Научная статья на тему 'Политико-правовые основания создания и функционирования ШОС'

Политико-правовые основания создания и функционирования ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ШОС / НАЦИОНАЛНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гo Ч.

Работа посвящена созданию ШОС, которая представляет собой многостороннее взаимодействие государств в целях обеспечения безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Препринят анализ международно-политических условий создания и функционирования ШОС, а также предпринята попытка выявить современные тенденции в развитии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND LEGAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION AND FUNCTIONING OF THE SCO

The work is devoted to the creation of the SCO, which is a multilateral interaction of states to ensure security at the global, regional and national levels. It takes an analysis of the international political conditions for the creation and functioning of the SCO, as well as an attempt to identify current trends in the development of the organization

Текст научной работы на тему «Политико-правовые основания создания и функционирования ШОС»

01.07.2017); Мчедлова М.М. Социальная консолидация российского общества: роль религиозного фактора // Вестник Российской нации. 2015. № 3 (41). С. 65-80.

11. Консолидирующие идентичности и модер-низационный ресурс в Татарстане [Электронный ресурс]. М.: Институт социологии РАН, 2012. С. 47.

12. Мчедлова М.М. Указ. соч. С. 66.

13. Содохин А.П. Этнология: учебник. М., 2006, С. 263.

14. Мчедлова М.М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2016. Т. 2. Вып. № 3(9). С. 40-44.

15. О чем мечтают россияне: идеал или реальность / Отв. ред. М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова. М.: Весь Мир, 2013.

16. Российская повседневность в условиях кризиса / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Альфа-М, 2009.

17. Социокультурные и социоструктурные факторы межэтнической напряженности в регионах Российской Федерации: результаты исследования // ИНАБ. 2016. № 2. [Электронное издание] / [М. Ф. Черныш и др.]; Отв. редактор М.Ф. Черныш. М.: Институт социологии РАН. С. 46.

18. Мосина В.В. Причины межэтнической напряженности в этнонациональных конфликтов в современном российском обществе // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина. 2010. № 2. С. 69.

19. Социальные факторы межэтнической напряженности в России: монография / [М. Ф. Черныш и др.]; отв. ред. Ю.Б. Епихина, М.Ф. Черныш. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2017. - 336 с.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ШОС

ГО Ч.

аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова

POLITICAL AND LEGAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION AND FUNCTIONING OF THE SCO

Go Ch.

post-graduate student of the Department of Political Science of the East Institute of Asian and African Affairs of Moscow State University Lomonosov

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена созданию ШОС, которая представляет собой многостороннее взаимодействие государств в целях обеспечения безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Пре-принят анализ международно-политических условий создания и функционирования ШОС, а также предпринята попытка выявить современные тенденции в развитии организации.

ABSTRACT

The work is devoted to the creation of the SCO, which is a multilateral interaction of states to ensure security at the global, regional and national levels. It takes an analysis of the international political conditions for the creation and functioning of the SCO, as well as an attempt to identify current trends in the development of the organization.

Ключевые слова: ШОС, националная безопасность, региональное сотрудничество, интеграция, международные отношения.

Keywords: SCO, national security, regional cooperation, integration, international relations.

26 апреля 1996 г. главы КНР, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали «Соглашение между Российской Федерацией, республикой Казахстан, Киргизской республикой, республикой Таджикистан и Китайской народной республикой об укреплении доверия в военной области в районе границ». Соглашение подтверждило «взаимное неприменение силы или угрозы силой, отказ от одностороннего военного превосходства», обмен информации «о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск», ограниче-

ние масштабов, географических пределов и количества войсковых учений, уведомление о военных действиях в 100-километровой географической зоне по обе стороны от линии границы, определяет порядок связи стран-участниц соглашения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вопросов и сомнений, а также возможности контроля данного Соглашения1.

В тексте Соглашения указывается его соотнесённость с «Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики,

1 «Соглашение между Российской Федерацией, республикой Казахстан, Киргизской республикой, республикой Таджикистан и Китайской народной республикой об укреплении доверия в военной области в районе границ»

от 26 апреля 1996 г. (Ратифицировано: Федеральный закон от 26 мая 1997 г. N 87-ФЗ), г. Шанхай. URL: http://docs.cntd.ru/document/901763237

о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы» от 24 апреля 1990 года. Это Соглашение стало результатом длительных переговоров двух стран, начавшихся ещё в 60-е гг. XX века. Заключительный этап переговоров 1987-1991 гг. возглавлял выдающийся советский и российский дипломат и китаевед, привнёсший исключительный вклад в развитие отношений двух соседних держав, И.А. Рогачёв и китайский дипломат, а в последствии седьмой министр иностранных дел Китая, Цянь Цичэнь2. Документ регламентирует обмен информацией «о дислоцированных в районе советско-китайской границы войсках... сокращение вооруженных границ в районе советско-китайской границы до минимального уровня...», а также определяет «пределы для вооруженных сил Сторон, остающихся в районе советско-китайской границы3. Именно это Соглашение стало гарантом того, что дислоцированные в районе советско-китайской границы войска Сторон по своей структуре были способны выполнять лишь оборонительные задачи и были лишены способности осуществлять внезапное нападение и вести наступательные операции.

Ровно через год после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области Стороны с целью углубления военного сотрудничества подписали «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы», которое получило также название «Московское соглашение». Соглашение определяет географические пределы и два чувствительных района (Хабаровский и Владивостокский), устанавливает систему контроля и характер формирования инспекционных групп стран-участников Соглашения4.

Подписанные в 1996-1997 гг. Соглашения, несомненно, стали основополагающими документами на пути к созданию ШОС, которые не только обеспечили климат доверия в области безопасности, но и обусловили создание и усовершенствование многостороннего формата России, Китая и трёх стран Центральной Азии.

Начиная с 1996 г. стали ежегодно проводится встречи в пятистороннем формате. Таким образом возник консультативный механизм «Шанхайская

пятёрка». Расширение сотрудничества было ознаменовано созданием совместной контрольной группы (СГК), построенной по формуле «Россия -Китай + 3». Основной функцией группы стало проведение совместных инспекций в 100-км зонах предсказуемости и транспарентности военной деятельности. После образования ШОС в 2001 году СГК сохранила первоначальный пятисторонний формат.

Заявление о присоединении Узбекистана к существовавшим и наработанным механизмам в формате «Шанхайской пятёрки» было подписано 15 января 2001 года5. А 6 января стороны подписали Декларацию о создании Шанхайской организации. Документ определяет основные сферы сотрудничества: «укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка»6, регламентирует порядок встреч глав государств и глав правительств. Особо отмечается в Декларации, что ШОС не является политическим союзом и её действия не направлены против других государств и регионов.

В целях соблюдения принципа равноправия принцип консенсуса был установлен как основа принятия решений. Декларация также регламентировала учреждение региональной антитеррористической структуры в г. Бишкеке и создание Совета национальных координаторов (СНК), в рамках которого был разработан основной документ ШОС -«Хартия Шанхайской организации сотрудничества».

Хартия была подписана через год после создания ШОС на втором саммите глав государств-членов в Санкт-Петербурге, состоит из 26 статей и подробно описывает цели и задачи, принципы, направления сотрудничества, действующие органы, порядок финансирования, членство, взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, правоспособность, способ принятия решений, исполнение решений,

2 Рогачёв И.И., Кутовая Е.А. Дипломат Игорь Рогачёв: Сборник воспоминаний. - М.: «Международные отношения», 2015. - 215 с.

3 «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы» от 24 апреля 1990 г., г. Москва. URL: http://docs.cntd.ru/document/901729235

4 «Соглашение между Российской Федерацией, Респуб-

ликой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой

Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы»

от 24 апреля 1997 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901779315

5 «Совместное заявление Глав Государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан» от 15 января 2001 г. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=84

6 Декларация о создании Шанхайской организации со-трудничестваДекларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества от 14 июня 2001 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406

постоянных представителей, привилегии и иммунитеты, официальные и рабочие языки, способы разрешение споров, порядок внесения изменений и дополнений'.

Согласно Хартии, к основным задачам ШОС относятся: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе; содействие построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а так же незаконной миграцией; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической; торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе; координация подходов при интеграции в мировую экономику; содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальными законодательствами; поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании; совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке. Процедура регистрации Хартии ШОС в Секретариате ООН, а самой организации - в качестве наблюдателя в Генеральной Ассамблее - ознаменовало процесс завершения ин-ституционализации Организации.

Очевидно, что одной из важных сфер сотрудничества Организации как во время создания ШОС, так и в процессе её развития было противодействие «силам трёх зол»8: терроризму, сепаратизму и экстремизму. В 1999 г. на саммите «Шанхайской пятёрки» в Бишкеке стороны поддержали российскую инициативу о создании механизма регулярных встреч руководителей правоохранительных органов и спецслужб, министров иностранных дел и министров обороны. А в 2000 г. в Москве стороны провели консультации по ситуации в Афганистане. Таким образом, работа над Конвенцией о борьбе с

7 «Хартия Шанхайской организации сотрудничества» от

7 июня 2002 г. URL: http://kremlin. ru/supplement/3450

8 Филатов С. ШОС в Бишкеке: Азия хочет интеграции и безопасности. Мешают этому "три силы зла" URL: http://serfllatov.liveiournal.com/1341732.html

9 «Глубочайшее возмущение и негодование», вызванное террористическими актами в США 11 сентября 2001 г., и

совместное отношение стран-членов ШОС к подобным «варварским действиям» описано в совместном «Заявлении Глав Правительств государств-членов Шанхайской

терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом началась ещё за два года до террористических атак в Нью-Йорке9.

Как в то время, так и на данный момент в теории международных отношений ещё не существует конкретного и чётного определения понятий терроризм, сепаратизм и экстремизм. Неспособность международного сообщества договориться о чётком разграничении этих понятий, по мнению большинства китайских учёных, порождает слабость сотрудничества в борьбе с терроризмом. Так, Конвенция по сути являлась первой попыткой разграничения понятий терроризма, сепаратизма и экстремизма и этим внесла вклад не только в расширение взаимодействия в рамках ШОС, но и в углубление изучения проблематики терроризма в целом. Также Конвенция определила порядок антитеррористического взаимодействия Центральных компетентных органов Сторон. Ещё одной реакцией на возрастание террористической угрозы в рамках ШОС стало начало проведений антитеррористических учений, которые, начиная с августа 2003 г.10, стали ежегодными.

Процесс структуризации ШОС как новой международной организации завершился к 2004 г. На встрече глав государств-членов ШОС 29 мая 2003 г. в Москве были одобрены документы, регламентирующие деятельность уставных органов ШОС, утверждена кандидатура первого Исполнительного секретаря ШОС, кем стал выдающийся китайский дипломат Чжан Дэгуан, подписано Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета ШОС. Уже в конце сентября 2003 г. на второй встрече глав правительств стран-участниц организации, проходившей в Пекине, была принята Долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная на срок до 2020 г., которая предусматривает создание в перспективе благоприятных условий для свободного движения капиталов, товаров, технологий и услуг.

Окончание начального этапа становления ШОС знаменовалось созданием нормативно-правовой базы. Уже через три года после подписания Декларации о создании ШОС была сформирована организационно-структурная вертикаль, которая с незначительными изменениями действует до сих пор. Она включает регулярные заседания советов глав государств (СГГ), правительств (СГП), внешнеполитических служб (СМИД), руководителей отраслевых министерств и ведомств, национальных координаторов (СНК), а так же встречи экспертов и рабочих групп.

организации сотрудничества» от 14 сентября 2001 г. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=85

10 Первые антитеррористические учения в рамках ШОС «Взаимодействие-2003» прошли в августе 2003 г. на территории Казахстана и Китая. Подробнее: Антитеррористические учения ШОС//СКТУ Русский. - 2010.: http://russian.cntv.cn/program/news ru/20100901/10399 l.shtml

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств. Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Председательство на заседании Совета осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Место проведения встречи определяется, как правило, по алфавитному порядку (русскому) из списка государств - членов ШОС. Если Совет принимает решение о создании других органов ШОС, то юридически это решение оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав правительств государств-членов ШОС собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Председательство на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание.

Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы настоящей деятельности Организации, к которым относятся подготовка заседания Совета глав государств, разработка мер по практической реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета. Председатель СМИД при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета.

Помимо заседаний Совета глав государств (СГГ), правительств (СГП) и внешнеполитических служб (СМИД), действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и выполняет следующие функции11:

1. координация, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации;

2. взаимодействие с постоянными представителями, разработка документов по согласованию с Советом национальных координаторов, как проекты повестки дня предстоящих заседаний и/или совещаний органов ШОС;

3. во взаимодействии с Советом национальных координаторов организация консультации экспертов государств - членов по проектам документов,

представляемых для рассмотрения на заседаниях и/или совещаниях органов ШОС;

4. организационно-техническое обеспечение заседаний и/или совещаний органов ШОС в соответствии с установленными ими регламентами и во взаимодействии с государством, на территории которого проводится встреча.

5. депозитарий документов, принятых в рамках ШОС;

6. подготовка информационного бюллетеня Секретариата, веб-сайта Секретариата и обеспечение его скоординированности с веб-сайтом РАТС ШОС и веб-сайтом регионального экономического сотрудничества ШОС, Секретариат на регулярной основе устраивает брифинги для представителей печатных и электронных средств массовой информации;

7. обеспечение предварительной юридической и финансовой экспертизу договорных и нормативных документов, разрабатываемых в рамках ШОС;

8. подготовка полугодовых сводных планов совместно с РАТС ШОС;

9. протокольное обеспечение деятельности Генерального секретаря;

10. обеспечение координации сотрудничества Организации с наблюдателями и партнерами по диалогу в соответствии с нормативно-правовыми документами ШОС.

11. взаимодействие с неправительственными структурами в рамках ШОС;

12. реализация найма научных экспертов для выполнения исследовательских работ по темам, представляющим интерес для ШОС, а также организации научных симпозиумов и конференций.

13. Организация и координация деятельности Миссии наблюдателей от ШОС в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах.

Таким образом, на современном этапе развития ШОС представляет собой один из оптимальных механизмов межгосударственного взаимодействия в сфере безопасности. Изминение баланса сил на международной арене увеличивает роль организации особенно в Центральной Азии. Меняющиеся глобальные, региональные и внутриполитические обстоятельства делают исследование проблем организации весьма актуальными.

Литература

1. Антитеррористические учения ШОС/CNTV Русский. - 2010.: http://russian.cntv.cn/program/news ru/20100901/ 103991.shtml

2. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничестваДекларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества от 14 июня 2001 г. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406

11 Общие сведения о Секретариате ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/secretariat/20151208/16829.html

3. Общие сведения о Секретариате ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/secretariat/20151208/16829.h tml

4. Рогачёв И.И., Кутовая Е.А. Дипломат Игорь Рогачёв: Сборник воспоминаний. - М.: «Международные отношения», 2015. - 215 с.

5. «Соглашение между Российской Федерацией, республикой Казахстан, Киргизской республикой, республикой Таджикистан и Китайской народной республикой об укреплении доверия в военной области в районе границ» от 26 апреля 1996 г. (Ратифицировано: Федеральный закон от 26 мая 1997 г. N 87-ФЗ), г. Шанхай. URL: http://docs.cntd.ru/document/901763237

6. «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы» от 24 апреля 1990 г., г. Москва. URL: http://docs.cntd.ru/document/901729235

7. «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской

Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» от 24 апреля 1997 г. URL:

http://docs.cntd.ru/document/901779315

8. «Совместное заявление Глав Государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан» от 15 января 2001 г. URL: http://www. sectsco.org/RU123/show. asp?id=84

9. «Совместном заявление Глав Правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» от 14 сентября 2001 г. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=85

10. Филатов С. ШОС в Бишкеке: Азия хочет интеграции и безопасности. Мешают этому "три силы зла" URL: http://serfilatov.livejournal.com/1341732.html

11. «Хартия Шанхайской организации сотрудничества» от 7 июня 2002 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/3450

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ БРИКС

Сун И.

аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова

GEOPOLITICAL CONDITIONS OF BRIX DEVELOPMENT

Soong I.

post-graduate student of the Department of Political Science of the East Institute of Asian and African Affairs of Moscow State University Lomonosov

АННОТАЦИЯ

Создание объединения БРИКС обусловлено рядом факторов, среди которых современный процесс глобализации имеет главное значение. Его роль в современных условиях развития будет только возрастать. Объединенные ресурсы государств формируют общий потенциал противодействия традиционным и новым угрозам, содействию стабильного экономического развития.

ABSTRACT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The creation of the BRICS is due to a number of factors, among which the modern process of globalization is of paramount importance. His role in the current conditions of development will only increase. The combined resources of states form a common potential to counter traditional and new threats, and promote stable economic development.

Ключевые слова: БРИКС, международные отношения, ресурсы, терроризм, растующие экономики, стратегическое партнерство.

Keywords: BRICS, international relations, resources, terrorism, growing economies, strategic partnership.

Образование объединения «БРИКС» из пяти государств - Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР - является новым событием глобального развития. Модель сотрудничества «БРИКС» не только отражает значительные особенности развития развивающихся экономик стран, но и знаменует создание многочисленных структур межрегионального сотрудничества, что в будущем будет содействовать созданию новой структуры власти, также будет и далее поощрять страны «БРИКС» к собствен-

ному совершенствованию и развитию нового международного политического и экономического порядка, содействовать рационализации процесса.

Концепция образования и механизмы сотрудничества стран-членов есть результат глубоких сдвигов в глобальной экономике с внушительной мощью развивающихся держав БРИКС. Китайская экономика занимает особо важное место в этом историческом трансформационном процессе, посреднически влияет на скорые и прямодушные мирные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.