Научная статья на тему 'Политико-правовой анализ ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами'

Политико-правовой анализ ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1582
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / САНКЦИИ / RUSSIAN FEDERATION / EUROPEAN UNION / UNITED STATES OF AMERICA / RATIONING ARRANGEMENTS / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клишас Андрей Александрович

В статье приведен политико-правовой анализ комплекса ограничительных мер (санкций), введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами, такими как Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Швейцарская Конфедерация, Австралийский союз в связи с принятием на основании результатов волеизъявления жителей полуострова Крым в состав России Республики Крым и города Севастополь на правах новых субъектов Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь соответственно. В статье также рассмотрены ограничительные меры, введенные Россией в отношении ряда зарубежных государств и носящие «ответный», направленный на превенцию дальнейшего развития ухудшения межгосударственных отношений характер. Автор констатирует, что вводимые государствами ограничительные меры, как правило, являются оказывающими негативное влияние в первую очередь именно для государств, которые вводят такие санкционные меры, при этом ставя своей целью изменение политического вектора того или иного государства. В статье делается вывод, что несмотря на некоторые положительные тенденции развития российской политической, экономической и социальной сфер в рамках «санкционного режима», большинство политических деятелей Российской Федерации рассчитывают на разрешение сложившейся ситуации посредством дипломатического диалога исходя из позиций рациональности в подходе к выстраиванию межгосударственных отношений, а равно с этим, безусловно, исключительно в рамках уважения международно-правовых принципов и норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The politic and legal analysis of some integration associations and nations restrictive measures against Russian Federation, russian citizens and entities

The political and legal analysis of a complex of the restrictive measures (sanctions) imposed on the Russian Federation and its citizens and legal entities concerning acceptance to the structure of Russia the Republic of Crimea and the city of Sevastopol as new subjects of the Russian Federation the Republic of Crimea and the city of federal significance Sevastopol, on the basis of results of will of inhabitants of the peninsula of Crimea, by some integration associations and the foreign states such as the European Union, the United States of America, the Swiss Confederation, the Australian union, is provided in the article. The restrictive measures entered by Russia concerning a number of the foreign states and being «reciprocal» and directed on prevention of further development of deterioration of the interstate relations are also considered in the article. The author notes that the restrictive measures imposed by the states, as a rule, have a negative impact in the first place, it is for the states that impose such sanctions measures, thus, aiming to change the political vector of a State. The article concludes that despite some positive trends in the development of Russia's political, economic and social spheres in the framework of the «sanctions regime», the majority of politicians of the Russian Federation expects to resolve the situation through diplomatic dialogue on the basis of the positions of rationality in the approach to building bilateral relations, as well as with only in the framework of respect for international law principles and norms.

Текст научной работы на тему «Политико-правовой анализ ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР, ВВЕДЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ГРАЖДАН

И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НЕКОТОРЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

А.А. Клишас

Кафедра конституционного права и конституционного судопроизводства Юридический институт Российского университета дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье приведен политико-правовой анализ комплекса ограничительных мер (санкций), введенных в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц некоторыми интеграционными объединениями и зарубежными государствами, такими как Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Швейцарская Конфедерация, Австралийский союз в связи с принятием на основании результатов волеизъявления жителей полуострова Крым в состав России Республики Крым и города Севастополь на правах новых субъектов Российской Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополь соответственно. В статье также рассмотрены ограничительные меры, введенные Россией в отношении ряда зарубежных государств и носящие «ответный», направленный на превенцию дальнейшего развития ухудшения межгосударственных отношений характер. Автор констатирует, что вводимые государствами ограничительные меры, как правило, являются оказывающими негативное влияние в первую очередь именно для государств, которые вводят такие санкционные меры, при этом ставя своей целью изменение политического вектора того или иного государства. В статье делается вывод, что несмотря на некоторые положительные тенденции развития российской политической, экономической и социальной сфер в рамках «санкционного режима», большинство политических деятелей Российской Федерации рассчитывают на разрешение сложившейся ситуации посредством дипломатического диалога исходя из позиций рациональности в подходе к выстраиванию межгосударственных отношений, а равно с этим, безусловно, исключительно в рамках уважения международно-правовых принципов и норм.

Ключевые слова: Российская Федерация, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, ограничительные меры, санкции.

В связи событиями, начало которым было положено в ноябре 2013 г., и в завершение которых был осуществлен противоречащий правопорядку Украины «захват» власти, выраженный в том числе в проведенном вне соответствия законодательно закрепленным механизмам отстранении Президента Украины от должности (без соблюдения конституционно-закрепленной процедуры импич-

мента (<амтчмент»)) и избрании нового президента государства, а равно с этим, вследствие принятия на основании волеизъявления жителей Крымского полуострова в состав Российской Федерации Республики Крым и образования на территории России двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополь, — Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки, рядом иных государств в отношении некоторых физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, а также отдельных юридических лиц, государством регистрации которых является Россия, были введены ограничительные меры или санкции («restrictive measures», «sanctions»).

Ограничительные меры были введены указанными ранее государствами и Европейским Союзом в связи с тем, что, по мнению компетентных органов таких государств и Европейского Союза, некоторые граждане Российской Федерации принимали участие в «подрыве территориальной целостности и государственного суверенитета Украины» (1). Санкции были введены и в отношении ряда юридических лиц, также, по мнению вводивших ограничительные меры сторон, имеющих отношение к ситуации, сложившейся в Украине, а равно с этим, юридических лиц — субъектов конкретно-определенной экономической отрасли — в рамках введения так называемых отраслевых санкций.

Ограничительные меры, введенные в отношении Российской Федерации, физических и юридических лиц, можно дифференцировать по характеру предполагаемого при введении воздействия на следующие типы:

- ограничительные меры, направленные на уменьшение международного взаимодействия с Российской Федерацией;

- ограничительные меры, заключающиеся в запрещении въезда на территорию ряда государств лицам, в отношении которых были введены санкции;

- ограничительные меры, связанные с ограничением правомочий собственника в рамках права собственности на имущество, принадлежащее лицам, в отношении которых были введены санкции и находящееся на территории некоторых иностранных государств;

- ограничительные меры, связанные с запретом поставки для реализации проектов на территории Российской Федерации некоторых видов товаров;

- ограничительные меры, связанные с ограничением финансового взаимодействия с российскими физическими и юридическими лицами.

Первым государством, принявшим решение о ведении ограничительных мер в отношении Российской Федерации, стали Соединенные Штаты Америки.

Так, 6 марта 2014 г. Президент Соединенных Штатов Америки Барак Оба-ма издал Указ 13660, а 17 и 20 марта Указы 13661 и 13662 соответственно, во исполнение которых, а также с целью установления более детального регулирования Управлением по контролю за иностранными активами Казначейства Соединенных Штатов Америки было принято Постановление 31 CFR part 589.

Указанными актами для ряда физических и юридических лиц устанавливается ограничение в отношении права пользования и распоряжения всем находящимся на территории Соединенных Штатов Америки имуществом (движимым и недвижимым). Все операции по отчуждению собственности, совершае-

мые каким бы то ни было способом физическими лицами, прямо или косвенно, по мнению Управления по контролю за иностранными активами, принимавшими участие в «противодействии становлению демократических институтов» в Украине, а равно с этим реализовывавшим действия, угрожающие миру, безопасности и стабильности в Украине, а также юридические лица, участниками которых являются такие физические лица, в отношении которых, наравне со всем прочим, были введены ограничительные меры, признаются недействительными. При этом изъятия из указанного ранее правила установлены в отношении:

- совершения отчуждения собственности в отсутствие наличия намерения нарушить установленный запрет на ее отчуждение (невиновное нарушение предписания);

- совершения отчуждения собственности лицу, которое, при учете всех доступных такому лицу фактов и обстоятельств, не могло знать о запрете, установленном в отношении отчуждаемой собственности, а, равно с этим, в случае отчуждения собственности лицу, которое предполагало, что у другой стороны сделки наличествует надлежащим образом полученное разрешение на осуществление такой сделки;

- совершения отчуждения собственности в нарушение установленных правил при незамедлительном уведомлении Управления по контролю за иностранными активами Казначейства Соединенных Штатов Америки о такой сделке.

Право распоряжения и пользования имуществом лицами, в отношении которых введены санкции, ограничивается в отношении следующих типов активов:

- финансовых активов (денежных средств, средств, размещенных: на банковских депозитах — юридическими лицами, в качестве банковских вкладов — физическими лицами, средств по долговым обязательствам, ценных бумаг, иных финансовых инструментов), размещенных в банках, включенных в банковскую систему Соединенных Штатов Америки, иных кредитных организациях Соединенных Штатов Америки, осуществляющих размещение средств клиентов с целью получения последними рентного дохода (процентов по таким размещенным средствам), а также обеспечивающим сохранность размещенных в таких организациях средств и операционно-кассовое обслуживание с использованием таких средств, а, равно с этим, финансовых активов, переданных брокеру или биржевому маклеру, прошедших аккредитацию в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Соединенных Штатов Америки) (2);

- земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, прав в отношении объектов недвижимого имущества (к примеру, арендных прав, права использования жилых помещений для проживания), судов, имущественных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, любого иного движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит лицам, в отношении которых введены ограничения, на праве собственности любой формы: индивидуальная собственность, общая долевая собственность, общая совместная собственность.

В случае если финансовые активы, иное движимое и недвижимое имущество были переданы лицами, в отношении которых были введены ограничи-

тельные меры, в доверительное управление на возмездной основе, оплата услуг по реализации мероприятий, связанных с доверительным управлением такими финансовыми активами и собственностью не может быть осуществлена за счет «замороженных» активов или собственности, в случае, если такая оплата услуг является возможной (отдельно следует отметить, что движимое и недвижимое имущество, право пользования и распоряжения которым было ограничено, может быть отчуждено по усмотрению Управления по контролю за иностранными активами Казначейства Соединенных Штатов Америки). При этом средства, полученные от такого отчуждения, должны быть зачислены на «замороженный» банковский счет лица-собственника такого имущества.

Отчуждение собственности лицами, в отношении которых были введены ограничительные меры, также возможно в случае получения такими лицами разрешения на реализацию соответствующей операции от Управления по контролю за иностранными активами Федерального Казначейства Соединенных Штатов Америки (3).

Физические лица, в отношении которых были введены ограничительные меры, в случае оказания им экстренной медицинской помощи на территории Соединенных Штатов Америки, также обязаны запрашивать у Управления по контролю за иностранными активами Федерального Казначейства Соединенных Штатов Америки разрешение на осуществление оплаты таких услуг за счет замороженных средств.

Физическим лицам, в отношении которых Соединенными Штатами Америки были введены ограничительные меры, запрещается въезд на территорию Соединенных Штатов Америки.

16 июля 2014 г. Управлением по контролю за иностранными активами Федерального Казначейства Соединенных Штатов Америки были изданы две Инструкции, которые положили начало реализации «секторальных ограничительных мер».

Так, ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «Новатэк», Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкномбанк), Газпромбанку (АО), АО «Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"», ЗАО «Калашников», АО «НПО "Базальт"», АО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» имени Ф.Э. Дзержинского», АО «Концерн "Технологии машиностроения"», АО Концерн «Радиоэлектронные технологии», АО «Концерн "Созвездие"» был закрыт доступ на рынок долгового финансирования Соединенных Штатов Америки по обязательствам, срок погашения по которым составляет более девяноста дней (12 сентября 2014 г. ограничительная мера была изменена в части невозможности предоставления указанным ранее организациям долгового финансирования со сроком погашения обязательств более тридцати дней).

29 июля 2014 г. Соединенными Штатами Америки были введены ограничительные меры в отношении Банка ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», ОАО АКБ «Банк Москвы», в части, запрещающей физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами Соединенных Штатов Америки, приобретать

долговые обязательства, срок погашения по которым превышает девяносто дней, эмитированные указанными ранее кредитными организациями (таким образом Соединенные Штаты Америки ограничили возможность заемного финансирования во взаимоотношениях с субъектами предпринимательства для юридических лиц, основная деятельность которых реализуется в сфере нефте- или газодобычи, а в основном в сфере производства товаров военного назначения).

12 сентября 2014 г. Управлением по контролю за иностранными активами были изданы Инструкция № 3 и Инструкция № 4, в соответствии с которыми в отношении ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ОАО «Транснефть», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Новатэк» и ОАО «НК "Роснефть"» устанавливаются следующие ограничения:

- запрет резидентам Соединенных Штатов Америки на осуществление прямой или косвенной поставки технологий, необходимых для добычи нефти глубоководным способом, добычи нефти в арктической зоне, добычи сланцевой нефти;

- запрет на осуществление размещения ценных бумаг на американских фондовых биржах (рассматриваемое ограничение установлено в отношении: ОАО «НК "Роснефть"», ПАО «Газпром нефть», ОАО «Транснефть», ОАО «Но-ватэк», ПАО «Сбербанк России», некоторых иных организаций).

19 декабря 2014 г. указом Президента Соединенных Штатов Америки был введен запрет на:

- осуществление резидентами Соединенных Штатов Америки (юридическими лицами, государством регистрации которых являются Соединенные Штаты Америки, и гражданами Соединенных Штатов Америки) инвестиционной деятельности в отношении Республики Крым и города федерального значения Севастополь;

- осуществление ввоза на территорию Соединенных Штатов Америки товаров, произведенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а равно с этим оказание услуг или выполнение работ субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь;

- осуществление ввоза, в том числе имеющего характер «реэкспортного ввоза», реализуемого напрямую или опосредовано через какие-либо юрисдикции, на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополь из Соединенных Штатов Америки товаров, а равно с этим оказание услуг и выполнение работ в пользу лиц, место нахождение (место жительства) которых определяется Республикой Крым или городом федерального значения Севастополь;

- осуществление поддержки, финансирования, а также предоставление поручительства со стороны резидентов Соединенных Штатов Америки в отношении сделок, заключаемых в том числе лицами, не являющимися резидентами Соединенных Штатов Америки, с субъектами предпринимательской деятельности, местом нахождения которых (местом жительства которых) является Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Рассматриваемым указом Президента Соединенных Штатов Америки были введены ограничительные меры в отношении таких организаций и объединений физических лиц, как «Народное ополчение Донбасса», «Партия Новороссия», «Ночные Волки», «Движение "Юго-Восток"», Батальон «Оплот», Общество с ограниченной ответственностью «Маршал Капитал» и некоторых физических лиц (при этом является неопределенным, по каким именно критериям то или иное лицо является относимым к указанным объединениям физических лиц. На это будет произведено более подробное указание при рассмотрении аналогичных ограничительных мер, введенных Европейским Союзом).

3 марта 2015 г. на сайте Белого Дома в сети Интернет было опубликовано сообщение Президента Соединенных Штатов Америки, уведомляющее о том, что время действия всех ограничительных мер, введенных Соединенными Штатами Америки с 6 марта 2014 г., увеличивается на один год.

22 декабря 2015 г. Соединенные Штаты Америки распространили ограничительные меры (как утверждается Управлением по контролю за иностранными активами Казначейства Соединенных Штатов Америки, такое распространение ограничительных мер является необходимым для обеспечения действия ранее введенных санкций) в отношении ряда физических лиц и российских хозяйствующих субъектов (таких как, к примеру, ООО «ПС Яндекс.Деньги», АО «Ялтинская киностудия», ОАО «Калиновский химический завод»).

Наравне с Соединенными Штатами Америки решение о реализации ограничительных мер было принято Европейским Союзом. Отдельно следует отметить, что санкции, введенные Европейским Союзом в отношении Российской Федерации, носят «зеркальный характер» ограничительных мер, введенных Соединенными Штатами Америки, то есть по своему существу в большей степени их дублируют.

Предварительно следует сделать оговорку относительно документов Европейского Союза, регулирующих возможность установления ограничительных мер в отношении государств, физических и юридических лиц. Так, Основными принципами применения ограничительных мер (санкций) утверждается применение санкций для поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также применение ограничительных мер в целях содействия обеспечения осуществления прав человека, развития демократии, обеспечения верховенства права и эффективного управления (крайне сомнительной представляется возможность развития демократических институтов посредством введения ограничений для реализации прав определенного круга лиц, имеющего своей целью именно «политическое давление»). Руководством по имплементации и оценке ограничительных мер и Лучшими примерами по введению ограничительных мер осуществляется указание на то, какие именно ограничительные меры более эффективны для применения, порядок определения лиц, в отношении которых подлежат применению ограничительные меры, а также административные процедуры по реализации санкционных мер (4). Одним из элементов, сопутствующих введению ограничительных мер и указанных в ранее названных документах, утверждается орга-

низация переговорного процесса, направленного на дипломатическое урегулирование разногласий, в результате которых явилось необходимым введение санкционных мер, однако продуктивных попыток по разрешению сложившейся в отношениях России и Европейского Союза ситуации посредством переговорного процесса относительно введенных санкций со стороны Европейского Союза не наблюдалось. Применение рассматриваемых документов в рамках введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации ограничено дублированием некоторых их положений в текстах актов, принятием которых и был реализован комплекс санкционных мероприятий.

В правовых актах Европейского Союза, закрепляющих реализуемые ограничения, используются следующие понятия и их дефиниции, приведенные в настоящем тексте для лаконичности дальнейшего изложения материала:

- контракт (договор) — любая сделка, являющаяся таковой вне зависимости от трактовки, предусмотренной национальной правовой системой, осуществляемая в любой форме и включающая в себя один или более договор, а равно с этим реализацию юридически значимых действий, порождающих обязательства, схожие с обязательствами договорного характера, заключенная между схожими или различными сторонами. Предметом сделки, в частности, могут являться: облигации, выплаты по гарантиям, выплаты в качестве компенсаций, например, страховые выплаты, а также, в том числе, выплаты по финансовым гарантиям и финансовые компенсации, выплаты по долговым обязательствам, а также иные, схожие с перечисленными ранее, объекты гражданских прав, которые могут являться предметами сделок (кауза которых направлена на создание, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении указанных объектов гражданских прав);

- активы — любые активы, в том числе материальные и нематериальные, движимые и недвижимые, которые могут быть использованы для приобретения финансовых активов, товаров и услуг (за исключением самих «финансовых активов»);

- финансовые активы — финансовые средства и имущественные права на получение выплат любого рода, в том числе наличные деньги, чеки, права требования денежных средств, денежные переводы, иные платежные инструменты, депозиты (вклады), размещенные в банковских учреждениях или организациях, оказывающих услуги иного, нежели банковского, характера, остатки по счетам, выплаты, получаемые по долговым обязательствам, торгующиеся в открытом и закрытом порядке «портфели» ценных бумаг и долговые обязательства, включая эмиссионные ценные бумаги, акционерные сертификаты, облигации, долговые расписки, купоны на получение дивидендов, облигации правительственного займа, производные финансовые инструменты (деривативы), выплаты по долговым обязательствам, выплаты по дивидендам, а также иные выплаты по доходам, право на которые обусловлено владением тем или иным активом, остатки денежных средств по договорам кредитования, выплаты, получаемые вследствие реализации права судебного зачета, выплаты по гарантиям, выплаты по банковским гарантиям, выплаты по иным финансовым обязательствам, ак-

кредитивы, коносаменты, закладные, документы, свидетельствующие о наличии права на финансовые активы, получение выплат любого рода, а также иные финансовые средства;

- заморозка активов — предотвращение совершения любого рода операций с активами, в том числе купли-продажи, сдачи в аренду, предоставления в качестве залога, в результате которых происходило бы получение финансовых активов, товаров, услуг;

- заморозка финансовых активов — предотвращение осуществления действий любого рода, в том числе сделок, передачи, видоизменений, использования, получения доступа, реализуемых по отношению к финансовым активам. При этом результат указанных ранее операций должен быть выражен в любого рода изменении состояния финансовых активов, в том числе в изменении объема, количества, месторасположения собственника, владельца, характера, назначения, которое бы способствовало использованию активов, в том числе включению их в «портфель» ценных бумаг.

Правовые последствия введения в отношении лиц ограничительных мер заключаются в заморозке всех активов и финансовых активов, принадлежащих, находящихся во владении или контролируемых физическими лицами, юридическими лицами, физическим и юридическим лицам, связанным с вышеупомянутыми лицами. При этом любые активы и финансовые активы не должны быть как прямо, так и косвенно, доступны указанным выше лицам (5).

Компетентные органы государств — членов Европейского Союза могут вывести из заморозки некоторые активы и финансовые активы в случае, если выполняются все следующие условия:

- активы или финансовые активы являются предметом арбитражного судебного разбирательства, решение по которому было вынесено до даты включения каждого конкретного лица в «санкционный список», а равно с этим, если в отношении таких активов было вынесено судебное или административное решение как до, так и после даты включения каждого конкретного лица в «санкционный список»;

- активы или финансовые активы будут использованы исключительно для удовлетворения требования по указанным ранее судебным актам, в пределах, предусмотренных действующим законодательством;

- решение вынесено не в пользу лиц, включенных в «санкционный список»;

- признание решения не противоречит публичному порядку государства-члена Европейского Союза.

Компетентные органы государств — членов Европейского союза также могут вывести из заморозки некоторые активы и финансовые активы в случае, если оплата, предполагаемая к реализации при помощи указанных активов, будет произведена по договорам и соглашениям, заключенным до даты включения соответствующего лица в «санкционный список». Условиями для реализации данного изъятия является установление компетентным органом следующих аспектов:

- активы и финансовые активы будут использованы физическими или юридическими лицами, включенными в «санкционный список» по обязательствам, возникшим до даты включения таких лиц в «санкционный список»;

- оплата будет производиться не по обязательствам, возникшим перед лицами, включенными в «санкционный список».

Начисление денежных средств на счета, открытые в финансовых и кредитных организациях, лицами, включенными в «санкционный список», допускается при условии, что такие средства также будут заморожены. Не подлежат заморозке (не осуществляется блокировка их поступления на соответствующе счета) следующие денежные поступления (при условии, что они будут заморожены в качестве активов и финансовых активов лиц, включенных в санкционный список):

- начисление процентов и иного дохода;

- выплаты по контрактам, соглашениям, обязательствам, заключенным или возникшим соответственно до даты включения лица в «санкционный список»;

- выплаты по судебным, арбитражным, административным решениям, вынесенным или имеющим силу в государстве, являющемся членом Европейского Союза.

В качестве изъятий, применяемых по отношению к нормам, затрагивающим вопросы отчетности, конфиденциальности, профессиональной тайны, все физические и юридические лица обязаны:

- незамедлительно сообщать о поступившей к ним информации, имеющей отношение к вопросам, урегулированным актами Европейского Союза, затрагивающим рассматриваемую проблематику;

- сотрудничать с компетентными органами государств — членов Европейского Союза в части проверки поступившей к таким физическим и юридическим лицам информации.

Всем участникам правоотношений запрещается сознательно препятствовать деятельности по реализации вводимых Европейским Союзом санкций. Заморозка активов и финансовых активов, а равно с этим отказ от заморозки активов или финансовых активов, совершенные добросовестно и на основании положений нормативных правовых актов Европейского Союза, не могут приводить к возникновению ответственности любого рода у лиц, осуществивших такую заморозку, если не будет доказано, что заморозка или отказ от реализации заморозки стали результатом пренебрежения установленными нормами.

Физическим лицам, включенным в «санкционный список» Европейского Союза, запрещается въезд на территорию государств — членов Европейского Союза.

Государства, являющиеся членами Европейского Союза, должны создать правовой механизм, в соответствии с которым должен соблюдаться режим, предусмотренный указанными ранее ограничительными мерами на национальном уровне.

Решением Совета Европейского Союза был запрещен импорт товаров, произведенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, на территорию государств — членов Европейского Союза. Также

государствам — членам Европейского Союза было запрещено «прямо или косвенно финансировать или оказывать финансовую поддержку осуществлению импорта товаров [на территорию государств — членов Европейского Союза], произведенных на территории Республики Крым и в городе федерального значения Севастополь, а равно с этим страховать и перестраховывать товары, произведенные на территории Республики Крым и в городе федерального значения Севастополь».

Изъятием из указанного выше запрета является возможность государств — членов Европейского Союза импортировать товары, произведенные в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, при условии сдачи таких товаров для осуществления проверки украинскими властями и получения для таких товаров сертификатов о происхождении, которые выдаются украинскими властями (чем в очередной раз подтверждается позиция Европейского Союза касательно относимости территории Крымского полуострова к Украине).

В соответствии с обозначенным ранее решением Совета Европейского Союза, указанные выше ограничения должны быть реализованы без причинения ущерба исполнению договорных обязательств вплоть до 26 сентября 2014 г., при этом указанные договорные обязательства должны были возникнуть до 25 июня 2014 г. (при этом допускается возникновение дополнительных договорных обязательств, предметом которых являются товары, произведенные на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в случае, если такие договорные обязательства возникают во исполнение договоров, заключенных до 25 июня 2014 г. Указанные договорные обязательства могут возникать и должны быть исполнены в срок до 26 сентября 2014 г.).

Решением Совета Европейского Союза от 18 июля 2014 г. было установлено, что в санкционный список подлежат включению:

- физические лица, ответственные за действия, угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, или активно поддерживающие, а равно с этим непосредственно реализующие действия, угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины или подрывающие территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, а также стабильность и безопасность в Украине, а равно с этим физические лица, препятствующие своими действиями работе международных организаций в Украине, а также физические и юридические лица, государственные органы, связанные с такими физическими лицами;

- юридические лица или государственные органы, оказывающие материальную или финансовую поддержку для реализации действий, угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины и равно с этим подрывающих территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины;

- юридические лица или государственные органы в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь, чья собственность была передана вне соответствия положениям законодательства Украины, а также юридические лица и государственные органы, осуществившие извлечение выгоды от осуществления такой передачи;

- физические и юридические лица, а также государственные органы, активно оказывающие материальную или финансовую поддержку российским политическим силам, обладающим возможностью принимать соответствующие решения и являющиеся ответственными за вхождение Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации, а также за дестабилизацию политической ситуации в Восточной Украине, а равно с этим физические и юридические лица, а также государственные органы, получающие выгоду от принятия таких решений (данное положение было добавлено Решением Совета Европейского Союза от 25.07.2014).

Физические и юридические лица, включенные в санкционный список, могут обжаловать соответствующее решение Совета Европейского союза о введении в отношении них ограничительных мер.

Решением Совета Европейского Союза от 31 июля 2014 г. резидентам государств — членов Европейского Союза было запрещено прямо или косвенно приобретать, а равно с этим продавать, выступать посредниками при продаже или покупке, осуществлять эмиссию, а также реализовывать какие-либо иные операции с ценными бумагами, акциями и аналогичными финансовыми инструментами, выпущенными (планирующимися к эмиссии) Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ (ПАО), Газпромбанк (АО), АО «Российский сельскохозяйственный банк», а равно с этим юридическими лицами, доля участия вышеуказанных организаций в которых составляет более 50% (при условии, что такие юридические лица были созданы не на территории государств — членов Европейского Союза), а также любыми юридическими лицами, действующими от имени или по указанию таких организаций. При этом настоящий запрет распространяется на ценные бумаги, акции и аналогичные финансовые инструменты, срок погашения обязательств по которым превышает девяносто дней, эмитированным после 1 августа 2014 г. (6) (позднее Европейский Союз изменил ограничительную меру относительно краткосрочного долгового финансирования посредством пересмотра минимального срока погашения финансовых инструментов в пользу уменьшения такого срока до тридцати дней).

Также рассматриваемым решением Совета Европейского Союза государствам — членам Европейского Союза, а равно с этим с территории государств-членов Европейского Союза, а также с использованием судов, осуществляющих рейсы под флагом государства — члена Европейского Союза, было запрещено осуществление продажи, поставки, передачи, экспорта вооружения, в том числе оружия, боеприпасов, военной техники и запчастей к такой военной технике, военной и полувоенной экипировки, произведенных как на территории государств — членов Европейского Союза, так и вне территории государств — членов Европейского Союза, в пользу Российской Федерации. В равной части указанный ранее запрет распространяется на:

- оказание технической поддержки по эксплуатации вооружения (то есть поддержки, связанной с ремонтом, модернизацией, производством, монтажом, испытанием, техническим обслуживанием, любым иным видом эксплуатации.

При этом такая техническая поддержка может выражаться в таких формах, как обучение эксплуатации, оказание консультационных услуг по эксплуатации, передача информации и обучение навыкам по эксплуатации, реализуемых в том числе в устной форме);

- оказание маклерских услуг, предметом которых является вооружение (то есть посреднических услуг по проведению переговоров с целью заключения сделок по покупке, продаже, поставке вооружения в Российскую Федерацию, а равно с этим покупка, продажа, поставка вооружения в Российскую Федерацию, в том числе с территории государств, не являющихся членами Европейского Союза);

- обеспечение финансирования и оказание финансовой помощи в случае, если такое финансирование или оказание финансовой помощи реализуются для обеспечения военной деятельности (под обеспечением финансирования и оказанием финансовой помощи подразумевается, в частности, предоставление субсидий, кредитов, осуществление страхования и перестрахования обязательств по сделкам по покупке, продаже, поставке вооружения для использования в Российской Федерации).

Государствам — членам Европейского Союза также запрещается приобретать вооружение в Российской Федерации.

Изъятием из указанных выше ограничительных мер является то, что они не распространяются на все договорные отношения, возникшие до 1 августа 2014 г., а равно с этим то, что настоящие запреты не распространяются на поставку запасных частей для вооружения и оказание технической поддержки по эксплуатации вооружения, в случае, если целью поставки запасных частей для вооружения и целью оказания такой технической поддержки по эксплуатации вооружения является поддержание безопасности на территории Европейского Союза.

Рассматриваемым решением Совета Европейского Союза государствам — членам Европейского Союза, а также с территории государств — членов Европейского союза и с использованием судов, осуществляющих рейсы под флагом государства — члена Европейского Союза, был установлен запрет на осуществление продажи, поставки, передачи, экспорта технологий, предназначенных для добычи нефти глубоководным способом, добычи нефти в арктической зоне, а равно с этим добычи сланцевой нефти (которые в дальнейшем для лаконичности изложения материала будут называться «Технологии для добычи нефти») (при этом запрет на осуществление продажи, поставки, передачи, экспорта товаров двойного назначения распространяется на такие товары только в случае их предполагаемого использования в военных целях на территории Российской Федерации. Однако представляется, что, опасаясь возможности трактовки использования таких товаров в военных целях компетентными органами государств — членов Европейского Союза, хозяйствующие субъекты таких государств будут воздерживаться от поставки товаров двойного назначения в Российскую Федерацию).

Указанный запрет распространяется также на оказание технической поддержки по эксплуатации технологий по добыче нефти и товаров двойного на-

значения, оказание маклерских услуг, предметом которых являются технологии по добыче нефти и товары двойного назначения, обеспечение финансирования и оказание финансовой помощи, в случае, если предметом такого финансирования и оказания финансовой помощи являются технологии по добыче нефти и товары двойного назначения (при этом содержание оказания технической поддержки, оказания маклерских услуг и обеспечения финансирования и оказания финансовой помощи адекватно дефинициям, представленным ранее по отношению к вооружению).

Компетентные органы государств — членов Европейского Союза вправе не предоставлять разрешение на поставку, передачу, экспорт технологий по добыче нефти в случае, если такими компетентными органами будет установлено, что использование таких технологий будет осуществлено при реализации добычи нефти на территории Российской Федерации.

Изъятием из указанных выше ограничительных мер является то, что они не распространяются на все договорные отношения, возникшие до 1 августа 2014 г. (при этом компетентные органы государств — членов Европейского Союза вправе аннулировать, приостановить, изменить или отозвать разрешения на экспорт технологий по добыче нефти, выданные такими компетентными органами ранее).

К указанным ранее ограничениям применяются следующие регулятивные меры:

- физические лица, юридические лица, государственные органы, реализовавшие действия, противоречащие мерам, указанным выше, не несут ответственности в случае, если такие физические лица, юридические лица, государственные органы не знали, что их действия будут противоречить ограничениям, указанным ранее, а равно с этим в случае, если у таких физических лиц, юридических лиц и государственных органов не было оснований полагать, что их действия будут противоречить ограничениям, указанным ранее;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для достижения большей результативности ограничительных мер, указанных ранее, Совет Европейского Союза настоятельно рекомендует государствам, не являющимся членами Европейского Союза, принять ограничительные меры, аналогичные тем, которые были установлены рассматриваемым решением Совета Европейского Союза;

- не могут быть удовлетворены претензии (при этом претензией является требование, обращенное к любому уполномоченному на принятие соответствующего решения лицу, за исключением судебного органа), связанные с любыми обязательствами, исполнение которых было прямо или косвенно, в полной мере или частично затронуто указанными ранее ограничительными мерами в случае, если инициатором такой претензии является организация, а, равно с этим, юридическое лицо, доля участия вышеуказанных организаций в котором составляет более 50%, а также любое юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций, любой российский гражданин или российское юридическое лицо, а, равно с этим, государственный орган (орган государственной власти) Российской Федерации, любое физическое лицо, юриди-

ческое лицо, государственный орган (орган государственной власти) действующие от имени лиц, указанных ранее в настоящем пункте (при этом бремя доказывания того, что лицо, подавшее претензию, не соответствует критериям, указанным ранее, лежит на лице, подавшем претензию; лица, указанные в настоящем пункте, не утрачивают право на судебную защиту своих прав, нарушенных в соответствии с принятием рассматриваемых ограничительных мер) (7).

Позднее Советом Европейского Союза был добавлен еще один критерий, при соответствии которому лицо может быть включено в санкционный список. Таким критерием является осуществление физическим лицом, организацией, государственным органом банковских операций с (как они именуются в актах Европейского Союза) «сепаратистскими организациями», осуществляющими свою деятельность в рамках конфликта в Украине.

Также Советом Европейского Союза было установлено, что ограничения, введенные Европейским Союзом, будут применяться до 15 марта 2015 г., в случае, если указанный срок позднее не будет пересмотрен Советом Европейского Союза (впоследствии рассматриваемый срок не единожды пересматривался Советом Европейского Союза в части и в пользу его пролонгации).

Постановлением Совета Европейского Союза от 8 сентября 2014 г. устанавливается, что в отношении АО «Сириус», ОАО «Станкоинструмент», АО «РТ — Химические технологии и композиционные материалы», ЗАО «Калашников», ОАО «Тульский оружейный завод», АО «Научно-производственный концерн "Технологии машиностроения"», АО «НПО "Высокоточные комплексы"», АО «Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"», АО «НПО "Базальт"» вводятся ограничения по поставке товаров двойного назначения. Устанавливается запрет на оказание маклерских услуг, реализацию технического обслуживания оборудования, а также на осуществление финансирования и оказание финансовой помощи (в значениях, приведенных ранее) по отношению к товарам двойного назначения для указанных ранее организаций.

В отношении АО «ОПК "Оборонпром"», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Научно-производственная корпорация "Уралвагон-завод" имени Ф.Э. Дзержинского», ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «Транснефть», ПАО «Газпром нефть» вводятся ограничения, запрещающие хозяйствующим субъектам Европейского Союза прямо или косвенно осуществлять куплю-продажу, а, равно с этим, оказывать указанным ранее организациям инвестиционные услуги (к инвестиционным услугам относятся: принятие и передача заказов в отношении одного или нескольких финансовых инструментов, управление «портфелем» активов, доверительное управление активами, осуществление эмиссии финансовых инструментов, осуществление переговоров по предоставлению кредитования, предоставление инвестиционных консультаций, оказание любых услуг, связанных с предоставлением указанным организациям допуска к регулируемым профессиональным рынкам), а также являться сторонами по договорам, предметом которых являются переводные ценные бумаги (к переводным ценным бумагам относятся: акции и иные ценные бумаги, депозитарные расписки, эмитированные на акции указанных ранее организаций, облигации и

иные финансовые инструменты, выпуск которых направлен на секьюритизацию долговых обязательств указанных ранее организаций, любые иные ценные бумаги, дающие право на приобретение или продажу находящихся в гражданском обороте ценных бумаг указанных ранее организаций), а также иные финансовые инструменты со сроком погашения более тридцати дней.

В июне 2015 г. Европейский Союз продлил действие введенных ограничительных мер в отношении Российской Федерации до 31 января 2016 г., обусловив это необходимостью обеспечения соблюдения т.н. минских соглашений (впоследствии рассматриваемые ограничительные меры были продлены до 31 июля 2016 г.). Однако подобного рода действия нельзя рассматривать иначе, как экономическую агрессию в отношении России со стороны Европейского Союза, ведь в рамках Декларации Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германии в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятой 12 февраля 2015 г., и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений не утверждается никаких конкретно-определенных действий, необходимых со стороны России для урегулирования ситуации, сложившейся и продолжающейся на территории Донецкой и Луганской областей Украины, а следовательно, Россия не может быть «уличена» в их невыполнении. Прослеживающаяся в действиях Европейского Союза максима, таким образом, подлежит определению не иначе, как иррациональная, в том числе в части нанесения введенными ограничительными мерами ущерба экономикам государств — членам Европейского Союза, и одиозная, в контексте дальнейшего взаимодействия России и указанного интеграционного объединения.

В отношении Российской Федерации, помимо Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза, ограничительные меры были введены некоторыми иными государствами. При этом направленность таких ограничительных мер имеет характер, схожий с санкциями, введенными Соединенными Штатами Америки и Европейским союзом, а именно: уменьшение степени межгосударственного сотрудничества, запрещение въезда на территорию государства некоторым лицам, введение ограничения на доступ к рынкам заемного финансирования, введение ограничений на поставку технологий, необходимых для добычи нефти глубоководным способом, добычи нефти в арктической зоне, добычи сланцевой нефти при реализации проектов на территории Российской Федерации.

Так, Швейцарская Конфедерация не присоединилась к санкциям, введенным Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом, однако предприняла ряд мер, направленных на то, чтобы ограничительные меры, введенные Европейским Союзом, не были преодолены посредством реализации каких-либо действий на территории Швейцарии.

В Швейцарии был установлен запрет на открытие нового бизнеса для:

- физических и юридических лиц, в отношении которых были введены ограничительные меры со стороны Европейского Союза;

- физических и юридических лиц, действующих от имени или по указанию лиц, в отношении которых Европейским Союзом были введены санкции;

- юридических лиц, участниками которых являются лица, по отношению к которым Европейским Союзом были введены санкции, а, равно с этим, для юридических лиц, являющихся подконтрольными по отношению к лицам, в отношении которых Европейским союзом были введены санкции, а также для юридических лиц, участниками которых являются лица, действующие от имени или по указанию лиц, в отношении которых Европейским Союзом были введены санкции.

Лицам, в отношении которых Европейским Союзом были введены санкции, запрещена передача активов в Швейцарию. Швейцария как государство — член Шенгенского соглашения запретила лицам, включенным в «санкционный список» Европейского Союза, въезд на свою территорию.

Руководитель министерства экономики, образования и фундаментальных исследований Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн 3 августа 2014 г. выступил с заявлением о том, что Швейцарии не следует присоединяться к санкциям, введенным Европейским Союзом, так как «это ослабит роль Швейцарии как посредника в украинском кризисе» (8).

Однако Йоханн Шнайдер-Амман также отметил, что позиция Швейцарии по отношению к присоединению к санкциям, введенным Европейским Союзом, может быть пересмотрена в зависимости от развития ситуации в Украине. Настоящее заявление предположительно было сделано с целью снижения напряженности от сложившейся ситуации у лиц, осуществляющих размещение своего имущества в Швейцарии.

27 августа 2014 г. Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации принял решение о дальнейшей реализации мер по предотвращению обхода санкций, введенных Европейским Союзом. Для пяти российских организаций были установлены дополнительные требования к эмиссии долгосрочных финансовых инструментов (со сроком погашения обязательств более девяноста дней) в Швейцарской Конфедерации, заключающиеся в том, что эмиссия долгосрочных финансовых инструментов, планирующаяся к реализации такими организациями, должна быть предварительно согласована с компетентными органами Швейцарии (разрешена компетентными органами Швейцарии) (9).

Разрешение на осуществление выпуска долгосрочных финансовых инструментов может быть получено такими организациями только при условии соответствия планируемого объема выпуска долгосрочных финансовых инструментов размеру средних финансовых обязательств таких организаций за последние три года. При этом от обязанности получения предварительного согласования на реализацию эмиссии долгосрочных финансовых инструментов освобождаются дочерние компании указанных ранее организаций в случае, если такие дочерние компании действуют не от имени и не по поручению «материнских» организаций. Рассматриваемые организации обязаны уведомлять компетентные органы Швейцарской Конфедерации о торговых операциях с уже эмитированными долгосрочными финансовыми инструментами, в случае, если такие торговые операции реализуются на территории Швейцарии.

Также рассматриваемым решением было введено дополнительное основание отказа при предоставлении лицензии на экспорт военных товаров и товаров

двойного назначения в Российскую Федерацию с территории Швейцарии. Отказ в предоставлении такой лицензии может быть получен в случае, если товары из рассматриваемых категорий могут быть использованы только в военных целях, а равно с этим в случае, если такие товары потенциально могут быть использованы в военных целях, либо если конечным потребителем таких товаров является лицо, задействованное в военной сфере. Также Швейцарская Конфедерация запретила импорт вооружения из Российской Федерации и Украины.

При осуществлении с территории Швейцарской Конфедерации экспорта технологий, предназначенных для добычи нефти глубоководным способом, добычи нефти в арктической зоне, а равно с этим добычи сланцевого газа в случае, если указанные технологии планируются к использованию для реализации проектов в Российской Федерации, такой экспортер обязан уведомить компетентные органы Швейцарии о предстоящих к реализации действиях по экспорту указанных ранее технологий.

Рассматриваемым решением Федерального Совета Швейцарской Конфедерации был установлен запрет на осуществление инвестиций в проекты, планирующиеся к осуществлению на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а также запрет на импорт и экспорт некоторых «ключевых» технологий, необходимых для добычи нефти и газа (при этом, на какие именно технологии распространяется настоящий запрет, в решении не указано).

12 ноября 2014 г. Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации принял Решение, в соответствии с которым Швейцария продолжает придерживаться позиции установления ограничительных мер, направленных на предотвращение обхода санкций, введенных Европейским Союзом.

В отношении одиннадцати российских коммерческих организаций, наименования которых в Решении Федерального Совета Швейцарской Конфедерации не указываются, ужесточаются (вводятся) меры по предоставлению таким организациям доступа к рынку заемного капитала. Так, рассматриваемым организациями для осуществления эмиссии финансовых инструментов, срок погашения долговых обязательств по которым превышает тридцать дней (ранее предельный срок погашения долговых обязательств по указанным финансовым инструментам составлял девяносто дней), необходимо получение разрешения компетентного органа Швейцарской Конфедерации. Вводится обязанность хозяйствующих субъектов по уведомлению компетентного органа Швейцарии обо всех сделках, совершаемых с ранее указанными типами финансовых инструментов вне территории Швейцарии и Европейского Союза.

6 марта 2015 г. Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации ввел ограничительные меры в отношении двадцати восьми физических и юридических лиц, тем самым приведя санкционный список Швейцарской Конфедерации в соответствие с санкционным списком, утвержденным Советом Европейского Союза. Также было установлено ограничение на осуществление экспорта товаров на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а также оказание услуг и осуществление работ в пользу лиц, место жительства которых — для физических лиц и место нахождения которых — для

юридических лиц определяется Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь. Помимо всего изложенного ранее был введен запрет на осуществление инвестиционной деятельности в некоторые сферы экономики Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в том числе в сферу туризма.

Австралийским союзом в отношении некоторых граждан России и российских организаций, а равно с этим иностранных организаций, являющихся бизнес-структурами российских физических лиц, в отношении которых были введены ограничительные меры, были введены санкции, направленные в том числе на ограничение финансовой правосубъектности таких лиц.

Так, Министерством иностранных дел и внешней торговли Австралийского союза 19 марта 2014 г. было принято решение о введении запрета на въезд на территорию Австралийского союза для лиц, в отношении которых вводятся ограничительные меры, а также решение о «заморозке» финансовых активов физических лиц, представляющих угрозу для территориальной целостности и суверенитета Украины, и решение об ограничении проведения финансовых операций некоторых юридических лиц (10).

Санкции, введенные Австралийским союзом, имеют своей целью в большей степени не побуждение Российской Федерации к активной деятельности для урегулирования ситуации в Украине (что, как уже не раз отмечалось, является невозможным), а выражение солидарности с Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки, что подтверждается в том числе крайне условной возможностью оказания влияния на Россию посредством введения экономических ограничений ввиду небольшого объема торгового взаимодействия Австралийского союза и Российской Федерации, что верифицирует утверждение о том, что Австралийский союз в выборе позиции относительно сложившейся в Украине ситуации действует исключительно в рамках политической целесообразности, не принимая во внимание содержание положений международного права относительно принципа права наций на самоопределение [2].

Ограничительные меры, введенные в отношении Российской Федерации Соединенными Штатами Америки, Европейским Союзом, некоторыми иными государствами, повлекли за собой неблагоприятные последствия в том числе для государств, которые ввели такие ограничительные меры (при этом следует учитывать, что реакция Российской Федерации в форме введения соответствующих ограничительных мер носит исключительно превентивный, имеющий направленность на снижение международной напряженности характер в части предотвращения возможного введения новых ограничений в отношении России зарубежными государствами и интеграционными объединениями).

Так, в сфере экономики государств, которые ввели санкции, снизилась прибыль организаций, занятых в сфере оказания финансовых услуг, в том числе в сфере кредитования, эмиссии ценных бумаг, в сфере туризма, в сфере экономики, связанной с поставкой технологичной продукции, в том числе товаров двойного назначения и продукции, необходимой для добычи нефти глубоководным способом, добычи нефти в арктической зоне, добычи сланцевой нефти.

Одной из мер, принятых Российской Федерацией и призванной обеспечить национальные интересы России, стала мера по ограничению поставок на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Так, во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 г. Правительством Российской Федерации 7 августа 2014 г Постановлением № 778 был установлен сроком на один год запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Российской Федерацией был запрещен въезд на территорию России некоторым гражданам Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза, Японии, некоторых иных государств. В июне 2015 г. ограничительные меры по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, были продлены еще на один год.

13 августа 2015 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым ограничительные меры, ранее введенные в отношении Соединенных Штатов Америки, государств — членов Европейского Союза, Канады, Австралийского союза и Королевства Норвегия, были распространены на Украину, Республику Албанию, Черногорию, Республику Исландию и Княжество Лихтенштейн. При этом в отношении Украины указанные ограничительные меры вступают в силу не позднее 1 января 2016 г., а в случае ввода в отношении Украины ввозных таможенных пошлин в размере ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации) в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых в Российскую Федерацию, — с даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации, которым будут признаны вступившими в силу положения о введении в отношении Украины указанных ввозных таможенных пошлин.

16 декабря 2015 г. был издан Указ Президента Российской Федерации, которым с 1 января 2016 г. приостанавливается действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины (11). 22 декабря 2015 г. Государственная Дума Федерального Собрания России приняла законопроект, подтверждающий позицию Президента России касательно приостановления действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.

Следует отметить, что положения Договора регулируют отношения договаривающихся сторон (в том числе Российской Федерации и Украины) относительно наиболее значимых для обеспечения взаимного товарооборота следующих аспектов:

- применения таможенных пошлин и платежей, эквивалентных таможенным пошлинам;

- количественных ограничений по взаимной торговле;

- применения специальных защитных мер во взаимной торговле;

- предоставления национального режима внутреннего налогообложения и регулирования;

- применения антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;

- предоставления субсидий;

- осуществления государственных закупок;

- транзита товаров и транспортных средств;

Вводимые государствами ограничительные меры, как правило, являются оказывающими негативное влияние в первую очередь именно для государств, которые вводят такие санкционные меры, при этом ставя своей целью изменение политического вектора того или иного государства [3]. В условиях введенных ограничительных мер Российской Федерацией была выбрана в качестве одного из основополагающих экономических элементов модель импортозаме-щения, планирующаяся к реализации посредством оказания государственной поддержки тем секторам экономики, которые наиболее «болезненно» отреагировали на введение санкций, что в последующем, несомненно, приведет к более быстрому экономическому росту [1].

Однако несмотря на некоторые положительные тенденции развития российской политической, экономической и социальной сфер в рамках «санкцион-ного режима», большинство политических деятелей Российской Федерации рассчитывают на разрешение сложившейся ситуации посредством дипломатического диалога, исходя из позиций рациональности в подходе к выстраиванию межгосударственных отношений, а равно с этим, безусловно, исключительно в рамках уважения международно-правовых принципов и норм.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) При этом следует обратить особое внимание на принятие таких ограничительных мер во внесудебном порядке, который, хотя и формально не предусмотрен для введения санкций во многих государствах, следует из такого элемента формы государства, как демократический политический режим (в контексте обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, в том числе права собственности граждан на принадлежащее им имущество).

(2) При этом ограничительные меры, заключающиеся в «заморозке» финансовых активов и собственности юридических лиц, вводятся только лишь в случае, если доля участия физического лица, в отношении которого были введены ограничительные меры, в таком юридическом лице превышает 50%.

(3) Особый порядок предоставления разрешения на проведение операций устанавливается в отношении операций, связанных с осуществлением лицами, в отношении которых были введены ограничительные меры, оплаты расходов, связанных с оказанием им юридической помощи, которая может заключаться в предоставлении любых юридических консультаций, за исключением консультаций, связанных с предоставлением разъяснений относительно возможности «обхода» введенных в отношении таких лиц

ограничительных мер, а также в представлении интересов лица, в отношении которого были введены ограничительные меры, перед государственными органами Соединенных Штатов Америки, а также перед органами судебной системы Соединенных Штатов Америки, которые для большего удобства дальнейшего изложения определяются как «юридические услуги». Установленный особый порядок заключается в необходимости представления уведомления лицом, которое предполагает оказывать юридические услуги, Управлению по контролю за иностранными активами Федерального Казначейства Соединенных Штатов Америки о соответствующем намерении. Оплата таких юридических услуг может быть осуществлена лицами, в отношении которых введены ограничительные меры, только из источников, не расположенных на территории Соединенных Штатов Америки, при учете условия, что плательщиком по таким услугам может выступать любое лицо, за исключением лиц, в отношении которых введены ограничительные меры. При этом вводится обязанность для лиц, оказывающих юридические услуги лицам, в отношении которых были введены санкции, по предоставлению дополнительной отчетности в Управление по контролю за иностранными активами по результатам оказания юридических услуг.

(4) Несмотря на положения названных ранее документов о том, что в целях повышения эффективности административных мер по применению санкций в части, в том числе, избежания допущения ошибки при введении ограничительных мер, является необходимым осуществление указания на специфические признаки, позволяющие конкретно-определенно идентифицировать то или иное лицо, в отношении которого вводятся санкции (в частности осуществить указание на фамилию, имя, отчество, псевдоним, пол, дату и место рождения, гражданство, адрес места жительства), такие положения зачастую не соблюдаются. Так, при введении ограничительных мер в отношении неопределенного круга лиц (к примеру, членов объединения физических лиц «Движение Новороссия») является невозможным установить критерий относимости того или иного лица к объединению, в отношении которого были введены санкционные меры (за исключением случаев наличия отличительных знаков таких объединений физических лиц (специфических эмблем, иных символов и так далее).

(5) В отношении указанного положения установлен ряд изъятий. Компетентные органы государств — членов Европейского Союза могут допустить использование или предоставление некоторых активов и финансовых активов обозначенным ранее лицам, в случае, если этими лицами будет подано соответствующее заявление и компетентными органами государств — членов Европейского Союза будет установлено, что:

- существует необходимость удовлетворения естественных потребностей физических лиц, а также членов их семей, а равно с этим в случае, если существует необходимость реализации основной деятельности юридических лиц. В понятие «удовлетворение естественных потребностей» физических лиц и членов их семей включается в том числе: удовлетворение потребности в пище, необходимость осуществления выплат по договорам аренды и ипотеки, необходимость оплаты лекарств и лечения, налогов, страховых взносов, коммунальных услуг;

- существует необходимость оплаты, осуществляемой в разумных пределах, расходов, связанных с оказанием этим лицам услуг представителей, а также юридических услуг;

- существует необходимость оплат пошлин, сборов за текущее содержание или обслуживание замороженных активов и финансовых активов;

- существует необходимость оплаты чрезвычайных расходов.

При этом компетентный орган государства, на территории которого расположены (размещены) активы или финансовые активы, должен уведомить компетентные органы других государств — членов Европейского Союза не менее чем за две недели до предоставления разрешения на проведение каждой конкретной операции.

(6) Несмотря на то, что указанный запрет ограничивает выпуск организациями ценных бумаг на территории государств — членов Европейского Союза, ограничение совершения других операций связано, в первую очередь, с возможностью выпуска кредитными организациями ценных бумаг в других государствах и, соответственно, валютах, к примеру, еврооблигаций в швейцарских франках.

(7) Правом на оспаривание в Европейском суде общей юрисдикции введенных ограничительных мер воспользовались, в частности, гражданин Российской Федерации Дмитрий Константинович Киселев и АО «Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"», при этом Дмитрием Константиновичем Киселевым и (или) АО «Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"» обращенные к суду требования по отмене введенных ограничительных мер обосновывались в том числе:

- несоответствием указанных выше лиц критериям, необходимым для включения в «санкционные списки» (Д.К. Киселевым при этом указывалось, что для применения ограничительных мер в отношении того или иного лица по причине осуществления таким лицом поддержки политики России в отношении Украины, такое лицо должно обладать большей степенью влияния, нежели степень влияния, оказываемая при выражении мнения журналиста);

- нарушением Советом Европейского Союза при установлении ограничительных мер принципа соразмерности (в отношении АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"»);

- отсутствием «серьезных и заслуживающих доверия» доказательств или «конкретно-определенных» доказательств или информации, свидетельствующих об обоснованности введенных ограничительных мер (в отношении Д.К. Киселева).

Кроме того, примечательным в рассматриваемом контексте является решение Суда Европейского Союза по делу об отмене ограничительных мер, введенных Европейским Союзом в отношении политического деятеля Украины. При рассмотрении указанного дела Суд Европейского Союза пришел к ряду выводов по вопросу правовой квалификации оснований введения Советом Европейского Союза ограничительных мер, а также по вопросу соотношения положений различных актов Совета Европейского союза о введении ограничительных мер. Так, Суд Европейского Союза, подтверждая ранее изложенный вывод о том, что при определении оснований осуществления тех или иных действий Совету Европейского Союза необходимо устанавливать факты, составляющие такие основания реализации тех или иных действий, и при этом руководствоваться тем, что такие факты должны быть выражены в конкретной форме и не могут являться вероятностной оценкой тех или иных действий лиц, установил, что введение ограничительных мер (реализуемых в рамках санкционных программ, инициируемых в связи с ситуацией, сложившейся на Украине) в отношении тех или иных лиц в связи с присвоением такими лицами государственной собственности Украины может быть осуществлено только в случае наличия доказательств совершения тем или иным лицом присвоения государственной собственности Украины. При этом, предположительно, такими доказательствами могут являться в том числе вступивший в законную силу приговор суда по результатам рассмотрения уголовного дела о присвоении государственной собственности, постановление о возбуждении уголовного дела, материалы следственных мероприятий. При учете изложенного ранее следует отметить, что основанием введения ограничительных мер в отношении указанного политического деятеля Украины являлось письмо Генерального прокурора Украины, в котором рассматриваемый украинский политик (без указания конкретных фактов и (или) действий) определялся в качестве лица, причастного к присвоению государственной собственности Украины. В связи со всем вышеизложенным Суд Европейского Союза постановил отменить ограничительные меры, введенные в отношении указанного украинского политика.

Суд Европейского Союза также пришел к выводу, что акты Совета Европейского Союза, принимаемые в дополнение положений ранее принятых актов Совета Европей-

ского Союза, в случае отмены ограничительных мер в отношении того или иного лица не подлежат отмене в отношении такого лица в индивидуальном порядке ввиду того, что отмена в отношении того или иного лица ограничительных мер, введенных первоначальным актом, влечет неприменение в отношении такого лица актов, принимаемых в дополнение (а равно с этим во исполнение) положений ранее принятых актов.

(8) Имеются ввиду санкции, направленные на ограничение доступа к долговому капиталу четырем российским кредитным организациям и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», а также санкции, направленные на ограничение поставок в Российскую Федерацию вооружения и товаров двойного назначения.

(9) В нормативном правовом акте рассматриваемые кредитные организации прямо не называются, однако вследствие принятия настоящего решения в целях превенции обхода санкций, введенных ранее Европейским Союзом, такими организациями, предположительно, являются Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), ОАО «Сбербанк России», Банк ВТБ (ПАО), Газпромбанк (АО), АО «Российский сельскохозяйственный банк».

(10) За оказание резидентами Австралийского союза прямого или косвенного содействия лицам, в отношении которых были введены ограничительные меры по отчуждению активов, а равно с этим по предоставлению возможности пользования и распоряжения активами, расположенными на территории, находящейся под юрисдикцией Австралийского союза, такие резиденты Австралийского союза подлежат привлечению к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Австралийского союза.

(11) Нормативная возможность осуществления приостановления Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины обусловливается ст. 16 указанного международного соглашения («В отношении мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, Стороны применяют нормы ст. XXI ГАТТ 1994»), которой, в свою очередь, осуществляется отсылка к положениям пп. III п. b ст. XXI. Исключения по соображениям безопасности Генерального соглашения по торговле и тарифами 1947 г. Так, в соответствии с указанными положениями Генерального соглашения по торговле и тарифам, в рамках Договора о зоне свободной торговли ничто не может быть истолковано как препятствующее любой договаривающейся стороне предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности в том числе в случае, если они [такие действия] принимаются в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях (при этом представляется, что «другими чрезвычайными обстоятельствами в международных отношениях» можно считать установление режимов ограничительных мер в отношении Российской Федерацией группой иностранных государств (в том числе Украиной) и иностранных государственных объединений (в части оказания воздействия (в том числе в рамках нарушения и возможного нарушения экономической безопасности России) на Российскую Федерацию с целью обеспечения изъятия Республики Крым и города федерального значения Севастополь из юрисдикции России).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кошкин А.П., Атоян Т.Г. Взаимодействие российской власти и бизнеса в условиях санкций // Власть. — 2015. — № 1.

[2] Николаев В.П. Австралийский вариант: санкции против России // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2014. — № 25.

[3] Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике // Вестник Международного института экономики и права. — 2014. — № 2 (15).

THE POLITIC AND LEGAL ANALYSIS OF SOME INTEGRATION ASSOCIATIONS AND NATIONS RESTRICTIVE MEASURES AGAINST RUSSIAN FEDERATION, RUSSIAN CITIZENS AND ENTITIES

A.A. Klishas

The Department of Constitutional Law and Constitutional Proceedings Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The political and legal analysis of a complex of the restrictive measures (sanctions) imposed on the Russian Federation and its citizens and legal entities concerning acceptance to the structure of Russia the Republic of Crimea and the city of Sevastopol as new subjects of the Russian Federation — the Republic of Crimea and the city of federal significance Sevastopol, on the basis of results of will of inhabitants of the peninsula of Crimea, by some integration associations and the foreign states such as the European Union, the United States of America, the Swiss Confederation, the Australian union, is provided in the article. The restrictive measures entered by Russia concerning a number of the foreign states and being «reciprocal» and directed on prevention of further development of deterioration of the interstate relations are also considered in the article. The author notes that the restrictive measures imposed by the states, as a rule, have a negative impact in the first place, it is for the states that impose such sanctions measures, thus, aiming to change the political vector of a State. The article concludes that despite some positive trends in the development of Russia's political, economic and social spheres in the framework of the «sanctions regime», the majority of politicians of the Russian Federation expects to resolve the situation through diplomatic dialogue on the basis of the positions of rationality in the approach to building bilateral relations, as well as with only in the framework of respect for international law principles and norms.

Key words: Russian Federation, European Union, United States of America, rationing arrangements, sanctions.

REFERENCES

[1] Koshkin A.P., Atoyan T.G. Vzaimodejstvie rossijskoj vlasti i biznesa v usloviyah sankcij [Interaction between the Russian Government and Business under the sanctions] // Vlast' [The Power]. — 2015. — No. 1.

[2] Nikolaev V.P. Avstralijskij variant: sankcii protiv Rossii [Sanctions against Russia: Australian version] // YUgo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South East Asia: Actual problems of Development]. — 2014. — No. 25.

[3] Skryl' T.V. EHffekt poter' ot vvedeniya sankcij v global'noj ehkonomike [The effect of losses from the imposition of sanctions in the global economy] // Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ehkonomiki i prava [Herald of International Institute of Economics and Law]. — 2014. — No. 2 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.