Научная статья на тему 'ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАГЕСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАГЕСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ДАГЕСТАН / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ / POLITICAL REASONS / ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ / LEGAL REASONS / ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО XIX ВЕКА / DAGESTAN SOCIETY OF THE 19TH CENTURY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманов З.М., Мусаева Д.Ю.

В данной статье речь идет о трансформации правовой системы дагестанского общества. Уделяется большое внимание политическим и правовым причинам трансформации правовой системы дагестанского общества. Рассматриваются основные причины и анализируются результаты изменения правовой системы дагестанского общества XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL REASONS FOR TRANSFORMATION OF THE LEGAL SYSTEM OF DAGESTAN IN THE 1ST HALF OF THE 19th CENTURY

In this article we are talking about the transformation of the legal system of the Dagestan society. Great attention is paid to the political and legal reasons, the transformation of the legal system of the Dagestan society. Аddresses the underlying cause and analyzed the results of the change of the legal system of the Dagestan society of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАГЕСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

УДК 340

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДАГЕСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Сулейманов З.М., Кисловодский гуманитарно-технический институт, г. Кисловодск, Российская Федерация, info@16aas.arbitr.ru

Мусаева Д.Ю., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, u.djami@mail.ru

В данной статье речь идет о трансформации правовой системы дагестанского общества. Уделяется большое внимание политическим и правовым причинам трансформации правовой системы дагестанского общества. Рассматриваются основные причины и анализируются результаты изменения правовой системы дагестанского общества XIX века.

Ключевые слова: трансформация, правовая система, Дагестан, политические причины, правовые причины, дагестанское общество XIX века.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-25-1-22-26

UDC 340

POLITICAL AND LEGAL REASONS FOR TRANSFORMATION OF THE LEGAL SYSTEM OF DAGESTAN IN THE 1ST HALF OF THE 19th CENTURY

Suleimanov Z.M., Kislovodsk Humanitarian-Technical Institute, Kislovodsk, Russian Federation, in-

fo@16aas. arbitr.ru

Musaevа D.Yu., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, u.djami@mail.ru

In this article we are talking about the transformation of the legal system of the Dagestan society. Great attention is paid to the political and legal reasons, the transformation of the legal system of the Dagestan society. Аddresses the underlying cause and analyzed the results of the change of the legal system of the Dagestan society of the 19th century.

^y words: transformation, legal system, political reasons, legal reasons, Dagestan society of the 19th

century.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-25-1-22-26

Трансформация правовых систем - длительный и сложный, но в тоже время неизбежный процесс, определяющий новый этап в развитии правовой системы в переходный период.

Согласно В.В. Сорокину, «переходный период в правовой сфере представляет собой интервал времени, в течение которого правовая система претерпевает коренные, существенные изменения, в основе которых лежит системная трансформация общественной жизни» [1, с. 8], грубое нарушение правовой преемственности при переходном состоянии, приводят к революционным настроениям и глобальными катастрофам. Одномоментный переход и, как следствие, революционные, глобальные изменения, вносимые в правовую систему без учета социально-экономических и культурно-исторических особенностей, нарушают преемственность в праве [2, с. 25], что влечет за собой кризис государственности.

Если воспринимать современное состояние правовых систем каждого государства как конеч-

ный результат, то можно выделить определенный эпизод из истории, который оказал решающее влияние на дальнейший ход её развития.

Для правовой системы Дагестана это, безусловно, XIX век. Многие кавказоведы считают этот период наиболее сложным в истории региона [3, с. 33].

Данный этап в истории Дагестана ознаменовался такими глобальными явлениями, как:

- установление доселе неизвестного единого государства Имамат;

- утверждение единого мусульманского права взамен партикулярного обычного права;

- Кавказская война явилась своего рода борьбой правовых культур, исход который явился поворотным событием в истории Дагестана;

- и, как логическое завершение Кавказской войны, - вхождение народов Дагестана в Российскую империю.

Эти явления, в конечном итоге, и стали причинами трансформации всей системы дагестанского общества и правовой системы, в частности.

Причины возникновения имамата, как единой политической организации общества, тесно связаны и переплетены с причинами возникновения Кавказской войны* [4], что значительно усложняет работу, так как позиция ученых о причинах кавказской войны менялись с изменением трактовки самой Кавказской войны под влиянием официальной идеологии.

И, тем не менее, в качестве основной причины многие видные дагестанские советские и современные ученые (Р.М. Магомедов [5], А.С. Омаров [6], Х.Х. Рамазанов [7], У.Ю. Дадаев [8], М.А. Исмаилов [9], Х.М. Хашаев и др.) называют борьбу против феодального и колониального гнета, то есть причины носят национально-освободительный характер [10].

Можно сказать, что идея формирования самостоятельного, независимого государства была изначально заложена в борьбе горцев за свою свободу и независимость, которая во многом определялась религиозной идеологией.

Дискуссионным остается вопрос о роли религии в этой национально-освободительной борьбе. Как отмечает Ш.Ю. Пашаева, данная «тема была одной из самых «отягощенных наследием идеологических доктрин, господствовавших в разные периоды. Кавказскому мюридизму был нанесен огромный урон в отношении исторической объективности» [11, с. 4].

Внося ясность в возникновении кавказского мюридизма, некоторые авторы считают ее разновидностью суфизма, точнее, видоизмененным, трансформированным суфизмом, связанным с местными особенностями.

Так, по мнению М.Д. Султанмурадова, «исследователи суфизма отмечают, что каждое основополагающее суфийское направление в ходе своего исторического развития претерпевает различные трансформации, проходит соответствующие эволюционные этапы. Подобная динамика характерна и для тарикатана накшбандийа, который в истоках своих являлся учением, социально пассивным, мирным, мистическим. Но со временем он приобретает активный политический характер, превращается в радикалистскую религиозную систему. На Северном Кавказе он трансформировался в мюридизм, составивший идейно-политическую основу имамата Шамиля, основанного на специфическом понимании газавата, ориентирующего верующих на борьбу против неверных-завоевателей» [12, с. 10].

* Впервые это понятие было введено в научный оборот российским военным историком и публицистом, современником боевых действий Р. А. Фадеевым (1824—1883) в изданной в 1860 году книге «Шестьдесят лет Кавказской войны».

Говоря о причинах такой трансформации, Г.Л. Эскарханов отмечает, что «в основном суфизм имеет общую основу и большое количество сходных признаков, но, несмотря на это, на СевероВосточном Кавказе по причине географического расположения, исторических и социокультурных предпосылок, образа жизни местного населения, их обычаев и традиций, менталитета суфизм приобрел собственную форму [13, с. 1]. Поэтому он в своей работе применяет термин «северокавказский суфизм», или мюридизм, для отражения местных особенностей, региональной формы суфизма, религиозно-философских идей [13, с. 1].

Таким образом, идеология сформировала политическое настроение, что, в конечном итоге, выразилось в создании исламского государства имамат.

Противоречивые процессы, протекающие в имамате, не дают возможности причислить его к одному из типов существующих форм государства.

В имамате были заложены различные альтернативы развития, но реализовать их не представилось возможности, и в этом смысле его можно назвать переходным типом государства с присущими ему особенностями.

По словам М.А. Магомедова, «имамат был государством совершенно нового типа, в котором утвердилась дерзновенная для своего времени социальная идея о равенстве людей. Создание подобного государства на небольшой территории, окружающей крепостническими государствами с их деспотическими режимами - пример исключительный» [14, с. 16].

В результате политических преобразований происходили существенные изменения и в правовой сфере, что, в свою очередь, способствовало трансформации всей правовой системы.

По мере распространения ислама в обыденную жизнь горского населения все настойчивее проникал шариат и смешивался с обычным правом [15, с. 155; 16, с. 11] народов Дагестана [17, с. 42].

Бытует мнение (А.Руновский [17, с. 127], Л.Р. Сюкияйнен [18]), что до имама Шамиля в Дагестане безраздельно господствовал обычай как чуть ли не единственный социальный регулятор общественных отношений. Такого рода суждения выявили свою несостоятельность при изучении и детальном анализе правовой системы Дагестана. Он господствовал, но не был единственным.

Здесь, видимо, целесообразным будет отметить, что в дагестанских языках существуют для обозначения понятия «обычное право» свои особые термины, такие как «балъ», «цегъа», «цугъа», «ольгу».

Например, в Постановлении Кайтагского уцмия Рустем-Хана можно увидеть зафиксированные наряду с обычаями меры наказание за неисполнение религиозных обязанностей.

Начавшаяся с середины VII века исламиза-ция народов Дагестана [19] повлекла за собой распространение основ мусульманского права — шариата, что не могло не сказаться на правовой системе дагестанского общества в целом. Но, как отмечает А.В. Комаров «принята во всей её полноте она (новая религия - ислам) не была» [20, с. 12], что повлекло, в свою очередь, разделение «сфер влияния» между адатом и шариатом.

В своем фундаментальном труде «Адаты и судопроизводство по ним» A.B. Комаров выявил основные постулаты и особенности правовой системы Дагестана того периода, установив, что мусульманское право не смогло отодвинуть в глубь веков обычное право народов Дагестана, вместо этого заняло свою правовую нишу — разрешение в основном гражданских дел, тогда как уголовные дела разбиралась все так же, по обычному праву [20, с. 12].

Очевидно, что с распространением ислама на территории Дагестана, принимая эту веру, дагестанцы принимали и шариат, но, как показывает практика, не в полной мере. И с этого момента говорить о «чистом адатном» регулировании правовых отношений не приходится. Говоря об ислами-зации, нужно отметить, что в каком бы регионе мира ислам не распространялся, он наслаивался на местную культуру и, если сравнить исповедание ислама в африканских, азиатских, европейских и кавказских странах, то можно уловить «местный» колорит, который во многом обязан местным обычаям.

Об укоренении мусульманской культуры и норм шариата в обычно-правовом быте горского населения свидетельствуют многочисленные факты. Показательным примером может служить то, что, согласно суду по адату рассмотрение тяжб и жалоб производилось на открытой площади близ мечети и что пятница - священный для мусульман день — был выходным. Появились новые формы земельной собственности (вакфные* владения, ик-та), для которых действовал режим мусульманского права [21], тогда как все вопросы по иным формам собственности решались по адату.

Таким образом, на момент начала Кавказской войны, как отмечает О.В.Бобровников, «развитие соционормативной культуры региона определялось сложной взаимоадаптацией обычного и мусульманского права. Представление же о нераздельном господстве адата в дореформенном Дагестане относится, скорее, к области легенд» [22, с. 113].

* Вакуф (вакф, араб .^Ь, множ. араб. аукаф; тур.

vaklf: остановка, приостановление, удержание) — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и не расходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги).

Но при всем при том правовую систему народов Дагестана до имамата можно отнести к

обычно-правовой, так как обычай и адат (правовой

_ **

обычай) [23, с. 10] являлись основными регуляторами общественных отношений, основной массив дел решались именно по адату (суд по адату), обычно-правовое правосознание превосходило над религиозным (мусульманским).

Все изменилось с созданием имамата, для нормального функционирования которого необходимы были единые нормы и правила поведения, а не партикулярное обычное право.

Так, первый имам Гази-Магомед в своем послании народу дагестанскому — «Установлении доказательства вероотступничества правителей и судей, судящих по адатам» рассуждает о пагубности применения адатов и о том, что отдавая предпочтение нормам адата при решении спорных вопросов и находя их лучшими, чем нормы шариата, становятся вероотступниками [17, с. 125].

Имам Гази-Магомед объявляет приверженцев адатов вне шариата, то есть вне закона. Именно Покровский отмечает большую заслугу Гази-Магомеда в попытках установления шариата в Нагорном Дагестане: «Благодаря его проповеди началось веление шариатских постановлений в быт: не говоря уже о том, что было запрещено пить водку, вино и даже бузу, соблюдались самые мелочные правила шариата» [24, с. 185]. Борьбу с населением Дагестана по искоренению обычаев первый имам проводил как путем наставлений-проповедей, так и посредством переписок с правителями отдельных княжеств [25].

Первые имамы Гази-Магомед и Гамзат-бек, проповедуя шариат, стремились ограничить действие обычаев. Однако им так и не удалось серьезно изменить традиционный образ жизни горцев [26, с. 301].

Оттого действие шариата проявлялось только в местностях, ближайших к резиденциям имамов; все остальное население по-прежнему придерживалось адата, оставляя его только на время пребывания в стране имама или его клевретов [17, с. 128].

Успехи и провалы первых имамов в борьбе с адатами воочию видел будущий имам — Шамиль. Ко времени своего имамства у него был накоплен большой опыт ведения дел по различным сферам в имамате. К распространению и укреплению шариата среди горцев Шамиль подошел творчески. Про-

Из существующего массива обычаев нужно разграничивать бытовые нормативы, нарушение которых не считалось преступлением (неюридические обычаи) и обычаи за неисполнение или нарушения которых влекло определенные санкции (юридические обычаи). Исходя из этих постулатов, проф. М.А. Исмаилов под адатом понимает сложившиеся правила поведения, которые регулировали наиболее важные общественные отношения, невыполнение или нарушение которых предусматривало определенные репрессивные меры к виновным.

водилась тщательно продуманная и разумная правовая реформа, благодаря которой правовая система в имамате переросла в определенную стройную, очерченную структуру. Шамиль удачно пользовался возможностями, предоставленными шариатом и балансировал между шариатом (в разрешенном

диапазоне) и местными адатами. Результатом такого баланса явились низамы.

Таким образом, политические и правовые преобразования способствовали трансформации всей правовой системы Дагестана в первой половине XIX века.

Литература

1. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: ав-тореф... д-ра юрид. наук. Екатеренбург, 2003.

2. Джамалова Э.К. Преемственность в праве как индикатор правовой культуры // Юридический вестник ДГУ. 2016. №3. С.25-28.

3. Дзидзоев А.Д. Возникновение, становление и развитие основных институтов права на Северном Кавказе в 19 - первой половине 20 веков // Юридический вестник ДГУ. Т. 18. 2016. № 2. С. 33-37.

4. Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. URL: http://www.runivers.ru/lib/book3194/10251/ (дата обращения: 10.01.2018).

5. Магомедов Р.М. История Дагестана. М., 1968.

6. Омаров А. С. К вопросу о формах государственности и права, сложившихся в ходе движения горцев Дагестана и Чечни 20-50 гг. XIX в. // Ученые записки. Даг. НИИ. Т.19. Кн.2. М., 1969.

7. РамазановХ.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский - идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. Махачкала, 1996.

8. Дадаев Ю.У. Государство Шамиля: социально-экономическое положение, политико-правовая и военно-административная система управления: дис. .д-ра ист. наук. Махачкала, 2006.

9. Исмаилов А.М. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2006.

10. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996.

11. Пашаева Ш.Ю. Кавказский мюридизм в Дагестане и Чечне: возникновение, становление, раз-витие(1821-1838): дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2002.

12. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа (идейно-философская эволюция): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов-н/Дону, 2007.

13. Эскарханов Г.Л. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: возникновение, идеология, практика: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Грозный, 2011.

14. Магомедов М. 200-летие имама Шамиля и уроки истории: доклад Председателя Государственного Совета РД на торжественном заседании в г. Махачкале 23 октября 1997. Махачкала: Юпитер, 1997. С. 16-17.

15. АгларовМ.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-XIX в. М.: Наука, 1988.

16. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / под ред. И.Я. Сандрыгайло. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.

17. Антология памятников права народов Северного Кавказа. Т.2. Памятники права народов Дагестана. М.: Проспект, 2011.

18. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычай: проблемы взаимодействия. URL: http://www.gazavat.ru (дата обращения: 11.02.2018).

19. Арбуханов А.М. Исламизация Дагестана и ее социальные последствия. Махачкала, 2003.

20. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2009.

21. Ибрагимова П.А. Вакф в Дагестане: из истории форм земельной собственности: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1999.

22. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа (обычай, право, насилие). М., 2002.

23. Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана (Х^П - нач. XX вв.): автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

24. Покровский Н.И. Кавказские войны и Имамат Шамиля. М., 2000.

25. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М., 1941.

26. Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2006.

References

1. Sorokin V.V. Kontseptsiya evolyutsionnogo razvitiya pravovoi sistemy v perekhodnyi period: avtoref... d-ra yurid. nauk. Ekaterenburg, 2003.

2. Dzhamalova E.K. Preemstvennost' v prave kak indikator pravovoi kul'tury // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. №3. S.25-28.

3. Dzidzoev A.D. Vozniknovenie, stanovlenie i razvitie osnovnykh institutov prava na Severnom Kavkaze v 19 - pervoi polovine 20 vekov // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 18. 2016. № 2. S.33-37.

4. Fadeev R.A. Shest'desyat let Kavkazskoi voiny. URL: http://www.runivers.ru/lib/book3194/10251/ (data obrashcheniya: 10.01.2018).

5. MagomedovR.M. Istoriya Dagestana. M., 1968.

6. Omarov A.S. K voprosu o formakh gosudarstvennosti i prava, slozhivshikhsya v khode dvizheniya gortsev Dagestana i Chechni 20-50 gg. XIX v. // Uchenye zapiski. Dag. NII. T.19. Kn.2. M., 1969.

7. Ramazanov Kh.Kh., Ramazanov A.Kh. Mukhammad Yaragskii - ideinyi vozhd' osvoboditel'noi bor'by narodov Kavkaza. Makhachkala, 1996.

8. Dadaev Yu.U. Gosudarstvo Shamilya: sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie, politiko-pravovaya i voenno-administrativnaya sistema upravleniya: dis. ...d-ra ist. nauk. Makhachkala, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ismailov A.M. Istoriya gosudarstva i prava Dagestana. Makhachkala, 2006.

10. Ramazanov A.Kh. Reformatorskaya deyatel'nost' velikogo imama Shamilya. Makhachkala, 1996.

11. Pashaeva Sh.Yu. Kavkazskii myuridizm v Dagestane i Chechne: vozniknovenie, stanovlenie, razvi-tie(1821 -1838): dis. ... kand. ist. nauk. Makhachkala, 2002.

12. Soltamuradov M.D. Sufizm v kul'ture narodov Severo-Vostochnogo Kavkaza (ideino-filosofskaya evolyutsiya): avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Rostov-n/Donu, 2007.

13. Eskarkhanov G.L. Sufizm na Severo-Vostochnom Kavkaze: vozniknovenie, ideologiya, praktika: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Groznyi, 2011.

14. Magomedov M. 200-letie imama Shamilya i uroki istorii: doklad Predsedatelya Gosudarstvennogo Soveta RD na torzhestvennom zasedanii v g. Makhachkale 23 oktyabrya 1997. Makhachkala: Yupiter, 1997. S. 16-17.

15. AglarovM.A. Sel'skaya obshchina v Nagornom Dagestane v XVII-XIX v. M.: Nauka, 1988.

16. Adaty Dagestanskoi oblasti i Zakatal'skogo okruga / pod red. I.Ya. Sandrygailo. Makhachkala: IPTs DGU, 2011.

17. Antologiya pamyatnikov prava narodov Severnogo Kavkaza. T.2. Pamyatniki prava narodov Dagestana. M.: Prospekt, 2011.

18. Syukiyainen L.R. Shariat i obychai: problemy vzaimodeistviya. URL: http://www.gazavat.ru (data obrashcheniya: 11.02.2018).

19. Arbukhanov A.M. Islamizatsiya Dagestana i ee sotsial'nye posledstviya. Makhachkala, 2003.

20. Komarov A.V. Adaty i sudoproizvodstvo po nim // SSKG. Tiflis, 1868. Vyp. 1. Makhachkala: IPTs DGU, 2009.

21. Ibragimova P.A. Vakf v Dagestane: iz istorii form zemel'noi sobstvennosti: dis. ... kand. ist. nauk. Makhachkala, 1999.

22. Bobrovnikov V.O. Musul'mane Severnogo Kavkaza (obychai, pravo, nasilie). M., 2002.

23. Ismailov M.A. Formirovanie i razvitie prava narodov Dagestana (KhVII - nach. XX vv.): avtoref. ... d-ra yurid. nauk. M.,2005.

24. Pokrovskii N.I. Kavkazskie voiny i Imamat Shamilya. M., 2000.

25. Khronika Mukhammeda Takhira al-Karakhi o dagestanskikh voinakh v period Shamilya. M., 1941.

26. Ismailov M.A. Istoriya gosudarstva i prava Dagestana. Makhachkala, 2006.

Поступила в редакцию 9 февраля 2018 г.

Received 9 February, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.