Научная статья на тему 'Российский опыт применения нетарифных мер в торговле в условиях неопределенности'

Российский опыт применения нетарифных мер в торговле в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1876
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДУКТОВОЕ ЭМБАРГО / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ / САНКЦИИ / TRADE POLICY / PRODUCT EMBARGO / NON-TARIFF MEASURES / NON-TARIFF BARRIERS / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судаков Сергей Сергеевич

Проанализированы опыт применения Россией нетарифных мер как к внешнеторговым партнерам, так и к отечественным экспортерам в период начала действия российского продуктового эмбарго, а также влияние данных мер на экономику самой России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian experience in the use of non-tariff measures during the period of uncertainty

This article is devoted to the analysis of Russian experience in terms of application of the non-tariff measures towards Russian trade partners and Russian exporters in the period from the beginning of Russian food (product) embargo. It also analyses the impact of Russian non-tariff measures on Russian economy.

Текст научной работы на тему «Российский опыт применения нетарифных мер в торговле в условиях неопределенности»

Судаков С.С.1

Российский опыт применения нетарифных мер в торговле в условиях неопределенности

Проанализированы опыт применения Россией нетарифных мер как к внешнеторговым партнерам, так и к отечественным экспортерам в период начала действия российского продуктового эмбарго, а также влияние данных мер на экономику самой России.

Ключевые слова: торговая политика, продуктовое эмбарго, нетарифные меры, нетарифные барьеры, санкции.

Введение

В связи с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и политических взаимоотношений между Россией и западными странами в 2014-2016 гг. акцент российской экономической и промышленной политики сместился в сферу развития экспортного потенциала и реализации политики импор-тозамещения. Параллельно этому Россия начала применять экономические санкции [1] в качестве инструмента ответных мер на дискриминационные меры западных стран и инструмента политического давления на Турцию2.

1 Судаков Сергей Сергеевич — научный сотрудник Лаборатории исследований отраслевых рынков и инфраструктуры Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС. E-mail: <soncer@yandex.ru>.

2 В России экономические санкции в отношении западных стран и Турции закреплены постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320» (в ред. постановления Правительства РФ от 30 июня 2016 г. № 608) и постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики ». Постановление № 778 предполагает, что с 7 августа 2014 г. по 31 декабря 2017 г. ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с территории США, Европейского Союза (ЕС), Канады, Австралии, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии и Лихтенштейна запрещен. При этом ввоз аналогичной продукции с тер-

Экономические санкции — инструмент экономической политики государства, направленный на введение ограничений на торговлю товарами, услугами, движение капитала в отношении какой-либо другой страны для обеспечения интересов защиты национальной безопасности или преследования собственных внешнеэкономических и политических интересов [1]. Экономические санкции в основном принимают форму квот (как экспортных, так и импортных), экспортных лицензий, ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров из (в) страны, находящиеся в санкционном списке.

Экономические санкции в какой-то степени можно отнести к нетарифным мерам, определяемым как меры экономической политики государства, отличные от ввозных таможенных пошлин, которые потенциально могут иметь экономический эффект на международную торговлю товарами, изменяя объем торговли и (или) цены товаров [4]. В частности, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) определяет несколько групп нетарифных мер, применяемых в мире (см. табл. 1). В рамках данных мер экономические санкции в форме запретов на торговлю, импортных и экспортных квот, а также лицензий можно отнести к группам Д и Р нетарифных мер.

Таблица 1

Типология нетарифных мер

н Л Техниче- А. Санитарные и фитосанитарные меры

и И 3 ские меры Б. Технические барьеры

В. Предотгрузочная инспекция и другие формальности

Нетехниче- Г. Пропорциональные торгово-ограничительные меры

ские меры Д. Неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры, регулирующие объемы импорта и отличные от санитарного, фитосанитарного и технического контроля

Е. Меры ценового регулирования, включая дополнительные налоги и сборы

Ж. Финансовые меры

З. Меры, влияющие на конкуренцию

И. Инвестиционные меры, имеющие отношение к торговле

К. Ограничение сбыта

Л. Ограничения на послепродажное обслуживание

М. Субсидии (за исключением экспортных субсидий)

Н. Ограничения по государственным закупкам

О. Меры в сфере интеллектуальной собственности

П. Правила происхождения товаров

Экспорт Р. Экспортно-ориентированные меры

Источник: [4].

ритории Украины запрещен с 1 января 2016 г. В свою очередь, постановлением № 1296 установлено, что ввоз товаров из Турции на территорию России запрещен с 1 января 2016 г. В отличие от постановления № 778, данное постановление не предусматривает срока окончания экономических санкций в отношении Турции.

Потенциальное влияние нетарифных мер и санкций на торговлю

я

В целом следует отметить, что нетарифные меры не всегда являются барьером для внешней торговли, а их влияние определяется множеством факторов, например типом применяемой меры, страны, по отношению к которой применяются меры, а также типом товаров, подверженных влиянию меры. При этом одни и те же нетарифные меры могут по-разному влиять на различных внешнеторговых партнеров. Предположим, что существует два иностранных производителя товара д: Ь и Н. Они экспортируют товар на рынок страны А. Страна А не производит товар 4. Таким образом, на рынке товара ч страны А конкурируют только иностранные производители Ь и Н, а объем предложения товара д задается следующим выражением: Ч = ЧЬ + дН. Предполагается, что функция издержек Ь находится ниже, чем функция издержек Н в условиях отсутствия регуляторных мер в стране А. Тем не менее также предполагается, что в случае жестких требований нетарифных (регуляторных) мер, применяемых в стране А к продукции 4, функция издержек экспортера Ь выше, чем функция издержек экспортера Н, т.е. Н несет меньшие издержки по соответствию требованиям иностранных нетарифных мер по сравнению с производителем Ь. Экспортеры являются ценополучателями, а предполагаемая функция прибыли экспортеров Ь и Н (при условии квадратичной функции издержек экспортеров) будет выглядеть следующим образом:

Пь = Р х Чь I сь хЧь + 2ЪчЬ

Ц П н= p х qH-ХН I сн х qH +1 fHq2H 1 (1)

2'

где \ — издержки по соответствию требованиям нетарифной меры, применяемой в стране А к товару q: при \Ь = \Н = 1 к товару не применяется нетарифная мера; переменные с и / — параметры переменных издержек (сЬ < сН

иЛ </и).

В связи с тем, что Н несет меньшие издержки по соответствию требованиям нетарифных мер, чем Ь, будет выполняться следующее условие:

1 ^ ^Н ^ V

Максимизировав функцию прибыли, можно определить то количество товара Ч, которое будет экспортироваться производителями Ь и Н на рынок страны А:

Р - К°ь

Чь=~кГ;

Чн = Р—^. (2)

Л н!н

В случае если нетарифные меры в стране А не применяются к товару q, рыночное равновесие будет находиться в точке А (рис. 1). В данных условиях экспортер Ь будет иметь большую долю на рынке товара q страны А, чем экспортер Н, т.е. qЬ0 > qHj . Однако если в стране А начинают применяться нетарифные меры к товару q, рыночное равновесие сместится в точку Б — снижение объемов экспорта товара q в страну А при повышении цены на данный товар.

Однако следует заметить, что при новой равновесной цене р экспортер Н будет продавать больше товара q, чем экспортер Ь : ^ < цН, так как он несет меньшие издержки по соответствию требованиям нетарифных мер, применяемых к товару q. Это, вероятно, также приведет к тому, что экспортер Н станет крупнейшим поставщиком товара q на рынок страны А: qH1 > qH0 > qЬ1. Таким образом, при применении нетарифной меры к товару q общие объемы экспорта этого товара в страну А сократятся1, но применение данных мер, вероятно, приведет к перераспределению рыночных долей поставщиков данного товара на рынке страны А: увеличению объемов экспорта производителем Н и сокращению объемов экспорта производителем Ь. Тем не менее нужно заметить, что применение нетарифной меры к товару q также приводит к повышению цены на него, что, вероятнее всего, негативно скажется на благосостоянии потребителей страны А.

Цена^^

ШИЯ ИЯ

§

о я

& 3

3 со

К <3

ь &

Количество

Рис. 1. Влияние нетарифных мер на иностранных производителей

Источник: [3].

1 Однако в случае применения технических нетарифных мер объемы импор-

та в страну могут возрасти в связи с тем, что потребитель сможет выделять качественную характеристику иностранного товара, что, в свою очередь, приведет к повышению спроса на него.

§

О X

& 3

S io

К О

Дополнительно следует отметить, что современная международная торговля фрагментированна, т.е. для производства конечного товара используется множество промежуточных товаров, которые производятся в разных странах и перемещаются несколько раз между странами. Таким образом, если рассматривать влияние нетарифных мер в рамках цепочек добавленной стоимости, можно сказать, что эффект от применения нетарифных мер к промежуточным товарам в том числе будет перекладываться на конечный товар (издержки его производства и стоимость).

Предположим, что общая стоимость (добавленная стоимость) конечного товара равна 1. Компоненты товара производятся в п странах. Каждый из них добавляет 1/п стоимости конечного товара (каждая по отдельности). Иными словами, промежуточные товары перемещаются между странами п раз, прежде чем будет произведен конечный товар. Таким образом, если предположить, что при перемещении товара из одной страны в другую экспортер сталкивается с торговыми издержками в размере t, то конечные издержки по доставке конечного продукта конечному потребителю составят следующую величину [3]:

п 1

С (п) = Х1 (1 + Г).

* п (3)

С точки зрения анализа нетарифных мер, принимающих форму санкций, стоит сказать, что в литературе обычно принято исследовать эффективность и влияние экономических санкций на экономику той страны, по отношению к которой направлены эти санкции, в то время как вопросы определения издержек и потерь от введения экономических санкций для самой страны, вводящей санкции, остаются за рамками данных исследований. Тем не менее такие внешнеэкономические барьеры, как экономические санкции, могут снижать выгоды от внешней торговли для страны, вводящей санкции, а кроме того, они могут привести к возникновению временных издержек от изменения структуры и маршрутов торговых потоков страны, инициирующей ввод санкций. В общем виде к основным эффектам от введения экономических санкций для страны, вводящей их, в числе прочих относятся:

• негативное воздействие на экономическую эффективность страны. Например, введение санкций приводит к разрыву цепочек добавленной стоимости, что в свою очередь может привести к тому, что отрасли, производящие конечные товары с высокой добавленной стоимостью (или экспортные товары) и зависящие от импорта промежуточных товаров (в частности, из стран, по отношению к которым применяются санкции), будут вынуждены либо искать альтернативу промежуточным товарам, либо сокращать объемы производства (и экспорта);

• снижение конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках. Экономические санкции зачастую нацелены на защиту неэффективных отраслей экономики, что в дальнейшем может привести

к ослаблению стимулов отечественных производителей повышать конкурентоспособность своих товаров на мировых рынках и снижению экспортного потенциала отечественных отраслей; • увеличение стоимости товаров за счет сокращения их предложения со стороны иностранных государств, по отношению к которым введены санкции.

Таким образом, для страны, вводящей экономические санкции, данная политика может обернуться сокращением объемов импорта, сокращением объемов внутреннего производства (существенно зависящего от импорта иностранных промежуточных товаров и компонентов), потерей конкурентоспособности товаров на мировых рынках, ростом цен на отечественные товары, а также сокращением объема экспорта товаров.

При этом отрицательные эффекты от введения экономических санкций могут быть больше, если страна вводит эти меры по отношению к промышлен-но-развитым странам и к ключевым внешнеторговым партнерам. Это обусловлено тем, что, во-первых, объемы торговли между странами велики1, а найти замену иностранной продукции или новые рынки сбыта для своих товаров — достаточно трудная задача, во-вторых, промышленно-развитый внешнеторговый партнер может ввести ответные меры на введенные экономические санкции, что также усугубит экономические последствия для инициирующей санкции страны.

Тем не менее, несмотря на возможные отрицательные эффекты экономических санкций, они активно применяются странами. Например, в период с 2000-х годов по настоящее время в мире наблюдалось более 14 эпизодов введения экономических санкций в отношении отдельных стран [4]. При этом следует заметить, что санкции в основном направлены на те страны, с которыми у инициирующей страны слабые торговые связи. Так, США на протяжении данного периода вводили санкции в том числе в отношении Гаити, Зимбабве, Центральной Африканской Республики, Узбекистана [1].

§

о я

& 3

3 со

К <3

Сц I

Эффекты российских санкций на экономику России

Российские санкции в основном применяются к товарам пищевой промышленности, объемы торговли которыми с западными странами были достаточно большими до введения продуктового эмбарго. Например, в 2013 г. на импорт товарной группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС (мясо и мясные субпродукты) из ЕС [5] приходилось порядка 31,5% всего стоимостного объема импорта дан-

1 В свою очередь, промышленноразвитые страны производят качественную

и дифференцированную продукцию.

ной товарной группы в Россию, в 2015 г. данная доля составила 0,3%1. В свою очередь, в 2015 г. Турция была крупнейшим поставщиком овощей в Россию: на их импорт (товарная группа 07 ТН ВЭД ЕАЭС) приходилось около 23,3% общего стоимостного объема импорта овощей в нашу страну.

Соответственно продуктовое эмбарго в отношении западных стран и Тур-ции2 привело к тому, что объемы импорта товаров в Россию, попавших в санкционный список, значительно сократились (табл. 2), а сама географическая структура импорта изменилась3. Однако резкое снижение объемов импорта товаров в Россию в данный период было вызвано не только тем, что Россия ввела ответные санкции, но также и тем, что в этот период мировые цены на нефть значительно снизились, что привело к сильному ослаблению курса рубля.

Таблица 2

Влияние российского продуктового эмбарго на импорт отдельных товаров в Россию (по отношению к аналогичному периоду

§ I §

о я

& 3

3 io

к о

£ I

Товар Из-за санкций к западным странам Из-за санкций к Турции

Индекс веса Индекс стоимости Индекс веса Индекс стоимости

2014 2015 2014 2015 2015 2016

Сентябрь — декабрь Сентябрь — декабрь Сентябрь — декабрь Сентябрь — декабрь Январь — февраль Январь — февраль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясо 0,76 0,73 0,84 0,55 0,82 0,64

Овощи 0,78 0,80 0,66 0,74 0,60 0,68

Фрукты и орехи 0,80 1,03 0,74 0,88 0,78 0,83

П р и м е ч а н и я. 1. Западные страны: США, ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Албания, Черногория, Исландия, Княжество Лихтенштейн. 2. Подробнее о включенных кодах ТН ВЭД ЕАЭС в отдельные категории товаров см. постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 и от 30 ноября 2015 г. № 1296.

Источник: [6].

1 Ограничения на ввоз применяются не ко всем товарам на более детальном уровне ТН ВЭД ЕЭАС.

2 Санкции в отношении западных стран были ответными мерами, в то время как санкции в отношении Турции были инициированы Россией как инструмент политического воздействия на Турцию.

3 Например, во второй половине 2014 г. значительно увеличились объемы импорта мяса из Чили.

Дополнительно следует отметить, что из-за ограничения конкуренции со стороны иностранных поставщиков цены на отдельные импортные товары значительно выросли. Например, в период до введения санкций цена на лосось с Фарерских островов составляла 6,25 долл. за 1 кг, а после введения ограничений на ввоз лосося из Норвегии цена на него со стороны поставщиков с Фарерских островов увеличилась до 10 долл. за 1 кг [7].

В свою очередь, по оценкам Минэкономразвития [8], вклад российского продуктового эмбарго в отношении западных стран в инфляцию в среднем за август 2014 г. — декабрь 2015 г. составил порядка 2 п.п. (рис. 2). При этом по оценкам Института стратегического анализа ФБК1, потери отечественных потребителей от повышения цен продовольственных товаров, вызванного российским продуктовым эмбарго в отношении западных стран, составили 192 млрд руб. за первый год действия санкций [9].

Уровень инфляции, % 16 14 12 10 8 6

4 ■ 2 ■

0

I 11-

ТО

2013 г.

2014 г

Рис. 2. Вклад основных факторов в инфляцию, процентные пункты

Источник: [11].

По поводу санкций в отношении Турции необходимо отметить, что цены на турецкие фрукты и овощи зачастую ниже цен других иностранных поставщиков или цен российских производителей (табл. 3 и 4). Таким образом, новые санк-

1 Консалтинговое подразделение компании «Финансовые и бухгалтерские

консультанты» (ФБК).

ции в отношении продовольственных товаров из Турции увеличивают цены на продовольственные товары (фрукты и овощи) [10]. Так, в январе 2016 г. цены на корнеплоды, овощи и фрукты выросли на 18,4% в годовом выражении [11].

Таблица 3

Средние импортные цены на фрукты и овощи в январе — октябре 2015 г., долл./т_

Страна Томаты Огурцы Мандарины Виноград свежий

Турция 958 1016 662 980

Китай 1303 1270 1021 —

Марокко 1401 — 978 —

Иран — 1337 — —

Чили — — — 1586

Молдова — — — 876

П р и м е ч а н и е. Цена на виноград из Молдовы ниже, чем из Турции, так как Молдова в отличие от Турции поставляет в Россию виноград, не являющийся столовым (ниже по качеству).

^ Источник: [15].

Таблица 4

Цены на отечественные и турецкие овощи в январе — октябре 2015 г., руб./кг..........

Продукт л & а в л R Л р в Н р а л § р й а л н 2 л R 2 Август л р ХО я т н л р ХО я т

н « © S << S S S е и О

Огурцы (Турция) 66,5 67,0 61,9 50,3 46,2 32,7 0,0 0,0 0,0 52,8

Огурцы (Россия) 105,0 139,9 145,8 118,7 100,3 80,9 45,7 38,9 37,1 44,0

Помидоры (Турция) 60,9 65,5 58,0 53,4 49,4 46,7 48,4 56,9 51,3 54,8

Помидоры (Россия) 93,0 139,7 156,8 153,3 137,7 109,8 67,7 55,5 48,0 52,3

Источник: [12].

Таким образом, из-за введения ограничений на импорт помидоров, огурцов, мандаринов и свежего винограда из Турции и, как следствие, повышения цен на них российские потребители потенциально могут потерять в 2016 г. 100,2 млрд руб.1

1 Исходя из предположений, что в среднем за год российские граждане потреб-

ляют 7 млн т помидоров и огурцов, 2,8 млн т мандаринов и винограда, при этом 40% потребленных товаров ранее были турецкими. Средняя импортная цена на

При этом следует отметить, что в дополнение к продуктовым санкциям по отношению к Турции в 2016 г. Россия активно начала применять и нетарифные меры по отношению к данной стране, в том числе в части ограничения ввоза остальных пищевых товаров, которые изначально не попали в санк-ционный список. Например, с 17 марта 2016 г. Россельхознадзор запретил импорт перца и граната из Турции в связи с наличием в них зараженных карантинных организмов, а с 25 апреля 2016 г. по той же причине был запрещен ввоз баклажанов из Турции. Всего в период с марта по июнь 2016 г. Россель-хознадзором было принято четыре меры, ограничивающие ввоз отдельных товаров из Турции по соображениям обеспечения защиты жизни и здоровья российских граждан (табл. 5). Однако значительное увеличение количества этих мер по отношению к Турции, вероятнее всего, говорит в пользу того, что они используются в качестве барьеров и препятствий для турецких производителей, а не в качестве мер, обеспечивающих безопасность российских граждан. При этом нужно отметить, что ограничение на ввоз этих продуктов из Турции также вызовет повышение цен на них в связи с ограничением конкуренции на российском рынке, что в итоге, скорее всего, приведет к тому, что бремя данных мер будут нести российские потребители1.

Российские санкции повлияли и на саму экономику России. Во-первых, они привели к сокращению объемов импорта (что также было вызвано одновременным обесценением курса рубля) и перераспределению географической структуры торговли. Во-вторых, продуктовое эмбарго ограничило конкуренцию на российском рынке, что вызвало рост цен на товары из стран, не попавших под санкции, и на отечественные товары — заменители санкционным товарам. При этом сама политика импортозамещения пока не дала ощутимых результатов. Так, по данным опроса Института экономической политики Е.Т. Гайдара, многие отечественные предприятия не могут начать и расширить [14] производство из-за отсутствия качественного

§

о я

& 3

S io

К <3

b ^

Сц !

турецкие огурцы и помидоры равняется 70 руб. за 1 кг, цена российских и других иностранных производителей на эти же товары в среднем равняется 97,4 руб. за 1 кг. Средняя импортная цена на турецкие мандарины и виноград составляет 56 руб. за 1 кг, средняя импортная цена на эти же товары других иностранных поставщиков — 77руб. за 1 кг. Обменный курс рубля к доллару равняется 77руб. за 1 долл. Эти данные получены на основе следующих источников: Федеральная служба государственной статистики РФ; [12]; [10]; ChartsBin: URL: <http://chartsbin. com/,m24.ru>. Золотые яблоки солнца: почему мандарин — символ Нового года 2016. URL: <http://www.m24.ru/articles/ 92638?utm_source=CopyBuf>.

1 В последнее время политические взаимоотношения между Россией и Турци-

ей начали налаживаться, что, возможно, приведет к отмене санкций и дополнительных мер со стороны России по отношению к Турции. Однако их отмена одномоментно не означает снижения цен на данные товары.

Таблица 5

Нетарифные меры, применяемые Россией к Турции, в марте — июне 2016 г.__

Мера Тип меры Дата начала действия меры

О введении временных ограничений на ввоз в Россию из Турции перца и гранатов A11 17 марта 2016 г.

О введении Россельхознадзором временных ограничений на поставки турецких баклажанов A11 25 Апреля 2016 г.

О введении временных ограничений на поставки в Россию салата-латук и салата айсберг турецкого происхождения A11 16 мая 2016 г.

О введении временных ограничений на поставки в Россию кабачков и тыкв турецкого происхождения A11 19 мая 2016 г.

П р и м е ч а н и е. А11 — мера по запрету импорта товаров из отдельных стран по причинам нарушения требований санитарных и фитосанитарных норм.

Источник: [16].

§

о я

& 3

3 io

к о

b &

российского сырья, материалов и оборудования, что приводит к недозагруз-ке производственных мощностей, а в ряде случаев и к снижению качества отечественных товаров. Это, в свою очередь, подтверждает мнение о том, что бремя санкций ложатся на российских потребителей, вынужденных платить более высокую цену за товары — заменители санкционным товарам в условиях одновременного снижения реальных доходов.

Экспортный потенциал России

Внешнеторговый потенциал России определяется не только теми мерами, которые она применяет к импорту товаров1, но также и теми мерами, которое государство применяет по отношению к экспорту товаров из страны. В частности, российское продуктовое эмбарго применялось в тех отраслях экономики, в которых наблюдаются достаточно простые цепочки производства товаров. Это говорит в пользу того, что данные меры имели ограниченный эффект на экспортный потенциал России2.

1 В данной статье не рассматриваются остальные нетарифные меры, применяемые к импорту товаров, за исключением санкций, так как последние характеризуют современное состояние внешнеторговой политики России.

2 Тем не менее по ряду отдельных пищевых товаров отечественные производители смогли нарастить объемы производства. При этом в условиях сокращающихся реальных доходов населения и обесценения курса национальной валюты объемы экспорта этих товаров выросли.

Роль государства при экспорте сводится к двум функциям: поддерживающей (финансовая1 и информационная функции) и регулирующей. В рамках регулирующей функции государство устанавливает различные требования к экспорту товаров. Эти меры в основном можно отнести к экспортным нетарифным мерам. Они включают такие меры, как запреты на экспорт опасных отходов, необходимость наличия отдельных документов (например, лицензий) на экспорт некоторых видов товаров, монополия на экспорт товаров, экспортные пошлины и т.д.

По состоянию на середину 2016 г. в отношении экспорта товаров из России действует порядка 46 нетарифных мер (рис. 3). Большая часть мер приходится на запреты экспорта отдельных товаров (озоноразрушающие вещества, опасные отходы) и требования экспортных разрешительных документов (например, лицензий).

14 12 -(■ 10 8 -■ 6 -■ 4 2 ■+ 0

........11»I......I ■ ■ ■

Р13 Р11 Р5 Р21 Р62 Р69 Р9 Р19 Р4 Р61 Р7 Рис. 3. Типы применяемых в России экспортных нетарифных мер в 2016 г

§

о я

& 3

3 со

К <3

ь &

П р и м е ч а н и я. 1. По оси абсцисс — типы применяемых экспортных нетарифных мер; по оси ординат — количество применяемых мер. 2. Р13 — лицензии/разрешения на экспорт; Р11 — запрет экспорта; Р5 — экспортные пошлины; Р21 — монополия на экспорт отдельных товаров (сжиженный природный газ); Р62 — сертификаты на экспорт (экспортный фитосанитарный сертификат); Р69 — другие экспортные технические меры (акт государственного контроля для экспорта драгоценных камней и металлов); Р9 — другие экспортные нетехнические меры (например, экспорт товаров двойного назначения, в частности, ядерных материалов, в страны, не владеющие ядерным оружием, возможен только при наличии нотификации со стороны импортирующей страны о том, что данные товары не будут применяться для производства ядерного оружия); Р19 — количественные ограничения экспорта (экспортные тарифные квоты); Р4 — меры по реэкспорту; Р61 — требования инспекции товаров для дальнейшего осуществления экспорта; Р7 — поддержка экспортеров (экспортные субсидии, государственные гарантии).

Источник: составлено автором на основе информации из базы данных [15].

1 В определенной степени финансовая поддержка экспортеров относится к

экспортным нетарифным мерам.

s

«0

о

«0

о

£

«0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

w ^

a ж

ж a <0 3

о *

& 2

а «0

R о

Ь

Сч

Исходя из существующей структуры экспортных нетарифных мер можно отметить, что в определенной степени они являются ограничением для российских экспортеров. Например, для экспорта отдельных товаров (не считая товаров двойного назначения, опасных отходов и озоноразрушающих веществ) необходимо наличие разрешения и лицензий (например, надо иметь разрешение главного государственного ветеринарного инспектора для экспорта продукции животного происхождения, кормовых добавок и т.д.), которые, вполне вероятно, могут дублировать требования иностранных нетарифных мер (например, предоставление сертификата качества для импорта тех же кормовых добавок из России в другую страну) и приводить к повышению издержек российских экспортеров. В то же время в России действуют меры по поддержке экспортеров отдельных видов товаров (государственная гарантийная поддержка экспорта промышленных товаров в отдельные страны1).

Наряду с этим, как отмечалось, в России действуют финансовые меры поддержки экспортеров в виде предоставления льготных экспортных кредитов, страхования кредита иностранному покупателю, страхования кредита поставщика и т.д. Обязательства по исполнению данных мер возложены на несколько компаний, в том числе ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэкс-имбанк», ОАО «МСП Банк», ОАО «ЭКСАР», АО «Российский экспортный центр»2. Тем не менее следует отметить, что институт финансовой поддержки экспортеров в России только начинает действовать; например, АО «Российский экспортный центр» был создан только в 2015 г.

Таким образом, российский экспортный потенциал, с одной стороны, сдерживается применением и регулированием экспортных операций; например, в среднем в России для осуществления экспортной операции требуется порядка 20 дней, что значительно больше, чем в других странах (например, в США данный показатель составляет 5 дней) [19], а с другой стороны, он поддерживается отдельными мерами государственной финансовой помощи экспортерам, которые начали активно разрабатываться в последнее время.

1 В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 25 сентября 2014 г. № 103н «Об утверждении перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка» к странам, при экспорте в которые оказывается государственная гарантийная поддержка, в том числе относятся Абхазия, Албания, Кипр, Молдова, Хорватия, Черногория и т.д. — всего 56 стран.

2 Создан в структуре Внешэкономбанка в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки.

Заключение

В условиях членства России в ВТО ставки таможенных пошлин, которые она может применять в отношении внешнеторговых партнеров, ограничены ее обязательствами в рамках данной организации. Таким образом, одним из основных инструментов регулирования внешней торговли России являются нетарифные меры, напрямую определяющие внешнеторговый потенциал не только России, но и других стран. Это вызвано тем, что нетарифные меры (применяемые к импорту товаров) могут влиять и на объемы экспорта товаров из страны, в случае если эти меры применяются к импорту промежуточных иностранных товаров, используемых в отечественном производстве конечных (возможно экспортируемых) товаров.

Роль нетарифных мер в торговой политике России значительно возросла в последнее время — период, когда она перешла на этап политики импортозамеще-ния и развития экспортного потенциала. При этом наблюдается, что в последнее время в России нетарифные меры принимают форму барьеров, например, это применимо к санкциям (как к ответным мерам в отношении западных стран, так и к мерам политического воздействия на Турцию). Следует отметить, что санкции со стороны России нанесли ущерб не только тем странам, по отношению к которым они применяются, но оказали воздействие и на саму Россию, что выражается в сокращении объемов импорта товаров в страну (в том числе это вызвано ослаблением курса рубля), изменении географической и товарной структуры импорта, росте цен на иностранные товары — аналоги санкцион-ным товарам и на отечественные товары — заменители санкционным товарам. В свою очередь, бремя российского продуктового эмбарго в основном легло на российского потребителя, который вынужден платить более высокую цену за те же товары (зачастую более низкого качества).

С точки зрения экспорта российское продуктовое эмбарго оказало ограниченный эффект на экспорт товаров из России: отдельные российские производители пищевых товаров в условиях эмбарго смогли нарастить объемы производства, а обесцененный рубль и сократившиеся доходы населения сделали выгодным увеличение экспорта данных товаров за рубеж.

В России также действуют отдельные нетарифные меры, применяемые к экспорту товаров из страны. Зачастую они могут приводить к повышению издержек экспортеров (временных и денежных), т.е. являются барьерами для экспорта. В то же время отдельные меры призваны стимулировать экспорт товаров из России. Однако эти меры начали реализовываться относительно недавно.

§

о H

& 3

S îû

s ta

СЦ il

Источники

[1] Farmer R.D. Costs of Economic Sanctions to the Sender // World Economy. 2000. No. 23 (1). P. 93-117.

2] UNCTAD. Intarnational Classification of Non-tariff Measures, 2012.

s

«0

о

«

«0

о

S

«0

о

w ^

a ж

a a CO S

о *

& S

а «0

R о

b

Сч

3] Ferrantino M.J. Using Supply Chain Analysis to Examine the Costs of Non-Tariff Measures (NTMs) and the Benefits of Trade Facilitation. World Bank, 2012.

4] Hufbauer G.C., Schott J.J., Elliott K.A., Oegg B. Economic sanctions reconsidered. 3rd ed. Wash.: Peterson Institute for International Economics, 2007.

5] TradeMap: 2016. URL: <http://trademap.org/>.

6] Федеральная таможенная служба РФ (сайт). 2016. URL: <http://www. customs.ru/>.

7] Поставщики рыбы с Фарерских островов подняли цены на лосось на 60% из-за спроса в России. 2014. URL: <http://tass.ru/ekonomika/1390418>.

8] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году. Министерство экономического развития РФ, 2016.

9] Год действия продуктового эмбарго: итоги в цифрах. 2015. URL: <http:// www.bbc.com/russian/business/2015/08/150807_russia_embargo_year>.

10] Антисанкционная корзина: чем ретейлеры заменили турецкие продукты. 2016. URL: <http://www.rbc.ru/business/13/01/2016/ 5694c1329a79474bfd845d93>.

11] Продовольственная инфляция в РФ превысила общую. 2015. URL: <https://rg.ru/2015/02/05/inflacia-site.html>.

12] Узун В. Уроки турецкого: какие риски приносит эмбарго. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России (Институт Гайдара, РАНХиГС, ВАВТ). 2016. № 1 (19).

13] Россельхознадзор. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору (сайт). 2016. URL: <http://www.fsvps.ru/>.

14] Даешь крепчающий рубль! URL: <http://www.svoboda.org/content/arti-cle/27621837.html>.

15] Консультант Плюс. 2016. URL: <http://www.consultant.ru/>.

16] О мерах по развитию системы поддержки экспорта несырьевых товаров. Министерство экономического развития РФ, 2014.

Sudakov S.1

Russian experience in the use of non-tariff measures during the period of uncertainty

This article is devoted to the analysis of Russian experience in terms of application of the non-tariff measures towards Russian trade partners and Russian exporters in the period from the beginning of Russian food (product) embargo. It also analyses the impact of Russian non-tariff measures on Russian economy.

Key words: trade policy, product embargo, non-tariff measures, non-tariff barriers, sanctions.

Статья поступила в редакцию 22 декабря 2015 г.

s

«0

о

^

в

«0

о

Б

«0

о

щ ^

а ж

ж а <0 S

о *

& 2

a «0

В о

b

сц

1 Sudakov Sergei — research associate, Institute of applied economic research, Rus-

sian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). E-mail: <soncer@yandex.ru>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.