Южно-Африканская Республика
А.Г. Сахаров
Сахаров Андрей Геннадиевич — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению позиций ЮАР по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих ЮАР на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся реформы международных финансовых институтов, структурных реформ, а также содействия международному развитию.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати", "Группе восьми" и БРИКС».
Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.
Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.
Будучи единственной африканской страной в «Группе двадцати» и в то же время имея значительные исторические и культурные связи с европейской цивилизацией, ЮжноАфриканская Республика (ЮАР) занимает особое место среди стран, представленных в ведущих институтах глобального управления.
Среди особенностей страны, во многом определяющих ее позиции по существующим проблемам глобального управления, следует выделить смешанный этнический и языковой состав населения, а также по-прежнему заметное наследие режима апартеида, борьбе с которым в ЮАР уделяется большое внимание. Данный факт имеет значение и с точки зрения проблемы неравенства доходов населения. Большая часть чернокожего населения страны, составляющего этническое большинство, живет за чертой бедности.
В целом демографическая ситуация в стране осложнена рядом факторов. Так, в последние годы наблюдаются отрицательные темпы роста численности населения по причине эмиграции. В то же время нелегальная иммиграция из соседних стран является серьезной проблемой для ЮАР.
Экономика ЮАР — крупнейшая среди стран Африки. ЮАР обладает обширными запасами природных ресурсов, в особенности драгоценных и цветных металлов. Продукция горнодобывающей промышленности составляет около 60% экспорта страны [11].
Совокупность перечисленных факторов оказывает значительное влияние на формирование позиций руководства ЮАР по существующим проблемам глобального управления.
Экономические риски
Экономика ЮАР была серьезно затронута мировым финансово-экономическим кризисом 2008 г. Начиная с 4-го квартала 2008 г. экономика ЮАР переживала рецессию, продолжавшуюся в течение 9 месяцев. В 2009 г. падение ВВП составило 1,8% [6]. В последующие месяцы, однако, стране удалось вернуться к росту — в 2011 г. ВВП страны вырос на 3,1%1.
Волатильность цен на мировых рынках и повышение спроса на сырьевые, продовольственные и промышленные товары рассматривается правительством Южной Африки с точки зрения возможной выгоды для экономики страны. В бюджетном послании 2012 г. министр финансов ЮАР Правин Гордон заявил о том, что ЮАР, одна из крупных добывающих стран, должна активно использовать сложившуюся на рынках обстановку, в том числе и с точки зрения расширения производства и создания новых рабочих мест. Для достижения этих целей, по словам министра, необходимо создавать соответствующие условия и стимулы для бизнеса.
Кроме того, в послании был отмечен демографический и экономический рост на Африканском континенте как один из факторов, способствующих повышению спроса на сырьевые и продовольственные товары2.
Проблему неравенства доходов населения в ЮАР связывают с наследием системы апартеида. Таким образом, на первый план выходят меры по экономической поддержке чернокожего населения (Black Economic Empowerment). Данная программа призвана устранить экономическое неравенство между этническими группами в стране, обусловленное различиями в уровне доходов, занятости и навыков.
Основными целями программы являются:
— увеличение числа чернокожих владельцев и управляющих частными предприятиями, в том числе в ключевых отраслях промышленности и сферы услуг;
— устранение гендерного неравенства среди чернокожего населения;
— увеличение числа чернокожих среди высшего менеджмента предприятий;
— повышение участия чернокожих граждан в деятельности общественных организаций, профсоюзов и т.п.;
— увеличение числа чернокожих собственников земли, недвижимости и других
объектов производства;
— улучшенный доступ к объектам инфраструктуры, а также к образованию;
— повышение уровня квалификации чернокожих работников;
— сокращение неравенства между и внутри этнических групп [15].
Основной целью программы является избавление экономики ЮАР от расовых предрассудков3.
Проблема неравенства доходов населения была обозначена в бюджетном послании министра финансов Правина Гордона 22 февраля 2012 г. Согласно бюджетному посланию 2012 г., в бюджете на 2012—2013 гг. заложен дефицит 4,6% ВВП. В бюджете 2014—2015 гг. планируется сократить дефицит до 3% ВВП, в то время как государствен-
1 Real GDP Growth Rates // African Economic Outlook. 27.05.2012. URL: http://www.africaneco-nomicoutlook.org/en/data-statistics/table-2-real-gdp-growth-rates-2003-2013/ (date of access: 15.09.2012).
2 2012 Budget Speech by Minister of Finance Pravin Gordhan // Government of South Africa. 22.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=25270&tid=57402 (date of access: 15.09.2012).
3 Pioneers in B-BBEE Management Development Programme Receive Certificates // Government of South Africa. 27.03.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=26270&ti d=62582 (date of access: 15.09.2012).
ный долг составит около 38% ВВП. В этой связи министр финансов Правин Гордон заявил, что ЮАР занимает надежную финансовую позицию4. Нестабильность мировой экономики, в том числе ситуация в еврозоне, отмечается как источник рисков для финансовой системы и экономики ЮАР5. Это обусловлено наличием значительных торговых связей между ЮАР и странами Европейского союза. С 1999 г. действует соглашение о свободной торговле между ЮАР и ЕС6.
В обзоре финансовой стабильности Южно-Африканского резервного банка также отмечается влияние волатильности на финансовых рынках и опасений по поводу судьбы европейской валюты на состояние экономики ЮАР [7].
В документе упоминается также о возможных негативных последствиях внедрения стандартов Базель III для финансовой системы ЮАР. В частности, возможно увеличение затрат на финансирование банков и сокращение доступности долгосрочных кредитов в стране [7].
Реформа международной валютно-финансовой системы и основных институтов в этой сфере также имеет большое значение для ЮАР. 21 апреля 2012 г. на заседании Международного валютно-финансового комитета министр финансов ЮАР Правин Гордон выступил с заявлением от имени своей страны и 20 других африканских стран, в котором изложил их общую позицию по вопросам реформирования МВФ. Он заявил, что необходимо расширить представительство развивающихся государств, в частности стран, расположенных южнее Сахары. При этом г-н Гордон отметил, что планов реформ, согласованных в 2008 г. и 2010 г. недостаточно, так как они предусматривают дальнейшее снижение доли голосов африканских стран. Таким образом, как заявил министр, африканские страны, в том числе и ЮАР, не будут в дальнейшем поддерживать проекты реформы международных валютно-финансовых институтов, которые предусматривают дальнейшее сокращение их квоты.
Также Правин Гордон призвал европейские страны «предоставить странам, расположенным к югу от Сахары, одно дополнительное место в исполнительном совете МВФ», назвав нынешнюю ситуацию, когда «45 африканских стран представлены лишь двумя местами», несправедливой7. С аналогичными призывами к реформе МВФ выступал и президент ЮАР Джейкоб Зума на саммите «Группы двадцати» в Каннах [5].
Согласно бюджетному посланию 2012 г., в ЮАР будут введены более сбалансированные и адекватные требования относительно уровня достаточности основного капитала и стандартов ликвидности для банков. Аналогичные меры планируется принять и в секторе страхования8.
ЮАР поддерживает многосторонние усилия по увеличению ресурсов МВФ. Так, на саммите в Лос-Кабосе было заявлено о том, что страна выделит 2 млрд долл. США в антикризисный фонд МВФ. Эти деньги рассматриваются правительством ЮАР как часть международных резервов страны, которыми она сможет воспользоваться в случае
4 2012 Budget Speech by Minister of Finance Pravin Gordhan // Government of South Africa. 22.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=25270&tid=57402 (date of access: 15.09.2012).
5 Ibid.
6 Trade. South Africa // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/trade/creating-opportuni-ties/bilateral-relations/countries/south-africa/ (date of access: 15.09.2012).
7 Statement by Honorable Pravin J. Gordhan Minister of Finance, South Africa // IMF. 21.04.2012. URL: http://www.imf.org/External/spring/2012/imfc/statement/eng/zaf.pdf (date of access: 15.09.2012).
8 2012 Budget Speech by Minister of Finance Pravin Gordhan // Government of South Africa. 22.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=25270&tid=57402 (date of access: 15.09.2012).
необходимости, и в качестве ее обязательства как члена «Группы двадцати» и БРИКС9 [12]. Кроме того, ЮАР принимает участие в деятельности Африканского банка развития. Доля ЮАР в капитале банка составляет 4,5%10.
Для поддержания достаточного уровня ликвидности в банковском секторе ЮжноАфриканский резервный банк предъявляет коммерческим банкам требования по поддержанию соответствующего уровня наличных резервов. Кроме того, с этой целью банком осуществляются операции на фондовом рынке11.
Проблема дисбалансов на рынке труда также является актуальной для ЮжноАфриканской Республики. В рамках бюджета 2012 г. правительство ЮАР продолжает поддерживать создание новых рабочих мест. Особое внимание уделяется сокращению безработицы среди молодежи12.
9 февраля 2012 г. в ежегодном послании законодательному собранию президент ЮАР Джейкоб Зума заявил о том, что правительство страны видит свою задачу в защите экономических интересов малообеспеченных граждан. С этой целью в 2010 г. стартовала программа "New Growth Path", в рамках которой выделяется несколько сфер, способствующих созданию новых рабочих мест: развитие инфраструктуры, туризм, сельское хозяйство, горнодобывающая и перерабатывающая промышленность и «зеленая экономика».
2011 г. был объявлен «годом создания рабочих мест». Президент Зума отметил, что, несмотря на достигнутые положительные результаты (365 тыс. человек трудоустроились в течение этого года), работа в данном направлении далека от завершения, особенно с учетом ситуации в мировой экономике.
В послании отмечается, что успех в 2011 г. был обусловлен, в первую очередь, созданием новых рабочих мест в государственном секторе, а также взаимодействием государства с частными предприятиями. Президент отметил, что на создание рабочих мест 60 частными предприятиями было выделено 5,6 млрд южноафриканских рэндов (670 млн долл. США) [16].
Таким образом, в том, что касается экономических рисков, ЮАР сосредоточена на преодолении наследия режима апартеида, а также последствий финансово-экономического кризиса 2008 г. Неравенство и имущественное расслоение по-прежнему остаются центральными для всего комплекса социально-экономических проблем. Фискальная политика ЮАР реализуется в соответствии с принципами декларации лидеров «Группы двадцати» по итогам встречи в Лос-Кабосе: политика бюджетной консолидации проводится параллельно с мерами стимулирования экономического роста и занятости. Правительство ЮАР разделяет также преобладающую в «двадцатке» позицию по выделению дополнительных средств в антикризисный фонд МВФ.
9 Statement on International Monetary Fund (IMF) Resources // South African Government Information. 19.06.2012. URL: http://wwwinfo.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=28422&tid=73052 (date of access: 15.09.2012).
10 Investor Presentation // The African Development Bank Group. URL: http://www.afdb.org/filead-min/uploads/afdb/Documents/Financial-Information/Investor%20Presentation%20March%202012.pdf (date of access: 15.09.2012).
11 Monetary Policy Implementation // South African Reserve Bank. URL: http://www.resbank.co.za/ MonetaryPolicy/MonetaryPolicyOperations/Pages/MonetaryPolicyOperations-Home.aspx (date of access: 16.09. 2012).
12 2012 Budget Speech by Minister of Finance Pravin Gordhan // Government of South Africa. 22.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=25270&tid=57402 (date of access: 15.09.2012).
Геополитические риски
Южно-Африканская Республика — достаточно активный игрок в регионе Южной Африки, страна является членом Сообщества развития Юга Африки и Южно-Африканского таможенного союза. Однако, несмотря на то что в своем регионе ЮАР является наиболее развитой страной и обладает крупнейшей экономикой, возможности страны на мировой арене ограниченны. Стоит отметить, что ЮАР стала первым государством, добровольно отказавшимся от имевшегося у него ядерного оружия.
ЮАР выступает за реформу Совета Безопасности ООН. 1 июня 2011 г. министр иностранных дел ЮАР Маите Нкоана-Машабан заявила, что Совет Безопасности ООН нуждается в скорейшем реформировании с целью исправить дисбалансы в его представительности [13].
В 2005 г. на конференции в г. Эзульвини (Свазиленд) ЮАР поддержала документ под названием «Общеафриканская позиция по предлагаемой реформе Организации Объединенных Наций: "Консенсус Эзулвини"». Его основными требованиями стали предоставление Африке двух мест постоянных членов Совета Безопасности и увеличение числа выделяемых ей мест непостоянных членов с 3 до 5. Была сделана оговорка, что в целом Африка выступает против практики наложения вето, но пока такое право существует, им должны быть наделены все постоянные члены Совета, т.е. как старые, так и новые. Ответственность за отбор государств — представителей Африки в Совете Безопасности, согласно «консенсусу Эзулвини», возлагалась на Африканский союз [18].
Позиции ЮАР по текущим международным конфликтам во многом схожи с соответствующими позициями ведущих западных стран.
Сирия
ЮАР призывает к прекращению вооруженного конфликта в Сирии и поддерживает план специального посланника ООН в Сирии К. Аннана [14].
30 мая 2012 г. ЮАР осудила убийства мирных граждан в поселении Аль-Хула и призвала все стороны конфликта немедленно прекратить насилие и приступить к переговорам. Кроме того, правительство ЮАР заявило, что ответственные за инцидент должны понести наказание13.
19 июля 2012 г. заместитель министра иностранных дел ЮАР Эбрахим Исмаил Эбрахим заявил, что его страна заинтересована в скорейшем прекращении насилия и начале внутриполитической трансформации, строящейся на свободном волеизъявлении сирийского народа [2].
КНДР
ЮАР признает право всех стран, в том числе и КНДР, на мирное использование атомной энергии. Однако ЮАР призывает Северную Корею отказаться от дальнейших планов по созданию ядерного оружия, снять с вооружения уже созданные образцы и вернуться в режим Договора о нераспространении ядерного оружия14.
13 South African Government position on the brutal attacks in the Syrian village of Al-Houlem // South African Government Department of International Relations and Cooperation. 30.05.2012. URL: http://www. dfa.gov.za/docs/2012/syri0530.html (date of access: 16.09.2012).
14 The position of the South African Government on North Korea's refusal to cooperate with the United Nations and the International Community with Regard to the Discontinuation of its Nuclear Arms Programme
Афганистан
ЮАР рассматривает вызовы, стоящие на сегодняшний день перед Афганистаном, как комплексные, касающиеся всех сфер жизнедеятельности в стране. В этой связи Южная Африка поддерживает усилия афганского правительства и международного сообщества по комплексному восстановлению возможностей страны в социально-экономической и гуманитарной сферах, а также в области безопасности. Центральную роль в восстановлении страны, по мнению ЮАР, должна играть Миссия ООН по оказанию помощи в Афганистане (UNAMA), которая поддерживает правительство страны в решении задачи координации помощи международного сообщества. ЮАР поддерживает программу мира и реинтеграции в Афганистане (Afghanistan Peace and Reintegration Programme (APRP)), предложенную афганским руководством на международной конференции в Кабуле в 2010 г.15
Южно-Африканская Республика принимает активное участие в международных усилиях по борьбе с различными «новыми» угрозами международной безопасности, такими как трансграничная преступность, коррупция, наркоторговля и т.п.
Усилия по борьбе с коррупцией в ЮАР координируются через Национальный антикоррупционный форум. Данная организация разделена на три сектора: бизнес, гражданское общество и правительство. В каждый из секторов входят по 10 соответствующих организаций (бизнес-структуры, общественные организации и профсоюзы, министерства). Форум готовит ежегодные отчеты о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией в стране16.
Согласно плану действий полиции ЮАР на 2011—2012 гг., устранение коррупции в рядах полиции стало основной задачей антикоррупционной стратегии (SAPS AntiCorruption Strategy). В рамках этой стратегии принимаются меры по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах и другими преступлениями, совершенными при участии сотрудников органов внутренних дел [3].
Согласно плану полиции ЮАР на 2011—2012 гг., управление по расследованиям преступлений особой важности сосредоточится на действиях организованных преступных групп, связанных с коррупцией в органах власти, экономических преступлениях, совершенных группами лиц, и преступлениях в информационной сфере.
Кроме того, полиция активизирует работу по борьбе с действиями организованных преступных группировок в сфере наркоторговли, контрабанды, торговли людьми и др. В качестве основного механизма борьбы с этими преступлениями предусматривается сбор, систематизация и использование информации о группах, организациях и отдельных людях, вовлеченных в преступную деятельность [3].
ЮАР принимала активное участие в обсуждении и последующем принятии «Принципов и целей ядерного нераспространения и разоружения». Как первая страна, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия, ЮАР выступает за всеобщее принятие норм и обязательств Договора о нераспространении ядерного оружия.
// Government of South Africa. 15.03.2010. URL: http://www.dfa.gov.za/docs/2010pq/pq19.html (date of access: 16.09.2012).
15 Official Statement of the Republic of South Africa, The Position of the Republic of South Africa for the Upcoming International Afghanistan Conference in Bonn // Federal Foreign Office of Germany. 2011. URL: http://www.auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/603116/publicationFile/162640/South%20Africa. pdf (date of access: 17.09.2012).
16 About NACF // National Anti-Corruption Forum. URL: http://www.nacf.org.za/about-nacf/index. html (date of access: 17.09.2012).
ЮАР сыграла важную роль в обсуждении и принятии «Принципов и целей ядерного нераспространения и разоружения», которые, среди прочего, призывают к исполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), ядерному разоружению, вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и созданию зон, свободных от ядерного оружия17.
Таким образом, ЮАР является государством, последовательно демонстрирующим свою приверженность международным усилиям по противодействию важнейшим геополитическим угрозам и рискам. ЮАР — один из лидеров в сфере ядерного разоружения, активно поддерживает международные усилия по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Вопросы, касающиеся геополитических рисков и других проблем безопасности, на встречах лидеров «Группы двадцати» не затрагиваются. Площадкой для выражения интересов ЮАР в этой сфере может стать формат встреч глав государств БРИКС, на которых обсуждаются, в частности, возможные пути мирного разрешения конфликтов.
Природные риски
Правительство ЮАР расценивает процесс изменения климата как одну из главных угроз устойчивому развитию страны и достижению ею и другими странами Африки Целей развития тысячелетия.
В том, что касается целей по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов, то они, с точки зрения руководства ЮАР, достижимы только при условии принятия всеми странами эффективного и обязывающего международного соглашения по данному вопросу. В этом контексте ЮАР готова присоединиться к подобной многосторонней инициативе и исполнять свои обязательства в соответствии с достигнутыми договоренностями. В любом случае, правительство ЮАР намерено осуществлять мероприятия по понижению уязвимости объектов инфраструктуры и населения. Усилия по снижению уровня выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата интегрированы в долгосрочную стратегию развития экологически чистой и энергоэффективной экономики [10].
Правительство ЮАР уделяет внимание проблеме устойчивости страны к экстремальным погодным явлениям. 23 января 2011 г. министр социального развития Бата-биль Дламини отметила в своем заявлении необходимость оперативного реагирования на различные погодные явления, такие как ливневые дожди, торнадо, лесные пожары, ураганы и пр. Министр также подчеркнула важность своевременного оказания гуманитарной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, к чему правительство планирует привлекать в том числе и бизнес-структуры18.
Проблема некачественного управления земельными ресурсами в ЮАР напрямую связана с тяжелым наследием апартеида, когда большинство граждан страны были лишены прав собственности на земельные участки. В этой связи правительство пред-
17 Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons // South African Government Department of International Relations and Cooperation. URL: http://www.dfa.gov.za/foreign/Multilateral/inter/npt.htm (date of access: 17.09.2012).
18 A Statement by Ms Bathabile Dlamini (MP), the Honourable Minister of Social Development // Government of South Africa. 23.01.2011. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461 &sid=15788&tid=27187 (date of access: 17.09.2012).
ложило новый план земельной реформы, предусматривающий распределение земельных участков потомкам людей, затронутых «Законом о землях туземцев»1913 г. Цель реформы заключается в изменении имущественных отношений и системы управления земельными участками и наделении африканского населения большими возможностями и правами. До 2014 г. планируется перераспределить 30% земельного фонда между потомками лиц, пострадавших от реформы 1913 г. [16].
Земельная реформа призвана также повысить уровень жизни в сельских районах страны посредством обеспечения доступа сельского темнокожего населения к земельным ресурсам и предоставляемым ими средствам производства [8].
Повышение энергоэффективности национальной экономики является одной из актуальных задач для ЮАР. Правительство страны руководствуется целями, зафиксированными в резолюции 65/151 Генеральной Ассамблеи ООН:
— обеспечение всеобщего доступа к современным источникам энергии;
— снижение энергоемкости на 40%;
— повышение до 30% доли возобновляемых источников в общем объеме вырабатываемой энергии до 2030 г.19
Неуправляемая урбанизация является вызовом для всего африканского континента и для ЮАР в частности. Городское население растет темпами, превышающими возможности роста экономики и инфраструктуры. В результате более 166 млн человек в Африке, по данным UN-Habitat, вынуждены жить в трущобах20. Для ЮАР эта проблема обостряется на фоне имущественного расслоения и неконтролируемой миграции из соседних стран. Кроме того, неконтролируемые темпы роста городского населения и расширения территорий городских поселений наносят значительный вред природной среде21.
Природные риски актуальны для многих развивающихся стран и, в частности, для ЮАР. Инфраструктура в стране по-прежнему недостаточно устойчива к значительному воздействию природной среды, что может повлечь серьезные негативные последствия для населения и экономики. Кроме того, в сфере земельных отношений в ЮАР также имеет место имущественное расслоение. Политика правительства ЮАР в этой сфере направлена на преодоление этих недостатков.
В рамках участия в работе «Группы двадцати» ЮАР может быть заинтересована в обсуждении проблем и принятии конкретных решений в сфере адаптации к изменениям климата, минимизации рисков и обеспечения устойчивости инфраструктуры и населения к экстремальным погодным явлениям и природным катастрофам. Вопросы контроля над процессом урбанизации также актуальны как для самой ЮАР, так и для её африканских партнеров, от имени которых страна сможет вести обсуждение данной проблемы на международном уровне в рамках «двадцатки».
19 Key Note Address by Department of Energy Minister Dipuo Peters at the Energy Planning Colloquium // Government of South Africa. 29.03.2012. URL: http://www.info.govza/speech/DynamicAction?pa geid=461&sid=26435&tid=63432 (date of access: 17.09.2012).
20 Statement by LN Sisulu, Minister of Housing at the Joint European Commission and UN-Habitat Regional Workshop on Urbanisation Challenges in Africa, Kenya // Government of South Africa. 26.01.2005. URL: http://www.info.gov.za/speeches/2005/05021613151001.htm (date of access: 17.09.2012).
21 How are We Responding to Environmental Change, and is it Effective? // Government of South Africa. URL: http://www.environment.gov.za/soer/nsoer/response/general/index.htm (date of access: 17.09.2012).
Технологические риски
Технологические риски имеют для ЮАР, как и для любой страны на современном этапе развития, большую важность.
По мере развития средств массовой коммуникации всё более актуальной становится проблема информационной безопасности. Полицейская служба ЮАР разработала стратегию по борьбе с киберпреступностью. Согласно стратегическому плану полиции на 2010—2014 гг., управление по расследованию особо важных преступлений сфокусируется на расследовании экономических и связанных с ними преступлений в информационной сфере [17].
Южно-Африканская Республика — единственная страна на континенте, имеющая АЭС. В этой связи перед руководством страны встает вопрос физической безопасности ядерных объектов. Позиция ЮАР по этому вопросу была изложена министром энергетики Дипуо Питерс 20 июня 2011 г. во время выступления на встрече МАГАТЭ в Вене. Министр заявила, что МАГАТЭ должно играть центральную роль в налаживании международного сотрудничества по вопросам физической безопасности ядерных объектов, особенно с учетом аварии на АЭС в Фукусиме. Планы ЮАР в этой сфере включают дальнейшее развитие атомной энергетики в контексте усилий по диверсификации источников энергии и постепенному снижению доли угля в энергобалансе22.
Правительство ЮАР уделяет внимание проблеме подверженности страны различным катастрофам как техногенного, так и иного характера. Ведется работа по минимизации возможного ущерба для населения и объектов инфраструктуры. Закон о предотвращении стихийных бедствий и ликвидации их последствий предусматривает:
— скоординированные комплексные меры по реагированию на чрезвычайные ситуации, минимизации риска их возникновения и борьбы с их последствиями;
— создание национальных, провинциальных и муниципальных центров по чрезвычайным ситуациям;
— обеспечение участия добровольцев в усилиях по противодействию ЧС.
В тексте закона также отмечается важность скоординированных усилий государства, гражданского общества и бизнеса, а также унификации подходов к предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий [1].
Вопросы развития инфраструктуры имеют особое значение для ЮжноАфриканской Республики. В феврале 2012 г. президент ЮАР Джейкоб Зума посвятил данной проблеме часть ежегодного послания парламенту. Он заявил о начале «масштабной строительной кампании», которая должна оживить экономику и способствовать созданию рабочих мест. Для определения основных направлений развития и надзора за ходом осуществления программы была создана Президентская координационная комиссия по инфраструктуре. Основные акценты в рамках данной программы будут сделаны на приоритетном развитии ряда экономически отсталых регионов страны, создании инфраструктуры для нужд образования, здравоохранения и информационных технологий. Первым этапом реализации плана станет строительство транспортных сетей, которые должны связать различные регионы страны [16].
Преодоление уязвимости в отношении рисков технологического характера напрямую связано с процессом экономического и социального развития страны. Реализация
22 Minister of Energy Participates in the International Atomic Energy Agency Ministerial Conference on Nuclear Safety in Vienna, Austria // Government of South Africa. 20.06.2011. URL: http://www.info.gov.za/ speech/DynamicAction?pageid=461&sid=19371&tid=35749 (date of access: 17.09.2012).
проектов инфраструктурного строительства может рассматриваться как важный фактор, способствующий созданию новых рабочих мест и росту экономики, что соответствует направленности экономической программы, изложенной в Плане действий по содействию росту экономики и созданию рабочих мест, принятому на саммите «Группы двадцати» в Лос-Кабосе.
Социальные риски
Несмотря на замедление темпов естественного прироста населения и его небольшое сокращение в 2011 г., сохраняется общий тренд на повышение численности населения. Так, с 2001 по 2011 г. численность населения ЮАР увеличилась приблизительно на 4 млн человек23, 24. Столь быстрый неконтролируемый рост влечет за собой множество проблем социального, экономического и экологического характера. Руководство ЮАР надеется стабилизировать численность населения на уровне 80 млн человек к 2100 г. и в дальнейшем использовать природные ресурсы с темпами, позволяющими сберегать их для будущих поколений25.
В соответствии с бюджетным посланием 2012 г. правительство ЮАР планирует повышать пенсионные выплаты пожилым людям. Гражданам старше 75 лет положена более крупная сумма26.
Закон 2006 г. о пожилых людях отражает изменение их социальной роли в современном обществе. Среди прочего, данный закон гарантирует права и свободы, социальную защиту, защиту чести и достоинства пожилых граждан, обеспечение им достойного уровня жизни. Ответственность за благосостояние пожилых людей частично лежит на местных и муниципальных властях27.
Проблема недостатка водных ресурсов продолжает быть актуальной для ряда регионов ЮАР. Она связана, в том числе, и с отсутствием необходимой инфраструктуры. Правительство активно занимается решением данной проблемы. Так, реализуется несколько проектов с целью расширить область свободного доступа к водным ресурсам в провинциях Лимпопо и Мпумаланга, а также в Западно-Капской провинции. Кроме того, было реконструировано 9 из 25 дамб [16].
Проблема неконтролируемой иммиграции остро стоит перед руководством ЮАР. В стране проживает около 5 млн нелегальных иммигрантов, 3 млн из них — зимбаб-вийцы. Наплыв иммигрантов привел к росту напряженности и межэтнических противоречий в 2008 г. [4]. 3 апреля 2009 г. Министерство внутренних дел ЮАР заявило о намерении предоставить незаконным иммигрантам из Зимбабве период продолжительностью один год, в течение которого они должны пройти процедуру официальной
23 Census 2001 at a Glance // Statistics South Africa. URL: http://www.statssa.gov.za/census01/html/ default.asp (date of access: 17.09.2012).
24 The World Factbook. South Africa // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/sf.html (date of access: 17.09.2012).
25 How are we Responding to Environmental Change, and is it Effective? // South African Government. URL: http://www.environment.gov.za/soer/nsoer/response/general/index.htm (date of access: 17.09.2012).
26 2012 Budget Speech by Minister of Finance Pravin Gordhan // Government of South Africa. 22.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=25270&tid=57402 (date of access: 17.09.2012).
27 Address by Deputy Minister of Social Development, Dr Jean Swanson-Jacobs on the Occasion of Meeting with the Youth and Older Persons of Calvinia-Western Cape // Government of South Africa. 15.08.2008. URL: http://www.info.gov.za/speeches/2008/08081914451001.htm (date of access: 17.09.2012).
регистрации. Также в мае 2009 г. был введен мораторий на депортации и упрощенный порядок получения трехмесячной визы для жителей Зимбабве. Данный комплекс мер, среди прочего, призван способствовать восстановлению экономики Зимбабве [9].
В то же время полиция ЮАР не отказывается от жестких мер в отношении лиц, незаконно находящихся на территории страны. 13 июля 2011 г. была проведена масштабная операция "Full Force", целью которой было выявление и пресечение незаконных схем проникновения на территорию ЮАР28.
Учитывая смешанный этнический состав населения, высокий уровень имущественного расслоения и масштабность нелегальной иммиграции, социальную ситуацию в ЮАР можно назвать достаточно сложной.
Заключение
Южно-Африканская Республика — во многом уникальная страна, сочетающая в себе черты и традиции многих народов и этнических групп.
Среди характеристик, определяющих позиции ЮАР в отношении актуальных проблем глобального управления, можно отметить следующие:
— развивающаяся экономика, структура экспорта на 60% состоит из продукции первичного сектора;
— сложная социальная ситуация, обостренная наследием режима апартеида, экономическим неравенством, смешанным этническим составом населения, нелегальной миграцией;
— реализация масштабных инфраструктурных проектов, направленных на создание транспортных сетей, а также на социальные нужды;
— региональное лидерство по вопросам реформирования международных институтов, таких как МВФ и ООН; активное сотрудничество с другими африканскими государствами, в том числе и странами Юга Африки.
Таким образом, в рамках участия в работе «Группы двадцати» ЮАР может иметь ряд приоритетов, в их числе:
— разработка нового проекта реформы МВФ, в большей степени учитывающего роль африканских стран к югу от Сахары и не снижающего их квоты;
— потенциальная заинтересованность в продолжении курса «Группы двадцати» на стимулирование экономического роста и создание рабочих мест посредством реализации структурных реформ, поскольку ЮАР проводит аналогичную по направленности экономическую политику, в частности, реализуя проекты в сфере инфраструктурного строительства;
— обсуждение вопросов адаптации к изменениям климата и усиления устойчивости объектов инфраструктуры к экстремальным погодным явлениям;
— в контексте тематики содействия международному развитию ЮАР может акцентировать внимание мирового сообщества на проблемах соседних с ней стран, например Зимбабве и других стран к югу от Сахары.
28 Speaking Notes for the Briefing to the Media by Home Affairs Deputy Director-General, Jackie Mckay // Government of South Africa. 21.07.2011. URL: http://www.info.govza/speech/DynamicAction?pa geid=461&sid=20164&tid=37858 (date of access: 17.09.2012).
Литература
1. A Policy Framework for Disaster Risk Management in South Africa // Government of South Africa. URL: http://www.ndmc.gov.za/Documents/Framework/tabid/261/ctl/ViewDocument/mid/628/Item-ID/ 58/Default.aspx (date of access: 17.09.2012).
2. Africa: South Africa Clarifies Position on Syria // All Africa. 19.07.2012. URL: http://allafrica. com/stories/201207200595.html (date of access: 16.09.2012).
3. Annual Performance Plan 2011/2012 // South African Police Service. 2011. URL: http://www.saps. gov.za/saps_profile/strategic_framework/strategic_plan/2011_2012/annual_perf_plan_2011_2012. pdf (date of access: 16.09.2012).
4. Anti-immigrant Violence Spreads in South Africa, with Attacks Reported in Cape Town // The New York Times. 23.05.2008. URL: http://www.nytimes.com/2008/05/23/world/africa/23iht-23-saf.13165981.html?_r=1 (date of access: 17.09.2012).
5. At G20, Zuma Talks IMF Reform Again // Daily Maverick. 04.11.2011. URL: http://dailymaver-ick.co.za/article/2011-11-04-at-g20-zuma-talks-imf-reform-again (date of access: 16.09.2012).
6. Economic Survey of South Africa 2010. Paris: OECD, 2010. URL: http://www.oecd.org/eco/eco-nomicsurveyofsouthafrica2010.htm (date of access: 16.09.2012).
7. Financial Stability Review // South African Reserve Bank. 2012. URL: http://www.resbank.co.za/ Lists/News%20and%20Publications/Attachments/5025/FSR%20March%202012.pdf (date of access: 16.09.2012).
8. Green Paper on Land Reform // South African Government Department of Rural Development and Land Reform. 2011. URL: http://www.lrg.uct.ac.za/usr/lrg/docs/govdocs/GreenPaperOnLand-ReformAug2011.pdf (date of access: 17.09.2012).
9. Migration Policy Brief, Regularising Zimbabwean Migration to South Africa // Consortium for Refugees and Migrants in South Africa. 2009. URL: http://www.cormsa.org.za/wp-content/uploads/ MigrationPolicyBrief/Migration%20Policy%20Brief%201%20-%20Zim%20Special%20Permits.pdf (date of access: 17.09.2012).
10. National Climate Change Response Green Paper // Government of South Africa. Department of Environmental Affairs. 2010. URL: http://www.unhabitat.org/downloads/docs/10196_1_594056.pdf (date of access: 17.09.2012).
11. Nationalisation in South Africa: A Debate that will Persist // The Economist. 03.12.2011. URL: http://www.economist.com/node/21541040 (date of access: 16.09.2012).
12. Shoring Up Reserves in Dangerous Times // The Star. 26.06.2012. URL: http://www.iol.co.za/the-star/ shoring-up-reserves-in-dangerous-times-1.1327515#.UBqT82GdCdM (date of access: 16.09.2012).
13. South Africa Call for UN Security Council Reform // Global Times. 01.06.2011. URL: http:// world.globaltimes.cn/africa/2011-06/660842.html (date of access: 16.09.2012).
14. South Africa Calls for Speedy Resolution in Syria // Mail & Guardian. 22.03.2012. URL: http://mg.co. za/article/2012-03-22-south-africa-calls-for-speedy-resolution-in-syria (date of access: 16.09.2012).
15. South Africa Economic Transformation: A Strategy for Broad-Based Black Economic Empowerment // South African Government. 2003. URL: http://www.info.gov.za/otherdocs/2003/dtistrat.pdf (date of access: 16.09.2012).
16. State of the Nation Address by the President of the Republic of South Africa Jacob G. Zuma // Government of South Africa. 09.02.2012. URL: http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pag eid=461&sid=24980&tid=55960 (date of access: 16.09.2012).
17. Strategic Plan 2010-2014 // South African Police Service. 2010. URL: http://www.saps.gov.za/ saps_profile/strategic_framework/strategic_plan/2010_2014/strategic_plan_2010_2014.pdf (date of access: 17.09.2012).
18. The Common African Position on the Proposed Reform of the United Nations: "The Esulwini Consensus" // Council on Foreign Relations. 07.07.2011. URL: http://www.cfr.org/africa/com-mon-african-position-proposed-reform-united-nations-ezulwini-consensus/p25444 (date of access: 16.09.2012).