УДК 34 ББК 67
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ
КАРИМ КАДЫРОВИЧ ГАСАНОВ,
доктор юридических наук, профессор; МАРАТВИЛЬДАНОВИЧ САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 — Конституционное право; Конституционный судебный процесс; Муниципальное право.
12.00.14 — Административное право;
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены конституционно-правовые основы деятельности, история возникновения, становления и структура современной Национальной Полиции Королевства Испания.
Ключевые слова: конституционно-правовые основы, органы полиции, Королевство Испания, Национальная Полиция, Автономное Сообщество
Annotation. In this article we explore history of origin, formation, modern structure and constitutional and legal basis for activity of the National Police of the Kingdom of Spain. The authors make analysis.
Keywords: constitutional and legal basis, police, Kingdom of Spain, National Police, Autonomous Community
Национальный корпус полиции Королевства Испания, именуемый также Национальной Полицией (далее НП, Полиция Испании), представляет собой вооруженное ведомство, подчиненное Министерству внутренних дел1 и ответственное за обеспечение безопасности и охрану правопорядка в городских зонах, население которых превышает 20 тысяч жителей. Кроме того, НП отвечает за проведение уголовных расследований, принимает активное участие в судебных разбирательствах, ведет борьбу с терроризмом и нарушителями общественного порядка, занимается делами, связанными с иммиграционными процессами в стране и др.
Однако объем полномочий Полиции Испании может быть меньше при осуществлении своей деятельности в ряде Автономных Сообществ2. Так, например, в Стране Басков действует собственная автономная полиция Эрцаинца, в Каталонии — лос Мосос де Эскуадра, в Наварре — Автономная полиция, на Канарских островах — Канарская полиция. Названные подразделения являются основными силами обеспечения безопасности в представленных Сообществах, а НП, в свою очередь, осуществляет лишь те функции, которые не были переданы автономиям в полном объеме: борьба против терроризма3, организованной преступности4, незаконной иммиграции5. Вместе с тем, следует отметить, что в Андалусии, Арагоне, Астури-ас, Галисии и Валенсии действуют подразделения НП,
подчиненные, тем не менее, напрямую руководству указанных Автономных Сообществ.
Прежде чем переходить к современному состоянию Полиции Испании, обратимся к истории ее возникновения. В 1824 году монарх Испании Фернандо VII издал Королевский Указ «Об упорядочивании Полиции моих Королевств», речь в котором шла не о создании нового ведомства, а об объединении всех полицейских сил, их реорганизации, а также об уточнении функций административного контроля и норм, в соответствии с которыми полицейские должны были осуществлять свою служебную деятельность. Таким образом, созданное полицейское ведомство — Генеральная Полиция Королевства — вышло из подчинения Министерства войны Королевства и перешло «под крыло» Министерства управления6.
Отличительной чертой Генеральной Полиции стало то, что действовала она исключительно в городах. Собственно, одной из главных причин учреждения данного ведомства стало отмеченное в ст.15 рассматриваемого Королевского Указа отсутствие специализированных вооруженных сил, которые бы обеспечивали порядок в городских зонах. Кроме того, Король Испании, желая идти в ногу со временем, хотел предложить городам полицию нового образца, оснащенную самым современным оружием и техническими средствами. Во главе Генеральной Полиции Королевства находился Генерал-суперинтендант.
Отдельная часть Королевского Указа посвящена Мадриду — городу, в котором разместился Комиссариат, именуемый также «штаб-квартирой» Генеральной Полиции. Надо сказать, что, претерпев естественные изменения почти за 200 лет своего существования, Комиссариат сохранился и функционирует по сей день.
Вместе с тем, Королевский Указ 1824 года в ст. 16 сформулировал две задачи полиции, которые, к слову, сохранились до сегодняшнего дня. Первая заключалась в том, что полиция обязана обеспечивать беспрепятственную реализацию населением своих прав, а также преследовать тех, кто посягает на такие права, а затем передать нарушителей в руки правосудия «не позднее, чем через восемь дней с момента задержания». Вторая задача состояла в обязанности полиции обеспечивать безопасность граждан и их благополучие, вносить свой вклад в благосостояние Королевства, его развитие и улучшение качества жизни населения7.
В том же 1824 году были приняты Регламенты полиции как для Мадрида, так и для полиции провинций, во главе которых находились интенданты, напрямую подчиненные Генералу-суперинтенданту. Провинции, в свою очередь, делились на местности (тогда в Испании их было 126), и надо сказать, что основы существующей сегодня структуры комиссариатов провинций и местных комиссариатов полиции были заложены именно в ту пору.
Однако вернемся к современному состоянию Полиции Испании и основам ее деятельности. Так, действующая Конституция Королевства Испании 1978 года в ст. 104 закрепляет: «Силы и Корпуса безопасности, подчиняющиеся Правительству, призваны защищать свободное осуществление прав и свобод граждан и обеспечивать их безопасность. Органический закон определяет функции, основные принципы деятельности и статус Сил и Корпусов безопасности».
На основании указанной нормы Конституции 13 марта 1986 года был принят Органический Закон 2/86 «О Силах и Корпусах безопасности», в соответствии с которым были объединены Корпуса Национальной Полиции (основная функция — обеспечение общественного порядка) и Верховный Корпус Полиции (основная функция — расследование преступлений) в действующий в настоящее время Национальный Корпус Полиции, объединивший в себе функции указанных выше ведомств с целью повышения эффективности и «гомогенизации» службы8.
Помимо Конституции и указанного Органического Закона нормативно-правовую основу деятельности Полиции Испании составляют:
• Закон 2103 от 1 июля 2005 года, закрепивший организационную структуру и функции центральных и вспомогательных служб Генеральной Дирекции Полиции;
• Закон 3117 от 26 октября 2007 года, внесший в Закон 2103 от 1 июля 2005 года изменения и дополнения, касающиеся создания нового Местного Комиссариата Полиции в Сан Ан-
дрес де Рабанедо;
• Закон 161 от 29 января 2008 года, внесший в Закон 2103 от 1 июля 2005 года изменения и дополнения, касающиеся координации деятельности НП и Высшего командования Полиции Каталонии;
• Закон 2606 от 15 сентября 2008 года, внесший в Закон 2103 от 1 июля 2005 года изменения и дополнения, касающиеся организационной структуры и функций центральных и вспомогательных служб Генеральной Дирекции Полиции;
• Закон 28 от 18 января 2013 года, внесший в Закон 2103 от 1 июля 2005 года изменения и дополнения, касающиеся организационной структуры и функций центральных и вспомогательных служб Генеральной Дирекции Полиции;
• Органический Закон 9 от 28 июля 2015 года «О распорядке личного состава Национальной Полиции»;
• Закон 2678 от 10 октября 2015 года, внесший изменения и дополнения в Закон 28 от 18 января 2013 года.
В соответствии с Органическим Законом 2/86 «О Силах и Корпусах безопасности» Национальный Корпус Полиции наделен следующими исключительными полномочиями на территории всего Испанского Королевства:
• Выдача Национального электронного документа идентичности и паспортов9;
• Контроль въезда на территорию и выезда с территории Испании;
• Реализация соответствующих норм законодательства об иностранных гражданах, беженцах, экстрадиции, выдворении, эмиграции и иммиграции;
• Охрана законодательства и обеспечение его исполнения;
• Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств;
• Сотрудничество и оказание помощи полицейским тех стран, с которыми у Испании есть соответствующие международные договоры и соглашения10;
• Контроль за организациями и частными службами, занимающимися расследованием преступлений, обеспечением безопасности и охраны на различных уровнях, а также их персоналом и средствами осуществления хозяйственной деятельности;
• Иные полномочия в соответствии с действующим национальным законодательством11.
В свою очередь в административных центрах и иных населенных пунктах провинций основные полномочия НП выглядят так:
• Обеспечение исполнения национальных законов, а также нормативных правовых актов, принятых местными властями;
• Оказание помощи и защита людей, а также охрана благ, находящихся под угрозой причине-
ния какого-либо вреда;
• Охрана и защита общественных зданий и построек;
• Защита и обеспечение безопасности высших должностных лиц;
• Поддержание и в случае необходимости восстановление порядка и общественной безопасности;
• Предотвращение совершения преступных деяний;
• Расследование преступлений и правонарушений, задержание подозреваемых, сбор доказательств совершения противоправного деяния, передача соответствующего административного или уголовного дела в суд;
• Поиск, получение и анализ любых сведений, которые могут быть полезны для обеспечения порядка и общественной безопасности, а также для предупреждения совершения преступлений и правонарушений;
Сотрудничество со службами гражданской защиты в случаях серьезной опасности, катастрофы или общественного бедствия в соответствии с законодательством о гражданской защите.
Отдельно необходимо сказать о том, что испанское законодательство допускает создание профессиональных союзов полицейских, которые, в свою очередь, вместе образуют Совет Полиции. В настоящее время в Совет входят:
• Объединенный профсоюз полиции;
• Испанская конфедерация полиции;
• Федеральный союз полиции;
• Профессиональный союз полиции;
• Профсоюз комиссаров полиции.
Названные профсоюзы взаимодействуют друг с
другом и, например, в 2008 году обратились с коллективным требованием к руководству Полиции Испании и Правительству Королевства повысить заработные платы. Недовольство полицейских вызвал тот факт, что сотрудники полиции Автономных Сообществ за выполнение схожих функций получали в месяц в среднем на 500-800 евро больше, чем сотрудники НП.
Структура Полиции Испании помимо указанных выше законов регламентирована следующими нормативными правовыми актами:
• Королевский Указ 991/2006 от 8 сентября 2006 года;
• Королевский Указ 1571/2007 от 30 ноября 2007 года;
• Королевский Указ 1181/2008 от 11 июля 2008 года;
• Королевский Указ 1823/2011 от 21 декабря 2011 года;
• Королевский Указ 1887/2011 от 30 декабря 2011 года;
• Королевский Указ 400/2-12 от 17 февраля 2012 года;
Так, центральным звеном в организационной
структуре Полиции Испании является Генеральная Дирекция Полиции, состоящая из: а) Вспомогательной Оперативной Дирекции, б) Генеральной Субдирекции по управлению человеческим капиталом, в) Генераль-
ной Субдирекции по экономическому, техническому и документальному обеспечению, г) Координационного Управления.
Вспомогательная Оперативная Дирекция (далее — ВОД) тесно взаимодействует с генеральным директором НП и осуществляет контроль над всеми оперативными подразделениями как на территории Королевства, так и за его пределами. Кроме того, следует отметить, что помощь и поддержку НП в осуществлении ею своей деятельности обязаны оказывать Королевский Дом, Резиденция Председателя Правительства, Конгресс, Сенат, Конституционный Суд, Генеральный Совет Судебной Власти, Верховный Суд, Национальная Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека, Арбитражный Суд, а также соответствующие перечисленным структуры, подразделения и должностные лица Автономных Сообществ12.
В свою очередь структура ВОД выглядит следующим образом:
Генеральный комиссариат информации (согласно Постановлениям Совета Министров от 28 ноября 1986 года и 16 февраля 1996 года данному подразделению придан особый статус, а деятельность его засекречена)13:
• Центральное разведывательное управление;
• Центральное управление внутренней информации;
• Центральное управление внешней информации;
• Центральное управление оперативной поддержки;
• Центральное управление дезактивации взрывных устройств
Генеральный комиссариат Судебной полиции:
• Центральное управление по расследованию уголовных преступлений;
• Центральное управление по расследованию преступлений в экономической и налоговой сферах;
• Управление по расследованию преступлений в сфере высоких технологий;
• Управление по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств;
• Специальное управление по расследованию преступлений, совершенных с особой жестокостью;
• Центральное управление по расследованию преступлений против семьи и женщин.
Генеральный комиссариат гражданской безопасности:
Генеральный секретариат;
• Главное управление по обеспечению общественной безопасности;
• Центральное управление защиты14;
• Главное управление конной полиции и кинологической службы;
• Центральное управление частной безопасности15;
• Центральное управление по взаимодействию
с населением.
Генеральный комиссариат по делам иностранных граждан и границы:
• Национальный центр по делам иммиграции и границ;
• Центральное управление по расследованию преступлений в сфере незаконной иммиграции и подделки документов;
• Центральное управление границ;
• Центральное управление по выдворению и депортации.
Генеральный комиссариат Научной полиции:
• Центральное управление идентификации;
• Центральное криминалистическое управление;
• Центральное управление научного анализа16;
• Центральное управление научно-технических и технологических разработок;
• Центральное управление оперативного взаимодействия.
Отдельно необходимо сказать об Отделе международного сотрудничества, взаимодействующего с полицией других стран, Интерполом и Европолом, а также оказывающего поддержку испанским полицейским, несущим службу за пределами Королевства.
Вне Генеральной Дирекции Полиции структура НП включает в себя:
Высшие командования — находятся в Автономных Сообществах, напрямую подчиняются Генеральной Дирекции Полиции, действуют в пределах границ соответствующего Сообщества, обычно располагаются в столице Автономии, имеют следующую организационную структуру:
• Бригада гражданской безопасности;
• Бригада Судебной полиции;
• Бригада информации;
• Бригада по делам иммиграции и границ;
• Бригада Научной полиции.
Комиссариаты провинций — находятся в столице
каждой провинции;
Местные комиссариаты — находятся в крупных населенных пунктах (всего — 125);
Зональные комиссариаты — состоят из нескольких районных комиссариатов;
Районные комиссариаты — находятся в каждом полицейском районе;
Центры взаимодействия полиции и таможенных органов — находятся вблизи национальных границ и сотрудничают с полицией прилегающих государств: Французская Республика, Португальская Республика, Королевство Марокко.
В соответствии с Органическим законом 9/2015 должностной регламент Полиции Испании включает в
себя 4 уровня и 7 категорий:
• Высший:
• Генеральный директор, главный комиссар, директор ВОД, заместители генерального директора, генеральные комиссары, шеф отдела международного сотрудничества, шефы полиции Автономных Сообществ;
• Комиссары;
• Исполнительный:
• Шеф-инспектор;
• Инспектор;
• Субинспекторский:
• Субинспектор;
• Базовый:
• Офицер полиции;
• Полицейский.
Следует, на наш взгляд, также сказать о том, что подготовка полицейских кадров осуществляется в нескольких специализированных центрах, расположенных в различных городах страны.
Так, например, «Центр высших курсов», который до 2013 года назывался «Центром развития и продвижения», находится в столице Испании городе Мадрид в районе Карабанчель. В названном центре осуществляется подготовка высшего начальствующего состава (главный комиссар, комиссар, шеф-инспектор).
Следующим центром подготовки является «Национальная школа полиции», штаб-квартира которой находится в городе Авила. Здесь проходят обучение сотрудники, претендующие на должность инспектора, субинспектора, офицера полиции и полицейского. Кроме того, в стенах указанного заведения осуществляется подготовка кадров для полиции Автономных Сообществ и различных зарубежных государств в рамках программ обмена. Также отметим, что в Национальной школе полиции расположился центральный офис Постоянного Секретариата Ибероамериканской школы полиции Сообщества полицейских Америки (ИБЕРПОЛ).
Далее следует выделить «Центр переподготовки и повышения квалификации», расположенный в Мадриде. Обучение здесь осуществляется не только в очной форме, но и дистанционно в зависимости от программы обучения.
Еще одним местом подготовки полицейских кадров является «Центр оперативной практики «Энира», находящийся в Линаресе. В названном центре проходят обучение сотрудники специальных оперативных подразделений, криминалисты, взрывотехники, саперы, специалисты для дальнейшей работы в радиологических, химических, токсикологических и биологических лабораториях.
И, наконец, «Центр отбора кадров» осуществля-
ет набор кандидатов на должности офицера полиции и полицейского. Каждый год на официальном сайте Центра и в иных средствах массовой информации размещается объявление о соответствующем наборе кадров. При этом количество заявлений от кандидатов постоянно растет и в 2017 году превысило 50 тысяч17.
Для того чтобы поступить на учебу в указанный Центр, кандидату необходимо успешно пройти четыре теста: физическую подготовку, знание испанского (кастильского) языка и орфографии, психологический тест и персональное собеседование, медицинское обследование.
По окончании обучения выпускники принимают присягу, после чего им выдается служебное удостоверение, знак сотрудника Полиции Испании, а также диплом, подтверждающий успешное прохождение обучения по соответствующей программе.
В целом же, в отношении лиц, собирающихся поступить на службу в Полицию Испании, действует ряд требований:
• подданство Королевства Испании;
• возраст не менее 18 лет (при этом ограничения максимального возраста отменены в соответствии с Постановлением Верховного Суда от 21 марта 2011 года);
• рост не менее 165 см для мужчин и не менее 160 см для женщин;
• наличие образования не ниже бакалавра для того, чтобы претендовать на должность офицера полиции;
• разрешение на ношение и использование огнестрельного оружия;
• отсутствие действующей или погашенной судимости за совершение уголовных преступлений и/или административных правонарушений;
• наличие водительских прав с открытой категорией «В».
1 https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-1986-6859
2 Административно-территориальная единица Испании
3 http://www.seguridadintemacional.es/?q=es/content/ operaciones-policiales-contra-el-terrorismo-yihadista-en-espa%C3%B1
4 https://www.elconfidencial.com/espana/2014-02-27/la-policia-desbarata-una-red-de-chiringuitos-financieros-que-timo-a-inversores-britanicos_94514/
5 http://www.elmundo.es/cataluna/2016/11/11/5825c4cf22601 d14798b4696.html
6 «Diario de sesiones de las Córtes constituyentes: 11 de febrero de 1870, Volumen 9»
7 Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств: учебник. / Колл. авторов. Изд-во ЮНИТИ-ДА-НА. М.: 2013.
8 Gobierno, de España (1990). ««BOE» núm. 5, de 5 de enero de 1990, páginas 325 a 326 (2 págs.)». Boletín Oficial del Estado. Consultado el 4 de marzo de 2015.
9 Национальный электронный документ идентичности выдается в Испании с 2006 года в обязательном порядке всем лицам, достигшим 14-летнего возраста. По состоянию на 2015 год было выдано более 44 млн. документов.
10 Здесь следует отметить, что в соответствии с Постановлениями Верховного Суда Испании от 31 марта 1998 года и 4 марта 2010 года указанное полномочие не может находиться в исключительном ведении Национальной Полиции.
11 Gonzalez Clavero, Antonio (2015). Atlas Policía Nacional. Susaeta ediciones sa. p. 95.
12 BOE (Real Decreto 221/1991 de 22 de febrero, modificado por RD 1089/2000).
13 «Comisaría General de Información». www.intelpage.info. Consultado el 22 de febrero de 2016.
14 Занимается обеспечением защиты и безопасности высших должностных лиц и специальных объектов.
15 Занимается обеспечением защиты и безопасности коммерческих организаций и частных лиц.
16 Занимается обеспечением работы химических, токсикологических и ДНК-лабораторий.
17 https://www.boe.es/boe/dias/2016/05/25/pdfs/ B0E-A-2016-4962.pdf