Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА В XIX ВЕКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА'

ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА В XIX ВЕКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКОРПОРАЦИЯ / INCORPORATION / ШАРИАТ / SHARIA / АДАТ / ADAT / ПРАВО / LAW / ПРАВОВОЙ ПЛЮРАЛИЗМ / LEGAL PLURALISM / ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / FREE SOCIETY / ДЖАМААТ / JAMAAT / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э.К.

В статье анализируется феномен правового плюрализма в Дагестане в XIX веке и его влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана. Отмечается, что феномен правового плюрализма сложился в XIX веке после присоединения Дагестана к Российской империи и характеризуется симбиозом адата, шариата и российского права. Наравне с этим на формирование традиционного типа правовой культуры народов Дагестана оказали влияние и вольные общества (федеративные союзы вольных обществ). Сказано, что именно джамааты (вольные общества) стали основой формирования цивилистского типа правовой культуры. Автор обосновывает, что цивилистский тип правовой культуры дагестанцев является равновесным. Подчеркивается, что вольное общество предполагало сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение общественных и индивидуальных интересов. Отмечается, что хотя такое равновесие не носило неизменный стабильный характер, но оно существовало. Соответственно, такой тип правовой культуры, сложившийся в вольных обществах, вполне можно охарактеризовать как равновесный тип правовой культуры. Специфичностью цивилистского типа правовой культуры членов вольного общества является отличие от этатистского типа правовой культуры в слаборегламентирующих системах, где основой ощущения является чувство бесправности и незащищенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF LEGAL PLURALISM IN THE 19TH CENTURY AND ITS INFLUENCE ON THE LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN

This article analyzes the phenomenon of legal pluralism in Dagestan in the 19th century and its influence on the formation of legal culture of the peoples of Dagestan. It is noted that the phenomenon of legal pluralism emerged in the 19th century after the accession of the Republic of Dagestan of the Russian Empire and is characterized by a blend of Adat, Shariah and Russian law. On par with those on the formation of traditional legal culture of the peoples of Dagestan was influenced and free society (Federated unions of voluntary societies). It is noted that precisely occupiers (free society) became the basis of formation of legal culture type civilistskogo. The author proves that the Clinton legal culture type civilistskij is an equilibrium. Stresses that free society implied balanced interconnected control and limitation of public and individual interests. It is noted that although such a balance was not unchanging stable, but it existed. Accordingly, this type of legal culture in free societies could be described as equilibrium type of legal culture. The specificity of civilistskogo type of legal culture of the members of a free society is opposed to ètatistskogo type of legal culture in weak regulatory systems, where the basis of feeling is a sense of rights and insecurity.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА В XIX ВЕКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 342.4

ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА В XIX ВЕКЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОВУЮ

КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Джамалова Э.К., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, dgamalova@mail. ru

В статье анализируется феномен правового плюрализма в Дагестане в XIX веке и его влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана. Отмечается, что феномен правового плюрализма сложился в XIX веке после присоединения Дагестана к Российской империи и характеризуется симбиозом адата, шариата и российского права. Наравне с этим на формирование традиционного типа правовой культуры народов Дагестана оказали влияние и вольные общества (федеративные союзы вольных обществ). Сказано, что именно джамааты (вольные общества) стали основой формирования цивилистского типа правовой культуры. Автор обосновывает, что цивилистский тип правовой культуры дагестанцев является равновесным. Подчеркивается, что вольное общество предполагало сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение общественных и индивидуальных интересов. Отмечается, что хотя такое равновесие не носило неизменный стабильный характер, но оно существовало. Соответственно, такой тип правовой культуры, сложившийся в вольных обществах, вполне можно охарактеризовать как равновесный тип правовой культуры. Специфичностью цивилистского типа правовой культуры членов вольного общества является отличие от этатистского типа правовой культуры в слаборегламентирующих системах, где основой ощущения является чувство бесправности и незащищенности.

Ключевые слова: инкорпорация, шариат, адат, право, правовой плюрализм, вольное общество, джамаат, правовая культура.

UDK 342.4

THE PHENOMENON OF LEGAL PLURALISM IN THE 19TH CENTURY AND ITS INFLUENCE ON THE LEGAL CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN

Dzhamalova E.K., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, dgamalova@mail.ru

This article analyzes the phenomenon of legal pluralism in Dagestan in the 19th century and its influence on the formation of legal culture of the peoples of Dagestan. It is noted that the phenomenon of legal pluralism emerged in the 19th century after the accession of the Republic of Dagestan of the Russian Empire and is characterized by a blend of Adat, Shariah and Russian law. On par with those on the formation of traditional legal culture of the peoples of Dagestan was influenced and free society (Federated unions of voluntary societies). It is noted that precisely occupiers (free society) became the basis of formation of legal culture type civilistskogo. The author proves that the Clinton legal culture type civilistskij is an equilibrium. Stresses that free society implied balanced interconnected control and limitation of public and individual interests. It is noted that although such a balance was not unchanging stable, but it existed. Accordingly, this type of legal culture in free societies could be described as equilibrium type of legal culture. The specificity of civilistskogo type of legal culture of the members of a free society is opposed to etatistskogo type of legal culture in weak regulatory systems, where the basis of feeling is a sense of rights and insecurity.

Key words: incorporation, Sharia, Adat, law, legal pluralism, free society, Jamaat, legal culture.

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, основывающейся на ее генетической памяти и отражающей уровень развития и ментальность народа. Формирование правовой культуры является комплексной проблемой. Правовая культура является индикатором мо-

рально-правового климата общества и гарантом свободы личности. Правовая культура способствует гармоничному равновесию прав личности и ответственности перед обществом. Правовая культура является отражением правовой реальности, не совпадающей с данной реальностью полностью,

однако являющаяся ее имманентной частью. Правовая культура характеризует уровень развития правовой реальности общества.

В ситуации научного плюрализма необходимо определяться в методологических подходах. Так, например, профессор А.Х. Рамазанов считает, что по подобным научным проблемам необходим синтез формационного, цивилизационного и теологического подходов [1, с. 28-29].

Правовая культура народов Дагестана в XIX веке характеризовалась необычайной самобытностью и своеобразием. Специфичность правовой культуры народов Дагестана полностью отразилась на национальной правовой системе. Правовая система Дагестана XIX - начала XX века характеризуется симбиозом адата, шариата и российского права. Важно учитывать, что происходивший во второй половине XIX века процесс разрушения прежней системы правовых ценностей народов Дагестана не должен был опережать конструктивный процесс формирования новой альтернативной системы ценностей и норм. Для Российской империи, постоянно расширявшей свои границы, установившийся в Дагестане полиюридизм являлся стратегическим направлением государственной политики, последовательно и грамотно проводимой на Северном Кавказе.

Огромное влияние на формирование правовой культуры дагестанцев XIX века оказали движение имама Шамиля и присоединение Дагестана к Российской империи.

Тип правовой культуры народов Дагестана в XIX веке сформировался под влиянием сложившегося полиюридизма и членства в вольном обществе (федеративного союза вольных обществ).

Вторая половина XIX - начало XX вв. -время активного воздействия на правосознание и правовую культуру коренных народов Дагестана, которое осуществлялось с двух сторон: во-первых, со стороны российской администрации, проводившей на всем Северном Кавказе реформы в области правового регулирования, и, во-вторых, со стороны общины, которая с помощью как своих собственных общинных, так и введенных в этот период российской администрацией санкций пыталась воздействовать на правосознание дагестанцев. Проводимая российским правительством политика инкорпорации правовой системы Дагестана в правовую систему Российской империи проходила в свете полного признания и авторитета легитимности обычного права и шариата. Несмотря на то, что политика инкорпорации правовой системы Дагестана в правовую систему Российской Империи проводилась достаточно деликатно, тем не менее резкая, во многом полярная смена правовых ценностей в условиях предшествующего конфликта вызвала колоссальный социальный шок. При этом разрушались не только определенные реликты правосознания, но и традиционные духовные ориентиры, основанные на адатном и религиозном право-

сознании - справедливость, равенство, свобода.

Российская администрация, поддерживая в целом местную правовую практику и установив при этом всесторонний контроль за деятельностью традиционных судебных институтов, начала постепенно модернизировать горское правосознание и правовую культуру. Данный процесс включал в себя два основных момента: во-первых, введение для определенных слоев населения системы русского образования и воспитания и, во-вторых, создание новых судебных органов - горских словесных судов, которые применяли комбинированную систему наказания, включив в нее и адатную норму установления компенсации, и российские процессуальные нормы [2].

Отметим, что государственная политика Российской Империи, проводимая в Дагестане, отличалась особой толерантностью и доктринально-стью. Подобная терпимость объясняется политикой Российской империи к Дагестану, целью которой было не завоевание новых колоний (по примеру западноевропейских государств), а адаптация дагестанцев в российское правовое пространство в качестве равноправных поданных. Примером грамотности проводимой российским правительством политики является подготовка и издание в 1843 г. Временным отделением Собственной канцелярии императора "Свода мусульманских узаконений".

В то же время наблюдавшийся во второй половине XIX века кризис функционирования большинства общинных институтов затронул и традиционное право. Многие конфликты не заканчивались примирением сторон. В значительной степени это было связано с изменением структуры горского правосознания и правовой культуры. Но и российское законодательство также не смогло существенно изменить традиционное правосознание горцев, хотя колониальная администрация прилагала огромные усилия для того, чтобы постепенно трансформировать традиционные установки [3, с. 161]. Издание Свода оказало огромное влияние на формирование правосознания и правовой культуры народов Дагестана, так как составители "Свода мусульманских узаконений" тщательно систематизировали основы шариатского права и религиозные догмы.

Полиэтничность Дагестана оказала влияние на формирование как правовой культуры, так и правовой системы дагестанцев. Адатное право Дагестана отличалось большим своеобразием. Адаты довольно отчетливо отражали определенное состояние дагестанского общества, четкую сформиро-ванность сельских общин - джамаатов, в которых наравне с обычным правом действует и шариат. В основе адата лежала система этических ценностей, являвшаяся традиционной. Этические ценности народов Дагестана складывались под влиянием природно-географических, социально-

экономических и политических особенностей Дагестана. Дагестанцы были вынуждены выживать в

Э.К. ДЖАМАЛОВА

сложнейших горных условиях. Горы стали естественной основой для формирования горского правосознания и правовой культуры - постоянная готовность к действию, ответственность, жесткость, стабильность, рациональность, имманентное чувство самодостаточности. Однако эти же условия способствовали формированию в правосознании и правовой культуре дагестанцев и таких качеств, как стремление к независимости и свободолюбие. Эти качества сформировали особое формационное явление «свободный джамаат». Именно в джамаате (свободной общине) складывался специфический тип правовой культуры, который можно охарактеризовать как цивилистский (персоноцентристский). Подобный тип правовой культуры не был характерен для XIX - начала XX вв. В этот период преобладал этатистский (социоцентристский) тип правовой культуры. Цивилистский тип правовой культуры был основан на наличии в джамаатах народовластия и публичной власти, права джамааата. Каждый член джамаата был личностью, обладавший правами на основе индивидуальности как член этого общества. Источником права являлись не власть, а свободная воля членов джамаата. Право в джамаате - это воля всего народа и, в то же время, воля каждого члена джамаата. В подобной ситуации право являлось инструментом самоорганизации и упорядоченного поведения самостоятельных и независимых членов вольного общества.

В джамаате весьма ценным было понимание свободы - как состояния, исключающего вторжение одного члена общества в сферу свободы другого. В вольном обществе очень высока социальная ценность свободы. В вольных обществах приоритетным являлся принцип «разрешено все, что не запрещено». Хотя, надо отметить, что интересы джамаата были первостепенными для каждого члена вольного общества. Однако подобное отношение к публичным интересам было основано на добровольном и самостоятельном признании приоритета джамаатских правил и представляло собой достаточно гармоничное равновесие между вольным обществом и индивидом.

Вольное общество предполагало сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение общественных и индивидуальных интересов. Конечно, подобное равновесие не носило стабильного характера, но оно существовало. Соответственно, такой тип правовой культуры, сложившийся в вольных обществах, вполне можно охарактеризовать как равновесный тип. Вольное общество обеспечивало своим членам общеобязательность норм поведения. Существенное развитие в этот период получает самодетерминация.

Под равновесием в данном случае понимается состояние устойчивого покоя правовой культуры, являющееся следствием гармонического

сочетания правовых явлений. Подобное гармоническое сочетание в вольных обществах Дагестана было возможным лишь вследствие равноправного соотношения интересов джамаата и общечеловеческих ценностей и интересов каждого индивида общества. Джамаат, являлся суверенной горской территорией, определяющей большинство отличительных особенностей горского общества (в частности, и тип правовой культуры горцев). Джамаат имел довольно сложную внутреннюю структуру. Центральным элементом джамаата, сохраненным от предшествующего периода, являлся тухум, базирующийся на абсолютно других (семейно-родовых) структурных принципах.

Иным важным фактором является система адатной регламентации, чрезвычайно подробная, нормирующая все уровни и стороны поведения индивида в вольном обществе. Нормы адатов константно корректируются посредством джамаатских собраний. Однако одновременно с подобной нор-мированностью адаты достаточно строги, общеобязательны и высокоэффективны. Тем не менее, даже в ситуации жесткости адата, каждый член вольного общества чувствовал себя абсолютно свободным (невзирая на строгую регламентацию).

Цивилистский тип правовой культуры членов вольного общества отличается от этатистского типа правовой культуры в слабо регламентирующих системах, где основой ощущения является чувство бесправности и незащищенности. Таким образом, основанием индивидуальной свободы член джамаата считал суверенитет вольного общества, проявляющийся в правовой независимости, самоорганизации и абсолютном самоуправлении.

Хотя в XIX-XX вв. традиционное право народов Дагестана оказалось потесненным российским, затем советским законодательством и утратило свою системную ценность, но, тем не менее, некоторые нормы обычного права все же сохраняют свою актуальность.

Особенностью правосознания и правовой культуры народов Дагестана являлось то, что в нем необычайно глубоко закреплялось особое отношение к праву, что стало характерной, если не сказать традиционной чертой национального менталитета. С одной стороны, это отношение носило сакральный характер и, следовательно, право выступало как священная истина, являясь ее источником и одновременно отождествляясь с истиной и правдой. Право и закон воспринимались как установления свыше. Однако, с другой стороны, такая идея закона несла в себе элементы практической необходимости в мировосприятие людей и никогда не воспринималась народом как высшая справедливость, а расценивалась им всего лишь как атрибут высшей власти государства. Именно здесь проявляется одна из наиболее ярких черт дагестанского характера - стремление к воле и духовной свободе.

Таким образом, именно эти существенные ного цивилистского типа правовой культуры наро-черты способствовали формированию традицион- дов Дагестана в XIX веке.

Литература

1. Рамазанов А.Х. Синтез методологических подходов в исследовании права и государства имамата Шамиля // Вестник ДГУ. 2011. Вып. 2. Право. С. 28-29.

2. Бабич И. Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000.

3. Бондарева О.Л. Адаты горцев Северного Кавказа как источник изучения социально-правовых отношений этих народов // Северо-Кавказский юридический вестник. 2005. № 4.

4. Джамалова Э.К. Преемственность институтов обычного права и их влияние на формирование правовой культуры народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 3. С. 20-27.

5. Джамалова Э.К. Проблемы исследования правовой культуры народов Дагестана // Lex Russica (РУССКИЙ ЗАКОН). 2013. № 6. С. 587-600.

6. Исмаилов М.А., Мусаева Д.Ю. Аккультурация как основной фактор трансформации правовой системы // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. С. 24-28.

7. Исмаилов М.А., Багомедова Л.С. Институты обычного права Дагестана: историко-правовой анализ // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 27-34.

8. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

9. Магомедов З.А. Правовой статус горца по дагестанским адатам. Махачкала, 2002.

10. Шапсугов Д.Ю. Обеспечение органичности государственно-правового развития народов в процессе модернизации российского государства и права // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3.

11. Небратенко Г.Г. Обычно-правовая система традиционного общества. М., 2011.

References

1. Ramazanov A.Kh. Sintez metodologicheskikh podkhodov v issledovanii prava i gosudarstva imamata Shamilya // Vestnik DGU. 2011. Vyp. 2. Pravo. S. 28-29.

2. Babich I. L. Pravovoi plyuralizm na Severo-Zapadnom Kavkaze. M., 2000.

3. Bondareva O.L. Adaty gortsev Severnogo Kavkaza kak istochnik izucheniya sotsial'no-pravovykh otnoshenii etikh narodov // Severo-Kavkazskii yuridicheskii vestnik. 2005. № 4.

4. Dzhamalova E.K. Preemstvennost' institutov obychnogo prava i ikh vliyanie na formirovanie pravovoi kul'tury narodov Dagestana // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2012. № 3. S. 20-27.

5. Dzhamalova E.K. Problemy issledovaniya pravovoi kul'tury narodov Dagestana // Lex Russica (RUSSKII ZAKON). 2013. № 6. S. 587-600.

6. IsmailovM.A., Musaeva D.Yu. Akkul'turatsiya kak osnovnoi faktor transformatsii pravovoi sistemy // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 3. S. 24-28.

7. Ismailov M.A., Bagomedova L.S. Instituty obychnogo prava Dagestana: istoriko-pravovoi analiz // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 3. S. 27-34.

8. Misrokov Z.Kh. Adat i shariat v rossiiskoi pravovoi sisteme: Istoricheskie sud'by yuridiche-skogo plyuralizma na Severnom Kavkaze. M., 2002.

9. Magomedov Z.A. Pravovoi status gortsa po dagestanskim adatam. Makhachkala, 2002.

10. Shapsugov D.Yu. Obespechenie organichnosti gosudarstvenno-pravovogo razvitiya narodov v protsesse modernizatsii rossiiskogo gosudarstva i prava // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 3.

11. Nebratenko G.G. Obychno-pravovaya sistema traditsionnogo obshchestva. M., 2011.

Поступила в редакцию 19 октября 2015 г.

Received 19 October, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.