Научная статья на тему 'Полиция и современное российское общество'

Полиция и современное российское общество Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1541
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / СТ. 1 ЗАКОНА "О ПОЛИЦИИ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиев Габдрахман Хаматханович, Латифов Зилгар Зейналович

В статье рассматриваются вопросы реформирования органов внутренних дел на современном этапе и предстоящих задач в будущем. Выявляются проблемы доверия и поддержки со стороны населения во взаимодействии с обществом, тем самым выделяется первостепенная важность проблемы обеспечения прав личности в деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валиев Габдрахман Хаматханович, Латифов Зилгар Зейналович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police and Modern Russian Society

The paper dwells upon the reformation of internal affairs bodies on the modern stage and their future tasks as well. The authors reveal the problems of trust and support from the population. Thus, primary importance of human rights provision in the activities of internal affairs bodies is emphasized.

Текст научной работы на тему «Полиция и современное российское общество»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

УДК 343

Полиция1 и современное российское общество

Валиев Г.Х.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института (филиала)

Казанского (Приволжского) федерального университета

Латифов З.З.

Начальник кафедры общеправовых дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (Набережные Челны),

полковник полиции

В статье рассматриваются вопросы реформирования органов внутренних дел на современном этапе и предстоящих задач в будущем. Выявляются проблемы доверия и поддержки со стороны населения во взаимодействии с обществом, тем самым выделяется первостепенная важность проблемы обеспечения прав личности в деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: защита прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, ст. 1 Закона «О полиции».

«Полиция во все времена должна поддерживать дружеские отношения с обществом, так как сама является частью общества и наоборот. Полицейский, подобно священнослужителю, должен служить гражданам с полной ответственностью в интересах общественного благополучия».

Сэр Роберт Пиль1 2, основатель Лондонской столичной полиции, 1829 г.

Формирование правового государства не может быть полноценным без тесного взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Прежняя модель взаимоотношений, которая была основана только на контроле и приоритете государственного принуждения, себя исчерпала. Одной из главных задач современной полиции является защита жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина. Одним из шагов реформирования органов внутренних дел было преобразование милиции3 в полицию. Этот термин поначалу непривычен для современного россиянина. Однако из истории Российского государства можно узнать, что полиция уже существовала в качестве основного органа правопорядка с 1718 г. Она, как государственная структура, просуществовала

до февраля 1917 г., когда Временное правительство учредило вместо полиции милицию. В дальнейшем решениями СНК РСФСР милиции был присвоен статус государственной структуры, действующей на профессиональной основе и занимающейся правоохранительной деятельностью. В таком виде она просуществовала в России по 28 февраля 2011 г.

1 Этот термин произошел от греческого лоХигаа — «полис» («город, государство»), означает все государственное управление.

2 В 1829 г. он основал в Лондоне муниципальную полицию, со штаб-квартирой в Скотланд-Ярде. Реформы Пиля создали прообраз современной полиции, деятельность которой основывалась на предупреждении преступности и регулярном патрулировании.

3 В древнем Риме милиция означала службу солдата-пехотинца.

113

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

В рамках реформирования органов внутренних дел с 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции» [1] (далее Закон о полиции).

Закон о полиции установил более цивилизованную модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. Он создал законодательные основы организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями. Каждому сотруднику полиции необходимо теперь соответствовать совершенно новым требованиям. Сегодня полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод в полном соответствии с международными стандартами. Поэтому в Законе о полиции в качестве основной выделяется идея социального предназначения полиции, которая включает в себя: защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; противодействие преступности; охрану общественного порядка, собственности; обеспечение общественной безопасности. Закреплен приоритет служения полиции обществу.

Вместе с Законом о полиции были подписаны и вступили в силу семь указов Президента Российской Федерации: «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ», «О предельной штатной численности органов внутренних дел РФ», «Вопросы организации полиции», «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» и другие. Они призваны обеспечить воплощение в жизнь положений данного Закона. Этот ряд основополагающих подзаконных актов является определяющим в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в новых условиях.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

На расширенном заседании ежегодной коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Министерство внутренних дел играет ключевую роль... не только в правоохранительной сфере... но и во всем государственном механизме» [2].

В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [3] утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и определены основные задачи, полномочия, система и организация деятельности Министерства, а также структура центрального аппарата. Согласно п. 3 данного положения, основными задачами МВД

России являются: обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Такие же задачи определены в Типовом положении о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации [4].

Указанными нормативными правовыми актами внесены изменения с целью повышения ответственности сотрудников полиции за выполнение служебного долга; по-новому урегулированы отдельные вопросы, связанные с прохождением службы [5], внедрены инновационные кадровые технологии, такие как: психофизиологические исследования; тестирования в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости; оформление личного поручительства; электронная картотека кандидатов на службу и учёбу, отклонённых по отрицательным основаниям; специальные методики для оценки социально-психологической надёжности, в том числе с использованием полиграфа. Выработан и реализован принципиально новый механизм кадровой политики по замещению руководящих должностей. Помимо этого предусмотрены меры защиты сотрудников от необоснованного привлечения, увольнения со службы в органах внутренних дел, закреплен порядок обжалования незаконных решений руководителей и порядок восстановления на службе.

В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел в июле 2010 г. были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 г. № 155-ФЗ) [6], определяющие в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления сотрудником органов внутренних дел (ст. 63), а также установлена уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за неисполнение приказов (ст. 286.1).

Добросовестное отношение к своим обязанностям, приоритет соблюдения неотъемлемых прав и свобод граждан, а также защиты интересов граждан, общества и государства являются непременными условиями деятельности полиции.

Впервые в истории современной России в системе МВД России принят специальный законодательный акт [7], который регламентирует новую модель социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел. В данном законе рассматриваются вопросы денежного довольствия, реформирования структуры, материально-технического обеспечения, социальных гарантий, а также жилищного, пенсионного и медицинского обеспечения.

Реформа вызвала глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы. Во главу угла возведены права и свободы граждан. Их защита и соблюдение является основной целью полиции,

114

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

ведь именно население будет оценивать надежность и эффективность деятельности правоохранительных органов.

Существенно изменены подходы к оценке результатов деятельности подразделений МВД России. Нововведением в этой области, повышающим объективность, является закрепление учета мнения населения о качестве работы органов внутренних дел на основе изучения общественного мнения и информации из независимых источников. Отрадно, что в данной работе участвуют ведущие ученые страны [8, с. 19].

Таким образом, к настоящему времени реализован комплекс первоочередных мероприятий по реформированию системы МВД России.

Но желаемые результаты пока не достигнуты, о чем свидетельствуют проводимые опросы среди населения. В настоящее время только треть граждан России удовлетворены деятельностью полиции.

Делая выводы на основе опросов граждан России, можно утверждать, что сегодня наше общество не удовлетворено ни качеством оказываемых государственных услуг, ни уровнем безопасности личности, ни степенью защищенности граждан правоохранительным органами от противоправных посягательств [9].

Реформа системы МВД России призвана обеспечить формирование партнерства со структурами гражданского общества, поскольку требования, предъявляемые к полицейским, исходят не только от государства, но и от граждан. Об этом еще раз напомнил Глава государства В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. «Власть не должна быть изолированной кастой. Главным критерием оценки результативности власти ... должно стать общественное мнение, мнение самих граждан» [10]. Эти требования в полной мере относятся и к сотрудникам полиции, как представителям власти.

В целях более полного воплощения требований Президента РФ, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов приказом МВД РФ от 19 декабря 2012 г. № 1114 координатором и ответственным по мониторингу общественного мнения определен ФГКУ «ВНИИ МВД России» [11, с. 38]. Эта работа проводится постоянно, и результаты доводятся до соответствующих инстанций.

Кроме того, в данной работе участвуют и негосударственные организации. Например, к двухлетию принятия закона «О полиции» Фондом «Общественное мнение» проводился опрос населения (120 тыс. человек). Результаты исследования показывают, что граждане стали больше доверять полиции (54 %), а положительно к ней относятся 63 % [12, с. 29]. К аналогичным выводам пришли и социологи ВЦИОМа. При этом есть и другие материалы. По данным АНО «Левада-центра» (опрошено 1,6 тыс.

человек), за последние полтора года респондентов, утверждающих, что полиция стала работать лучше выросла в два раза, с 6 % в октябре 2011 г. до 12 % в феврале 2013 г. [13].

Как видно, диапазон оценок достаточно широк. Не вдаваясь в оценку социологических опросов, необходимо отметить, что добиваясь открытости, тесной связи с населением органы внутренних дел заинтересованы в объективности результатов. Такой же подход относиться к публикуемым в средствах массовой информации материалам. Именно на это направлен Приказ МВД РФ от 2 октября 2012 г. № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а так же деловой репутации в системе МВД России» [14].

Безусловно, основная задача МВД России добиться максимального доверия и поддержки со стороны населения, обеспечивая высокое правосознание и морально-нравственную чистоту сотрудников полиции.

Свидетельством возросшей открытости всей системы МВД является и тот факт, что, по данным экспертного рейтинга медиаактивности, в 2012 г. МВД России было признано самой открытой правоохранительной структурой [15].

По мнению Министра внутренних дел В. Колокольцева, «Фактически сегодня созданы все условия для формирования современной профессиональной полиции, отвечающей запросам общества, и теперь важно реализовать все задуманное на основных направлениях деятельности, на каждом участке работы» [16].

Расширенная рабочая группа по реформированию органов внутренних дел, образованная при МВД России, в первом квартале 2013 г. подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Предложения были именованы «Дорожной картой» и направлены на то, чтобы сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI в. [17].

Процесс реформирования органов внутренних дел требует времени и скоординированных усилий как самой системы МВД России, так и многих государственных органов и общества. Данная работа проводится поэтапно. На следующем этапе определены пять приоритетных направлений, двигаясь по которым следует повысить эффективность работы министерства и его подразделений:

1) повышение кадрового профессионализма и очищение от коррупции;

2) открытость и повышение доверия общества;

3) совершенствование системы управления и оптимизация деятельности органов внутренних дел;

4) доступность правоохранительной помощи;

115

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

5) профилактика преступности и адекватный ответ новым вызовам и угрозам [18, с. 21-22].

На наш взгляд, проводимая работа по реформированию органов внутренних дел РФ не исчерпала свои возможности. Усилия институтов правового государства и гражданского общества должны быть направлены на формирование у сотрудников полиции высокой правовой культуры и морально-нравственных качеств.

Литература:

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 2.07. 2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - 14 фев. - № 7. - Ст. 900.

2. Волошин С. Вызовы сегодняшнего дня // Полиция России. - 2013. - № 3. - С. 4-5.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // Российская газета. - 2011. - 2 марта. - № 5419.

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // Российская газета. - 2011. - 2 марта. - № 5419.

5. О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2011. - 5 дек. - № 49. - Ч. I. - Ст. 7020.

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 26 апр. - № 5242.

7. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 21 июля. - № 5533.

8. Комлев Ю.Ю. Транзит от к социальной модели ОВД: дискурсивный анализ проблем политической реформы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2012. - № 2. - С. 19.

9. Результаты изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД Российской Федерации // Профессионал. -2012. - №1 (105). - С. 2-17.

10. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета.- 2012. - 13 дек. - № 287.

11. Общественное мнение как основа криминологического прогнозирования в деятельности ОВД // Профессионал. - 2013. - №1. - С. 38.

12. Результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. - 2013. - № 1. - С. 29.

13. Четверть россиян видит положительный эффект от реформы МВД. - URL: http://kalmmgrad. ru/news/item/26060-chetvert-rossiyan-vidit-polozhitelnyj-jeffekt-ot-reformy-mvd (Дата обращения: 28.07.2013)

14. Вопросы организации защиты чести и достоинства, а так же деловой репутации в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 2 октября 2012 г. № 900. - URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70139578/ (Дата обращения:

28.07.2013)

15. Волошин С. Вызовы сегодняшнего дня // Полиция России. - 2013. - № 3. - С. 4-5.

16. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал лейтенант полиции Владимир Колокольцев: «Оправдать ожидания граждан» // Профессионал. - 2013. - № 1. - С. 2.

17. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. - 2013. - № 1. - С. 4-17.

18. Шабаршов А.Н. Механизм реформы требует регулировки и смазки. Чтобы не заедало! // Защита и безопасность. - 2013. - № 1 (64). - С. 21-22.

116

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

Police and Modern Russian Society G.Kh. Valiev

Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye Chelny

Z.Z. Latifov

Branch of the All-Russian institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of RUSSIA to Naberezhnye Chelny

The paper dwells upon the reformation of internal affairs bodies on the modern stage and their future tasks as well. The authors reveal the problems of trust and support from the population. Thus, primary importance of human rights provision in the activities of internal affairs bodies is emphasized.

Key words: protection of human rights and freedoms of the citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons - Article 1 of the Law “About Police”. 117

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.