Научная статья на тему 'Военная иконография периода Первой Империи во Франции как символ эпохи (на примере портрета егеря 13-го легкого полка А. Пикара)'

Военная иконография периода Первой Империи во Франции как символ эпохи (на примере портрета егеря 13-го легкого полка А. Пикара) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ АРМИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ 1804-1815 ГГ. / РУССКАЯ КАМПАНИЯ 1812 Г / АЛЕКСИС ПИКАР / ИКОНОГРАФИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ ПЕРИОДА I ИМПЕРИИ / ИКОНОГРАФИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ 1804-1815 ГГ / МАТРИКУЛЯРНЫЕ РЕГИСТРЫ ФРАНЦУЗСКОЙ АРМИИ ПЕРИОДА ВОЙНЫ 1812 Г / 13-Й ЛЕГКИЙ ПОЛК 1-Й БРИГАДЫ 1-Й ПЕХОТНОЙ ДИВИЗИИ / МОРАНА 1-ГО АРМЕЙСКОГО КОРПУСА ДАВУ ВЕЛИКОЙ АРМИИ 1811-1812 ГГ / GREAT ARMY (GRANDE ARMéE) / FRENCH ARMY OF 1804-1815 / RUSSIAN CAMPAIGN OF 1812 / 1E DIVISION D''INFANTERIE SOUS MORAND DU 1ER CORPS D''ARMéE DU MARéCHAL DAVOUT / 1811-1812) / ALEXIS PICARD (ALLEXY PICARD) / ICONOGRAPHY OF THE FRENCH ARMY / UNIT ROSTERS OF THE FRENCH ARMY DURING THE 1812 CAMPAIGN / THE FIRST EMPIRE 1804-1815 / 13TH LIGHT REGIMENT OF THE 1ST BRIGADE OF GENERAL MORAND'S 1ST INFANTRY / DIVISION OF MARSHAL DAVOUT'S 1ST ARMY CORPS OF THE GRANDE ARMéE / 13E RéGIMENT D''INFANTERIE LéGèRE DE LA 1E BRIGADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горшков Дмитрий Игоревич

На основании критического анализа обнаруженного автором в американском архиве неизвестного источника в статье рассматриваются новые подходы в исследовании военной иконографии эпохи Первой Империи во Франции. На примере наивного портрета егеря 13-го полка легкой пехоты А. Пикара (1812 г.), с одной стороны, воссоздается коллективный портрет определенного полка французской армии в начале 1812 г., а с другой делается попытка через скрытый культурный код и сложный язык эмблематов эпохи понять конкретного человека прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горшков Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military iconography of the period of the First Empire in France as a symbol of the era (on the example of the portrait of the huntsman of the 13th light regiment A. Picard)

Based on the critical analysis of an unknown source discovered by the author in the American archive, new approaches are considered in the study of military iconography of the First Empire in France. On the one hand, the collective portrait of a certain regiment of the French army at the beginning of 1812 is recreated and, on the other, an attempt is made through a hidden cultural code and complex language emblems of the era to understand a particular person of the past.

Текст научной работы на тему «Военная иконография периода Первой Империи во Франции как символ эпохи (на примере портрета егеря 13-го легкого полка А. Пикара)»

Историография, источниковедение и методы

исторического исследования

Д.И. Горшков

Военная иконография

периода Первой Империи во Франции

как символ эпохи

(на примере портрета

егеря 13-го легкого полка А. Пикара)1

На основании критического анализа обнаруженного автором в американском архиве неизвестного источника в статье рассматриваются новые подходы в исследовании военной иконографии эпохи Первой Империи во Франции. На примере наивного портрета егеря 13-го полка легкой пехоты А. Пикара (1812 г.), с одной стороны, воссоздается коллективный портрет определенного полка французской армии в начале 1812 г., а с другой - делается попытка через скрытый культурный код и сложный язык эмблематов эпохи понять конкретного человека прошлого.

Ключевые слова: Великая армия, французская армия 1804-1815 гг., Русская кампания 1812 г., 13-й легкий полк 1-й бригады 1-й пехотной дивизии Морана 1-го армейского корпуса Даву Великой армии 1811-1812 гг., Алексис Пикар, иконография французской армии периода I Империи, иконография французской армии 1804-1815 гг., матрикулярные регистры французской армии периода войны 1812 г.

1 Автор выражает благодарность своим коллегам: А.Ф. Теленику, который, на основе широкого круга источников и материалов из дела 1 M 2040 коллекции S.H.D., смог воссоздать и «уточнить» внешний облик А. Пикара, а также Питеру Харрингтону (Peter Harrington), куратору Anne S.K. Brown Military Collection, и Лорен Кристеллер (Laurent Christeller), менеджеру Исторического архива Banque Pictet & Cie SA.

В эпоху войн Первой Республики и Первой Империи во Франции р 5 è ~ и s

портретный жанр в армейской среде становится, наряду с частной пере- ^ s со

пиской, не просто одним из способов «напоминания» о себе, но и опре- з °

деленным маркером, фиксировавшим изменение социального статуса è| р^

Q

самого изображенного [7]. В этом контексте неудивительно, что имен- ^ Е| но в армии портрет получил широкое распространение и пользовался >! огромной популярностью: от наивных акварельных портретов в пись- о мах, портретной миниатюры до крупных станковых произведений.

Разнообразие данного эмпирического материала заставляет рассматривать иконографию как репрезентативный источник, к тому же выводящий исследователя на новый уровень постановки проблем и позволяющий с иной позиции оценивать важнейшие процессы в период трансформации французской армии «Старого порядка» в национальную, а позже в имперскую армию нового типа2.

Исходя из данного положения, нужно существенно скорректировать всевозможные усредненные реконструкции социально-антропологического портрета французского военного, основанные на массовых источниках, например, на матрикулярных регистрах французской армии. Между тем, сегодня крайне важно всесторонне и комплексно подходить к имеющемуся материалу. Все это, безусловно, расширяет горизонт исследовательского поля, существенно повышая информационный потенциал каждого из источников и позволяя более четко установить их корреляционную зависимость друг от друга, а также открыть подлинного человека прошлого и лучше понять повседневную составляющую его жизни.

В подтверждение данного положения и в качестве демонстрации одного из подходов к работе с источниками представляется важным обратиться к портрету (или автопортрету) Алексиса Пикара, егеря 13-го легкого полка в 1812 г., и к его матрикулярному регистру.

Акварельный рисунок размером 29 х 37,2 см с портретом Алексиса (Алекси) Пикара хранится в собрании института «Anne S.K. Brown Military Collection» (Провиденс, США) [2]. Несмотря на наивное изображение, утраты и пр., данная акварель является настоящим сокровищем для каждого, кто занимается историей войн Первой Империи, учитывая крайне ограниченный круг источников3 и работ [24], связанных с 13-м полком легкой пехоты. На рисунке Пикар изображен в кивере образца 1806 г., не предполагавшем подбородочной чешуи [18, p. 67, 115]. Тем не менее,

2 Наиболее ярко эти процессы освещены в работе Ж.-П. Берто 1979 г. [5].

3 Об этом уже отчасти говорилось в нашей публикации, посвященной неизвестному рапорту 17-го линейного полка [1, с. 70-73].

сс Ф о к О т Ч

р=о5

ОтЬи

Рис. 1

Автопортрет солдата 13-го легкого полка 1-й бригады 1-й пехотной дивизии Морана 1-го армейского корпуса Даву Великой армии Алексиса Пикара. 1812 г.

Рис. 2. Графическая реконструкция облика солдата 13-го легкого полка

1-й бригады 1-й пехотной дивизии Морана 1-го армейского корпуса Даву Великой армии Алексиса Пикара. Худ. А.Ф. Теленик. 2017 г.

90

. j

of Oj О к

Si! (51 исходя из невысокого качества рисунка, нельзя полностью исключать

го ш 5 та

Вш ^ о того обстоятельства, что перед нами - переходная модель 1807-1809 гг., послужившая основной для образца 1810 г. [20, p. 151-154]. Ее глав-

¡2 1 ь У ной отличительной чертой было отсутствие по бокам кивера кожаных £ з V-образных шевронов [19, p. 252-253; 25], а также в некоторых случаях стала появляться подбородочная чешуя [3, p. 184-185, 208, 224 s (lot № 330)]. Изображенная латунная или, следуя за стилем эпохи, «желтого металла» киверная бляха образца 1806 г., видимо, являлась отличительной чертой 13-го легкого полка в этот период. Тем не менее, исходя из запутанных и нецентрализованных закупок, производимых полковой администрацией, что было характерно и для других полков Империи, например, для 84-го линейного полка [9], данный образец существовал параллельно с официальными моделями: 1806 и 1810 гг. соответственно. Напомним, что кивера легкой пехоты 1806, 1810 и 1812 гг., в отличие от линейной пехоты, не предполагали наличия украшений из «желтого металла» [18, p. 67, 115; 20, p. 151-154, 230].

Не менее любопытны следующие изображенные элементы: старомодная для периода 1810-1812 гг. прическа с напудренными волосами, гражданский белый жилет буржуа, неотделанные белой выпушкой красный воротник и красные остроконечные вставные обшлага мундира, полусабля модели 1790 г. (возможно, и более ранняя, т.е. 1767 или 1770 гг.) и, безусловно, черные парадные зимние полугетры с зеленой выпушкой в стиле «сапог а ля рюс». Заметим, что в силу объективных причин мы не можем четко определить тип перевязи, показанной на портрете, но исходя из того, что перед нами простой егерь, скорее всего, здесь изображена модель, введенная министерским постановлением 4 брюмера X г. Республики (26 октября 1801 г.), но с отстегнутыми штыковыми ножнами, специально для выхода в город [20, p. 16].

Все эти показанные детали легко соотносятся с материалами инспекций от 5 декабря 1807 г. и полковыми расходными документами 1806-1811 гг. [16; 26]. Прежде всего, в означенный временной отрезок 13-й легкий полк массово, несмотря на жалобы инспекторов смотров, закупал султаны для карабинерских (полностью красные), вольтижерских (полностью зеленые) и егерских (полностью зеленые) рот. Официально их поставки в полк прекратятся лишь в 1811 г., и они будут заменены помпонами. Подбородочная чешуя для киверов полком не закупалась. Она появится в 13-м полку только в 1811 г., уже после принятия новой модели 1810 г. Основным головным

убором в 1807-1812 гг. являлся кивер с этишкетом, т.е. образец 1806 г.

В целом, исходя из данных инспекции от 9 термидора XIII г. Республики > (25 июля 1805 г.), в полку до 1807 г. было только 27 меховых шапок [17]. о С учетом того, что для аджюданов (старших унтер-офицеров) вплоть до 1813 г. полковая администрация специально закупала шляпы, можно предположить, что меховые шапки носило лишь охранение полкового орла. Тем не менее, поставки меховых шапок после русской катастрофы 1812 г. прекратились.

Любопытно, что с 1806 по 1808 гг. в егерских и вольтижерских ротах носили одинаковые модели эполет - полностью зеленые, тогда как карабинеры носили полностью красные. В 1809 г. эполеты егерей и вольтижеров несколько изменились: вместо зеленого валика стал использоваться бело-зеленый. Тем не менее, этот последний вариант просуществовал, вероятно, недолго, и к 1812 г. егеря получили традиционные модели: зеленые с красным валиком, т.е. тот тип, который мы видим на акварели с портретом Пикара. Косвенно это подтверждают и воспоминания лейтенанта (с 22 июня 1811 г.) 13-го легкого полка Этьена Бенитона, прозванного Жервэ [Béniton dit Gervais] (1779-1858) [4, p. 227]. Из полковых документов 1808-1812 гг. можно также узнать, что парадные длинные кюлоты или «панталоны с обтяжными пуговицами» специально украшались белым шнуром. Для кампаний же полк закупил в 1810-1812 гг. холщовые панталоны и серые полугетры. Жервэ пишет о панталонах из нанки, купленных у еврейских купцов в Гамбурге в начале лета 1810 г. [Там же, p. 225-226].

Сопоставляя всю имеющуюся информацию, можно предположить, что данный акварельный рисунок сделан по случаю возможного перевода Пикара в 13-й легкий полк, что объясняет наличие некоторых архаичных элементов и отчасти подпись под этим рисунком, адресованную отцу егеря:

«Остенде. Господину Алекси Пикару, моряку, проживающему в Шательро, улица Кордельеров, департамент Вьенны, в Шательро.

Алекси Пикар, ставший егерем в тринадцатом полку легкой пехоты, оставивший Остенде [и проделавший путь в] 300 лье, чтобы добраться до границ Рейна. Портрет оного, в нашей униформе, препровождается вам.

Тем не менее, после 1807 г. было куплено для 1-х карабинерских рот 240 меховых шапок и этишкеты к ним; основываясь на документах 1810 г., для шапок отдельно закупали также верхние кисточки, кокарды и льняной галун, последний, вероятно, для украшения донца шапки.

О -О rN - о.

92

. j

с— О cc

■e-igi Алекси Пикар, сын Алекси Пикара, моряка, и Мари Брагиэ, его

го

a-g-ш о матери»4.

OOÏ4 „

s о И лишь полковой матрикулярный регистр позволяет расставить все

g I h У точки над «i».

s g - Итак, Пикар [Picard] (Алекси или Алексис), родился 10 мая 1792 г. ¡2 (крещен в тот же день) в Шательро (кантон Шательро, департамент s Вьенна), сын Алекси или Алексиса [Alexy, Alexis] Пикара, «моряка (marinier), проживающего в Шательро на улице Кордельеров», и Мари Брагиэ (Braguier, Braguié, в оригинале - Бренье (Brenier). - Д.Г.). Рост: 1 м 55 см; лицо: круглое; лоб: обычный; глаза: карие; нос: большой; рот: средний; подбородок: круглый; волосы и брови: каштановые. Профессия: бондарь. Его дом в период поступления на службу находился в Шательро (Вьенна). Прибыл в полк 27 марта 1812 г. как конскрипт 1812 г., включенный в список военнообязанных кантона Шательро под № 83, прикреплен ко 2-й роте 5-го батальона 13-го полка легкой пехоты, предположительно, взят в плен в период кампании 1812 г. в России [2; 8, p. 10 (1792, le 10 mai; B. Alexis né de Picard et Braguié); 21, p. 13 (442/83 -Alexis Picard); 27, p. 53].

Прежде всего, данный источник позволяет четко определить положение Пикара в полковой иерархии: фузилер во 2-й роте 5-го батальона, т.е. в полковом депо, располагавшимся в Остенде. Подчеркнем, что 20 апреля 1812 г. 2-я рота под командованием капитана (с 17 августа

4 Мы намеренно приводим здесь оригинальный французский текст, чтобы продемонстрировать некоторые особенности диалекта, существовавшего на территории департамента Вьенна, и орфографию данного источника, сформированную под влиянием фонетики:

Note: OSTENDE. A Monsieur Monsieur (sic)

Alléxy Picard Marinier (в оригинале - marrinier. - Д.Г.) Demeurant à Ch[â]tellerault Rue

Des Cordeliers Département (в оригинале - departeman. - Д.Г.) De la Vienne (в оригинале - Delavien. - Д.Г.) [à] Ch[â]tellerault

Alléxy Picard;

fit Chasseur (в оригинале - chassœur. - Д.Г.) dans le treizième (в оригинале -trésieme. - Д.Г.) régiment (в оригинале - régiman. - Д.Г.) D'infanterie légère (в оригинале - d'ainfantorieLegerre. -Д.Г.)

partant d'Ostende (в оригинале - partan dostende. - Д.Г.) pour aller (в оригинале -allé. - Д.Г.)

sur les frontière[s] du Rhin (в оригинале - rein. - Д.Г.) 300 lieues Le portrait (в оригинале - portré. - Д.Г. ) Celle vous envoyé

Celle est Notre (в оригинале - note. - Д.Г.) un uniforme

Alléxy Picard fils d'Alléxy Picard marinier (в оригинале - marrinier. - Д.Г.) et de Marie (в оригинале - Demarie. - Д.Г.) Bragui[er] sa mère (в оригинале - Samer. - Д.Г.) [2; 15, p. 227].

о" 2

1809 г.) Ж.-П. Дюшама (Duchamp) была направлена в Берлин, в Россию [11]. оо

Не менее важно учитывать место рождение Пикара, год конскрип- 'о з ° ции, профессию его отца и сделанный в подписи к рисунку явный упор § ^

О

на его пути от Шательро до Остенде и от Остенде до границ Рейна. ^ е^ Прежде всего, все это выдает в Пикаре молодого провинциала, объяс- ^ няя наличие гражданского жилета и старомодной прически, и говорит о о некотором соперничестве сына с отцом, о попытке заявить о себе как об участнике имперской эпопеи. Мы должны исходить в последнем случае из профессии адресата (моряк)5, низкой географической мобильности населения Франции [14, р. 187-212] и больших возможностях по «открытию мира», которые давала служба в армии [22, р. 201-214]. Невероятное ускорение жизни, победы, увеличение границ Империи, форсированные марши на фоне распространения наполеоновской легенды поражали современников. Представляется важным с этой перспективы посмотреть на многочисленные упоминания в письмах, дневниках и воспоминаниях о «покорении» географического пространства наполеоновской армией и ее союзниками6.

Благодаря всем этим положениям, а также исходя из аналогичных источников, писем солдат эпохи Империи, мы можем, даже не имея на руках прямых материалов, вполне объяснить появление на свет данного портрета. Так, об этом прямо пишет 7 июля 1813 г. один егерь 21-го легкого полка из Франкфурта домой: «Я посылаю вам свой портрет, матушка, чтобы вы не забывали меня; я же никогда в жизни вас не забуду» [12, р. 27]. Ему вторит, несколько с иной стороны подходя к этому вопросу, некий канонир Мелэн [МеИп]: «к обороту письма я присовокупил для вас мой образ, чтобы вы смогли убедиться в изысканности моей формы» [Там же]. Наравне с этим изображенные сердца по углам рамки рисунка также позволяют объяснить причины создания изображения, неся дополнительную смысловую нагрузку. Последние могут быть интерпретированы либо с позиции отдельных католических культов, либо геральдики. В первом случае крайне наивно экстраполированы в повседневное пространство символы культа Пресвятого Сердца Иисуса Христа (любви, обожания и преданности), причем их

5 Видимо, его отец служил на каком-то торговом судне, курсировавшем по Вьенне и Луаре, исходя из особого положения Шательро [23, р. 359].

6 В данном случае мы должны исходить не только из текста того или иного источника, но и его заголовка, особенно, при обращении к мемуарной литературе [10; 28, р. 17 (2), 19 (8), 25 (39), 36-37 (102), 53 (187), 60 (221), 65 (248), 66 (252, 256), 78 (321), 80 (331), 92 (393), 96 (420), 98 (430), 101 (443), 132 (613), 136 (632), 144 (673), 146 (685, 688), 152 (717), 164 (788), 172 (834, 837), 183 (896), 191 (936), 194 (953), 206 (1012), 208 (1025), 209 (1027), 216 (1060), 219 (1078), 229 (1121), 245 (1204), 246 (1210)].

94

. j of <u о ce

-e-lol адресатом в данном случае является семья Пикара [13]. Что касается S-g^ о второго, безусловно, более сложного варианта, то речь идет о т.н. крас-§ § а.^ ном пламенеющем сердце, «символе смелости, доблести, желания сра-glRy жаться за своего принца и отечество» [29, p. 328], в значении, прежде

'-J s ^

s g 3 всего, esprit de corps - духа воинской части, который должен был спла-s | чивать полк не только вокруг своего орла, но и фигуры императора.

Ф -п

s В целом, несмотря на некоторые разночтения, все это не противоре-s чит изображению и лишь подтверждает слова выдающегося французского исследователя Ж.-П. Берто, писавшего: «Культура восхваления воина орошала тысячи каналов народного воображения: дефилирующие военные и идущий в ногу оркестр, бюллетени и газеты, прославляющие доблесть, театры, на сценах которых пробуждались воители столь живые и столь отважные, и, конечно, песни и романы, где слышны были рыдания возлюбленных из-за военного долга, разделяющего их» [6, p. 299].

В конце особо подчеркнем, что работа с подобным материалом, с одной стороны, помогает более четко реконструировать коллективный портрет французского егеря одного из полков 1-й пехотной дивизии перед началом Русской кампании 1812 г. С другой стороны, данный подход, даже при отсутствии эпистолярных источников, позволяет лучше раскрыть повседневные заботы, радости, тревоги и т.д. людей изучаемого времени, особенно в переломный для Первой Империи период. В целом, анализ и сопоставление разных типов синхронных источников (иконография и матрикулярные регистры) дает возможность не только расшифровать скрытый культурный код и сложный язык эмблематов эпохи, но и максимально приблизиться к пониманию человека прошлого.

Библиографический список

1. Горшков Д.И. Неизвестный рапорт Жана-Жозефа Тарэра периода отступления Великой армии из России в 1812 году // Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи. Материалы XIII научной конференции. Москва, 24 апреля 2014 года. М., 2015. С. 14-75.

2. Allexy Picard (1 watercolor; 29 х 37,2 cm) // Anne S.K. Brown Military Collection; ASK Brown Call No FrU1812mf-3.

3. Armes anciennes et souvenirs historiques. Collection RVN & GC / Commis-saire-priseur Thierry de Maigret, expert Bernard Croissy. Paris, 2009.

4. [Béniton E.] A la conquête de l'Europe ou les souvenirs d'Etienne Béniton dit le capitaine Gervais. Paris, 2002.

5. Bertaud J.-P. La Révolution armée: les soldats-citoyens et la Révolution française. Paris, 1979.

6. Bertaud J.-P. Quand les enfants parlaient de gloire. L'armée au cœur de la France de Napoléon. Paris, 2006.

7. Charrié P. Lettres de guerres, 1792-1815. La Mothe-Achard, 2004. g

8. Châtellerault - Saint-Jacques // Archives départementales de la Vienne, Sous- eu g œ-Série 9 E 5ml 7/ 77. vo ^ 5

9. Copie d'un register coté et paraphé par le major du 84e à Artegna sous la date â™ du 5 mars 1807 // Service Historique de la Défense/GR, Sous-Série Xb 499. g Èb

10. Correspondance de Jacques dit James Pictet (1777-1816), capitaine dans ^ ^ le Régiment de Dragons de la Garde Impériale (général de St.-Sulpice), à son ^ père Issac Pictet (1746-1823) en 1812 // Fondation des Archives de la Famille q Pictet, Genève. ^

11. État nominatif des officiers du 13e régiment d'infanterie légère (dépôt), le 18 juillet 1812 (Ostende) // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série Xb 590.

12. Fairon E., Heuse H. Lettres de grognards / Préfacée par Louis Madelin. Liège -Paris, 1936.

13. Fumel J.-F.-H., de. Le culte de l'amour divin, ou La dévotion au sacré cœur de Jésus. Lodeve, M. DCC. LXVII.

14. Hayhoe J. L'exogamie comme indicateur de la mobilité géographique en Bourgogne rurale au XVIIIe siècle // Annales de démographie historique. 2011. Vol. 121. № 1. P. 187-212.

15. Hugo A. France pittoresque. T. 3. Paris, 1835.

16. Inspection. Infanterie. 13e régiment d'infanterie légère, le 5 décembre 1807 // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série Xb 589.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Inspection. Infanterie. 13e régiment d'infanterie légère, le 9 thermidor an XIII // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série Xb 589.

18. Journal militaire. Part. I. Paris, 1807.

19. J.M.H. Shako de troupe du 14e régiment d'infanterie de ligne // Napoléon et les Invalides. Collections du musée de l'Armée / Sous la direction É. Robbe et J.-M. Haussadis. Paris - Annecy le Vieux, 2010. P. 252-253.

20. Le Goupil. Manuel de l'administration et de la vérification des masses d'habillement, et de harnachement et ferrage. Paris, 1812.

21. Liste du tirage des conscrits - Châtellerault, 1812 // Archives départementales de la Vienne, Sous-Série 9 R 6/17.

22. Petiteau N. De la mobilité géographique à la mobilité sociale: l'exemple des anoblis du Premier Empire // La circulation des élites européennes. Entre histoire des idées et histoire sociale, colloque de Nanterre, 20-22 mai 1999. Paris, 2002. P. 201-214.

23. Peuchet J. Dictionnaire universel de la géographie commerçante. T. 3. Paris, an VII.

24. Résumé de l'historique du 88e régiment d'infanterie. Auch: Typographie-lithographie Th. Bouquet, 1899 - Poyen-Bellisle (capitaine), Historique du 88e régiment d'infanterie, [manuscrit], entré en 1878 // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série 4 M 77.

25. Shako, 14e régiment d'infanterie de ligne, vers 1808-1810 // Paris, musée de l'Armée. Fonds: Militaria. № d'inventaire: 09718; Gb 385.1.

26. 13e régiment d'infanterie légère (ancien). Rapport au ministre sur l'arrêté général de la comptabilité dudit corps, le 13 mars 1821 // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série Xb 590.

27. 13e régiment d'infanterie légère, 1812 // Service Historique de la Défense / GR, Sous-Série 22 Yc 111.

■g"!

р p=

J О к

"oi

■S S g»

У s

; ч • p

28. Tulard J. Nouvelle bibliographie critique des mémoires sur l'époque napoléonienne écrits ou traduits en français. Nouv. éd. rev. et enrichie. Genève, 1991.

29. Viton de Saint-Allais N. Dictionnaire encyclopédique de la noblesse de France. T. 1. Paris, 1816.

Горшков Дмитрий Игоревич - кандидат исторических наук; старший научный сотрудник, Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (Захарово - Вязёмы), пос. Большие Вязёмы Одинцовского района Московской обл. E-mail: le84e-regiment@mail.ru

D.I. Gorshkov

Military iconography of the period of the First Empire in France as a symbol of the era (on the example of the portrait of the huntsman of the 13th light regiment A. Picard)

Based on the critical analysis of an unknown source discovered by the author in the American archive, new approaches are considered in the study of military iconography of the First Empire in France. On the one hand, the collective portrait of a certain regiment of the French army at the beginning of 1812 is recreated and, on the other, an attempt is made through a hidden cultural code and complex language emblems of the era to understand a particular person of the past.

Key words: Great army (Grande Armée), French army of 1804-1815, Russian campaign of 1812, 13th Light Regiment of the 1st Brigade of General Morand's 1st Infantry Division of Marshal Davout's 1st Army Corps of the Grande Armée (13e régiment d'infanterie légère de la 1e brigade, 1e division d'infanterie sous Morand du 1er corps d'armée du maréchal Davout, 1811-1812); Alexis Picard (Allexy Picard), iconography of the French army, unit rosters of the French army during the 1812 Campaign, the First Empire 1804-1815.

Gorshkov Dmitriy I. - PhD in History; senior researcher, Pushkin's State Histori-co-literary Memorial Estate, Bol'shie Vyazemy, Odintsovo district, Moscow region. E-mail: le84e-regiment@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.