Научная статья на тему 'Практика применения нетарифных мер в современной мировой экономике и их особенности'

Практика применения нетарифных мер в современной мировой экономике и их особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2810
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / НЕТАРИФНАЯ МЕРА / NON-TARIFF MEASURE / ВТО / WTO / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / TRADE POLICY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмельницкий В. Н.

В статье рассматриваются нетарифные меры регулирования в современной мировой экономике, практика их применения, а также значимость для экономики стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF APPLICATION OF NON-TERRESTRIAL MEASURES IN THE MODERN WORLD ECONOMY AND THEIR FEATURES

The article deals with non-tariff measures in the modern world economy, the practice of their application, as well as the importance for the economies of countries.

Текст научной работы на тему «Практика применения нетарифных мер в современной мировой экономике и их особенности»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В.Н. Хмельницкий, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

Аннотация. В статье рассматриваются нетарифные меры регулирования в современной мировой экономике, практика их применения, а также значимость для экономики стран.

Ключевые слова: экономика, внешняя торговля, нетарифная мера, ВТО, торговая политика, государственное регулирование.

Степень влияния нетарифных инструментов на международную торговлю трудно количественно оценить, поскольку их влияние не очень выражено. В отличие от тарифного регулирования, установленного законом, нетарифные ограничения могут быть наложены решением исполнительной и местной власти. По данным ЮНКТАД, в общей сумме нетарифных мер количественные ограничения составляют 20%, столько налоговых мер (внутренних и пограничных), а несколько меньше - технических норм и правил.

В наше время нетарифное регулирование целями:

- защиты национальной экономики;

- соблюдения международной безопасности;

- охраны жизни и здоровья людей;

- выполнения международных обязательств;

- поддержки стабильности международной торговой системы.

Основным механизмом сокращения использования нетарифных инструментов и жесткого регулирования правил и процедур их использования для развития международной торговли являются многосторонние международные форумы и организации, в том числе ВТО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, ЮНКТАД и Европейская экономическая комиссия ООН.

Различные международные организации, а также национальные учреждения имеют разные значения в общей концепции нетарифного регулирования. Классификация, разработанная в рамках ГАТТ /

ВТО, распределяет все инструменты, в 5 групп [1, с. 7]:

- меры вмешательства государства в экономику;

- особенности таможенных и административных процедур;

- стандарты и другие специальные требования к товарам;

- специфические торговые барьеры;

- импортные налоги и сборы.

Количественные ограничения являются

административной формой регулирования, которая предусматривает установление максимального объема товаров определенной номенклатуры, разрешенных для экспорта или импорта в течение определенного времени (например, год или квартал). Количественные ограничения представляют собой более жесткую форму ограничений по сравнению с пошлинами. Сборы только ослабляют конкурентную позицию экспортера или импортера на рынке. Количественные же ограничения ограничивают возможность конкуренции, поскольку они ограничивают поток товаров на рынок. В то же время экономический эффект зависит от размера этих ограничений, организационных особенностей их применения, структуры рынка и рыночных условий (соотношение спроса и предложения). В некоторых случаях эффект применения количественных ограничений обычно незначителен, но в других он приводит к изменению не только цен, но и структуры рынка к его монополизации [2, с. 83].

Различают количественные инструменты нетарифных ограничений: квотирова-

ние, добровольные ограничения, лицензирование, эмбарго [3].

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений являются квоты, государство реализует квоты путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного количества продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квоты имеют свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует, что импорт ограничен определенной суммой. Во-вторых, это более гибкий инструмент внешнеторговой политики. В-третьих, благодаря выборочному распределению квот государство оказывает целенаправленную поддержку определенным предприятиям. К негативным последствиям относится увеличение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что предложение конкурирующего импорта не будет превышать квоты и может в условиях достаточного спроса раздувать цену), а также как произвольное, часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе [2, с. 84].

В случае добровольных ограничений на экспорт сами страны-экспортеры предпочитают ограничивать экспорт в определенную страну. Фактически, добровольные экспортные ограничения представляют собой одну и ту же квоту, но устанавливаются экспортером, а не импортером. Последствия такой меры более негативны, чем при использовании тарифной или импортной квоты. Отрицательным эффектом является потеря фискальных доходов от таможенных пошлин и лицензий на импорт - государство предоставляет эти средства иностранным экспортерам [4].

Общий экономический эффект для импортера использования «добровольных» экспортных ограничений экспортера отрицательный, хотя сумма потерь уменьшается в результате увеличения импорта аналогичных продуктов из стран, которые не налагают «добровольные» ограничения на их экспорт, Особенностью этого инструмента является нетрадиционная техника количественного ограничения импорта. Торговый барьер, который защищает им-

портирующую страну, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера для помощи инструментов экспортного контроля. Он реализуется посредством неофициального соглашения (под угрозой более жестких мер со стороны страны-импортера) по ограничению ввоза определенных товаров на рынок импортера в виде сокращения ежегодного прироста или установления минимальных цен. Чаще всего такое регулирование используется США и ЕС. Причиной установления сдержанности экспорта обычно является резкое увеличение и значительное увеличение доли импорта в общем объеме потребления товаров в стране-импортере. При медленном расширении экспорта даже в условиях высокого спроса и при более равномерном распределении поставок в странах-покупателях в стране-импортере меньше шансов спровоцировать кампанию в отношении применения такого события. В наше время известно более 100 таких соглашений. Они касаются торговли текстильными изделиями, товарами черной металлургии, бытовой электроникой, автомобилями, металлообрабатывающими машинами [2, с. 86].

Лицензирование предусматривает выдачу государством-импортером или экспортером через специально уполномоченный государственный орган разрешения (лицензии) на ввоз или вывоз определенных перечисленных товаров в течение определенного периода времени. Лицензия также может установить порядок ввоза или вывоза товаров.

Лицензирование служит двум целям:

1) количественному регулированию торговли - когда с выдачей лицензий предоставляются квоты, и в определенный момент времени их выдача прекращается;

2) контроля за импортом и экспортом. В таком случае оно является самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Например, иностранный поставщик будет покупать товары в стране-импортере и экспортировать часть продукции, производимой импортирующим предприятием за рубежом, или приобретать товары, ана-

логичные импортным товарам на внутреннем рынке и т. д.

Экономические санкции являются самыми строгими и считаются наиболее эффективной формой ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрет на ввоз или вывоз некоторых товаров из страны. Но эмбарго оправдывает себя, если страна, которая его внедряет, может относительно надежно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой она введена, сильно зависит от импорта. В этом случае санкции должны быть неожиданными и масштабными. Эмбарго это мерило запрета на импорт и/или экспорт. Меры являются обязательными и признаны международной практикой, они открыты или завуалированы [2, с. 93].

Открытая форма - это полный запрет на торговлю, который применяется не только на основе решения импортирующего государства, но и на основе решений, согласованных на международном уровне, как правило, в рамках ООН. Несмотря на то, что полный запрет (эмбарго) вводится из политических соображений, последствия, по сути, являются экономическими. Пример эмбарго: запрет на импорт из Ирака и Югославии; запрет арабскими странами импорта из Израиля; запрет торговли США с Кубой.

Типом эмбарго являются частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, которые могут нанес-

дарства. Например, Иран запретил ввоз товаров, которые подпадают под ограничения религиозных законов; запрет на импорт свинины и алкоголя в Ливии и Пакистане. Импорт некоторых товаров часто запрещен по соображениям морали (порнография), здоровье человека (наркотики), защита растений и животных (ядохимикатов).

Завуалированные запреты включают ограничения на вхождение иностранных судов во внутренние воды или на продажу определенных товаров в розничной сети страны. Например, в США закон торгового флота требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговле осуществлялись судами, построенными в Соединенных Штатах. Также в некоторой степени сюда можно отнести продовольственное эмбарго в России на продукцию из ряда стран [2, с. 93].

Применение нетарифных мер в России и других странах-членах ЕАЭС регулируется большим количеством национальных законов, международных соглашений и других правовых актов. Они были созданы, приняты и опубликованы в период 2001-2015 гг. Юридическая подготовка, экономическая грамотность, международный опыт лиц, которые составляли эти законы, находилась на разных уровнях. Это привело к тому, что терминология, используемая в этих документах, оказалась разнокалиберной и не всегда соответствующей лексике ВТО [4].

ти ущерб различным сферам жизни госу-

Библиографический список

1. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.rfej.ru

2. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., доп. - М.: Дело и Сервис, 2004. -352 с.

3. Официальный сайт Всемирной торговой организации (ВТО). [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://wto.org

4. Официальный сайт Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://economy.gov.ru

PRACTICES OF APPLICATION OF NON-TERRESTRIAL MEASURES IN THE MODERN WORLD ECONOMY AND THEIR FEATURES

V.N. Khmelnitsky, graduate student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article deals with non-tariff measures in the modern world economy, the practice of their application, as well as the importance for the economies of countries.

Keywords: economy, foreign trade, non-tariff measure, WTO, trade policy, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.