Ermolova Julia Borisovna, master
(e-mail: [email protected])
Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
Voronezh Branch, Russia
PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF TOTAL COST MANAGEMENT SYSTEM Abstract. This article describes the fundamental principle of development and implementation of total cost management of the enterprise, which is made on the basis of cost management concept.
Keywords: total cost management of the enterprise, total cost management system, principles of total cost management development, synergetic effect.
УДК 339.5
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ Желнова Кристина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г.Ижевск, Россия e-mail: [email protected]
В статье представлены нетарифные меры регулирования внешней торговли, проанализирован прогноз развития внешней торговли России по оценке Министерства экономического развития и выделены факторы, которые определяют развитие России на 2016-2018гг.
Ключевые слова: внешняя торговля, импорт, экспорт, нетарифное регулирование, прогноз развития.
Внешняя торговля представляет собой торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров. Основные законы, регулирующие внешнюю торговлю, представлены на рисунке l.
Основой внешнеэкономических отношений большинства стран является международная торговля товарами, которая создает новые рабочие места, возможности организации массового производства, способствует внедрению новых технологий, повышает рациональное использование природных ресурсов и рабочей силы, степень загрузки оборудования, что в итоге ведет к росту производительности труда и доходов населения.
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между разными странами или форма международных экономических отношений, которая отражает импорт и экспорт товаров, услуг, сырья, основанная на международном разделении труда.
Как показывает опыт некоторых стран, развитие внешней торговли нуждается в регулирующем воздействии государства, направленном на объемы торговли, товарную и географическую структуру экспортно-импортных операций. На федеральном уровне с помощью мер обязывающего или запретительного характера обеспечивается национальная безопасность страны. Это проявляется в количественном ограничении экспорта
и импорта, выдаче лицензий на проведение внешнеторговых операций, контроле безопасности и качества товаров.
Рисунок 1.Основные Законы внешней торговли
Нетарифные меры представляют собой совокупность административных, экономических, технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю:
^ Административные меры: запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование.
^ Экономические меры: контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (субсидии, санкции), защитные меры - особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные), дополнительные таможенные обложения.
^ Технические меры:
- разрешительная система: контроль государственных органов, ввоз/вывоз культурных ценностей и др.
- специальные требования: контроль качества (санитарный и др.)
- защита прав интеллектуальной собственности: дополнительные технические условия (требования к маркировке, таможенная экспертиза и др.).
Меры нетарифного регулирования, разработанные международными экономическими и финансовыми организациями, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Нетарифное регулирование [2]
1. НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ КОНФЕРЕНЦИЕЙ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД):
1. Паратарифные методы - виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны (различные таможенные сборы, внутренние налоги, НДС и акцизы). 2. Меры контроля за ценами - меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемую продукцию и меры против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам. 3. Финансовые меры связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).
4. Меры количественного контроля (квотирование) -введение количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. 5. Меры автоматического регулирования -для ввоза и вывоза определенного товара требуется получение дополнительного документа (лицензии). 6. Монополистические меры - в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или только на внешнюю торговлю ими (алкоголь, табак, лекарства, зерна).
7. Технические меры связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия стандартам безопасности и качества
2. НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ В СЕКРЕТАРИАТЕ ГАТТ
1. Ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах -производство товаров, сбыт, транспортировка и т.д. 2. Таможенные процедуры, экспортно-импортные формальности административного характера. 3. Технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли.
4. Количественные ограничения 5. Ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных
По данным таможенной статистики в 2014г. внешнеторговый оборот России составил 782,9 млрд. долларов США (в том числе со странами дальнего зарубежья - 687,3 млрд.долларов США, со странами СНГ - 95,6 млрд.долларов США.) и по сравнению с 2013г. снизился на 7,0% [1].
Среди факторов, повлиявших на снижение показателей внешней торговли в 2014г. можно выделить: рост числа санкций; колебания курсов доллара, евро и рубля; замедление темпов розничной торговли; ухудшение отношений России с другими странами; снижение цен на нефть; спад инвестиций; падение реальных доходов населения.
Согласно оценке Министерства экономического развития сырьевая структура экспорта не изменится и практически в тех же масштабах сохранится к 2017 году, несмотря на достаточно невысокие цены на нефть. В 2015 году экспорт уменьшится с 512 млрд. долларов США в 2014 году до 495 млрд. долларов США в 2015 году. Лидирующую долю в товарной структуре будет занимать нефть, газ, черные металлы. Однако к 2017 году доля нефти и газа незначительно снизится в пользу металлов и других товаров. Доля продукции химической промышленности в структуре экспорта увеличится с 5,7 % в 2014 году до 6,2 % в 2017 году, продовольственных товаров - с 3,6 до 4,0 %, древесины - с 2,4 до 2,8 %, доля металлов и изделий из них - с 7,9 до 8,8 %, машин, оборудования и транспортных средств - с 5,5 до 6,5 процента.
Импорт товаров прогнозируется в 2017 году на уровне 342 млрд. долларов США (восстановление до уровня 2013 года). Несмотря на продовольственное эмбарго, ожидается, что темпы роста импорта будут выше, чем экспорта. В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,5 % в 2015 году до 3,3 % в 2017 году, при этом физический прирост импорта также ускорится с 1,3 до 2,2 % в год, рост цен ожидается на уровне 1 процента (рисунок 2). Прогнозируется, что в структуре импорта произойдут изменения - уменьшится доля потребительских товаров и увеличится доля товаров промышленного назначения [3]._
Год
базовый прогноз -оптимистичный прогноз
Рисунок 2. Динамика импорта
Далее представим факторы, определяющие развитие России на 20162018гг., рисунок 3.
снижение темпов прироста ВВП на фоне ухудшения геополитической обстановки
№
ухудшение динамики инвестиций, в том числе ухудшениеусловий кредитования и рост
цен кредитов
№
ужесточение условий на рынке труда, сохраняющийся уровень безработицы
№
замедлениероста реальной заработной платы
№
снижение внутреннего спроса
Рисунок 3. Факторы, которые определяют развитие России на 2016-2018гг.
В заключение отметим, что помимо долгосрочного макроэкономического прогноза до 2020г., подготовленного Министерством экономического развития РФ, существуют различные прогнозы мировой экономики, в том числе и внешней торговли, таблица 2. Все они строятся на предпосылках об ускорении научно-технического прогресса и формировании постиндустриального способа производства, основанного на бионанотехнологиях.
Таблица 2. Виды прогнозов развития экономики России [4]
№ Прогноз/разработчик Период
1 Прогноз социально-экономического развития России 20082020гг.
Министерство экономического развития РФ
2 Методика прогнозирования внешнеэкономических связей России в долгосрочной перспективе 20052025гг.
Центр внешнеэкономических исследований Института экономики РАН
3 Прогнозирование, стратегическое планирование и долгосрочное программирование 20082015гг.
Институт национальных экономических стратегий (ИНЭС)
4 Методика долгосрочного прогнозирования мировой экономики 20062020гг
ИМЭМО РАН
5 Прогноз развития экономики России 20122016гг.
The Economist Intelligence Unit Limited
6 Методика прогнозирования экономического развития -«Мировая экономическая перспектива» 20102016гг.
International Monetary Fund
7 Макроэкономическая модель прогноза развития мировой экономики - «Всеобщее понимание мирового устройства» 20102039гг.
IHS Global Insight
8 Методика прогнозирования экономического развития Всемирного экономического форума - «Россия и мир. Сценарии до 2025 года» 20052025гг
World Economic Forum
9 Перспективы мирового развития до 2030г. 2008-
World Bank 2030гг
10 Методика долгосрочного макроэкономического прогнозирования мировой экономики - «Мир в 2050г.» 20062050г.
PricewaterhouseCoopers (PWC)
11 Методика долгосрочного прогнозирования Голдман Сакс -«Мечтая вместе со странами БРИК: путь в 2050 г.» 20032050гг.
Goldman Sachs
Подводя итог, следует отметить, что, за 2015г. несмотря на снижение показателей товарооборота практически со всеми странами, Россия занялась активным налаживанием торговых связей с восточными странами -с Китаем, Индией, Ираном, Египтом и другими. Хотя фактически главным экономическим партнером страны остается Евросоюз, на первое место по приоритетам выходят Китай и страны ШОС. С последними Россия приступила к разработке возможности организации зоны свободной торговли, которая должна стать ответом другим транснациональным партнерствам. С Китаем Россия начала практическую реализацию проекта Экономического пояса Шелкового пути. Список литературы
1. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2014г. URL:http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20495&Ite mid=1981
2. Инструменты нетарифного регулирования международной торговли. URL: http://www.brokert.ru/ material/instrumenty-netarifnogo-regulirovaniya-torgovli
3. Внешняя торговля: вспомним мирное время. URL: http://провэд.рф/ analyt-ics/bulletin/22677-peace-time.html
4. Прогноз развития внешнего сектора российской экономики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы. URL: http://viperson.ru/ data/201304/fc101332.pdf
Zhelnova Christina Vladimirovna, Cand.Econ.Sci., associate professor of management Kalashnikov Izhevsk state technical university, Izhevsk, Russia e-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE OF RUSSIA Abstract. Non-tariff measures of regulation of foreign trade are presented in article, the forecast of development of foreign trade of Russia according to the Ministry of economic development is analysed and factors which define development of Russia on 2016-2018 are allocated.
Keywords: foreign trade, import, export, non-tariff regulation, forecast of development.