Научная статья на тему 'Шанхайская организация сотрудничества (правовые аспекты)'

Шанхайская организация сотрудничества (правовые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1252
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / ДЕКЛАРАЦИЯ / УЧАСТНИКИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SHOS / DECLARATION / PARTICIPANTS / COOPERATION / REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косякова Н. И., Осавелюк А. М.

Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность ШОС, раскрыты основные направления сотрудничества в рамках рассматриваемого интеграционного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHANGHAI ORGANIZATION OF COOPERATION (LEGAL ASPECTS)12Russian state trade and economic university

In article the main regulations regulating activity of SCO are considered, the main directions of cooperation within considered integration association are opened.

Текст научной работы на тему «Шанхайская организация сотрудничества (правовые аспекты)»

18. Положения Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.) в кн. : Правовое обеспечение противодействия терроризму. Сборник документов. Нальчик. 2009, С. 16—21.

19. Плотников А.В. Проблемы международно-правовой ответственности за преступление международного терроризма // Актуальные проблемы современного международного права.

20. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции кафедры международного права. 10—11 апреля 2009 г., М.: Российский университет дружбы народов. 2010, С. 500-509, и др.

21. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемых на море (терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления). М., 2001, С. 204-205.

22. Резяпов Н, Симонов А. Международный терроризм на море // Морской сборник. № 1, 2004 и др.

23. United Nations, Treaty Series, 1992. Р. 249-261.

Действующее международное право. Т 3, М.: изд-во

МНИМП, 1997, С. 576-579, С. 579-584.

24. Эфендиев О.Ф. О проблематике сотрудничества и партнерства в международном праве // Транспортное право. № 4. 2005. Баку, С. 6-22.

25. Куршев М. Морское пиратство — разновидность международного терроризма // Уголовное право. № 4. 2006. С. 131-134.

26. Хатам-заде Ф.Э. Международно-правовая квалификация преступления пиратства как разновидности международного терроризма // Евразийский юридический журнал, № 1 (8). 2009 и др.

27. Сайт интернет-издания «Капитал страны» http:// kapital-rus.ru

28. Соответственно №№: 1816 от 2 июня, 1838 от 7 октября, 1846 от 2 декабря и 1851 от 16 декабря 2008 г.

29. Неуязвимость сомалийских пиратов — миф, придуманный политиками и военными // URL: http//www. morprom. ru/articles/13904 (дата обращения 31 марта 2010 г.)

30. Сайт интернет-издания «Капитал страны» - http:// kapital-rus.ru

31. Сайт интернет-издания «Капитал страны» - http:// kapital-rus.ru.

32. Лавлинская А.Н. Пиратство и терроризм на море: правовые параллели // Российский ежегодник международного права. 2010, СПб., 2011, С. 376.

33. Соч. А.Л. Колодкина и В.Н. Гуцуляка, С. 139.

ШАНХАЙСКАЯ организация

СОТРУДНИЧЕСТВА (правовые аспекты)

Н.И. КОСЯКОВА,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного права Российского государственного гуманитарного университета

А.М. ОСАВЕЛЮК, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Российского государственного торгово-экономического университета 12.00.10 - международное право; европейское право

[email protected] [email protected]

Аннотация: Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие деятельность ШОС, раскрыты основные направления сотрудничества в рамках рассматриваемого интеграционного объединения. Ключевые слова: ШОС, декларация, участники, сотрудничество, региональная интеграция

SHANGHAI ORGANIZATION OF COOPERATION (LEGAL ASPECTS)

N.I. KOSYAKOVA,

doctor of jurisprudence, professor, head of the department of private law of Russian State Humanitarian University

A.M.OSAVELYUK,

doctor of jurisprudence, professor of chair of a constitutional law of the Russian state trade and economic university

Annotation. In article the main regulations regulating activity of SCO are considered, the main directions of cooperation within considered integration association are opened. Keywords: SHOS, declaration, participants, cooperation, regional integration

15 июня 2001 г. в г. Шанхае была подписана Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. В ее состав вошли следующие государства: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.

14 июня 2001 г. в совместном заявлении глав государств-участников было отмечено, что созданная как постоянно действующая межправительственная международная организация, ШОС является приемником духа и принципов, на основе которых осуществлялось взаимодействие в рамках «Шанхайской пятерки»1.

Основными целями Шанхайской организации сотрудничества являются: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка2.

Основные направления деятельности в рамках союза: взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической области, диверсификация его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе; развитие экономического партнёрства, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработка долгосрочных программ многостороннего торгово-экономического сотрудничества; укрепление механизма консультирования и координации действий по региональным вопросам и международной проблематике; оказание взаимной поддержки и налаживание сотрудничества по важнейшим международным и региональным вопросам, в целях укрепления мира и стабильности в регионе и во всем мире, для сохранения глобального стратегического баланса и стабильности в международных отношениях.

В качестве государств-наблюдателей участвуют: Индия, Иран, Монголия, Пакистан.Партнерами по диалогу являются: Беларусь, Шри-Ланка.

Интересно, что общая площадь государств, имеющих членство в ШОС, составляет около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а на-

1 Совместное заявление глав государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан (Шанхай, 14 июня 2001 г.) // Дипломатический Вестник. 2001. №7. С. 26-27.

2 Декларация о создании «Шанхайской организации

сотрудничества»(Принята в г. Шанхае 15.06.2001)// Дипломатический вестник. 2001. № 7. С. 27 - 29.

селение — 1,5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Структура исполнительных органов ШОС разнообразна и складывается исходя из задач, которые ставит перед собой организация и определяет уровень институционального развития ШОС:

♦ Совет глав государств-членов (СГГ);

Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП);

♦ Совет национальных координаторов государств-членов ШОС(СНК);

Постоянно действующие органы: Секретариат и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры.

Решение ключевых вопросов является компетенцией Совета глав государств-членов — высшего органа в ШОС. Периодичность заседания — раз в год для принятия решений и указаний по основным направлениям деятельности ШОС.

Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС3.

В рамках организации действует Совет глав правительств государств-членов ШОС, который также собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений деятельности организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, утверждения ежегодного бюджета организации.

С целью координации сотрудничества и организации взаимодействия в работе организации предусмотрена возможность проведения встреч и взаимных консультаций на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров.

Координацию и управление текущей деятельности в организации осуществляет Совет национальных координаторов государств-членов ШОС. В его компетенции проведение необходимой подготовки заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Порядок назначения координаторов определяется каждым государством-членом самостоятельно, в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

3 Статья 5 Хартии Шанхайской организации сотрудничества// Бюллетень международных договоров. 2007. № 1. С. 8-17.

Постоянно действующими исполнительными органами ШОС является Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) и Секретариат.

Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества является постоянно действующим органом, его основными задачами и функциями являются борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Порядок деятельности Исполнительного комитета РАТС регулируется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, документами и решениями, принятыми в рамках ШОС1.

Секретариат, являясь постоянно действующим административным органом ШОС, осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации, обеспечивает предварительную юридическую и финансовую экспертизу договорных и нормативных документов, разрабатываемых в рамках ШОС, осуществляет функции депозитария документов, принятых в рамках ШОС.

В целях решения вопросов экономической глобализации, содействия всестороннему и сбалансированному экономическому росту государств-членов ШОС, координации подходов при интеграции в мировую экономику, поощрения эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, науки и инновационных технологий, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес, 14 июня 2006 г. в Шанхае, в соответствии с решением Совета глав государств-членов ШОС, был учрежден Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества.

Выступая неправительственной структурой, Деловой совет призван объединить наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества шести стран с целью расширения экономического сотрудничества в рамках организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами

1 Соглашение между государствами-членами Шанхай-

ской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (Заключено в г. Санкт-Петербурге

07 июня 2002 г.)// Московский журнал международного

права. 2003. № 1. С. 285-294.

государств-членов ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов. В связи с этим, в ходе работы глав правительств государств-участников ШОС в 2003 г. принята «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» и утвержден План мероприятий по выполнению Программы2.

На Сессиях ДС проводятся Форумы промышленников и предпринимателей государств-участников ШОС. Формат таких встреч связан с реализацией принципа регионального сотрудничества в целях развития торгово-экономических отношений, позиционирования бизнеса стран-участниц для определения возможности экономического сотрудничества, его масштаб, интенсивность и эффективность развития, а также взаимосочетание интересов бизнес-сообщества.

На состоявшейся в Москве 26 октября 2005 г. встрече глав правительств государств-членов ШОС был подписан Протокол о конституализации Делового совета в качестве одного из ключевых инструментов Шанхайской организации сотрудничества3.

Как отметил на этой встрече Президент России В.В. Путин: «Экономические связи — это важнейшая основа межгосударственных отношений, это множество прочных нитей, которые тесно объединяют страны и народы на принципах созидательного сотрудничества, на принципах уважения друг друга и взаимной выгоды. У наших стран уже есть богатые традиции общих дел и начинаний, но сегодня нужно максимально использовать открывающиеся возможности для того, чтобы вместе добиваться еще больших успехов». По его словам, все главы государств — членов ШОС не раз отмечали, что наше экономическое сотрудничество может быть масштабным и многоплановым, развиваться на основах взаимодополняемости и растущей кооперации4.

2 План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Утвержден Решением Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества №35 от 30 октября 2008 г.

3 Положение о Деловом совете государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Утверждено Решением Сессии Делового совета государств-членов ШОС 14 июня 2006 г., г. Шанхай.

4 По материалам официального сайта Председателя Правительства РФ: http://premier.gov.ru/events/news

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.