Научная статья на тему 'Политологические проблемы отмывания незаконных доходов'

Политологические проблемы отмывания незаконных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЕ ДОХОДЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВО И КОРПОРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волеводз Александр Григорьевич

Целью статьи является анализ политологических проблем отмывания незаконных доходов. Автором анализируются определения отмывания денег, возникновение проблемы и ущерб, который наносит данный процесс. Анализируются характеристики легализации незаконных доходов, а также тенденции противостояния проблеме. Вопросы борьбы с незаконным отмыванием доходов рассматриваются с политической точки зрения на примере данных ООН и МВФ. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что вопросы противодействия отмыванию незаконных доходов должны рассматриваться концептуально, с различных точек зрения, среди которых необходимо преобладание политической воли для установления системности процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONEY LAUNDERING POLITICAL PROBLEMS

The aim of the present Article is to analyse the politological problem of money laundering of illegal income. The present article analyses definition of money laundering, emergence of the problem and the harm it causes. The core part of the research is dedicated to the character evidences of illegal income as well as the tendency to counter act the problem. The question on counter acting money laundering is analysed from a political point of view on the example of the UN and the IMF data. The author makes a general conclusion that the problem of money laundering shall be considered conceptually from different points of view, where a political will shall dominate to give the system to the process.

Текст научной работы на тему «Политологические проблемы отмывания незаконных доходов»

1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

1.1. ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТМЫВАНИЯ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ

Волеводз Александр Григорьевич, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Место работы: МГИМО России

[email protected]

Аннотация: целью статьи является анализ политологических проблем отмывания незаконных доходов. Автором анализируются определения отмывания денег, возникновение проблемы и ущерб, который наносит данный процесс. Анализируются характеристики легализации незаконных доходов, а также тенденции противостояния проблеме. Вопросы борьбы с незаконным отмыванием доходов рассматриваются с политической точки зрения на примере данных ООН и МВФ. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что вопросы противодействия отмыванию незаконных доходов должны рассматриваться концептуально, с различных точек зрения, среди которых необходимо преобладание политической воли для установления системности процессов.

Ключевые слова: незаконные доходы, легализация, взаимодействие, государство и корпорация, социальная проблема.

MONEY LAUNDERING POLITICAL PROBLEMS

Volevodz Alexander G., doctor of science (Law), head of the department of the criminal law, criminal process and criminology Place of employment: MGIMO - University

[email protected]

Abstract: The aim of the present Article is to analyse the politological problem of money laundering of illegal income. The present article analyses definition of money laundering, emergence of the problem and the harm it causes. The core part of the research is dedicated to the character evidences of illegal income as well as the tendency to counter act the problem. The question on counter acting money laundering is analysed from a political point of view on the example of the UN and the IMF data. The author makes a general conclusion that the problem of money laundering shall be considered conceptually from different points of view, where a political will shall dominate to give the system to the process.

Keywords: illegal income, legalization, interaction, state and corporation, social problem.

Если подойти к определению, то легализацию незаконных доходов можно дефиницировать как процесс, при котором денежные средства и имущество, полученные, приобретенные или аккумулируемые вследствие незаконной деятельности, скрывается либо перемещается с целью прерывания преступной цепочки1. В результате этого лицо, которое ранее получило незаконный доход, например, от продажи оружия, имеет возможность задекларировать его как официальный доход и законно пользоваться средствами, изначально имеющими криминальную природу, но уже после легализации доходов получившими законную окраску. Необходимо обратить внимание на две основные черты легализации незаконных доходов, которые были сформулированы еще в 1993 году2:

- незаконность (общая характеристика) - легализация незаконных доходов презюмирует использование средств, источником которых является незаконная деятельность;

- сокрытие (специальная характеристика) - основная и первая цель легализации незаконных доходов - это сокрытие криминального источника происхождения указанных.

Ныне политической, юридической и экономической проблемой является проблема борьбы с отмыванием

1 International Monetary Fund (IMF). The IMF and the fight against money laundering and the financing of terrorism. 2005. URL: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/aml/htm.

2 Шашкова А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. / А. В. Шашкова // Линкор. - М., Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2013. С. 168.

незаконных доходов. Первые лица России заявляют об оттоке капитала из страны. Глава Банка России Эльвира Набиуллина, к примеру, заявляла с указанием данного факта, о том, что по неочевидным основаниям в период с января по сентябрь 2013 года территорию Российской Федерации покинуло порядка 22 млрд долларов3. Исследования Global Financial Integrity показывает, что из Российской Федерации за 2011 год было незаконно вывезено около 191 млрд долларов4 Это выше показателей Китая и Мексики. За 8 месяцев 2017 года отток капитала из России составил 12,1 миллиарда долларов, что в 1,7 раз превышает аналогичный показатель 2016 года5 Уровень оттока капитала является настолько объемным, что его можно сравнить с тем количеством средств, которые остались в стране6. Данное обстоятельство осложняет экономическую ситуацию в России, усиливает иму-

3 В 2013 году из России по сомнительным основаниям вывели около $22 млрд. Газета.ш. 18 декабря 2013г. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2013/12/18/n_5825037.shtml

4 Исследование Global Financial Integrity: Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/02/13/5411

5 Центральный Банк Российской Федерации. Статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=IncFile_ 58606#CheckedItem

6 Ломовская Т. В офшорах у россиян столько же денег, сколько в России на счетах. Ведомости. 23 августа 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/08/23/730605-v-ofshorah-stolko-zhe

щественное расслоение между различными группами населения. Под контролем 1% самых богатых людей России находится 10-14% национального дохода. По оценке Минэкономразвития России приток капитала восстановится не ранее 2023 года7

Популярность словосочетания «отмывание денег» подтверждает и то, что оно фигурировало в скандале, который затронул власти США и РФ в июне 2010 года в США8 Выборы президента США Дональда Трампа также не избежали ни обвинений в связях с Россией, ни обвинений в отмывании денег. Пол Манафорт - глава избирательного штаба Дональда Трампа был обвинен в получении 12,7 млн. долларов США от партии бывшего президента Украины Виктора Януковича9 и 19 млн. долларов от российского бизнесмена Олега Дерипаски, переведенных через офшоры. Вызывает ряд вопросов, каким образом в указанных случаях может иметь место отмывание незаконных доходов. Данные вопросы неизбежно ставятся при изучении проблематики борьбы с отмыванием незаконных денежных средств. Целесообразно остановиться на ряде парадоксальных примеров отмывания незаконных доходов, в том числе с наличием «русского следа».

Бывшие руководители ОАО «Банк Москвы» Бородин и Акулинин обвиняются в отмывании доходов, полученных преступным путем, в отношении них было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 174.1 (легализация денежных средств, полученных преступным путем, совершенное организованной группой в особо крупном размере) УК РФ10. Андрей Бородин был объявлен в международный розыск. Генеральная прокуратура запросила Лондон об экстрадиции бывшего банкира. Одновременно Швейцария, инициировавшая собственное расследование в отношении Андрея Бородина одновременно с российскими властями, в августе 2017 года разморозила доступ к его банковский счетам, на которых находится более 300 млн. долларов США11. Расследование длилось с 2011 до 2015 годы. В мае 2017 года Швейцария отказала России в правовой помощи по данному делу, поскольку, по словам представителя федерального прокурора, в России не может быть гарантировано справедливое судебное разбирательство.

На сегодняшний день по данным ООН ежегодно во всем мире происходит легализация от 400 до 450 миллиардов долларов, в связи с чем «отмывание грязных денег» было объявлено ООН врагом мирового сообщества номер один12 Тенденция движения изменений противоположна уменьшению данных сумм. Только ежегодный

7 Отток капитала из России почти удвоился. Lenta. Ru. 11 сентября 2017. URL: https://lenta.ru/news/2017/09/11/outflow2/

8 Grigoryeva Y., Zabrodina Y., Voropayev V. Catching Spies, Hunting Obama / Y. Grigoryeva // Izvestia. - 2010. - 30 June. Obama -Search using:

9 Расследование США о вмешательстве в выборы: дело экс-главы штаба Трампа, отмывание денег и «родственница» Путина. 31.10.2017. URL: https://russiangate.com/obshchestvo/rassledovanie-ssha-o-vmeshatelstve-rf-v-vybory-delo-eksglavy-shtaba-trampa-otmyvanie-deneg-i-rodstve/

10 В отношении экс-руководителей «Банка Москвы» возбудили дело о незаконной легализации доходов. http://www.baltinfo.ru/ 2013/11/11/V-otnoshenii-eks-rukovoditelei-Banka-Moskvy-vozbudili-delo-o-nezakonnoi-legalizatcii-dokhodov-390341

11 Экс-президент Банка Москвы Андрей Бородин получил доступ к своим банковским счетам в Швейцарии // Ведомости. 17.08.2017. URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2017/08/17/729835-borodin-millionah

12 Прокурорская и следственная практика. - 2000. - №2. - С. 1.

URL: http://ucpr.arbicon.ru/pisp97.html

оборот наркотиков достигает 1,5 триллиона долларов13, а деятельность наркобизнеса предполагает его тесное взаимодействие с банками. Российские эксперты оценили ежегодный нелегальный траффик денег за пределы государства в 22 - 23 миллиардов долларов, что вполне сопоставимо с государственным бюджетом. Те же специалисты подсчитали, в зарубежных банках депонировано не менее 250 миллиардов долларов, перемещенных криминальным путем.

Специфическим фактором является структура криминальных доходов. По расчетам экспертов МВД РФ, до 12-13% их совокупного объема генерируется классическими преступными способами: незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, проституцией (во многих западных странах этот показатель колеблется от 4 до 12%). Другие источники теневых капиталов, которые также относятся к традиционным, - это хищение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции - 10,5%, иные разновидности контрабанды и неуплата таможенных пошлин - 9%, присвоение бюджетных средств -3,5% мошенничество в финансово-банковской сфере -7%. Таким образом, общая доля теневого капитала, образуемого названными источниками, составляет 42 -43%. Неуплата налогов юридическими и физическими лицами создает приблизительно аналогичный объем теневого капитала14.

Теоретическое обобщение и анализ Международной практики борьбы с легализацией незаконных доходов приводят к анализу «десяти основополагающих законов о преступной деятельности»15:

- В зависимости от средств и способов, которые используются для легализации преступных доходов: чем меньше таких способов и средств, чем меньше они разнятся с обычной практикой законных сделок, тем меньше становится вероятность выявления противозаконности таких сделок.

- В зависимости от глубины интегрированности незаконной деятельности в легальную экономику: чем более она интегрирована в легальную экономику, чем более незаметна граница институционального и функционального разделения между незаконной деятельностью и легальной экономикой, тем сложнее выявлять операции по отмыванию незаконных доходов.

- В зависимости от общего объема денежных потоков, которые проходят через конкретное финансовое учреждение: чем меньше их доля, тем сложнее их выявить.

- В зависимости от процента оказания услуг по сравнению с производством товаров в экономике государства: чем более высокий удельный вес таких услуг, тем сложнее распознать и тем легче скрыть операции по легализации доходов.

- В зависимости от доли малого бизнеса и небольших компаний в структуре производства и распределения: идентификация незаконных операций осложняется, если доля таких компаний высока.

- В зависимости от сферы применения чеков, векселей, кредитных карт и других безналичных платежных средств для осуществления денежных операций: определение операций по легализации незаконных капиталов осложняется, если сфера применения таких средств высока.

- В зависимости от уровня финансового дерегулирования16 за-

13 Катасонов В. Международный наркобизнес и отмывание грязных денег. http://www.otechestvo.org.ua/main/201402/0411.htm

14 Shashkova A. V. Study Manual on Bases of Russian Law // Cambridge Scholars Publishing. - 2015. - p.374.

15 Морган Рут Р. Отмывание денег в США и офшорные зоны: материалы региональной конференции по международному сотрудничеству в расследовании и возбуждении дел по фактам отмывания денег. / Будапешт, 11-16 июня 2000. - С. 123-124.

16 Дерегулирование - сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в экономику страны, переориентация форм и методов государственного регулирования с «жестких» на более «мягкие», с прямых на косвенные. См.: Экономическая энциклопедия. - М.,1999. - С. 153.

конных операций: при высоком уровне финансового дерегулирования таких операций появляются трудности в отслеживании и пресечении денежных потоков, связанных с незаконной деятельностью.

- В зависимости от доли незаконных доходов в общем потоке денежных средств, приходящих в экономическую систему государства из-за границы: криминальные доходы сложнее отделить от легальных при небольшом потоке таких денежных средств.

- В зависимости от степени функционального и институционного деления в области финансовых услуг: при продвижении мировой экономики по пути создания единого рынка денежных услуг становится все сложнее выявлять операции по отмыванию незаконных доходов.

- При дальнейшем усилении противоречия между международным характером деятельности рынков финансовых услуг и внутренним законодательным регулированием государств процедура определения операций по легализации незаконных доходов будет усложняться

Для реального противодействия отмыванию незаконных доходов необходимо проводить объективную оценку влияния незаконной легализации на экономику того или иного государства. Здесь требуется инновационный подход. Общая оценка влияния незаконной легализации на экономику страны носит эмпирический характер и весьма приблизительно показывает реальное значение отмывания денег в ВВП. Согласно различным исследованиям среднее значение величины отмывания денег составляет 12% ВВП того или иного государства1 . Установление величины незаконной легализации важно для оценки средств и методов противодействия отмывания незаконных денежных средств. Полученный процент легализации незаконных доходов волатилен, легко изменяется, однако можно отметить тенденцию, говорящую о том что величина легализации незаконных доходов обратно пропорциональна величине ВВП этого государства19

Оценка МВФ 1996 года установила общую величину отмывания незаконных доходов в мире в размере 2-5% общемирового ВВП20 Основой для получения такого процента отмывания незаконных доходов от ВВП составил анализа товаров, составляющий существенное влияние на статистику легализации незаконных доходов. Имеются в виду, например, иностранная валюта, недвижимость, акции ювелирные изделия. В годовом отчете за 2016 год только потери от взяточничества МВФ оценил в 1,5-2 триллиона долларов США, что составляет те же 2% сегодняшнего общемирового ВВП21. Основным инструментом отмывания незаконных доходов на данном этапе названы появившиеся в большом количестве виртуальные валюты.

Ряд итальянских ученых пришли к выводу о том, что полученный процент отмывания незаконных доходов от ВВП совершенно не отвечает реальности ни в экономически развитых государствах, ни в развивающихся странах, не говоря уже о странах третьего мира22, поскольку крайне сложно определить отмывание незаконных де-

17 Шашкова А. В. Теоретико-правовые проблемы финансово-правовой оценки легализации незаконных доходов. // Вопросы экономики и права. 2010. №8. С. 17.

18 По оценке итальянского исследователя Л. Наполеони, величина доли отмывания денежных средств составляет 5% от ВВП Италии. См. Nopoleoni L. Terrorismo S.p.a. / ed. Tropea. 2005.

19 Amedeo Argentiero, Michele Bagella, Francesco Busato. // Springer Science + Business Media. - 2008. - No.26. - p. 348.

20 Bagella M., Becchetti L. Esternalita Regionali ed Effetti Economici del-la Regolamentazione contro il Riciclaggio. VI Rapporto Fondazione Ros-selli. Dalla banca alla eurobank: Nuevo mercati e regole. // Edibank. -2001. - Ed. 2. - p. 35-58.

21 Годовой отчет МВФ 2016. Совместный поиск решений. URL: file:///Users/apple/Desktop/ar16_rus.pdf

22 Tanzi V. Uses and abuses of estimates of the underground economy.

// Economic Journal. - 2009 - Ed. 109. - p. 338-347.

нежных средств. Условиями улучшения ситуации в этой сфере могут являться исключительно превентивные законодательные акты, а также эффективные действия правоохранительных органов.

Сложно ответить на вопрос, какова величина криминальных средств в легальной экономике. Денежные средства, изначально находившиеся теневом секторе экономики, переходят в законную экономику. Для экономического аспекта легализации незаконных доходов важен факт пересечения линии законности: перетекания доходов из одного сектора в другой23.

В целом проблема отмывания незаконных доходов требует рассмотрения в различных плоскостях. С точки зрения юридической отмывание незаконных доходов является преступлением, результатом которого является придание законного характера владению, пользованию и распоряжению доходами, полученными незаконным путем24. Юридический аспект отмывания доходов характеризуется самим фактом придания легитимности имуществу, нажитому преступным путем.

Политический аспект - это как те теневые силы, которые принимают участие в незаконной легализации доходов, так и те политические силы, которые пытаются им противостоять, криминализируя все новые преступления в сфере легализации незаконных доходов.

Материальный аспект - это стадии отмывания: размещение, расслоение, интеграция.

Процессуальный аспект - это процедура, процесс маскировки изначального происхождения и реальных владельцев криминального имущества с целью избежать преследования со стороны государства за уже совершенное преступление.

Крайне актуальные политологические и теоретико-практические исследования типологии, моделей и оценки легализации являются обобщением вопросов отмывания денежных средств с определенными подходами к оценке нелегитимных действий по отмыванию. Они являются свидетельством того, что вопросы легализации незаконных денежных средств должны рассматриваться концептуально, с учетом политологической, юридической, материальной и процессуальной проекции. При этом политическая составляющая, политическая воля должна составлять доминанту в данном процессе.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,54%.

Список литературы:

1. Алексеева Т. А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.): политическая теория и международные отношения. Москва: Аспект Пресс, 2015. 623 с.

2. Андреев В. Л., Дронова Ю. А. О проблемных вопросах квалификации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2016. №1. С. 9-17.

3. Бастрыкин А. И. Актуальные аспекты совершенствования уголовной политики в сфере экономической деятельности // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2013. №3(8). С. 5-13.

4. Блашкова Л. Л. Коррупция и способы злоупотребления должностными полномочиями // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. №3. С. 88-91.

5. Боровиков В. Б. Об особенностях уголовно-правовой политики в области противодействия преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы

23 Shashkova A. V. Russian Business Law // Линкор. - М., 2007. С. 484.

24 Шашкова А. В. Корпоративное право России. М. 2009. С. 25-27.

и службы в органах местного самоуправления // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. №1(13). С. 105-109.

6. Бусыгина И. М., Филлипов М. Г. Ограничить коррупцию: найти новых людей и или изменить инновации? // Полис. Политические исследования. 2016. №1. С. 50.

7. Власов Ю. А. Злоупотребление должностным положением, совершаемое путем бездействия // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 23 марта 2012 г.). Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т, 2012. С. 57-61.

8. Волеводз А. Г. О некоторых препятствиях введению правового регулирования уголовной ответственности юридических лиц в законодательство России // Библиотека уголовного права и криминологии. 2013. №3. С. 175-183.

9. Голованова Н. А., Лафитский В. И., Цирина М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. В. И. Лафитский. М.: Статут, 2013.

10. Малянтович П. Н. Законы о политических и общественных преступлениях / П. Н. Малянтович, Н. К. Муравьев. СПб., 1910.

11. Сидоренко Э. Л., Князев А. Д. Международно-правовые основы уголовной ответственности юридических лиц // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. №3. С. 13-16.

12. Федоров А. В. Антикоррупционная конвенция ОЭСР как часть правовой системы Российской Федерации: уголовно-правовой и уголовно-политические аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2013. №4(48). С. 99-128.

13. Федоров А. В. Ответственность юридических лиц за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в Королевстве Испания // Наркоконтроль. 2014. №1. С. 33-35.

14. Федоров А. В. О перспективах введения уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации: политико-правовой анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2(50). С. 135-144.

15. Федоров А. В. Введение уголовной ответственности юридических лиц - прогнозная тенденция развития российской уголовно-правовой политики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. №3. С. 429-433.

16. Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за наркопреступления по законодательству Китайской Народной Республики // Наркоконтроль. 2015. №1(38). С. 3747.

17. Федоров А. В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. 2015. №1. С. 55-63.

18. Федоров А. В. Объективная обусловленность введения института уголовной ответственности юридических лиц // Теоретико-прикладные аспекты формирования института уголовного преследования юридических лиц: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор Е. А. Дорожинская. Новосибирск: Сибирская академия государственной службы, 2015. С. 7-17.

19. Федоров А. В. Об уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации: объективная обусловленность и перспективы введения // Юридическая наука: история и современность. 2016. №3. С. 117-132.

20. Федоров А. Ю. Правовая охрана корпоративных отношений. Актуальные проблемы, противодействие современным путем, зарубежный опыт. Научно-практическое пособие. 2017. C. 3348. URL: https://play.google.com/books/reader?id=GUq7AAAAQBAJ&print sec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA1888

21. Хабриева Т. Я. Теория современной конституции // Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. М. 2007. 320 с.

22. Шашкова А. В. Криминализация корпоративной ответственности // Политика, государство и право. 2015. №8(44) с.15-21.

23. Шашкова А. В. Отмывание денег и конституционные права // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №6(33). С.190-196.

24. Шашкова А. В. Значение кодекса корпоративного управления Банка России 2014 г. // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №4(37). С. 252-263.

25. Шашкова А. В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. // Линкор. - М., Издательство «МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ», 2013.

26. Шохин С. О. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: роль Счетной палаты Российской Федерации // Банковское право. 2004. №3. С. 7-11.

27. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Ди-ректмедиа Паблишинг, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Bequali, August: White Collar Crime: A 20th Century Crisis. - Lexington Books, Lexington, Massachusetts, 1978.

29. Bloch H. Ruth. Corporations and the Fourteenth Amendment // UCLA. - 2013.

30. Duff R. A., Farmer L., Marshall S. E., Renzo M., Tadros V. Criminalization. The Politica; Morality of the Criminal Law / Oxford University Press. 2014.

31. Galbraith J. K. The New Industrial State // Princeton University Press. 2007.

32. Goulding S. Company Law // Cavendish Publishing Limited. London - Sydney. 2nd edition. 1999.

33. Grimes J. Fourth statutory corporate manslaughter conviction - are trends emerging? // Kingsley Napley. 2013.

34. Hagan E. F. Introduction to Criminology: Theories, Methods, and Criminal Behavior. SAGE Publications, Inc; Seventh Edition edition. 2010. P. 576.

35. Pulbrook A. The Companies Act, 1862, with analytical references and copious index // Effigham Wison. 1865.

36. Shashkova A. V. Pro et Contra Criminalization of Corporate Liability in the Russian Federation. Kutafin University Law Review. Volume 2. Issue 2. M. October 2017. p. 544 -554.

37. Shashkova A. V., Rakittskaya I. A., Pavlov E. Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А. Г. Волеводза «Политологические проблемы отмывания незаконных доходов» В настоящее время в журнале «Социально-политические науки» готовится к публикации статья А. Г. Волеводза «Политологические проблемы отмывания незаконных доходов».

Статья Волеводза А. Г. посвящена анализу политологических проблем отмывания незаконных доходов. В указанной статье рассматривается определение отмывания незаконных доходов, возникновение проблемы, а также тот ущерб, который наносит данный процесс. Наиболее значимому анализу в статье Воле-водза А. Г. подвергаются характеристики легализации незаконных доходов, а также тенденции противостояния проблеме.

Данная статья информативна и содержит как теоретические основы вопроса, так и практический анализ. В статье приводится статистика Банка России, Международного валютного фонда, Организации объединенных наций. Статья Волевод-за А. Г. проработана и интересна как с точки зрения узких специалистов по проблематике исследования легализации незаконных доходов, так и с точки зрения специалистов, занимающихся общими вопросами политологии и социальных наук, и может быть рекомендована к публикации. начальник Управления научной политики, доцент кафедры мировых политических процессов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации», кандидат политических наук

Касаткин П. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.