Научная статья на тему 'Путь к образованию Шанхайской организации сотрудничества как межправительственной международной организации'

Путь к образованию Шанхайской организации сотрудничества как межправительственной международной организации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОЖДЕНИЕ "ШАНХАЙСКОЙ ПЯТЕРКИ" / НОВАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ / НАРКОТРАФИК / ШОС / СОВЕТ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШОС / ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ / РЕАЛИИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ризоев Бурхон Мирзоевич, Юсупов Мирзо Юсупович

The article is dedicated to the causes and history of formation of Shanghai cooperation organization, which became the beginning of transition of cooperation of states-participants to the new stage of development, which meet the tendency of modern epoch, realities of Central Asian regions, root interests of people of all states-participants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY TO THE FORMATION OF SHANGHAI ORGANIZATION FOR COOPERATION AS INTERGOVERNMENTAL AND INTERNATIONAL ORGANIZATION

The article is dedicated to the causes and history of formation of Shanghai cooperation organization, which became the beginning of transition of cooperation of states-participants to the new stage of development, which meet the tendency of modern epoch, realities of Central Asian regions, root interests of people of all states-participants.

Текст научной работы на тему «Путь к образованию Шанхайской организации сотрудничества как межправительственной международной организации»

РИЗОЕВ БУРХОН МИРЗОЕВИЧ-

доктор исторических наук, профессор, ЮСУПОВ МИРЗО ЮСУПОВИЧ-

кандидат филологических наук, доцент ТГУПБП.

ПУТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рождение "шанхайской пятерки" вызвала новая геополитическая реальность, сложившаяся после распада СССР. Появились новые независимые государства, планета двинулась к однополярному миру, в Центрально-азиатском регионе возникло множество новых угроз: исламский фундаментализм, международный терроризм, торговля оружием, наркотрафик. Кроме того, "холодная война" оставила после себя стойкое взаимное недоверие и горы оружия. Должна была измениться и система международных отношений. Проблемы региональной безопасности понадобилось решать по-новому.1

Первая проблема, которую пришлось "разгуливать", - напряженность на границах между бывшими республиками бывшего Союза и Китаем. В апреле 1996 года главы пяти государств, встретившись в Шанхае, подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной области и приступили к решению этой проблемы. Так родилась "пятёрка". Толчком к образованию Шанхайской организации сотрудничества послужили встречи глав государств так называемой "Шанхайской пятерки", в которую входили Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, далее, в 2001 г., сюда был включен и Узбекистан.

В 1996 - 1997 гг. ими были подписаны два Соглашения ("Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах" и "Соглашение о взаимном сокращении вооружённых сил в приграничных районах"), заложивших основания для деятельности этого форума. Содержание ежегодных встреч, проводившихся поочередно в каждой из стран-участниц, постепенно расширялось. От обсуждения вопросов взаимодействия в пограничных районах главы государств перешли к рассмотрению проблемы организации всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах.2

15 июня 2001 года главы государств-членов "Шанхайской пятерки" и президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече в Шанхае приняли

1 Калиева Д.А. «Шанхайская пятерка»: состояние и перспективы // Центральная Азия: политика и экономика. 2001. № 5-6.

2 Краткие сведения о ШОС //http://www.sectsco.org

решение об институционализации форума путём создания Шанхайской организации сотрудничества.

14 сентября того же года в Алма-Ате состоялась первая встреча глав правительств государств-членов ШОС. Они подписали "Меморандум между правительствами государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций", а также объявили об официальном создании в рамках ШОС механизма регулярных встреч глав правительств.

7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге на саммите ШОС главы государств-участников приняли "Хартию Шанхайской организации сотрудничества", где были зафиксированы цели, принципы и основные положения организации.

Прообраз ШОС - механизм "Шанхайской пятёрки", изначально получил развитие на базе укрепления доверия и сокращения военной силы в приграничных районах КНР с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества

Главы государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, высоко оценивая позитивную роль " Шанхайской пятёрки" за пять лет её существования в продвижении и углублении отношений добрососедства, взаимного доверия и дружбы между государствами-участниками, упрочении безопасности и стабильности в регионе, содействии совместному развитию, единодушно считая, что создание и развитие "Шанхайской пятёрки" отвечало нуждам человечества и исторической тенденции к миру и развитию в условиях, сложившихся после окончания "холодной войны", раскрыло огромный потенциал добрососедства, единения и сотрудничества через взаимоуважение и взаимное доверие между государствами, принадлежащими к разным цивилизациям и являющимися носителями разных культурных традиций, особо отмечая, что подписанные в Шанхае и Москве, соответственно, в 1996 и 1997 годах главами Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а также итоговые документы, подписанные в ходе встреч в Алма-Ате (1998г.), Бишкеке (1999г.) и Душанбе (2000г.), внесли важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире, значительно обогатили практику современной дипломатии и регионального сотрудничества, оказали широкое и позитивное влияние на международное сообщество, будучи твёрдо убеждёнными в том, что в условиях динамичного развития процессов политической много -полярности, экономической и информационной глобализации в XXI веке перевод механизма "Шанхайской

пятёрки" на более высокий уровень сотрудничества будет способствовать более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам, торжественно объявляют о следующем: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан создают Шанхайскую организацию сотрудничества.1

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятёрки". В этой связи хотел бы отметить и новую для ШОС сферу -сотрудничество со странами-наблюдателями. В настоящее время к работе ШОС через статус наблюдателей подключаются Индия, Пакистан и Иран (получили статус наблюдателей на саммите ШОС в Астане в июле 2005 года), Монголия (получила статус наблюдателя 17 июня 2004 на саммите ШОС в Ташкенте). Организация создала Контактную группу с Афганистаном. Идёт накопление опыта взаимодействия. Это, безусловно, будет способствовать возрастанию авторитета организации, население стран-членов которой составляет чуть ли не половину жителей Земли. ШОС открыта для диалога, готова сообща работать на пользу мира, стабильности и развития.2

В отношениях внутри организации, исходя из "Шанхайского духа", государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгодны, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа не союзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Общая площадь государств-членов ШОС равняется приблизительно 30 млн. 189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население -1,5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения Земного шара.

Беспрецедентные террористические акты, совершённые в США 11 сентября 2001 года, повлёкшие за собой гибель тысяч ни в чем не повинных людей, вызывают у нас глубочайшее возмущение и негодование. Мы рассматриваем эти варварские акции как вызов фундаментальным устоям человеческой цивилизации, стабильности общества и безопасности государств, основополагающим правам человека, включая право на жизнь.

1 Декларация о создания Шанхайской организации сотрудничества 2001г.

2 История развития Шанхайской организации сотрудничества. Газета «Жэньминь-жибао» онлайн //http://Russian.people.com.cn

Скорбим вместе с американским народом, выражаем наши глубокие и искренние соболезнования пострадавшим, родным и близким погибших в результате трагедии. Международный терроризм превратился в серьёзную угрозу для всего человечества. Трагические события в США показали, что для него не существует ни национальных, ни нравственных границ. Победить это зло можно только объединёнными усилиями всех государств. Государства-участники Шанхайской организации сотрудничества ведут активную работу в данном направлении. Противодействие терроризму, экстремизму и сепаратизму - одна из важнейших задач нашей организации. В её рамках принята Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Предпринимаются шаги по ускорению создания региональной антитеррористической структуры.

В связи с этим хотелось бы ещё раз особо остановиться на роли и значении ШОС как наиболее продвинутой региональной организации. С началом создания, ещё в 1996г., «Шанхайской пятёрки» появилась возможность подписать Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашение о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Формируя на основе этих соглашений меру доверия, удалось развязать такой сложный узел, как разрешение пограничных вопросов путем политических консультаций и переговоров. После трансформации «Шанхайской пятёрки» в ШОС участники последней подписали Шанхайскую конвенцию по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры явилось важным шагом, продемонстрировавшим приверженность участников ШОС к совместной борьбе против современных вызовов, угрожающих миру и международной безопасности.

Целями Шанхайской организации сотрудничества являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

Согласно статье 1 основополагающего документа ШОС - Хартии от 7 июня 2002 года - основными целями и задачами ШОС являются:

• укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

• развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

• совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во

всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также с незаконной миграцией; • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной,

природоохранной, культурной, научно- технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

• содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

• координация подходов при интеграции в мировую экономику;

• содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

• поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

• взаимодействие в интересах предотвращения международных конфликтов и их мирного урегулирования;

•совместный поиск решений проблем XXI века. Структура постоянно действующих органов ШОС

1. Секретариат ШОС состоит из 4 секций - политической, экономико-гуманитарной, информационно-аналитической и административной, каждую из которых возглавляет заместитель Генерального секретаря.

2. Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры ШОС состоит из 3 секторов - координационно-оперативного, информационно-аналитического и административно-финансового, каждым из которых руководит заместитель Директора Исполкома РАТС ШОС. Информация об органах ШОС

В соответствии с Хартией Шанхайской организации сотрудничества для выполнения целей и задач Организации действуют следующие органы ШОС: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет национальных координаторов, Совещания руководителей отраслевых министерств и ведомств.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы её внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел.

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и/или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

В рамках ШОС функционируют Совещания министров обороны, транспорта, образования, природоохранных ведомств, чрезвычайных ситуаций, культуры, а также министров, отвечающих за внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность.

При Совещании министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность, функционирует Комиссия старших должностных лиц, которая непосредственно занимается реализацией решений и основных договоренностей СГТ, СГП и совещания министров.

При Совещании министров также функционируют специальные рабочие группы (СГР) по таким направлениям сотрудничества, как таможенное сотрудничество, электронная торговля, стандартизация, транзитное взаимодействие, инвестиционное сотрудничество.

В 2006 году дополнительно созданы две СРГ - по топливно-энергетическому комплексу и современным информационным и телекоммуникационным технологиям.

Исполнительный комитет РАТС в своей деятельности руководствуется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, документами и решениями, принятыми в рамках ШОС. Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета РАТС и назначается Советом глав государств-членов по рекомендации Совета РАТС из числа граждан государств-членов сроком на три года. С 1 января 2007 года

Директором Исполнительного комитета РАТС ШОС назначен М. У. Субанов.

В рамках Шанхайской организации сотрудничества поочередно в каждом из её государств-участников проводятся ежегодные официальные встречи глав государств и регулярные встречи глав правительств государств-участников. В целях расширения и интенсификации сотрудничества во всех областях по мере необходимости возможно создание новых механизмов, помимо уже действующих механизмов встреч руководителей соответствующих ведомств, а также формирование постоянных и временных экспертных рабочих групп для изучения планов и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Сформировавшийся в процессе развития "Шанхайской пятёрки" " шанхайский дух", характеризующийся взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, является бесценным достоянием, накопленным странами региона за годы сотрудничества. Оно будет приумножаться, становясь в новом столетии нормой в отношениях между государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества.

Государства-участники Шанхайской организации сотрудничества твёрдо придерживаются целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, принципов взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности, равноправия и взаимной выгоды, решения всех вопросов путём взаимных консультаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения военной силы или угрозы силой, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах.

Шанхайская организация сотрудничества сформировалась на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанных, соответственно, в Шанхае и Москве в 1996 и 1997 годах. Сегодня сотрудничество в её рамках уже охватывает политическую, торгово-экономическую, культурную, научно-техническую и иные сферы. Принципы, нашедшие отражение в вышеуказанных соглашениях, определяют основу взаимоотношений между государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества.

Шанхайская организация сотрудничества не является союзом, направленным против других государств и регионов, придерживается принципа открытости. Она выражает готовность развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями и на основе консенсуса принимать в качестве новых членов государства, которые разделяют цели и задачи сотрудничества в рамках организации, принципы, изложенные в пункте 6, а также другие положения настоящей Декларации и

вступление которых может способствовать осуществлению такого сотрудничества.

Шанхайская организация сотрудничества придает приоритетное значение региональной безопасности и предпринимает все усилия, необходимые для её обеспечения. Государства-участники будут осуществлять тесное взаимодействие в целях реализации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путём учреждения региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества с месторасположением в г. Бишкеке. Кроме этого, будут разработаны соответствующие многосторонние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности.

Шанхайская организация сотрудничества использует огромный потенциал и широкие возможности взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в торгово-экономической области, предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и диверсификации его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе. В этих целях в рамках Шанхайской организации сотрудничества будет начат переговорный процесс по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработана долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а также подписаны соответствующие документы.

Государства-участники Шанхайской организации сотрудничества укрепляют механизм консультаций и координируют действия по региональным вопросам и международной проблематике, оказывают взаимную поддержку и налаживают тесное сотрудничество по важнейшим международным и региональным вопросам, совместно способствуют упрочению мира и стабильности в регионе и во всем мире, исходя из того, что сохранение глобального стратегического баланса и стабильности в нынешней международной ситуации имеет особо важное значение.

С целью координации сотрудничества и организации взаимодействия компетентных министерств и ведомств государств-участников Шанхайской организации сотрудничества создаётся Совет национальных координаторов государств-участников этой организации. Деятельность указанного совета определяется временным положением, утверждённым министрами иностранных дел государств-участников. Совету национальных координаторов поручается на основе настоящей декларации и документов, ранее принятых главами государств в рамках "Шанхайской пятёрки", приступить к разработке проекта "Хартии Шанхайской организации сотрудничества", которая будет содержать ясное изложение положений о целях, предмете, задачах, направлениях перспективного сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, принципах и процедуре принятия в неё новых членов, юридической силе принимаемых ею решений и способах взаимодействия с другими международными организациями, и

представить его для подписания в ходе встречи глав государств в 2002 году. Обобщая опыт прошлого и оценивая перспективы, главы государств-участников твёрдо верят, что образование Шанхайской организации сотрудничества знаменует собой начало перехода сотрудничества государств-участников на новый этап развития, отвечает тенденциям современной эпохи, реалиям данного региона, коренным интересам народов всех государств-участников.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, межправительственная международная организация, рождение "шанхайской пятерки", новая геополитическая реальность, исламский фундаментализм, международный терроризм, торговля оружием, наркотрафик, ШОС, Совет глав правительств государств-членов ШОС, тенденции современной эпохи, реалии региона.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Устав ООН.

2. Декларация о создания Шанхайской организации сотрудничества 2001г.

3. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. //http://www.sectsco.org

4. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года). Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.khovar.tj /index.php?option=com_content&task=view&id=8843&Itemid

5. Зинглер Ч. Стратегия США в Центральной Азии и ШОС//Мировая экономика и международные отношения. 2007. 7.

6. Галямова В. ШОС как инструмент обеспечения безопасности в Центральной Азии: перспективы организации в свете результатов саммита// Analytic. 2007. 8

7. История развития Шанхайской организации сотрудничества. Газета «Жэньминь-жибао» он-лайн //http://Russian.people.com.cn

8. Калиева ДА. «Шанхайская пятерка»: состояние и перспективы //Центральная Азия: политика и экономика. 2001. №5-6

9. Комиссина И.Н., Куртов А.А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. М.: РИСИ, 2005

10. Краткие сведения о ШОС //http://www.sectsco.org

11. Назаров Т. Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе - 2003.

12. Каримов О.К. Политическое состояние Таджикистана в 90-е годы ХХ в Худжанд - 2007.

13. Суюнбаев М. Ожидания и перспективы ШОС . www.tazar.kg.17.08.2007

14. Шанхайская организация сотрудничества: от политики к экономике// Центральная Азия и Кавказ. 2001 №5 (17)

15. Шерьязданова К. ШОС: Проблемы и перспективы развития. Информационно-дискуссионный портал. www.pbussr.ru 24.07.2007

16. http://asiainform.ru

17. http://asiapacific.narod.ru

18. http://www.centrasia.ru

19. http://www.tajikistan.ru

РИЗОЕВ Б.М.

ЮСУПОВ М.Ю.

РОЖИ ТАЪСИСИ СОЗМОНИ ЖАМКОРИЖОИ ШАНХАЙ ЖАМЧУН ТАШКИЛОТИ БАЙНИДАВЛАТИИ БАЙНАЛХАЛКÏ

Макола ба масоили таыили сабабъо, муъимтарин омилъо ва таърихи таъсиси Созмони ъамкориъои Шанхай ъамчун инъикосгари огози гузариш ба маръилаи нави рушди ъамкориъои давлатъои аъзои ин созмон бахшида шуда, анл>ом ёфтани ин тадбири мук>им к>амчун амали л>авобгуи талаботи замони муосир, вокеияти манотики Осиёи Марказг ва манфиатъои халку миллатъои к>амаи кишварк>ои аъзои ин созмон нишон дода шудааст.

RIZOEVB.M., YUSUPOVM.Y.

THE WAY TO THE FORMATION OF SHANGHAI ORGANIZATION FOR

COOPERATION AS INTERGOVERNMENTAL AND INTERNATIONAL

ORGANIZATION

The article is dedicated to the causes and history of formation of Shanghai cooperation organization, which became the beginning of transition of cooperation of states-participants to the new stage of development, which meet the tendency of modern epoch, realities of Central Asian regions, root interests ofpeople of all states-participants.

АЛИМОВ БОТУРЛОН-

н.и.т., сармуаллими кафедраи Сиёсатшиносии ДДЛБСТ, ЮНУСОВ ЛА&ОНГИР- омузгори

ДДЛБСТ.

СОЗМОНИ &АМКОРИИ ШАНХАЙ ВА НАКШИ ОН ДАР МУНОСИБАТ&ОИ МИНТАКАВÏ

Дар лааони муосир ташкилотаои бонуфузе фаъолият мебаранд, ки дар роаи аалли бисёр муаммоаои лааониву минтакав'1 накши муаим доранд. Дар ин самт фаъолияти чунин созмонаои бонуфуз ба монанди Созмони Милали Муттааид, Иттиаоди Аврупо, Иттиаоди Давлатаои Мустакил, СААД (Созмони Аадномаи Амнияти Дастал>амъ1 (ОДКБ), Иттиаоди иктисодии Авро Осиё, Созмони йамкории Шанхай ва гайраао боиси кайд аст. Аз лумла, чанде андешааои худро оиди яке аз ин созмонао, ки дар аалли масъалааои мушаххаси минтакав'1 макоми махсусро дорад, баён менамоем.

Созмони йамкориаои Шанхай ин ташкилоти байналхалкии субминтакав'1 буда, ба он 6 давлатаои мустакил —Казокистон, Чин, Киргизистон, Русия, Тол>икистон ва Узбекистон шомиланд. Ситоди он дар Пекин карор дорад.

Бояд кайд намоем, ки фаъолияти Созмони йамкории Шанхай бо муносибатаои дул>онибаи байни Русия ва Хитой соли 1996 огоз гардидааст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.