grande Armée. 2009. N 5 (Hors-série). P. 297-314. Journal militaire: journal. Paris, 1791-1815. Part. I-II. Margueron L. J. Campagne de Russie. 1re partie. Paris, s.a. T. 1-4. ^ Neste R, van den. Journal de campagne du colonel J. B. Plaige // La Figurine. 1960. 4e trimestre. P. 126-S 129; 1961. 1er trimestre. P. 10-13; 1961. 3me trimestre. P. 85-90; 1961. 4me trimestre. P. 135-144; 1962. § 1er trimestre. P. 8-14; 1962. 2me trimestre. P. 63-69; 1962. 3me trimestre. P. 105-116; 1962. 4me trimestre. R P. 163-175; 1963. 1er trimestre. P. 3-6; 1963. 3me trimestre. P. 83-88.

Pigeard A. L'armée napoléonienne / Préface de J. Tulard. [Entremont-le-Vieux], 1993. sS Pigeard A. L'infanterie napoléonienne // Tradition magazine. 2001. N 19 (Hors Série). P. 4-74. § Pigeard A. Dictionnaire de la Grande Armée / Préface de J.-O. Boudon. Paris, 2004.

Quintin D. et B. 2 décembre 1805. Austerlitz. Dictionnaire biographique des officiers, sous-officiers et (S soldats tués ou mortellement blessés à Austerlitz. Paris, 2004.

Quitin J. La musique à Liège entre deux révolutions: 1789-1830. Sprimont, 1997.

Ö Soldats suisses au service étranger. Genève, 1908-1919. T. 1-8. «

S «

o \o

О

Д. И. Горшков. Полковые оркестры 1-й пехотной дивизии

1-го армейского корпуса в период русской кампании 1812 г.

Статья посвящена комплектованию и численности полковых оркестров 1-й пехотной дивизии Ш.-А.-Л.-А. Морана в период русской кампании 1812 г. На основании анализа данных инспекционных документов и матрикулярных регистров, выявленных в период работы в фондах Исторической службы Министерства обороны Франции, представлена динамика развития полковых оркестров 1-й пехотной дивизии в 1805-1812 гг. В научный оборот впервые вводятся новые источники о составе, численности оркестров. Предпринята попытка реконструкции биографий музыкантов и их обобщенного историко-социального портрета. Всё это позволило существенным образом скорректировать традиционные представления об оркестрах периода 1-й Империи, заложить основу для будущих более масштабных исследований и критически посмотреть на информационный потенциал отдельных источников, традиционно использовавшихся авторами при обращении к рассматриваемой теме.

Ключевые слова: французские военные оркестры, 1-я пехотная дивизия, русская кампания 1812 г., французская армия 1804-1815 гг., Великая армия.

D. I. Gorshkov. Regimental bands of the 1st infantry division of the 1st army corps of Grande Armée

during the Russian campaign of 1812

This article examines the creation and the strength of regimental orchestras in the 1st Infantry Division under General Morand in Russian campaign 1812. On the base of analysis of inspection documents and named registers the author discovers the development of regimental orchestras of the 1st Infantry Division in 18051812. These documents were discovered during research in Service historique de la Défense (S.H.D. — château de Vincennes). For the first time the author revealed new sources about the numbers and structure of the orchestras. The article presents an attempt to reconstruct the bios of musicians and their historical and social portrait. All this helped a lot to correct traditional views on the First Empire orchestras, to put basis for future large-scale researches and make critical analysis of some sources, which were traditionally used while studying this theme.

Key words: French military bands, 1st Infantry Division, Russian campaign of 1812, French Army (18041815), Grande Armée.

Горшков, Дмитрий Игоревич — старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина (Захарово-Вязёмы).

Gorshkov, Dmitriy Igorevich — senior researcher, Pushkin's State Historical-Literary Memorial Estate in

Zaharovo-Vyazëmy.

E-mail: [email protected]

X &o

3

-O

Oi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.