Научная статья на тему 'Подготовка кадров органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты'

Подготовка кадров органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саркисов Олег Ростиславович

В статье рассматриваются современные условия подготовки кадров органов внутренних дел в соответствии с требованиями политической системы, демократического государства, входящего в сообщество современных цивилизованных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organized Crime Group as a Variant of Complicity in… Training of Personnel of Internal Affairs Bodies: Procedural and Institutional Aspects

The paper addresses modern conditions of training of personnel of internal affairs bodies in accordance with demands of political system of democratic state affiliated with association of modern civilized countries.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

УДК 343

Подготовка кадров органов внутренних дел: организационно-правовые аспекты

Саркисов О.Р.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассматриваются современные условия подготовки кадров органов внутренних дел в соответствии с требованиями политической системы демократического государства, входящего в сообщество современных цивилизованных стран.

Ключевые слова: деятельность правоохранительных органов в обеспечении и защите прав и интересов граждан, международное сотрудничество в области подготовки кадров правоохранительных органов.

В настоящее время в России ведется поиск новых моделей подготовки специалистов в различных областях деятельности. Особое место здесь занимает образование работников правоохранительных органов, которые в период образования правового государства призваны играть все более значимую роль в обеспечении выполнения законов и соблюдении гарантий прав каждого человека в государстве и обществе. Любое государство и общество заинтересовано в том, чтобы деятельность правоохранительных органов строилась в соответствии с принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение указанных принципов позволяет соблюсти баланс интересов всех членов общества, формирует определенную стабильность и служит гарантией защиты от произвола. Именно поэтому деятельность правоохранительных органов всегда должна находиться под пристальным вниманием государства [1].

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации принадлежит органам внутренних дел, которые, имея в своем арсенале достаточно большой объем властных полномочий, сегодня несут основную нагрузку по противодействию преступности. Творческое осмысление опыта, накопленного органами внутренних дел в процессе выполнения внутренних специальных функций по обеспечению общественной безопасности и защиты прав и интересов граждан, способствует выбору оптимальных форм и методов служебной деятельности с учетом изменений кадровой политики, условий несения службы. Развитие любого вида профессиональной деятельности

тесно связано с историческими этапами ее становления. Каждый этап привносит в функциональные обязанности и направления работы свои новации, обеспечивающие их дальнейшее развитие. Анализ процесса становления и развития системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел РФ, важнейших показателей, определяющих качество этой подготовки, позволяет выделить три основных этапа послереволюционного развития данного процесса: 1918-1953 гг., 1953-1985 гг., 1985 г. и по настоящее время.

Основанием для их выделения являются значимые для системы органов внутренних дел изменения социально-профессионального характера. На каждом этапе формировалась определенная система факторов, предпосылок и закономерностей, обеспечивающих дальнейший процесс становления и развития системы и профессиональной подготовки работников ОВД данного периода.

На первом этапе (1918-1953 гг.) закладывались основы региональной системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (формируются первые учебные заведения курсовой подготовки).

Второй этап (1953-1985 гг.) характеризуется расширением сети учебных заведений органов внутренних дел (ОВД), расположенных на территории РТ, федерального подчинения. Формирование контингента слушателей происходило без учета демографических особенностей.

При отборе и подборе кадров на службу и учебу в систему ОВД в первые периоды становления

159

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

и развития системы профессиональной подготовки специалистов предпочтение отдавалось лицам, направленным по рекомендациям партийных, комсомольских и управленческих органов. При этом учитывалась разнарядка МВД СССР.

Третий этап (начавшийся с 1985 г. и продолжающийся до настоящего времени) считается переломным и основным периодом реформирования системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Для него характерны перестройка системы образования и кадровой политики органов внутренних дел, расширение сети образовательных учреждений ОВД, реструктурирование системы обучения сотрудников ОВД, создание открытого регионального пространства и региональной системы непрерывного образования, актуализация требований к уровню юридической подготовки сотрудников ОВД. Преемственность этапов профессионального становления требует преемственности в профессиональной подготовке любого специалиста, в том числе и сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В связи с этим важной задачей профессиональной подготовки является выработка у обучаемых умений с научных позиций анализировать исторические события, адекватно их сопоставлять с современными требованиями профессиональной деятельности.

В этой связи и Министерство внутренних дел (МВД) не является исключением. Изначально на МВД возлагались такие функции как контроль над гражданами, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, а также управление казенными предприятиями и фабриками, организация продовольственного обеспечения и торговли, министерство внутренних дел осуществляло контроль над медициной и ветеринарией и т.д. Таким образом, мы видим, что МВД создавался как институт государственной власти, который решал весь спектр внутренних функций государства. В настоящее время МВД утратило ряд своих функций, которыми оно изначально наделялось. Это удалось достичь за счет коренного реформирования как самого ведомства, так и остальных органов государственной власти страны. С изменением своих функций менялся также и правовой статус министерства внутренних дел. С принятием Конституции РФ (1993 г.), новых законов, а также ряда других президентских, правительственных, ведомственных актов действующая нормативно-правовая база, указывающая на правовой статус МВД, приобрела по сравнению с прежней иной, более высокий уровень. Если обратиться к истории, то советский период существования органов внутренних дел отмечен многочисленными реорганизациями данного ведомства, которое не только время от времени меняло свое наименование (НКВД, МГБ, МООП, МВД), но и совершенствовалось в части системного, структурного и функционального построения [2].

Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы, политических и идеологических институтов, углубление демократии, выступает как мощный инструмент борьбы с разного рода негативными явлениями в жизни нашего общества, и в первую очередь, с преступностью. Это предполагает совершенствование и развитие конституционно-правовых основ деятельности всех звеньев государственного аппарата, включая и систему правоохранительных органов. Демократическое государство, осуществляя преобразующую деятельность в современных условиях, выдвигает стратегическую задачу ускорения социально-экономического развития страны, революционной перестройки всех сторон жизни современного общества. Сформировавшийся за последние десятилетия фактически новый заказ на кадровое обеспечение государственной структуры власти, включая и органы внутренних дел, впервые ставит перед наукой и практикой задачу разработки такой системы работы с кадрами (подготовки кадров), в которой в качестве цели выступает оптимальная реализация личных и социальных интересов [3]. Высокая профессиональная подготовка кадров возможна лишь при наличии научно обоснованных программ, понятных и четких целей, высокопрофессионального управления преобразовательным процессом, продуманных и выверенных методов управления, правдивого разъяснения сути и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс реформы как можно больше населения регионов.

Немаловажную роль играет международное сотрудничество в области обучения, подготовки кадров правоохранительной системы с учетом взаимодействия в области обмена опытом, проведения диспутов, конференций, совместных действий по предупреждению коррупции и терроризма. В этой связи органы внутренних дел России должны быть ориентированы на демократизацию с учетом того, что рейтинг полиции зарубежных стран является достаточно высоким, в его основе лежат укоренившаяся в общественном сознании приверженность к демократическим ценностям, доверие к государству и его институтам, убежденность в том, что полиция достигает максимума в складывающейся ситуации [3], и одновременно неприятие присущих авторитаризму методов снятия криминальной напряженности, неизбежно сопряженных с серьезным и массовым ограничением прав и свобод личности. В этой связи, и в соответствии с Федеральном законом от

07.02.2011 г. № 3-ФЗ « О полиции» [4], одной из задач органов внутренних дел, наряду с обеспечением приоритета прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, своевременным предупреждением и пресечением преступлений, быстрым и полным их раскрытием и расследованием, явля-

160

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 3

Право

ется проведение в жизнь принципов демократизации, социальной справедливости, защиты свобод и интересов граждан, подбора, выдвижения и расстановки кадров. В этих условиях, как отмечал ряд авторов (А.И. Иванов, П.М. Керженцев, А.М. Колодкин и А.В. Фатула [5]), преобразования в кадровой политике органов внутренних дел, в системе работы с кадрами должны основываться на деятельностном подходе.

Хорошо известно, что эффективность государственной и правоохранительной деятельности прямо зависит от ее обеспеченности профессионалами. Повышение же профессионализма сотрудников органов внутренних дел, как свидетельствует статистика и опросы общественного мнения, остается одной из острейших проблем в руководстве правоохранительными структурами. В этой связи подготовка кадров для органов внутренних дел выдвигается в современных условиях в число основных. Особенно на фоне современного разгула преступности, включая терроризм, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанду, и коррупцию. Для того, чтобы противостоять подобным явлениям, государству недостаточно просто иметь соответствующие органы и эффективное законодательное обеспечение их деятельности. Необходимы люди, которые по уровню своей подготовки, нравственным качествам могли бы обеспечить безопасность Отечества, убежденные в необходимости демократических преобразований и экономических реформ, которые в своей служебной деятельности будут исходить из глубокого понимания новых задач правового государства, принципов демократического общества и своего места в решении проблем, возложенных на них государством и обществом.

Литература:

1. Тирских А.А. Региональная криминологическая характеристика коррупции в органах внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2006. - 24 с.

2. Афоничкин С.Н., Рябов С.А. Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел: учеб.-метод. пособие. - ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 219 с.

3. Акулов В.И., Соломатина Е.А. Полицейские силы зарубежных стран // Полицейская деятельность. - 2011. - № 1. - С. 58-63.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Гарант».

5. Колодкин Л.М., Фатула А.В. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие. - М., 1999.

6. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. - 2005. - 26 апреля.

7. Вороненке В.Н. Их служба становится наукой. // Служба кадров. - 1997. - № 2. - С. 32.

Training of Personnel of Internal Affairs Bodies: Procedural and Institutional Aspects

O.R. Sarkisov

Kazan legal institute (branch) of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation

The paper addresses modern conditions of training of personnel of internal affairs bodies in accordance with demands of political system of democratic state affiliated with association of modern civilized countries.

Key words: law enforcement on provision and protection of civil rights and interests, international cooperation in the sphere of training ofpersonnel of internal affairs bodies. 161

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.