Научная статья на тему 'Полицейская служба Южно-Африканской Республики'

Полицейская служба Южно-Африканской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1083
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА / ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS / POLICE / POLICE SERVICE / REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маилян Самвел Суренович, Саудаханов Марат Вильданович

В статье рассмотрены конституционно-правовые основы деятельности, история возникновения, становления и структура Полицейской Службы Южно-Африканской Республики. Авторы проводят анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маилян Самвел Суренович, Саудаханов Марат Вильданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police Service of the Republic of South Africa

The article deals with the constitutional and legal foundations of activity, the history of the emergence, formation and structure of the Police Service of the Republic of South Africa. Authors conduct the analysis.

Текст научной работы на тему «Полицейская служба Южно-Африканской Республики»

УДК 34 ББК 67

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

САМВЕЛ СУРЕНОВИЧ МАИЛЯН,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации МАРАТВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 — Конституционное право; Конституционный судебный процесс; Муниципальное право. 12.00.14 — Административное право; административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассмотрены конституционно-правовые основы деятельности, история возникновения, становления и структура Полицейской Службы Южно-Африканской Республики. Авторы проводят анализ.

Ключевые слова: конституционно-правовые основы, органы полиции, Полицейская Служба, Южно-Африканская Республика

Annotation. The article deals with the constitutional and legal foundations of activity, the history of the emergence, formation and structure of the Police Service of the Republic of South Africa. Authors conduct the analysis.

Keywords: constitutional and legal foundations, police, Police Service, Republic of South Africa

Конституция Южно-Африканской Республики (далее — Конституция) является высшим законом государства и обеспечивает правовую основу существования современной ЮАР. Действующая Конституция1, пятая по счету, была подготовлена Парламентом Республики, избранным в 1994 году на первых нерасовых выборах, санкционирована президентом Нельсоном Ман-делой 18 декабря 1996 года и вступила в силу 4 февраля 1997 года, сменив временную Конституцию 1993 года2.

С момента вступления в силу в Конституцию было внесено 17 поправок (последняя на сегодняшний день внесена 23 августа 2013 года), однако ни одна из них не коснулась Полицейской Службы. В Основном Законе Республики полиции посвящено 4 статьи (ст. ст. 205 — 208) главы 11 «Службы безопасности».

Так, в соответствии со ст. 205 «Полицейская служба»: «Национальная полицейская служба должна быть структурирована для функционирования на национальном, провинциальном и, где это предусмотрено, местном уровне.

Национальное законодательство устанавливает полномочия и функции Полицейской Службы, создает условия для эффективного выполнения Полицейской Службой своих обязанностей, учитывая требования провинций.

Целями Полицейской Службы являются предотвращение, борьба и расследование преступлений, поддержание общественного порядка, защита и обеспечение безопасности жителей Республики и их собственности,

защита и обеспечение исполнения законодательства».

Далее в ст. 206 «Политическая ответственность» указано, что «Член Правительства несет ответственность за деятельность полиции и определяет полицейскую политику после консультаций с правительствами провинций, учитывая нужды и приоритеты провинций, определенные провинциальными органами исполнительной власти.

Национальная полицейская политика может разниться в зависимости от конкретной провинции с учетом ее нужд и приоритетов.

Каждая провинция вправе:

• контролировать действия полиции;

• отслеживать эффективность и результативность Полицейской Службы, в том числе путем получения соответствующих отчетов;

• обеспечивать хорошие отношения между полицией и сообществом;

• давать оценку деятельности полиции;

• поддерживать связь с членом Правительства, ответственным за деятельность полиции, по вопросам преступлений и непосредственной полицейской деятельности в провинции.

Органы исполнительной власти провинции несут ответственность за выполнение функций:

• указанных в настоящей Главе;

• переданных в рамках национального законодательства;

• переданных в рамках национальной полицей-

скои политики.

В целях выполнения функций, указанных в настоящей статье, провинции:

• могут рассматривать или назначать комиссию по изучению жалоб, поступивших на неэффективность полиции или ухудшение отношений между полицией и любым сообществом;

• должны подготавливать рекомендации члену Правительства, ответственному за деятельность полиции.

После получения жалобы, поданной органом исполнительной власти провинции, независимый орган по рассмотрению жалоб на действия полиции, учрежденный национальным законодательством, должен расследовать любое предполагаемое неправомерное поведение или правонарушение, совершенное сотрудником полиции в провинции.

Национальное законодательство должно обеспечить основу для создания служб муниципальной полиции, а также их полномочий, функций и осуществления контроля над ними.

Должен быть создан комитет, состоящий из члена Правительства и членов Исполнительных советов, ответственных за деятельность полиции, для обеспечения эффективной координации полицейской службы и эффективного взаимодействия в пределах полномочий Правительства.

Законодательный орган провинции вправе потребовать, чтобы комиссар провинции предстал перед ним или любым из его комитетов для предоставления ответов на вопросы».

В свою очередь, ст. 207 Конституции закрепила, что «Президент, как глава национальной исполнительной власти, должен назначить женщину или мужчину на должность Национального Комиссара Полицейской Службы для осуществления контроля и управления деятельностью полиции.

Национальный Комиссар должен осуществлять контроль и управлять Полицейской Службой в соответствии с национальной полицейской политикой и распоряжениями члена Правительства, ответственного за деятельность полиции.

Национальный Комиссар по согласованию с органом исполнительной власти провинции должен назначить женщину или мужчину комиссаром провинции. Если Национальный Комиссар и орган исполнительной власти провинции не могут договориться о назначении, то член Правительства, ответственный за деятельность полиции, выступает в качестве посредника между сторонами.

Комиссары провинций несут ответственность за деятельность полиции в своих провинциях:

• в соответствии с национальным законодательством;

• в пределах полномочий Национального Комиссара осуществлять контроль и управлять деятельностью полиции.

Комиссар провинции представляет ежегодный отчет о деятельности полиции законодательному органу провинции, а также направляет копию отчета Национальному Комиссару.

Если комиссар провинции потерял доверие органа исполнительной власти провинции, то такой орган

вправе начать соответствующую процедуру смещения с должности, перевода или назначения дисциплинарного взыскания в отношении этого комиссара в соответствии с национальным законодательством».

И, наконец, ст. 208 Конституции гласит: «Национальным законодательством должен быть учрежден Гражданский секретариат полицейской службы, действующий под руководством члена Правительства, ответственного за деятельность полиции».

Однако прежде чем переходить к организации деятельности Полицейской Службы Южно-Африканской Республики на современном этапе, обратимся к истории становления и развития полиции ЮАР.

Происхождение Полицейской службы Южной Африки своими корнями восходит к 1655 году, когда на мысе Штормов, позднее получившем название Доброй Надежды (ныне Кейптаун), первые поселенцы организовали военизированное формирование «Голландский караул», изначально призванное отражать атаки и защищать местных жителей, а позже поддерживать законность и правопорядок. В 1795 году британские офицеры взяли контроль над «Голландским караулом», а в 1825 году реорганизовали его в Полицию Мыса, трансформировавшуюся в 1840 году в Полицейские Силы Кейптауна. В 1854 году полицейское подразделение было сформировано в Дурбане и получило название Дурбанская Городская Полиция, ставшая Полицией города Дурбана в 1935 году3. На основании Закона от 1855 года № 3 в Восточной Капской провинции было создано подразделение Приграничной Вооруженной Конной Полиции, переименованное в Капских Конных Стрелков в 1878 году4.

Южно-Африканская полиция была создана в 1913 году после провозглашения тремя годами ранее ЮжноАфриканского Союза. В 1914 году Ассоциация Конных Стрелков отказалась от исполнения своих обязанностей на службе в полиции, поскольку большинство стрелков отправились на поля сражений Первой Мировой войны. В 1926 году ответственность за поддержание внутреннего порядка и безопасности в государстве в полном объеме была возложена на Полицию Южной Африки. Отметим, что полиция поддерживала хорошие отношения с национальной армией, тесно взаимодействовала с ней и часто откликалась на обращения последней. Так, например, во время Второй Мировой войны на территории Северной Африки в составе 2-й пехотной дивизии Южно-Африканской армии воевала бригада полиции Южной Африки.

В 1948 году на общенациональных выборах в парламент, опередив своих более либеральных оппонентов, победила Национальная Партия и получила право сформировать правительство. Политика нового правительства была сразу направлена на укрепление взаимодействия между полицией и военными, в результате чего полиция получила в распоряжение различные виды вооружения и широкие полномочия на его использование и применение. Закон от 1958 года № 7 «О полиции» расширил полномочия Полиции Южной Африки по поддержанию законности и правопорядка, расследованию и предупреждению преступлений, а также предоставил полиции чрезвычайные полномочия для подавления беспорядков и действий повстанческих формирований. Закон от 1965 года № 70 «О внесении поправок

в Закон «О полиции» наделил ведомство полномочиями проводить обыск лиц, хранилищ, транспортных средств, самолетов и помещений без каких-либо санкций соответствующего властного или судебного органа. Причем если обыск проводился в пределах одной мили от любого участка национальной границы, сотрудники полиции имели право присвоить себе все, что было обнаружено во время такого обыска. Позже, в 1979 году указанная зона была расширена до 8 миль от любого участка национальной границы, а в 1983 году названное право полицейских на проведение обыска распространилось на территорию всего государства.

После окончания апартеида Полиция Южной Африки была переименована в Полицейскую Службу Южно-Африканской Республики, а Министерство по вопросам права и порядка — в Министерство безопасности и охраны. Новый Министр безопасности и охраны Сидней Муфамади, получивший полицейское образование в Зимбабве, Великобритании и Канаде, заявил, что в будущем центральное место в подготовке полицейских должны занять расовая терпимость и уважение прав человека.

В настоящее время штаб-квартира Полицейской Службы находится в городе Претория и состоит из шести отделов:

Отдел по борьбе и расследованию преступлений — несет общую ответственность за координацию информации о преступлениях и процесс их расследования. Осуществляет руководство Центром учета преступлений, Отделением по расследованию коммерческих преступлений, Отделом по расследованию преступлений в сфере обращения алмазов и золота, Южно-Африканским бюро по наркотикам, Отделением по борьбе с кражей ценных бумаг, Инспекцией по взрывчатым веществам, Отделениями по расследованию убийств и грабежей (расположенными в каждом крупном городе), Отделениями по расследованию краж транспортных средств, а также Национальным бюро пропавших без вести лиц, созданным в конце 1994 года.

Отдел наблюдательной полиции - руководит полицейскими операциями повышенной важности, такими как охрана высокопоставленных правительственных чиновников и других высокопоставленных лиц. Большинство государственных учреждений находятся под защитой и контролем Отделения Специальной Охраны — структурного подразделения Отдела. Другое подразделение Отдела — Силы Специальных Заданий, сформированное из профессионалов-добровольцев, проводит иные операции, связанные с высоким риском, например, освобождение заложников.

Отдел внутренней стабильности — отвечает за предотвращение и подавление внутренних беспорядков, а также за помощь другим подразделениям в борьбе с преступностью.

Отдел по связям с общественностью — отвечает за взаимодействие с органами государственной власти, средствами массовой информации и общественностью, а также за создание положительного имиджа Полицейской Службы ЮАР.

Отдел вспомогательных служб — отвечает за финансовые, юридические и административные аспекты деятельности Полицейской Службы.

Отдел управления человеческими ресурсами — от-

вечает за подбор, подготовку и обучение кадров, а также поддержание уровня компетентности действующих сотрудников Полицейской Службы.

Как уже было отмечено ранее в настоящей статье, руководство Полицейской Службой Южно-Африканской Республики осуществляет Национальный Комиссар (Лесетжа Мотиба с 1 июня 2017 года). В зависимости от направления и сферы деятельности Национальный Комиссар имеет пять заместителей.

Заместитель национального комиссара по расследованию и выявлению преступлений, осуществляющий свою деятельность при содействии трех дивизионных комиссаров, возглавляющих Детективную службу, Службу уголовного преследования и судебной науки, Службу расследования преступлений;

Заместитель национального комиссара по развитию человеческого капитала и юридическому и финансовому обеспечению, осуществляющий свою деятельность при содействии четырех дивизионных комиссаров, возглавляющих Управление по делам карьеры, Службу обучения, Юридических службу, Административно-финансовую службу;

Заместитель национального комиссара по управлению персоналом и организационному развитию, осуществляющий свою деятельность при содействии трех дивизионных комиссаров, возглавляющих Службу обслуживания и обеспечения персонала, Информационно-системное управление, Службу связи и взаимодействия;

Заместитель национального комиссара по управлению оперативными службами, осуществляющий свою деятельность при содействии двух дивизионных комиссаров, возглавляющих Наблюдательную полицию и Службу координации взаимодействия;

Заместитель национального комиссара по вопросам тылового обеспечения, охраны, безопасности и анализа, осуществляющий свою деятельность при содействии трех дивизионных комиссаров, возглавляющих Службу охраны и безопасности, Управление тылового обеспечения и Национальную инспекцию.

Отдельно необходимо отметить, что в составе полиции ЮАР также действует крупное подразделение — Южно-Африканская Резервная Полиция, сотрудники которой осуществляют свою деятельность на условиях неполного рабочего дня, и основной целью которых является борьба с преступностью.

С 1996 года в ЮАР действуют три профсоюза полицейских, активно выступающих в защиту прав действующих и бывших сотрудников полиции: Союз гражданских прав полиции и тюрем (150 000 членов), Южно-Африканский полицейский союз (35 000 членов) и Ассоциация публичных служб (4 000 членов).

После падения режима апартеида гражданские, политические, экономические, культурные и прочие права чернокожего населения ЮАР были восстановлены, в том числе право на службу в национальной полиции. По состоянию на 31 марта 2017 года среди старших офицеров полиции 69 процентов имеют темный цвет кожи. При этом количество аттестованных сотрудников женщин выросло до 30 процентов. Среди унтер-офицеров полиции 90 процентов имеют темный цвет кожи, а количество женщин, находящихся на службе, возросло до 22 процентов5.

Действующая сегодня иерархия званий Полицей-

ской Службы ЮАР была принята 1 апреля 2010 года6 и выглядит следующим образом:

Высший командный состав:

• Генерал;

• Генерал-лейтенант;

• Генерал-майор;

• Бригадир;

Старший офицерский состав:

• Полковник;

• Полковник-лейтенант;

• Майор;

• Капитан;

• Лейтенант;

Унтер-офицерский состав:

• Прапорщик;

• Сержант;

• Констебль7.

Введение новых званий, таких как «генерал» и «полковник», имеющих военную коннотацию, вызвало серьезные разногласия и протесты в среде общественности, поскольку такие же звания использовались во времена апартеида. Заместитель министра полиции в 2009 году Фикиле Мбалула объяснил необходимость перехода к новой системе званий тем, что полиция является военизированным ведомством и характер ее службы во многом близок к военной службе. Тем не менее, общественность с опасением приняла такое нововведение, поскольку многие еще хорошо помнят, что означала «милитаризация» полиции во времена апартеида8 9 10.

В этой связи следует сказать о том, что в последнее время отмечается увеличение количества жалоб на жестокость полицейских. В том числе подобные сигналы поступают и от международных организаций, например, «Amnesty International», выразившая обеспокоенность в связи с участившимися случаями проявления жестокости, насилия и убийств со стороны по-лицейских11 12. Профессор Питер Джорди из Правовой клиники Витвотерсрендского университета замечает: «Полицейские пытки выходят из-под контроля, и они происходят повсеместно»13. В передовице газеты «The Times» от 30 апреля 2012 года сделано следующее заключение относительно незаконных действий полиции ЮАР: «Кажется, что пытки и нарушение прав человека стали обыденностью для некоторых офицеров полиции, и черта, некогда проведенная между преступниками и правоохранительными органами, окончательно стер-та».14 Мамфела Рамфеле, активистка движения против апартеида, выступающая в защиту прав чернокожего населения Южно-Африканской Республики, заявила: «Все больше людей умирает в результате содержания под стражей полиции. Жестокость (полицейских — прим. авторов), которую мы сегодня наблюдаем, ничем не отличается от той, что была в эру апартеида».15

Вместе с тем, сотрудники полиции часто оказываются фигурантами дел о коррупции и других преступлений. Так, например, в 2011 году только в одной провинции Гаутенг было арестовано 630 полицейских, обвиненных впоследствии в коррупции, получении взяток, совершении изнасилований и убийств16. Кроме того, три предыдущих Национальных Комиссара Полицейской Службы Южно-Африканской Республики были сняты с должности в связи с обвинением в коррупции: Беки Селе (в должности с 2009 по 2012 гг.),

Мангваши Виктория Фийега (2012 — 2015 гг.), Комот-со Фалане (2015 — 2017 гг.).

В заключение представляется необходимым сказать, что, несмотря на имеющиеся проблемы, руководство Южно-Африканской Республики и, в частности, президент Джейкоб Зума, заявляют о том, что в стране прилагаются значительные усилия с целью искоренения коррупции как в целом в стране, так и среди полицейских.

Так, к примеру, 31 июля 2017 года, выступая с речью на гала-ужине Ассоциации Африканских Фермеров ЮАР, президент Зума заявил: «Мы остаёмся верны стремлению очистить правление. Правоохранительные органы получили официальное разрешение решительно действовать по отношению к коррупции и преступности как в частном, так и в государственном секторе. Если некоторые индивиды или компании участвовали в преступной деятельности, эта информация должна быть передана полиции, чтобы можно было начать расследования. Никто не стоит выше закона в нашей стране»17.

1 https://www.gov.za/documents/constitution-republic-south-africa-1996

2 "The Constitution: The certification process". Constitutional Court of South Africa. Retrieved 13 October 2009

3 Newham, Gareth; Themba Masuku and Lulama Gomomo. "Metropolitan Police Services in South Africa, 2002". csvr.org.za. Retrieved 8 August 2009.

4 McCracken, Donal P (1991). "The Irish in South Africa - The Police, A Case Study (Part 20)". Irish Times. Retrieved 8 August 2009.

5 Profile of the SAPS as on 31 March 2017

6 http://www.saps.gov.za/org_profiles/NEW_RANK_ STRUCTURE_WEB.pdf

7 https://www.saps.gov.za/about/emblem_symbolism_ rankstructure.php

8 The professor and the police minister. Paul Trewhela, 25 October 2009 / http://www.politicsweb.co.za/news-and-analysis/the-professor-and-the-police-minister

9 Asmal: Militarisation of police is "craziness" Mail & Guardian, 19 October 2009 / https://mg.co.za/article/2009-10-19-asmal-militarisation-of-police-is-craziness

10 Green Zone Nation: The South African government's new growth path, Open Democracy, 19 March 2012 / https://www. opendemocracy.net/christopher-mcmichael/green-zone-nation-south-african-government%E2%80%99s-new-growth-path

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Amnesty red flag police brutality, Craig Dodds, 13 May 2011 / https://www.iol.co.za/news/politics/amnesty-red-flag-police-brutality-1068706

12 Amnesty International South Africa Report 2011 / https:// www.amnesty.org/en/countries/

13 'Predator police' in reign of terror GRAEME HOSKEN, The Times, 30 April 2012

14 If the police are no better than thugs, who will save us?, Editorial, The Times, 30 April 2012

15 Ramphele: 'COPE looked to the past. Our focus is the future.', Interview by Ryland Fischer, The Daily Maverick, 21 June 2013

16 Global Post, South Africa troubled by corrupt cops, 10 May 2012

17 http://anticorr.media/prezident-yuar-rasskazal-o-gosudarstvennoj-programme-po-borbe-s-korrupciej/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.