сткие законы, направленные против «отмывания» денег, так как африканские элиты продолжают выводить из своих стран в офшоры миллиарды долларов.
В.С. Олишевко
2014.03.015. ДАУНИ Р. СОЗДАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ИНСТИТУТОВ В НЕСТАБИЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: ИЗУЧЕНИЕ СИТУАЦИИ НА МЕСТАХ В АФРИКЕ.
DOWNIE R. Building police institutions in fragile states Case studies from Africa // Wash., 2013. - P. 1-25. Mode of access: https://csis. org/files/publication/130115_Downie_BuildPoliceInstitutions_web.pdf
Автор (Центр стратегических и международных исследований, Вашингтон, США) рассматривает деятельность полиции в Сьерра-Леоне, Либерии и Южном Судане - государствах с высоким уровнем преступности и наличием на их территории многочисленных незаконных вооруженных формирований, часто вовлеченных в межгосударственные или внутренние конфликты.
Для многих африканцев, в первую очередь, для живущих вне больших городов, полиция не является надежной гарантией защиты от правонарушений, граждане предпочитают полагаться на местные группы самообороны или охрану местных традиционных лидеров (с. 1). Страны Западной Африки используются латиноамериканскими преступными группировками для транзита наркотиков в Европу. Неудовлетворительная работа полиции приводит к количественному и качественному росту молодежных банд, террористических группировок и местным бунтам. Отсутствие простейшего уровня безопасности почти исключает нормальное развитие сельского хозяйства, розничной торговли, перевозок и любых форм малого бизнеса в малых городах и деревнях.
Реформы либерийской полиции начались в конце 2003 г. после окончания гражданской войны (с. 4). Миссия ООН в Либерии (ЮНМИЛ) оказывала материальную помощь либерийской полиции и помогала в подготовке личного состава. На момент окончания военных действий большая часть полицейских участков была разрушена, существовало множество органов безопасности, часто с неясными и / или пересекающимися полномочиями. Население в массе воспринимало полицейских как разновидность вооруженных преступных групп. Требовалось провести переаттестацию всех по-
лицейских, обеспечить надлежащий уровень подготовки и материального обеспечения и, самое главное, - наладить работу с гражданами. Одновременно одной из главных задач было разделить обычную полицию и тяжеловооруженный полицейский спецназ, так как после окончания войны полиция продолжала без особой необходимости применять тяжелое оружие против потенциальных или явных преступников, что не вызывало у граждан понимания или уверенности в безопасности.
С 2003 г. Либерийская национальная полиция (ЛНП) продемонстрировала значительный качественный рост. Примерно 4300 сотрудников полиции участвовали в поддержании правопорядка во время выборов в 2011 г., в период обострения ситуации на границе с Кот-д'Ивуаром. Несмотря на впечатляющий рост профессиональных навыков и разграничение полномочий различных полицейских подразделений, проблема коррупции и насилия, чинимого в отношении мирного населения, продолжает оставаться актуальной.
Автор отмечает ряд значимых изменений. Сотрудники, поступившие на службу в ЛНП в 2003 г., постепенно достигли руководящих постов и теперь могут положительно влиять на вновь набираемый персонал. 17% либерийской полиции теперь составляют женщины. Примерно 4,9% госбюджета Либерии тратится на безопасность (с. 6). Годовой бюджет полиции - 11,6 млн долл. США. По мнению американских советников, требуется набрать в полицию еще 3-4 тыс. человек. Одновременно предлагается построить по стране пять региональных центров правосудия и безопасности, так как в Либерии слабо развита дорожная сеть (с. 5).
Материальное оснащение полиции остается в целом на неприемлемом уровне: полицейские участки и штаб полиции даже в столице Либерии Монровии недостаточно оснащены и имеют малую площадь. В 2008 г. штаб работал с постоянными перебоями электросети. У многих сотрудников полиции нет даже ручек и бумаги. Также не хватает машин, что затрудняет предотвращение и расследование преступлений в отдаленных районах. Отмечается, что в одном из 15 графств Либерии - Ривер Цесс - обе машины были в неисправном состоянии (на март 2012 г.) (с. 5). Примерно 10% служащих полиции, включая гражданский персонал, отсутствуют на своих рабочих местах, многие - месяцами, объясняя это низкими зарплатами и необходимостью дополнительных заработ-
ков. Также остается сложным набор персонала, так как очень часто приходится выбирать по принципу законопослушности, не беря в расчет физическую форму и образовательный уровень (с. 6).
Служба внутренней безопасности ЛНП за 2011 г. расследовала 613 случаев жалоб со стороны населения на действия полиции. Также отдельно расследовался случай стрельбы по демонстрантам 7 ноября 2011 г. во время президентской избирательной кампании, тогда погиб один человек и несколько были ранены (с. 7). Четыре сотрудника ЛНП и один боец президентской охраны находились под следствием. Отмечается, что во время стрельбы под огонь полиции попал генерал-инспектор ЛНП Марк Амблард (с. 7), что указывает на недостаток координации между полицейскими подразделениями.
Согласно рекомендациям генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, к 2015 г. силы ЮНМИЛ должны уменьшиться почти в 2 раза - до 3750 человек, помощь либерийской полиции будут оказывать 498 советников, а численность полицейских военизированных частей должна быть увеличена с семи до десяти (с. 8). Одновременно многие либерийские полицейские считают, что ЛНП не сможет выполнять свои функции без надежной поддержки ЮНМИЛ. Согласно рекомендациям сотрудников ЮНМИЛ, доля расходов на безопасность должна вырасти до 6% госбюджета, в ином случае в 2012-2019 гг. недофинансирование органов безопасности достигнет 86 млн долл. США (с. 8).
После окончания гражданского конфликта в Сьерра-Леоне, почти в то же время, что и в Либерии - в 2002 г., Сьерра-Леоне применяла значительные меры по усилению мер безопасности. Основную помощь возрождаемой полиции Сьерра-Леоне оказала Англия, ее расходы составили в 1999-2005 гг. 25 млн фунтов. В этот период полицию африканского государства возглавлял отставной британский полицейский Кейс Биддл (с. 9). В 2010 г. внешнее финансирование прекратилось, что вызвало значительное снижение качества работы полиции. При этом многие квалифицированные кадры остались в полиции.
За время работы службы внутренней безопасности были уволены 300 полицейских, была разработана специальная программа «Полицейская служба на страже местных интересов» (с. 9), в поли-
цейских участках открывались Центры защиты семьи, расследовавшие тяжкие преступления против женщин.
Ранее США не участвовали в помощи силам безопасности Сьерра-Леоне, но в 2011 г. они профинансировали работу Международной программы помощи в подготовке кадров уголовного розыска. Во время выборов в Сьерра-Леоне в ноябре 2012 г. основная роль советников заключалась в посредничестве между оппозицией и органами власти при решении возникающих разногласий (с. 9). Советники обучили 10 местных полицейских, те, в свою очередь, должны были обеспечить подготовку 700 своих коллег (с. 10). Так называемые «микроподготовки» осуществлялись ежедневно во время утренних построений в полицейских участках по всей стране.
В 2011 г. финансирование составляло 28% от уровня 2002 г., с учетом инфляции, роста численности персонала. Также несмотря на достаточное количество машин, часто не хватает топлива и невозможно выехать в нужное место для проведения или для завершения расследования, часто в отделе есть единственный компьютер, сервер полиции работает не всегда. Кроме того, не существует государственной объединенной дактилоскопической базы, в полиции работает единственный патологоанатом. Автопарк большинства состоит из старых машин, не хватает раций.
Во время проверки отделений в столице - Фритауне - выяснилось, что в одном из отделений были две скамьи, на которых спали два сотрудника, под скамьями лежали старые автомобильные покрышки. Сержант в приемной объяснила, что офицеры устали после 12-часового дежурства, но сдать дежурство им некому и они продолжат службу после сна. Также в отделе не было бумаги и ручек, чтобы принять заявления. Во многих участках почти никакая работа не ведется.
Один из опрошенных сотрудников (единственный работник в семье, с женой и тремя детьми) получал 250 тыс. леоне (т.е. приблизительно 58 долл. США), в то время как мешок риса стоит 180 тыс. леоне. Многие полицейские подрабатывали охраной банков и иностранных посольств (с. 12). После выборов 2012 г. было заявлено об увеличении численности полиции с 10 тыс. до 12 тыс. человек, но при этом не объяснялось, как будет финансироваться увеличение штатов (с. 13). Численность полицейского спецназа была увеличена до 3,5 тыс. человек, была произведена закупка оружия и
амуниции на 4,5 млн долл. (с. 13). На вооружение подразделений поступили пулеметы и гранатометы.
Полицейские силы Южного Судана, в отличие от полицейских служб Либерии и Сьерра-Леоне, все еще находятся в стадии первичного формирования. Служба национальной полиции Южного Судана была создана в 2005 г. после подписания предварительных договоренностей о прекращении активных боевых действий. Сотрудники набирались из числа бывших суданских полицейских -выходцев из южных районов страны, демобилизованных участников повстанческих движений, а также - членов ополчений, поддержавших Хартум. Последние были гарантией невозобновления боевых действий (с. 14). При проведении референдума о независимости в январе 2011 г., по мнению международных обозревателей, из 30 тыс. человек персонала полиции только 16 тыс. человек могли считаться надежными и пригодными к службе (с. 14). Впоследствии численность полиции увеличилась до 52 тыс. человек.
Полиция Южного Судана проходит тренировки в рамках Миссии ООН в Южном Судане (ЮНМИСС). 70% старших офицеров и 90% комиссаров полиции штатов были из этнической группы динка - крупнейшей в государстве (с. 16). По-прежнему основная масса полицейских - бывшие бойцы Суданской народной освободительной армии (СНОА). СНОА продолжает оказывать значительное влияние на полицию. Фактически полиция Южного Судана состоит из мало взаимосвязанных этнических ополчений. Многие наблюдатели считают, что южносуданская полиция является скорее военизированным подразделением. Гражданские весьма скептично относятся к возможности защиты полицейскими, больше доверяя полицейским, начавшим службу еще в суданской полиции. После раскрытия серьезного нарушения прав человека в конце 2010 г. в тренировочном лагере полицейской академии в Джубе США заявили о прекращении оказания помощи южносуданской полиции. Десятки тысяч пострадали во время беспорядков в 2012 г., более 1 тыс. человек погибли во время межэтнических столкновений (с. 14).
Миротворцы обучили и оснастили патрули, патрулирующие шоссе из Джуба до границы с Угандой. В столицах трех штатов были созданы центры взаимодействия с гражданами и информационные службы, упор работы которых делался на профилактику
преступлений. Также были приняты меры по расследованию угона скота, это преступление является в местных условиях угрозой существованию многих общин. Основной тренировочный центр -полицейская академия в Раджафе. Негласно действует запрет на прием в полицию женщин, так как нет возможности гарантировать их безопасность. Старшие офицеры часто вступают в коррупционное взаимодействие с местными властями. Полиция носит форму, очень похожую на военных, что лишний раз подчеркивает ее силовой статус.
Офицеры, старающиеся выполнить свой долг, работают в условиях недостаточного финансирования, среди непрофессиональных коллег, при этом «правительственные органы не осознают настоящей роли полиции» (с. 17). Значительное число высших чинов южносуданской полиции получили свои посты как признание военных заслуг в борьбе за независимость и не понимают настоящих обязанностей и возможностей работы полиции. Также имущество и финансы полиции используются ими в личных целях. Так, за три недели мая 2012 г. в результате проведения операции по снижению аварийности на шоссе Джуба - Нимуле 375 водителей получили предупреждения; дорожные полицейские были обучены за счет США. Вскоре один из высших чинов настоял на включении в состав этого подразделения своих людей и через некоторое время почти все мотоциклы, использовавшиеся в операции, оказались похищенными. В результате подобных действий уровень дисциплины среди рядовых падает. Часто полицейские заступают на дежурство в нетрезвом состоянии, за начало ведения дела у потерпевших требуют деньги. В полиции штата Сэнтрал Экуатория между полицейскими штата и представителями центральных органов полиции возникали перестрелки. Подразделение, известное как «Чёрные рубашки», в Джубе активно участвовало в ограблениях; именно полицейские, по мнению исследователей, остаются главным источником преступности.
Полицейские участки недостаточно оборудованы. В распоряжении штаба полиции штата Сэнтрал Экуатория только две машины. По словам генерал-инспектора отдела криминальных расследований, машины содержатся на его собственные деньги. Не у всех полицейских есть форма, многие из них с трудом читают и пишут. Так, при задержании в августе 2012 г. вооруженной банды,
участвовавшей в многочисленных ограблениях в Джубе, обнаружились большие трудности с проведением допросов и опросами свидетелей и потерпевших: полицейские не могли правильно вести простейшую документацию (с. 17). У служащих полиции часто нет достойного жилья.
Американские инструкторы предпочитали проводить «микропроекты», такие, как повышение уровня безопасности вождения на шоссе Джуба - Нимуле или кампания по предотвращению преступлений в среде малолетних. Отмечая высокую эффективность этих «микропроектов», автор указывает на остающийся недостаточным уровень профессионализма и ответственности полицейских (с. 18). По мнению исследователя, стратегия «быстрых побед» весьма эффективна, но не может стать залогом создания приемлемого уровня работы полиции в будущем. Часто между получением новых знаний и соответствующим назначением проходит несколько месяцев, что вызывает забывание части навыков (с. 19). По мнению автора, решением этой проблемы была бы передача функции отбора и назначения кадров полицейской академии. Один из старших офицеров, просматривая курсы, предложенные советниками ООН, «восхитился курсами получения и анализа ДНК, одновременно указав на то, что большинству его сотрудников пригодились бы навыки грамотного составления протокола» (с. 19).
Результаты работы американских полицейских-советников в Либерии, Сьерра-Леоне и Южном Судане пока малозначительны. Автор подчеркивает эффективность военизированной полиции Либерии, но возможность либерийской полиции самостоятельно осуществлять правоохранительные функции после ухода ЮНМИЛ остается под вопросом. События в Сьерра-Леоне во время выборов показывают, что масштабное финансирование еще не является залогом успеха деятельности правоохранительных органов (с. 19). Один из американских инструкторов получил от либерийских коллег совет: «... прекратите заваливать нас дорогостоящим оснащением» (с. 22).
Успех деятельности американских советников часто измеряется количеством выпускников полицейской академии, новых машин, оружия и оборудования, но в условиях только формирующихся государственных структур этого явно не хватает, «солидно и относительно просто профинансировать покупку компьютера или
новой машины, но приучить полуграмотных полицейских правильно составлять протоколы и вести опросы свидетелей значительно сложнее» (с. 22).
Все три исследуемых государства в большей степени испытывают внутреннюю, чем внешнюю угрозу, но «для высших государственных чинов работа полиции не является первичным приоритетом» (с. 21). Создание действительно эффективной полиции в условиях такого государства как Южный Судан может занять поколение или даже больше (с. 22). По мнению автора, эффективной могла бы стать работа американских граждан, являющихся иммигрантами из стран, где нужно работать советникам (с. 22). Американские советники должны активнее и глубже вникать в особенности работы в африканских условиях.
В.С. Олишевко
2014.03.016. ФОЛЛ А., РОУЗ Б. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЮЖНОАФРИКАНСКАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА: ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ И КАК ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СОЗДАТЬ БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ.
FAUL A., ROSE B. Professionalism and the South African Police Service: What is it and how can it help build safer communities. Pretoria, 2012. - P. 1-21. - Mode of access: http://www.issafrica.org/uploads/ Paper240.pdf
А. Фолл (Центр криминологии, Оксфордский университет, Великобритания) и Б. Роуз (Университет Джона Хопкинса, Балтимор, США) рассматривают степень профессиональности современной южноафриканской полиции. Полиция ЮАР является «современной полицейской организацией с впечатляющей системой набора персонала, обучения и технического оснащения» (с. 1). В начале 1990-х годов после ликвидации системы апартеида южноафриканская полиция провела ряд реформ: «Была отменена система военных званий, введена новая форма, снята с вооружения армейская техника» (с. 6). Считалось, что в новом обществе военизиро-ванность полиции ни к чему. По мнению многих исследователей, южноафриканская полиция «старалась измениться сама, чтобы не меняться в будущем под воздействием новых сложных условий» (с. 6). В муниципалитетах старались максимально продемонстрировать присутствие полиции на местах, ее открытость для взаимо-