Научная статья на тему 'Политизация британских мусульман на рубеже XX-XXI вв. Как часть глобального цивилизационного кризиса'

Политизация британских мусульман на рубеже XX-XXI вв. Как часть глобального цивилизационного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
277
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЗАЦИЯ / КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / КОНФЛИКТ РЕЛИГИЙ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ИММИГРАНТ / ИСЛАМОФОБИЯ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дребущенко Екатерина Ивановна

В статье изложены основные этапы внутренней и внешней политики Великобритании на рубеже XX-XXI вв., способствовавшие усилению политической активности мусульманского населения Соединенного Королевства. Выделяются мусульманские организации различного толка, методы вербовки новобранцев. Обращается внимание на причины появления религиозной нетерпимости и исламофобии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политизация британских мусульман на рубеже XX-XXI вв. Как часть глобального цивилизационного кризиса»

УДК 930.1 Д73

Дребущенко Екатерина Ивановна

соискатель кафедры археологии, этнологии, древней и средневековой истории Кубанского государственного университета тел.: (918) 419-61-17

ПОЛИТИЗАЦИЯ БРИТАНСКИХ МУСУЛЬМАН НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХІ ВВ.

КАК ЧАСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА

Аннотация:

В статье изложены основные этапы внутренней и внешней политики Великобритании на рубеже ХХ-ХХ1 вв., способствовавшие усилению политической активности мусульманского населения Соединенного Королевства. Выделяются мусульманские организации различного толка, методы вербовки новобранцев. Обращается внимание на причины появления религиозной нетерпимости и исламофобии.

Ключевые слова: политизация, конфликт цивилизаций, конфликт религий, мусульманский иммигрант, исламофобия, терроризм.

Как и у любой традиционной религии, у ислама существует ряд проблем глобального характера. Среди них особо следует отметить использование религии в политических целях, в качестве прикрытия борьбы за нефтяные и человеческие ресурсы. В результате, мы имеем дело уже не с «конфликтом цивилизаций», о котором принято говорить, а с «конфликтом религий»: между христианским Западом и мусульманским Востоком, хотя, если проанализировать религиозную ситуацию в Европе за последние 20-30 лет, возникнет вполне резонный вопрос: «А такая ли уж Европа христианская?» И чем дольше мы будем задавать этот вопрос, тем чаще будем слышать отрицательный ответ. Поэтому, на наш взгляд, есть смысл говорить не о «конфликте цивилизаций» или «конфликте религий» в том понимании, которое было, к примеру, в эпоху крестовых походов, а о «конфликте мусульманского и христианского Запада», «европейского и мусульманского Востока».

Именно такую форму принимают сейчас религиозные, политические, экономические, социальные, этнические отношения между приверженцами христианства, классического ислама и теми, кто считает «свое» толкование мусульманской религии единственно верным. Примером подобных отношений может служить реакция США и их союзников на события 11 сентября 2001 г. Мы имеем сегодня поистине парадоксальную ситуацию. С одной стороны, мы сталкиваемся с чем-то экстравагантным, небывалым со времен эпохи Просвещения, с XVIII века. Совершен некий террористический акт, но вместо того, чтобы искать террориста, его совершившего... в духе принципов презумпции невиновности, в духе принципа индивидуальной ответственности, а не кровной мести и так далее. Вместо этого речь заходит о том, что надо бомбить Афганистан. Потом говорят, что надо наказать неправильно ведущие себя страны: Ирак, Сирию, Иран и т.д. Здесь же вспоминают о «мусульманском экстремизме» - тут уже для возможности дальнейшей эскалации конфликта буквально нет предела. Наконец, говорят о «конфликте цивилизаций» -«цивилизационному» Западу противостоит уже и не мусульманский мир, а вообще Восток [1].

Как мы видим, результатом подобного рода действий является негативное отношение к США и их союзникам в мусульманском мире, такое же отношение к мусульманам со стороны европейцев и появление формулы: мусульманин = террорист. Все это негативно отражается на каждом из участников процесса, но, как известно, политику вершат правители, а страдают обыкновенные люди. К сожалению, политика, проводимая подобным образом, еще больше осложняет и без того серьезное положение вещей. По мнению А.С. Панарина, вся духовная ситуация нашего времени свидетельствует о том, что если сегодня и удастся избежать большой войны, она непременно случится завтра. Пусть по другому поводу, но она случится непременно, потому что это событие соответствует той духовной программе, которая заложена в современной истории, заложена в самосознании современного Запада и, в первую очередь, США [2; 3, с. 154-161].

Важно отметить, что современная внешняя и внутренняя политика США и европейских стран как нельзя лучше подтверждает это высказывание. На сегодняшний день политика и рели-

гия взаимосвязаны как никогда раньше. Религия и религиозные убеждения все чаще используются для достижения политических целей, причем не имеет значения, каким способом эти цели будут достигнуты. В связи с этим, если говорить об исламе, любой мусульманин, не важно, гражданином какой страны он является, волей-неволей втягивается в мировые политические процессы.

Политизация британских мусульман находится на одном из высочайших уровней среди европейских мусульман. Это связано, прежде всего, с тем, что мусульманская община Великобритании одна из старейших в Европе, к тому же, Соединенное Королевство является одним из важнейших союзников США во всех внешнеполитических акциях, что не может не отражаться на британцах, исповедующих ислам, а также мусульманских иммигрантах.

Приверженцы ислама стали селиться на Британских островах с середины XIX в. Сегодня их здесь, по официальным данным, около одного миллиона, функционирует 600 мечетей. По неофициальным и, скорее всего, более достоверным подсчетам, в Англии проживают около двух миллионов мусульман, существуют 2 тыс. мечетей и 80 медресе [4]. Британские мусульмане объединены во множество организаций самого разного толка. Есть и политические организации, которые выдвигают лозунги типа «утверждать учение и практику ислама в Британии и голос ислама в британской политике» [5, с. 149-154]. «Бейрут на Темзе» - Лондон - становится все более значительным международным центром «исламского освоения Европы».

Значительное число мусульман в Великобритании, разумеется, не может не влиять на ее внутриполитическое положение. Тем более что сами мусульмане на рубеже 1980-90-х гг. предприняли шаги сугубо политического характера. В июле 1989 г. с целью получения депутатских мандатов на парламентских выборах ими была создана Исламская партия Британии. Однако ее усилия не увенчались успехом. Важно отметить, что, скорее всего, без радикального изменения системы парламентских выборов в Англии и замены мажоритарного принципа пропорциональным мусульмане не будут иметь шансов на широкое представительство в парламенте: ни в одном из избирательных округов они не образуют большинства; к тому же их симпатии делятся почти пополам между консерваторами и лейбористами, что дополнительно ослабляет их позиции. Кроме того, Исламская партия Британии вряд ли может привлечь на свою сторону немусульманских избирателей лозунгами типа «представить для британского населения решение политических и социальных проблем в свете божественного руководства Корана и Сунны», «утверждать учение и практику ислама в Британии и голос ислама в британской политике», «защищать права мусульман в мире ислама и утверждать солидарность с другими мусульманскими странами и общинами, живущими под немусульманским управлением» [6].

«Дело» Салмана Рушди, вызванное публикацией его книги «Сатанинские стихи», и вынесенным ему за это аятоллой Хомейни смертным приговором в 1988 г., всколыхнуло мусульман Британии и способствовало их политизации. Это обстоятельство попытался использовать директор Мусульманского института в Лондоне доктор Калим Сиддики, опубликовав «Мусульманский манифест», в котором для мусульман Британии предусматривался статус «автономного сообщества» и «особые отношения с Исламской Республикой Иран», а также создание «Совета британских мусульман». Но в 1992 г., вместо этого, Сиддики провозгласил создание «Мусульманского парламента» из 150 членов, спикера, четырех его заместителей (включая двух женщин) и «лидера палаты», которым он назначил самого себя. На будущее планировалось создание второй палаты (типа сената) из «примерно 1 000 известных мужчин и женщин, доказавших свои способности» [7]. Однако этот «парламент» стал всего лишь еще одной из многочисленных организаций мусульман в Англии. Кроме того, Сиддики призывал к неуплате налогов, гражданскому неповиновению, неподчинению «несправедливым» законам и даже осуждению западной демократии как «диктатуры большинства», нагнетал и драматизировал ультрарадикальные настроения мусульман, считая необходимым, «если надо», добровольно идти в тюрьму ради защиты ислама. Но все эти призывы заметного отклика не имели. Понятно, что мы не можем быть уверены в том, что так будет и впредь.

Мощным катализатором для волнений мусульман Великобритании являются внешние события. Так было, например, в связи с событиями в Боснии и Косово, с разрушениями в Индии в декабре 1992 г. исторической мечети XVI в., с бомбардировками Ирака авиацией США в 1993 и 1998 гг., с терактами 11 сентября 2001 г. в США, с вторжением США и их союзников в Ирак в 2002 г., с военными действиями в Афганистане. По мнению члена Мусульманского Совета Британии Инаята Бунглавалы, за последние 20 лет афганский народ достаточно настрадался. «Они пережили советское вторжение, затем стали жертвами междоусобных распрей, а сейчас мы наблюдаем гуманитарную трагедию грандиозных масштабов», - сказал Инаят Бунглавала [8].

Любое подобное событие активизирует действия существующих мусульманских организаций, стимулирует возникновение новых, занимающихся ведением кампаний протеста в средствах массовой информации, пикетированием, созывом мусульман на митинги и шествия. Однако существуют сугубо внутрибританские причины для проявления мусульманами недовольства своим

положением. Несмотря на всю сбалансированность и осторожность поведения англичан в отношении мусульман, при всем их стремлении «отгородиться» от специфических мусульманских проблем сделать это в полной мере не удается. Так, вскоре после событий в 1990-1991 гг. в зоне Персидского залива одна британская компания в Шеффилде при наборе персонала объявила, что мусульман принимать на работу не будет. Начатый против этой компании судебный процесс по обвинению ее в нарушении закона 1968 г. о «равенстве рас» ничего не дал, поскольку мусульмане не являются особой расой [9].

Следует вспомнить, что в Великобритании исламские фундаменталисты до середины 1990-х гг. старались вести себя скромно, чтобы не тревожить общественное мнение. Современный Лондон - это «Бейрут на Темзе», «политическая и интеллектуальная столица арабского мира», где издается около 50 ведущих и весьма влиятельных в исламском мире арабских газет и журналов, где сосредоточены значительные арабские капиталы. Однако здесь не один раз обнаруживали палестинцев, которые охотились за израильтянами, и алжирских террористов, «отдыхающих» после акций в Алжире и Франции. В 1998 г. в Соединенном Королевстве были арестованы исламисты-радикалы, организовавшие взрыв в парижском метро в 1996 г.

Здесь же располагается офис организации «Аль-Мухаджирун» («Эмигранты»), которая призывает «всячески помогать борцам за свободу в Палестине, Кашмире, Чечне, Боснии» [10]. Она была создана в 1983 г. в рамках Партии исламского освобождения («Хизб ут-тахрир»»). Отделения «Аль-Мухаджирун» действуют в Великобритании, Франции, Германии, США, Индии, Пакистане, Бангладеш и Йемене. Ее цель - создание всемирного мусульманского государства. По данным спецслужб Великобритании, число последователей «Аль-Мухаджирун» составляет от 300 до 800 человек [11;12].

Интересно, что подобные организации находятся не на виду, а на первый план выходят такие, например, как Исламская ассоциация благотворительности, которая призывает оказывать помощь мусульманам разных стран и собирать по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха (или Курбан-байрам) по 35 фунтов с мусульманина для Афганистана и Македонии (скорее всего для живущих там албанцев), по 40 фунтов - для Кашмира, Сомали, Чечни и Турции, по 45 фунтов - для Боснии, Албании, Йемена, Косово и Судана, по 50 фунтов - для Бангладеш, по 60 - для Палестины [13]. Подобного содержания листовки можно встретить в любой мечети, в любом мусульманском магазине Бирмингема, Манчестера и других британских городов.

Еще одной «благотворительной» организацией является «Исламская помощь» (Islamic Relief), которая известна как международная гуманитарная организация. Ее штаб-квартира расположена в Бирмингеме (Великобритания) и в Лос-Анджелесе (США), отделения действуют в Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Финляндии, Албании, Болгарии, Боснии, Хорватии, Украине, России, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Бангладеш, Пакистане и Судане. По данным службы внутренней разведки России, руководящее ядро «Исламской помощи» финансируется и контролируется Службой общей разведки Саудовской Аравии и спецслужбами Великобритании и Кувейта. В феврале 2000 г., после освобождения Грозного, в подвале одного из домов был обнаружен архив кадровой службы Вооруженных сил Ичкерии. При изучении документов стало ясно, что многие наемники попадали в Чечню именно при посредничестве Islamic Relief [14].

По мнению Дова Конторера, обозревателя израильской газеты «Вести», большинство мусульманских благотворительных фондов напрямую участвуют в финансировании терроризма, а эффективность проверок ООН и Красного Креста, с которыми большинство этих организаций работает, - абсолютная фикция. «Все эти ссылки на ООН и Красный Крест неубедительны. Я не могу сказать что-то конкретно по каждому фонду, но на сегодняшний день репутация исламских благотворительных организаций абсолютно однозначная. Те процессы, которые они реально финансируют, - это или пропаганда радикального исламизма, или прямая поддержка террора» [15].

После принятия британским парламентом в 2001 г. нового закона о борьбе с терроризмом под его действие попали 14 мусульманских организаций, действующих в стране. Однако председатель Исламского комитета по правам человека немедленно объявил, что «нет никаких оснований считать движения, которые оказывают сопротивление индусам и евреям, захватившим территории мусульман, террористическими» [16]. Тем не менее известно, что довольно часто именно живущими в Великобритании мусульманами направлялись, финансировались и организовывались угоны самолетов, побеги из тюрем и взрывы на территории Индии, Израиля и арабских стран.

Конечно, небольшие общины приверженцев ислама, в основном с преобладанием бизнесменов, преподавателей и инженеров, стоят в стороне от охватившего значительную часть мусульман Британии тяготения к экстремизму. Но эта часть опутана множеством сетей идейнополитического и финансового контроля, связей, пропаганды и традиций религиозных, культурных, этнических, земляческих и иных организаций, оно следует их указаниям и установкам междуна-

родных центров исламского экстремизма. К примеру, постоянно проживающие в Великобритании мусульмане не раз за последние 10 лет оказывались замешанными в делах Алжира, Боснии, Чечни, Кашмира и других регионов, что не особо и скрывается. Так, в Лондоне в августе 1996 г. был созван 3-й ежегодный конгресс панмусульманской Партии исламского освобождения («Хизб ут-тахрир аль-ислами»), в котором участвовали более тысячи делегатов из разных стран мира.

Согласно идеологии Хизб ут-тахрир, современные правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской уммы объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления». Кроме того, название партии подчеркивает стремление ее членов достичь «полного освобождения от господства неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира». В одном из документов партии утверждалось, что вся деятельность партии, будь то управление государством или иные сферы, является политической деятельностью. Не обучение является основной задачей партии, ибо это не учебное заведение. И не проповеднической деятельностью занимается партия. Ее дело - политика [17].

Основной метод работы Хизб ут-тахрир - культурно-просветительский; кроме того, стоит задача сформировать «правильное политическое сознание» уммы, а также немусульман, участие которых в деятельности организации допускается и приветствуется.

Штаб-квартира Хизб ут-тахрир находится в Лондоне, в Великобритании она обосновалась с 1960-х гг., является одной из наиболее непримиримых и агрессивных международных исламских организаций. Чувствуя себя в Великобритании как дома, беспрепятственно подчиняет себе все прочие исламские структуры, проводит сбор средств и даже смещает недостаточно лояльных ей «умеренных» имамов мечетей [18]. Партия ведет активную подрывную деятельность в различных странах ислама и внутри мусульманских диаспор в Европе.

По мнению Клода Монике, генерального директора Европейского центра стратегических исследований в области разведки и безопасности (European Strategic Intelligence and Security Center), «новое поколение» исламских террористов в Европе только начинает появляться. «Рекрутированные из «третьей волны» эмиграции, они сталкивались с проблемами самоидентификации и чувствовали себя жертвами интеграции. Это могло подтолкнуть молодых людей к насилию. Ситуация такова, что неформальные сети из молодых людей, родившихся в Европе, хорошо знающих обстановку и имеющих претензии к местному населению, могут служить переходом к структурированным международным организациям, и даже пытаться организовать свой собственный джихад как месть за реальные и воображаемые оскорбления, с которыми они сталкивались» [19]. Французский эксперт по террору Оливье Руа в своем интервью парижской газете «Монд» говорит, что «лондонские убийцы - это родившиеся в Великобритании пакистанцы, которые никак не связаны с Ближним Востоком и придерживаются интернационалистского взгляда на джихад». Люди, вступающие на путь террора из позиции аутсайдера, успевшего полностью освоиться с современной западной цивилизацией, создают неразрешимую проблему для полиции. Масла в огонь подлила кампания в Ираке. Западное общество пока не готово во всей полноте осознать масштабы вызова, считает Руа. Ключевую роль в сети, образуемой бомбистами-камикадзе, уже играют люди, родившиеся в Западном обществе как его изгои. Их ислам - это мираж отчаявшегося сознания подростка, который задержался в своем эмоциональном развитии. Обиженный на цивилизацию большинства, такой молодой человек считает ислам не продолжением иудео-христианской традиции, а ее жертвой [20].

Вербовка молодежи джихадистами после 11 сентября 2001 г. приобрела в Европе системный характер. Рассекреченные материалы в Испании свидетельствуют о том, что аз-Заркауи (второе лицо в «Аль-Каиде») еще в конце 2002 г. начал выстраивать подпольный двусторонний канал для отправки европейских рекрутов в Ирак и параллельно - ближневосточных вербовщиков и нелегальных иммигрантов в Европу. Кроме того, были приведены в действие «спящие ячейки», созданные еще в период войны в Боснии. Европейские следователи были поражены тем, что вербовка затронула даже такие страны, как Швеция, Норвегия, Польша, Болгария и Чехия. В Германии закупалось дешевое оружие у балканских группировок, Италия превратилась в мастерскую по подделке документов и базу для отправки добровольцев на Ближний Восток, а Испания служила для связи с Северной Африкой [21].

Основным и классическим решением прохождения через стандартные процедуры противодействия терроризму, является вербовка женщин и лиц «не арабской» внешности. С пакетом поддельных документов эти лица легко выполняют возложенные на них функции. Глава Федерального ведомства по уголовным делам Йорг Цирке заявил: «Аль-Каида» пытается обратить в ислам европейцев, которые не будут вызывать подозрений, благодаря своей внешности, чтобы затем подготовить их к совершению терактов. Для этого им теперь не надо ездить за границу, так как можно обучаться методам подрывной деятельности с помощью «заочного террористического университета» по интернету» [22].

Следует отметить, что использование современных технологий становится нормой для террористических организаций. Обмен фильмами, информацией, новостями и видеоучебниками по созданию бомб является постоянной практикой практически у всех современных террористических организаций.

Кроме того, методы вербовки у большинства террористических организаций сходны. В процессе вербовки личность вербуемого при помощи манипулятивных техник и воздействия на психику доводят до состояния, когда он полностью становится подконтрольным своему наставнику.

Основными критериями по поиску новобранцев в обществе являются, в основном, бедные слои населения, где ощущается слабость государственной и классической исламской идеологии, приветствуется эксплуатация «традиционализма» в некоторых этнических группах. Главное предпочтение отдается мужчинам, но в случае их ареста и осуждения законом вербовщики начинают работать и с членами его семьи, в том числе и с женщинами. Женщины участвуют в так называемых «пикетах» и демонстрациях, оказывая давление на исполнительную местную власть, помогают в транспортировке грузов, подготовке терактов, организации оружейных схронов и т.п. Эксплуатация женщин имеет несколько преимуществ: во-первых, они легче поддаются психологическому давлению; во-вторых, проще поддаются управлению и координированию; в-третьих, им уделяется меньше внимания со стороны спецслужб. Кроме того, объектом вербовки часто выступают несовершеннолетние юноши (от 15 лет), из-за того, что в некоторых этнических группах доминируют ярые традиционалистские и патерналистские подходы. Из них легче и проще создавать активистов.

Благодатную почву для идеологической обработки экстремистские группировки находят в школах и высших учебных заведениях. В некоторых организациях даже создаются базы с целью работы с религиозной молодежью посредством, к примеру, «изучения арабского языка». Подобную практику активно применяет, например, Хизб ут-тахрир.

Следует так же сказать и о роли средств массовой информации в реализации планов террористических организаций. Существует распространенное мнение, что одна из главных целей террористических организаций - привлечение к себе внимания СМИ. Свободно предоставляя слово террористам и позволяя им привлекать к своим действиям внимание общества, средства массовой информации фактически играют роль пропагандистской машины террора. Таким образом, СМИ (особенно телевидение) и террористы вступают в своеобразный симбиоз, поскольку нуждаются друг в друге.

Важно отметить, что такие абсолютные цели, как «мир во всем мире», «демократия во всем мире», и т.д., позволяют последователям этих идеологий вечно стремиться к цели, используя при этом любые методы и ориентируясь только на конкретные результаты. Когда подобные методики применяются религиозными радикалами, в автобусах, метро, самолетах появляются «одурманенные шахиды», взрывающих мирных граждан, вызывая тем самым ответные силовые действия государств. Под воздействием различных психологических практик «активисты» воспринимают свою гибель, как религиозную привилегию, извращая представления об исламском толковании «шахидства», не имеющего ничего общего с самоубийством. Отметим, что лишь единичные суицидальные террористические атаки были совершены одиночками по каким-то личным причинам и осуществлены спонтанно. Большинство подобных нападений совершалось по ранее разработанному плану, претворенному в жизнь определенной организацией, считающей подобные атаки частью своей стратегии. Примерно 80 % террористов-самоубийц последних лет принадлежали к исламистским террористическим структурам [23].

Практически во всех случаях любое государство, столкнувшись с терроризмом, совершает одну и ту же ошибку, которую потом никогда не повторяет - это переговоры с террористами. При дальнейшем применении террора, государство начинает рассматривать умму как некое преступное сообщество и применять к ней жесткие меры, которые, к сожалению, приводят к тому, что «когда лес рубят, щепки летят», что можно считать второй ошибкой. Ее можно охарактеризовать фразой «не все мусульмане - террористы, но все террористы - мусульмане» [24].

На сегодняшний день в Великобритании, как мусульмане, так и немусульмане, считают, что только вывод британских войск из Ирака предотвратит следующие возможные акты террора. Вместе с тем, почти две трети мусульман считают, что одной из причин терактов стали расистские и исламофобские настроения в британском обществе [25, с. 132-133]. Главным недостатком британского мультикультурализма является не произошедшая ассимиляция религиозного меньшинства. Мусульмане продолжают жить обособленно, сложившимися кланами. Такая изолированность провоцирует религиозную нетерпимость, насилие, и, в конечном счете, терроризм. В своих гетто мусульмане чувствуют себя жертвами дискриминации, что многих толкает под влияние проповедников экстремизма [26, с. 133-138]. Обособленность таких радикалов от остального общества находит выход в терроризме, что, в свою очередь, порождает дискриминацию и месть. Модель британского мультикультурализма с предоставлением этническим группам равных прав для политиче-

ского, экономического и любого другого участия в жизни государства требует тщательного анализа и доработки. Безусловно, жителям Великобритании понадобится время, чтобы вернуться в прежнее состояние и избежать открытых проявлений национализма и религиозной нетерпимости.

Ссылки:

1. Панарин А.С. Онтология террора. URL: http://www.agentura.ru

2. Там же.

3. Малашенко А.В. Исламизм для Европы // Россия и мусульманский мир. 2QQ7. № 1.

4. Ланда Р. Мусульмане в Великобритании. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article= 495S&sectlon=Q&headlng=Q#top

5. Лейкен Р. Разгневанные мусульмане Европы. URL: http://www.globalaffairs/number/17/4985.html

6. Ланда Р. Мусульмане в Великобритании. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article= 495S&sectlon=Q&headlng=Q#top

7. Лаумулин М. Закат мультикультурализма. URL: http://www.contlnent.kz/2QQ2/Q6/14.html S. URL: http://rambler.ru/db/news/msg.html?mld=196S96S&=26QQQ45S9

9. Симонов В. Лидеры ислама в борьбе с терроризмом. URL: http://www.rlan.ru/analytlcs/ 2QQ5Q719/4Q93QSS2.html 1Q. Нечитайло Д.М. Ислам, политика, радикализм в Великобритании. URL: http://www.weltkrieg.ru/forum/viewforum.php?f=21

11. Там же.

12. Мусульманские организации Великобритании // Россия и мусульманский мир. 2QQ7. № 4.

13. Ланда Р. Мусульмане в Великобритании. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article =495S&sectlon=Q&headlng=Q#top

14. URL: http://www.lzvestla.ru/communlty/artlcle19164

15. URL: http://www.lzvestla.ru/world/artlcle22155

16. Ланда Р. Мусульмане в Великобритании. URL: http://www.tatworld.ru/article.shtml?article= 495S&sectlon=Q&headlng=Q#top

17. Вершинин М.В. Методы вербовки и идеологической работы террористических движений в Поволжье, на примере «Хизб-ут-Тахрир». URL: http://www.psyfactor.org/

1S. URL: http://www.novostluzbeklstana.st.uz/1Q_24Q/ter.htm 19. URL: http://www.studles.agentura.ru/

2Q. URL: http://dw-world.de

21. Лаумулин М. Закат мультикультурализма. URL: http://www.contlnent.kz/2QQ2/Q6/14.html

22. URL: http://www.sectall.net/statea6Q.html

23. URL: http://www.l-r-p.ru/page/stream-event/lndex-19Q26.html

24. Симонов В. Лидеры ислама в борьбе с терроризмом. URL: http://www.rlan.ru/analytlcs/ 2QQ5Q719/4Q93QSS2.html

25. Юсин М. Почему исламисты выбрали Британию // Россия и мусульманский мир. 2QQ7. № 9.

26. Макарычев В. Что ожидает мир в ближайшие 3Q лет? (прогнозы британских аналитиков) // Россия и мусульманский мир. 2QQ7. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.