Научная статья на тему 'О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции'

О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3903
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / TRANSPORT POLICE / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / PRELIMINARY INVESTIGATIVE AUTHORITIES / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / INVESTIGATION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красильников Сергей Валерьевич

Рассматриваются основные задачи по обеспечению правопорядка на транспорте, выполняемые транспортными подразделениями в структуре МВД, Следственного Комитета и Прокуратуры. Функции органов предварительного следствия исполняют следственные подразделения транспортной полиции МВД России и управлений на транспорте Следственного Комитета РФ в рамках своих полномочий. Многофункциональная инфраструктура, значительное количество материальных ценностей, круглосуточный режим работы, а также наличие железнодорожного подвижного состава, воздушных и водных судов, перемещающихся во времени и пространстве создают определенные трудности в расследовании преступлений на транспорте. Ряд пассажирских скорых и фирменных поездов в пути следования сопровождают наряды полиции. Однако наряды сопровождения обеспечивают охрану общественного порядка и решают вопросы выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений. В связи с чем рассматриваются особенности деятельности транспортной полиции, а точнее, органов предварительного следствия при расследовании краж личного имущества граждан, совершаемых в пассажирских поездах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF ACTIVITY OF PRELIMINARY INVESTIGATIVE AGENCIES OF THE TRANSPORT POLICE

The article considers the main problems of ensuring law and order on transport routes in Russia and their solution by transport divisions in the structure of the Ministry of Internal Affairs (MVD), the Investigative Committee and the Prosecutor's Office. The functions of preliminary investigative agencies are performed by investigative divisions of the Transport Police of the MIA and the Department of Transport of the Investigative Committee of the Russian Federation within their powers. Multifunctional infrastructure, a significant amount of things of value, non-stop operation and availability of railway rolling stock, air and water vessels traveling in time and space, create certain difficulties in the investigation of crimes on transport routes. The police accompany a number of named express and slow passenger trains en route. However these police squads insure maintenance of public order and solve the questions related to the detection, prevention and suppression of administrative offences. In this connection, the article also covers the peculiarities of the transport police activities and specifically, special features of the activities of the preliminary investigative authorities during the investigation of thefts of personal property of citizens in passenger trains.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

149

2014. Вып. 2

УДК 343

С.В. Красильников

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ

Рассматриваются основные задачи по обеспечению правопорядка на транспорте, выполняемые транспортными подразделениями в структуре МВД, Следственного Комитета и Прокуратуры. Функции органов предварительного следствия исполняют следственные подразделения транспортной полиции МВД России и управлений на транспорте Следственного Комитета РФ в рамках своих полномочий. Многофункциональная инфраструктура, значительное количество материальных ценностей, круглосуточный режим работы, а также наличие железнодорожного подвижного состава, воздушных и водных судов, перемещающихся во времени и пространстве создают определенные трудности в расследовании преступлений на транспорте. Ряд пассажирских скорых и фирменных поездов в пути следования сопровождают наряды полиции. Однако наряды сопровождения обеспечивают охрану общественного порядка и решают вопросы выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений.

В связи с чем рассматриваются особенности деятельности транспортной полиции, а точнее, органов предварительного следствия при расследовании краж личного имущества граждан, совершаемых в пассажирских поездах.

Ключевые слова: транспортная полиция, органы предварительного следствия, железнодорожный транспорт, расследование преступления.

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны, а стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формирует мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене [1].

По-прежнему одной из ведущих отраслей экономики России является железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится свыше 80 % грузооборота и около 40 % пассажиро-оборота страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог на сегодня составляет 85,5 тыс. км, из них почти половина - 42,3 тыс. км электрифицированы. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км), опережая такие страны, как Китай (72 тыс.), Индия (63 тыс.), Канада (46,5 тыс.). В 2003 г. по российским железным дорогам было перевезено около 1 млрд 160 млн т грузов. Прирост к уровню 2002 г. составил более 7 %. На сегодняшний день железнодорожный транспорт не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния [2].

В целях постоянного мониторинга вопросов безопасности на объектах транспорта, оперативного принятия грамотных решений, безопасности граждан и грузов необходимо иметь самостоятельную, специализированную систему правоохранительных органов на транспорте, в том числе и при расследовании уголовных дел. Основные задачи по обеспечению правопорядка на транспорте в России выполняют транспортные подразделения в структуре МВД, Следственного Комитета и Прокуратуры. Функции органов предварительного следствия исполняют следственные подразделения транспортной полиции МВД России и управлений на транспорте Следственного Комитета РФ в рамках своих полномочий согласно ч. 2 ст. 151 УПК РФ [3].

Необходимо отметить, что в зону оперативного обслуживания транспортной полиции входят объекты железнодорожного, воздушного и речного транспорта. Например, Ижевский линейный отдел МВД России на транспорте обслуживает объекты, расположенные на территории трех республик (Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Башкортостан), Пермского края и Свердловской области. Линейный отдел обеспечивает оперативное обслуживание филиала ОАО «РЖД» по Удмуртии, дороги которого связывают Центральные районы России с Уралом и Сибирью. На востоке ст. «Дружинино» является стыковой станцией Горьковской железной дороги со Свердловской железной дорогой, на юге ст. «Алнаши» является стыковой с Куйбышевской железной дорогой. Общая протяженность железной дороги, закрепленной за отделом, составляет около 1 104 км с 62 станциями. К крупным станциям с развитым пассажиропотоком относятся «Ижевск», «Агрыз»,

2014. Вып. 2

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

где функционируют 5 вокзалов пассажирских перевозок и 14 вокзалов пригородного сообщения. На 37 станциях выполняются погрузочно-разгрузочные работы, из которых одна - ст. «Агрыз» - является сортировочной. Кроме того. функционируют 6 грузовых дворов на ст. «Ижевск», «Агрыз», «Крас-ноуфимск», «Сарапул», «Воткинск», «Игра» и 13 контейнерных площадок. Также в зоне ответственности Ижевского линейного отдела МВД России на транспорте находится аэропорт г. Ижевска и акватория реки Камы [4].

Многофункциональная инфраструктура, значительное количество материальных ценностей, круглосуточный режим работы, а также наличие железнодорожного подвижного состава, воздушных и водных судов, перемещающихся во времени и пространстве создают определенные трудности в расследовании преступлений на транспорте.

На правонарушение, совершенное на борту воздушного судна, сотрудники полиции смогут отреагировать лишь после посадки лайнера в аэропорту. В случае совершения преступления в пассажирском поезде транспортная полиция начинает работать по заявлению потерпевшего только после прибытия поезда на станцию, на которой имеется Линейный отдел или пункт полиции. По статистическим данным, поездные кражи составляют более 50% от всех зарегистрированных преступлений в поездах [5].

Ряд пассажирских скорых и фирменных поездов в пути следования сопровождают наряды полиции, которые обеспечивают охрану общественного порядка и решают вопросы выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений.

Рассмотрим ряд специфических особенностей в деятельности транспортной полиции, а точнее органов предварительного следствия на следующем примере.

Предположим, что в пассажирском поезде сообщением Новосибирск-Адлер едут: постоянно проживающий в г. Новосибирске гражданин И. - на черноморское побережье и зарегистрированный в г. Екатеринбурге гражданин П. - по служебной необходимости до стации Агрыз.

Данный поезд действительно существует, и его маршрут проходит по территории оперативного обслуживания Ижевского линейного отдела МВД России на транспорте. Пассажиры П. и И. едут в одном купе, и ночью один из них совершает кражу наручных часов. Пока гражданин И. спит, П доезжает до нужной ему станции и выходит, а его место занимает другой пассажир. Только к вечеру И. обнаруживает пропажу часов и сообщает о случившемся проводнику вагона, который в свою очередь докладывает начальнику поезда. Последний вызывает наряд сопровождения либо через машиниста локомотива по средствам радиосвязи передает информацию дежурному по стации, который сообщает в ближайшее транспортное отделение полиции по маршруту следования поезда. Время прибытия на крупную станцию, где находится линейный отдел полиции, может составлять более 6 часов.

На ближайшей крупной станции в поезд подсаживается следственно-оперативная группа, которая проводит оперативно-розыскные мероприятия и необходимые следственные действия. В отличие от территориальных органов предварительного следствия следователи транспортной полиции вынуждены работать в пути следования поезда из-за отсутствия возможности задержать поезд сверх времени, определенного расписанием. После сбора первичного материала следственно-оперативная группа возвращается обратно к месту постоянной дислокации на любом следующем в обратном направлении поезде.

В соответствии с требованиями Приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений», Приказа МВД РФ № 140 от 01.03.2012 г. «Об утверждении административного регламента системы МВД РФ предоставления государственной услуги по приёму, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» проверочный материал регистрируется в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях в дежурной части линейного управления (отдела) МВД России на транспорте.

О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

151

2014. Вып. 2

На основании ст. 38, п. 1 ч.1 145, 146 УПК РФ следователь возбуждает уголовное дело и принимает его к своему производству. Одной из форм досудебного производства по возбужденным уголовном делам является проведение по ним предварительного следствия.

Из материалов условного уголовного дела следует, что потерпевший проживает в г. Новосибирске, подозреваемый зарегистрирован г. Екатеринбурге, а следователь, осуществляющий расследование проживает в г. Ижевске. Для объективного, полного и всестороннего расследования преступлений данной категории необходимо допросить всех пассажиров вагона, в котором было совершено преступление, а также часть поездной бригады. Все опрашиваемые граждане проживают в населенных пунктах, удаленных друг от друга на достаточно большом расстоянии от места дислокации линейного отдела. Можно предположить, что во время расследования следователь будет вынужден выехать во множество служебных командировок, а в случае необходимости проведения очных ставок возникает масса проблем с организацией доставки всех лиц, участвующих в данном следственном действии. Проблему доставки лиц к месту проведения следственных действий, связанную с большими расстояниями, следователь вынужден решать самостоятельно. Единого механизма решения данной проблемы пока не существует. Вне всякого сомнения, в служебные командировки выезжают также и следователи территориальных отделов полиции, однако в транспортной полиции служебные командировки явление более частое.

В связи с тем, что следователь, осуществляющий расследование данного уголовного дела, физически не в состоянии выехать во все населенные пункты лично, он вынужден направлять большое количество отдельных поручений о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

К сожалению, отдельные поручения следователя, направляемые в органы внутренних дел других регионов, исполняются крайне не охотно и практически всегда с нарушениями сроков. В целях исключения необоснованного продления сроков предварительного следствия следователь вынужден затрачивать большое количество времени на телефонные переговоры с исполнителями отдельных поручений, напоминая им о сроке исполнения, предусмотренном законодательством. Данная проблема в территориальных отделах полиции решается значительно проще. Однако, согласно ч. 1 ст. 162 УПК РФ, предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела [8].

Еще одной важной особенностью работы следователей транспортной полиции, в отличие от территориальных органов предварительного следствия, является отсутствие возможности повторного выхода на место преступления в связи с тем, что после прибытия поезда на пункт формирования во всех вагонах осуществляется уборка, и все не зафиксированные в протоколе осмотра места происшествия детали, а также не изъятые вещественные доказательства будут утрачены. При осмотре места происшествия важное значение для процесса расследования имеет тот факт, что в ходе его производства возможно установление фактических данных об обстоятельствах совершенного преступления, объектах и лицах, имеющих с ним непосредственную связь, а также на основе визуальных наблюдений воспроизведение следователем картины хищения с целью последующего выдвижения версий [6]. В связи с указанными обстоятельствами следователю необходимо профессионально выполнить первоначальные следственные действия. Однако после реформы МВД России штат отделов транспортной полиции существенно сократился, в связи с этим функции эксперта-криминалиста в следственно-оперативных группах ЛУ (ЛО) МВД России на транспорте нередко выполняет сам следователь.

Возможно, реформирование ОВДТ должно идти не столько по пути сокращения штатной численности подразделений, сколько в направлении создания соответствующих правовых, организационных и тактических основ борьбы с преступностью на объектах транспортного комплекса [7].

На практике достаточно часто штатные должности следователей из линейных отделений полиции (ЛОП) необоснованно передают в головные отделы. В связи с указанными обстоятельствами следователи транспортной полиции вынуждены выезжать в отдаленные населенные пункты, находящиеся в границах территории оперативного обслуживания, куда путь может занимать более 3 часов в одну сторону. После выполнения необходимых следственных действий необходимо вернуться к месту постоянной дислокации подразделения.

Таким образом, на примере условной поездной кражи личного имущества граждан мы рассмотрели ряд специфических особенностей и проблем, наиболее часто встречающихся в работе следователей транспортной полиции.

2014. Вып. 2

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В заключение необходимо отметить, что проблемы в организации деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции существуют, и их необходимо обсуждать и решать со всеми заинтересованными лицами в целях эффективной борьбы с преступностью на объектах транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http://transbez.com/info/logistic/levitin.htm

2. URL: http://transbez.com/info/logistic/levitin.htm

3. Коржев С.В. Предназначение предварительного следствия по уголовным делам // Вестн. Удм. ун-та. 2010. С. 112.

4. URL: http://www.adm.yar.ru/sluvdt/page/1-15_a.html

5. URL: http://pfout.mvd.ru/struktura/lineynie_podrazdeleniya/item/704742

6. Диденко В.Н., Аксенов Р.Г., Вязов С.Н. Особенности предупреждения и расследования краж с объектов, защищенных специальными техническими средствами: пособие. Тюмень, 2006. С. 99.

7. Бердинский А.А., Дорофеев И.Н. Транспортная безопасность и реформирование органов внутренних дел на транспорте // Труды Академии Управления МВД России. Научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. М., 2011. С. 37.

8. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 03.12.13

S. V. Krasilnikov

ABOUT SOME FEATURES OF ACTIVITY OF PRELIMINARY INVESTIGATIVE AGENCIES OF THE TRANSPORT POLICE

The article considers the main problems of ensuring law and order on transport routes in Russia and their solution by transport divisions in the structure of the Ministry of Internal Affairs (MVD), the Investigative Committee and the Prosecutor's Office. The functions of preliminary investigative agencies are performed by investigative divisions of the Transport Police of the MIA and the Department of Transport of the Investigative Committee of the Russian Federation within their powers. Multifunctional infrastructure, a significant amount of things of value, non-stop operation and availability of railway rolling stock, air and water vessels traveling in time and space, create certain difficulties in the investigation of crimes on transport routes. The police accompany a number of named express and slow passenger trains en route. However these police squads insure maintenance of public order and solve the questions related to the detection, prevention and suppression of administrative offences.

In this connection, the article also covers the peculiarities of the transport police activities and specifically, special features of the activities of the preliminary investigative authorities during the investigation of thefts of personal property of citizens in passenger trains.

Keywords: transport police, preliminary investigative authorities, railway transport, investigation of crime.

Красильников Сергей Валерьевич, участковый уполномоченный полиции

Отдел полиции № 3 Управления Министерства внутренних дел России по г. Ижевску 426009, Россия, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 23

Krasilnikov S.V., District Police Officer

Police Division No 3

Izhevsk Department of the Ministry of the Interior of Russia 426009, Russia, Izhevsk, Uhtomskogo st., 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.