Научная статья на тему 'Федеральный закон «о полиции» - нормативная правовая основа реформирования органов внутренних дел в Российской Федерации'

Федеральный закон «о полиции» - нормативная правовая основа реформирования органов внутренних дел в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нургалиев Рашид

О приоритетных направлениях совершенствования органов внутренних дел в связи с принятием Федерального закона «О полиции» читателям журнала «Вестник АЭБ МВД России» рассказал министр внутренних дел Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федеральный закон «о полиции» - нормативная правовая основа реформирования органов внутренних дел в Российской Федерации»

ИНТЕРВЬЮ

Федеральный закон «О полиции» -

нормативная правовая основа реформирования органов внутренних

дел в Российской Федерации

О приоритетных направлениях совершенствования органов внутренних дел в связи с принятием Федерального закона «О полиции» читателям журнала «Вестник АЭБ МВД России» рассказал министр внутренних дел Российской Федерации

Рашид Нургалиев

С1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции». В чем существенное отличие данного документа от Закона «О милиции»?

Закон «О полиции» не только создает новый правоохранительный институт — полицию, но и формирует новую модель взаимоотношений полиции и общества, меняя ее с доминантной на партнерскую, повышает степень общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

Новая редакция нормативного правового акта, регламентирующего деятельность полиции, прежде всего призвана создать правовую основу для реализации приоритетного направления реформирования органов внутренних дел, а именно — усиление открытости и прозрачности деятельности полиции для граждан и общества.

В целом подробное закрепление принципов деятельности МВД России играет огромную роль, так как они пронизывают все последующие нормы Закона «О полиции», тем самым закладывая правовой фундамент для деятельности полиции.

Так, в отличие от предыдущей редакции четко определены отправные начала (принципы), которыми должны руководствоваться полицейские в своей профессиональной деятельности: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информа-

ционных систем. Если ранее такие принципы, как соблюдение прав и свобод граждан и законность, лишь декларативно упоминались в Законе «О милиции», то новая редакция конкретизирует их содержание. Например, закреплено, что «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом» и «сотрудник полиции не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы».

Особо стоит отметить появление таких принципов, как открытость и публичность, а также обеспечение общественного доверия и поддержки граждан. В Законе «О полиции» определены основные механизмы достижения открытости и публичности деятельности полиции, а именно — закреплено право граждан, общественных объединений и организаций получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права; установлена обязанность соответствующих руководителей органов внутренних дел, а также участковых уполномоченных регулярно выступать с отчетами о деятельности полиции, в том числе перед гражданами; определены направления взаимодействия со средствами массовой информации.

Основной формой обеспечения общественного доверия и поддержки граждан призвана стать обратная связь «поли-

п

О!

О СЧ

О О

о а

со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О CJ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

ция—гражданин», которая реализуется путем постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции. При этом очень важно, что мнение граждан не просто принимается к сведению федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а является одним из основных критериев официальной оценки ее работы. Кроме того, в целях учета потребностей граждан, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере внутренних дел установлено создание общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах.

Также немаловажную роль в соблюдении сотрудниками полиции обозначенных принципов играет конкретизация прав и обязанностей полиции, исключающая возможность двоякого токования.

В чем заключается суть изменений в области прав и обязанностей сотрудников полиции ? И предусматриваются ли новые права и обязанности?

В этом отношении в Законе «О полиции» сделан большой шаг вперед по сравнению с Законом «О милиции». Существенно обновлена редакция статьи, регламентирующей обязанности полиции. Так, помимо обязанности полиции принимать заявления о преступлении, сообщения и иную информацию в виде электронного документа — с получением соответствующего уведомления об их приеме и регистрации — обращает на себя внимание положение Закона, которое, по сути, обязывает полицию активно участвовать в предупреждении правонарушений и преступлений, что соответствует заявленной политике государства в вопросах противодействия преступности.

Ряд норм устанавливают необходимость более тесного сотрудничества полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактике алкоголизма и наркомании, противодействия терроризму, в том числе посредством проведения экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

В Законе детально конкретизированы и права полиции (всего их 37), что чрез-

вычайно важно, так как любому праву полиции корреспондирует обязанность граждан и организаций, отсутствие же четко закрепленной формулировки прав полиции может привести к злоупотреблениям. Например, конкретизирована норма о получении полицией сведений от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан, а также о проверке документов у граждан сотрудниками полиции.

Принимая во внимание то, что четкая регламентация прав и обязанностей полиции — это лишь условие для осуществления деятельности в сфере внутренних дел в соответствии с закрепленными принципами, Закон содержит целый комплекс норм, направленных на формирование качественного кадрового состава полиции, высоконравственных профессионалов, способных беспрекословно следовать букве и духу нового Закона. Что достигается четко установленными критериями отбора граждан на правоохранительную службу в полиции, исключением возможностей попадания в полицию граждан, не соответствующих по своим морально-нравственным и физиолого-психологическим качествам требованиям к сотруднику полиции; конкретизированными для сотрудников полиции ограничениями и запретами, связанными со службой в полиции, а также требованиями к служебному поведению сотрудника полиции.

В свою очередь, жесткие требования к полицейскому сопровождаются более конкретизированными правами сотрудника полиции и социальными гарантиями, что чрезвычайно важно, так как и в отношении сотрудников полиции из-за нечетких формулировок были злоупотребления.

В целом положительной чертой анализируемого Закона является более четкая формулировка норм, исключающая двоякое толкование.

Рашид Гумарович, помимо нового Закона на модернизацию органов внутренних дел влияют и события, происходящие в нашей стране, я прежде всего имею в виду теракты. Какие меры предпринимаются МВД после трагедии в «Домодедово»? И как они соотносятся с проводимой реформой органов внутренних дел?

После терактов в московском метро в марте 2010 г., когда при взрывах на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» погибли

40 человек и 160 получили ранения, Президент Российской Федерации Д. Медведев подписал указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте.

Трагедия, произошедшая в «Домодедово», выявила существенные недочеты в системе антитеррористической защищенности объектов, имеющих важное значение. В данной связи МВД России проводит системные улучшения своей деятельности в этом направлении. Руководители Главного управления на транспорте и линейных отделов внутренних дел обязаны лично контролировать работу личного состава на объектах транспорта.

В настоящее время существует два серьезных блока проблем, которые необходимо решить в самый ближайший период. В частности, это вопросы улучшения кадрового обеспечения транспортной милиции и технического оснащения аэропортов и вокзалов. Перед МВД сегодня стоят задачи, на которых необходимо сосредоточить самое пристальное внимание: провести переформатирование работы транспортной милиции, перегруппировать силы и средства между подразделениями и службами, усилить кинологическую службу, а также проработать вопрос о совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности на транспортном комплексе.

По поручению Президента Российской Федерации в МВД пересматривается организация работы милиции на транспортных объектах — в частности, увеличивается численность дежурящих сотрудников. С целью усиления контроля над транспортной сферой глава государства создал должность еще одного замминистра внутренних дел, который будет отвечать за безопасность на транспорте.

Какие первые шаги предпринимаются в министерстве в связи с принятием Федерального закона «О полиции»?

Основные меры по реализации Федерального закона «О полиции» прежде всего отражены в пяти указах Президента Российской Федерации, которые были подписаны в первый день действия Закона — 1 марта 2011 г. В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации утвердил вопросы организации полиции, положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации,

структуру центрального аппарата МВД России, типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, а также порядок внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел.

По каким принципам будет формироваться кадровой состав полиции и все ли милиционеры станут полицейскими?

Принятие Федерального закона «О полиции» безусловно является важнейшим этапом реформирования правоохранительной системы в Российской Федерации, однако указанный Закон определяет хотя и первостепенную, но лишь форму нового правоохранительного органа, а будет ли ей соответствовать содержание, во многом зависит от того, насколько грамотно будет сформирован кадровый состав полиции.

И здесь очень важно определить систему критериев отбора будущих полицейских. Так как приоритетной идеей модернизации органов внутренних дел явилась переориентация правоохранительной деятельности на защиту граждан, обеспечение соблюдения их прав и свобод, то наряду с требованиями к профессионализму сотрудника полиции в сфере реализации конкретных правоохранительных функций одними из главных критериев отбора в полицию становятся морально-нравственные качества претендента. К сожалению, надо признать, что в настоящее время не все сотрудники милиции отвечают высоким требованиям к моральному и нравственному облику полицейского, поэтому формирование кадрового состава полиции будет проходить по двум направлениям. Во-первых, за счет переаттестации всего личного состава органов внутренних дел и, во-вторых, качественного отбора вновь поступающих на службу граждан.

Механизм переаттестации действующих сотрудников был избран как оптимальный, при котором многопрофильный состав аттестационной комиссии, с одной стороны, позволит оценить претендента на службу в полиции одновременно по нескольким критериям, а с другой стороны — максимально защитить самих сотрудников от субъективных единоличных решений.

Аттестационная комиссия, принимая решение о дальнейшем прохождении

п

О!

О СЧ

О

о о а

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

службы сотрудником внутренних дел, также должна будет руководствоваться и результатами специального психофизиологического исследования сотрудника. Такое исследование будет проводиться и для изучения психологических качеств граждан при отборе на службу в органы внутренних дел. В этих целях в структуре органов внутренних дел создаются специальные центры психологической работы.

Завершить переаттестацию планируется до 1 мая 2011г., сотрудники, ее не прошедшие, будут уволены из органов внутренних дел.

Таким образом, предстоит внеочередная переаттестация, в ходе которой в органах внутренних дел останутся служить только те, кто полностью соответствует требованиям к сотруднику полиции.

Осознавая то, что такие жесткие и скоротечные меры первоначально могут стать причиной ухудшения морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел, нами запланировано осуществление мониторинга этих состояний в течение всего 2011 г. Также в целях принятия своевременных мер мониторингу будет подвергаться социально-экономическое положение семей сотрудников, подпадающих под сокращение.

Такая схема позволит в максимально короткие сроки, без ущерба основной правоохранительной деятельности подразделений МВД России сформировать качественный кадровый состав и избежать негативных социально-экономических последствий.

Будет ли подвергаться переаттестации высшее руководство МВД России? И в каком порядке?

Безусловно, переаттестация коснется каждого сотрудника — от рядового до генерал-полковника. Во избежание перекосов и заинтересованности в принятии решений по утверждению на должности руководителей министерства Президентом Российской Федерации в соответствии с Указом № 251 от 1 марта 2011 г. создана комиссия по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава. В ее состав в том числе вошли помощники Президента Российской Федерации, заместитель генерального прокурора Российской Федерации, начальник Управле-

ния Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, директор ГФС России, исполняющий обязанности заместителя председателя Следственного комитета Российской Федерации, директор ФМС России, первый заместитель директора ФСБ России, руководитель Росфинмониторинга. Возглавляет комиссию руководитель администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

По результатам работы данной комиссии до 1 июня 2011 г. будет принято решение, кто из руководителей останется на своих должностях, а с кем придется попрощаться.

Что касается порядка внеочередной аттестации, то она будет проводиться заочно, то есть без присутствия аттестуемого сотрудника. Только в исключительных случаях аттестуемые сотрудники могут приглашаться на заседания комиссии.

Комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также от организаций и должностных лиц и приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также представителей организаций.

Таким образом, к установленному сроку комиссия должна будет провести внеочередную аттестацию сотрудников, претендующих на должности высшего начальствующего состава полиции, на основе определения их соответствия требованиям по должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, с учетом стажа и опыта работы, участия в решении поставленных перед ним задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности.

Многое говорилось о будущем улучшении социально-экономического положения сотрудников полиции — речь идет о повышении денежного довольствия сотрудников?

Да, но не только. Учитывая распространенность жилищных проблем для граждан нашей страны, прежде всего мы прорабатываем возможность улучшения

жилищных условий будущих полицейских. Так, министерством продолжается работа по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения». В 2012 г. планируется сформировать ведомственный специализированный жилой фонд и начать постановку сотрудников органов внутренних дел на соответствующий жилищный учет в целях последующего обеспечения их жилыми помещениями.

Какие изменения ожидает система образования МВД России в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции»?

Федеральный закон «О полиции», бесспорно, окажет влияние и на дальнейшее развитие системы образования МВД России.

Этот закон, вызванный требованиями современного развития нашего общества, с одной стороны, конкретизируют права милиции, обозначает законодательные рамки ее деятельности и расставляет приоритеты в деятельности полиции, с другой стороны, повышает требования, предъявляемые к профессиональным и личностным характеристикам сотрудника полиции, обеспечивая дальнейшую модернизацию российских правоохранительных органов.

В ближайшем будущем будет подписан еще целый ряд президентских указов, определяющих, в частности, общие положения МВД, структуру центрального аппарата министерства и территориальные органы в субъектах.

Уже сегодня в МВД пересмотрен порядок отбора кандидатов для службы или работы в органах внутренних дел «с учетом их морально-этических и психологических качеств» в целях повышения уровня профессионализма сотрудников. Для всех образовательных учреждений МВД России это означает уточнение и корректировку задач подготовки высококвалифицированных сотрудников полиции.

Отличительные черты будущего сотрудника полиции — это в первую очередь высокий профессионализм, дисциплинированность и ответственность, умение четко и эффективно решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан в интересах каждого отдельного

человека. Мной неоднократно было подчеркнуто на всех совещаниях с руководителями органов внутренних дел, что полицейские должны понимать, что они не добиваются определенного ведомственного показателя, а помогают людям, они первыми приходят на помощь, если человек оказался в беде.

Хочется еще раз подчеркнуть: перед органами внутренних дел стоит задача создания качественно нового института обеспечения правопорядка, следовательно, задача совершенствования подготовки кадров становится одной из первостепенных.

В настоящее время сотрудников органов внутренних дел готовят несколько образовательных ведомственных учреждений, таких как Московский университет МВД, имеющий филиалы в целом ряде регионов, Санкт-Петербургский университет, Академия управления, Академия экономической безопасности, целый ряд юридических институтов.

Сегодня в рамках реализации Закона «О полиции» и в целом реформирования органов внутренних дел проводится реорганизация государственных образовательных учреждений профессионального образования министерства в целях оптимизации их количества, а также корректировка планов отбора кандидатов на обучение в указанные образовательные учреждения.

Так, в связи с тем, что, согласно Указу Президента Российской Федерации, личный состав органов внутренних дел к 2012 г. будет сокращен на 20 %, было принято решение и об уменьшении числа ведомственных учебных заведений и соответственно слушателей в них. Поэтому будет проводиться объединение отдельных образовательных учреждений органов внутренних дел. При этом, конечно, основные вузы остаются.

Сегодня Указом Президента РФ № 253 от 1 марта 2011 г. уже утвержден перечень должностей руководителей вузов МВД России: начальники Академии управления, Краснодарского университета, Московского университета, Санкт-Петербургского университета, Волгоградской академии, Нижегородской академии, Омской академии, Воронежского юридического института, Дальневосточного юридического института, Орловского юридического института.

Существующая сегодня в МВД России структура, отвечающая за образовательный процесс, не в полной мере обес-

п

О!

О СЧ

О

о о а

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

CO

Ol

О СЧ

О

о о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

печивает выполнение этих задач. Механическое объединение учебных заведений МВД России скорее ведет к увеличению расходов на их содержание, ломает давно устоявшуюся структуру подготовки специалистов по соответствующим направлениям, представляет угрозу потери целых коллективов вузов.

Поэтому вузы системы МВД России должны прежде всего преследовать цель — получение качественно нового уровня как учебных заведений, так и выпускаемых специалистов.

Этого можно достичь путем формирования научно-образовательных центров, которые получат все основные функции в управлении образовательным процессом. Министерство должно выступать в качестве заказчика, который определяет количество и качество подготовки специалистов по соответствующим направлениям. А научно-образовательный центр формируется из основных учебных заведений. Эта структура объединит учебное, методическое, научное и другие направления деятельности, скоординирует работу всех существующих вузов и учебных заведений системы МВД со всеми вытекающими отсюда требованиями по подготовке качественно новых специалистов.

Образовательные учреждения, которые будут готовить сотрудников полиции, должны будут откорректировать свои нормативные документы, учебные планы и программы в соответствии с требованиями к сотруднику полиции, обозначенными в принятом Федеральном законе «О полиции».

Совершенно ясно, что перед ведомственными образовательными учреждениями, которые будут готовить сотрудников полиции, стоят большие задачи по модернизации системы подготовки высококвалифицированных специалистов для органов полиции, которые смогут своевременно реагировать на требования современного общества и выполнять свою основ-

ную задачу — обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод наших граждан.

Характерной особенностью не только России, но и мирового сообщества является высокая динамика развития форм и методов преступности, возрастание числа преступлений, осуществляемых с привлечением мощного интеллектуального потенциала и возможностей новейших технологий и средств.

В этих условиях научно-учебная функция высшей школы должна работать на упреждение негативного развития криминогенной обстановки в соответствующих сферах компетенции и с ориентацией на перспективу.

Руководствуясь основными приоритетами развития образовательного процесса, в вузах органов внутренних дел необходимо осуществить постепенный переход на многоуровневую подготовку специалистов в системе правоохранительной службы и совершенствовать работу по подготовке профессионального, эффективно действующего кадрового потенциала сотрудников правоохранительной службы на основе совершенствования единой системы непрерывного профессионального образования в целях обеспечения текущих и перспективных потребностей в специалистах по основным направлениям деятельности (административной, уголовно-процессуальной, оперативно-разыскной, документально-проверочной и информационно-аналитической).

При этом стратегическим курсом в решении проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для правоохранительных органов представляется развитие и совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с базовой опорой на науку. В результате в полиции будут служить грамотные профессионалы, готовые в любую минуту прийти на помощь, а уровень защищенности наших граждан значительно повысится.

2

ф

4

я *

<

*

5 I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.