Политико-правовые проблемы торгово-экономических отношений между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией в условиях санкционного режима
Political and legal problems of trade and economic relations between the Russian Federation and the Swiss Confederation under the sanctions regime
Эйвазов Александр Хикметович,
студент 4 курса Юридического фак-та, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления e-mail: [email protected]
Eivazov Alexander,
4th year student Law faculty,
Russian Academy of national economy and state service under the RF President North-West Institute of management e-mail: [email protected]
Аннотация.
Прошло два года с начала обменами экономических санкций между Россией и странами Европейского Союза, США, Канадой, Японией и т.д. Современное кризисное положение российской экономики уже никем не отрицается. Особый интерес приобретает уникальный характер развития двусторонних торгово-экономических отношений России и практически не упоминаемой в новостях Швейцарии.
Ключевые слова:
Россия, санкции, Швейцария, сыр, кризис, банки.
Abstract.
Two years have passed since the beginning of economic sanctions exchanges between Russia and the European Union, USA, Canada, Japan, etc. The current crisis of the Russian economy have not denied by anyone. Particular interest attaches to the unique character of the development of bilateral trade and economic relations between Russia and hardly mentioned in the news in Switzerland.
Key words:
Russia, sanctions, Switzerland, the cheese, the crisis, banks.
Если мы говорим о современных торгово-экономических отношениях между Россией и Швейцарией -мы говорим о санкционном режиме экономического обещания; если мы говорим о санкционном режиме экономического общения - мы говорим о санкциях Швейцарии в отношении России. Теперь мы можем говорить о современном состоянии нашего товарооборота.
Однако в этой конструкции имеется некоторое существенное замечание - санкции между двумя этими государствами не носят характера взаимности, несмотря на всю грозную милитаристскую риторику российских СМИ в отношении стран Запада после присоединения Крыма к России, относительно которого международное цивилизованное сообщество использует термин «аннексия»44. Швейцария разделяет эту позицию45, однако формально не вводит прямых санкций, указывая на свой нейтральный статус (постоянный нейтралитет Швейцарии действует со времен Венского Конгресса 1815 года), однако придерживается санкций Европейского Союза относительно ряда физических и юридических лиц, причастных к дестабилизации ситуации в Украине.
44 COUNCIL DECISION 2014/145/CFSP of 17 March 2014 «Concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine». - URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 02.02.2016)
45 Российско-швейцарские отношения (справка). - URL: http://archive.mid.ru// (дата обращения: 02.02.2016)
Правительство Швейцарии - Федеральный совет - мотивирует это тем, чтобы «предотвратить обход международных санкций»46.
Самым первым ответным действием на подписание договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав России, Швейцария на следующий день, 19 марта 2014 года, заявляет о приостановке на неопределенный срок процесса создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Министр экономики Швейцарии Йохан Шнайдер-Амманн мотивировал это тем, что переговоры с Россией и Таможенным союзом не могут быть продолжены из-за «сложной ситуации в Крыму, поэтому мы не в праве делать вид, что ничего не происходит»47. Примечательно, что ранее не смотря на события августа 2008 года Швейцария не вводила санкций в отношении российских физических и юридических лиц, а наоборот, даже выступила посредником в урегулировании разногласий между Россией, желавшей вступить в ВТО и Грузией, блокировавшей этот процесс. Напомним, штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.
Следует сразу заметить, швейцарские продукты питания формально не подпали под введенное Россией в августе 2014 года продовольственное эмбарго. Напомним, согласно Указу Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» было предписано запрещение либо ограничение осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению48. Это было продиктовано в прописанными в преамбуле этого Указа Президента РФ так называемыми «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации». Нормативно-правовая дефиниция понятия «национальных интересов» содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, определяя их как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития»49.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778, которым был утвержден закрытый перечень стран в отношении которых вводится запрет на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. Как видно, в этом списке нет Швейцарской Конфедерации. Примечательно, что «защищенность и устойчивость развития» являются понятиями весьма относительными, а, следовательно, и внушаемыми населению посредством пропаганды в системе средств массовой информации. В российских новостях даже и не фокусируется внимание на присоединении Швейцарии к санкциям в отношении ряда российских физических и юридических лиц.
Примечательно, что Федеральный совет Швейцарии ввел свои ограничительные меры 27 августа 2014 г., т.е. после самых первых санкций Европейского Союза от 17 марта 2014 года и уже после выхода Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 и принятого в исполнении его Постановления Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778, что говорит о имевшихся дискуссиях по поводу введения ограничительных мер на торгово-экономическое общение. Даже во время Второй Мировой войны правительство Швейцарии не вводило экономических и политических санкций в отношении руководства Третьего Рейха. Но времена изменились. И Швейцария присоединилась к решению Европейского Совета от 31 июля 2014 года о введении дополнительных ограничительных мер в отношении сразу пяти очень важных российских юридических лиц - банков с государственным участием (чтоб доля государства прямо или косвенно превышала 50%) — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. Присоединение Швейцарии к подобного рода санкциям против российского банковского сектора вызвало в глазах политического истеблишмента России и крупного бизнеса негодование, которое выльется в продуктовую эпопею и с Швейцарией.
24 ноября 2014 года состоялась встреча заместителя начальника Управления фитосанитарного надзора Максим Гниненко с советником посольства Швейцарии Жюльен Тёни по вопросу реэкспорта попавшей под продовольственное эмбарго продукции. Господин Гниненко особо подчеркнул, что «после введения Россией ответных экономических санкций поставки растительной продукции из Швейцарии возросли в среднем вдвое, а по яблокам, например — в 400 раз»50. Следует отметить, что при этом не было предоставлено общественности никаких подробностей. В связи с этой «информацией» у Россельхознадзора возникли подозрения, что не вся эта
46 Situation in Ukraine: Federal Council decides on further measures to prevent the circumvention of international sanctions. - URL: https://www.news.admin.ch (дата обращения: 02.02.2016)
47 Швейцария остановила процесс создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом. - URL: http://ua-ru.info/news/7666-shveycariya-ostanovila-process-sozdaniya-zony-svobodnoy-torgovli-s-tamozhennym-soyuzom.html (дата обращения: 02.02.2016)
48 Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 24.06.2015) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.08.2014, № 32, ст. 4470.
49 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
50 О переговорах Россельхознадзора с посольством Швейцарии (от 25 ноября 2014 г.). - URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/print/news/11741.html (дата обращения: 30.04.2016).
продукция является действительно швейцарского происхождения. Российская сторона официально заявила своей целью принять все необходимые меры, чтобы «из-за действий международных мошенников не пострадали интересы добропорядочных производителей аграрной продукции». В то время российское телевидение провоцировало население к «пронырливым» (хулиганистым) польским яблочкам. О дальнейшей судьбе швейцарского «коридора» известно лишь то, что российские таможенные органы находили формальные поводы не впускать на территорию РФ продовольственные товары, пускай формально не подпавшие под контр -санкции.
На долю продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в досанкционном 2013 году приходилось 9,6% швейцарского импорта в Россию, однако уже в 2014 году он составил 8,7%. Показатели 2014 года также были обусловлены тем, что Федеральный совет Швейцарии в своем сообщении от 27 августа 2014 года указал, что принял обязательство, согласно которому «Швейцария не берет на себя правительственные меры по содействию дополнительного швейцарского экспорта в Россию»51. Таким образом, Швейцария объявила по сути о своем намерении проведения диверсификации двусторонних торгово-экономических отношений. Парадоксально, но МИД РФ объясняет падение товарооборота между Россией и Швейцарией в
2014 году на 39,7% по отношению к 2013 году, с 11,8 до 7,1 млрд. $, как «следствие резкого падения мировых
52
цен на энергоносители»52.
В 2014 году, по данным ВЦИОМа, 64% респондентов были уверены, что отечественные (российские) продукты являются качественнее импортных. Компания по импортозамещению начиналась как ответная мера на санкционный режим, но быстро потом стала пропагандироваться как «поднятие отечественного производителя». Данные этого опроса являются завышенными. Последним скандальным заявлением стали данные приведенные Россельхознадзором после принятия им дополнительных мер по усилению контроля за качеством сырья, которое используется для производства молочной продукции. Результат исследований следующий - 1 октября 2015 года Россельхознадзором было на всю страну заявлено, что «78,3% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является, поскольку фальсифицирована растительным жиром»53. И действительно, откуда могло быть столько сыра наготовлено, если руководствоваться опубликованными в мае данными Росстата, что за январь-апрель 2015 года производство сыра и сырных продуктов в стране выросло на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -до 180 тыс. тонн54.
Эта даже официальная статистическая информация не может не удивить, если взять во внимание хотя бы следующую статистику. Фактически уменьшении количества коров в России только за период января-июня
2015 года на 85 тыс. (примерно 2,4% по отношению к аналогичным 6 месяцам 2014 года)55. В то же время представятся удивительными данные, представленным Министерством сельского хозяйства РФ было заявлено о в целом сохранении удоя коров (за 2015 год надоили 30,781 млн т. молока, в 2014 г. - 30,791 млн т.)56. Получается, что с сокращением количества коров может практически не измениться количество литров, выдаиваемых с коров. В связи с введением международных санкций в отношении поставок в Россию товаров двойного назначения (Швейцария также присоединилась к аналогичным ограничительным мерам), модернизация российского сельского хозяйства представляется вопросом скорее теоретическим, а ее практическая реализация - вопросом отдаленного будущего. Те, кто бывают на селе, не дадут соврать, что особо ускорилась деградация отечественного сельского хозяйства: в ряде некогда плодоносных селений Кабардино-Балкарии летом 2015 года было негде купить помидоры, а в Дербенте не хватало хлеба и молока для собственного населения и т.д. Пора понять, что танки [в сельскохозяйственном смысле понимания] все же плохо вспахивают борозду. Запрет на поставку в Россию немецкой, итальянской и швейцарской сельхозтехники (это в сумме около 75% всей иностранной техники данной отрасли) является серьезным ударом про продовольственной безопасности РФ. Милитаризация гражданского сектора экономики не отвечает целям поднятия благосостояния гражданского населения.
На фоне паники в Министерстве сельского хозяйства РФ после заявлений Россельхознадзора РФ и последующих «толкований» его сообщения от 1 октября, было тихо протянуто решение от 19 октября 2015 года, согласно которому Россельхознадзор официально сообщил о разрешении допустить на российский рынок 8 предприятий Швейцарии по производству продукции животного происхождения. В частности, было отмечено, что «8 из 13 проинспектированных швейцарских предприятий получили право поставок в
51 Situation in der Ukraine: Bundesrat beschliesst weitere Massnahmen zur Vermeidung der Umgehung von Sanktionen. - URL: http://www.seco.admin.ch/aktuell/00277/01164/01980/index.html?lang=de&msg-id=54221 (дата обращения: 30.04.2016).
52 Российско-швейцарские отношения (справка). - URL: http://archive.mid.ru// (дата обращения: 30.04.2016).
53 Почти 80% сыра в России оказались фальсификатом (от 1 октября 2015 г.). - URL: http://www.interfax.ru/russia/470582 (дата обращения: 30.04.2016).
54 Производство российских сыров в результате продэмбарго выросло почти на 30% (от 20 мая 2015 г.). - URL: http://www.interfax.ru/russia/442687 (дата обращения: 30.04.2016).
55 В России уменьшилось количество коров - на 85 тыс. (30 июля 2015 г.) - URL: http://agro2b.ru/ru/news/23386-Rossii-umenshilos-kolichestvo-korov-tys.html (дата обращения: 30.04.2016).
56 Объем производства молока в России составил 30,8 млн т в 2015 году (от 08.02.2016). - URL: http://www.vedomosti.ru/business/news/2016/02/08/627791-obem-proizvodstva-moloka (дата обращения: 30.04.2016).
Российскую Федерацию продукции животного происхождения (сыры и готовая мясная продукция)»57. В сообщении также говорилось, что Россельхознадзор РФ и Федеральным ведомством по ветеринарии и продовольственной безопасности Швейцарии продолжают совместную работу, а в частности на ноябрь 2015 года запланированы были переговоры специалистов служб для рассмотрения вопроса о возможности поставок продукции остальных 5 предприятий. Однако ни в ноябре, ни по сей день информации о допуске этих 5 швейцарских компаний по производству продукции животного происхождения информация отсутствует. По нашим данным переговоры заходят в тупик в виду больших спорах о слишком больших «отступных».
Именно в этих условиях и под прикрытием межведомственного противостояния произошло мощное лоббирование интересов швейцарских сыропроизводителей в частности и молочников - в целом, контр-санкционное «окно в Европу» было пробито, началось сырное перемирие. Но какой ценой? К примеру, если до введения санкций цена на швейцарские сыры была в среднем около 350-500 руб./кг, то на сегодняшний день она варьируется в диапазоне 3500-5000 руб./кг. При этом сам по себе товар по своим качествам никак не отличается от досанкционного периода, он уже зарекомендован был на отечественном рынке. Сыры премиум-сигмента, которые мог позволить себе нарождавшийся до кризиса российский средний класс, на сегодняшний день стали супер-премиумом. Показательно для сравнения, что полкилограмма швейцарского сыра стоит больше, чем получает средний студент в виде стипендии (1600 р./месяц). «Мы получали из Швейцарии менее 1 тысячи тонн в год, - отмечает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, - тогда как суммарно из стран ЕС импорт составлял порядка 160 тысяч тонн в год»58. Этим количественным фактором мотивируется разрешение швейцарского сыра. Тем не менее, ряд европейских производителей сыра намереваются пробраться на российский рынок через швейцарское окно в Россию. Государству выгодно получать налог с прибыли за дорогие товары, уже зарекомендовавшие себя на отечественном рынке, ведь всегда есть определенная прослойка людей, которые живут в достатке и во время экономического кризиса в стране.
Вернемся к тезису, что специальные экономические меры (так называемые российские «контр-санкции») в отношении Швейцарии введены не были. Действительно, было бы безответственно вводить «контр-санкции» против мировой «столицы» банковской тайны и общепризнанной международной площадки для урегулирования споров и кризисов. Ведь швейцарские банки хранят много «скелетов в шкафу» российских высокопоставленных государственных деятелей и крупных бизнесменов; эти скелеты являются залогом экономического спокойствия и благополучия Швейцарии и гарантом предсказуемости политического поведения российской власти.
Еще 15 октября 2015 г. в международной и российской прессе появилась информация, что счета российских граждан будут замораживаться или вообще закрываться59. Однако вслед за этим последовало незамедлительное опровержение этих «вбросов»60. В действительности эти противоречивые сообщения не следует рассматривать как «заговор против банков» с целью подрыва их репутации; это стоит рассматривать как «проверку нервов» на прочность, как будет реагировать российское политическое руководство, чиновничество и крупный бизнес, которые облюбовали швейцарские банки, как альпийские курорты. Но приходит время, когда информационных методов становится недостаточно и начинается финансовое право.
Так, в начале февраля 2016 года поступило официальное сообщение о том, что три авторитетных банка UBS, Credit Suisse и подразделение швейцарской Rothschild Group скоординировали свои действия по истребованию со своих клиентов сообщений, что их средства «соответствуют требованиям закона и не имеют никаких претензий со стороны налоговых органов»61, т.е. соблюдение россиянами в отношении ими контролируемых иностранных компаний швейцарского уголовного и антиофшорного законодательства.
Российское антиофшорное законодательство начало формироваться лишь с 24 ноября 2014 года62: по сути оно было введено в качестве охранительно-защитительной меры в ответ на финансово-экономические санкции международного цивилизованного сообщества. Вступило в законную силу с 1 января 2015 года, к его обеспечению остается у практиков скорее больше вопросов. Дело в том, что только в сентября 2015 г. в Швейцарии ввели уголовную ответственность за пособничество в налоговых преступлениях не только на национальной территории Швейцарии, как то было на протяжении десятилетий, но и по всему миру. При этом, в практике органов швейцарской финансово-налоговой разведки распространен глубокий анализ самого
57 О допуске на российский рынок 8 предприятий Швейцарии по производству продукции животного происхождения (от 19 октября 2015 г.). - URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/news/15368.html (дата обращения: 30.04.2016).
58 Карпова Н. Швейцарский сыр вернется в РФ, но не станет народным (от 20 октября 2015 года). - URL: http://1prime.ru/articles/20151020/821264538.html (дата обращения: 30.04.2016).
59 Страновые риски: швейцарские банки закрывают счета россиянам (от 15 октября 2015 г.). - URL: http://www.forbes.ru/fmansy/igroki/302955-ctranovye-riski-shveitsarskie-banki-zakryvayut-scheta-rossiyanam
60 Швейцарские банки опровергли закрытие счетов россиян (от 15 октября 2015 г.). - URL: http://www.rbc.ru/finances/15/10/2015/561fb8a39a79472868b86251 (дата обращения: 30.04.2016).
61 Крупнейшие швейцарские банки оказались помощниками ФНС (от 09.02.2016 г.). - URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/09/627930-shveitsarskie-banki-fns (дата обращения: 08.05.2016).
62 Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» // Российская газета, № 272, 28.11.2014.
антиофшорного законодательства государств происхождения самых активных «вкладчиков», выявления коррупционных составляющих его нормативно-правовых конструкций.
Резюмируя выше сказанное, хочется подчернить, что правительство Швейцарии пускай формально санкции не вводят против ряда российских физических и юридических лиц (их совокупно около 200 всего), однако производит обеспечение недопущения появления щелей в общеевропейской позиции посредством недопущения образования бреши в Бернской стене. Кстати, аналогичной модели поведения в отношении России придерживается сегодня и Китай, который до недавнего времени (где-то до сентября 2015 года) в российских СМИ позиционировался как «верный союзник в борьбе с американских империализмом». Примечательно, что именно во время проверок счетов в швейцарских банках российских физических и юридических лиц была достигнута договоренность между российским и американским военно-политическим руководством о прекращении начиная с 27 февраля 2016 года боевых действий в Сирии.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов еще в марте 2014 года верно отметил, что страшнее прямых санкций - косвенные - когда тебя перестают считать за человека на Западе. «Худший сценарий - это не только тот, который связан с формальными санкциями, а с тем, как будут вести себя крупные инвесторы в результате фактических действий, которые юридически не оформлены»63. В действительности реальная политика ведется не с разгневанными лицами и угрозами с парламентских трибун, а с миролюбивым и интеллигентным тоном поистине «вежливых людей» посредством проведения ими собственной экономической кривой на национальных рынках.
63 Шувалов предупредил об опасности «скрытых» санкций против России (от 26 марта 2014 г.). - URL: http://www.interfax.ru/russia/367312 (дата обращения: 30.04.2016).