Научная статья на тему 'К вопросу эффективности применения информационно- телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел'

К вопросу эффективности применения информационно- телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
670
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
госуданрственные и муниципальные услуги / информационно-телекоммуникационной технологии / обращение граждан / терминал

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семененко Григорий Михайлович, Стрижченко Игорь Александрович

В статье рассматриваются вопросы применения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел при обращении граждан информационно-телекоммуникационной технологий, с помощью которых граждане могли бы обращается в органы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу эффективности применения информационно- телекоммуникационной технологии приема обращений граждан в органы внутренних дел»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

7. Семененко Г.М. Проблемы противодействия умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества: региональный аспект: монография. Тамбов. 2014 г. С.182.

8. Гарькавый А.А., Семененко, Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Проблемы правового воспитания и просвещения детей : матер. всерос. науч.-практ. конф. (10 июня 2011 г.). - Волгоград, 2011. - С. 128-134

© Г.М. Семененко, В.А. Канубриков, 2015 г.

УДК 343.97

Семененко Григорий Михайлович

к.ю.н., старший преподаватель кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел, г. Волгоград, Волгоградская академия

МВД России grigorii_001@mail .rn Стрижченко Игорь Александрович преподаватель кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка г. Волгоград Волгоградская академия МВД России, relax_@list.ru

К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИЕМА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел при обращении граждан информационно-телекоммуникационной технологий, с помощью которых граждане могли бы обращается в органы внутренних дел.

Ключевые слова

государственные и муниципальные услуги, информационно-телекоммуникационной технологии,

обращение граждан, терминал

Основными целями осуществляемой в России в последнее десятилетие административной реформы являются повышение качества жизни наших граждан, устойчивое развитие всего общества, сокращение расходов на содержание органов государственной власти при росте эффективности их деятельности.

Цель - сокращение расходов на административный аппарат - может быть достигнута только сокращением числа работников этой сферы. Однако без изменений методики работы, без внедрения в деятельность органов государственной власти информационно-телекоммуникационных технологий, существенно повышающих качество оказываемых публичных услуг, облегчающих доступ к ним граждан, исключающих человеческий (в том числе и коррупциогенный) фактор из данной цепочки, желаемый результат вряд ли будет получен.

Первым шагом к внедрению информационно-телекоммуникационной технологии в жизнь нашего общества стало появление в России многофункциональных центров. Как отметил председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев на видеоконференции 18 января 2013 года, -«многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг - это линия прямого соприкосновения государства и наших граждан... Государство должно сделать все, чтобы стать для наших людей более дружелюбным, открытым, эффективным и, конечно, оперативным». [1]

215

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

Государственные и муниципальные услуги - явление достаточно новое для Российской Федерации и ее регионов. Определение этих услуг содержится в Федеральном законе № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Очередным этапом реализации государственных и муниципальных услуг населению в России стал запуск проекта «Электронное правительство». Необходимость сориентировать данный проект на нужды и запросы граждан, максимально полно раскрыть информацию о деятельности органов государственной и муниципальной власти подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей статье «Демократия и качество государства». Глава государства отметил важность перехода к стандартам государственных и муниципальных услуг нового поколения, основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг. [2]

Закономерной реакцией руководства страны на потребность российского общества в повышении доверия к органам внутренних дел и качественном улучшении их деятельности стали преобразования в МВД России. [3] Стоит сказать, что не всегда удавалось соблюсти баланс сокращения расходов на административный аппарат и повышения качества его работы.

Например, в ходе реформы МВД России 2011 года из органов внутренних дел были уволены 20% сотрудников с одновременным перераспределением их обязанностей на оставшихся. В отсутствие качественных изменений технологии работы органов внутренних дел, практика быстро привела руководство страны к осознанию преждевременности данных мер. Поэтому к 2013 году большинство упраздненных подразделений было вновь восстановлено.

Сегодня полиция, с одной стороны, постепенно превращается из «органа подавления» в «социальную службу», оказывающую услуги населению. Это подтверждается и законодательно: все последние документы, устанавливающие правила работы органов внутренних дел с гражданами стали называться «Административными регламентами по предоставлению услуг населению». Возрастает значимость вопроса о формах и механизмах взаимодействия полиции и общественности, усиливается роль регулярной отчетности полиции перед обществом.

С другой стороны, особое значение приобретает оценка населением деятельности органов внутренних дел - предоставляемой полицией услуги. Хотя механизмы осуществления такой оценки пока нигде не оговариваются. «Постоянный мониторинг общественного мнения», закрепленный «Дорожной картой дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации» [3], подразумевает реализацию сплошного наблюдения, когда фиксации подлежат мнения всех граждан. Но, судя по складывающейся практике, изучение происходит методом случайной выборки - телефонных социологических опросов, что относится к несплошным формам исследований. В оценке работы сотрудников полиции должны, безусловно, принимать участие не просто граждане, проживающие в районе дислокации отдела полиции, наслышанные о работе правоохранительных органов по сообщениям в прессе и телепередачам, которым позвонили работники социологической службы, выполняющие «опрос населения», а «заявители», то есть лица, имевшие непосредственный контакт с представителями органов внутренних дел.

Таким образом, информационно-телекоммуникационная модернизация в настоящее время как нам ведется применяется не в полной мере. Так в работе полиции применяются сети связи, глобальные спутниковые навигационные системы, справочные базы данных. Отдельные госуслуги полиции нашли свое отражение на сайте «Электронного правительства». Но существенно расширить их перечень и внедрить их в полной мере в свою практику пока мешает множество проблем технического характера: отсутствие понятной всем гражданам методики доступа к порталу госуслуг; отсутствие специализированного программного обеспечения для использования этих возможностей в конкретном территориальном органе внутренних дел; отсутствие желания у сотрудников полиции кардинально менять свою работу; и т.д. Все это приводит к слабому спросу на государственные и муниципальные услуги со стороны населения.

Выход из создавшейся ситуации видится нам в повышении доступности гражданам услуг портала «Электронного правительства», расширении его функций за счет перевода всего документооборота между гражданами и полицией в электронную безбумажную форму. Это позволяет сегодня законодательно сделать и Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской

216

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

Федерации» [4], и Приказ МВД России № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4] .

Мы считаем, что основным инструментом электронного приема обращений от граждан наряду с Интернет-обращениями должны выступать электронные терминалы (см. рис. 1) - аппаратно-программные комплексы, предназначенные для подачи обращений гражданами, предоставления справочной информации, оснащенные сенсорным экраном и специальным программным обеспечением. [5]

Рисунок 1 - Терминал предоставления полицией услуг населению.

Терминалы должны быть установлены в каждом территориальном органе внутренних дел. Они полностью переведут регистрацию обращений граждан в электронный вид и заберут соответствующую функцию у сотрудников дежурных частей, что исключит вероятность уклонений от регистрации информации, отказов гражданам в приеме их сообщений, и других нарушений учетно-регистрационной дисциплины этими сотрудниками.

Алгоритм электронного приема обращений от граждан через терминал видится нам следующим образом: гражданин, желающий оставить обращение, подходит к электронному терминалу,

установленному в отделе полиции, вставляет свой бумажный документ в документоприемник, после чего документ принимается терминалом, на нем отпечатывается время, дата, место приема. А гражданину автоматически выдается талон-уведомление о принятом обращении. Возможен и другой, безбумажный вариант, когда гражданин заполняет электронный бланк обращения на терминале, в обмен на который также получает талон-уведомление. Сотрудники дежурной части могут устно взаимодействовать с гражданами, при необходимости, оказывать им помощь в подаче обращений. Но они полностью исключаются из процесса регистрации обращений, что существенно снижает количество случаев нарушений служебной дисциплины, повышая качество предоставляемой услуги. [6]

Использование терминала возможно и в справочно-информационных целях. Посетитель с его помощью может оперативно узнавать все интересующие его сведения о деятельности органа полиции; местах расположения других отелов полиции с указанием их адресов и контактных телефонов; приемных днях руководителей отдела полиции, приемных днях и местах расположения пунктов приема граждан участковыми и их контактных данных; и т.д.

Таким образом, электронный терминал будет выполнять отведенные ему функции в составе комплекса инженерно-технических средств информационно-телекоммуникационных технологий, что позволит за счет автоматизации ряда процедур исключить роль человеческого фактора в работе по регистрации обращений; повысить качество фиксации принимаемой информации и уровень ответственности сотрудников полиции при выполнении возложенных на них обязанностей по проверке обращений, принятию решений и информировании о них обратившихся граждан.

Список использованной литературы:

1. Из выступления Д. Медведева на селекторном совещании с главами регионов страны см. Российская газета" - Федеральный выпуск №5986 (10) (http://www.rg.ru/2013/01/21/premier.html)

2. Владимир Путин о развитии демократических институтов в России // Коммерсант 06.02.2012 г. (http://rusk.ru/st.php?idar=52994)

3. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации "Российская газета" - Федеральный выпуск №5999 (23)

217

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________

4. См. Федеральный закон №59 - ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05. 2006 г. ( в редакции от 24.11.2014 г.) консультант плюс. (дата обращения 11.06.2015 г.) , Приказ МВД России от 12.09.2013 г. №707 (Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации)( в редакции от 20.04.2015 г. ) консультант плюс. (дата обращения 11.06.2015 г.).

5. Г. М. Семененко «О применение географических информационных систем в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений // Сборник научных трудов «Проблемы борьбы с преступностью Российский и международный опыт», Волгоград 2014 г. С. 89-94, Г. М. Семененко, К.Е. Герасимов «К вопросу о компаративиском анализе практики применения географических информационных систем в правоохранительных органах зарубежных стран»// Сборник статей «Фундаментальные и прикладные научные исследования», УФА 2015 г. С. 91-94

6. Канубриков В.А. Нормативное определение принципа законности необходимо уточнить/ Вестник ВолГУ. Сер. № 5 Юриспруденция. Волгоград, 2010. № 2 (13) С. 149-156

© Г.М. Семененко, И.А.Стрижченко, 2015 г.

УДК 343. 341

Шидаев Абдула Саидсалахович,

старший следователь следственного отделения отдела МВД России по Ачхой-Мартановскому району Чеченской Республики, адъюнкт заочной формы обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России,

г. Санкт-Петербург. m a x i m o v v a @ m a i l . rn

ЗАРАНЕЕ ОБЕЩАННОЕ УКРЫВАТЕЛЬСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОСОБНИКОМ.

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать мнения различных ученых касательно "заранее обещанного укрывательства" как формы соучастия в совершении преступления, указать на ряд проблемных вопросов касательно правильной квалификации противоправных деяний при совершении таковых несовершеннолетними, а также высказать собственную точку зрения по данному вопросу.

Ключевые слова

пособничество; несовершеннолетние; Заранее обещанное укрывательство;

Согласно предписанию ч. 5 ст. 33 УК РФ, пособник как вид соучастника преступления, появляется после возникновения у исполнителя решимости совершить преступление. Своим поведением он лишь укрепляет такую решимость, оказывая интеллектуальную или иную помощь [1, С. 26]. В предусмотренных законом формах несовершеннолетний пособник присоединяет свои усилия к деятельности других лиц (другого лица) после возникновения у них намерения и решимости совершить определенное преступление, оказывая при этом существенную помощь в его осуществлении. В уголовном законе приведен исчерпывающий перечень действий, образующих пособничество в совершении умышленного преступления. К ним отнесено содействие совершению преступления советами, указаниями; предоставление информации, средств или орудий совершения преступления либо устранение препятствий; заранее данное обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.