Научная статья на тему 'Политико-правовые механизмы повышения эффективности применения внутренних войск МВД России: Контртеррористический аспект'

Политико-правовые механизмы повышения эффективности применения внутренних войск МВД России: Контртеррористический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА И СТРУКТУРЫ МВД / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ОПЕРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ПРИМЕНЕНИЕ ВВ МВД РОССИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ / TONIC-NENIE ВВ THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN COUNTERACTION TO TERRORISM / COUNTERTERRORISM OPERATIONS / POLITIKO-LEGAL MECHANISMS / VNUT-RENNIE ARMIES AND STRUCTURES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / OPTIMIZATION / TERRORISM / OPERATIVE PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богоносов Михаил Викторович

Результатом проводимой оптимизации применения внутренних войск МВД России в политике противодействия терроризму должно стать формирование высокоэффективных, мобильных, профессионально оснащенных войск, которые останутся ведущей силовой составляющей МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY AND LEGAL MECHANISMS OF THE ADVANCED APPLICATION OF RUSSIA HOME MINISTRY OFFICE: COUNTER-TERRORISM ASPECT

Formation of the highly effective, mobile, professionally equipped armies which remain the leader power from the Ministry of Internal Affairs should become result of spent optimization of application of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in on-litike counteractions to terrorism.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые механизмы повышения эффективности применения внутренних войск МВД России: Контртеррористический аспект»

М.В. Богоносов

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД

РОССИИ:

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Результатом проводимой оптимизации применения внутренних войск МВД России в политике противодействия терроризму должно стать формирование высокоэффективных, мобильных, профессионально оснащенных войск, которые останутся ведущей силовой составляющей МВД.

Ключевые слова: контртеррористические операции, политико-правовые механизмы, внутренние войска и структуры МВД, оптимизация, терроризм, оперативная практика, применение ВВ МВД России в противодействии терроризму.

В настоящее время государственная политика России по противодействию терроризму существенно корректируется, что обусловлено кардинальными изменениями в социальнополитической обстановке в стране, в тактике и стратегии террористической и антитеррористической деятельности. Прежде всего, с началом третьего этапа контртеррористической операции (далее - КТО) произошло смещение акцента действий в сторону правоохранительной сферы. Так, функции управления КТО переданы в ведение МВД России*, основные задачи третьего этапа КТО решаются, в основном, силами правоохранительных органов и внутренних войск (ВВ), меняются формы применения войск (если на первом этапе 78 % войск участвовало в боевых действиях и специальных операциях, то уже на следующем этапе их количество сократилось более чем в 2 раза, а на третьем этапе - почти в 20 раз), значительно возрастает участие внутренних войск МВД России в разведывательных действиях и оперативных мероприятиях. В целом, к концу 2007 года ВВ МВД РФ в качестве объекта противодействия получили, во-первых, вместо локальной общекавказскую структуру с автономно действующими подразделениями, во-вторых, вместо «бригад» в сотни боевиков, способных и склонных к открытым боевым действиям, - десятки ячеек, подрывающих и отстреливающих сотрудников силовых ведомств [1].

В данных условиях именно внутренние войска МВД России, ранее выполнявшие вспомогательную функцию в ходе общевойсковой операции, играют во взаимодействии с органами внутренних дел, прокуратурой, подразделениями МЧС ведущую роль в обеспечении безопасности, поддержании общественного порядка и противодействии терроризму.

По мнению руководства МВД, при «практической неготовности ВВ к общевойсковому бою по сравнению с армией» внутренние войска и структуры МВД в целом «...более других приспособлены по своей идеологии. к решению проблем не столько силой оружия, сколько силой убеждения, доведения гуманитарной помощи» [2]. Таким образом,

с того момента, как руководство КТО на Северном Кавказе было передано МВД России, благодаря слаженности, точечности и высокой результативности совместных действий, террористические организации лишились большинства лидеров высшего и среднего звена, нейтрализовано около 800 бандитов, оказавших вооруженное сопротивление силам правопорядка, в том числе 130 главарей бандформирований и 24 эмиссара зарубежных террористических центров [3].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время внутренние войска МВД России успешно применяются на всех стадиях антитеррористической деятельности, таких как противодействие терроризму (профилактика терроризма); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта; минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма. Также они участвуют в решении многих задач, напрямую связанных с ведением борьбы с терроризмом: в ликвидации незаконных вооруженных формирований; освобождении заложников; в пресечении террористических акций на территориях, обслуживаемых органами внутренних дел, а также в военных городках, воинских эшелонах и колоннах, охраняемых объектах, местах компактного проживания военнослужащих внутренних войск и членов их семей и отражении нападения на транспорт со специальным грузом; в предупреждении и пресечении угона транспортных средств; в пресечении захвата важных государственных объектов, имеющих большое значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности населения и работы предприятий (учреждений, организаций); в предупреждении и пресечении вооруженного мятежа.

Однако анализ ряда проблем применения внутренних войск МВД России в противодействии терроризму показывает, что они, являясь одним из основных акторов антитеррористической политики,

сегодня не готовы в полном объеме участвовать в ней: во-первых, до сих пор не определена оптимальная структура ВВ МВД России, которая бы обеспечила эффективное противодействие террористической угрозе; во-вторых, участие ВВ МВД России в противодействии терроризму зачастую не имеет достаточного эффективного информационного обеспечения; в-третьих, слабо организовано взаимодействие ВВ МВД России в антитеррористической деятельности с другими силовыми структурами, с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с институтами гражданского общества, в первую очередь, с политическими партиями, общественными и иными организациями;

в-четвертых, в рамках международного сотрудничества слабо изучен позитивный зарубежный опыт участия аналогичных силовых структур в политике противодействия терроризму.

Исходя их вышеуказанных факторов, надо отметить, что без решения этих проблем нельзя говорить о высокой эффективности участия ВВ МВД России в противодействии террористической угрозе. Следовательно, разработка политико-правовых, стратегических и тактико-специальных механизмов повышения эффективности применения внутренних войск МВД России в противодействии терроризму представляется чрезвычайно важным направлением антитеррористической деятельности государства.

При этом целесообразным видится решение следующих задач:

1. Создание оптимальных по составу, численности и дислокации группировок внутренних войск МВД России в регионах страны, гарантирующих выполнение задач, стоящих перед МВД России в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности государства, для чего перевести ряд соединений и воинских частей на контрактный принцип комплектования личным составом. На наш взгляд, главной целью реорганизации внутренних войск должно стать приведение их структуры и состава в соответствие с внешними и внутренними угрозами, социально-экономическими и военнотехническими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в обеспечении национальной безопасности России.

В 2007 году во внутренних войсках МВД России завершились мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы». Полагаем,что снижение укомплектованности войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, недопустимо. Переход к профессиональной армии, к комплектованию специалистами на контрактной основе позволит решить многие проблемы политики по противодействию терроризму.

2. Оптимизация состава и структуры частей оперативного назначения, в том числе формирование воинских частей и подразделений, предназначенных и специально оснащенных для эффективного выполнения задач в горно-лесистой местности. С этой целью, к примеру, создан уникальный учебный центр «Хацавита» в Краснодарском крае. В центре обучаются спецназовцы, разведчики и военнослужащие воинских частей внутренних войск МВД России, дислоцированных в горных республиках Северного Кавказа. Центр на деле стал одним из важных звеньев в цепи государственных мер по противодействию терроризму.

Также на данный момент уточнена и оптимизирована структура органов управления территориальными объединениями внутренних войск как в системе МВД, так и в общей структуре вооруженной организации страны: сокращено количество дивизий оперативного назначения, они преобразованы в бригады батальонного состава, что повысило их мобильность и значительно усилило их правоохранительную составляющую. С 1 января 2008 года все семь округов внутренних войск МВД России преобразованы в региональные командования - Центральное, Северо-Западное, СевероКавказское, Приволжское, Уральское, Сибирское, Восточное. Это позволило значительно оптимизировать управленческую структуру внутренних войск, избавиться от ряда промежуточных звеньев.

Результатом проводимой оптимизации применения внутренних войск МВД России в политике противодействия терроризму должно стать формирование высокоэффективных, мобильных, профессионально оснащенных войск, которые останутся ведущей силовой составляющей МВД и, конечно же, гарантом безопасности граждан и государства от проявлений террористической угрозы.

3. Усиление антитеррористической защиты и надежности охраны важных государственных объектов и специальных грузов, для чего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо продолжить работу по совершенствованию антитеррористической защищенности охраняемых предприятий, добиться реальных результатов в совершенствовании служебных показателей. Представляется правильной позиция В.В. Овчинникова, указывающего: «Одним из важнейших направлений в деятельности органов внутренних дел становится охрана важных государственных объектов и объектов жизнеобеспечения региона, усиление охраны таких объектов проводится частями и подразделениями внутренних войск и специально выделяемыми сотрудниками органов внутренних дел» [4, с. 104].

На наш взгляд, с целью выявления условий и предпосылок, способствующих осуществлению диверсионно-террористических актов, следует осуществлять проверочные мероприятия и проводить оперативно-тактические учения по предотвращению возможных террористических актов на жизненно важных потенциально опасных объектах России во взаимодействии с управлениями внутренних дел МВД России, территориальными органами безопасности и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подразделений ведомственной охраны Минтранса России.

Видится необходимым внедрить в практику Типовые (по отраслевому признаку) требования к обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов промышленности и энергетики, утвердив их нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для обязательного выполнения руководителями государственных и частных предприятий.

4. Оснащение ВВ МВД России специальной техникой и современными видами вооружения, в том числе нелетального действия. На данный момент во внутренних войсках продолжается переход на цифровые средства связи с использованием принципиально новых систем формирования каналов связи и передачи информации. Созданы единые системы цифровой автоматической телефонной связи ВВ МВД России и автоматизированной обработки информации. Продолжается работа по внедрению в войсках интегрированной системы передачи данных. Созданы направления космической связи от узла связи командного пункта ОГВ со всеми командными пунктами военных комендатур ВВ МВД России, дислоцированных в горной части Чеченской Республики. Также повышается укомплектованность войск автомобильной техникой, значительно увеличена доля современных образцов автобронетанковой техники, в состав Вооруженных сил РФ передано тяжелое вооружение. На вооружение ВВ МВД России продолжается поступление специальных средств, лицензированных для применения всеми силовыми структурами России, в том числе и так называемое нелетальное оружие, которое при воздействии на человека сохраняет ему жизнь. Производится доукомплектование современными образцами вооружения и военной техники отрядов специального назначения, воинских частей и подразделений разведки.

5. Оптимизация системы подготовки офицеров и личного состава ВВ МВД России путем участия в мероприятиях по созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров, военного образования и военной науки с опорой на систему обеспечения, функционирующую в МВД России.

Полагаем, следует переработать программу обучения личного состава, пересмотреть систему подготовки (повышения квалификации) и обучения кадров в образовательных заведениях МВД России в целях обеспечения их высокой профессиональной готовности. Учения и тренировки личного состава необходимо проводить с привлечением всех взаимодействующих сил и средств в условиях, максимально приближенных к реальным, с одновременным совершенствованием управленческих структур и материальной базы. Также следует внести в программу подготовки органов внутренних дел и внутренних войск вопросы ведения противопартизанской войны. Например, только в 2007 г. были проведены следующие крупные антитеррористические учения: «Кавказский рубеж-2007» на горном полигоне «Дарьял» в Северной Осетии; совместные российско-китайские антитеррористические учения «Содружество-2007», многоэтапные совместные антитеррористические учения России и стран Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия 2007» на Чебаркульском полигоне под Челябинском и др.

6. Повышение уровня взаимодействия с другими правоохранительными структурами и федеральными органами исполнительной власти в процессе противодействия терроризму. Ряд исследователей (М. Киреев, В. Фролов) особо отмечают, что важнейшим условием проведения КТО выступает квалифицированное управление силами и средствами в ходе операции. Такое управление требует знания особенностей совместных специальных контртеррористических операций, роли и задач, выполняемых всеми силами и средствами, в том числе органами внутренних дел - компонент совместной специальной КТО, поэтому взаимодействие с ними - объективная необходимость [5, с. 5].

Как подтвердил опыт многих стран, наибольшую проблему составляет координация деятельности (прежде всего, разведывательной) различных ведомств, задействованных в борьбе с терроризмом. «.При отсутствии такой координации самые профессиональные действия отдельных субъектов антитеррористической деятельности обречены в конце концов на неудачу» [6, с. 420]. Важная организующая роль в этом принадлежит федеральному оперативному штабу, антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации. Следовательно для отработки механизма межведомственного взаимодействия, на наш взгляд, надо запланировать и провести антитеррористические учения на территории всех федеральных округов.

7. Оптимизация осуществления внутренними войсками разведывательных действий и оперативных мероприятий, анализ и обобщение информации о возникновении и разрастании конфликтов. Как показывает оперативная практика, противоречия и конфликты в сфере социальных отношений являются благодатной почвой для искусственного провоцирования, инспирации в обществе массового

недовольства, экстремизма и противоправного насилия. При этом организаторы террористических проявлений, точно оценивая запросы населения, искусно манипулируя общественным сознанием и максимально эффективно используя просчеты в деятельности властей, маскируют свои истинные цели (дестабилизация обстановки, провоцирование сепаратизма, национализма, клерикализма, разжигание религиозной или этнической вражды) лозунгами о защите прав и интересов населения.

В настоящее время оперативные подразделения разведки ВВ МВД России обладают подобным инструментарием, но, к сожалению, не наделены соответствующими полномочиями. При этом систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта, позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств по их предупреждению, выявлять новые поисковые признаки подозреваемых [7, с. 24-27].

Таким образом, можно предположить, что одновременно с учетом существующих пробелов правового обеспечения антитеррористической деятельности внутренних войск МВД России целесообразно решить вопрос о внесении изменений в ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» в части предоставления оперативным подразделениям разведки ВВ МВД России права заниматься оперативно-разыскной деятельностью.

8. Увеличение количества международных контактов и расширение военного сотрудничества с внутренними войсками государств СНГ, а также с аналогичными структурами государств дальнего зарубежья. Организационно-правовое обеспечение сотрудничества ВВ МВД России с международными организациями в сфере противодействия терроризму состоит в осуществлении системы мер нормативного, организационного, кадрового и финансового характера в целях создания оптимальных условий для взаимодействия МВД России с международными организациями при осуществлении мер по противодействию терроризму. Приоритетной задачей при этом является налаживание эффективного международного обмена информацией.

Таким образом, в целях повышения эффективности применения ВВ МВД России в противодействии терроризму предлагает использовать следующие политико-правовые и иные механизмы:

1. Политико-организационный, подразумевающий создание оптимальных по составу, структуре, численности и дислокации группировок ВВ МВД России в регионах страны, гарантирующих выполнение задач, стоящих перед МВД России в обеспечении национальной и антитеррористической безопасности государства, для чего перевести соединения и воинские части на контрактный принцип комплектования личным составом. Принятие организационных и практических мер, на наш взгляд, должно позволить поддерживать состояние боевой готовности на уровне, обеспечивающем качественное выполнение войсками возложенных на них служебно-боевых задач.

2. Силовой, предполагающий усиление антитеррористической защиты, усиление охраны важных государственных объектов и специальных грузов. В объективной взаимосвязи с сохраняющейся угрозой безопасности важных государственных объектов со стороны международных террористических организаций их охрана должна стать одним из приоритетных направлений служебно-боевой деятельности внутренних войск.

3. Научно-образовательный, подразумевающий оптимизацию системы подготовки офицеров внутренних войск путем участия в мероприятиях по созданию межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров, военного образования и военной науки с опорой на систему обеспечения, функционирующую в МВД России.

4. Информационный, предполагающий внедрение во внутренних войсках интегрированной системы передачи данных. На сегодняшний момент во внутренних войсках МВД России продолжается переход на цифровые средства связи с использованием принципиально новых систем формирования каналов связи и передачи информации. Созданы единые системы цифровой автоматической телефонной связи внутренних войск и автоматизированной обработки информации.

5. Коммуникационный, подразумевающий повышение уровня и качества взаимодействия с другими правоохранительными структурами и федеральными органами исполнительной власти в процессе противодействия терроризму во взаимосвязи с увеличением количества международных контактов и расширением взаимодействия с внутренними войсками государств СНГ, а также с аналогичными структурами государств дальнего зарубежья. Совершенствование организационно-правового, координационного, информационно-аналитического и научно-методического международного сотрудничества в политике противодействия терроризму.

6. Нормативно-правовой, предусматривающий внесение изменений в федеральное законодательство в части расширения полномочий отдельных подразделений внутренних войск и уточнения порядка их реализации при осуществлении служебно-боевых задач по противодействию терроризму.

На наш взгляд, концентрация усилий по оптимизации применения ВВ МВД России в антитеррористической деятельности с применением указанных механизмов позволит ускорить процесс формирования эффективной политики по противодействию терроризму, организовать упреждающие действия по выявлению причин и ликвидации очагов возникновения потенциально конфликтных ситуаций.

Литература

1. Опасный транспорт // Русский репортер. 2007. 13 декабря.

2. Итоги выполнения служебно-боевых задач внутренними войсками МВД России в 1999 г. Участие внутренних войск в антитеррористической операции в Чеченской Республике // Пресс-конференция главкома ВВ МВД. Росинформцентр. 1999. 9 декабря.

3. Интервью заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Аркадия Еделева // Щит и меч. 2006. № 24.

4. Овчинников В.В. Правоохранительные органы в условиях внутренних конфликтов. М., 2006.

5. Киреев М., Фролов В. Действия спецподразделений милиции в контртеррористических операциях. Благовещенск, 2000.

6. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.

7. Васильев В.Н., Иванов П.И. Основные тактические приемы оперативно-разыскного обеспечения борьбы с бандитизмом и проявлениями терроризма. М., 1995.

* Согласно Указу Президента РФ от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.