ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ИХ ИМУЩЕСТВА НА ОБЪЕКТАХ
железнодорожного транспорта
organization of the security of citizens and their property in railway transport
УДК 343.2:351.81
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
Л.В. СТОЛБИНА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
I.F. AMELCHAKOV,
candidate of Jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
A.N. ALEXANDROV,
candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
L.V. STOLBINA,
candidate of Jurisprudence , Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье исследуются отдельные аспекты организации деятельности по обеспечению безопасности граждан и их имущества на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: транспортная безопасность, следственно-оперативная группа, хищение чужого имущества, преступления на транспорте, наряды сопровождения.
Abstract: the article examines some aspects of the organization of activities to ensure the safety of citizens and their property in railway transport.
Keywords: transport security, investigative team, theft of another’s property crime in transport, escort
Совершенно справедливо отмечено некоторыми авторами, занимающимися научными изысканиями в области
обеспечения безопасности личности на объектах транспорта [4], что «железнодорожный транспорт в настоящее время явля-
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
6
Безопасность на транспорте
ется одним из самых востребованных видов транспорта, используемого для перемещения внутри страны ввиду его доступности и надежности. Одновременно увеличенные, по сравнению с другими видами транспорта, пассажиропотоки влекут за собой рост противоправных деяний, посягающих на транспортную безопасность и безопасность пассажиров. В связи с этим остро стоит вопрос обеспечения безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры» [6].
Основными структурными подразделениями Министерства внутренних дел (далее
- МВД России) Российской Федерации по обеспечению безопасности на транспорте, в том числе железнодорожном, являются: Главное управление на транспорте МВД России и его линейные подразделения (линейные отделы, отделения, пункты).
Основными задачами и функциями указанных подразделений являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах транспортной инфраструктуры и объектах транспорта (железнодорожного, воздушного и водного).
Правоприменительная практика и официальные статистические данные убедительно свидетельствуют о том, что транспорт нередко становится средством для достижения реализации преступного умысла, направленного на нелегальную доставку оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков, других предметов и веществ, запрещенных в гражданском обороте, а также является одним из основных потенциальных объектов угроз террористического и экстремистского характера.
Общая картина преступности на железнодорожном транспорте за последние пять лет выглядит следующим образом. В общей структуре преступности значительную часть составили кражи всех форм собственности
- 40%, в том числе кражи грузов - 9%; кражи цветных металлов - 3%; кражи в сфере пассажирских перевозок - 2%. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, - 24,4%; с незаконным оборотом оружия - 5%. Г рабежи составили 1% в структуре преступности; прочие преступления - 2% [5].
Официальные статистические данные за 2011-2013 годы о состоянии преступности на объектах транспорта по России в целом наглядно свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению общего количества
преступлений на объектах транспорта. Так, в 2010 г. зарегистрировано 58360 преступлений (-22,2% по сравнению с АППГ (2009 г.), в 2011 г. - 53364 (-8,6%), в 2012 г. - 46462 (- 12,9%), в 2013 г. - 42029 (- 9,5%) [6].
Говоря о структуре и объемах преступности на объектах транспорта (в том числе железнодорожного), приведем официальную статистику Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, согласно которой по итогам 12 месяцев 2012 года на объектах обслуживания было зарегистрировано 10627 преступлений, из них кражи составили 47,4%, преступления экономической направленности - 8%, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков - 16,2%, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, - 2% [6].
Не опубликованные статистические данные указывают на то, что по итогам девяти месяцев 2014 года на объектах транспортного комплекса Центрального федерального округа сохранилась тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений (6550; -9,9%), в том числе тяжких и особо тяжких составов (1472; -2,8%). В числе корыстных противоправных деяний значительна доля краж (2634; -16,2%), в том числе перевозимых грузов (624; -19,3%).
Исследования, проведенные В.Н. При-тулой, А.Н. Зайцевым, С.К. Геворкяном, указывают на то, что объектом преступного посягательства этого вида преступления являются средства связи (сотовые телефоны), вещи и денежные средства, оргтехника (ноутбуки, карманные персональные компьютеры), документы, продукты питания [6].
Следует подчеркнуть, что в целях обеспечения правопорядка в пассажирских поездах, безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад осуществляется сопровождение пассажирских поездов нарядами полиции.
Состав наряда сопровождения определяется в зависимости от времени нахождения поезда в пути в обоих направлениях, т.е. при следовании поезда до 12 часов в пути, наряд сопровождения должен составлять не менее
2 сотрудников, более 12 часов - не менее
3 сотрудников. Возглавляет наряд сопровождения старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников.
Положения приказа МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013 [2], регламентируют порядок и организацию
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
7
Безопасность на транспорте
работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения. Фрагментарно данный порядок урегулирован и положениями приказа МВД России от 29.01.2008 № 80 [1].
Сопровождение нарядами поездов может осуществляться следующими способами: сквозным (одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации); эстафетным (несколькими нарядами в пределах участков своего обслуживания); по участку (одним нарядом в пределах участка своего обслуживания). Однако не все поезда дальнего следования и пригородного сообщения сопровождаются нарядами полиции.
Обнаружив факт хищения, гражданин, находящийся на железнодорожном транспорте, сообщает об этом проводнику, который незамедлительно докладывает об этом начальнику поезда и наряду сопровождения. При поступлении обращений пассажиров поезда пригородного сообщения по внутрисалонной системе «пассажир - машинист» о противоправных действиях машинист поезда немедленно вызывает по громкоговорящей связи наряд сопровождения к месту происшествия.
Начальник поезда должен совместно с нарядом сопровождения в корректной форме опросить пострадавших пассажиров и возможных свидетелей с их согласия о происшествии.
При отсутствии в пассажирском поезде наряда сопровождения начальник поезда с использованием имеющихся у него средств связи сообщает о происшествии в дежурную часть ближайшего линейного подразделения (управления, отдела) по маршруту следования, а также в ситуационный центр перевозчика и руководителям по месту формирования поезда. Начальником поезда в обязательном порядке излагаются следующие сведения: название станции (участок следования пассажирского поезда), где имело место происшествие, номер поезда, номер вагона, анкетные данные обратившегося пассажира или работника поездной бригады,
время происшествия, суть происшествия. Также им информируется о происшествии локомотивная бригада.
О произошедшем начальник поезда делает записи в информационном листе, составляемом в 2-х экземплярах. Один экземпляр информационного листа передается старшему наряда сопровождения, а при отсутствии такового - на ближайшей станции в дежурную часть линейного управления (линейного отдела).
Второй экземпляр информационного листа, подписанный старшим наряда сопровождения, дежурным линейного подразделения (управления, отдела) или старшим следственно-оперативной группы (далее - СОГ), с протоколом оперативного разбора, подробным рапортом, имеющимися документами по факту совершения противоправных действий и объяснениями проводников вагона, где произошло правонарушение, передается начальником поезда руководителю транспортной организации по месту формирования поезда для разбора и принятия мер.
По прибытию на место происшествия СОГ осуществляются действия, урегулированные уголовно-процессуальным законодательством. И в этой части на практике возникает немало проблем. Однако этот аспект деятельности территориальных органов МВД России на транспорте нами будет исследован в отдельной работе.
В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, которая заслуживает внимания со стороны правоприменителей. По неопубликованным статистическим данным ГУТ МВД России на 20 % сократилось количество сопровождаемых сотрудниками полиции поездов. И это не удивительно, поскольку правоприменители глубоко убеждены в том, что количество сопровождаемых поездов напрямую связано с ростом выявленных ими правонарушений, следовательно, возникает «испорченная статистика». В этой связи считаем целесообразным конкретное определение целей применения данного вида нарядов: обеспечение безопасности граждан на объектах транспорта или достижение статистических показателей. Иными словами, следует определиться: что важнее - БЕЗОПАСНОСТЬ граждан или СТАТИСТИКА?
Литература —
1. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 24.02.2014) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 № 11290) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
8
Безопасность на транспорте
2. Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 № 24633) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.
3. Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.
4. Амельчаков И.Ф. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности личности на объектах транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. - М. 2002. 181 с.
5. О состоянии преступности в Российской Федерации. По данным статистики МВД России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mvd.ru/Deljatel№ost/statistics/reports/.
6. Притула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. 2013. № 2.
References
1. Order of the Ministry of Interior of Russia from 29.01.2008 № 80 (ed. from 24/02/2014) “The organization of the activities of combatant units patrol and inspection service police” (along with the “Charter of the patrol and inspection service police”) (Registered in the Ministry of Justice of Russia 05.03. 2008 number 11290) [electronic resource] // SPS ConsultantPlus. 2014.
2. Order of the Ministry of Interior of Russia from 01.03.2012 № 140 “On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to provide the public service on reception, registration and resolution in the territorial bodies the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, statements, reports and other information about the crimes , administrative offenses , incident “(Registered in the Ministry of Justice of Russia 20.06.2012 № 24633) [electronic resource] // SPS ConsultantPlus. 2014.
3. Order Ministry of Interior of Russia № 1022, the Ministry of Transport of Russia № 487 from 27.12.2013 “On approval of the Instruction on the organization of work police of linear controls (departments) Russian Interior Ministry on railway, water and air transport and workers locomotive and train crews to ensure law and order on trains long-distance and commuter trains “ [electronic resource] // SPS ConsultantPlus. 2014.
4. Amelchakov I.F. Legal and organizational basics of ensuring safety of the person at the transport facilities: dis. ... Ph.D. - M., 2002. 181 p.
5. On the state of criminality in the Russian Federation. According to the Russian Interior Ministry statistics [electronic resource] // Access: http://mvd.ru/Deljatel№ost/statistics/reports/.
6. Prytula V.N., Zaitsev A.N., Gevorgyan S.K. Transport safety // Transport Law. 2013. № 2.
(Статья сдана в редакцию 10.10.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
9