Научная статья на тему 'Полиция современной России: функции и миссия'

Полиция современной России: функции и миссия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3939
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ФУНКЦИИ / МИССИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ / POLICE FUNCTIONS / MISSION / EDUCATIONAL WORK WITH THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Ильичёв И. Е.

Понимание деятельности полиции, всех органов внутренних дел, Министерства в целом как патриотической миссии, миссии высочайшего общественного и государственного значения может и должно, по мнению авторов, обрести ключевое звучание в воспитательной работе с личным составом МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Ильичёв И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE IN MODERN RUSSIA: THE FUNCTIONS AND MISSION

Understanding of the work of the police, all the bodies of internal Affairs, the Ministry in General and as a Patriotic mission, the mission of the highest public and state significance can, and should, according to the author, to find the key sound in the educational work with the personnel of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Полиция современной России: функции и миссия»

ПОЛИЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФУНКЦИИ И

МИССИЯ

POLICE IN MODERN RUSSIA: THE FUNCTIONS AND

MISSION

УДК 351.741(470)

m

©

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ, и.Е. ИЛЬИЧЕВ,

кси-щищстг юридических наук, доцент доктор юридических наук, профессор

(Белгородский юридический институт МВД России) (Белгородский юридический институт МВД России)

I.F. AMELCHAKOV,

the candidate of Jurisprudence, the assistant professor of the Chair of State and Legal Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

I.E. ILITCHEV,

doctor of law, Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: понимание деятельности полиции, всех органов внутренних дел, Министерства в целом как патриотической миссии, миссии высочайшего общественного и государственного значения может и должно, по мнению авторов, обрести ключевое звучание в воспитательной работе с личным составом МВД России.

Ключевые слова: полиция, функции, миссия, воспитательная работа с личным составом.

Abstract: Understanding of the work of the police, all the bodies of internal Affairs, the Ministry in General and as a Patriotic mission, the mission of the highest public and state significance can, and should, according to the author, to find the key sound in the educational work with the personnel of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Keywords: police functions, mission, educational work with the personnel.

Федеральный закон «О полиции» устанавливает основные направления деятельности полиции:

1) защита личности, общества, государс-

тва от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонару шений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Согласно Федеральному закону по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности [1].

Перечисленные в законе направления деятельности в соответствии с Указом Президента РФ [2] реализуются подразделениями, организациями и службами полиции, на которые возлагаются:

а) приём, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных

ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесённых законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з)противодействие коррупции,терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативноразыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также за поведением осуждённых, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Указ Президента даёт по сути исчерпывающий перечень функций полиции, реализация которых закрепляется нормами процессуального права, соответствующими ведомственными административными регламентами.

Анализ правовых, организационных ус-

ловий и практики реализации указанных функций стал предметом активных научных исследований - по-видимому, в силу необходимости научного осмысления новой ситуации, возникшей в стране в связи с принятием Федерального закона «О полиции» и реформированием МВД России.

Р.Б. Гладких и Р.Е. Лабоцкая в ретроспективном ключе исследуют более чем актуальную проблему участия МВД России в реализации правоохранительной функции государства в сфере экономики [3]. А.А. Г равина сопоставляет опыт российского и зарубежного регулирования противодействия коррупции в деятельности полиции и суда [4].

О.П. Юнкина анализирует особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в экологической сфере [5].

Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел по пресечению экстремистских проявлений стало предметом исследования Ю.А. Кокова [6].

Привлекают внимание исследователей проблемы работы полиции «на земле».

И.Ф. Амельчаков, И.Н. Озеров, А.В. Ка-рагодин на основании соответствующего анализа формулируют конкретные предложения, направленные на совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе [7]. В.В. Денего исследует роль участковых уполномоченных полиции в реализации административных процедур по осуществлению административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы [8].

Перечень примеров работ «отраслевого» характера может быть существенно расширен. Между тем от внимания исследователей ускользает очень важный, на наш взгляд, качественно новый подход к определению не только содержания, но самого духа, психологии деятельности полиции в современной России. Психологии, которой не знала полиция дореволюционной, самодержавной России, не знала советская милиция, не знала и милиция постсоветского времени вплоть до её преобразования в современную полицию.

Эту - новую - психологию мы определяем, может быть, - пока - с некоторым преувеличением как миссионерскую. Однако постараемся обосновать свою позицию по данному вопросу.

Напомним: слово «миссия» определяется словарями прежде всего как «ответственная

роль, задание, поручение».

Законодатель от лица государства в соответствии с имеющимися у него конституционными полномочиями формулирует такую «ответственную роль, задание, поручение» полиции: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств» [1, ст. 1].

Конечно, закон, как мы видели, формулирует и иные направления деятельности (функции) полиции. Но именно процитированные выше определяют фундаментальное назначение - предназначение, миссию полиции, создают механизм реализации конституционных деклараций о высшей ценности человека, его прав и свобод, об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, превращают полицию, МВД России в центральный элемент этого механизма. Формулируемые Федеральным законом (глава 2), подробнейше изложенные принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество и др. лишь подчёркивают гуманистические ценности, которым обязаны следовать полиция и её сотрудники в своей профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [9] распространяет эти требования и за пределы рабочего времени сотрудников полиции, тем самым окончательно закрепляя именно миссионерский характер современной полиции и её деятельности.

Такой подход и такая психология в полной мере соответствуют идее, которую развивает Президент В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации [10]: «После 70-летнего советского периода граждане России прошли через необходимый и естественный этап восстановления значимости своих частных интересов. Это абсолютно нормально. Но работа каждого на себя имеет и свои пределы, имеет и свои границы. Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие

безопасности. Нельзя прожить особняком, не Понимание деятельности полиции, всех

помогая слабым, не расширяя ответственность органов внутренних дел, Министерства в

за пределы своей семьи либо профессиональной целом как патриотической миссии, миссии

группы или ассоциации. Сегодня это понимает высочайшего общественного и государс-

твенного значения может и должно, на наш все большее и большее число граждан нашей ’

„ „ взгляд, обрести ключевое звучание в воспи-

страны. Идет становление гражданской ак- , 11ПП

тательной работе с личным составом МВД

тивности. Люди начинают соотносить свою п__________ „ .............

“ России, в том числе организуемой с привле-

собственнУю жгиз^ свою работу с заботами чением ветеранов МВД России [14].

обокружающих, с устремлениями всего народа и Осознание этой миссии как личной внут-

интересами государства» (выделено нами). ренней потребности и установки каждым

Из сказанного Президентом следует: лич- сотрудником нашего Министерства позволит

ное всё более значимо сливается с обще- минимизировать и преодолевать имеющие

ственным, в том числе с профессиональной ещё место негативные проявления, форми-

деятельностью, и наоборот. ровать здоровый морально-психологичес-

Ситуацию верно улавливают исследовате- кий климат в коллективах, способствовать

ли, размышляя прежде всего об этических формированию у населения уважительного

требованиях к сотрудникам полиции [11, 12]. отношения к полиции и стремления к со-

Ситуация в России вполне укладывается в трудничеству населения с полицией в рерусло тенденций, характерных и для Запад- шении задач обеспечения общественной

ной Европы [13]. безопасности.

Литература —

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

2. Вопросы организации полиции / Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 (в ред. от 29.08.2013).

3. Гладких Р.Б., Лабоцкая Р.Е. Участие МВД России в реализации правоохранительной функции государства в сфере экономики на различных исторических этапах развития государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12.

4. Гравина А.А. Противодействие коррупции в деятельности полиции и суда: опыт российского и зарубежного регулирования // Журнал российского права. 2013. № 5.

5. Юнкина О.П. Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в экологической сфере // Административное право и процесс. 2013. № 4.

6. Коков Ю.А. Правовое регулирование деятельности подразделений органов внутренних дел по пресечению экстремистских проявлений // Административное и муниципальное право. 2012. № 12.

7. Амельчаков И.Ф, Озеров И.Н, Карагодин. А.В. Об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. № 1.

8. Денего В.В. О роли участковых уполномоченных полиции в реализации административных процедур по осуществлению административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы // Административное право и процесс. 2013. № 4.

9. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации / Приложение к Приказу МВД России от 24.12.2008 № 113.

10. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Москва, Кремль, 12 декабря 2012 года / Интернет-ресурс http://www.kremlin.ru/news/17118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Геворкян И.Ш., Хрисанов В.А, Михайликов В.Л. Выполняя социальный заказ общества, готовим современных полицейских // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1.

12. Бережкова Н.Ф. Современные этические требования к сотрудникам полиции России // Административное право и процесс. 2013. № 3.

13. Киселев А.К. Общественность и полиция в Европе: опыт последнего десятилетия // Административное право и процесс. 2012. № 11.

14. Степанова Л.М., Хрисанов В.А, Михайликов В.Л. Работа с ветеранами органов внутренних дел как одно из приоритетных направлений деятельности вуза МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 1.

References

1. Federal law «On police» of February 7, 2011 № 3-FZ (ed. of 02.07.2013).

2. Questions of the organization of the police / the Decree of the President of the Russian Federation from March 1, 2011 № 250 (as amended on 29.08.2013).

3. Gladcich R.B., Labotzkaya P.E. Part of the interior Ministry in the implementation of the law enforcement functions of the state in the sphere of economy at various historical stages of development of the state / State power and local self-government. 2012. № 12.

4. Gravina AA. Combating corruption in the police and the court: the experience of Russian and foreign control // Journal of Russian law. 2013. № 5.

5. Yunkina O.P. Peculiarities of the administrative and jurisdictional activity of internal Affairs bodies in the environmental

б

field // Administrative law and process. 2013. № 4.

6. Kokov Yu.A. Legal regulation of activity of departments of internal Affairs for the suppression of manifestations of extremism // Administrative and municipal law. 2012. № 12.

7. Amelchakov I.F., Ozerov I.N., Karagodin A.V. On organization and measures for improvement of activities of the internal Affairs bodies for the prevention of crimes and administrative offences in the residential sector, in : Problems of law enforcement. 2012. № 1.

8. Denego V.V On the role of the precinct police in the implementation of administrative procedures for the implementation of the administrative supervision over persons released from places of imprisonment // Administrative law and process. 2013. № 4.

9. Code of professional ethics of internal Affairs bodies of the Russian Federation / Appendix to Order of the Ministry of interior of Russia dated 24.12.2008 № 113.

10. Putin V.V. President’s Message to the Federal Assembly. Moscow, the Kremlin, December 12, 2012 / Internet-resource http://www.kremlin.ru/news/17118.

11. Gevorkyan I.Sh, Khrisanov VA., Mihailikov V.L. Doing social order of the society, preparing of modern policing // Problems of law enforcement. 2013. № 1.

12. Berezhkova N.F. Modern ethical requirements to employees of police of Russia // Administrative law and process. 2013. № 3.

13. Kiselev A.K. The Public and the police in Europe: the experience of the last decade // Administrative law and process. 2012. № 11.

14. Stepanova L.M., Khrisanov VA, Mihailikov V.L. Working with veterans of bodies of internal Affairs as one of the priorities of the University of the MIA of Russia // the Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA of Russia. 2013. № 1.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ ДОКАЗЫВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

THE FINAL STAGE OF PROVING IN CASES OF ADMINISTRATIvE OFFENCES

УДК 342.9

А.Б. ДУДАЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

A.B. DUDAEV,

the candidate of Jurisprudence, the assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье раскрывается понятие и значение оценки доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях, ее логическая и правовая сторона, а также основные принципы.

Ключевые слова: оценка доказательств, производство по делам об административных правонарушениях, внутреннее убеждение, относимость, допустимость, достаточность и достоверность доказательств.

Abstract: The author emphasizes a notion and assessment significance of evidence in respect to cases of administrative offences, its logical and legal sides and main principles as well.

Keywords: assessment of evidence, cases of administrative offences, inner belief, relevance, admissibility, suitability and reliability of evidence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.