Кордофан в будущем останется одним из самых нестабильных регионов в мире, выход Южного Судана из состава Судана не привел к нормализации обстановки.
В. С. Олишевко
2014.03.014. ОВОЙЕ О., БИССЕССАР Н. ПЛОХОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРРУПЦИЯ В АФРИКЕ: ПРИЗНАКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ. OWOYE O., BISSESSAR N. Bad governance and corruption in Africa: Symptoms of leadership and institutional failure. Africa report. - Brussels., 2013. - N 198. - P. 1-57. Mode of access: http://www.ameppa. org/upload/Bad%20Governance.pdf
О. Овойе (Государственный университет Западного Коннектикута, Данбери, США) и Н. Биссессар (Государственный университет Кента, Кент, США) рассматривают проблемы неэффективного управления и коррупции в странах Тропической Африки. Международное агентство «Транспэрэнси интернэшэнэл» определяет уровень коррупции в Африке в 20-30% государственных расходов (с. 2). Согласно данным ООН на 1991 г., африканские элиты вывезли из стран Тропической Африки более 200 млрд долл. США, т.е. сумму, превышающую половину внешнего долга стран Африки. Исследование, проведенное в 27 государствах южнее Сахары в 1984-2006 гг., показало, что произошло резкое увеличение группы высококоррумпированных государств. Наименьший рост коррупции произошел в ЮАР: это государство перешло из категории стран с отсутствием коррупции в категорию «низкий / умеренный уровень» в 1990-2000-х годах (с. 19). В соответствии с данными «Транспэрэнси интернешэнэл» было установлено, что государства, в которых происходили удачные военные перевороты, оказывались более коррумпированными, чем те, в которых их не было или они были неудачными. Авторы отмечают, что в африканских условиях устоявшиеся коррупционные схемы являются хотя бы относительной гарантией равновесия системы госуправления и немногочисленных гражданских институтов, а также относительной политической и экономической стабильности. При этом наибольший рост коррупции приходится на периоды политической нестабильности.
Анализировалось состояние госаппарата шести североафриканских государств и 47 государств южнее Сахары, за исключени-
ем Южного Судана и Западной Сахары (с. 3). При анализе уровня злоупотребления служебными полномочиями в первую очередь рассматривалась система сбора налогов. Для получения доступа к африканскому рынку иностранные торговые компании, как правило, давали взятки столичным и региональным чиновникам, что значительно уменьшало их налоговые выплаты. На компании, не желавшие вступать в незаконные сделки с чиновниками, налагались разнообразные штрафы, что вынуждало либо сворачивать деятельность, или, чаще всего, идти на уступки коррупционерам.
В 40 государствах Африки лидеры находились у власти более 20 лет, а в оставшихся 13 - от 10 до 19 лет (с. 19). С точки зрения авторов, длительное правление отдельных государственных лидеров Африки - Хайле Селассие (Эфиопия), Омара Одимба Бонго (Габон) Муаммара Каддафи (Ливия), Хосни Мубарака (Египет), Жозе душ Сантуша (Ангола), Теодоро Мбасосго (Экваториальная Гвинея), Роберта Мугабе (Зимбабве) и Пола Бийя (Камерун) -можно рассматривать исключительно как длительные периоды обогащения этих лидеров, изгнания или уничтожения политических оппонентов, формального воспроизведения демократических институтов (с. 10).
Авторы отмечают, что первое поколение африканских националистов пользовалось большим уважением со стороны простых граждан, несмотря на очень длительное пребывание во власти, среди них: Кваме Нкрума (Гана, 1957-1966), Абдель Насер (Египет, 1956-1970), Леопольд Сенгор (Сенегал, 1960-1980) Уфуэ-Буаньи (Кот-д'Ивуар, 1960-1993), Секу Туре (Гвинея, 1958-1984), Джомо Кениата (Кения, 1963-1978), Джулиус Ньерере (Танзания, 1961-1985), Кеннет Каунда (Замбия, 1964-1991) и др. Эти лидеры, ликвидировав колониальную систему сдержек и противовесов, правили не при помощи институтов, а создавая разветвленную систему патрон-клиенталистских отношений. Тем не менее в результате их длительного автократического правления к власти пришло второе поколение африканских лидеров, не связанное уже никакими обязательствами с простыми гражданами (с. 11).
По мнению авторов, только эффективное развитие экономических, политических и общественных институтов может стать преградой для развития коррупции в африканских государствах. Одновременно мировое сообщество должно принимать более же-
сткие законы, направленные против «отмывания» денег, так как африканские элиты продолжают выводить из своих стран в офшоры миллиарды долларов.
В.С. Олишевко
2014.03.015. ДАУНИ Р. СОЗДАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ИНСТИТУТОВ В НЕСТАБИЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: ИЗУЧЕНИЕ СИТУАЦИИ НА МЕСТАХ В АФРИКЕ.
DOWNIE R. Building police institutions in fragile states Case studies from Africa // Wash., 2013. - P. 1-25. Mode of access: https://csis. org/files/publication/130115_Downie_BuildPoliceInstitutions_web.pdf
Автор (Центр стратегических и международных исследований, Вашингтон, США) рассматривает деятельность полиции в Сьерра-Леоне, Либерии и Южном Судане - государствах с высоким уровнем преступности и наличием на их территории многочисленных незаконных вооруженных формирований, часто вовлеченных в межгосударственные или внутренние конфликты.
Для многих африканцев, в первую очередь, для живущих вне больших городов, полиция не является надежной гарантией защиты от правонарушений, граждане предпочитают полагаться на местные группы самообороны или охрану местных традиционных лидеров (с. 1). Страны Западной Африки используются латиноамериканскими преступными группировками для транзита наркотиков в Европу. Неудовлетворительная работа полиции приводит к количественному и качественному росту молодежных банд, террористических группировок и местным бунтам. Отсутствие простейшего уровня безопасности почти исключает нормальное развитие сельского хозяйства, розничной торговли, перевозок и любых форм малого бизнеса в малых городах и деревнях.
Реформы либерийской полиции начались в конце 2003 г. после окончания гражданской войны (с. 4). Миссия ООН в Либерии (ЮНМИЛ) оказывала материальную помощь либерийской полиции и помогала в подготовке личного состава. На момент окончания военных действий большая часть полицейских участков была разрушена, существовало множество органов безопасности, часто с неясными и / или пересекающимися полномочиями. Население в массе воспринимало полицейских как разновидность вооруженных преступных групп. Требовалось провести переаттестацию всех по-