ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ЛО МВД РОССИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПО БОРЬБЕ С КАРМАННЫМИ КРАЖАМИ
FEATURES OF ORGANIZATION STAFF UNITS LINE DEPARTMENTS RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON THE RAILWAYS ANTI-PICKPOCKETING
УДК 343.9
H.B. БРОШБНКОВ,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
N.V. EROSHENKOV,
сandidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: статья раскрывает актуальные вопросы борьбы с карманными кражами на объектах железнодорожного транспорта. Рассматривается краткая характеристика карманных краж и лиц, их совершающих, как поисковых признаков, способствующих выявлению и раскрытию данных преступлений. Рассмотрена и проанализирована организация деятельности сотрудников подразделений ЛО МВД России на железнодорожном транспорте. Внесены конкретные предложения по ее совершенствованию с целью увеличения эффективности используемых сил и средств в борьбе с карманными кражами.
Ключевые слова: карманная кража, карманный вор, линейный отдел МВД России, профессиональная подготовка, объекты железнодорожного транспорта, деятельность подразделений на транспорте.
Abstract: the article reveals the urgent issues of the fight against pickpocketing in railway transport. Consider a brief description of pickpocketing and those committing them as search features to facilitate the identification and disclosure of these crimes. Reviewed and analyzed the organization of work of employees of the Russian Interior Ministry units of the Leningrad railway transport. Specific proposals for its improvement in order to increase effectiveness of the forces and resources in the fight against pickpocketing.
Keywords: pickpocketing, pickpocket, linear Division Russian Interior Ministry, training, facilities of railway transport, transport operations units._
Железнодорожный транспорт и объекты его инфраструктуры, являясь местами массового скопления людей и материальных ценностей, потенциально привлекают преступников для совершения ими различных видов имущественных преступлений, общая доля которых составляет около 50% от общей массы преступлений, совершаемых на объектах транспорта.
Изучая имущественные преступления, мы выявили характерную особенность способов совершения отдельных видов преступлений, посягающих на личную собственность граждан. Одними из таких преступлений являются
карманные кражи, под которыми на объектах транспорта понимают кражу личного имущества, находящегося у гражданина или под непосредственным его контролем.
Изученные нами материалы свидетельствуют о том, что проблема борьбы с карманными кражами на объектах транспорта существует практически с момента появления пассажирского железнодорожного транспорта и создания его транспортной инфраструктуры. Карманные кражи, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, на протяжении десятков лет не претерпели существенных изменений. Кражи в основном
совершаются в многолюдных местах на территории железнодорожных вокзалов, перронах по прибытию и убытию пассажирских составов, в пассажирских вагонах в пути следования, в местах проведения досуга и отдыха пассажиров, а также в местах торговли, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры.
Исследования проблемы борьбы с данными преступлениями показали, что современные карманные воры редко действуют в одиночку, как правило, свои преступления они совершают в составе группы из двух-трех человек, которая формируется на основе личного знакомства или поручительства авторитетного преступника, а также в зависимости от способа совершения кражи (квалифицированные кражи). Необходимо отметить, что именно карманники наиболее часто признаются особо опасными рецидивистами, так как в большинстве своем являются «профессионалами» и основными носителями воровских идей и традиций. В их сознании преступное поведение выступает в качестве определенной нормы с четко обусловленной установкой на узко избранную преступную деятельность, что подчеркивает «окраску» их преступной деятельности. Такая категория преступников трудно поддается профилактическому воздействию и в редких случаях отказывается от своего преступного промысла.
Как показывают исследования, в последнее время на объектах железнодорожного транспорта участились факты совершения простых неквалифицированных карманных краж несовершеннолетними, несудимыми взрослыми, ворами-одиночками, женщинами и ворами, возраст или состояние здоровья которых не позволяют совершать квалифицированно кражи (например, кражи у спящих и нетрезвых пассажиров).
В значительной мере этому способствует мягкая санкция закона, предусматривающая уголовную ответственность за кражи личного имущества, а также сложность в задержании и процессуальном доказывании вины вора, совершившего карманную кражу.
Отличительной особенностью карманных краж от других имущественных преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, является их высокий уровень латентности. Причинами такого обстоятельства, во-первых, являются сами потерпевшие, которые не сообщают в ЛО МВД России на железнодорожном транспорте о пропаже у них денег, кошельков, сотовых телефонов или иных ценных вещей по причине невозможности определения фактических обстоятельств и места их исчезновения. Во-вторых, распространенной причиной латент-ности является тот факт, что сотрудники ЛО МВД России на железнодорожном транспорте часто не
регистрируют заявления о карманных кражах (искусственно создаваемая латентность). В-третьих, сотрудники ЛО МВД России на железнодорожном транспорте после проведения первоначальной проверки в рамках статей 144, 145 УПК России направляют их в территориальные ОМВД России по территориальности либо необоснованно отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем свидетельствует анализ книг учета КУСП и материалов предварительной проверки.
Изучая деятельность подразделений ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по борьбе с карманными кражами, мы выявили некоторые просчеты в организации их деятельности по борьбе с данными преступлениями. Так, одним из основных организационных недостатков в решении проблемы борьбы с карманными кражами, на наш взгляд, является отсутствие в большинстве ЛО МВД России на железнодорожном транспорте оперативно-сыскных подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью путем проведения личного сыска. Эти функции возлагаются на сотрудников ППСП, осуществляющих свою деятельность на территории, обслуживаемой ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, а также групп сопровождения в поездах дальнего и пригородного сообщения. Кроме этого, в общих чертах данная функция прослеживается в рамках функциональных обязанностей у сотрудников уголовного розыска ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, осуществляющих борьбу с имущественными преступлениями.
Вторым аспектом, указывающим на малоэффективную деятельность сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, на наш взгляд, является недостаточная профессиональная подготовка сотрудников транспортной полиции, осуществляющих борьбу с преступлениями, посягающими на личное имущество граждан.
Из вышеизложенного очевидно, что принимаемые меры ЛО МВД России на железнодорожном транспорте не решают в должной мере проблему борьбы с карманными кражами, а учитывая их специфику, требуют от сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков, позволяющих им решать задачи борьбы с данными преступлениями.
Рассматривая выявленные нами недостатки в организации деятельность ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, хотелось бы предложить некоторые пути их решения.
При изучении порядка работы и организации деятельности сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по борьбе с карманными кражами нами было установлено, что данная деятельность организуется начальника-
ми структурных подразделений под общим руководством начальника ЛО МВД России на железнодорожном транспорте с учетом интенсивности пассажирских перевозок, движения поездов, а также складывающейся оперативной обстановки. В качестве сил, как было ранее замечено, используются сотрудники ППСП, осуществляющие свою деятельность на территории, обслуживаемой ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, а также группы сопровождения в поездах дальнего и пригородного сообщения.
Группы сопровождения осуществляют свою деятельность в соответствии с графиком, разрабатываемым руководством ЛО МВД России на железнодорожном транспорте. В нем указывается: перечень подлежащих сопровождению поездов, время начала и конца работы, место и время пересадок. Форма одежды сотрудников устанавливается начальником ЛО МВД России на транспорте [1].
Организация деятельности группы сопровождения поездов осуществляется следующими способами:
1) сквозным - одной группой от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Российской Федерации;
2) эстафетным - несколькими группами в пределах участков своего обслуживания [2, с. 8].
Не меняя порядок и организацию работы сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, а лишь ее совершенствуя, в целях эффективного использования имеющихся сил и средств для выявления и раскрытия карманных краж, считаем необходимым из числа сотрудников группы сопровождения и нарядов ППСП формировать оперативно-поисковые группы, которые будут осуществлять свою деятельность по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта путем проведения личного сыска. Несение службы целесообразно осуществлять в гражданской или иной униформе служащих (работников) железной дороги. Это не будет привлекать внимания карманных воров, что позволит провести весь комплекс мероприятий по их выявлению и задержанию с поличным.
По составу оперативно-поисковые группы целесообразно формировать численностью 3-4 человека, что позволит осуществлять полный комплекс мероприятий по выявлению и задержанию преступников, доставлению их в ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, а также установлению свидетелей и потерпевших. При этом желательно, чтобы в состав группы входили опытные сотрудники, имеющие большой практический опыт сыскной работы, а также женщины-сотрудницы. Это позволит молодым сотрудникам ЛО МВД России на железнодорожном транспорте
работать рядом с мастерами своего дела, которые на примере конкретных задержаний могли бы передавать свой богатый опыт. Наличие женщины в составе оперативно-поисковой группы также положительно сказывается на качестве сыскной работы, т.к. появление женщины и мужчины в местах совершения карманных краж у карманных воров почти никогда не вызывает подозрения или настороженности.
Оперативно-поисковые группы в обязательном порядке должны быть обеспечены средствами радиосвязи, а работающие на транспорте - возможностью взаимодействия с территориальными ОМВД России на районном уровне по маршруту следования поезда и работниками поездной бригады.
В целях повышения эффективности борьбы с карманными кражами сотрудники оперативно-поисковых групп ежедневно инструктируются и ориентируются о приметах карманных воров и их соучастников, знакомятся с оперативной обстановкой, после чего направляются на определенные для них маршруты или объекты железнодорожной транспортной инфраструктуры.
Положительные результаты в выявлении и раскрытии карманных краж достигаются при использовании сотрудниками оперативно-поисковых групп программно-технического комплекса «Розыск-Магистраль», а также переносных изделий ПТК «Терминал», позволяющих выявить в пассажиропотоке лиц, представляющих оперативный интерес. Кроме этого, своевременное и правильное использование системы цифрового видеонаблюдения, интегрированного с системами контроля и управления доступом (СКУД), позволяет фиксировать весь контингент граждан, прибывших на вокзал и прилегающую его территорию, с сохранением видеоданных в отдельном архиве [3, с. 46], что, в свою очередь, дает возможность использовать имеющуюся видеозапись в качестве вещественного доказательства при изобличении карманного вора в совершении им преступления.
Вторым направлением совершенствования деятельности сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по борьбе с карманными кражами является их профессиональная подготовка.
Несомненно, основную роль в профессиональной подготовке сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по выявлению и раскрытию имущественных преступлений и, в частности, карманных краж играют курсы переподготовки и повышения квалификации сотрудников рядового и младшего начальствующего состава ППСП, а также среднего и старшего начальствующего состава подразделений уголовного розыска ЛО МВД России на железнодорожном
транспорте, осуществляемые в образовательных организациях и центрах повышения квалификации системы МВД России.
Однако следует заметить, что эффективность деятельности системы повышения квалификации по данному направлению деятельности не в полной мере отвечает современным требованиям, поскольку не всегда в должной степени влияет на профессиональный рост сотрудников. Причины этому:
- направление на учебу сотрудников в зависимости не от служебной необходимости, а от наличия денежных средств на местах;
- отставание содержания образования в системе повышения квалификации кадров от динамичности развития процессов в обществе;
- несоответствие форм, методов и технологий обучения ожиданиям и потребностям слушателей, недостаточный учет в учебном процессе личного опыта и индивидуальных потребностей слушателей [3, с. 52-53].
Не ставя своей целью критику существующей системы повышения квалификации в ГУТ МВД России как одного из направлений организации деятельности транспортной полиции, а, наоборот, с целью ее совершенствования в решении проблем борьбы с карманными кражами, считаем необходимым обозначить основные направления профессиональной подготовки сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, позволяющие получить необходимые профессиональные знания и навыки, умелое применение которых, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию борьбы не только с карманными кражами, но и другими опасными для жизни, здоровья граждан и общественной безопасности преступлениями.
В процессе обучения, на наш взгляд, помимо общетеоретической части основное внимание необходимо обращать на практические занятия, цель которых сводится к умению распознавать в массе людей, находящихся в общественных местах, воров-карманников и других лиц, представляющих оперативный интерес для сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте; изучению и правильному применению криминалистических и оперативно-технических средств при документировании фактов совершения карманных краж.
С этой целью одним из элементов профессиональной подготовки в деятельности сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте являются тренировки зрительной памяти и наблюдательности, отрабатываемые в результате проведения комплекса учебных занятий по отождествлению преступников по приметам в местах большого скопления людей на объектах транспортной инфраструктуры.
В данном случае особое значение приобретают знания сотрудниками ЛО МВД России на железнодорожном транспорте особенностей поведения карманных воров, их психологии. Поэтому в ходе профессиональной подготовки сотрудников подразделений ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по выявлению и раскрытию карманных краж отдельное внимание должно уделяться внешним и поведенческим признакам, позволяющим выделить карманного вора из общей массы людей. Так, например, к внешним признакам можно отнести: бегающий взгляд, частоту движения рук и головы без наклона и поворота туловища и т.д. Появление этих признаков объяснить несложно. Бегающий взгляд и непонятные в начале движения рук и головы связаны с активностью поиска жертвы, а также происходящими естественными нервными процессами, в основе которых лежит прежде всего боязнь быть задержанным или подвергнутым физическому воздействию со стороны потерпевших и окружающих. Потирание рук объясняется необходимостью тренировки чувствительности пальцев. Некоторые воры для этой же цели перебирают в руках монеты, металлические шарики, четки.
Несмотря на то, что современные карманные воры мало чем отличаются по одежде от других людей, было бы не совсем верным игнорировать наличие отличительных признаков их одежды. Большинство из них стараются хорошо и со вкусом одеваться, но не выделяться из общей массы людей, что облегчает им слияние с окружающими. Однако необходимо отметить, что, несмотря на первоначальную внешнюю схожесть, имеются и некоторые характерные особенности, выделяющие их из общей массы людей. Как показывают исследования практики ЛО МВД России на железнодорожном транспорте, одеваются воры несколько легче, чтобы не быть скованными в движениях, нередко их выдает перекинутый через руку пиджак или куртка при сухой и теплой погоде. В холодное время года воры стараются одеваться в короткие куртки, чтобы легче продвигаться сквозь толпу на перроне или в помещении вокзала, а также внутри переполненного железнодорожного вагона. В морозные дни они не надевают перчаток, предпочитая им варежки, или прячут кисти рук в рукава одежды, не носят колец, перстней, браслетов, мешающих свободно проникать в карманы и сумки. Выдает карманного вора также наличие татуировок на тыльной части кисти рук и пальцев, что свидетельствует о принадлежности к уголовному элементу (касте).
Отработку полученных знаний с сотрудниками можно закрепить путем просмотра учебного фильма о личном сыске, по окончанию которого следует подробное обсуждение тактики его
проведения и тех признаков, характеризующих особенности личности карманного вора, при выявлении которых можно проводить мероприятия по задержанию преступников. Таким образом, полученные теоретические знания закрепляются практическим решением (анализом и разбором) конкретной ситуации, возникающей в деятельности сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте. Все это позволяет сотрудникам изучить и овладеть тактическими приемами выявления и задержания карманных воров, ведения слежки, маскировки, использования метода словесного портрета и т.д.
Кроме этого, при подготовке сотрудников подразделений ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по борьбе с карманными кражами необходимо характеризовать различные места возможного совершения карманных краж. Это объясняется тем, что поведение вора находится в прямой зависимости от места совершения кражи. Так, в торговых местах (магазинах, кафе и т.д.), расположенных на территории объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры, их обнаружить гораздо легче, чем на самом транспорте. В отличие от покупателей, внимание которых сосредоточено на товаре, внимание воров приковано к самим покупателям. Они присматриваются к сумкам и карманам, проявляя при
этом чрезмерную нервозность, отходят от одной очереди к другой, то и дело оглядываясь, стараясь обнаружить поблизости сотрудников полиции, что в совокупности позволяет предположить причастность лица к совершению карманных краж.
Обязательным элементом в профессиональной подготовке сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по раскрытию карманных краж является получение умений и навыков использования специальных средств радиосвязи и современной фото-видеотехники. Это позволит в достаточной мере произвести документирование преступной деятельности подозреваемого лица (производить съемку преступника в момент совершения карманной кражи, встречи с соучастниками и посадки в железнодорожный транспорт).
Таким образом, важным фактором, влияющим на организацию и деятельность подразделений ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по борьбе с карманными кражами, является совершенствование теоретических знаний и практических навыков сотрудников ЛО МВД России на железнодорожном транспорте по выявлению, наблюдению и задержанию преступников, обнаружению и сохранению вещественных доказательств, а также установлению иных обстоятельств, имеющих существенное значение в решении задач уголовного судопроизводства.
Литература
1. Приказ МВД России № 1022 от 27 декабря 2013 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения».
2. АмельчаковИ.Ф. Организация обеспечения безопасности граждан и их имущества на объектах железнодорожного транспорта / И.Ф. Амельчаков, А.Н. Александров, Л.В. Столбина // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4. С. 6-9.
3. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры: монография / В.В. Мотин и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 79 с.
4. Подшивалов А.П. Взаимосвязь оперативно-розыскной характеристики и оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования краж // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1 (31). С. 146-153.
5. Белоусов А.В., Смахтин Е.В. Раскрытие краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем //Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2 (28). С. 153-160.
= References =
1. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia № 1022 dated December 27, 2013 «On approval of Instruction on organization of work of police squads of linear managements (departments) of internal Affairs of Russia on railway, water and air transport and workers locomotive and crews of train on providing the law and order in trains of distant following and the suburban message».
2. Amelchakov I.F. Organization of security of citizens and their property on objects of railway transport / I.F. Amelchakov, A.N. Aleksandrov, L.V. Stolbina // Problems of law enforcement. 2014. № 4. P. 6-9.
3. Safety on objects of transport infrastructure: monograph / V.V. Motin and others - M.: YUNITI-DANA: Law and right, 2015. 79 p.
4. Podshivalov A.P. The Relationship of operational-investigative characteristics and operational-investigative securing of the preliminary investigation of thefts // Legal science and law enforcement practice. 2015. № 1 (31). P. 146-153.
5. Belousov A.V., Smakhtin E.V. Disclosure of thefts committed on a railway transportation from clothes, a bag or other hand Luggage, were at the victim // Legal science and law enforcement practice. 2014. № 2 (28). Р. 153-160.
(статья сдана в редакцию 28.04.2016)